Особенности конституции разных стран

Разнообразие и классификация действующих Конституций в странах мира

Особое значение придается во всех странах основному закону – Конституции. Впервые подобный нормативный акт возник в древнеримскую эпоху. В переводе с латыни слово «constitutio» означает «устройство, установление».

В наше время существует около двухсот государств, каждое из которых закрепляет права и обязанности граждан, а также их взаимоотношения с властью, в Конституции. Чтобы свести все разнообразие этих правовых актов в единую систему, их принято рассматривать с точки зрения видов и форм.

Определение и основные особенности

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на территории страны. Она закрепляет принципы государственного устройства, его политическую, правовую и экономическую системы.

Основные особенности Конституции:

  • является базой для разработки новых законов;
  • является стабильной системой;
  • описывает права и обязанности граждан и органов власти;
  • является всеобъемлющей на территории государства.

Важнейшие функции Конституции

Независимо от социальной системы, принятой в стране, Конституции разных государств имеют ряд общих черт. Среди них функции Основного закона:

  1. Учредительная. Закрепляет общественные отношения, подводит под них правовую базу, учреждает политическую систему государства.
  2. Организаторская. Направляет политическую активность общества, служит механизмом для достижения целей, обозначенных в Конституции.
  3. Юридическая. Является основой правопорядка в государстве и регулятором общественных отношений. Так же Конституция – это основа для развития законодательства.
Читайте также:  Даны названия двух стран присвоить эти названия переменным величинам

Виды конституций

Конституции различают по форме, структуре, содержанию, политическому режиму, форме правления, порядку принятия, порядку изменения, сроку действия и уровню территориального устройства.

По форме

Выделяют два вида Основного закона по форме бытования: писаные и неписаные.

Писаные имеют письменную форму, являются единым нормативным актом (в России, США, Франции) или совокупностью законов (в Испании, Швеции).

Неписаные Конституции в официальных источниках не отражены. Они содержат в себе нормы, определяемые различными актами, обычаями. Каждый по отдельности источник цельной картины не дает.

Такое практикуется в Великобритании, Новой Зеландии. В России до 1918 г. не было Конституции как таковой. Ее роли исполняли Основные законы Российской империи.

По структуре

В большинстве современных государств Конституция представляет собой единый документ. Однако в некоторых странах она продолжает оставаться совокупностью законов, принятых в разное время.

  • кодифицированные, которые присущи большинству государств и выглядят как единый нормативно-правовой акт;
  • некодифицированные, которые не представляют собой сформированной совокупности законов (Израиль, Финляндия).

По содержанию

Конституции можно рассматривать с позиции их содержания на момент принятия. Они подразделяются на два вида:

  • оригинальные – включают в себя новые институты власти, принципы общественных отношений;
  • заимствованные – применяющие идеи других Конституций к условиям своей страны. Таких Конституций большинство.

По политическому режиму

В зависимости от закрепляемого в Конституции политического режима, делятся на три возможные категории:

  • демократические – провозглашают права и свободы граждан, создают условия для их реализации;
  • авторитарные – ограничивают права людей, политические и экономические свободы;
  • тоталитарные – запрещают идеологическое и политическое многообразие.

По форме правления

В соответствии с принятой в государстве формой правления конституции могут быть:

  • монархическими – в странах с ограниченной монархией (Швеция, Бельгия, Япония, Испания);
  • республиканскими – в государствах, чье устройство определяется как республика (Россия, США, ФРГ).

По порядку принятия

Здесь рассматриваются виды Конституций по субъекту их издания. Это может быть монарх, парламент, народное собрание.

Поэтому Конституции можно разделить на следующие группы:

  • Дарованные (октроированные) – изданные главой страны без участия представительных органов. Это вынужденная мера, диктуемая обстоятельствами. Является результатом борьбы народа за свои права. Такое происходит в странах Ближнего Востока: Кувейт, Катар, Непал.
  • Принятые парламентом (конвентом, учредительным собранием) – выражают пожелания народа (Болгария, США).
  • Принятые референдумом (Россия в 1993 г., Армения).

По порядку изменения

По отношению к принятию поправок различают гибкие и жесткие Конституции. Порядок внесения дополнений и поправок установлен в самом документе. Рассмотрим подробнее:

  • Изменение гибких Конституций возможно в законодательном порядке. К таким относятся Основные законы Великобритании, Израиля.
  • Осуществить поправки к жестким Конституциям сложнее. Это делается только для поддержания стабильности закона. Такими конституциями обладают Австрия, Дания, Египет, Япония.
  • Комбинированные Конституции возможно подвергнуть лишь частичным изменениям. Примеры: Основной закон РФ, Конституция Индии.

По срокам действия

Время действия некоторых Конституций ограничивается определенными сроками. В связи с этим выделяют:

  • Постоянные Конституции, чей срок действия неограничен. К ним относятся Конституции большинства стран.
  • Временные Конституции создаются в переходный для страны период государственных переворотов.

По уровню территориального устройства

По форме государственного устройства по территориальному признаку Конституции могут быть федеративными и унитарными. Кроме того, субъекты федерации могут создавать свои Конституции.

Разграничение по охвату территории:

  • Федеративные – провозглашают принципы государства, правовое положение его субъектов. Это Конституции ФРГ, Индии, России, США.
  • Унитарные – закрепляют общую для всей страны систему права, систему органов государственной власти (Франция, Италия, Испания).

Текст Конституции служит основой конституционного права. В российской правовой системе оно является основополагающей отраслью, определяет порядок организации и работы органов государственной власти, права граждан. Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу в нашей стране.

Источник

Общие черты и особенности зарубежных конституций. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами

Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

1. Все Конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции: в преамбуле Конституции США устанавливается: «Мы, народ Соединенных Штатов. торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию. »; в ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: «Италия – демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией»; согласно ст. 3 Конституции Франции «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление»; п. 2 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: «Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства»; ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. устанавливает, что «суверенитет принадлежит исключительно народу, от которого исходит публичная власть».

2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институт собственности. Исторически эти нормы восходят к французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой (ст. 17) содержится известное положение о ее неприкосновенности: «Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения». Охраняемая конституцией собственность составляет основу всего конституционного здания.

3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не выражена явно, она как бы подразумевается. В других (американская, датская, японская) принцип разделения властей четко сформулирован в соответствующих статьях. Так, принцип разделения властей, дополненный системой «сдержек и противовесов», положен в основу американской Конституции. Три первые статьи этой Конституции начинаются следующими положениями: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов. » (ст. I, разд. 1); «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки. » (ст. II, разд. 1); «Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду. » (ст. III, разд. 1).

В японской Конституции содержатся такие предписания по этому предмету: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства» (ст. 41); «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом» (ст. 65); «Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду. » (ст. 76).

В Конституции Дании концепция разделения властей сформулирована в одной статье: «Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть – судам» (гл. I, § 3).

4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства – республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. В преамбуле к Конституции Индии, например, прямо сказано: «Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику. ». В п. 3 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. установлено, что «политической формой испанского государства является парламентарная монархия».

Конституция США, напротив, не называет прямо форму правления всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты являются республиканскими по порядку формирования, взаимодействию между собой и порядку осуществления функций. Кроме того, в ней установлена республиканская форма правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления. » (ст. IV, разд. 4).

Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный Император, статусу которого посвящена Глава 1 Конституции, то очевидно, что Япония – монархия.

5. Конституции устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства. По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются. Так, ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. гласит: «Колумбия является социальным правовым государством, организованным в форме унитарного децентрализованного государства». Само умолчание о форме государственного устройства есть констатация унитаризма как наиболее распространенного способа политико-территориальной организации территории страны. Однако и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин «федерация» или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается, например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др.). Согласно ст. 1 Конституции Аргентины 1853 г. «Аргентинская нация в соответствии с настоящей Конституцией избирает федеративную, республиканскую, представительную форму правления». Ст. 1 Конституции Бразилии 1988 г. начинается словами: «Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и Федерального округа. ».

Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в данном государстве терминологией). Так, конституции США, Индии и ФРГ говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит термин «союзное государство». Официальный текст Конституции Швейцарии 1999 г. в соответствии с давней традицией на французском и итальянском языках называется «Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации», а на немецком – «Федеральная Конституция Союза» (дословно «Товарищества по клятве»). Таким образом, название не отражает формы государственного устройства в рамках принятых в науке классификаций, однако содержательный анализ норм конституции позволяет судить и о государственном устройстве.

6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, с множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.).

Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о правах и свободах (США) или даже упоминания о них (конституции некоторых франкоязычных стран Африки). Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности.

Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., в которых урегулированы важнейшие аспекты правового статуса человека и гражданина. В самом же тексте Конституции 1958 г. законодатель ограничился указанием в преамбуле: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.».

7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят Глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран. Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана).

8. В некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства. Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу Конституции Франции 1946 г.; Конституция Японии предусматривает отказ от войн как средства политики; в Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте конституций Греции, Португалии, Испании.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако обобщая, можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более кратки. Конституции эпохи свободной конкуренции были, по выражению Наполеона, «краткими и туманными». Наиболее типичным примером в этом плане является Конституция США, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Такое содержание Основного закона давало возможность управлять более «свободно», дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью судебных толкований, обычных законов, нормативных актов исполнительной власти. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конституция», существенным образом отличающаяся от официального конституционного текста.

Конституции, принятые после Второй мировой войны, как правило, более детальны. Значительную роль в появлении этого нового качества конституций сыграла демократическая тенденция, в результате которой в тексты конституций были внесены многочисленные прогрессивные положения. Конституции некоторых стран (Индия, Малайзия) представляют собой огромные по своему объему документы. В то же время конституции значительного числа стран Тропической Африки весьма кратки.

? Особенные черты конституций – подготовить вопрос самостоятельно (на примерах из различных конституций).

Задания на семинар:

1. Изучить теоретическую часть темы.

2. Подготовить примеры по каждому вопросу.

3. Выполнение письменной самостоятельной работы. Составьте таблицу «Классификация конституций: США, Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, Польша» (возможно обращение к конституциям и других стран).

4. Составить тесты и задачи по теме.

5. Предлагаемые темы докладов:

— Октроирование как способ принятия конституции.

— Форма конституций в зарубежных странах.

— Объекты конституционного регулирования: тенденции к их расширению.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова на Ваш взгляд сущность конституции? Меняется ли сущность (назначение) конституции с развитием общества?

2. Соотношение конституций и действительности. Конституции фактические и юридические, фиктивные и реальные.

3. Соотношение конституции и конституционного права.

4. Объект конституционного регулирования, его содержание и пределы.

5. Особенности содержания конституций западной, социалистической и исламской моделей.

6. Юридическая сила конституции и международных договоров. Проблема существования надконституционных источников права.

7. Какие факторы влияют на стабильность конституции?

8. Проблемы обеспечения прямого действия конституционных принципов и норм.

9. Общие принципы как специфический элемент системы конституции: их назначение.

10. Соотношение идеологических (величественных, программных, исходных, не рассчитанных на самореализацию) и функциональных (рациональных, классических, самореализуемых) положений в конституциях различных поколений и стран.

11. В чем проявляется юридическая, политическая и идеологическая функция конституции?

12. Как Вы понимаете термины «формальная» и «материальная», «живая» и «мертвая» конституция?

13. Причины преобладания в мировой практике писаных кодифицированных конституций.

14. Какой из способов принятия конституции кажется Вам наиболее демократическим, профессиональным, объективным?

15. Значение и элементы жесткого порядка изменения конституций, предусмотренного в различных странах.

16. В чем отличие жестких от особо жестких конституций?

[1] Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Очерки конституционного права иностранных государств: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачёв. – М.: Спарк, 1999. – С. 9.

[2] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000.// Идиома [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: // www.idioma.ru/pravo_book.htm. – Дата доступа: 15.03.2007.

[3] Синюков, В.Н. Российская правовая система / В.Н. Синюков. – Саратов: ГП «Полиграфист», 1994. – С. 366.

Источник

Оцените статью