Особенности развития культуры стран древнего востока

Культура Древнего Востока

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

Культура стран Древнего Востока получила название об­ществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяже­нии длительного времени сохраняет традиции, воспроизво­дящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии , Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложе­ния истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных куль­тур и отдельных регионов.

  • В традиционных обществах отсутствует динамика разви­тия исторических процессов. Время в них как бы застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
  • Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой со­циальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. При­мером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала опре­деленная система отбора чиновников, человек все равно упо­доблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».
  • Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Вос­ходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В по­нятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особы­ми географическими условиями, природным равновесием.
  • Гармония человека и природы привела к таким свойствен­ным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были на­правлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей орга­низма.
  • Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
  • Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие че­ловека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.
Читайте также:  Романо германская правовая система примеры стран

В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

Общие для традиционных культур Востока, черты опре­деляются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложе­ны их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие веч­ными для духовной культуры последующих эпох.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Древний Ближний Восток и древнее египетское искусство

Источник

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 6.2.1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации. Именно из этого района шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Другие три центра заметно замкнуты, они находились в значительной географической изоляции, затруднявшей общение с внешним миром, отсюда и специфика каждого из них.

Древнейшие цивилизации сложились в долинах рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Янцзы), поэтому их называют еще речными цивилизациями, которым при всей специфике присущи общие черты: 1.

Обязательным условием экономического, социального и культурного развития является река. Она объединяет этнос, по ее берегам возникает необходимая для цивилизации плотность населения, река является основной дорогой. Вблизи от нее должны иметься металлические руды. 2.

Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении (например, древние египтяне собирали до 50 центнеров с гектара — урожай «сам 20», для сравнения, — в средневековой Европе урожайность «сам 3»). 3.

Для речных цивилизаций характерна специфическая государственная власть — восточная деспотия, основными чертами которой являются: а) абсолютная власть правителя; б) обожествление (сакрализация) власти и правителя как бога; в) наличие мощной армии; г) развитая система бюрократического управления. Восточная деспотия, по сути, являлась развитой административно-командной системой, где государство стояло над гражданским обществом (в отличие от Запада). Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом базисной структуры общества. Государство абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе, хотя и в разных формах (например, в Египте общество растворилось в институтах государства, а в Шумере и Вавилоне общество смогло даже отстоять определенные права). Однако везде государство как система институтов и высшей власти являлось ведущим элементом в сложившейся системе отношений.

4. На Востоке существовала специфическая система производства, при которой особую экономическую роль играло государство. Суть такой системы в том, что специфические географические условия требовали искусственного орошения, а создание ирригационных систем предполагало широкую кооперацию труда, следствием чего является централизованная власть деспотического характера. При такой экономической системе не развивалась существенно частная земельная собственность, основным собственником средств производства являлось государство. Длительно и очень устойчиво сохранялась община, труд свободных общинников играл главную роль, рабство представлено лишь как уклад. Нет привычных классов, отсутствует эксплуатация на ранних этапах развития. Возник феномен власти — собственности. В такой системе сочетались общинные формы хозяйства с государственными. Земледельцы имели гарантированное право пользоваться необходимыми им ресурсами (земля), а владел и распоряжался этими ресурсами оторванный от производства пищи аппарат власти от храма до государства.

На ранних этапах существования восточных цивилизаций нельзя говорить об эксплуатации, а можно — о взаимном обмене деятельностью по количеству и качеству труда; каждая категория населения вносила вклад в функционирование усложненного общества и государства. Это взаимовыгодный обмен, гарантирующий стабильность существования и духовный комфорт.

Развитие частной собственности, эффект престижного потребления породили новые формы хозяйства, которые складывались прежде всего в городах, как центрах ремесла и торговли, месте обитания богатых и знатных. Но основой благосостояния являлась не собственность сама по себе, а причастность к власти (власть — собственность). Причастные к власти являлись собственниками и классом постольку, поскольку олицетворяли собой государство. Вне государства ни один из них не имел отношения ни к власти, ни к собственности, ни к функции господствующего класса. Товарноденежные отношения ограничивались, их чрезмерное развитие подавлялось.

Особенностью Востока являлась корпоративность, личностное начало принижалось. Члены определенной корпорации (касты, семьи, клана, секты) жестко организованы, для внешнего мира они выступали как единый сплоченный коллектив, отражающий интересы всех его членов, олицетворенные позицией и акциями его руководителей. Корпорация была как бы микрогосударством. В условиях отсутствия гражданского общества для подавляющего большинства населения корпорация была определенной гарантией от произвола, защитой нормального существования. На Востоке, несмотря на существование сводов законов, никогда не было системы частного права, игравшего важную роль в Европе со времен античности. Интересы государства превалировали над интересами личности.

Для Востока характерна консервативная стабильность, стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Исторический процесс не воспринимался линейно, он превратился в циклический. Периоды централизации сменялись периодами децентрализации государств. Отчетливой тенденцией было укрупнение централизованного государства в последующем цикле, когда закреплялись возникающие новшества, направленные на повышение эффективности власти. Общество развивалось, раскрывался его духовный и интеллектуальный потенциал, что находило свое отражение в разработке научных знаний, в технических усовершенствованиях, философских учениях, религиозных системах, практических навыках в земледелии и ремесле. Древний Восток не стоял на месте, но динамика его развития не вела к радикальным структурным переменам. 6.2.2.

Источник

Краткие особенности культуры стран Древнего Востока

Древний Восток является колыбелью для многих цивилизаций, оставивших свой след в истории всего человечества. Считается, что именно тут первые люди перешли к оседлому образу жизни, что привело к образованию первых государств. Культура Древнего Востока чрезвычайно многогранна и интересна, её изучают сегодня в школах, поэтому ученикам потребуется поближе познакомиться с достижениями этих стран.

Краткие сведения

Известно, что зародилась культура Древнего Востока в третьем тысячелетии до нашей эры. В это время тут были благоприятные для жизни погодные условия и плодородные земли, а крупные реки позволили первым людям получать отличный урожай на полях.

В этом регионе появились следующие первые цивилизации:

  • в районе Инда и Ганга зародилась Древняя Индия;
  • в долине Нила появился Древний Египет;
  • в районе Тигра и Евфрата возникла Месопотамия;
  • в долине Янцзы появляется Китайская империя.

Одной из особенностей культуры стран Древнего Востока является строжайшее соблюдение религии и древних устоев, поэтому такие страны относят к группе традиционного типа. На протяжении многих сотен лет тут существовали различные ритуалы, которые тщательно соблюдались во всех сферах жизни. Считается, что на территории Месопотамии в древности проживало множество народов, но наибольший вклад в науку сделали именно шумеры. Они смогли за счёт своих знаний предсказывать солнечные и лунные затмения, занимались математикой и были прекрасными архитекторами.

Также прекрасно известна культура Древнего Египта, которая просуществовала на протяжении почти 3000 лет. Во многом добиться такого развития это государство смогло за счёт мягкого климата и реки Нил, вдоль которой была сосредоточена вся жизнь. В последующем Египет постепенно ослабел, уступив пальму первенства Греции и Италии.

Наследие древних цивилизаций востока оказало огромное развитие на человечество, а многие памятники тех времён сохранились до наших дней, являясь одними из самых посещаемых достопримечательностей в мире.

Достижения Древнего Востока

Значение культуры стран Древнего Востока трудно переоценить. Именно тут появились предпосылки разделения труда, стали образовываться различные слои общества, возникла наука и письменность. Распространена была живопись, а наскальные рисунки и росписи дошедших до наших времен храмов поражают воображение. В последующем многие достижения этих государств распространились по свету, неизменно сыграв важнейшую роль в развитии человечества.

К достижениям культуры Древнего Востока относят следующее:

  • появление письменности;
  • удивительная восточная архитектура;
  • зарождение мировых религий;
  • появление различных наук.

Считается, что ранней разновидностью письменности стали иероглифы, которые появились в регионе Междуречья, Индии и в Китае. А уже в Финикии был создан полноценный алфавит, в последующем освоенный греками и римлянами.

Именно на востоке зародились основные мировые религии, в том числе ислам, христианство и буддизм. Последняя считается самой древней мировой религией, она появилась в Индии в VI веке до нашей эры.

Восточная архитектура подарила всему миру такие удивительные монументальные сооружения как храмовые комплексы, зиккураты и пирамиды. Считается, что именно в этом регионе появилась культура возведения городов, которые гармонично сочетались с дорогами, площадями, монументальными скульптурами и домами.

Особое внимание на востоке в древности уделялось наукам: медицине, математике и астрономии. Уже в те времена тут делали хирургические операции и излечивали различные болезни, которые считались смертельными в Европе даже в средние века.

Индия и Китай

Наибольший интерес из восточных культур представляют Древняя Индия и Китай. Это одни из старейших цивилизаций, которые зародились приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Особенностью этих государств является их многообразие культур, которые формировались в условиях полной или частичной самоизоляции. Именно в Индии появилась религия индуизм, которая стала самой древней и массовой в Азии. Тут возник культ животных, причём обожествляли змей, тигров, слонов, обезьян и коров. Последняя считается сакральной даже в настоящие дни.

Одной из самых загадочных является китайская художественная культура. В этом государстве зародились философские учения конфуцианство и даосизм. На эту страну также влияли расположенные рядом Индия и Япония. На протяжении многих сотен лет официальной идеологией в Китае являлось конфуцианское мировоззрение, которое оказывало влияние на всю культуру.

Искусство в этой стране — это переплетение верований, различных эпох и традиций. Считается, что тут зародилась каллиграфия и появились первые иероглифы. Именно в Китае была создана бумага и порох, а показы мод тут проходили в первом тысячелетии до нашей эры, когда в Европе ещё ходили в овечьих шкурах и набедренных повязках.

В 5 классе Древний Восток и его культура изучаются в рамках программы по истории, поэтому придётся кратко подготовить конспекты с таблицами и картами по религиозным и культурным характеристикам этих стран. Такие работы включают описание важнейших достопримечательностей того времени, а также вклад этих государств в развитие всего человечества.

Источник

Оцените статью