- Виды транспорта и их особенности.
- Национальный транспорт разных стран мира
- Бамбуковый поезд (Камбоджа)
- Рикша (Индия)
- Каноэ (Соломоновы острова)
- Вапоретто (Венеция, Италия)
- Джонка (Вьетнам)
- Лодка племени Урос (Перу)
- Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
- Сухопутный транспорт
- Водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Особенности транспорта разных стран
- СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
- ■ Железнодорожный транспорт
- ■ Автомобильный транспорт
- ■ Трубопроводный транспорт
- ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- ■ Морской транспорт
- ■ Внутренний водный транспорт
- ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Виды транспорта и их особенности.
Транспортная система страны представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения, подразделяемых на:
Магистральный транспорт общего пользования;
Промышленный;
Городской.
Магистральный транспорт общего пользования подразделяется на:
—железнодорожный транспорт;
-автомобильный;
-речной;
-морской;
-воздушный;
-трубопроводный.
Промышленныйтранспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.
Городскойтранспорт обеспечивает все виды перевозки внутри между городами страны.
Железнодорожный транспорт. Во многих промышленно развитых странах он занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью, т.е. возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погодных условий. Железнодорожный транспорт также влияет и на другие стороны жизни государства, участвуя в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, международного туристического сотрудничества, вносит существенный вклад в НТП (научно-технический прогресс). К перспективным направлениям в развитии железнодорожного транспорта относится высокоскоростной наземный . Себестоимость железнодорожных перевозок невысокая по сравнению с другими видами транспорта.
Автомобильный транспорт. Обеспечивает относительно высокую скорость передвижения, способен доставлять грузы в районы, где нет других видов транспорта. Удобен тем, что позволяет перевозить грузы «от двери до двери», Очень эффективно используется на внутригородских и междугородних перевозках. Себестоимость грузовых перевозок более высокая по сравнению с другими видами транспорта.
Морской транспорт. Осуществляет массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных. Для РФ особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока. Себестоимость морских перевозок ниже, чем других видов транспорта.
Речной транспорт. Осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с нахождением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, но себестоимость невысокая. Существенным недостатком речного транспорта является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.
Воздушный транспорт. Имеет очень высокие скорости движения и осуществляет в основном пассажирские перевозки, но также перевозит и грузы. . Стоимость перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.
Трубопроводный транспорт. Это наиболее молодой из всех видов транспорта. Используется трубопроводный транспорт для транспортировки главным образом нефти,нефтепродуктов, природного газа, угля и руды. Независит от природных и погодных условий. Способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния. Является самым дешевым видом транспорта из всех видов.
Удельный вес различных видов транспорта в транспортной системе общего пользования РФ представлен в виде таблицы.
Источник
Национальный транспорт разных стран мира
При разработке новых транспортных средств компании стремятся достичь максимальной скорости и поразить современными технологиями. Но некоторые виды транспорта не спешат менять и делают ставку на традиционность. В них становится наиболее важным национальный колорит и опыт предков.
Бамбуковый поезд (Камбоджа)
Железнодорожный транспорт не самая сильная сторона Камбоджи, но местное население проявляет чудеса смекалки. Поезда по заброшенным железнодорожным путям не ходят, поэтому жители придумали бамбуковый поезд. Изобретение пользуется огромной популярностью у туристов. Из бамбука всего за минуту сооружается подобие конки. За полчаса такой поезд может попасть из Баттамбанга в Пномпень, проезжая рисовые поля, леса и реки.
Город Пномпень — столица Камбоджи. Из достопримечательностей посетите здесь Королевский дворец, Серебряную пагоду и храм Изумрудного Будды. Стоит заглянуть и в Национальный музей Камбоджи, где выставлены статуи индуистских богов, древние стелы с надписями на санскрите, артефакты из раскопок доисторических погребений и различные произведения искусства.
Рикша (Индия)
На извилистых и запутанных улочках Индии не развернуться, но передвигаться как-то нужно, поэтому здесь до сих пор встречаются рикши, хотя власти и пытаются заменить их обычными такси. 694 695 696 697 Это повозки, но вместо лошадей их тянут люди. Обычная рикша запрещена, но она еще встречается в Калькутте. Чаще всего на улицах индийских городов можно увидеть велорикшу, которая представляет собой сочетание велосипеда и повозки. Еще один распространенный городской транспорт в Индии — это тук-тук, трехколесный мотороллер с крышей. По сути, это моторикша. Водители тук-тука виртуозно лавируют по узким улочкам, объезжают пробки и пробираются сквозь толпу торговых кварталов. Какой бы вариант вы ни выбрали, рикшу или тук-тук, обязательно торгуйтесь: для белых туристов принято чрезмерно завышать цены.
Каноэ (Соломоновы острова)
Архипелаг Соломоновы острова расположен в Тихом океане, к востоку от Новой Гвинеи, и включает группу островов, 347 из которых обитаемы. Считается, что первые люди появились здесь около 32 тыс. лет до н. э., а позднее, 4 тыс. лет до н. э., на Соломоновы острова стали прибывать племена, которые привезли с собой новый вид транспорта — каноэ. Прошли века, а каноэ до сих пор играет важную роль в жизни здешнего населения.
На острове Гуадалканал находится столица Соломоновых островов, город Хониара. Большинство зданий было построено после Второй мировой войны, но вокруг города много всего интересного: комплекс церковной школы Бетикама с мастерскими народных промыслов, водопады Тенару и Мотанико и деревня Мавасере с музеем, рассказывающим о местных обычаях
Вапоретто (Венеция, Италия)
Гондолы из основного транспортного средства Венеции превратились в развлечение для туристов, а для передвижения по городу используется вапоретто — маршрутный теплоход, или водное такси. Речные трамвайчики и теплоходы вапоретто бывают разных типов и размеров и курсируют по нескольким маршрутам: по Гранд-каналу, вокруг острова Риальто, доставляют пассажиров к островам Мурано, Бурано, Лидо и острову-кладбищу Сан-Микеле.
Схему маршрутов и расписание можно найти на сайте www.actv.it. Обязательно прокатитесь на вапоретто до островов Мурано, где создают удивительные изделия из венецианского стекла, и Бурано, знаменитого разноцветными домиками.
Джонка (Вьетнам)
Парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья — джонка — очень популярна в странах Юго-Восточной Азии. Отношение к ней особое: это не просто плавучее средство, а живое существо со своим характером. Возможно, дело в легенде о возникновении джонки. Согласно преданию, она была создана сыном Нимфы, первым великим правителем Китая Фу Хси, родившимся в 2852 г. до н. э. Джонки до сих пор активно используют как транспорт, а в некоторых районах Вьетнама — и как плавучее жилье.
Лодка племени Урос (Перу)
Озеро Титикака, расположенное в Андах на границе Боливии и Перу, известно не только самым большим запасом воды в Южной Америке. Мастерами с озера Титикака была построена лодка «Ра-II» Тура Хейердала. Знаменитый путешественник хотел доказать современному миру мореходные способности древних судов, и ему это удалось. Лодка «Ра-II» — доработанная увеличенная копия традиционной тростниковой лодки племени урос, которая до сих пор бороздит водную гладь Титикака.
На озере и сегодня живут на плавучих островах из тростника. Местные жители развлекают туристов рассказами о своем нехитром быте и прогулками на лодке. Самым любопытным даже предлагают пожить на таком судне несколько дней. В гавани Виктория в Гонконге можно увидеть настоящие алые паруса — это деревянная джонка «Аква Луна». Все желающие могут прокатиться на ней и полюбоваться видами города с коктейлем в руке.
Источник
Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
Сухопутный транспорт
Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
Водный транспорт
Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.
Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
Источник
Особенности транспорта разных стран
Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.
Мировая транспортная система — совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. Состоит из национальных транспортных систем. Они представляют собой совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами и пассажирами, в пределах одной страны.
Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.
По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.
По технологии перемещения транспорт бывает:
Оценку уровня развития транспортной системы страны по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети.
Протяжённость транспортной сети — длина путей сообщении в пределах страны или региона.
Густота транспортной сети — отношение длины путей сообщении к единице площади территории (обычно на 1000 км 2 ).
Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:
Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сухопутный транспорт включает:
- железнодорожный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
■ Железнодорожный транспорт
- отличается регулярностью движения;
- имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
- подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
- отличается высокой грузоподъёмностью;
- всепогодный;
- всесезонный.
Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.
Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).
Страны, не имеющие железных дорог : Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.
Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.
■ Автомобильный транспорт
- отличается манёвренностью;
- имеет довольно высокую скорость;
- позволяет доставить грузы (или пассажиров) «от двери до двери»;
- требует больших затрат топлива, что делает его дорогим;
- загрязняет окружающую среду;
- имеет невысокую грузоподъёмность;
- подходит для транспортировки грузов на близкие и средние расстояния.
Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:
Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.
■ Трубопроводный транспорт
- используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;
- один из самых экономичных видов транспорта;
- не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;
- обеспечивает непрерывную по ставку грузов;
- всепогодный и всесезонный;
- эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).
Страны — лидеры по длине трубе проводов:
Самый длинный в мире нефтепровод — «Дружба» (идёт из России в Западную Европу), 8900 км.
Самый длинный в мире газопровод (подводный) — «Северный поток» (из России в Германию), 1224 км.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый дешёвый;
- имеет наибольшую грузоподъёмность;
- характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
- используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
- низкая скорость передвижения;
- зависит от погодных условий;
- требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.
Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.
■ Морской транспорт
В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.
Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.
Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.
Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.
Наличие в них большого морского флота объясняется тем, что под флагами этих стран ходят корабли многих других государств (Японии, США, Греции, Германии). Это позволяет судовладельцам традиционных морских держав сэкономить на налогах, заработной плате моряков. «Свободные» флаги обеспечивают им более высокую прибыль. Следовательно, флот, плавающий под «свободными» флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам.
Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.
Крупнейшие порты по грузообороту:
- в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);
- в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).
Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.
Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский
(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.
■ Внутренний водный транспорт
Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.
Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый скоростной;
- подходит для освоения труднодоступных районов;
- перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.
Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.
Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:
- Атланта (Атланта, США);
- Шоуду (Пекин, Китай);
- Дубай (Дубай, ОАЭ);
- Ханэда (Токио, Япония);
- Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);
- О’Хара (Чикаго, США);
- Хитроу (Лондон, Великобритания).
Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).
Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.
В смотрели конспект урока по географии «Транспорт (сухопутный, водный, воздушный)». Выберите дальнейшее действие:
Источник