- Путешествие (литература)
- См. также
- Ссылки
- Смотреть что такое «Путешествие (литература)» в других словарях:
- Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
- Читайте также
- Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
- Жанровое новаторство комедии «Ревизор»
- Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»
- ОТРЫВКИ ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА»
- 2. Жанровое содержание дневника
- Глава 7. Особенности национальной охоты.
- Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества
- Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии
- Поэтика и жанровое своеобразие романа М. Д. Чулкова «Пригожая повариха»
- Признаки путешествия как литературного жанра
Путешествие (литература)
Путешествие — одна из форм изложения географических и этнографических сведений в литературном произведении.
Путешествие стало основой для литературного жанра путевой очерк, а также нашло широкое применение в приключенческой и научно-фантастической литературе. Путевые заметки обычно включают в себя повествования о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях. До середины XIX века форма путевых заметок активно использовалась в научных произведениях.
См. также
Ссылки
- БСЭ [1]
- Литературная энциклопедия [2]
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Путешествие (литература)» в других словарях:
Путешествие Пилигрима в Небесную Страну — Путешествие Пилигрима The Pilgrim s Progress from This World to That Which Is to Come … Википедия
Путешествие — наравне с хроникой (см.) одна из форм изложения научной литературы (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к… … Литературная энциклопедия
Путешествие Екатерины II в Крым — Путешествие Екатерины II в Крым … Википедия
Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия
Путешествие в Икстлан — Journey to Ixtlan … Википедия
Путешествие Алисы — Алиса и три Капитана, Тайна третьей планеты … Википедия
Путешествие по Гарцу — Путешествие по Гарцу Die Harzreise Жанр: Путевые заметки Автор: Гейне, Генрих Язык оригинала: немецкий Год написания … Википедия
Путешествие на «Ослепительном» — «Путешествие на „Ослепительном“» (англ. The Cruise of the Dazzler) повесть американского писателя Джека Лондона, вышедшая в 1902 году. Повествует о путешествии сбежавшего из дома парня на корабле устричных пиратов «Ослепительный». Кроме этой … Википедия
Литература Аргентины — Литература Аргентины одна из наиболее плодовитых, заметных и влиятельных в Латинской Америке. Её самыми известными представителями являются Луис Борхес, Хулио Кортасар, Леопольдо Лугонес и Эрнесто Сабато. Содержание 1 Зарождение 1.1… … Википедия
ПУТЕШЕСТВИЕ — ПУТЕШЕСТВИЕ, путешествия, ср. 1. Поездка (реже передвижение пешком), обычно куда нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. Путешествие на Памир. Отправляться в путешествие для научных наблюдений. «Занялся… … Толковый словарь Ушакова
Источник
Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
Как записки о путешествии, радищевская книга соотносится с двумя жанровыми традициями литературы путешествий: сентименталистской и просветительской. Жанровая разновидность «чувствительного путешествия» предполагала стихию неограниченного авторского субъективизма и сосредоточенность на тайных изгибах и закоулках чувствительной души; такое путешествие можно было написать, не выходя из собственного кабинета. Напротив, просветительское путешествие целиком погружено в стихию объективного: географические, этнографические, культурные и социальные реалии, описанные в нем, составляют его главную по знавательную и просветительскую ценность. Очевидно, что радищевское путешествие в какой-то мере соотнесено с обеими этими традициями: внешний композиционный стержень книги – дорога от Петербурга до Москвы, восходит к традиции путешествия географического; огромная роль объективного впечатления как источника размышлений и переживании путешественника связывает его с просветительской разновидностью жанра; наконец, сосредоточенность повествователя на своей внутренней жизни, деятельности сердца и разума, соотносима с чувствительным путешествием.
Однако реальный жанровый объем радищевской книги не исчерпывается ни национальной одо-сатирической традицией, ни европейской традицией литературы путешествий главным образом за счет того духовно-интеллектуального мирообраза с четким публицистическим содержанием, в котором осуществляется векторный путь духовного и интеллектуального роста героя. Этот третий, основополагающий жанровый оттенок Радищев и обозначил эпиграфом из «Тилемахиды», вынесенным на титульный лист книги: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Обычно литературоведческая традиция ограничивается смысловым истолкованием этого эпиграфа как символического образа двуединства самодержавия и крепостничества[189]. Нам же хотелось бы обратить внимание на жанровую традицию, с которой стих из «Тилемахиды» ассоциативно связан памятью о своем генетическом источнике: жанр государственно-политического просветительского воспитательного романа, который сопрягает внешний сюжетный рисунок путешествия с его метафорическим изводом духовного пути, процесса самосовершенствования и самопознания.
Г. П. Макогоненко был абсолютно прав, увидев в радищевском «Путешествии» жанровую тенденцию воспитательного романа[190]. В сочетании с «тяготением к жанру ораторской прозы, жанру, тесно связанному с церковной проповедью»[191] эта тенденция в книге Радищева дает совершенно оригинальный, можно даже сказать единственный, но, тем не менее, закономерный и необходимый пример слияния высокого и низкого мирообразов русской литературы XVIII в. Этот синтез в радищевском «Путешествии» осуществлен не на микроуровнях литературного процесса, таких, как синтез отдельных стилевых элементов, жанровых констант или типологических образных структур, но на его макроуровне.
В радищевском «Путешествии» объединены ведущие направления русской литературы XVIII в.: высокая профессиональная литература Кантемира, Ломоносова, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, адресованная идеальному просвещенному читателю, и массовая демократическая романистика, обращенная к читателю реальному, которому еще только предстоит стать просвещенным в процессе ее усвоения. Этот синтетический характер «Путешествия» особенно важен: если публицистико-идеологический аспект значимости книги Радищева в русской литературе сомнению не подвержен и исчерпывающе, хотя и тенденциозно, освещен в литературоведении, то ее чисто эстетическая значимость все еще (и совершенно несправедливо) остается на втором плане. А между тем, неразрывная связь идеологии и эстетики в рецепции XVIII в. была залогом восприятия текста именно как эстетически совершенного, и книга Радищева реализует эту связь в той мере последовательности и полноты, какая может быть в принципе доступна произведению, не выходящему из рамок изящной словесности.
Читайте также
Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие Характеризуя послепушкинское время русской литературы, наиболее полным выразителем которого в прозе был Гоголь, а в поэзии – Лермонтов, Белинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде
Жанровое новаторство комедии «Ревизор»
Жанровое новаторство комедии «Ревизор» Новизна «Ревизора» заключалась, в частности, в том, что Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, но административным, а именно: прибытием в
Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»
Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» В жанровом отношении «Мертвые души» были задуманы как роман «большой дороги». Тем самым в определенном смысле они соотносились с знаменитым романом Сервантеса «ДонКихот», на который Гоголю также в свое время указал Пушкин
ОТРЫВКИ ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА»
ОТРЫВКИ ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА» Предисловие Пушкина В окончательном тексте изданий 1833 и 1837 гг. после сорока четырех авторских примечаний идет авторский же комментарий, озаглавленный «Отрывки из „Путешествия Онегина“», в котором Пушкин приводит первые пять стихов
2. Жанровое содержание дневника
2. Жанровое содержание дневника До сих пор дневник рассматривался как жанровая форма, обладающая устойчивой структурой с дифференцированными составными элементами. Однако наряду с художественной прозой дневник обладает разнообразным жанровым содержанием. В этом
Глава 7. Особенности национальной охоты.
Глава 7. Особенности национальной охоты. Детективная тема в литературе республик бывшего СССРМы приступаем к рассмотрению темы, которая вряд ли в ближайшем будущем станет предметом изучения критиков и библиографов отечественного детектива. А между тем, криминальный
Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества
Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества Если европейская рационалистическая эстетика в теории и считала словесное творчество высшей и первопричинной реальностью, то практическое наличие многовековой непрерывной культурной
Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии
Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии Поскольку драматургия является максимально объективным и как бы безавторским родом литературного творчества, постольку облик драматического персонажа складывается из его пластики
Поэтика и жанровое своеобразие романа М. Д. Чулкова «Пригожая повариха»
Поэтика и жанровое своеобразие романа М. Д. Чулкова «Пригожая повариха» Роман Михаила Дмитриевича Чулкова (1743-1792) «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины» был напечатан в 1770 г., через год после выхода в свет «Писем Ернеста и Доравры». В своей жанровой модели
Источник
Признаки путешествия как литературного жанра
Читайте также:
|