Особенности путешествий по эпохам

Куда и как путешествовали в средневековье?

Диапазон понятия «путешествие» велик, от короткой поездки куда-либо до многолетнего проживания в другой стране. В средние века это было непростым делом, в отличие от нашего времени. В Средневековье транспорт был ещё плохо развит и поэтому путешествия совершались в течение длительного времени. Путешествие могли позволить себе далеко не все.

Крепостные, например, были привязаны к земле, они принадлежали землевладельцу – барону, графу, лорду. Чтобы отправиться куда-нибудь в другую местность им требовалось разрешение хозяина. Поэтому все сведения, которые мы получили о тех временах, относятся только к богатым и знатным людям.

Ограничены в своих путешествиях были и люди среднего класса, несмотря на то, что они были свободны. На длительные поездки требовалось много времени, денег и усилий. А с какой же целью путешествовали люди в средневековой Европе?

Путешествие – целое событие

Путешествие – это перемещение на значительные расстояния в течение длительного времени. Целью любого путешествия является перемещение из одного места в другое. Это может быть посещение знакомых или родственников, живущих в другой местности. Это было обычным делом в средние века среди знатных людей. Но для крестьян это было целым событием, так как требовалось получить разрешение господина, на земле которого они проживали.

Читайте также:  Путешествие с древними людьми

В те времена почти отсутствовали средства массовой информации, поэтому монархи часто объезжали свои владения, чтобы проконтролировать или поддержать своих ставленников, а также показать себя гражданам. Обычно, монарх не совершал такую поездку в одиночестве, а ездил в сопровождении своих придворных. В те времена не было правительства, которое работало бы отдельно, поэтому все чиновники зачастую передвигались вместе с правителем.

Король или царь должен был быть лёгок на подъём и любить путешествия. От этого зависела его популярность у народа. Резиденции правительства в Европе появились только в XIII веке.

Миссионерские путешествия

Путешествия совершались и с миссионерской целью. Священники распространяли христианство по всей Европе и за её пределами. Обычно такая деятельность осуществлялась членами религиозных орденов. Такие путешествия поддерживали монастыри. Миссионеры, передвигаясь по миру, укрепляли значение христианства.

Эти путешествия были в Северную Африку и Малую Азию и совершались, большей частью, на кораблях. Бывали случаи, когда такое путешествие заканчивалось для миссионеров мученической смертью, принятой от язычников, смертельным заболеванием или каким-нибудь несчастным случаем, например, кораблекрушением.

Паломничества

Популярным видом путешествий было паломничество. Это была особая форма перемещений. Люди посещали святые места и святыни. В то время люди были заинтересованы в таком виде путешествий.

Священники и простые христиане таким образом хотели получить отпущение своих грехов и получить защиту от невзгод в будущей жизни. Чаще всего паломничества совершались в Рим, Иерусалим и Сантьяго-де-Компостела. Обычно паломничества организовывали монастыри, они же обеспечивали кровом и едой путешественников. Транспорт и помощь тоже обеспечивались монастырями.

Паломников сопровождали специальные путеводители (гиды), которые рассказывали людям, что их ожидает во время путешествия. Паломничества совершали представители всех слоёв общества: рыцари, кухарки, лекари, учёные и так далее.

Единственные, кто не мог совершить паломничество, это крепостные. Обычно группа паломников состояла из друзей и родственников. Это было важно, потому что в дороге на них могли напасть воры и грабители, а со знакомыми людьми легче было отразить или предотвратить нападение.

Крестовые походы

Крестовые походы тоже были одним из видов путешествий в средние века в Европе. Это было очень специфическое путешествие. Они происходили с XI по XIV век. Их организовывали с целью захвата Иерусалима и Святой Земли у мусульман. В них принимали участие представители разных классов средневекового общества.

Людьми двигало желание получить славу, богатство, отпущение грехов, осуществление защиты христианских миссионеров и паломников. Крестоносцы хотели восстановить христианство в Иерусалиме. Эти походы длились очень долго из-за большого количества участников. Они использовали различный транспорт и методы той поры. Крестоносцы принесли в Европу различные культуры.

Военные походы

Ведение войны тоже требовало передвижения на другие территории. Часто солдатам приходилось пересекать моря и океаны для захвата чужих территорий, а затем возвращаться назад. Такие военные походы происходили по прихоти монарха или папы, желающих получить славу и богатство.

Передвижения торговцев

Много путешествовали в средние века различные торговцы. Они везли на продаже свои товары и привозили товары из других мест. Они совершали свои поездки по морю и по суше. Они доставили в Европейские страны множество вещей из Африки и Азии. Это были сахар, золото, слоновая кость из Африки. А из Азии привозили шёлк, меха, ковры пряности (перец и корицу).

Со Святой Земли в Европу попали рис, хлопок, духи, зеркала, дыни и лимоны. Из региона в регион торговцы перевозили вино и рыбу, соль и медь, древесину и шерсть для продажи. Они передвигались на кораблях, на повозках, запряжённых конями, в верблюжьих караванах и так далее. Это были очень рискованные путешествия. Торговцев подстерегали на пути пираты и разбойники всех мастей, которые могли забрать себе весь товар и убить купца. Также путешествию мешала и плохая погода.

Обучение подмастерьев

Из города в город совершали передвижения и подмастерья. Они шли обучаться какому-либо мастерству у определённого мастера. Например, в Германии было много таких мастеров, которые обучали подмастерьев. Затем, после овладения мастерством, молодые люди отправлялись в другие города, предлагая гражданам свои услуги, или ещё больше совершенствовать своё умение. Это делалось из-за того, что местные гильдии не могли выделить им место в своём городе.

Приют путешественников

Путешественникам во время пути требовалось временное жильё. Иногда их пускали переночевать или пожить некоторые время местные жители за небольшую плату. Знатным путешественникам предлагалось в доме место получше. А простолюдинам и евреям предоставляли место во дворе или в сарае, так как они считались нечистыми. Изгнанникам, вообще, приют и еда не предоставлялись, так как проявление жалости к ним было уголовным преступлением и строго наказывалось.

В некоторых городах были специальные постоялые дворы и гостиницы для находящихся в пути людей. Там для путешественников готовилась простая еда и кровать, иногда она делилась на двоих или троих человек. В гостиницах условия были лучше, чем в монастырях, но за пребывание там надо было платить. Иногда путешественники проводили ночь под открытым небом, так как поблизости не было населённого пункта. Но это было очень опасно – на них могли совершить нападение разбойники. Также в средневековье многие верили в существование демонов. Их опасались ещё больше, чем разбойников и воров.

Дороги в средние века

В Средневековье хороших дорог не было, за исключением некоторых, построенных во времена Римской империи. Дороги были грязными и каменистыми. В дождливую погоду они совсем раскисали, и передвигаться по ним было очень трудно. Эти путешествия требовали много времени и усилий.

Паломники обычно шли пешком. Пешком передвигались люди и на небольшие расстояния, так как лошадь в те времена не каждый мог себе позволить. На лошади можно было преодолевать расстояние 56 – 60 километров в день. Лошадей впрягали в телеги и кареты. Но таким образом могли путешествовать лишь богатые и знатные люди. Кареты имели крыши, поэтому все, кто там находился, были защищены от непогоды. За такими каретами обычно следовали подводы с сеном. Сопровождающие знатную особу слуги обычно ехали на таких телегах. Но это были небольшие расстояния. В дальние страны путешественники из Европы отправлялись на кораблях. Часто это были торговцы или военные. В пути на них могли напасть пираты, или произойти кораблекрушение. В средние века любые виды путешествий были очень рискованным занятием.

Источник

История туризма. Развитие и культура туристов

Путешествия могут иметь самые разнообразные цели. Например, туризм для развлечения, для познания новых территорий, для бизнеса, торговли и т.д. В зависимости от них в истории можно проследить основные этапы зарождения и формирования такого явления, как туризм.

Сегодня выделяют множество видов туризма, среди которых можем выделить группы по среде деятельности (водный, горный или же виртуальный – в противовес туризму в реальности), по основному назначению (спортивный, лечебный и т д.)

История развития туризма

Еще издавна люди стремились как можно больше узнавать о других землях. Самыми древними мотивами были расширения земель, завоевание или миграция. В процессе происходило изучение местного населения, тех ресурсов, которые были на новых территориях, и как следствие – частая ассимиляция и переселение.

Следует понимать, что путешествовали люди давно, с незапамятных времен. Однако, в давние времена это занятие было в первую очередь связано с необходимостью поиска новых источников питания, переселения в результате военных действий или торговли. По большому счету, ранее путешествие воспринималось больше как вынужденная необходимость, и люди не стремились покидать свои дома без особой потребности, ведь дом ассоциировался с комфортом и уютом, а мир вне этого дома – с опасностью и отсутствием комфорта, над созданием которого люди так долго трудились.

И только уже в 19 веке путешествия приобрели ту форму, которую мы сегодня называем туризмом: путешествия для удовольствия или хобби, не связанные с работой или жизненной необходимостью. Тем не менее, во все времена находились те, кого безудержно влек неведомый мир, кому хотелось узнать, что за пределами известных территорий, приобщиться к иноземным ритуалам, практикам и культуре, в ком силен приключенческий дух.

Первые путешественники

Еще в доисторические времена люди перемещались по земле, но до изобретения колеса финикийцами примерно в 4 тысячелетии до нашей эры происходило это в основном пешком или на лошадях. С появлением же механического средства путешественники могли взять с собой уже больший запас еды и вещей, потому и перемещаться смогли на более длительные расстояния. Примерно к тому же времени относится и возникновение торговли; возможность перемещаться очень способствовала ее развитию.

Считается, что первыми путешественниками были жители Полинезии. Они переселялись на другие территории в поисках более удобных и безопасных мест проживания. Используя каноэ, полинезийцы переплывали по 2 тысячи миль и более, что невероятно даже для нашего времени.

А вот греки во время проведения Олимпийских игр перемещались по городам, посещали святые места, что очень напоминает современные паломнические туры. Посмотреть на игры приезжало много людей, и предприимчивые греки понимали, что всех их нужно обеспечить едой и крышей над головой. Тогда начали строить специальные дома, в которых могли поселиться спортсмены и зрители, приехавшие издалека. Их можно считать прототипами современных гостиниц.

Совсем скоро Древний Рим стал привлекательным местом для путешествий не только во время игр; туда круглогодично стекались желающие посмотреть на шоу акробатов и жонглеров, попробовать заморские яства и увидеть диковинных зверей. В то время подобные поездки также имели своей целью образование путешественника: так он узнавал мир.

Так, ученый Геродот в своих трудах сделал описание многих особенностей своего народа и страны, которую прямо таки исходил вдоль и в поперёк. Также он описал степи скифов, Восточные страны и Причерноморские поселения.

Одним из признанных центров для путешествий также был город Эфес. Во времена Александра Великого (4 век до нашей эры) именно этот город привлекал больше всего состоятельных купцов, любознательных ученых, талантливых уличных артистов.

Как и во все времена, в античности развитие туризма также означало строительство дорог, появление (выражаясь современным языком) инфраструктуры и более организованного местного самоуправления, развитие городов и поселков на пути путешественников.

Времена Римской империи

Позднее, во время процветания Римской империи, возникли первые таверны, которые были построены вдоль дорог. Они предназначались для уставших с дороги гонцов или путников. Потом в средневековой Европе паломники по святыням стали активно пользоваться приютами не только в монастырях, но и в постоялых дворах.

Большому перемещению людей поспособствовали крестовые походы. В те времена жители целых селений собирали свои скромные пожитки и отправлялись в путь в попытке добраться до Земли обетованной. Конечно, далеко не у всех это получалось, но обещанное папой прощение всех грехов действовало как мощный стимул решиться на такую авантюру, и направило человеческие массы в святую землю.

Многие из участников крестовых походов гибли по пути от болезней, голода и холода; еще больше просто не могли дойти так далеко и оседали где-то на полпути; парадоксально, но двигались люди многими разрозненными группами, и у многих не было даже примерного понимания, где же находится нужная им земля, равно как и не было карт.

Европейские путешественники

Одними из первых записей, в которых содержалось описание новых земель, были дневники и отчеты мореплавателя Марко Поло. Материалы его исследований стали основой для создания географических карт. Потом путешествия стали развиваться как средства для новых географических открытий. Однако такие экспедиции сложно было назвать хобби для получения удовольствия. Они были сложными и часто даже смертельно опасными; удачные же путешествия являли миру новые территории и их первооткрывателей.

В 17 веке во французском языке появился термин «турист»; на википедии говорится, что популяризировал его писатель Антри Стендаль. Данным термином кратко обозначали представителей знати, которые могли себе позволить посещать заграницу. Обычно такие путешествия предпринимались для смены обстановки или с целью улучшения здоровья.

Местами, куда приезжали люди подлечиться, еще с древних времен были целебные источники. Для того чтобы пройти здесь терапевтический курс, приходилось преодолевать тысячи километров. Например, в Риме это были курорты Байя, Аква-Альбула, Сенцио. В Греции — горячие источники на острове Евбел.

Географические открытия как двигатель туризма

К 16му веку количество белых пятен на планете начало стремительно сокращаться Европейские державы с колониальными амбициями снаряжали большие экспедиции для изучения новых земель; в то же время была открыта Америка, что стало новой главой в развитии европейской цивилизации.

Именно в это время появляются люди науки, которые путешествуют не с целью развлечения или обогащения, а в желании открыть новые, ранее неведомые Старому Свету земли и территории. До конца 19-го века были изучены и нанесены на карту практически все территории; добавились более подробные данные о рельефе и высотных профилях гор и скалистых территорий.

Однако туризм как таковой все еще был доступен только малой части населения; такой досуг был ориентирован на богатых людей, для которых данные поездки являли собой развлечение или способ поправить здоровье, или ученых, которые стремились лучше узнать мир вокруг нас.

Для оставшейся части населения земного шара важнейшим вопросом было достать пропитание (вопрос достаточного количества еды в большинстве регионов Земли отпал только в 20м веке, а на некоторых территориях стоит остро и сейчас); о массовом туризме как таковом (каким мы его знаем сейчас) речь совершенно не шла.

И только в 18 веке, после промышленной революции появилась возможность посмотреть другие города и страны, не боясь за свое здоровье и жизнь. Появился железнодорожный транспорт, самолеты, дирижабли, пассажирские корабли. Создавались дороги между городами, сеть транспорта, по крайней мере, в Европе, стремительно набирала обороты. Улучшалось сообщение между материками.

В царской России с конца 17-го века также стал развиваться элитарный туризм – путешествовали только дворяне, в основном с образовательной целью; в авангарде был сам царь Пётр I, который в 1697-1699 годах предпринял путешествие за рубеж, результатом которого стали многие нововведения при царском дворе. Среди прочего царь обязал всех дворян изучать иностранные языки и брить бороды, обучился кораблестроению и привез в Россию многие изобретения и, как сейчас сказали бы, проекты и ноу-хау дворов Европы.

Томас Кук – отец современного массового туризма

Хотя первые туристические конторы и бюро разных стран возникли примерно в одно и то же время, принято считать, что у истоков организованного туризма стоял британец Томас Кук. Это связано с тем, что именно Кук сформировал туристические предложения в той форме, которая практически неизменной пришла и к нам, и именно он заложил основы массового туризма – на противовес путешествиям знати, которая всегда составляла лишь малую толику населения.

Кук был баптистом и состоял в обществе трезвости и к делу своему относился очень серьёзно. Он прекрасно понимал, что тем, кто бросил пить, нужно было предложить что-то взамен, досуг, который покажет, что и без алкоголя мир довольно интересен. Так, в 1840 году он организовал выездное собрание ассоциации трезвенников; для этого он договорился с представителями железной дороги и отвез членов собрания в путешествие на железной дороге, в которой им также предлагалось угощение и чай. Поездка носила не сколько агитационный, сколько развлекательный характер, и публике это пришлось по душе.

Принципиально важным отличием от всего, что организовывалось ранее, стало то, что Кук предлагал поездки для небогатых слоев населения; в частности, в предлагаемые им путешествия ездили в основном рабочие и мелкие клерки, что принципиально отличало такие поездки от туров знати, которая отправлялась на Ривьеру или «на воды».

Поездка оказалась насколько новой и интересной, что количество членов общества стало быстро увеличиваться. Также особое значение имело то, что именно в этот период британские рабочие добились принятия законодательного акта, который сокращал рабочий день и законодательно закреплял их право на 1 выходной в неделю. Таким образом, у простого люда появилось свободное время, чего никогда не было ранее, и предложения Кука в этой ситуации пришлись как нельзя более кстати.

Поездки выходного дня принесли результат: привлечение все новых и новых членов в ассоциацию трезвости. Однако, несмотря на то, что Кук был баптистом и проповедником, у него также было довольно здоровая коммерческая жилка. Здраво рассудив, Кук отказался от своей проповеднической работы и уже в 1841 году основал свое предприятие, которое сегодня мы бы назвали бюро путешествий.

Он начал организовывать массовые перевозки людей по железной дороге, во время которых развлекал путешественников и даже организовывал их трапезу. Буквально через год количество желающих совершить такую прогулку составило 570 человек. В 1845 году Томас Кук создал экскурсионные туры по городу Ливерпуль.

Именно этот человек считается первым создателем туристического агентства. Позднее он стал активно развиваться. Появилась турфирма «Томас Кук и сын». Одним из первых клиентов компании стал известный писатель Марк Твен, перу которого принадлежит известный афоризм: «на смертном одре мы будем жалеть только о двух вещах – что мало любили и мало путешествовали».

Кук также стал первым, кто организовал кругосветное путешествие для всех желающих; ранее подобные путешествия могли предпринимать только ученые или моряки. Первая кругосветка, организованная фирмой Кука, длилась 222 дня, и включала в себя круизное путешествие; опять же, одним из ее участников стал Марк Твен, который по окончании этого приключения написал о нем книгу под названием «Простаки за границей».

Кук придумал и ввел в обиход многие вещи, которые сегодня в туризме являются основой основ. Их краткий перечень: он давал объявления о своих турах, в которых указывал даты, время, условия, маршрут и стоимость; он придумал «пакетные» туры, в рамках которых человеку предлагалось оплатить фиксированную цену, и взамен он получал проезд, питание, проживание и все указанные услуги (сегодня мы называем это all-inclusive); среди прочего Кук также возродил паломнические туры, популярность которых практически сошла на нет со времен Средних веков.

Далее стали появляться и другие компании и организации, которые предлагали своим клиентам увеселительные поездки; мало-помалу привычка путешествовать куда-то в свободное время стала укореняться в умах европейцев, чему немало способствовало развитие сети железных дорог в частности и технический прогресс в целом.

А что в царской России?

Несколько позже подобные экскурсионные предложения стали появляться и в царской России: так, во второй половине 19-го века в крупных городах Российской империи начинают свою деятельность экскурсионные общества (компании), которые предлагали желающим прогулки и изучение местных достопримечательностей.

В то же время при крупных университетах появляются общества любителей естествознания. Учеников не только университетов, но и общеобразовательных школ учителя водят на экскурсии, стремясь к наглядности и большей усвояемости учебного материала.

В 70х годах 19го века в Москве открывают Политехнический и Исторический музеи, которые также стали значимым объектом для посещения для учащихся всех уровней. В то же время деятели разных стран все активней изучают фольклор и предлагают желающим ознакомительные поездки с целью узнать больше об истории и культуре своего края.

Но в целом в царской России путешествия как вид досуга и отдыха были доступны только дворянам. Среди крестьян и основной массы населения путешествовали только паломники; с этим связано отсутствие сети доступных постоялых дворов и прочей инфраструктуры, так как паломники в основном останавливались при церквях.

Появление и развитие горного туризма

Уже упомянутый ранее Кук стал первым, кто популяризировал среди англичан идею о том, что горные прогулки способствуют укреплению здоровья и в целом благотворно влияют на нервную систему. Именно благодаря ему средний класс Англии стал выбираться на прогулки в горы с оздоровительной целью; информация насколько прочно укоренилась в головах британских подданных, что и сейчас многие из них для оздоровления выбирают отдых в горах.

Считается, что в царской России горный туризм берет свое начало одновременно с появлением горных обществ и клубов, как то Крымский горный клуб, основанный в Одессе в 1890 году; позднее клуб был переименован в Крымско-Кавказский. Клубы и общества собирали заинтересованных и проводили экскурсии и поездки по горным регионам и местным тропам, тем самым распространяя идею о полезности и увлекательности этого вида отдыха.

После этого развитие технологий начало происходить с новой силой, что дало возможность туризму развиваться в полной мере. На сегодняшний день горный туризм уже можно выделить как отдельный вид спорта.

Популяризация туризма

С появлением на карте мира такой огромной страны, как Советский Союз, туризм на этой территории также развивался и пропагандировался. Так, начиная с 20-х годов всевозможные общества и ячейки активно привлекали граждан к туристским походам и экскурсиям. Однако речь идет исключительно о внутреннем туризме, въезд за рубеж был сопряжён с трудностями.

Создавались школьные и университетские кружки; в частности, туристические походы позиционировались как бюджетный способ развиваться физически и укреплять свое здоровья, при этом узнавать историю своей земли и путешествовать по ней. Однако для иностранных граждан по причине напряженных отношений Советского Союза с капиталистическими государствами туризм в этой стране был попросту невозможен. Редкие иностранные гости допускались только под тщательным контролем органов, да и то, насколько редко, что каждое подобное путешествие надолго становилось темой первых страниц иностранной прессы.

Что интересно, развитием и популяризацией туризма занимался даже Адольф Гитлер. Одним из его основных постулатов было утверждение, что туризм должен быть максимально комфортным. Если человек сможет отдыхать в хороших для него условиях и не переживать по этому поводу, то потом у него повысится работоспособность и стрессоустойчивость. Поэтому в стране улучшалось качество дорог, налаживалось железнодорожное сообщение. Людям выдавали путевки, правительство организовывало групповые туры.

В послевоенные годы мир возвращается к мирной жизни, и туризм снова становится неотъемлемой частью отдыха и досуга жителей развитых индустриальных стран. Однако с увеличением доходов и благосостояния жителей развитых стран появилась и дифференциация в массовом туризме: теперь на рынке есть предложения как для совсем бюджетных путешественников, предлагающие удовлетворить базовые примитивные потребности, так и более специализированные и дорогие варианты для более состоятельных требовательных групп туристов.

Как видим, особенности путешествий тесно связаны со многими историческими этапами развития мира, менялись цели и сложности поездок. Но, как столетие, как и тысячи лет назад, так и сегодня есть люди, которых влечет новое и неизведанное, которые могут отправиться за много километров от дома и будут получать от этого только положительные эмоции.

Источник

Оцените статью