Особенности изобразительных искусств исламских стран

Художественная культура исламских стран
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
hudozhestvennaya_kultura_islamskih_stran.pptx 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Художественная культура исламских стран

Общая характеристика Уникальная культура исламских стран во сходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу 2 тыс. до н.э. В 7 в. был создан Арабский халифат ( земли Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Африки, Турции, Южной Испании ) . В истории Арабского халифата выделяют правление династии Омейядов (661 – 750) и Аббасидов (750 – 1258).

Религия Мощный толчок культурному развитию халифата дал ислам (покорность, подчинение одному Богу – Аллаху). Основные правила религии находятся в Коране , созданном в 8 в. Коран состоит из 114 сур и содержит поучения и наставления. Кроме Корана мусульмане почитают Сунну – книгу изречений пророка Мухаммада . Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют Аллаха, но и они символичны, строги и глубоко религиозны. Познакомимся с некоторыми из них.

Архитектура Исламское зодчество – уникальное явление. Архитекторами были созданы неизвестные до этого времени здания – мечети, медресе, минареты, дворцы, караван – сараи, крытые рынки. Самый ранний тип здания – мечеть , воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят проповеди. Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в Мекке, к которому арабы совершают паломничество – хадж .

Соборная мечеть Омейядов , 8 в.

Медресу – школы при мечети, семинарии Шир – Дор,12 в.

Площадь Регистан в Узбекистане

Минарет аль – Мальвия , 9в Гигантское сооружение достигает 50 м. в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус. Его ярусы уменьшаются по направлению к вершине.

Альгамбра Этот дворец считают жемчужиной Мавритании. Он расположен на вершине холма. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и Львиный.

Львиный дворик Представляет собой прямоугольный сад, разбитый на 4 равные части, на пересечении которых стоит фонтан. Его чашу поддерживают 12 скульптур львов. Вдоль двора находится галерея с 124 колоннами. С арок и сводов свисают декоративные сталактиты.

Тадж — Махал С 12 в. Ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода стал Тадж – Махал в Агре .

Тадж – Махал, 1652 г., Индия.

Особенности изобразительного искусства Изо арабских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфии, книжной миниатюры. Самой ранней формой искусства является арабеска . Это сложный линейно – геометрический рисунок, отражающий бесконечный поток творений Аллаха. Первоначально он включал растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц.

Исламская каллиграфия В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилась каллиграфия, наполненная мистической символикой толкования букв арабского алфавита. Арабское письмо имеет характерные особенности, буквы пишутся справа налево. На Востоке ценится не количество написанного, а качество.

Куфическое письмо В 7 веке сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи . Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства, книг.

Омар Хайям Литературу Востока нельзя представить без творчества Омара Хайяма. Он создал четверостишия – рубаи – в которых содержалась поучительная философия мусульманской веры.

Вопросы и задания Расскажите все, что вы знаете о религии мусульман? Как она повлияла на развитие искусства? Расскажите об отличии мечети, медресу и минарета? Что их объединяет? Что вам известно об исламской письменности? Каковы ее особенности?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение.

Презентация подробно рассказывает как мзготовить цветки сакуры в технике оригами.

Презентация «Художественная культура Древнего Рима». Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р.

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности — урок — путешествие.

Методическая разработка урока изобразительного искусства с использованием технологии игры, ИКТ технологий и технологии дополненной реальности.

Источник

Особенности изобразительного искусства исламских стран. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЮрий Теренин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Особенности изобразительного искусства исламских стран.» — Транскрипт:

1 Особенности изобразительного искусства исламских стран.

2 Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.

3 Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (фр. «арабский»). Это сложный линейно- геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Его линии плавны и симметричны.

4 Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей.

6 В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души.

7 На написание буквы влияет ее место в слове (в начале, середине и в конце слова). В «Трактате о каллиграфии» (XV-XVI в.) говорится о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональност и. На Востоке ценилось не количество написанного и быстрота, а качество исполнения. Искусство каллиграфии.

8 Страница Корана. Куфическое письмо. IX в. В VII в. возник прямолинейный, угловатый почерк куфи

9 Иногда надпись представляет собой законченное художественное целое – фриз или панно.

10 Литература и музыка Арабского Востока

11 Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки ( ). Рудаки. (около гг.)

12 Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, исторических легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевании Персии арабами в середине VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти; Согласна в ней с разумом каждая речь, Хоть мысль доводилось мне в символ облечь. Фирдоуси (около или 1030 гг.)

13 Миниатюра на сюжет «Шахнаме»

14 Великий азербайджанский поэт Низами (ок ) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия. Низами. (около гг.)

15 Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок после 1122). В его всемирно известных философских четверостишьях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновенье, проведенное рядом с возлюбленной. Как прекрасны и как неизменно новы И румянец любимой, и зелень травы! Будь веселым и ты: не скорби о минувшем, Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!» Омар Хайям. (около 1048-после 1122 гг.)

16 Много лет размышлял я над жизнью земной, Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего неизвестно! – Вот последняя правда, открытая мной. Этот мир – эти горы, долины, моря – Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря. Жизнь твоя – на стекло нанесенный рисунок, Неподвижно застывший внутри фонаря.

17 Из толкового словаря Рубаи – философские сентенции Сентенция – (Лат. Мнение, суждение) Имеет два значения: 1) изречение морального характера, нравоучение; 2) юридический приговор.

18 Анализ рубаи Благородство и подлость, отвага и страх – Все с рожденья заложено в наших телах. Мы с рожденья не станем ни лучше, ни хуже Мы такие, какими нас создал Аллах! — В чем смысл данного рубаи? — Можем ли мы назвать Омара Хайяма вольнодумцем?

19 Анализ рубаи Лучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть. — Какова тема данного рубаи?

20 Анализ рубаи Пить Аллах не велит не умеющим пить, С кем попало, без памяти смеющим пить, Но не мудрым мужам, соблюдающим меру, Безусловное право имеющим пить! — Какому принципу ислама противоречит данное рубаи?

21 Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь, Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

22 Миниатюра на сюжет «Рубаи» Омара Хайяма.

23 Проверочная работа: Какое влияние оказали религиозные верования мусульман на становление и особенности развития художественной культуры? Почему ученые сравнивали восточный орнамент с « музыкой для глаз»? Как вы думаете, почему мусульманское искусство не терпит пустоты? Сочините рубаи в стиле Омара Хайяма.

Источник

Презентация к уроку МХК » Художественная культура исламских стран»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная культура исламских стран

Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу II тыс. до н. э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. Крупнейшего государства – Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана), Средней Азии, Магриба (Марокко, Ливии, Туниса и Алжира) в Северной Африке, Турции и Южной Испании.

Особая роль в художественной культуре исламских стран принадлежала мавританскому искусству Андалусии в Южной Испании (XII – XVI вв.). В целом арабо – мусульманский Восток выступил активным посредником между античной, западноевропейской и восточными культурами.

Мощный толчок культурному развитию стран Арабского халифата дал ислам – одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность, подчинение» и означает абсолютную веру в одного Бога – Аллаха, ниспославшего людям пророка Мухаммада (570 – 632) – основателя исламского вероучения, уроженца священного аравийского города Мекки.

Основные догматы ислама изложены в Коране («чтение вслух») – главной священной книге мусульман, созданной в VII – VIII вв. Коран состоит из 114 глав, так называемых сур, и содержит поучения, наставления и молитвы, прославляющие Аллаха. Люди, исповедующие ислам, называют себя мусульманами (АРАБ. «Муслим» – Вручивший Себя Богу, приверженец ислама». Кроме Корана, многие мусульмане почитают Сунну – сборник изречений пророка Мухаммада и рассказов о его жизни.

Строгие законы исламской веры наложили запрет на многие виды искусства и средства выразительности. Предпочтение отдавалось только тем из них, которые прославляли веру в Аллаха: священному искусству слова, архитектуре, музыке, орнаменту, каллиграфии, художественным ремеслам и книжной миниатюре. Метафоричность, поэтическая образность мышления, абстрактная декоративность и орнаментальность, нашедшие воплощение в произведениях арабо – мусульманской культуры, составили ее неповторимое своеобразие и уникальный характер.

Исторические корни ислама восходят к иудаизму, а потому в нем много заимствований ветхозаветных имен и легенд. Коран, определивший основу мусульманского образа жизни и государственного управления, наставляет, что главные добродетели человека – покорность и непоколебимая вера в Аллаха и его пророка Мухаммада. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения. Ислам поощряет развитие наук и искусства, ценит знания, о чем свидетельствуют многие изречения: «Величайшее украшение человека – знание» «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика»

Ислам действительно придал мощный созидательный импульс, стал основой для развития науки и культуры стран арабо – мусульманского Востока. Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведения известнейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценна Абулькасим Фирдоуси Алишер Навои Саади Омар Хайям В замечательном произведении восточной литературы – поэме «Шахнаме» (1010) – Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека: Тот мощи достигнет, кто знанья достиг; От знанья душой молодеет старик.

Первые университеты появились в арабо – мусульманском мире. Здесь повсеместно создавались общественные библиотеки, передавались произведения античных ученых и философов, была осуществлена переработка прославленных сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь» Средневековая культура арабо – мусульманских стран, складывавшаяся на протяжении восьми столетий (VII – XVвв.), занимает одно из важнейших мест в истории и формировании мировых цивилизаций Всемирную известность получили достижения в технике вычислений, геометрии и тригонометрии, открытия в областях химии и медицины, географии и астрономии. Множество современных слов имеют арабское происхождение («алгебра», «алгоритм», «цифра», «азимут», «альманах», «зенит» и др.).

В истории мировой архитектуры творениям средневековых зодчих исламских стран отводится не менее почетное место, чем православным достижениям архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Мусульманское зодчество представляет собой уникальное явление. Арабскими архитекторами были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, роскошные дворцы и караван – сараи, крытые рынки.

Самым ранним созданием мусульманского зодчества была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), воплощающая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят публичные проповеди и преподают религиозные науки. Самая первая мечеть была построена еще при жизни пророка Мухаммада в городе Медине Второй мечетью стал бывший храм Кааба в Мекке. Именно сюда мусульмане совершают главное в жизни паломничество – хадж.

Несмотря на различия стилей, каждая мечеть строго следовала архитектурному канону. Первоначально она представляла собой прямоугольный двор или зал, окруженный арочными галереями. В центре двора располагался водоем, предназначенный для омовения перед молитвой. Из двора верующие попадали в многостолпный молитвенный зал, в обращенной к Мекке стене которого помещался один или несколько михрабов (алтарных ниш) С завоеванием восточно-христианского мира в качестве молитвенного зала зачастую использовались христианские базилики и крестово-купольные храмы. Отсюда наиболее распространенные типы мечетей – колонная и купольная.

Внутри мечети нет никаких изображений – только изречения из Корана и кафедра проповедника – минбар, где лежит священный Коран. Главный фасад сооружения оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, т.е. владения Аллаха.

Соборная мечеть Омейядов в Кордове (Испания) Это один из лучших образцов мусульманского зодчества Она представляет собой колоссальный зал с 600 колоннами, образующими 19 нефов. Посетитель, вошедший под ее своды, не в силах охватить взглядом все пространство. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещается мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер мечети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной.

Медресе Шир – Дор в Самарканде (Узбекистан) В медресе – школе при мечети, семинарии – галереи двора делятся на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы. Медресе Шир – Дор в Самарканде по праву считается жемчужиной архитектуры Средней Азии. Фасад здания, выходящий на площадь Регистан, украшает грандиозный портал. Открытая ниша и двери в ней обозначают путь в глубину, а глубокая стена фасада заставляет входящего остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания Цветной узорный покров главного фасада медресе с возвышающимися стройными минаретами скрывают непроницаемость и тяжесть стен, придавая им легкость и нарядность.

Минареты С конца VIII в. Характерным сооружением мусульманской архитектуры стали минареты (араб. «маяк») – стройные башни с верхней площадки которых муэдзин (священник) пять раз в день созывал верующих на молитву. Минареты отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего облика. Мечеть могла иметь несколько минаретов, но не более восьми (столько их в священной Мекке). В целом минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль.

Минарет аль – Мальвия (Сирия) Минарет устремляется к небу среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни. Это гигантское сооружение достигает 50 метров в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами жаркого солнца, а с другой – погружены в прохладную тень.

Дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испания) Мощная крепостная стена красного цвета (отсюда название: «аль – Хамра» — по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги. Этот роскошный дворец считается жемчужиной светской архитектуры. Его относят к мавританскому стилю (маврами называли арабов, завоевателей Испании). Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт.

Дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испания) Причудливые и утонченные формы мавританской архитектуры поражают богатством и роскошью интерьеров. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и львиный – представляют собой замечательный пример соединения дворцовой архитектуры и садово – паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь, среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик. Прямоугольный сад разбит на четыре равные части, на их пересечении стоит фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов. Со всех сторон к Львиному дворику примыкают залы, павильоны, увенчанные куполами. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик. Дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испания) Четыре апельсиновых дерева, посаженных по краям, обозначают форму сада.

Мавзолей Тадж – Махал в Агре (Индия) С XII в. Ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода является мавзолей Тадж – Махал. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м.обрамлен каллиграфическим орнаментом. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченным девятиметровым шпилем.

Белоснежный мраморный мавзолей расположен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоемом, каналами и фонтанами. Он служит усыпальницей Шах – Джахана и его любимой жены Мумтаз — Махал Интерьер Тадж – Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд. Мавзолей Тадж – Махал в Агре (Индия)

Особенности изобразительного искусства

Изобразительное искусство исламских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от франц. «арабский»). Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд, символически отражающий бесконечный и непрерывный поток творения Аллахом всего живого на Земле. Первоначально он включал и растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполнявшим пустоту пространства. В арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Как в калейдоскопе, узорный рисунок распадается, и вместо него возникает другой. Арабеска

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи насыщенные цвета: ярко-синий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый, — каждому из которых придается особая светосила и интенсивность. Все особенности позволяют назвать этот восточный орнамент «музыкой для глаз». Арабеска

Каллиграфия В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески и наполненное мистической символикой толкования и написания букв арабского алфавита. Согласно учению пророка Мухаммада, «письмо – половина знания», и поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. «Чистота письма» считалась признаком «чистой души».

Арабское письмо имеет характерные особенности. Написание букв осуществляется справа налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке. В арабском письме сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. Также учитывается место буквы в слове (в начале, середине и в конце) В «Трактате о каллиграфии» (XV – XVI вв.) говорилось о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценились не количество и быстрота написанного, а качество исполнения. Каллиграфия

В VII в. Сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи, позднее было создано еще шесть мусульманских канонизированных почерков. Каждый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Иногда сама надпись представляет собой законченное художественное целое. Каллиграфия служила прекрасным украшением и в искусстве книжной миниатюры. Каллиграфия

Литература и музыка

В противовес аскетическим идеалам христианства здесь на первый план было выдвинуто жизнеутверждающее искусство страстной лирической поэзии и эмоциональной мелодичной музыки. «исступление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскошное красноречие Востока». Согласно исламской традиции, музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. Когда в средневековой Европе начиналось научное изучение музыки, здесь не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои. Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки. А.С. Пушкин справедливо писал о том, что в лирику были привнесены

Это было время блестящего расцвета художественной литературы и особенно лирической поэзии. Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Ее лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Таджикская и персидская литература отличалась особой музыкальностью, поэтому совсем не случайно многие народные поэты одновременно являлись певцами и музыкантами. Богатейший музыкальный инструментарий, замечательная вокальная поэзия (изящные газели), научные музыкальные трактаты, придворная, военная и культовая музыка, фольклор составляют основу музыкальной культуры этих народов.

Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки (860 – 941). Тех, кто, жизнь прожив, от жизни не научится уму, Никакой учитель в мире не научит ничему. Слепую прихоть подавляй — и будешь благороден! Калек, слепых не оскорбляй — и будешь благороден! Не благороден, кто на грудь упавшему наступит. Нет! Ты упавших поднимай — и будешь благороден! Таджикский и персидский поэт. Родился в крестьянской семье. В юности стал популярен благодаря своему прекрасному голосу, поэтическому таланту и мастерской игре на музыкальном инструменте — руде. Рудаки заложил основы всей таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкристаллизовались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи поэта стали образцом для последующих поколений таджикских поэтов.

Выдающимся памятником мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок. 940 – 1020 или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевания Персии арабами в середине VII века. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти; Согласна в ней с разумом каждая речь, Хоть мысль доводилось мне в символ облечь.

Поэмы великого азербайджанского поэта Низами (ок. 1141 – 1209) знакомят читателей с особенностями придворной и народной музыкальной жизни, с искусством певцов, танцовщиц и бродячих актеров. Музыка звучит в сценах военных сражений и охоты. В поэме «Хосров и Ширин» (1181) Низами описывает состязание двух знаменитых певцов – музыкантов. Каждый раз исполнитель выбирает для себя определенный лад, с которым связаны традиционные народные мелодии. В поэме «Лейла и Меджнун» (1188) он поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь молодых людей, оказавшуюся сильнее страха и смерти.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 – после 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной. Как прекрасны и как неизменно новы И румянец любимой, и зелень травы! Будь веселым и ты: не скорби о минувшем, Не тверди, обливаясь слезами: Увы!

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на Земле.

Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно! – Вот последняя правда, открытая мной. Этот мир – эти горы, долины, моря – Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря. Жизнь твоя – на стекло нанесенный рисунок, Неподвижно застывший внутри фонаря. Мы источник веселья – и скорби рудник. Мы вместилище скверны – и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, — многолик. Он ничтожен – и он же безмятежно велик!

Были б добрые в силе, а злые слабы – Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы! Если б в мире законом была справедливость – Не роптали бы мы на превратность судьбы. Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь, Вечной тайны разгадку едва ли найдешь. Чем не рай тебе – эта лужайка земная? После смерти едва ли в другой попадешь… Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат.

Презентацию подготовила учитель музыкального искусства и МХК МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово РСО-Алания Улубиева О.Г.

Номер материала: ДВ-376965

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Экономическое развитие стран африки таблица
Оцените статью