Особенности национальной инновационной системы страны

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Фундаментом успешного развития инновационной экономики выступают инновационные процессы, которые обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности [3]. Инновационная деятельность является основой надежного экономического развития [4]. Развитие инновационной деятельности во второй половине 20-го века привело к тому, что в 1980-е в ряде западных стран были основаны национальные инновационные системы (НИС).

НИС представляет собой основу инновационной экономики и предполагает сотрудничество правовых, финансовых, исследовательских, проектных, образовательных, социальных институтов и предприятий в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий [5].

Становление инновационной деятельности в России совпало с переходом на постиндустриальную формацию в развитии. Поэтому можно выявить существенные различия между НИС административной экономики и НИС рыночной экономики.

В административной экономике взаимосвязь между элементами инновационной деятельности имела внешний характер относительно основного круга участников воспроизводственного процесса и была не ориентирована на экономическую рациональность. В условиях рыночной экономики инновационная деятельность, прежде всего, направлена на достижение экономического эффекта. Стоит отметить, что инновационные процессы связаны с провалами рынка (неспособностью рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов). Это говорит о необходимости применения как рыночных, так и нерыночных способов воздействия.

Все вышеперечисленные особенности современной инновационной деятельности привели к формированию сложной системы, в которую входят: государственные, общественные и корпоративные институты. Эти институты обслуживают и регулируют весь инновационные процесс с целью эффективного использования всех возможностей. Этот комплекс институтов и организаций, который обеспечивает успешную коммерциализацию инноваций, образует в развитых рыночных экономиках НИС [6].

Падение плановой системы ведения народного хозяйства привело к сбою работы НИС административной экономики, деградации всех ее элементов (1990-е гг.). Экономика России столкнулась с целым рядом проблем и противоречий. Экономическая политика, проводимая государством, никакими способами не поддерживала инновационную деятельность. Остатки советской НИС просто продолжали разрушаться. Для формирования эффективной НИС необходимы серьезные изменения как в самой системе, так и в рычагах управления ею.

На данный момент нет однозначной оценки уровня развития НИС в России. Не отрицается, что уровень инновационного потенциала в России очень высок, но он не реализуется в силу некоторых ограничений [7]:

− наблюдается тенденция уклона экономики страны в сторону добывающей промышленности, в первую очередь нефтегазовой;

− отсутствие высокотехнологических отраслей промышленности, с помощью которых можно наладить массовое производство инноваций;

− насчитывается малое число инновационных компаний, которые действуют незначительно, а стимулы для формирования новых инновационных организаций практически отсутствуют;

− более 90% машинно-технической продукции, которые выпускают предприятия, является устаревшей. Такая продукция не в силах конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

− удельный вес инновационных организаций составляет 10%, а доля затрат на технологические инновации составляет 4%.

Несмотря на проблемы и противоречия современной НИС, также существуют положительные аспекты, которые в силах частично решить вышеизложенные проблемы [8]:

− рост уровня инновационной активности;

− наличие потенциала освоения внутреннего рынка;

− довольно высокий уровень образования населения России;

− возможности развития инновационной активности темпами, которые опережают общий уровень инвестиционной активности в промышленности.

На данный момент сложился целый ряд элементов, которые препятствуют успешному формированию НИС:

− властный элемент НИС который определяет политику и координирующие организации, министерства и ведомства, финансирование и регулирование;

− научно-исследовательский сектор, большую часть которого составляют организации, которые малозаинтересованы в инновационном развитии страны;

− малая часть финансирования иностранными фирмами-партнерами в области инновационной деятельности (6 – 12%).

Для обеспечения необходимых условий для перехода на инновационный путь развития в первую очередь требуется изменение властного элемента. Следует создать эффективный механизм управления инновациями, который будет стимулировать и поддерживать инновационную деятельность внутри страны. Такой механизм управления требует совместных усилий министерств федерального и регионального уровня и жесткой концентрации ограниченных ресурсов, которые направлены на поддержание инновационного процесса [9, 10].

Как показывает мировой опыт, инновационное развитие экономики происходит за счет небольших высокотехнологичных фирм. Малый бизнес является фундаментом для развития и функционирования инновационных процессов. Но в России существую реалии, которые неблагоприятны для функционирования инновационного процесса, например, бюджетная и фискальная политика, которая ограничивает ресурсы малому бизнесу, препятствует государственной поддержке венчурных проектов.

В России основная часть исследований проводится в государственном сектора, в то время как результаты данных исследований должны применяться в частном секторе. Развитые страны решили эту проблему просто – модель частно-государственного партнерства (ЧГП). В нашей стране эта модель также функционирует [11].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что НИС в России недостаточно эффективна в следующих направлениях:

− неразвитость венчурного предпринимательства;

− высокие административные барьеры;

− слабая взаимосвязь науки и промышленного сектора;

− неразвитая материально-техническая база;

− ограничения целевых показателей социально-экономического развития.

Опыт запада показывает, что при переходе на инновационную ступень развития, нужно учитывать следующие аспекты [12]:

1. Ценовые пропорции, которые определяют технологические пропорции. Дешевые ресурсы повышают рентабельность продукции и вытесняют дороги ресурсы. Например, на Западе высокую оплату труда замещают дешевыми ресурсами: капитал, технологии, знания, умения. В России же труд является дешевым ресурсом.

2. Приватизация. В момент всеобщей приватизации в России отсутствовал рынок капитала. По этой причине основные фонды приватизировались по неадекватным ценам, которые отличались от рыночных и мировых цен.

3. Процентная ставка. Высокая процентная ставка стимулирует одноразовые отношения. Инновационная деятельность определяется как долгосрочные отношения. В этом случае следует снижать процентную ставку.

4. Инфраструктура, которая в силах обеспечить условия зарождения и успешного функционирования бизнеса. Предпринимательство обеспечивает население рабочими местами. В то же время предпринимательская деятельность обеспечивает властные органы потоком налоговых поступлений от новых работников. В этом случае формирование инфраструктуры можно рассматривать как инвестиции.

5. Нравственность. Чем выше уровень нравственности, тем меньше потребность правовой поддержки бизнеса. Процесс заключения договоров становится дешевле, быстрее и менее рискованным. Бизнес-циклы сокращаются по времени.

6. Трудовая мораль, которая предполагает привнесение добавленной стоимости. Дефицит трудовой морали приводит концентрации прибыли на отдельных звеньях цепочки привносимых ценностей, в то время как другие звенья остаются без прибыли, независимо от объема привнесенной ими добавленной стоимости.

7. Правовая база. В США осуществляется защита миноритарных акционеров (акционер компании, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией). Это способствует увеличению финансирования населением фондовых рынков. В России же, наоборот, осуществляется защита крупных акционеров от миноритариев посредством закона о принудительном выкупе в момент кризиса или провала рынка. Выкуп, конечно, производится не по справедливой цене. Соответственно, деньги населения не попадают в фондовых рынок.

8. Норма отдачи на капитал. Активы, которые не обеспечивают должный уровень рентабельности, дешевеют. Активы, которые обеспечивают должный уровень рентабельности, растут в цене. Соответственно, выгодно, чтобы активы переходили из плохо управляющей компании, в хорошо управляющую компанию. В России распределение основных фондов больше связано с личными взаимоотношениями. Собственники получают активы за счет близости с распределяющими органами.

9. Демократические ценности. Переход на инновационный путь развития требует принятия новых ценностей. Человека следует уважать и ценить не за его статус, а за его знания и умения.

10. Государственные программы инновационного развития, которые должны быть целевыми и формировать очаги экономического роста с высокой фондовооруженностью. Экономика этого не может делать самостоятельно, таки как есть разделяющие барьеры. Поэтому роль государства заключается в приведении экономики к желаемому состоянию через разделяющие барьеры посредством создания или замены институтов, с помощью которых функционирует инновационный процесс [13].

В заключении важно подчеркнуть, что успех в развитии инновационной сферы является прежде всего следствием социальных и политических условий, которые складываются в обществе. Роль государства состоит в формировании эффективной инновационной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии, методов воплощения. Усилия государства должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении, прогрессе знаний и квалификации персонала, удовлетворении рынка в продукции высоко технологичного уровня.

Список используемых источников

1. Ермолаева К.С. Проблематика формирования национальной инновационной системы России // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII научно-практической конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2015.

2. Асаул А.Н. Активизация инновационной деятельности в строительстве как фактор развития территории // Российские регионы в фокусе перемен сборник докладов X Международной конференции. 2016. С. 834-851.

3. Асаул М.А., Мещеряков И.Г. Инновационная экономика и организационные нововведения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2014. № 3. С. 16-18.

4. Асаул А.Н. Модернизация России на основе собственной идентичности // Экономическое возрождение России. − 2011. − № 1. − С. 4-7.

5. Введение в инноватику / А.Н. Асаул, В.В. Асаул, Н.А. Асаул, Р.А. Фалтинский. – СПб: АНО ИПЭВ, 2010. − 280 с.

6. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. – 2010. – № 1. – 23 с.

7. Токунова Г.Ф. Методология управления развитием строительного комплекса на основе кластерного подхода: монография / Г.Ф. Токунова; СПбГАСУ.−СПб, 2012.−184 с.

8. Мещеряков И.Г., Асаул М.А. Методические приемы по использованию организационных инноваций различных типологических групп // Вестник гражданских инженеров. – 2014. − № 3 (44). − С.213-220.

9. Асаул А.Н. Принципы и подходы использования организационных инноваций в предпринимательских структурах / А.Н. Асаул, И.Г. Мещеряков // Вестник гражданских инженеров. − 2013. − № 3(38). − С. 143-150.

10. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. 2010. № 1. С. 4-9.

11. Инновационно-инновативное развитие России / А. Н. Асаул, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов; — СПб.: СПб ГАСУ, 2008. — 188 с.

12. Гретченко, А.А., Манахов, С.В., Формирование национальной инновационной системы : методология и механизмы / А.А. Гретченко, С.В Манахов : монография. – Москва : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. – 208 с.

13. Асаул А.Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования // Экономическое возрождение России. 2006. № 4. С. 3-10.

Источник

Особенности национальной инновационной системы

Описание: Особенности национальной инновационной системы На современном этапе для перехода на инновационный путь развития встает задача формирования рынка интеллектуальной собственности. Не менее важным аспектом для развития инновационной экономики является высокий уровень мотивированности направленности на создание и внедрение инноваций всех участников инновационного процесса. Ключевыми субъектами инновационной экономики являются: 1. Особенно важным условием создания эффективной национальной инновационной системы является обеспечение.

Дата добавления: 2015-09-03

Размер файла: 23.18 KB

Работу скачали: 10 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Институт экономики РАН

Особенности национальной инновационной системы

На современном этапе для перехода на инновационный путь развития встает задача формирования рынка интеллектуальной собственности. В развитых странах и в активно развивающихся странах рынок интеллектуальной собственности играет весомую роль, это, прежде всего, рынок технологий, лицензии на патенты, ноу-хау.

Рынок интеллектуальной собственности особо сложен тем, что он требует высоких финансовых вложений уже на первом этапе, этапе НИР и ОКР, помимо этого, основным объектом разработок является не привычный товар, затраты на который и предполагаемый доход от его реализации может быть в большой степени просчитан заранее, а инновация – новый продукт. Как все новое – зона разработок относится к наиболее рисковым рынкам, т.к. не все разработки могут привести к конечному продукту, как все новое — инновация также требует повышенных затрат по ее продвижению на рынок, коммерциализации.

Важной особенностью рынка интеллектуальной собственности (мы имеем ввиду прежде всего разработку новых технологий) является множественность участников данного рынка, при этом участники рынка должны иметь определенный уровень готовности к созданию и внедрению инновации – финансовый, технический, кадровый. Не менее важным аспектом для развития инновационной экономики является высокий уровень мотивированности, направленности на создание и внедрение инноваций всех участников инновационного процесса.

Ключевыми субъектами инновационной экономики являются:

1. Разработчики инновации — Научное предприятие (академические институты, отраслевые институты, вузы, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские подразделения производственных организаций). Здесь, прежде всего, важны — профессиональные качества научных кадров, научная фондовооруженность организаций (обеспеченность соответствующими техническими, информационными ресурсами).

2. Производитель инновации — Производственное предприятие, которое должно быть в полной степени укомплектовано обученными кадрами, иметь соответствующую технологическую вооруженность, необходимые для внедрения инновации).

3. Инвестор инноваций – само производственное предприятие, бюджет различных уровней (федеральный, региональный, муниципальный — госзаказ), венчурные фонды, заказ со стороны крупных корпораций).

4. Посреднические структуры — коммерциализатор (обеспечение маркетинговых исследований, рекламных компаний, информационное обеспечение), организации по защите авторских прав и прав интеллектуальной собственности.

Еще одной важной особенностью экономики инноваций является то, что права на интеллектуальную собственность возникают с существенной отсрочкой, а именно после выдачи на все элементы новизны во вновь созданном продукте соответствующих документов о праве собственности (патентов, ноу-хау и т.п.), что занимает достаточно времени и оттягивает момент получения выгоды от разработанной инновации.

Особенно следует учитывать, что инновационные продукты все более и более усложняются, так современные технологии порой включают в себя не одно, а несколько авторских прав, причем они могут быть защищены различными его видами. При современной сложности высоких технологий часто в новом продукте содержатся элементы с уже защищенными другими производителями авторскими правами, что требует дополнительных затрат на соблюдение патентной чистоты.

Тут следует упомянуть, что на этом рынке уже существует новый «бизнес», когда фирмы скупают различные патенты и отслеживают возможное их незаконное использование, чтобы в дальнейшем через суд взыскивать причиненный ущерб. Возможность такого обособленного бизнеса еще больше подчеркивает многоуровневый характер рынка интеллектуальной собственности, в котором задействовано много «игроков», с существенной долей самостоятельности, обособленности своих интересов, которые порой могут вступать в противоречие с интересами других участников.

Многоуровневый характер рынка интеллектуальной собственности, в котором задействовано много «игроков», с различными формами собственности (государственной, корпоративной, личной), существенной долей самостоятельности и обособленности своих интересов предполагает системный подход для повышения эффективности его функционирования.

Национальная инновационная система (НИС) и направлена на то, чтобы совместить эти интересы в единую систему, работающую в целом на конечный результат – повышение конкурентоспособности товаров и услуг национальной экономики, прежде всего в сфере высокотехнологичного производства.

Особенно важным условием создания эффективной национальной инновационной системы является обеспечение высокой мотивированности участников этого рынка, что требует, прежде всего, правовой защищенности каждого из них в области его участия в создание инновационного продукта (защита авторских прав, защита и обеспечение доли прав на инновационный продукт).

Необходимо также повышать мотивацию инвесторов инновационного рынка, как рынка с высокой долей риска, мотивацию производственных структур по производству инновационных продуктов и обеспечение их адекватной оценочной стоимости в балансе предприятия по разделу нематериальных активов. Последние с одной стороны повышает капитализацию предприятия, с другой стороны создает эффективную базу налогообложения, в свою очередь могущую способствовать дополнительной мотивации – т.к. в зависимости от того, разработан ли данный нематериальный актив силами своего предприятия, закуплен ли у отечественных или зарубежных разработчиков, возможны различные формы его налогообложения. Например, участниками рынка на различных совещаниях по инновациям ставится вопрос об освобождении от налога на имущество, если данная инновация разработана за счет средств самого предприятия. Возможно также налоговое поощрение при закупке технологий у отечественных разработчиков, соответственно налоговые льготы при экспорте отечественных технологий через лицензионные соглашения.

В настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, сопровождающийся практически всеобщим спадом экономики, в нашей стране стали предприниматься определенные шаги по стимулированию инноваций. В 2008 году были возвращены некоторые налоговые льготы для организаций ведущих научные разработки, расширились возможности развития вузовской науки, создания на базе высшей школы инновационных малых предприятий.

Недостаточность финансовых средств является ключевой проблемой, как для производителя инновационного продукта, так и для остальных субъектов. Об этом свидетельствуют опросы, проводимые как у нас в стране, так и заграницей. При этом основным источником финансирования для российских предприятий являются собственные средства. На рис.1 показано, какова степень государственных вложений в инновационный процесс промышленности, что особенно значимо для малых инвестиционных предприятий.

Рис. 1. Структура затрат на технологические инновации организаций промышленности по источникам финансирования за 2007-2009 гг., в процентах.

Кроме того, существенной особенностью современной ситуации модернизации российской экономики является то, что наибольшая часть средств идет не на исследования и разработки новых технологий и инновационных продуктов, а на приобретение машин и оборудования для производства новых возможно для страны и прежде всего ближайших территорий, но вторичных для развитых стран, где это оборудование покупается, то есть на современном этапе в большей степени имеет место «догоняющая модернизация», что в целом также важно для нашей экономики, где мы имеем очень высокий процент износа и морального старения, но в малой степени способствует инновациям, направленным на создание нового продукта, достойно конкурирующего на международном рынке.

Сравнение по этим показателям России с другими развитыми странами подчеркивает указанную диспропорцию (рис.2).

Рис. 2. Структура затрат на технологические инновации организаций промышленного производства по видам инновационной деятельности, в процентах.

Решение задач по модернизации и внедрению новых разработок предпринимается и на региональном уровне.

По региональным программам внимание сосредотачивается на создание инфраструктуры, прежде всего организация бизнес-инкубаторов, технопарков. Существенной проблемой остается разработка единой, прозрачной системы отбора организаций для их участия в системе предоставляемых регионами льгот.

Для формирования рынка интеллектуальной собственности наряду с ее «продавцами» важна мотивация, финансовые и технологические возможности, кадровый потенциал «покупателя», прежде всего отечественных предприятий.

По такому важному показателю инновационного развития, как инновационная активность мы отстаем от ведущих стран мировой экономики.

Так в среднем по Российской Федерации инновационная активность (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе организаций) составила в 2008 году 9,4%, в то время как в Германии этот показатель равен 65%, в Швеции — 50,0%, Чехии -38,3%, Литва – 28,5%, Болгария – 16,1%.

Среди регионов России приближаются к европейским показателям по инновационной активности лишь такие области, как Томская, Оренбургская, Магаданская, Пермский край.

В целом наиболее активен в инновационном плане Приволжский федеральный округ. Здесь наблюдается самый высокий средний показатель инновационной активности, объема инновационных товаров в процентах от общего объема отгруженных товаров, наибольшее количество используемых в производстве и второе место по количеству вновь созданных передовых технологий в 2008 году (Таблица 1).

Показатели инновационной активности организаций

в федеральных округах Российской Федерации за 2008 год 1

Удельный вес организаций, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, процентов

Место, занимаемое в РФ

Число использованных передовых производственных технологий, тыс. единиц

Место, занимаемое в РФ

Число созданных передовых производственных технологий, единиц

Место, занимаемое в РФ

Удельный вес объема инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, процентов

Источник

Читайте также:  История метрополитена во всех странах
Оцените статью