Особенности проведения занятия экскурсии наблюдения

Методика проведения экскурсий и наблюдений

Экскурсия происходит от слова “экскорс”, что означает выход, вылазка за пределы чего-то. Осмотр проводится на месте.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, это метод, который лежит в основе осмотра и экскурсии.

Значение экскурсиив том, что дети знакомятся с окружающим миром, непосредственно наблюдая за явлениями действительности, за предметами. Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.

Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять.

С детьми младшего возраста организуются прогулки, осмотры помещения. Методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. Такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. Дети организованно осматривают умывальную комнату, раздевальную, выходят за пределы своей группы: в кухню, в помещение старшей группы. Им показывают участок для прогулок (словарь обогащается словами калитка, дорожка, клумба и др.). Необходимо продумывать воспитательную работу, которая должна осуществляться во время таких осмотров. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются городской транспорт, улица, доступный пониманию малышей труд взрослых, бульвар или парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду (яркое солнечное утро, серый пасмурный день). Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером).

Читайте также:  Нью йорк основные достопримечательности

Экскурсии проводятся в среднем и старшем возрасте. В среднем возрасте по улицам города, в ближайший парк, лес. Дети наблюдают за состоянием погоды. Большое место занимают экскурсии в природу. Необходимо дать детям новые представления об окружающем, систематизировать имеющиеся знания, и на этой основе обогатить словарь. В старшем возрасте большое место занимают экскурсии за пределы детского сада и в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов. Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь.

Подготовка воспитателя к экскурсии включает:

-выбор объекта экскурсии;

-выбор задач, методов, приемов работы;

-предварительная договоренность с руководителем учреждения, в котором будут проходить экскурсия;

-воспитатель определяет словарную работу: перечень слов, которые будет вводить в словарь детей или закреплять;

-воспитатель заранее определяет маршрут по которому дети будут следовать до места экскурсии;

-воспитатель должен подумать как поставить детей во время экскурсии, чтобы всем было хорошо видно;

-воспитатель заранее готовит игры, наглядность, пособия.

Проведения экскурсии включает несколько этапов:

1)Подготовительный этап:Работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, интерес. Подготовительный этап начинается за несколько дней до начала экскурсии и заканчивается в группе , когда воспитатель сообщает ее цель, обосновывает важность, оговаривает с детьми правила поведения на месте экскурсии и по пути следования.

2) Основной этап: проходит на месте экскурсии (библиотека, магазин и т.д.). Детям дается 2-3 минуты на свободное созерцание. В этой части используются

различные приемы работы:

вопросы (могут быть):

а) нацеливающие внимание (при первоначальном ознакомлении с предметами и явлениями: название предметов, их свойств, качеств: Какие луговые растения знаете? У каких растений желтые, синие цветы? И т.д.

б) активизирующие внимание детей (направлены на сравнение, сопоставление, обобщение). Например: на повторной экскурсии в лес воспитатель предлагает детям вспомнить каким был в прошлый раз лес, а каким он стал сейчас.

в) творческие вопросы (направлены на стимулирование детей к рассуждениям, к самостоятельным выводам)

проведение словарной работы (объяснение непонятных слов, тих значения, происхождение и т.д.)

используются поговорки, пословицы, стихи и т.д.

-может быть организована практическая деятельность ( например, сбор природного материала), проведены дид. игры по закреплению усвоенных знаний ( «Найди дерево по листу» )

3) Заключительный этап.Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных на экскурсии, на упрочнение знаний, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных в ходе наблюдения на экскурсии.

Приемы работы на экскурсии:

1)Cочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей

2)Речевой образец( называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и

3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?”Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”

4)Пояснение смысла слов, его происхождения

Требования к проведению экскурсий по ТИХЕЕВОЙ:

Cодержание экскурсии должно соответствовать программе и интересам детей данного возраста.

Воспитатель тщательно готовится и заранее договаривается с руководителем учреждения, предприятия про экскурсию, продумывает где и как поставить детей, чтобы им ничего не мешало. Подбирает загадки, присказки и другой материал. Экскурсия не должна носить характер урока. Она должна проходить живо, увлекательно. Дети не должны только сидеть и слушать – им нужно предоставлять возможность двигаться, играть. Нужно точно заранее определить те слова, с которыми ребенок познакомится впервые. Л.И Тихеева рекомендовала проводить экскурсии с подгруппами 12 – 15 человек, чтобы дети смогли хорошо рассмотреть объект, усвоить необходимые знания. Занятия начинаются в группе, где детям сообщают цель, задачи экскурсии, напоминают правила поведения на дороге и на месте. При первоначальном восприятии объектов необходимо дать детям небольшую паузу для созерцания, обменом первыми впечатлениями. Затем воспитатель активно руководит детским восприятием, при необходимости дает комментарии в связи с соответствующим явлением действительности. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы ничего не отвлекало детей от главного. Число рассматриваемых деталей должно быть продумано в соответствии с возрастом детей. Заканчивается экскурсия эмоционально: стихотворением, загадкой, песней, дидактической игрой. Не следует сразу непосредственно после экскурсии закреплять полученные знания в беседе, рисовании, лепке. Это можно сделать позднее, на завтра, через несколько дней. Т.к.необходимо время для переработки впечатлений.

Источник

Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста.

Чтобы развивать в детях способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений нужно организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития.

Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности.

Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения.

Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий.

1. Возникновение эстетических чувств.

2. Развиваются дети физически.

3. Возникновение интереса.

4. Обогащается словарь

5. Развивается грамматический строй речи.

6. Формируется культура речевого общения.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:

— Заранее найти место (Куда? Зачем?)

— Что рассказать, с чем познакомить?

— Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие).

— Экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).

— Напомнить детям правила поведения.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения, должна быть свободна, проводиться живо, увлекательно;

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Отбор сведений об окружающем, с учетом:

1. Научная достоверность

4. Конкретность знаний

5. Воспитывающий характер знаний.

Методика проведения экскурсий

Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения.

Но маленьким детям можно организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (что в комнате, на площадке).

Ведущий метод – наблюдение.

Цель его: определить кто, что это? Каков объект? Каковы его основные качества?

Проявление: взаимодействия с окружающими, знакомят с профессиями (дворник, няня, повар).

Пример занятия-экскурсии по групповой комнате с младшими детьми.

Цель — проверка запаса представлений детей о мебели, имеющейся в групповой комнате.

«Давайте, дети, погуляем по нашей групповой комнате, рассмотрим, какая здесь мебель», — предлагает педагог и начинает: «Вот наш шкаф с игрушками». Дети подхватывают, разбегаются по комнате. «Вот стол, еще стол, вот стул, еще стул», — показывают на креслице. «Дети, разве это стул? Вот стул, у стула нет ручек, а здесь ручки. Это не стул, что это?» Дети молчат. Слово кресло им неизвестно. Почему? В учреждении есть и кресла и стулья. Да потому, что сама воспитательница не делает между этими двумя предметами никакого различия, подводит оба под общее слово стульчик, нарушает основное требование — добиваться точности восприятия и слова.

Сравниваем стул и кресло: у обоих есть сиденье, спинка, ножки, а ручки — только у кресла. Дети проявляют желание сесть на кресло и положить руки на ручки. Им это, конечно, разрешается.

«Вот лошадка наша», — показывает кто-то большую игрушечную лошадку. Воспитательница: «Лошадка — игрушка, а мы отыскиваем мебель».

«Вот, вот!» — кричит малыш и бьет рукой по этажерке. Воспитательница: «Да, это мебель, но как она называется, не все дети знают. Это — этажерка».

В результате занятия в блокноте воспитательницы записаны слова шкаф, стул, кресло, этажерка. Между этими словами и соответствующими предметами у детей не установилось еще точной и прочной связи. Необходимы соответствующие педагогические мероприятия.

Воспитательница должна следить за точностью собственной номенклатуры и при каждом жизнью обусловленном случае называть предметы присвоенными им именами.

Хорошо через несколько дней сказать детям: «Ну-ка, дети, кто помнит, какая у нас в группе мебель?» Это полезно для упражнения памяти и попутно — речи.

Осмотр помещения ведется главным образом с маленькими детьми, но он много дает и старшим детям.

Темы осмотра помещения.

Для детей 3—4 лет. Наш буфет, для чего он служит, что в нем хранится; наша ванная, ее оборудование, назначение; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п.

Для детей 5—6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения.

Для детей 6—7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад.

Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Экскурсия к буфету может быть связана с появлением нового буфета и т. д.

Для старших детей 4-5 лет на экскурсии по осмотру помещения педагог решает задачи словарной работы:

— вводит новые слова в активный словарь детей;

— знакомит с оттенками слова.

Старшим детям-дошкольникам 6-7 лет дается более глубокое представление о предметах и явлениях, более глубокое в них погружение.

Экскурсии вне учреждения

Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному.

С младшими детьми можно ограничиться тем, что остановится у витрины магазина, рассмотреть и назвать, что в ней выставлено, поговорить о том, что в этом магазине продают.

С детьми среднего возраста зайти в магазин, приглядеться, что и как в нем представлено, кто что там делает.

Нескольких старших детей можно направить в тот же магазин одних, поручить им купить что-либо, узнать, что в нем продается, сколько стоит. Дома обо всем с ними побеседуем.

Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

Экскурсии в природу

Этота же прогулка, но с определенной целевой установкой.

Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.

Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами.

Тем для наблюдений при проведении экскурсий в природу много.

1. Сосульки на крыше у южной стены дома, свисающие в виде роскошной ледяной бахромы. Как много понятий можно дать детям на этом оригинальном материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки. Если принести сосульки домой, положить в таз, то можно наблюдать, как они тают, превращаются в воду.

2. Экскурсия для наблюдения набухающих весной почек, распускающихся листочков, массового цветения одуванчиков или других цветов. Экскурсии на реку, в поле, в лес и т. д.

Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных планом, но план должен точно наметить, с чем знакомить детей и в каком объеме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача.

В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:

1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;

2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;

3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;

4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;

5) познакомиться с ручьем;

6) понаблюдать труд дровосека и т. п.

Материал приносится из лесу домой и используется для разнообразных дидактических занятий. Такой материал, добытый личными усилиями, связанный с личными интересными переживаниями, особенно способствует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточнению.

Во время экскурсий не нужно объяснять детям, что то или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает лексикон детей, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.

Рекомендуются как прием проверки и систематизирования наблюдений и представлений детей и развития их языкабеседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста.

Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста.

Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста.

Источник

Оцените статью