Особенности политического процесса страны

Политический процесс: виды, этапы, субъекты и особенности политического процесса

Политический процесс – это последовательность действий субъектов политики (самых разных – президента, избирателей, граждан, политических партий и т.д.) с целью реализации своих интересов и осуществления государственной власти, в ходе которых происходит изменение политической системы.

Политический процесс определяется как динамизм политики. Если политические институты сформированы, то процессы воплощают мобильность, изменчивость в политике (то есть динамику). Политические процессы определяются как набор действий в сочетании с одной и той же логикой, которая может начаться подготовленным или спонтанным образом.

Субъекты политического процесса

Субъектами политического процесса называются участники политической жизни страны. К ним относятся:

  • государство (главный элемент, главный институт политической системы и главный субъект политики, к которому относятся президент, правительство, парламент, спецслужбы, армия, суды, полиция и т.д.);
  • политические партии;
  • общественно-политические движения;
  • политические элиты;
  • политические лидеры;
  • политические СМИ;
  • граждане как избиратели и как индивиды;
  • разные социальные группы.

Главная задача всех субъектов политики заключается в том, чтобы реализовывать свои интересы (материальные, территориальные, исторические, религиозные, традиционные и т.д.).

Этапы политического процесса:

  • выявление проблем, которые требуют вмешательства государства (например, плохое состояние экологии в каком-то регионе государства);
  • разработка политических решений (например, строительство безопасных и экологически чистых мусороперерабатывающих заводов);
  • принятие политических решений (выделяются деньги, назначаются ответственные, определяются сроки выполнения);
  • исполнение принятых решений;
  • контроль за исполнением решений и оценка результатов (со стороны органов исполнительной власти, правительства, министерства природных ресурсов, общественности, политических партий, рядовых граждан и т.д.);
  • обратная связь со стороны народа (опрос удовлетворённости народа, либо народ сам даёт оценку на выборах, на митингах и т.д.).
Читайте также:  Показатели качества населения стран мира

Виды политических процессов

Многие критерии элементарны и традиционны. Например, по уровню выделяют следующие политические процессы:

  • международные (например, война);
  • общенациональные (например, принятие законов на федеральном уровне);
  • региональные (например, выборы главы области, края);
  • местные (например, митинги протеста в городе или выборы мэра города).

По времени:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

По законности:

По направлению:

Видов политических процессов очень много.

Базовые:

  • связаны с принятием ключевых политических решений;
  • разнообразие способов политического участия граждан, путей формирования политических элит и др.

Периферийные:

  • не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Явные (открытые):

  • публичное выражение интересов субъектами политики;
  • государство делает доступным для общественного контроля процесс подготовки и принятия управленческих решений.

Теневые:

  • деятельность публично не оформленных политических институтов, а также властные притязания граждан, не выраженные в форме обращения к официальным органам власти.

Другие:

  • внутриполитические, внешнеполитические;
  • ориентированные на сотрудничество (или на соперничество).

Явные политические процессы – это те, которые могут контролироваться гражданами и происходят публично, с отчётами и пресс-конференциями, с выступлениями (например, принятие закона в парламенте – это открытый процесс, можно даже прямом эфире часто следить за этим процессом).

Теневые процессы представляют собой, например, закрытые переговоры между президентами, или это может быть подготовка покушения или теракта.

По значимости политические процессы делятся на базовые и периферийные.

Базовые политические процессы касаются жизни всей страны, всей политической системы, это принятие важнейших политических решений.

Периферийные процессы не оказывают влияния на всю страну, на всё общество, на всю политическую систему, это не значительные политические события и явления.

Поэтому выборы президента или война – это базовый процесс, а выборы мэра города – это периферийный политический процесс.

Источник

Особенности политического процесса, его основные виды

Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий. Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно сказать, что политический процесс — это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими людьми.

Остановимся подробнее на некоторых основных особенностях политического процесса. Прежде всего отметим, что политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий.

Политические структуры в отличие от политического процесса не имеют ни временной, ни пространственной обусловленности. Государственная Дума, независимо от того, в какое время и в каком помещении она будет заседать, останется российским парламентом с перечисленными в Конституции правами и полем ответственности. Однако события в самой Госдуме способны развиваться по-разному. Депутаты, например, если их вдруг переведут в другое здание, могут начать высказывать претензии, связанные с отсутствием необходимых условий для полноценной работы.

«Протекание» событий во времени, т.е. временная обусловленность политического процесса, кажутся нам настолько обычным делом, что мы нередко не отдаем себе отчета о значимости времени в политике. Но временная обусловленность политического процесса позволяет описывать его, выделяя этапы или фазы, что дает возможность структурировать сам процесс, определять изменение его динамики.

Фактор времени постоянно напоминает еще и о том, что политический процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

Второй особенностью политического процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально. Митинги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми решениями и т.д.

Третьей особенностью политического процесса является его сложность, многоуровневостъ и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса.

Уровень политического процесса — это масштабность происходящих политических событий, их значимость. Можно выделить четыре уровня политического процесса:

Политические события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов, описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков; однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности в политические события.

Политические события, в которые оказались вовлечены члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее рядах, об участии ее представителей, активистов в различных акциях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня: создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно не связанными между собой. Эта несвязанность событий позволяет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непосредственной причинно-следственной связи.

Политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень политического процесса позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа политического процесса является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране.

Международный, глобальный уровень политических процессов. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии,

Уровень — это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить следующим образом:

кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о сложном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов;

конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие государственные должности;

конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже;

инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений.

Выделение указанных видов политического процесса является достаточно условным. Обычно они тесно переплетены между собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стремление людей найти выход из конфликта толкает их к кооперации. Вместе с тем, изучение специфики каждого из этих процессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе.

Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности решаемых задач. Вот почему применительно к обществу часто говорят не об одном, а о многих политических процессах. Сложность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой политической жизни современного общества.

Источник

Оцените статью