Особенности модернизации стран азии

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

контрольная работа Азиатская модель модернизации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность модели модернизации 5
2 Азиатский регионализм и особенности выбора модели развития в странах Азии 9
3 Анализ опыта модернизации экономик стран Азии 13
Заключение 18
Библиографический список 19

Анализ различных аспектов проведения социально-экономических реформ в Азии в 90-е годы, прежде всего в Китае, находится в центре внимания ученых многих стран. Изучению зарубежного (в том числе азиатского) опыта проведения экономических преобразований в пореформенной России уделяется также большое внимание. Регулярно появляются публикации подготовленные на материалах, в основном, страноведческих исследований.
Тем не менее, ощущается дефицит сопоставительных работ, посвященным выявлению факторов, обеспечивающих достижение результативности осуществляемых экономических реформ.
Временной горизонт исследования настоящего реферата — начиная с конца 40-х, начала 50-х годов до второй половины 90-х годов. Тем самым возникает возможность изучить изменения характера преобразований в государствах Азии.
Для выявления основных предпосылок, условий проведения и реализации экономических реформ в странах Азии целесообразно исследовать: — основные принципы выбора стратегии экономического развития, основных параметров, механизмов и этапов социально экономических трансформаций; — роль государства в восточноазиатской экономике в период проведения реформ; — ключевые элементы финансово-экономической политики, задающих направление и обеспечивающих реализацию курса на модернизацию социально-экономических структур; — аграрные преобразования в странах региона, особенности проведения земельных реформ, политика по защите отечественных производителей, факторы интенсификации сельскохозяйственного производства, смежных с сельским хозяйством отраслей; — внешнеэкономические аспекты реформирования хозяйственных комплексов стран Азии, роль иностранного капитала в этом процессе.
Целью данной работы является характеристика азиатской модели модернизации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    определить понятие и сущность модели модернизации;
    выявить особенности выбора модели развития в странах Азии;
    проанализировать опыт модернизации экономик стран Азии.
Читайте также:  Статистическая оценка экономического развития страны курсовая

При написании работы применялись монографический и аналитический методы исследования. Информационной базой для работы стали учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические источники, приведенные в библиографическом списке.

1 Понятие и сущность модели модернизации

Модернизация — (от франц. moderne — новейший, современный). Первые версии модернизма базировались на представлениях эволюционизма XIX в. (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган) об однолинейности исторического развития и универсальности моделей общества для всего человечества.
Согласно классической модернизационной теории (У. Ростоу, К. Керр, С. Хантингтон), модернизация представляет собой переход из традиционного общества в современное. При этом происходящие изменения связаны не только с социокультурной трансформацией социума; они касаются экономики, политики, демографии, психологии и т.д.
Переход от традиционализма к современности осмысливается как индивидуализация (базовой социальной единицей во все большей степени становится индивид, а не группа); дифференциация (передача отдельных функций, ранее принадлежавших «семье», специализированным институтам социальным) и формализация (подход к социальным институтам как действующим на основе абстрактных и универсальных законов и правил, предполагающих доминирующую позицию науки и экспертов). Чем глубже изменения традиционного общества по этим параметрам, тем более оно обретает способность использовать инновации, не разрушаясь [5, с.298].
Анализ модернизационных процессов в социально- философском аспекте выводит на определение ключевых понятий «традиционное общество» и «современное общество», используемых нами в работе. Причем следует помнить, что эти понятия остаются дискуссионными в современной науке.
Среди множества особенностей, характеризующих традиционное общество, на наш взгляд, главным является доминирование традиций над инновацией. В современном обществе наблюдается доминирование инноваций. В целом в имеющихся концепциях модернизации заметна тенденция противопоставления традиционного общества современному. Поэтому переход к нему — модернизация — представляется в них достаточно сложным противоречивым процессом.
Дело в том, что природа традиций противоречива, что порождает крайности в ее оценке. Традиция (от лат. traditio — передача, предание) — способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему [8, с.87].
Понимая правомерность противопоставления традиции инновациям и современности, мы рассматриваем ее в контексте более общего понятия «развитие». Сами традиции не статичны, они динамичны. С точки зрения диалектической концепции традиция становится участником процесса развития, или как принято говорить, диалога «нового» со «старым». Сохранение традиций возможно не в чистом виде, а в «снятой» форме. «Сохранить — это значит видоизменить. Это общий закон как органического, так и социокультурного мира» [9, с.40].
Характеризуя традицию, отметим, что мы придерживаемся в основном точки зрения российских авторов, для которых традиция — феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся [4, с.178]. Традиции в современном обществе приобретают новое содержание. Мы далеки от воскрешения прошлого в виде традиций, однако нами делается попытка реализовать ценности конкретных традиций, понять смысл «прошлого опыта в новых условиях».
Что касается противоречия «традиция — инновация», то следует сказать, что оно проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе, как доказав свою органичность и укорененность в культуре [6, с.77].
Традиция, обновляясь, становится источником развития. Инновация может утвердить себя через культуру. Это определяет место, роль и силу традиции в модернизирующемся обществе, а в полиэтничном обществе — этнокультурных традиций (ценностей). Считаем уместным вспомнить точку зрения одного из лидеров современной прикладной социологии Р. Инглегарта. Оперируя терминами модернизации и постмодернизации, он обращает внимание на взаимосвязь и взаимодействие экономического и культурного факторов в развитии общества; делает вывод, что определенные культурные ценности оказывают существенное воздействие на экономический рост [3, с.161].
Возвращаясь к анализу модернизационной теории, отметим вслед за Ю. Хабермасом, что «Модерн — незавершенный проект» (к нему присоединяются Э.Гидденс, С. Лэш, У. Бек, В. Федотова и др.). Далее следует сказать, что классическая теория модернизации основана на универсализации модернизационного опыта Запада [4, с.180].
По словам специалистов, классическая теория модернизации, адекватно описавшая модернизационный опыт Запада и способствовавшая модернизации ряда незападных стран, осталась незавершенной. Она оказалась плохо применимой к Юго-Восточной Азии, к развитию новых индустриальных стран в этом регионе, не сумела обеспечить модернизацию стран третьего мира и оставила вне зоны интереса страны четвертого мира. Попытка ее применения к посткоммунистическим странам осталась риторической, показав в очередной раз, что время классической модернизации и присущей ей стратегии догоняющего развития как универсальной тенденции истекло [7, с.4].
Известно, что классическая теория модернизации сегодня подвергается серьезной критике по ряду позиций. В.Г. Федотова выделяет в качестве основного недостатка невозможность совпадения идеального типа с результатом применения теории. «Строго говоря, М. Вебером было доказано, что капитализма западного типа построить нельзя без его духовных предпосылок. На его уникальность указывал С.Хантингтон и другие исследователи. Модернизационная теория не утверждала обратное, она указывала на жесткие условия приближения, считая последнее в той или иной мере возможным. Вина за неудачи применения этой теории лежит на радикальных либералах, которые были уверены в обратном: теорию можно в чистом виде воплотить в реальность, причем не считаясь с ценой» [7, с.7-8].
Неэффективность модернизации на основе модели догоняющей модернизации привела к появлению новых неклассических теорий модернизации. Среди них В. Федотова выделяет шесть типов [7, с.28]. Постмодернизационная теория развития (постмодерн, постсовременность — от лат. post — после и modernus — современный). Постмодернизацией называют переход традиционного или современного общества в постсовременное. Постсовременное общество строится путем объединения черт двух первых: традиции и инновации, светского характера социальной жизни и признания религиозности в культуре, цикличности и поступательности в развитии, авторитаризма и демократии, коллективизма и индивидуализма, индустриализации и ограничения пределов роста, предзаданного и приобретенного статуса, ценностной и целевой рациональности, локальности и универсальности (глобальности) и т.д.
Примером подобного общества обычно называли Японию (данную теорию называют еще модернизацией на основе собственной идентичности). Эту теорию считают непопулярной, она вытеснена новыми теориями модернизации. Транзитология требует достижения только двух параметров модернизации: демократизации и рыночных отношений. Ее выполнение также зависит от культурных предпосылок, как и осуществление классической модернизации [8, с.24]. Концепция устойчивого развития, которая считает, что перед опасностью всемирной катастрофы страны должны признать успешным только то развитие, которое считается с необходимостью устойчивости, уменьшения экологических и прочих рисков. Теория макдональдизации (имеются в виду экономическая эффективность, калькулируемость процесса и результата, предсказуемость последствий определенных действий и технологически оснащенный контроль за поведением). Макдональдизация как упрощенная модернизация апробирована в сети ресторанов «Макдональдс», но она не может осуществляться в образовании, медицине, в социальной сфере. Национальные модели модернизации утверждают, что догоняющая модель модернизации сегодня не работает из-за изменений самого Запада (Э.Гидденс).
Азиатские модели модернизации, например Южной Кореи, отвечают двум предыдущим моделям. В. Федотова считает, что России ближе этот корейский путь из-за слабости гражданского общества, несовершенства демократии, рынка и либеральной идеологии.

Читайте также:  Характерные черты экономики стран с переходной экономикой

2 Азиатский регионализм и особенности выбора модели развития в странах Азии

В современном мире существует несколько типов экономических моделей. Каждая модель отражает экономические потребности конкретной страны либо региона и исходит из существующих экономических реалий.
Даже на уровне общих по многим чертам стран нет абсолютно схожих моделей экономического развития. Главное отличие между ними — отношения собственности и степень регулируемости экономики со стороны государства. Немаловажное значение имеют также разность социо — культурных отношений, а также место и роль основных агентов хозяйственной деятельности в экономической жизни страны и в обществе.
Модели экономического развития подобно мировым хозяйственным связям, тесно переплетены. Базовой моделью для современных экономических отношений можно считать модель Европы. Она стала основой для выработки моделей для других стран и регионов. В Европе, в течение продолжительного времени, благодаря вначале военной мощи и колониальной политике, а потом стабильности и более конкурентоспособной продукции, произошла концентрация основного мирового капитала, в том числе, и частного.
Становление фундаментальных отраслей хозяйства заняло относительно долгое время, и частный капитал принял в этом самое основное участие (еще в 18 веке частный сектор здесь осуществил промышленную революцию). Существовал сравнительно платежеспособный внутренний рынок. Войны и разрушения, от которых пострадали основные сектора экономики в XX веке, в итоге оказались лишь неким замедлителем для их последующего развития, временно усилив роль государства как регулятора. Экономика снова восстановилась благодаря сохранившимся производственно- технологическим связям, внешней финансовой помощи и существующему мировому экономическому порядку [10, с.147].
Со временем государственное регулирование, создав условия для конкуренции и оставив за собою роль формирователя основных пропорций внутреннего накопления, постепенно уступало место умело организованному частному менеджменту и квалифицированной рабочей силе. Европейская модель стала базой для американской модели экономического развития, будучи удачно приспособленной к местной экономической специфике, во многом определив выход страны на передовой рубеж мировой экономической системы. Новый валютный порядок 50-х гг. и свободное хождение в мире западных валют, используемых как средства платежа и накопления, еще более укрепили господствующее положение группы стран над остальным миром.
Для развивающихся стран, ставивших перед собою задачу достижения экономического благополучия, стало очевидным, что пройти успешно все этапы эволюции в рамках образцовой западной модели, по крайней мере, нереально в течение исторически короткого времени с учетом своих национальных особенностей, нехватки капиталов и быстро меняющихся экономических реалий в мире. Если западная экономическая модель развивалась относительно долго, сама диктуя условия производственных параметров, оказав решающее воздействие на мировой рынок, то ведущие азиатские страны, сегодня все ближе и ближе стававшие в один ряд с высокоразвитыми странами Запада, должны были приспособиться к уже существующим реалиям и двигаться по схеме ускоренного догона.
Требовалось разработать и внедрить принципиально новую модель форсированного развития, где государство, в силу нехватки ресурсов и практически нищего населения, отсутствия квалифицированного менеджмента и рабочей силы, смогло бы организовать ускоренный подъем экономики и создать условия для роста собственных рыночных сил. Так начало свое рождение восточная экономическая модель.
Страны Азии приняли многие черты существующих экономических моделей развитых стран, сочетая это со своими социо-культурными особенностями, учитывая специфику построения отношений в обществе. Другой отличительной чертой стала роль государства, как ускорителя в экономической жизни стран региона. Поставив в основу своего развития принцип сравнительных преимуществ, многие страны Азии смогли совершить экономический взлет в относительно короткие сроки, взяв на вооружение принципиально новую экономическую доктрину.
Существенным фактором, влияющим на выбор стратегии, является время начала интенсивного роста. Для стран — пионеров индустриализации возможности осмысленного государственного активизма весьма ограничены. Рынок и частная инициатива здесь лишь формируют технологический облик промышленности. У государства здесь нет базы для формирования осмысленной стратегии индустриального развития, заданной образом структуры ушедших вперед более развитых рыночных экономик. Историческая дистанция, возможность опереться на использование созданных предшественниками технологических результатов частнокапиталистического развития была существенным фактором, повышавшим привлекательность государственного экономического активизма в странах более поздней, догоняющей индустриализации.
Экономическая история показывает, что нигде в мире не было и нет чисто рыночной экономики. Государственное регулирование или государственный сектор в явной или скрытой форме все равно существуют, а их конкретные задачи определяются в зависимости от данного этапа развития экономики. На начальном этапе необходимость госсектора связана прежде всего с развитием материальной инфраструктуры и базовых отраслей промышленности, то есть отраслей, которые являются фундаментальными, капиталоемкими и не обеспечивают быструю отдачу. Эти отрасли в начале своего развития непривлекательны для частного капитала не только из-за низкой рентабельности, но и в силу отсутствия у частного сектора большого объема собственных капиталов. Речь идет в первую очередь об огромных вливаниях в энергетику, коммуникации, металлургию и другие отрасли тяжелой индустрии.
Помимо этого, любая комплексная и фундаментальная реформа требует от правительства предварительного изучения и анализа структуру и перспективу всех направлений экономики, подбор и корректировка тех приоритетных, на которых должна строиться будущая модель.
Каждое направление должно соответствовать одному либо всем из нижеизложенных критериев. Экономика должна быть [10, с.151]:

    экспортоориентированной;
    импортозамещающей по тем товарам, которые в силу больших объемов, долгосрочности их импорта или по стратегическим соображениям крайне необходимы для экономической жизни страны, либо имеют потенциал стать экспортоориентированной.

При подборе направлений учитываются некоторые основополагающие факторы. Это природные или исторические преимущества страны, исходящие из принципа сравнительных преимуществ в мировом разделении труда, относительно менее жесткая конкуренция в выбранных нишах мирового рынка, а также растущий спрос на производимые в рамках данного направления продукции. Принимаются во внимание также уровень наукоемкости, капиталоемкости и трудоемкости конкретной отрасли, степень обеспечиваемости специалистами, скорость оборачиваемости и отдачи капитала, величина потенциальной прибыли, перспективы превращения отрасли в фундаментальное направление для развития новых перспективных отраслей.
После определения приоритетных и неприоритетных секторов экономики страна берется за реорганизацию конкретных производственных единиц различных секторов экономики — за хозяйственных субъектов, для создания наиболее эффективных производственных цепочек. Правильная оценка приоритетных для страны направлений и разработка механизмов оптимального взаимодействия всех цепочек хозяйства позволяет достичь максимально эффективного использования мобилизованных средств.

3 Анализ опыта модернизации экономик стран Азии

Восточная модель экономического развития, в отличие от западной, имеет в себе колоссальную долю государственного участия. Оно проявляется как в форме владения государством акционерного капитала компаний в ключевых отраслях хотя бы на первом этапе, так и непосредственным его участием в развитии экономики в целом.
Можно утверждать также, что частное владение акционерным капиталом здесь не имеет определяющее значение, поскольку практически вся власть принадлежит регулирующим государственным структурам. Модель эта опирается не только на законы конкурентного саморазвития. Рынок рассматривается не столько как среда для самосовершенствования, сколько в качестве полигона для создания, апробирования и сбыта продукции.
Мотором для самосовершенствования, модернизации и развития служит государство. Для восточной экономической модели характерны следующие черты: сдерживание текущего потребления в пользу накопления, экспортная экспансия, централизованное индикативное планирование, позволяющее мобилизовать государственные и частные ресурсы для крупных национальных производственных и научно-исследовательских проектов, субсидирование высокотехнологичных отраслей, наличие эффективно действующего бюрократического аппарата и реальных механизмов согласования интересов государства, бизнеса и профсоюзов.
Одним из условий выбора типа экономической модели является размер внутреннего рынка. Для малых стран (по определению Ченери и Сиркина, стран с населением менее 20 млн. человек) возможности выбора стратегии развития предельно ограничены. Узость внутреннего рынка делает их заложниками унаследованных от аграрного общества традиций. Там, где эти традиции благоприятны для формирования динамичного национального предпринимательского сектора, рост доходов сопровождается быстрым увеличением доли сбережений и инвестиций [2, с.18].
Открытый характер экономики способствует интеграции страны в мировой рынок. Напротив, там, где национальный предпринимательский сектор слаб, собственность и власть трудноразделимы, норма сбережений устойчиво низкая, -такой стране оказывается предельно сложно самостоятельно выбираться из круга застойной бедности. Крупные страны имеют существенно большую свободу маневра в выборе национальной стратегии роста.
Из исследуемых стран, к моменту начала реформ только Южная Корея отличалась сравнительно маленьким внутренним рынком, что отразилось на выборе ею модели развития. Япония и Китай построили свою экономическую политику так, чтобы максимально использовать те преимущества, которые дает большой внутренний рынок. Здесь, помимо стимулирования экспорта, происходило и целенаправленное увеличение внутреннего спроса и внутреннего предложения. Практически все производимые товары проходили первичную «обкатку» на внутреннем рынке.
Вероятно, первопричиной относительно слабого взаимодействия экономики КНР с мировым рынком является высокий уровень самообеспеченности минеральным сырьем в условиях крупных размеров национальной экономики. Китаю не нужен экспорт в таких размерах, чтобы покрыть основную часть потребности в минеральном сырье за счет импорта. В этом важное отличие китайской экономики, например, от японской.
Крупные размеры внутреннего рынка являются и сами по себе фактором, способствующим развитию тенденции замыкания экономических связей внутри национальной экономики. В этом сходство китайской и японской экономики. Южная Корея же, обладая сравнительно маленьким внутренним рынком, сделала акцент на максимальное сдерживание внутреннего спроса и предложения, одновременно наращивая объемы экспорта. Развитие емкого внутреннего рынка здесь происходило относительно позже. Южная Корея вставала на путь развития, избранный в свое время соседней Японией, однако с той существенной разницей, что последняя, как правило, экспортировала излишки своей продукции, тогда как Южная Корея, где покупательная способность населения была весьма низкой, стала вывозить за границу товары, которые в иной ситуации могли бы использоваться и для внутреннего потребления [1, с.44].
Одним из основных составляющих моделей исследуемых стран служила целенаправленная политика сохранения дешевой рабочей силы, особенно в трудоемких отраслях. Причем, анализ показывает, что и Япония, и Южная Корея, и Китай обеспечивали конкурентоспособность своей продукции (особенно, на первых порах), в частности, путем удешевления стоимости рабочей силы от существующего мирового уровня. Все исследуемые страны в начале реформ имели избыток трудовых ресурсов, и развитие трудоемких отраслей требовало обеспечения конкурентных преимуществ по стоимости рабочей силы, особенно, когда этого позволяли низкий уровень жизни в стране и колоссальные масштабы безработицы.
Позже, в связи с увеличением доли накоплений в ВВП и повышением уровня жизни, Япония и Южная Корея начали переключаться в капиталоемкую и наукоемкую фазы развития, постепенно уступая свои позиции в трудоемком экспорте странам второго поколения реформирования региона (Китай, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд).
В современном мире не затихают споры о целесообразности жесткого государственного контроля для ускорения роста экономики. Суть проблемы состоит в выявлении связи между процессами демократизации общества и развитием экономики, а также в ответе на вопрос, что из них приоритетнее.
Анализ опыта успешного пореформенного развития восточно-азиатских стран показывает, что успех экономических реформ в значительной степени определялся наличием устойчивой и сильной авторитетной власти, признанной как внутри страны, так и за ее пределами, способной контролировать основные социально-экономические процессы, а также проводить последовательную, предсказуемую (хотя и не всегда безошибочную) политику [2, с.56].
В числе важнейших предпосылок проведения последовательно рационального экономического курса — наличие достаточно сильной и компетентной исполнительной власти, могущей противостоять искусам популизма и предотвратить попытки отдельных социальных слоев подчинить экономическую политику своим узкогрупповым интересам.
Сказанное касается особенно первых этапов экономических преобразований, когда происходит жесткая мобилизация и приоритетное перераспределение средств в ущерб некоторым, состоявшимся уже направлениям и социальным программам. Данный этап значим и тем, что закладываются основы будущей экономической модели, и любое неоптимальное соотношение базисных сил может в дальнейшем привести к торможению экономического развития страны.
Сильная власть в странах Азии дала возможность использовать политическую и экономическую мощь государства для поддержки наиболее динамичных секторов хозяйства и политически нейтрализовать социальные группы, связанные с неконкурентоспособными секторами.
Речь идет, прежде всего, о лоббистском давлении профсоюзов и той части деловых кругов, которые выигрывают от существующего экономического порядка. Известно, что в Южной Корее контроль над деятельностью профсоюзов был ослаблен лишь с приходом к власти демократического правительства во второй половине 80-х гг., в Японии они действуют на отдельных предприятиях и имеют лояльные отношения с администрациями [1, с.62].
Можно утверждать, что все явления, которые в популярной экономической литературе принято называть «восточно-азиатским экономическим чудом», состоялись в рамках единой экономической политики, проводимой из единого центра при соблюдения принципа преемственности социально-политического и экономического курса при смене правящих администраций.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Оцените статью