Условия эффективности экскурсий
Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:
1)От авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их – помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии.
2)От того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Это достигается методическими приемами.
3) Методика не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств.
Культура речи экскурсовода
Важнейшее профессиональное требование к любому экскурсоводу — это высокая культура речи. Без владения словом нельзя рассчитывать на успешное проведение экскурсии. Поэтому экскурсовод должен стремиться к овладению основами ораторского искусства. Предпочтительнее говорить короткие и несложные предложения, которые легче воспринимаются на слух. Устная речь — это не просто озвученная письменная речь. Если экскурсовод пойдет по этому пути, успеха ему не достигнуть. Собранные литературные, научные, газетные, архивные, статистические материалы для подготовки индивидуального текста должны быть обязательно переработаны согласно правилам устной речи, да еще с учетом индивидуальных особенностей экскурсовода, его языка, опыта, литературных пристрастий. Другим компонентом техники речи, который обязательно должен учитываться при проведении экскурсии, является ее темп, под чем понимается скорость произнесения речевых элементов. Темп речи на экскурсиях меняется, что зависит от содержания различных частей индивидуального текста, времени, отведенного на рассказ у объекта, эмоционального настроя экскурсовода, непредвиденно сложившейся ситуации. Слишком медленная речь усыпляет аудиторию. Экскурсоводу важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить, например, определение или выводы, то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп речи ускоряется. Речь экскурсовода должна воздействовать как на разум, так и на эмоциональную, чувственную сторону сознания.
Личность экскурсовода
Экскурсовод – центральное звено в развитии экскурсионного обслуж-я. Требования к экскурсоводу: образовательный уровень, знание экскурсионного дела, педагогики, психологии, логики и др спец дисциплин в соотв-и с проводимой тематикой экскурсии.
Основа проф-го мастерства экскурсовода:
1 – владение экскурс-й методикой
2- знание техники ведения экскурсий
3 – исп-е методических приемов
Экскурсовод, в силу особ-ти своей профессии, поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции В основе активности жизненной позиции лежат след кач-ва: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.
Неотъемлимым кач-вом экскурсовода явл убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность:четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании.
Характер проводимой экскурсии, ее особ-ти зависит от темперамента экскурсовода. Он проявляется в его поведении и хар-ся большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций.
Организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течении всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции приобрели характер сопереживания. Личной сопричастности к событиям, которые показываются и хар-ся в процессе раскрытия темы. Экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки людей и их эстетическую развитость.
Экскурсовод не может быть снисходителен к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению.
Обязательное кач-во личности оптимизм. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умение создавать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, исправить плохое настроение слушателей.
Одним из кач-в экскурсовода явл умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей
Этапы подготовки экскурсии
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же были выделены след. этапы подготовки экскурсии:
1. Определение цели и задач экскурсии.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
3.необычность (экзотичность), неповторимость;
4.выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5.сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6.месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1.наименование объекта (первоначальное и современное);
2.историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3.местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
4.описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5.источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6.сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7.охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8.в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9.дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 783 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Виртуальный экскурсовод
История, природа, достопримечательности Черноморского побережья Кавказа для экскурсоводов и туристов
От чего зависит успех экскурсии
Отчего зависит успех экскурсии? Факторов много. Даже погода может внести существенный «вклад» в провал проводимой экскурсии. Но, конечно, решающий фактор любой экскурсии – это личность экскурсовода. Часто говорят, что экскурсия – это спектакль одного актера. Если вам доводилось быть участником такого спектакля в роли зрителя, то есть экскурсанта, вы можете подтвердить правоту данного утверждения. И именно от экскурсовода, от этого единственного актера зависит успех или провал проводимого «спектакля».
Какими же качествами доложен обладать экскурсовод, чтобы экскурсанты были очарованы его рассказом, чтобы экскурсия осталась в их памяти на долгие годы и в заключение маршрута они наградили своего экскурсовода словами благодарности и аплодисментами? Остановимся на некоторых из тех многочисленных достоинств, которыми должен обладать экскурсовод для успешного проведения экскурсии.
1. Экскурсовод должен быть хорошим психологом и уметь устанавливать психологический контакт с группой.
Что такое «психологический контакт»? В учебниках по психологии психологический контакт определяется как образное выражение, которое обозначает установление взаимопонимания, доверия и желания двух или нескольких лиц общаться друг с другом. Это форма взаимодействия людей, которые обмениваются информацией в какой-либо деятельности. Если людям интересно общаться между собой, если они готовы продолжать общение, можно говорить, что психологический контакт состоялся.
Основу для установления психологического контакта создают экскурсанты. Они приобрели путевки и тем самым проявили свою заинтересованность в общении. Им интересно увидеть и узнать что-то новое и тем самым они демонстрируют свое желание получать информацию.
Следующий шаг в установлении контакта за экскурсоводом. И здесь необходимо вспомнить прописную истину о первом впечатлении, которое формирует отношение к человеку. Первое впечатление складывается за первые 10 – 15 секунд общения, зависит от нашего поведения и внешнего вида и может определить по инерции все дальнейшее отношение к нам.
Представьте, какое первое впечатление может произвести экскурсовод, который опаздывает и влетает в автобус, запыхавшись, с раскрасневшимся лицом и сбитой прической? О каком психологическом контакте и настрое может идти речь?
Экскурсовод должен приходить к месту сбора группы за 15 минут до начала экскурсии. Встречая экскурсантов, здороваясь с ними, экскурсовод тем самым демонстрирует уважение к участникам экскурсии и свою заинтересованность в общении с ними.
Внешний вид экскурсовода играет огромную роль в установлении первого впечатления. Трудно представить, чтобы небрежно одетый, в несвежем костюме экскурсовод произведет приятное впечатление. Однако и слишком яркие краски, вычурность и экстравагантность одежды, экскурсоводу очков не прибавляет.
Отдельно стоит сказать об украшениях. В основном экскурсоводами работают женщины. Любовь к украшениям у женщин в крови. Но необходимо знать меру. Слишком большое количество колец, серег, браслетов, бус и ожерелий будут отвлекать от рассказа. Экскурсантки будут очень внимательно рассматривать украшения, а не экскурсионные объекты, а рассказ экскурсовода пролетит у них мимо ушей, потому что все мысли будут заняты размышлениями о несметных сокровищах экскурсовода.
Уверенный, спокойный экскурсовод, одетый аккуратно, но не кричаще, с разумной долей украшений, доброжелательно встречающий экскурсантов на месте сбора группы гарантированно создаст положительное первое впечатление и основу для установления психологического контакта с группой.
2. Экскурсовод должен быть прекрасным оратором.
Талант рассказчика экскурсанты определяют по первым словам экскурсовода. Поэтому большую роль в дальнейшем поддержании психологического контакта и настроя играет вступительное слово экскурсовода.
Оно должно быть содержательным, ярким и эмоциональным. Ведь вступительное слово – это своего рода реклама всего маршрута. Прослушав его, экскурсанты должны утвердиться в правильности своего выбора и почувствовать эмоциональную заинтересованность экскурсовода в своей аудитории. Именно вступительное слово зарождает интерес к дальнейшему рассказу экскурсовода. Профессионал своего дела никогда не сведет вступительное слово к простому перечислению достопримечательностей, которые увидит группа во время экскурсии.
Речь экскурсовода должна быть грамотной и литературной. Рассказ — образным и красочным, содержать интересные сведения. В рассказе должны быть задействованы мимика и голос, который можно то повышать, то понижать почти до шепота, делая паузы и расставляя акценты. Тогда, рассказ экскурсовода, привлекая внимание экскурсантов, заставит их не просто воспринимать информацию, а сопереживать и чувствовать, пропуская все услышанное сквозь душу и сердце.
3. Экскурсовод должен принимать во внимание особенности состава группы.
Рассказ опытного экскурсовода – это модульная система, которая может изменяться в зависимости от состава группы. Одни и те же события и факты могут излагаться по-разному. Особенно ярко талант экскурсовода проявляется при работе с детскими группами.
Если взрослые могут удерживать свое внимание достаточно долго на интересном монологе экскурсовода, то дети этот же рассказ долго воспринимать не смогут в силу своей возрастной психологии. Поэтому рассказ для детей должен содержать в себе элементы диалога, игры. По ходу рассказа экскурсовод может задавать вопросы на проверку внимательности, загадывать загадки, проводить аналогии доступные и понятные детям. Излагать материал необходимо более простым языком, чем взрослым, избегая витиеватых фраз. И тогда непослушная и неспокойная детская аудитория превращается в очень заинтересованных и благодарных слушателей.
Устойчивый психологический и эмоциональный контакт экскурсовода с группой на протяжение всей экскурсии оставляют и у экскурсантов и у экскурсовода положительные чувства, удовлетворение от приятно и с пользой проведенного времени, радость от общения и гарантируют успех экскурсии.
Источник
Контакт экскурсовода с группой
Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода.
Что же такое контакт с аудиторией? По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Он возникает на основе совместной мыслительной деятельности, когда оратор и слушатели решают одни и те же проблемы, обсуждают одинаковые вопросы: оратор — излагая тему своего выступления, а слушатели — следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, то, следовательно, контакт отсутствует.
Установление контакта должно начинаться уже с первого появления экскурсовода перед группой. И здесь вспоминается старая русская пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Все начинается с внешнего вида экскурсовода. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж — не бросаться в глаза, руки — ухоженными. А.Ф. Кони советовал по этому поводу лекторам, что полностью относится и к современным экскурсоводам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед аудиторией».
Однажды на одной из экскурсий произошел такой случай. Экскурсовод, уже немолодой, но высокоэрудированный опытный специалист, опаздывала на экскурсию к студентам, Наконец, запыхавшись, она входит в автобус. Коротко бросив «Здрасьте!», резким движением снимает шапку, нарушив тем самым прическу, и, не поправив ее, начинает вступительное слово. По рядам студентов пронесся легкий шум, все обсуждали внешний вид экскурсовода, и никого не интересовало, что же она говорит. Начало экскурсии было провалено из-за неадекватного поведения экскурсовода, невнимания своему внешнему виду. Экскурсоводу пришлось применить немало усилий, прежде чем она овладела вниманием аудитории благодаря своим глубоким знаниям темы экскурсии и умению ее преподносить.
Важную роль в процессе установления контакта с аудиторией играет вступительное слово экскурсовода. Оно должна быть ярким, содержательным, образным, несколько рекламным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурсантов, что они правильно поступили, придя на данную экскурсию.
Экскурсовод с первых минут обязан быть активным. Активный оратор всегда сильнее привлекает внимание слушателей, чем оратор-флегматик. «Люди должны постоянно чувствовать, что всем своим существом оратор стремится к общению с ними, что он воодушевлен поставленной целы и настоящий контакт с аудиторией будет достигнут лишь тогда, когда в сознании оратора он сам, аудитория и его речь сольются в неразрывное, единство. Тогда удачнее подбираются слова, речь становится выразительней, а у слушателей активизируется восприятие, глубже затрагиваются разум и чувства» (Ножин, 1973).
Конечно же, основой возникновения устойчивого контакта между экскурсоводом и группой являются рассказ и речь экскурсовода. Только содержательный, обязательно насыщенный новыми сведениями, проблемный рассказ и высокая культура речи экскурсовода привлекут внимание слушателей.
Для поддержания постоянного контакта необходимо учитывать особенности состава экскурсионной группы.
Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю группу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Это невозможно. Однако впечатление контакта с каждым слушателем создается, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от одной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-либо выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции.
Хороший контакт, установившийся между экскурсоводом и группой, создает благоприятный фон для успешной работы экскурсовода. Когда он видит, что его внимательно слушают, адекватно реагируют на сказанное им, экскурсовод начинает говорить все с большим и большим вдохновением, излагать материал более убежденно и страстно, голос его звучит увереннее. Он как бы выпрямляется, вырастает в собственных глазах и глазах слушателей.
Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно действует на выступающего. Он начинает теряться, путаться в тексте, совершать ошибки.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех экскурсии, являются необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
Источник