12.1. Восстановление народного хозяйства
12.1. Восстановление народного хозяйства
Возвращение к мирной жизни предполагало в первую очередь восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Особенностью развития СССР в послевоенные и последующие годы явилось приоритетное финансирование оборонных программ. Среди них выделялся дорогостоящий так называемый ядерный проект, реализация которого призвана была ликвидировать превосходство США в сфере атомного вооружения. В СССР в 1948 г. был запущен реактор по производству плутония, а в августе следующего года была успешно испытана атомная бомба. В 1953 г. на Семипалатинском полигоне был произведен взрыв водородной (термоядерной) бомбы – первого в мире образца нового поколения атомного оружия.
Возросли и прямые военные расходы, которые поглощали около 25 процентов годового государственного бюджета. Это было всего лишь в два раза меньше, чем в военном 1944 г. После массовой демобилизации армии (с 11,4 млн. человек в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.) ее численность вновь увеличилась: в начале 50-х гг. она достигла почти 6 млн. человек.
В марте 1946 г. был принят четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг., который предусматривал увеличение производства промышленной продукции по сравнению с довоенной на 48 процентов, сельскохозяйственной – на 23 процента.
В соответствии с пятилетнем планом первоочередные капиталовложения направлялись в тяжелую промышленность. За короткий срок были восстановлены разрушенные электростанции, в том числе крупнейшая в Европе – Днепрогэс, шахты Донбасса, металлургические и машиностроительные заводы Украины и находившихся под оккупацией в годы войны районов России. Были возведены новые промышленные гиганты – Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Джамбульский и Кокандский суперфосфатные заводы, Калужский турбинный, Минский тракторный, Бакинский электромашиностроительный заводы и др., проложены трассы газопроводов Саратов – Москва, Кохтла-Ярве – Ленинград.
Коренным образом менялась экономическая структура республик Прибалтики, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии, вошедших в состав СССР накануне войны. В них создавались новые отрасли промышленности: металлообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, сланцево-химическая. Масштабное индустриальное строительство велось и на востоке страны – в Казахстане и республиках Средней Азии.
Вместе с тем легкая и пищевая отрасли промышленности, как и в довоенные годы, продолжали финансироваться по остаточному принципу и далеко не полностью удовлетворяли даже минимальные запросы населения.
В целом за годы четвертой пятилетки (1946–1950 гг.) было восстановлено и вновь сооружено 6200 крупных предприятий. Промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73 процента (в республиках Прибалтики, Молдавии, западных областях Украины и Белоруссии – в два-три раза). Этот рост основывался на высокой мобилизационной способности директивной экономики, сохранявшейся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, вовлечения в производство дополнительных источников сырья, топлива, людских ресурсов).
По мере восстановления промышленности быстро увеличивалась численность трудоспособного населения, занятого в промышленности, строительстве и на транспорте. В состав рабочего класса вливались миллионы демобилизованных воинов, подготовленная в фабрично-заводских и ремесленных училищах молодежь. Были отменены трудовые мобилизации военного времени. На смену им пришел упрощенный организованный набор рабочих, проводившийся с 1946 г. государственными органами преимущественно среди сельских жителей. Постепенно оргнабор вытеснялся свободным наймом рабочих самими предприятиями.
Быстрому восстановлению народного хозяйства в значительной степени способствовал подъем трудового энтузиазма советских людей. Миллионы тружеников активно включились в созидательную работу. На всю страну гремела слава нового поколения передовиков и новаторов производства: токарей П. Быкова и Г. Борткевича, сталевара П. Болотова, ткачих М. Рожневой и Л. Кононенко и др. К работе по восстановлению народного хозяйства были привлечены заключенные ГУЛАГа и военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев). Рост отраслей тяжелой и оборонной промышленности обеспечивался также перекачкой средств из аграрного сектора экономики в промышленный.
Советская деревня вышла из войны чрезвычайно ослабленной. В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства составляла лишь 60 процентов от довоенной. Из-за нехватки техники во многих российских селах крестьяне пахали на коровах или даже впрягались сами. Жестокая засуха 1946 г. еще больше подорвала производительные силы колхозов и совхозов.
Несмотря на критическое положение с продуктами сельского хозяйства, советское руководство продолжало через ценовую политику осуществлять неэквивалентный товарообмен между городом и деревней. Через государственные закупки колхозы, например, возмещали лишь пятую часть собственных расходов на производство молока, десятую часть – зерна, двадцатую – на производство мяса. Почти ничего не получая из колхозной кассы, крестьяне жили за счет личного подсобного хозяйства. Руководство страны и в этом усмотрело «скрытые резервы»: в 1946 г. приусадебные участки были урезаны и обложены дополнительными налогами. Дело дошло до того, что был введен налог на каждое фруктовое дерево, независимо от того, давало оно плоды или нет. Крестьянские дворы были обязаны поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и т. д.
В сентябре 1946 г. было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельхозартели в колхозах». Оно было направлено против подсобных хозяйств промышленных предприятий, рабочих и служащих, получивших в годы войны участки пустующих земель для выращивания овощей. В 1948 г. колхозникам было настоятельно «рекомендовано» продать государству мелкий скот, содержание которого дозволялось колхозным уставом. Как следствие, за полгода было тайно забито более 2 млн. свиней, овец, коз и др. Резко повысились сборы и налоги с доходов сельских жителей от продаж на свободном рынке. К тому же торговать на рынке можно было только при наличии специального документа о том, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством.
В 1947 г. началась кампания по укрупнению колхозов. За пять лет их число сократилось почти в три раза и составило 94 тыс. Эта мера носила не столько экономический, сколько политический характер. 85 процентов укрупненных колхозов по-прежнему не пользовалось электричеством, но зато теперь в каждом колхозе имелась собственная первичная партийная организация, которой вменялся контроль за настроениями крестьян.
Не способствовала повышению продуктивности сельского хозяйства и проведенная в конце 40-х гг. кампания массового разрушения единоличных крестьянских подворий в республиках Прибалтики, Молдавии, в западных областях Украины и Белоруссии. На единоличников обрушилась волна насильственной «коллективизации», до 900 тыс. «раскулаченных» семей были сосланы в отдаленные восточные районы СССР. Многочисленные высокоэффективные хуторские хозяйства оказались разоренными и заброшенными.
В начале 50-х гг. сельское хозяйство, с трудом достигнув довоенного уровня и примерно на треть по сравнению с этим уровнем увеличив свой машинно-тракторный парк, вступило в полосу стагнации. Чтобы обеспечить продовольственное снабжение городов и Вооруженных Сил, приходилось прибегать к использованию чрезвычайных государственных резервов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны
Окончание войны выдвинуло на первый план задачи восстановления нормальной жизнедеятельности народного хозяйства. Причиненные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелы. Общие потери погибшими оцениваются в 27 млн. человек, среди которых военнослужащих было лишь несколько более 10 млн. человек. Были разрушены 32 тыс. промышленных предприятий, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень. Сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Помимо огромных разрушений война обусловила полную перестройку народного хозяйства на военный лад, а ее окончание — необходимость новых усилий для его возвращения к условиям мирного времени.
Восстановление хозяйства составляло главную задачу четвертой пятилетки. Уже в августе 1945 г. Госплан начал разработку плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг. При рассмотрении проекта плана в руководстве страны выявились разные подходы к методам и целям восстановления экономики страны:
1) более уравновешенное, сбалансированное развитие народного хозяйства, некоторое смягчение принудительных мер в экономической жизни,
2) возврат к довоенной модели экономического развития, на основе преимущественного роста тяжелой индустрии.
Различие точек зрения в выборе путей восстановления экономики основывалось на неодинаковой оценке послевоенной международной обстановки. Сторонники первого варианта (А.А. Жданов — секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии, Н.А. Вознесенский — председатель Госплана, М.И. Родионов — председатель Совета Министров РСФСР и др.) считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах должен наступить экономический и политический кризис, возможен конфликт между империалистическими державами из-за передела колониальных империй, в котором, в первую очередь, столкнутся США и Великобритания. В результате, по их мнению, для СССР складывается относительно благоприятный международный климат, а значит нет острой необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности. Сторонники возврата к довоенной модели экономического развития, среди которых главную роль играли Г.М. Маленков и Л.П. Берия, а также руководители тяжелой промышленности, наоборот, рассматривали международную обстановку как очень тревожную. По их мнению, на этом этапе капитализм был способен справиться со своими внутренними противоречиями, а ядерная монополия давала империалистическим государствам явное военное превосходство над СССР. Следовательно, абсолютным приоритетом экономической политики должно было вновь стать ускоренное развитие военно-промышленной базы страны.
Одобренный Сталиным и принятый Верховным Советом весной 1946 г. пятилетний план означал возврат к предвоенному лозунгу: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что война лишь прервала выполнение этой задачи. Процесс построения коммунизма рассматривался Сталиным весьма упрощенно, прежде всего как достижение определенных количественных показателей в нескольких отраслях промышленности. Для этого достаточно якобы в течение 15 лет довести производство чугуна до 50 млн. т. в год, стали — до 60 млн. т, нефти — до 60 млн. т, угля — до 500 млн. т, т. е. производить в 3 раза больше того, что удалось достичь перед войной.
Таким образом Сталин решил остаться верным своей довоенной схеме индустриализации, опиравшейся на приоритетное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности. Позднее возврат к модели развития 30-х гг. был теоретически обоснован Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), в которой он утверждал, что в условиях роста агрессивности капитализма приоритетами советской экономики должны стать преимущественное развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразования сельского хозяйства в сторону все большего обобществления. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности за счет и в ущерб развития производства потребительских товаров и сельского хозяйства. Поэтому 88% капиталовложений в промышленности направлялись в отрасли машиностроения и только 12% — в легкую промышленность.
С целью повышения эффективности была предпринята попытка модернизации органов управления. В марте 1946 г. был принят закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР. Однако количество министров росло, увеличивался управленческий аппарат, практиковались формы руководства военного времени, которые стали привычными. Фактически управление страной осуществлялось с помощью указов и постановлений, публикуемых от имени партии и правительства, но вырабатывались они на заседаниях весьма узкого круга руководителей. 13 лет не созывался съезд Коммунистической партии. Только в 1952 г. собрался очередной XIX съезд, на котором партия приняла новое название — Коммунистическая партия Советского Союза. ЦК партии, как выборный орган коллективного управления многомиллионной правящей партии, также не работал. Все основные элементы, составлявшие механизм Советского государства — партия, правительство, армия, МГБ, МВД, дипломатия, были подчинены непосредственно Сталину.
Опираясь на духовный подъем народа-победителя, СССР уже в 1948 г. удалось увеличить национальный доход на 64%, достигнуть довоенного уровня промышленного производства. В 1950 г. довоенный уровень валового промышленного производства был превзойден на 73%, при увеличении производительности труда на 45%. Сельское хозяйство также вышло на довоенные уровни производства. Хотя точность этих статистических данных подвергается критике, крутая позитивная динамика процесса восстановления народного хозяйства в 1946—1950 гг. отмечается всеми специалистами.
Высокими темпами в послевоенные годы развивались наука и техника, в целом ряде направлений науки и техники СССР вышел на самые передовые рубежи. Крупных достижений добились отечественные ракетостроение, авиастроение, радиотехника. Значительные успехи достигнуты в развитии математики, физики, астрономии, биологии, химии. 29 августа 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, разработанная большой группой ученых и инженеров под руководством И.В. Курчатова.
Гораздо медленнее улучшалось решение социальных проблем. Послевоенные годы были трудными для абсолютного большинства населения. Однако первые успехи в восстановлении народного хозяйства позволили уже в декабре 1947 г. (раньше чем в большинстве европейских стран) отменить карточную систему. Одновременно была проведена денежная реформа, которая, хотя сперва и ущемила интересы ограниченного слоя населения, но зато привела к действительной стабилизации денежной системы и обеспечила последующий рост благосостояния народа в целом. Конечно, ни денежная реформа, ни периодические снижения цен не приводили к значительному росту покупательной способности населения, но способствовали росту заинтересованности в труде, создавали благоприятный социальный климат. В то же время на предприятиях в добровольно-принудительном порядке проводились ежегодные займы, подписка на облигации на сумму не менее месячного оклада. Однако население видело позитивные перемены вокруг, верило в то, что эти деньги идут на восстановление и развитие страны.
В значительной мере высокие темпы восстановления и развития индустрии обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства. В эти годы деревня жила особенно трудно, в 1950 г. в каждом пятом колхозе денежные выплаты на трудодни вообще не производились. Вопиющая бедность стимулировала массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946—1953 гг. В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось скорректировать аграрную политику. Отвечавший за аграрную политику А.А. Андреев был заменен Н.С. Хрущевым. Последовавшие меры по укрупнению колхозов были проведены очень быстро — количество колхозов сократилось с 252 тыс. до 94 тыс. к концу 1952 г. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян, сокращением натуральной оплаты, которая составляла значительную часть колхозного заработка и считалась большой ценностью, поскольку давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам за наличные деньги.
Инициатор этих реформ Хрущев намеревался закончить начатое им дело радикальным и утопическим по значению изменением всего уклада крестьянской жизни. В марта 1951г. «Правда» опубликовала его проект создания «агрогородов». Агрогород мыслился Хрущевым как настоящий город, в котором крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов.
Послевоенная атмосфера в обществе несла потенциальную опасность для сталинского режима, которая была связана с тем, что экстремальные условия военного времени пробудили в человеке способность относительно независимо мыслить, критически оценивать ситуацию, сопоставлять и выбирать решения. Как и в войне с Наполеоном, масса наших соотечественников побывала за границей, увидела качественно иной уровень жизни населения европейских стран и задалась вопросом: «Почему мы живем хуже?». Вместе с тем, в условиях мирного времени оставались живучими и такие стереотипы поведения военного времени, как привычка к командованию и подчинению, строгая дисциплина и безусловность выполнения приказа.
Общая долгожданная победа вдохновила людей на сплочение вокруг власти, и открытое противостояние народа и власти было невозможно. Во-первых, освободительный, справедливый, характер войны предполагал единство общества в противостоянии общему врагу. Во-вторых, люди, уставшие разрушать, стремились к миру, который стал для них высшей ценностью, исключавшей насилие в какой бы то ни было форме. В-третьих, опыт войны и впечатления заграничных походов заставляли размышлять над справедливостью сталинского режима, но как, каким способом изменить его — задумывались очень немногие. Существующий режим власти воспринимался как неизменяемая данность. Таким образом, для первых послевоенных лет было характерно противоречие в сознании людей между ощущением несправедливости происходящего в их жизни и безысходностью попыток изменить ее. В то же время преобладающим в обществе было полное доверие правящей партии и руководству страны. Поэтому послевоенные трудности воспринимались как неизбежные и преодолимые в недалеком будущем. В целом для народа был характерен социальный оптимизм.
Однако Сталин не очень рассчитывал на эти настроения и постепенно возрождал практику репрессивного кнута в отношении сподвижников и народа. С точки зрения руководства необходимо было «подтянуть вожжи», несколько отпущенные в войну, и в 1949 г. заметно ужесточается репрессивная линия. Среди политических процессов послевоенного времени наиболее известным было «ленинградское дело», под которым объединяют целую серию дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда, обвиненных в отходе от линии партии.
Одиозную историческую известность приобрело «дело врачей». 13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте террористической группы врачей, которая якобы ставила своей целью сокращение жизни руководящим деятелям Советского государства путем вредительского лечения. Только после смерти Сталина было принято постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации и освобождении медиков и членов их семей.
Источник