Особенности социального экономического развития страны

Содержание
  1. Понятие социально-экономического развития страны
  2. Социально-экономическое развитие — основное понятие
  3. Цели социально-экономического развития
  4. Задачи социально-экономического развития
  5. Этапы социально-экономического развития
  6. Критерии оценки современных систем
  7. Управление социально-экономическим развитием
  8. Примеры развития стран в современном мире
  9. Особенности социально-экономического развития разных стран
  10. Социально-экономические модели развитых стран
  11. Модель социально-экономического развития США
  12. Особенности модели социально-экономического развития Японии
  13. Особенности социально-экономического развития стран ЕС
  14. Международное движение капитала
  15. Мировые инвестиции
  16. Вывоз капитала и его форма
  17. Роль ТНК в глобальном инвестиционном процессе
  18. Интернационализация рынка капитала и проблемы его регулирования
  19. Заключение

Понятие социально-экономического развития страны

Социально-экономическое развитие — основное понятие

Социально-экономическое развитие – это постепенный процесс повышения уровня жизни людей, увеличение качества и количества предоставляемых населению общественных благ.

Под этим термином также понимается расширенное воспроизводство, качественные и структурные изменения в экономике, факторах роста, производственных силах. Социально-экономическое развитие охватывает такие сферы, как образование, наука, культура, технологии, включает в себя:

  • трансформацию общественного сознания;
  • смену привычек, традиций;
  • увеличение дохода, вызванное расширением производства.

Уровень прогресса не является результатом проявления чьей-то воли, а отражает реальные социальные и экономические связи.

Цели социально-экономического развития

Целями выступают наиболее значимые для отдельно взятой территории направления. Ими могут быть:

  1. Повышение доходов населения, оказывающее позитивное влияние на другое направление – снижение процента бедных.
  2. Улучшение качества образования, пересмотр норм ценностно-эмоциональных отношений.
  3. Охрана окружающей среды.
  4. Расширение личных свобод.
  5. Выравнивание возможностей.
  6. Улучшение качества продуктов питания.
  7. Выведение на новый уровень здравоохранения.
  8. Создание комфортной среды проживания.

В зависимости от потребностей может быть взят курс на повышение уровня занятости, укрепление социального партнерства, создание привлекательных условий для инвестирования.

Задачи социально-экономического развития

Определив наиболее важные для конкретного региона цели, можно сформулировать промежуточные задачи:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • обеспечение комфортных условий для расширения малого бизнеса;
  • подъем промышленного сектора;
  • создание новых рабочих мест;
  • развитие сферы услуг;
  • развитие центра города;
  • повышение уровня занятости.
Читайте также:  Проблема бедности примеры стран

Перечень может состоять из множества других задач. Но решение каждой из них должно способствовать успешному экономическому процветанию муниципалитета, области, страны.

Этапы социально-экономического развития

Все существующие ныне экономические системы прошли три этапа:

  1. Доиндустриальный, в котором главным источником дохода служило основанное на сельском хозяйстве натуральное производство.
  2. Индустриальный, при котором сменился характер труда, сформировалось фабричное производство.
  3. Постиндустриальный.

В завершающем этапе основным инструментом прогресса стали знания, а наука выступила ведущей производительной силой.

Критерии оценки современных систем

Оценка уровня развития современных экономических систем предполагает анализ земельных ресурсов, климатических условий, полезных ископаемых, показателей экологии, состояния науки, медицины, образования. Уделяется внимание наличию телекоммуникаций, особенностям рыночной инфраструктуры, применяемым управленческим технологиям.

  • ВВП, ВНП;
  • усредненный уровень дохода;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • средняя продолжительность жизни;
  • качество образования;
  • объем потребления материальных благ.

Оценке подлежат и управленческие навыки руководителей, так как именно они могут оказывать влияние на темпы роста экономики отдельно взятой территории и страны в целом.

Управление социально-экономическим развитием

Управление осуществляется при помощи стратегического планирования. Это действенный и наиболее универсальный инструмент, подходящий и для разработки программ по усовершенствованию, и для выхода из кризисных ситуаций.

К основным этапам относятся:

  • определение целей;
  • проведение исследований;
  • фиксация проблем и успешных моментов;
  • разработка плана развития, его содержания, порядка действий;
  • определение контрольного периода;
  • анализ первых результатов.

В результате проведенного анализа проводится корректировка целей, связанных с достижением задач.

Конечным результатом является не созданный план, а социально-экономическое развитие территории.

Примеры развития стран в современном мире

Типология основных особенностей социально-экономических систем позволяет объединить в группы государства со схожими признаками, однотипной финансовой системой.

Среди стран, демонстрирующих высокие показатели в Европе, можно выделить Италию, Германию, Великобританию, Францию. Именно эти страны играют ведущую роль в политическом, хозяйственном, социальном развитии европейского региона.

В мировом масштабе экономически развитыми государствами считаются США, Канада, Великобритания, Италия, Япония, Германия, Франция. Их условный союз принято обозначать понятием «большая семерка».

К категории стран с переходной экономикой относят Россию, Черногорию, Украину, Словению, Белоруссию, Румынию, Македонию, Венгрию.

Источник

Особенности социально-экономического развития разных стран

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.08.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Экономический механизм развитых стран включает три уровня: стихийный рыночный, корпоративный, государственный. Им сочетается развитая система рыночных отношений, наличие мощных корпораций и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание приводит к гибкости, быстрой приспособляемости к изменяющимся условиям воспроизводства и в целом высокой эффективности хозяйственной деятельности. Современный этап характеризуется либерализацией рыночного уровня за счет стимулирования частной инициативы и повышения роли конкуренции.

Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам, функционирующим как ТНК. Исключение составляет группа некоторых небольших стран (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), в которых нет ТНК мирового уровня, ведущую роль играют средние в мире фирмы. Также характерно широкое распространение малого и среднего бизнеса как фактора экономической стабильности и связанное с этим постоянное воспроизводство среднего класса как важного фактора социальной стабильности.

Социально-экономические модели развитых стран

Особенности социально-экономической модели развитых стран

Важнейшими целями государственного регулирования являются: формирование наиболее благоприятных условий для саморазвития капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства государственного регулирования: административно-правовые инструменты (развитые системы хозяйственного права); государственные финансы (средства государственного бюджета и централизованных фондов социального страхования); денежные инструменты (учетная ставка ЦБ, изменение ставки минимальных резервов, операции на «открытом рынке»); государственная собственность. Последняя играла значительную роль в послевоенные годы в Западной Европе и Японии, тогда как в США, Канаде, Австралии, Швейцарии ее роль всегда была небольшой. Общая тенденция с начала 60-х гг. снижение роли государственной собственности с 9% до 7% в ВВП, которая сосредоточена в основном в секторе инфраструктуры. Временное исключение «социалистический эксперимент» 1982-1986 гг. во Франции. Основные направления государственного регулирования: регулирование инвестиций, продажи сервисных продуктов, рынок труда и исследования и разработки. Различия между странами в степени государственного регулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно в Западной Европе, в гораздо меньшей степени в США и Японии. Это отражается в экономической и социальной политике государств, в структуре доходов и расходов государственного бюджета, в уровне налогообложения. В целом налоги составляют около 1/3 ВВП США, Японии, Канады и Австралии, в странах Западной Европы 40-50%, а в Швеции и Дании более 50%.

Уровень социальной ориентации государства в Западной Европе выше, чем в США и Японии. Чрезмерные социальные гарантии приводят к увеличению налоговой нагрузки, что снижает стимулы к эффективной работе. Кроме того, рост расходов на развитие экономики, социальной и военной сфер приводит к дефициту государственных бюджетов и инфляции. Общей тенденцией для моделей развитых стран является дерегулирование экономики, в том числе: продажа части государственного имущества, ограничение и сокращение бюджетных расходов, снижение налогов.

Модель экономически развитых стран характеризуется цикличностью общественного воспроизводства, причем короткие 4-7-летние циклы сочетаются с длинными, около 50 лет.

Экономики развитых стран характеризуются открытостью для мировой экономики и либеральной организацией режима внешней торговли. Лидерство развитых стран в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала и международных валютно-расчетных отношениях. В области международной трудовой миграции развитые страны выступают в качестве принимающей страны.

Модель социально-экономического развития США

США одна из крупнейших стран мира: ее площадь составляет 9,7 миллиона квадратных метров. км., население 270 млн человек. По количеству производимых товаров и услуг Соединенные Штаты превосходят любое другое государство в мире. В конце 90-х гг. ВВП США оценивается почти в 8 триллионов долларов, что составило 21% от общего ВВП мира и значительно превысило ближайшие соответствующие показатели других стран: Китая 12%, Японии 7%, Германии 5%. ВВП на душу населения в США составляет 30 000 долларов.

Страна богата природными ресурсами: нефтью, природным газом, углем, цветными и драгоценными металлами. Климатические условия и плодородные почвы способствуют высокопроизводительному сельскому хозяйству.

Американская нация имеет традиции духа предпринимательства, социальной активности, готовности работать и преодолевать трудности во имя достижения цели. Принцип индивидуальной ответственности за собственное благополучие в сочетании с традиционной верой в то, что личные усилия и удача могут обогатить каждого, являются важным элементом социальной психологии.

Важным фактором социально-экономического процветания и стабильности США является отсутствие социально-политических потрясений со времен Великой депрессии 1929-1933 годов, которая была преодолена без потери демократической формы правления и усиления милитаризма. К этому можно добавить такую особенность американской модели, как приспособляемость к изменяющимся условиям развития, то есть способность своевременно распознавать сложные экономические и социально-политические проблемы и решать их на основе демократических принципов.

В экономике США лежит идеология частного предпринимательства и ограничения государственного вмешательства. Основные принципы экономической политики: поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции. Основная роль в экономике принадлежит нескольким сотням крупных и сверхкрупных корпораций и банков, между которыми традиционные отношения союза и сотрудничества. Их деятельность немыслима без среды, которую формируют миллионы малых и средних фирм, активно поддерживаемых государством (например, с помощью льготного кредитования). Более высокую конкурентную среду, чем в других развитых странах, обеспечивает эффективная антимонопольная политика, нормативно-правовая база которой заложена Антимонопольным законом Шермана, принятым еще в 1890 году. С тех пор был принят ряд законодательных актов, ограничивающих монополии. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия исполнительный орган, контролирующий и обеспечивающий свободу предпринимательства и конкуренции, а также получение предприятиями юридической информации об изменениях в антимонопольном законодательстве.

К концу 20 века сектор услуг явно доминировал в структуре экономики США. Эта сфера производит 76% ВВП, более 20% приходится на промышленность и строительство и около 3% на сельскохозяйственную продукцию.

Главный фактор экономического роста США научно-технический прогресс. США являются лидером в ведущих и новейших областях науки и технологий в области телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологий и военных технологий. Обладая крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, Соединенные Штаты занимают первое место в мире по общему объему НИОКР, активно поддерживаемых компаниями и государством. За последние четыре десятилетия доля расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии выросла в 11 раз: с 0,1% в 1950 году до 1,1% в середине 1990-х годов. Росту научно-технического потенциала способствует предоставление налоговых льгот и увеличение бюджетных ассигнований на обучение и подготовку научных кадров, а также целевая иммиграционная политика администрации США по привлечению научного, инженерного и управленческого персонала со всего мира. . Большое значение имеет инновационный бизнес, сочетающий науку и предпринимательство. Его центрами являются территориально-производственные комплексы: технопарки, технополисы и др., Формируются при активной поддержке федерального правительства и местных властей.

Важным фактором экономического роста является увеличение количества и повышение качества трудовых ресурсов. Показатели последнего: массовость образования, качество образования, связь образования с фундаментальными и прикладными исследованиями. 90 е отмечены ростом занятости в США, уровень безработицы был самым низким в последней четверти века, ниже 5% в 1997 году (7,5% в 1992 году). До 30-х гг. в США практически отсутствовала государственная социальная политика: не было системы социального страхования, пособий по безработице, бедности и т. д., бесплатное здравоохранение, бесплатное образование было ограничено. Он возник во время Великой депрессии и стал важным элементом общественной жизни. 90-е годы ознаменовались функционированием огромного количества дорогостоящих социальных программ, таких как Medicare (оплата медицинских услуг для инвалидов) и Medicaid (то же для малоимущих) и др. Таким образом, социальные расходы на душу населения только на здравоохранение составляли в 1992 году 1364 доллара (418 долларов в 1970 году). Также растет количество получателей различных видов льгот и льгот, включая возмещение расходов на медицинское обслуживание, образование, жилищные расходы, пособия на ребенка, пособия по бедности и т. д.

В структуре промышленного производства США ведущую роль играют:

  • машиностроение, особенно электронное (в основном промышленность и военная продукция), электротехника, транспорт (автомобильная, аэрокосмическая техника)
  • химическая промышленность, связанная с переработкой нефти и природного газа;
  • крупнейшая горнодобывающая промышленность среди развитых стран: уголь, природный газ, газовый концентрат, нефть.

Высокий уровень развития аграрного сектора сочетается с устойчивым ростом сельскохозяйственного производства и самой высокой производительностью труда в мире. В сельском хозяйстве используется сложная и высокопроизводительная техника, достигнут высокий уровень развития инфраструктуры, а также защита и поддержка сельскохозяйственного производства государством.

США занимают первое место в мире по объемам внешней торговли товарами и услугами. Экспорт всегда превышает импорт, что приводит к систематическому дефициту текущего счета. В структуре экспорта 50% составляет готовая промышленная продукция, затем сельскохозяйственная продукция, а также услуги, в первую очередь связанные с информационными технологиями. Значение импорта в экономике США возрастает, например, в 90-е годы его доля во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других товаров народного потребления превысила 80%, металлообрабатывающих станков и масел 50%, черных металлов и текстиля 20%. Основными торговыми партнерами США являются страны-члены НАФТА, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной Европы и Латинской Америки.

США крупнейший в мире экспортер капитала (годовой экспорт 0,3-0,4 трлн долларов) и ведущий получатель иностранных инвестиций (импорт 0,5 трлн долларов). Огромный избыток капитала поддерживает платежный баланс и помогает финансировать значительную часть американской экономики. Основные иностранные инвесторы развитые страны Западной Европы, Япония и Канада. Западная Европа и Канада также являются доминирующими областями прямых иностранных инвестиций из Америки, причем в последнее время наблюдается рост инвестиций американских фирм в развивающихся странах, особенно в Латинской Америке. Растущий приток несложных промышленных товаров из развивающихся стран (Китай, Тайвань, Гонконг) в США существенно влияет на изменение специализации американских промышленных компаний с материальным и трудоемким производством в международном разделении труда. Для повышения конкурентоспособности им необходимо модернизировать оборудование и технологические процессы или перейти на ресурсосберегающее наукоемкое производство. В связи с этим усиливается развитие «второй экономики» США сети международной производственной и коммерческой деятельности, созданной зарубежными филиалами ТНК за счет прямых иностранных инвестиций, ее экспансия в страны Азии.

Лидерство США в мировой экономике влияет на экономическое положение других стран, являясь критерием их конкурентоспособности, а также источником их финансовой поддержки как напрямую, так и через Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие организации.

Тем не менее, успех и процветание американского общества сопровождается наличием серьезных проблем, главными из которых являются: сохранение опасности локальных войн и терроризма; расовая проблема, острота которой связана с совпадением различий в экономическом и социальном статусе; высокий и растущий уровень преступности, наркомании, СПИДа; рост социальной напряженности из-за чрезмерных социальных выплат; высокая степень зависимости кредитно-финансового сектора от тенденций мирового рынка, что означает уязвимость экономики к серьезным потрясениям.

Особенности модели социально-экономического развития Японии

Япония третий по величине экономический центр в мире. На его долю приходится около 7% мирового ВВП. В 1997 г. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности по отношению к доллару США) составил 23 400 долларов США, что соответствовало 6-му месту в мире.

Природные условия Японии не отличаются богатством и разнообразием ресурсов: только строительные материалы и энергия горных рек. Преимущество выгодное экономико-географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Неблагоприятные условия горного рельефа островов, практически полное отсутствие сырья, ограниченная территория для строительства, а также частые землетрясения привели к ускоренному развитию техники и экономики. Результатами стали: энергои ресурсосберегающие технологии в сочетании с глубокой переработкой сырья и вторичных ресурсов, диверсификация географии сырьевых рынков. В последнее время прибрежная территория использовалась как фасад и мастерская.

Японию отличает мощная производственная система и современные производительные силы с высоким уровнем квалификации и культуры труда, активным и гибким использованием больших финансовых ресурсов, а также высоким уровнем науки и технологий. После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационные власти провели в стране серию глубоких институциональных реформ, в том числе: либерализацию цен, стабилизацию бюджета, установление фиксированного обменного курса, демонополизацию промышленности и сельского хозяйства и финансовое оздоровление частных корпораций.

До недавнего времени экономический рост Японии опережал рост других развитых стран. Наиболее благоприятный период развития пришелся на 50-60-е годы, что было связано с: интенсивным использованием дешевой высококвалифицированной рабочей силы; активное внедрение последних достижений научно-технического прогресса; реорганизация деятельности крупных корпораций, позволившая быстро обновить производственные фонды и наладить современное производство; аграрные реформы 1946-1949 и 1961 годов, ускорившие становление рыночных отношений в стране; ограничение военных расходов, что способствовало развитию новейших производств; благоприятные условия на мировом рынке сырья и продукции, которые сделали Японию одним из важнейших экспортеров товаров, а впоследствии и капитала. 70 80 г. до н.э. структурные сдвиги в сторону развития высокотехнологичного производства: переход от закупки и внедрения зарубежных научно-технических достижений к развитию собственной научно-технической базы, собственных разработок; усиление внедрения энергои ресурсосберегающих технологий; появление информационной индустрии, формирование производственно-экологического комплекса.

В конце 80-х годов было организовано уникальное хозяйство, в котором соединились высокоинтенсивная производственная и непроизводственная сфера, ориентированная на высокие мировые стандарты качества жизни. Рабочая сила отличается очень высоким уровнем профессиональной подготовки, культуры труда и профессиональной мобильности, а также высокой ценой (заработной платой). Уровень капиталоемкости и капиталоемкости материального производства превышает соответствующие уровни стран Западной Европы и приближается к аналогичным уровням в США. Техника отличается высоким уровнем автоматизации, кибернетизации и роботизации, экспортная продукция отличается высоким качеством и невысокой стоимостью.

Система собственности отличается развитием коллективной формы, резко снижается доля индивидуальной собственности. Богатство сосредоточено в руках корпораций. Корпорации начинают контролировать политику и проявляют активность в области культуры, образования и науки.

Крупные корпорации в Японии это 2,4 тыс. Акционерных обществ, которые размещают свои акции на фондовых биржах. Более 779 тысяч средних и малых предприятий работают в форме закрытых акционерных обществ и товариществ. Каждая крупная корпорация является ядром группы под названием «кэйрэцу», объединенной отношениями собственности и контракта. Не являясь финансово-промышленной группой под эгидой банка, «кэйрэцу» сочетает собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. холдинговыми функциями) и производственной кооперацией с ее участниками. Эти группы связаны с множеством малых предприятий (в стране 3,7 миллиона индивидуальных и семейных предприятий и 770 000 партнерств). Среди кэйрэцу есть примеры как вертикальной интеграции, основанной на технологиях, так и конгломератов. Это инжиниринговые компании Mitsubishi Jyukoge, Komatsu, электрические Toshiba, Hitachi, Sony, автомобильные Toyota, Nissan, насчитывающие 300-400 периферийных компаний поставщиков и исполнителей заказов, а также сеть субподрядчиков, не связанных имущественными отношениями с головной компанией. Многие группы развили периферию за границей и являются японскими ТНК. Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы предпринимателей, которых в Японии более 20 тысяч. Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компаний (менее 30%) и высокой степенью зависимости от банковских кредитов.

В сельском хозяйстве распространены предприятия нескольких форм собственности: фермерские хозяйства (небольшие семейные фермы), крупные сельскохозяйственные предприятия корпораций и сельскохозяйственных кооперативов. Деятельность сельского хозяйства обеспечивается так называемым предсельскохозяйственным сектором агробанками, фирмами, производящими сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения, государственными научно-исследовательскими организациями, работающими в области биологии, генетики, биотехнологии, аграрными университетами. Постсельскохозяйственный сектор обеспечивает переработку, хранение, упаковку, транспортировку и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Трудовой потенциал отличается высоким уровнем квалификации в сочетании с традиционными японскими качествами: коллективизмом, трудолюбием, трудолюбием, уважением и почтением к старшим, чистотой, аккуратностью, честностью и т. д. движение коллективной рационализации и участие в повышении качества продукции («круги качества»,«Самоконтроль») и организации труда (матричные системы управления, консолидирующие весь производственный цикл). Для Японии характерен высокий уровень занятости в 70-е годы, уровень безработицы составлял 2-2,8%, в 90-е годы превышал 3%. Традиционная японская «система пожизненного найма» с оплатой за выслугу лет распространена только на крупных предприятиях и включает в себя работников высшей квалификации менеджеров, инженеров (не более 10% сотрудников). Низкий уровень безработицы среди других сотрудников объясняется традициями социального партнерства, хорошо организованным обучением на рабочем месте и широким использованием гибких форм занятости.

Япония страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в экономической деятельности. Государственное регулирование в основном использует экономические методы: фискальные и денежные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регулирование деятельности естественных монополий. Государственный сектор Японии, как и США, невелик и ограничен отраслями инфраструктуры. Государственно-корпоративное регулирование объединяет деятельность государственных учреждений и союзов предпринимателей, объединенных в Федерацию экономических организаций «Кейданрен». Характерен низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% от общей суммы расходов государственного бюджета, менее 1% ВВП). Самые большие расходы бюджета включают социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям префектур (16-18%) и государственные инвестиции в инфраструктуру.

Мощный научно-технический потенциал Японии важнейший фактор экономического роста. Ежегодные расходы на развитие науки более чем 4% от ВВП. Количество патентов в год 30 тысяч, доля в мировом патентном фонде 10%, экспорт научно-технических разработок обеспечивает стране более 25% валютной выручки. Это дает возможность выбрать в качестве основного направления специализации Японии в области МРТ производство наукоемких и технически сложных продуктов. Лидерами в этой области являются электронная техника и производство современных средств связи. Государство оказывает финансовую и организационную поддержку исследований и разработок в области высоких технологий.

В товарообороте мировой торговли Япония составляет 7,3% (1997 г.). Ей владеет 12,8% золотовалютных резервов. Экспортная квота составляет 10,5% ВВП, а доля импорта 10,4% ВВП. В экспорте возрастает значение производственного оборудования (23,5% продукции японского машиностроения), при этом снижаются промышленные полуфабрикаты, продукция электротехнической, электронной и автомобильной промышленности. В импорте важность сырья и топлива снижается с увеличением важности продуктов питания (уровень продовольственной самообеспеченности страны сейчас составляет менее 50%). Основным торговым партнером Японии являются США (экспорт 27,8%, импорт 22,3%). Совокупный вес растущих рынков в Азии, Южной Корее, Тайване, Малайзии, Таиланде вырос, и здесь сосредоточены кооперационные связи японских ТНК. Возросло значение рынков стран с переходной экономикой.

В последние 20 лет развитие Японии характеризовалось замедлением темпов развития и ускорением темпов интернационализации экономики. В 70-80-е гг. этот процесс был связан с увеличением экспорта с середины 80-х годов. Япония перешла к активному вывозу капитала и стала одним из ведущих чистых кредиторов мировой экономики. Инвестиционная деятельность стала основой внешнеэкономической деятельности. 44% инвестиций приходится на Северную Америку, 19% на Европу, 16,5% на Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако наблюдается диспропорция между объемом прямых японских инвестиций за границу (285 миллиардов долларов на конец 1997 года) и объемом прямых иностранных инвестиций в Японию (всего 33 миллиарда долларов), что свидетельствует о недостаточной открытости страны негативные последствия продолжались до 70-х гг. промышленная протекционистская политика.

Структурный кризис финансовой системы страны в 1997 г. ослабил ее позиции на мировом рынке, привел к экономическому спаду (ВВП упал на 2,8% в 1998 г.), нанес значительный ущерб странам Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы. Европа. В основе финансового кризиса в Японии лежит отсутствие внутреннего спроса и давняя слабость страны, от которой дерегулирование является ключом к решению. С этой целью правительство разработало Программу реструктуризации банковской системы. Его реализация началась летом 1998 года и рассчитана на 1 год.

Япония является мощным центром притяжения для азиатских стран как источник технологий и капитала, стержень модели развития азиатско-тихоокеанской интеграции. В этом регионе сформировался стабильный торговый блок, но до сих пор нет условий для переплетения капитала и свободного передвижения рабочей силы, на которых базируется региональная интеграция.

Особенности социально-экономического развития стран ЕС

По уровню экономического развития в послевоенный период страны.

Западноевропейские модели делятся на 3 группы:

  1. «Большая четверка» Германия, Франция, Великобритания, Италия, на долю которых приходится 1/3 территории региона и 2/3 населения Западной Европы. Эта группа отличается сильным экономическим потенциалом.
  2. Малые высокоразвитые страны Севера и Центра континента Бельгия, Голландия, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швейцария и Австрия. Для этой группы стран характерны удачный выбор специализации, активное участие в МРТ, опыт промышленного развития, его обновления и накопления, опережающий запас научно-технических и технологических достижений, что обеспечивает этим странам достаточно сильные позиции в мире. экономика Западной Европы и на мировом рынке. Ведущую роль в этих странах играют мощные национальные и международные монополии.
  3. Менее развитые страны: Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта и Ирландия в этой группе имеют более низкие уровни производительных сил и экономики в целом. Но за последние 30 лет темпы развития достигли высокого уровня, и их доля в экономике региона немного увеличилась.

Помимо трех основных групп в Западной Европе существуют так называемые «карликовые державы»: Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино. Их вклад в производство незначительный, но эти силы играют значительную роль в системе экономических отношений в регионе, а именно в кредитно-финансовой сфере. В этих странах действуют и процветают многочисленные финансовые группы.

Международное движение капитала

Теории международной миграции капитала

Международная миграция капитала одно из характерных явлений мировой экономики. Капитал как фактор производства имеет физическую и денежную форму. Физический капитал это инвестиционные товары, используемые для производства других товаров.

Международная миграция капитала это движение капитала между странами, включая экспорт, импорт и его функционирование за рубежом.

Международная миграция капитала зависит от изменений экономических условий, масштабов, форм, механизмов. Теории международной миграции капитала были разработаны в рамках неоклассической теории международной торговли, неокейнсианской теории экономического роста, марксистской теории экспорта капитала и концепций развития международной корпорации.

В основе неоклассической теории лежали взгляды Дж. Ст. Милль, известный английский экономист XIX века. Он считал, что вывозится та часть капитала, которая помогает снизить норму прибыли. По мнению Милл, ввоз капитала улучшает производственную специализацию страны и способствует расширению внешней торговли. Готовая продукция, как и капитал, мобильна на международном уровне.

Новым аспектом исследования международного движения капитала было то, что оно было связано с международной торговлей. Дж. Кейнс считал, что если причины, препятствующие международному движению капитала, будут устранены, последний сможет заменить торговлю товарами. Неоклассики интегрировали процесс движения факторов производства, включая капитал, в теорию международной торговли. Это можно принять, поскольку внешняя торговля и международное движение капитала имеют одно и то же значение. Избыток или недостаток капитала рассматривается неоклассиками как причина его международной миграции. Предельная производительность капитала выражается в процентной ставке. Международная интеграция капитала продолжается до тех пор, пока предельная производительность капитала не сравняется в разных странах. Вывоз капитала альтернатива товарному экспорту. К. Иверсен различал международное движение капитала на реальное и сбалансированное. Реальные потоки капитала связаны с неравными уровнями предельной производительности факторов производства в разных странах. Уравновешивание потоков капитала в связи с потребностями регулирования платежного баланса.

Неокейнсианская теория движения капитала была разработана под влиянием взглядов Д. Кейнса. Кейнсианская теория утверждает, что макроэкономическое равновесие это равенство инвестиций и сбережений. Избыточные сбережения приводят к спаду в экономике и безработице. В этой ситуации часть сбережений выходит за пределы национальных границ, но более важной причиной международного движения капитала согласно кейнсианской теории является состояние платежного баланса. Если экспорт товаров превышает их импорт, то страна может стать экспортером капитала. По мнению Кейнса, процесс международного движения капитала должен регулироваться государством.

Ф. Махлум был еще одним основателем кейнсианской теории. Наиболее важные выводы Махлума заключаются в следующем. В странах, импортирующих капитал, стимулируются инвестиции, что увеличивает потребление и увеличивает национальный доход. Экспорт капитала может ограничивать внутренние инвестиции. Это снижает потребление и национальный доход. Вывоз капитала влияет на макроэкономическое равновесие национальной экономики.

Согласно теории экономического роста, созданной Р. Харродом, экспорт капитала и формирование сбережений связаны в его модели экономической динамики с темпами роста, зависящими от суммы инвестиций. Темпы экономического роста замедляются, если сбережения превышают инвестиции, поэтому тенденция к экспорту капитала для его более прибыльного использования возрастает. Неокейнсианская теория экспорта капитала фокусируется на стимулировании деловой активности в странах, экспортирующих и импортирующих капитал, из этого следует, что иностранные инвестиции из развитых стран ускоряют экономическое развитие развивающихся стран.

Марксистская теория движения капитала. Маркс считал, что капитал вывозится из страны не потому, что он не может найти применение внутри страны, а потому, что он может получить более высокую прибыль за рубежом. Согласно марксистской теории, причиной вывоза капитала считается рост интернационализации производства, усиление конкуренции между монополиями и усиление экономического роста.

Теория интернационализации изучает проблему внутрифирменных отношений международных корпораций. Для работы с концепциями глобальных корпораций разрабатываются модели монополистического преимущества, модели жизненного цикла продукта и эклектическая модель. Монополистические преимущества иностранных инвесторов обеспечивают им более высокую доходность, чем доход местной фирмы в стране ее проживания. Теория бегства капитала. Отток предпринимательского капитала за границу называется бегством капитала (вывоз активов). Эта проблема считается предметом международных исследований. Отток капитала происходит по законным и нелегальным каналам. Причинами бегства капитала считаются нестабильность экономики, национальной валюты, политики, инвестиционного климата и криминальной активности. Отток капитала сильно влияет на экономический рост в негативном направлении, это может не только дестабилизировать экономику, но и вызвать потрясения в других странах.

Международное движение капитала является важным генератором экономического роста, эффективным средством повышения конкурентоспособности экспорта, укрепления позиций страны на мировом рынке и в мировой экономике в целом.

Мировые инвестиции

Спрос на капитал существует в форме глобальных инвестиций. Спрос исходит от стран, у которых нет собственных возможностей для покрытия внутреннего инвестиционного потребления. Сбережения это источник глобальных инвестиций. Мировые сбережения это поступления средств из стран, в которых их много. Такие страны называются экспортерами или инвесторами. Объем мировых сбережений определяется разницей между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями в странах, экспортирующих капитал. Объем мировых инвестиций определяется разницей между внутренними инвестициями и внутренними сбережениями стран-импортеров капитала, а также размер иностранных инвестиций зависит от сбережений предприятий, домашних хозяйств и государства.

Разница между сбережениями и национальными инвестициями называется потоками капитала. Движение капитала тесно связано с движением товаров и услуг, оно взаимно противоположно и идеально уравновешивает друг друга. Интенсивность движения капитала определяется степенью открытости экономики страны и величиной существующей в ней процентной ставки.

Международные финансовые потоки и международные потоки товаров и услуг это два взаимосвязанных процесса. В закрытой экономике приток капитала равен нулю при любой внутренней процентной ставке. В стране с небольшой открытой экономикой приток инвестиций может быть любым по мировой процентной ставке. В стране с большой открытой экономикой, чем выше ее внутренняя процентная ставка, тем привлекательнее становятся эти активы для стран-иностранных инвесторов, тем больше поток капитала в целом. На самом деле существование крупных развитых стран оказывает огромное влияние на мировой рынок капитала.

Значение мировой процентной ставки во многом будет определяться экономической политикой, проводимой в таких странах. Чем больше средств привлекается из-за границы, тем выше должны быть выплачены проценты за их использование, но чем выше процентная ставка, тем привлекательнее становятся условия инвестирования, следовательно, больше средств поступает из-за границы. Фискальная политика правительств развитых стран определяет, достаточно ли глобальных сбережений для инвестиций. Стимулирующая фискальная политика сокращает сбережения и предложение капитала. Политика развитых стран во многом определяет равновесие мирового рынка капитала, влияя на значение мировой реальной процентной ставки. Именно процентная ставка определяет цену, по которой инвестиционные ресурсы покупаются и продаются на мировом рынке капитала. Чистая прибыль страны от импорта капитала будет определяться разницей между прибылями от бизнеса и потерями инвесторов.

Международная миграция капитала, уравновешивая глобальные сбережения и инвестиции, приносит выгоды как экспортерам, так и импортерам капитала. Совокупный доход от глобальных инвестиций определяется совокупной прибылью страны-экспортера и страны-импортера капитала.

Вывоз капитала и его форма

Капитал вывозят не только промышленно развитые страны, но также средние и развивающиеся страны. Каждая страна является как экспортером, так и импортером капитала. Это можно назвать перекрестными потоками капитала.

Денежный рынок определяет соотношение спроса и предложения на краткосрочные платежные средства (международный коммерческий кредит). Среднесрочные и долгосрочные кредиты, являясь частью глобального кредитного рынка, в то же время являются неотъемлемым элементом мирового рынка капитала.

Мировой рынок капитала регулирует движение долгосрочных активов в форме инвестиций. Основные субъекты инвестирования частный бизнес и государство. Потоки инвестиционных ресурсов движутся как на макроуровне, так и на микроуровне. На макроуровне наблюдается межгосударственный или официальный отток капитала. Микроуровень это движение частного капитала.

Институциональные инвесторы обеспечивают связь между основными участниками глобального рынка капитала, выступая в качестве экспортеров и импортеров капитала или выполняя другие посреднические функции. Институциональные посредники включают: межгосударственные банки и валютные фонды, осуществляющие краткосрочное кредитование (МВФ). Всемирный банк занимается долгосрочным кредитованием.

Частные национальные и международные финансово-кредитные учреждения (национальные и транснациональные банки и компании) государство; центральные и местные органы власти, казначейство и другие уполномоченные организации. Государство выступает гарантом и поручителем по внешним обязательствам частных юридических лиц. Особая функция государства регулировать международное движение капитала путем создания определенных экономических, правовых и социальных условий для инвестиций. Экспорт ссудного капитала предполагает осуществление среднесрочного и долгосрочного кредитования, которое приносит экспортеру капитала доход в виде процентов по ссуде. Экспорт предпринимательского капитала означает вложение в экономику страны с целью получения прибыли.

Предпринимательские инвестиции это инвестиции в создание производственного капитала за рубежом. Эти инвесторы физические лица, банки, страховые инвестиционные компании. Инвестиции производятся двумя способами.

Портфельные вложения представлены ценными бумагами (акциями и облигациями). Основная цель получение дохода. На размер и динамику портфельных инвестиций влияет разница в процентных ставках, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах. Все портфельные инвестиции можно разделить на пакеты акций предприятий размером менее 10% и долговые ценные бумаги. Портфельные инвестиции являются важным источником привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов.

Прямые инвестиции это вложения в производство. Инвестор, вложивший свои деньги в предприятие, имеет право управлять этим предприятием и контролировать его. В мировой практике такие вложения называют иностранными. Международный валютный фонд также занимается этими видами инвестиций. С прямыми инвестициями вы можете не только получать прибыль, но и развивать новое производство и укреплять свои позиции на рынке. Частный капитал имеет много положительных аспектов.

Движение прямых частных инвестиций характеризуется движением в следующих аспектах:

  1. в странах, которые уже обладают значительным промышленным потенциалом (в такой стране прямые инвестиции более значительны, чем портфельные);
  2. между странами с высокоразвитыми отраслями (где профилируется движение портфельных инвестиций);
  3. в страны со слаборазвитой экономикой, но с богатым сырьем, куда направляются только прямые капитальные вложения. Таким образом, взаимосвязь между портфельными и прямыми инвестициями зависит от степени экономического развития страны, в которую они направляются.

Международный кредит способствует непрерывности производственных процессов, перераспределению капитала между странами и отраслями, переводу средств в более эффективные и прибыльные области экономики, увеличивает объем накопления капитала и т. д.

Роль ТНК в глобальном инвестиционном процессе

ТНК транснациональная корпорация. ТНК классифицируются как международные монополии. Основная цель ТНК, как и любой другой бизнес-структуры, получение прибыли. Такие компании создаются путем слияния независимых национальных компаний из разных стран.

Национальные монополии отдельных стран заключают соглашения, совместно договариваются о разделе мировых рынков. Эти компании раньше назывались синдикатами и картелями. Среди самых известных международных монополий того времени был международный нефтяной картель, в который входили американские, британские и французские монополии.

После Второй мировой войны большинство картелей распалось. Потом были компании, которые скупали и создавали предприятия в других странах. До 60-х таких опасений было немного.

TNC это форма международного объединения капитала, когда материнская компания имеет свои филиалы во многих странах, координируя и объединяя свою деятельность.

Страна, в которой находится материнская компания, называется страной проживания. ТНК включают те компании, годовой оборот которых превышает 100 миллионов долларов, и филиалы как минимум в шести странах, но эти критерии не являются полными. В настоящее время ООН добавила следующие критерии для ТНК; доли активов, находящихся за рубежом, процент продаж, доля иностранного персонала.

Причинами появления компаний являются следующие аспекты:

  • интернационализация производства и капитала, обеспечивающая возможность вывоза капитала за границу;
  • получение дополнительных преимуществ в сфере международной торговли за счет преодоления торговых и политических барьеров;
  • желание противостоять конкуренции.

Все транснациональные компании имеют гибкую организационную структуру и эффективно используют научно-технический прогресс, что позволяет этим компаниям развиваться и получать большие прибыли. Новая технология позволяет объединять в одну корпорацию предприятия, специализирующиеся на выпуске различных видов продукции. Высокий уровень информационной поддержки позволяет управлять предприятиями, расположенными в разных странах из одного центра.

ТНК можно разделить на три типа:

  • Транснациональные ТНК это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.
  • Международные ТНК это национальные компании с зарубежными активами.
  • Глобальные ТНК это компании, основанные на интеграции экономической деятельности, осуществляемой в разных странах.

Деятельность ТНК контролируется и проверяется ООН. Основная часть ТНК сосредоточена в США (45%), в странах ЕС (29%) и в Японии (14%). С появлением ТНК появилась новая форма международного капитала транснациональный капитал. У этой столицы более жесткие рамки. Которые идут на улучшение и увеличение стоимости, прибыльности, потенциала компании и т. д. транснациональный капитал служит только для развития компании, которой он принадлежит.

Интернационализация рынка капитала и проблемы его регулирования

Одной из основных характеристик транснациональности мирового капитала является его интернационализация, высшим этапом которой является глобальная мобильность.

Развитие тенденций в мировой экономике в сторону экономической конвергенции и объединения отдельных стран в единый мирохозяйственный комплекс предопределило явление глобализации экономической жизни. Крупнейшие интеграционные ассоциации Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) генерируют мощные международные потоки капитала. Этот процесс приводит к следующим результатам.

Соотношение центров привлечения мировых инвестиций меняется.

Преобладающая разработка в последние годы ХХ века. получил взаимный обмен капиталом между развитыми странами. Доля развитых стран в мировом объеме вновь привлеченных инвестиций увеличилась с 58,9% в 1997 году до 71,5% в 1998 году и 74,4% в 1999 году. Соединенные Штаты остаются основным источником привлечения средств. Прямые иностранные инвестиции в их экономику выросли со 109,3 млрд. Долларов в 1997 году до 275,5 млрд. Долларов в 1999 году, то есть более чем в 2,5 раза. В период 1993-1997 гг. второе место прочно занял Китай, но в 1998 г. его вытеснила Великобритания, а в 1999 г. Швеция.

Львиная доля иностранных инвестиций в развитую часть мира в последние годы связана не с созданием новых производств, а с перегруппировкой сил уже действующих компаний через механизм слияний и поглощений. Этот процесс наиболее распространен в химической, фармацевтической, электронной, автомобильной отраслях, а также в сфере телекоммуникаций, банковских и страховых услуг.

Распространение модели развития догоняющего развития помогает развивающимся странам привлекать иностранные инвестиции. Это стимулирует международную миграцию капитала и способствует дальнейшей интернационализации рынков капитала. Приток инвестиций в развивающиеся страны динамично рос до 1997 года, когда объем прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны составил 172,6 миллиарда долларов. По сравнению со среднегодовым объемом 1986-1991 гг. при 21,1 млрд долларов темпы роста выросли в шесть раз.

Однако в результате глобального финансового кризиса 1997 года произошло абсолютное сокращение прямых иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран. В дальнейшем ситуация оставалась нестабильной: в 1999 году инвестиции выросли до 208 миллиардов долларов, а в 2000 году снова упали до 190 миллиардов долларов. В то же время значительный поток инвестиций переместился из Восточной Азии в Латинскую Америку, особенно в Бразилию, Мексику, Аргентину.

Сегодня Азия по ВВП почти в 1,5 раза превышает Европу и Северную Америку. В то же время развивающиеся страны увеличивают не только импорт, но и экспорт капитала.

Конкуренция за привлечение иностранного капитала усиливается между развивающимися странами и странами Восточной Европы с переходной экономикой, а также Россией. Приток прямых инвестиций в этот регион в 1994 году составил 6,3 миллиарда долларов, а экспорт 0,07 миллиарда долларов. Тем не менее, несмотря на возросшую роль развивающихся стран, основными объектами приложения как предпринимательского, так и ссудного капитала остаются промышленно развитые страны, на которые приходится 75-95% мировых инвестиций. Примерно 90% ссудного капитала на международных рынках размещается в странах ОЭСР (Организация экономического и социального развития).

Изменения происходят в структуре инвестиционных форм и институтов. В общем объеме вложений преобладают портфельные инвестиции. Именно с трансграничной консолидацией рынков ценных бумаг (в отличие от прямых инвестиций и займов) в первую очередь связана интернационализация рынков капитала. Выпуск ценных бумаг все чаще осуществляется на международных рынках. Около 2/3 международных инвестиционных ресурсов мобилизуется через инструменты фондового рынка, акций и облигаций. Причем основная часть ресурсов (45-50%) предоставляется в виде облигационных займов на рынках евровалюты.

Развитие портфельных инвестиций стимулирует развитие сферы деятельности институциональных инвесторов. Речь идет о растущей концентрации инвестиционных ресурсов в руках специализированных кредитных организаций. Примером может служить изменение стратегии инвестиционных фондов. До сих пор фонды вкладывали накопленные средства «дома» и покупали в основном акции национальных компаний. Этого требовали национальные правила. Например, во Франции пенсионные фонды могли инвестировать в иностранные акции только 5% привлеченных средств, в Германии 12%. Для инвестиционных фондов также установлены лимиты на вложения в отдельные виды активов акции, облигации и депозиты в банках. В настоящее время такие требования в значительной степени смягчены. Это способствует международной диверсификации портфельных инвестиций, интернационализации рынков капитала.

Взаимопроникновение всех типов международных инвестиций и интернационализация каждого из них возрастают. В частности, происходит слияние рынков капитала и валютных рынков.

Международный валютный рынок это рынок краткосрочных обязательств. И депозиты, и ссуды являются краткосрочными (от 24 часов до 1-2 лет) и относятся к крупным суммам (1 миллион долларов США). Он представляет рынок евродоллара и евровалюты. Деятельность европейского рынка заключается в предоставлении или получении в ссуду конвертируемых мировых валют. Причем операции с каждой валютой осуществляются за пределами страны-эмитента этой валюты. Таким образом, евро это валюта, которая инвестируется в кредитные учреждения за пределами страны происхождения и не контролируется ее валютными властями. Поскольку 2/3 сделок на рынке евро осуществляются в долларах, рынок евро называется евродолларом. Рынок евродоллара это рынок доллара за пределами Соединенных Штатов.

Операции на евровалютном рынке осуществляют несколько сотен крупных банков, расположенных не только в Европе, но и во всех странах, где права банков на проведение операций в иностранной валюте не ограничиваются. Лондонский финансовый центр играет важную роль на рынке евродолларов. Новые финансовые центры включают Люксембург, Сингапур, Гонконг, Панаму и Багамы. Наряду с валютным рынком евро развивался и рынок кредитов в евро. Он используется для выпуска еврооблигаций в валюте, отличной от валюты страны, в которой проводился этот выпуск. Ценные бумаги, предлагаемые на рынке займов в евро, представляют собой обыкновенные облигации или облигации, конвертируемые в акции. В то же время доля облигационных займов, полученных на международном рынке, постоянно растет. В настоящее время он превышает долю иностранных облигационных займов (45-50% против 10-11%).

Границы между двумя сегментами финансового рынка валюты и капитала постепенно стираются. В частности, на рынке евровалюты все активнее используются кредиты для инвестирования в ценные бумаги с целью получения спекулятивного дохода. Этому процессу способствует разделение национальных и международных кредитных рынков.

Начиная с последней трети ХХ века кредитные рынки стали функционировать не как локальные, а как агрегированные, объединенные общими законами развития. Кредитные организации, расположенные на территории страны и осуществляющие международные операции, не являются составной частью экономики этой страны. Они специализируются на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляя их на основании специальных (внешних) счетов. Как правило, обслуживание таких счетов связано с предоставлением определенных льгот, скидок, освобождением от валютного контроля и т. д. таким образом, формируются финансовые центры или оффшорные зоны, экстерриториальные по отношению к национальной экономике. Движение финансовых потоков между ними приводит к усилению интернационализации инвестиций во всех формах.

Все эти процессы способствуют глобализации финансового капитала, приобретению его транснационального характера, основные черты которого заключаются в следующем.

Преимущественное развитие по сравнению с рынком реальных активов. В то время как последнее удвоение мировой торговли заняло 17 лет, удвоение финансовых потоков происходит каждые четыре года.

Свобода передвижения в современном экономическом пространстве, повышенная мобильность. Наряду с указанными выше причинами этому во многом способствует стремительное развитие электронных коммуникаций. Если раньше для эффективного и полноценного функционирования финансового центра был необходим целый комплекс институтов, национальная банковская система, биржа и стабильная национальная валюта, то сегодня достаточно гибкого финансового законодательства. Следовательно, инфраструктура рынка капитала значительно упрощается.

Отсутствие национальности и преимущественно спекулятивный характер. По оценкам Harvard Business Review, на каждый доллар в реальном секторе приходится 50 долларов финансового сектора мировой экономики. В результате, по экспертным оценкам, к началу 1990-х гг. 9/10 сделок на мировых биржах не имели ничего общего с торговлей или долгосрочными инвестициями. Все это приводит к тому, что мировой финансовый рынок становится плохо управляемым. Ситуация усугубляется тем, что для повышения своей конкурентоспособности европейские центры стремятся максимально либерализовать свои финансовые рынки. В то же время центральные банки теряют способность контролировать денежную массу в стране. В результате регуляторная составляющая в механизме мировой финансовой сферы оказалась слабее рыночной, что увеличивает вероятность мирового финансового кризиса. В настоящее время особенно актуальной становится проблема усиления регулирования финансовой сферы. Это связано с определением принципов как национального, так и наднационального регулирования.

Национальный уровень определяется действиями правительства страны в отношении координации движения финансовых ресурсов.

При этом глубина государственного регулирования зависит от формы миграции капитала. Вывоз ссудного капитала и портфельные инвестиции в перемещении между странами практически не ограничиваются. В отношении прямых иностранных инвестиций государство проводит определенную политику, направленную, с одной стороны, на стимулирование привлечения иностранных инвестиций, а с другой на предотвращение бегства капитала из страны.

Что касается иностранных инвестиций, функция правительства заключается в том, чтобы:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений на наличие иностранных инвестиций в стране;
  • вводит меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в стране;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ по привлечению иностранных инвестиций;
  • контролирует подготовку и заключение инвестиционных договоров с иностранными инвесторами о реализации крупных инвестиционных проектов;
  • контролирует подготовку и заключение в стране международных договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Явление бегства капитала особенно актуально для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В этом случае следует различать понятия «вывоз капитала» и «бегство капитала». Вывоз капитала связан с его вывозом и увеличением национального дохода страны-экспортера за счет репатриации. Бегство капитала ведет к подрыву национальных интересов, поскольку полученная в этом случае прибыль стране не возвращается. Кроме того, большая часть капитала, «утекающего» за границу, имеет криминальное происхождение, то есть является формой отмывания денег. В значительной степени бегству такого капитала способствует развитие оффшорных зон.

Предотвращение оттока капитала из страны, а также привлечение иностранных инвестиций в страну во многом зависит от состояния внутреннего инвестиционного климата. Речь идет о наборе элементов институциональной среды, необходимых для стимулирования инвестиционного процесса. Эта среда должна обеспечивать предсказуемость условий инвестирования, эффективное выполнение контрактов, страхование от инфляции, лояльное налогообложение и т. д.

Одним из основных направлений формирования этой среды является создание гарантий безопасности инвестиций и стабильности условий для их реализации. Здесь необходимо решить две задачи: во-первых, обеспечить иностранным инвесторам правовой режим не менее благоприятный, чем национальный; во-вторых, защитить национальную экономику и отечественных производителей от недобросовестных иностранных инвестиций, сохранить их конкурентоспособность.

Национальное законодательство принимающей страны используется для борьбы с недобросовестными инвесторами. Иностранных инвесторов призывают соблюдать законы страны, в которую вывозится капитал. Прежде всего, это антимонопольное законодательство, призванное защитить отечественных потребителей и производителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

Межгосударственное регулирование финансовых потоков определяется международными правилами и органами.

Важным практическим документом по регулированию иностранных инвестиций является «Добровольный кодекс» прямых инвестиций, разработанный в рамках Азиатско-Тихоокеанской организации сотрудничества (1994 г.).

Этот Кодекс содержит следующие принципы:

  • не должно быть политики дискриминации в отношении стран-доноров;
  • для иностранных инвесторов в принимающей стране должен быть предусмотрен национальный инвестиционный режим;
  • инвестиционные стимулы не должны исключать ослабления требований в отношении здоровья, безопасности и окружающей среды;
  • инвестиционные нормативные требования, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, должны быть сведены к минимуму;
  • экспроприация инвестиций должна быть запрещена, за исключением общественных целей и на недискриминационной основе, в соответствии с национальными законами и принципами международного права, при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
  • страна пребывания должна создать условия для обеспечения регистрации и конвертируемости иностранных инвестиций;
  • необходимо устранить барьеры для вывоза капитала;
  • иностранные инвесторы, наряду с внутренними инвесторами, должны соблюдать законы, административные правила и положения страны-получателя;
  • необходимо предоставить разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала на территории страны пребывания в связи с реализацией инвестиционного проекта;
  • необходимо обеспечить юридическое сопровождение разрешения споров путем консультаций и переговоров между сторонами или через арбитраж и т. д.

Все эти принципы направлены на стимулирование рыночной составляющей глобального инвестиционного процесса. Тем не менее,

При всей необходимости экономической свободы и беспрепятственного функционирования рыночных механизмов для обеспечения эффективной международной миграции и интернационализации мирового рынка капитала усиление этих тенденций имеет неоднозначные последствия.

В настоящее время проблемы регулирования мирового финансового рынка заключаются в том, что мировая финансовая система стала практически неуправляемой. Международные финансовые институты не в состоянии обеспечить предсказуемость и надежность состояния финансовых потоков, что увеличивает вероятность мировых финансовых кризисов. В связи с этим возникла необходимость в создании новых наднациональных организаций или наделении существующих дополнительных функций, связанных с усилением координации процессов на мировом финансовом рынке. В этом направлении предлагается распределение полномочий между государственными и наднациональными органами.

Заключение

Основная задача правительства должна заключаться в сборе и предоставлении международным организациям максимально четкой и достоверной информации о состоянии национальных экономик. Для этого необходимо ввести единые для всех стран стандарты бюджетной отчетности о состоянии валютных резервов центральных банков, платежных балансов и т. д.

Основной задачей единого международного финансового органа должно быть обеспечение контроля и прогнозирования состояния всей мировой финансовой системы на основе анализа данных, предоставляемых правительствами отдельных стран. В рамках решения этой проблемы предлагается расширить функции Международного валютного фонда, повысив его ответственность за состояние мировой финансовой системы, расширив надзорные полномочия стран-членов и выработав принципы их поведения.

В каких бы формах ни происходила миграция мирового капитала, можно выделить две тенденции ее развития:

  1. растущая интернационализация, взаимопроникновение и глобализация рынков капитала;
  2. ослабление роли рыночного механизма в распределении финансовых ресурсов между странами за счет усиления государственного и межгосударственного регулирования мировой финансовой сферы.

Соотношение этих двух тенденций определит ближайшие перспективы функционирования мирового рынка капитала.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью