Сдают ли ЕГЭ в других странах? Аналоги ЕГЭ в Европе и США
Школьники во всем мире по окончании школы сталкиваются с выпускными экзаменами, охватывающими всю школьную программу. Потому эта проверка знаний является самой ответственной и сложной для молодых людей.
Нам хорошо известна отечественная система: результаты госэкзаменов влияют на получение аттестата и поступление в университет. Поговорим об аналогах ЕГЭ за рубежом. С чем сталкиваются выпускники иностранных государств?
В большинстве стран знания проверяются в различных формах: задания с выбором ответа, множественным выбором, кратким или развернутым ответом. В Европе в основном применяются 2 последних варианта. Хотя в США распространены тестовые вопросы, которые составляют более 50% всей работы.
Италия
Процедура сдачи достаточно централизована и очень похожа на российскую. Аттестация проходит по всей стране по официально установленным и одобренным министерством стандартам. Так, материалы едины для каждого общеобразовательного учреждения.
Ребята сдают два письменных экзамена, которые выбираются все тем же министерство. Также они сдают один устный тест по двум предметам комиссии, утвержденной федеральными органами.
Пройти эту проверку могут только те, кто закончил школу с положительными отметками. Согласно результатам каждый получает диплом. С ним можно поступить в желаемый ВУЗ страны.
Франция
Чтобы поступить в высшее заведение, выпускники должны закончить академический лицей и сдать экзамен на степень бакалавра. Нет, это совсем не диплом о высшем образовании, а все тот же аналог нашего ЕГЭ.
Ребята должны справиться с тестовыми и устными госэкзаменами по лицейским дисциплинам. Обязательный для всех — французская литература. Федеральные органы выбирают остальные темы и расписание. Работы проверяются школьными учителями, а задания составляются непосредственно академиями.
Успешное прохождение испытания обеспечивает «зеленый свет» всем абитуриентам. Им достаточно вписать свое имя в список желающих обучаться в конкретном институте, чтобы быть зачисленными туда. Конкурсы на обучение здесь незаконны, потому каждый записавшийся гарантированно поступит туда, куда хочет.
Германия
Для поступления в ВУЗ придется пройти 4 аттестации по основным предметам, однако они проводятся в 6 немецких «землях» (всего 16). Допуск получат все, кто успешно освоил 28 курсов. За положительный итог государственных испытаний выдается сертификат Abitur, с которым можно зачислиться в студенты.
В то же время многие местные институты отказываются принимать эти результаты, считая стандартизированность неуместным критерием проверки знаний. Поэтому наиболее престижные учреждения вводят собственные вступительные испытания. Ежегодно их количество растет.
Великобритания
Выпускные экзамены проводят сами школы. На выходе все получают аттестат об общем среднем образовании. Но этого недостаточно для продолжения обучения.
Если подросток изъявляет желание поступить в университет, то он отправляется на двухлетнюю дополнительную учебу. В конце сдаются 2-3 экзамена повышенного уровня по выбранным дисциплинам. Министерство утверждает рекомендации по ним, а разработкой и проведением занимаются частные независимые организации.
Самая сложная и комплексная система отбора абитуриентов колледжей и ВУЗов разработана здесь. В первую очередь в США отсутствуют национальные единые программы и тесты. Показателем обученности подростка является количество освоенных на школьной скамье курсов, преимущественно профильных для университета.
Существует 2 популярных госэкзамена, итоги которых могут быть приняты высшим заведением:
1. Scholastic Achievement Test: включает три раздела, проверяющие навыки и знания по английскому языку и математике. Можно пересдавать 6-7 раз за один год. Составляется комитетом по колледжам и службой педагогического тестирования (как наш ФИПИ).
2. American College Testing: состоит из вопросов по английскому, математике, чтению и естествознанию. Хотя более престижные институты запрашивают сдачи тестов по определенным профильным предметам. Разрабатывается теми же организациями.
Источник
В Минпросвещения ответили на «отмену ЕГЭ»
Слухи о смерти единых госэкзаменов оказались сильно преувеличенными
Недавнее сообщение, что уже в этом году зачисление в вузы пойдет не по результатам ЕГЭ, а на основе собственных экзаменов высших учебных заведений, а через год-другой ЕГЭ отменят вовсе, буквально взорвало информпространство. Однако мы вынуждены разочаровать всех, кого эта новость порадовала. Ни в Минпросвещения, ни в Рособрнадзоре возможности такого развития событий не подтвердили.
Фото: АГН «Москва»
Шум по поводу якобы начавшегося демонтажа всей системы ЕГЭ спровоцировало сделанное накануне заявление главы Всероссийского фонда образования и сопредседателя движения «Образование для всех» Сергея Комкова. Со ссылкой на представителей ректорского сообщества он заявил, что уже сейчас вузы начинают вводить свои собственные вступительные экзамены, а «ЕГЭ будут учитывать формально. Вузам надоело принимать людей с высочайшими баллами ЕГЭ, которые ничего не знают при этом. ЕГЭ уже катится к закату. А полная отмена ЕГЭ может произойти через год-два».
В подтверждение своих слов Комков сослался на сокращение количества ЕГЭ, которые сдают выпускники школы: «Было обязательных четыре предмета, потом два, сейчас остался один. Постепенно мы введем нормальную систему аттестации»,- обнадежил он.
Вот только при подобной логике за скобками остался важнейший фактор, стоящий за всей этой экзаменационной арифметикой — пандемия коронавируса. Да и в Минпросвещения, узнав от «МК» «новость» о ликвидации единых госэкзаменов в ближайшее время и якобы уже начавшейся их замене на некие «собственные» вступительные вузовские экзамены, страшно удивились. А, оправившись от изумления, этой информации не подтвердили.
В Рособрнадзоре слухи об отмене ЕГЭ также опровергли:
«Никаких изменений порядка проведения вступительных экзаменов и отказа от зачисления по результатам ЕГЭ не принималось. Такой вариант сейчас даже не обсуждался»,- заявили нам ведомстве, напомнив также, что, «учитывая сложность эпидемиологической ситуации, вопрос формы сдачи вступительных испытаний обсуждался с руководством вузов в прошлую кампанию 2020 года. И ректоры тогда же единодушно согласились, что альтернативы ЕГЭ как вступительным экзаменам нет. Таким образом, необходимость сохранения ЕГЭ — это консолидированное мнение с ректорским сообществом».
Не подступался никто и к изменению законодательства, что было бы неизбежно в случае отказа от ЕГЭ. В соответствии с законом «Об образовании», ЕГЭ как был, так и остается основной формой итоговой аттестации выпускников школы и инструментом зачисления в вузы. Поэтому, вместо того, чтобы предаваться несбыточным надеждам проскочить в вуз в обход единых госэкзаменов, абитуриентам-2021 сейчас лучше проверить: а не забыли ли они записаться на сдачу ЕГЭ, необходимых для зачисления по выбранным ими специальностям или направлениям подготовки.
Срок подачи таких заявлений, к слову сказать, завершается уже 1 февраля. Так что особо тянуть с этим не стоит. Напомним также, что основной период ЕГЭ-2021 планируется провести с 31 мая по 2 июля. Сдавать экзамены в эти сроки будут как выпускники текущего года, так и выпускники прошлых лет: досрочный период ЕГЭ в 2021 году проводиться не будет.
Для выпускников, планирующих поступать в вузы в 2021 году, для получения аттестата необходимо сдать только один обязательный предмет в форме ЕГЭ – русский язык. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году не проводится.
Для выпускников, не планирующих поступать в вузы, для получения аттестата необходимо сдать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ): русский язык и математику. ГВЭ также планируется провести в конце мая.
Источник
Губернаторы озабочены ситуацией с ЕГЭ
Даже неудавшаяся попытка отменить единый госэкзамен многое говорит о качестве подготовки школьников
Обязательным для всех поступающих в вузы будет ЕГЭ по русскому языку. Фото РИА Новости
Сегодня, 15 апреля, основная масса выпускников пишут итоговое сочинение. Без зачета по нему ученик не допускается к государственной итоговой аттестации (ГИА). Пока дети готовились к первому испытанию, чиновники окончательно определились с процедурой ЕГЭ-2021 и огласили правила сдачи. А политики устроили спор о судьбе экзамена.
Темы нынешнего сочинения – «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» – все применимы к месту и к нынешней ситуации. В том числе и к ЕГЭ, где многие ждут перемен. Но реорганизовывать ЕГЭ пообещали лишь в следующем году. В этом все пройдет спокойно и по «исключительным» правилам. Напомним вкратце эти особенности.
ЕГЭ не является обязательным для всех. Его сдают только те, кто планирует поступать в вузы. Для остальных выпускников будут государственные выпускные экзамены (ГВЭ) по русскому языку и математике, которые пройдут 25 и 28 мая (резервные дни – 8 и 10 июня). Их изъявили желание сдавать в среднем по стране не более 10% от общего количества выпускников.
Экзамен пройдет в два этапа. Основной – с 31 мая по 25 июня. Резервные дни (с 28 июня по 2 июля) предусмотрены в расписании для тех, у кого экзамены по предметам совпали в один день, и для тех, кто пропустил экзамен в основной день по болезни. Дополнительный этап – с 12 по 17 июля. Важное уточнение от Рособрнадзора: обязательным для всех поступающих в вузы будет русский язык. Базовую математику сдавать им не придется. И еще надо будет сдать предметы по выбору.
Итак, нынешняя ЕГЭ-кампания тоже особенная, как и прошлогодняя. Имеется в виду инициатива законопроекта депутатов от партии «Справедливая Россия» об отказе от обязательного ЕГЭ и возврате к традиционным государственным экзаменам. При этом депутаты-справедливороссы все продумали и призвали порушить ЕГЭ, но аккуратно, все-таки люди к нему привыкли. Сначала народные избранники предложили освободить от сдачи экзамена тех, кто хочет получить среднее специальное образование, а также тех, кто поступает в вузы, проводящие собственные вступительные испытания. Первых – потому, что они осознанно подошли к выбору своей профессии и выбрали среднее профтехобразование. Вторых – потому, что они поступают в престижные вузы страны, которые в состоянии провести собственные испытания. И уже проводят их на протяжении ряда лет.
Но инициатива депутатов не прошла. В Госдуме РФ ее отклонили. И прежде всего потому, что предложение нарушает принцип целостности системы ЕГЭ. Сделать исключение для отдельных групп поступающих означает отказаться от базового принципа ЕГЭ. А он заключается в том, что все поступают в вуз на одинаковых условиях.
Другое дело, что подготовка к ЕГЭ идет разными способами: кто-то натаскивает своих подопечных, кто-то дает знания «в системе», кто-то нанимает репетиторов, кто-то скупает «утечку ЕГЭ» и т.д. Не все участники гонки ЕГЭ приходят к финишу с одинаковым уровнем подготовки. Но… все имеют равные условия при сдаче ЕГЭ: сдают в один день и под камерами наблюдения, при исключении так называемого человеческого фактора. То есть экзаменатор-машина лишена участливого отношения к ученику. Также предполагается, что экзамен приходит при участии многочисленных наблюдателей.
Вопрос, который по большому счету интересует население сегодня, – это вопрос подготовки школьника. Репетиторы стоят денег, и немалых, школьники учиться самостоятельно не могут или не хотят. И взрослые твердо знают, что для поступления в университет нужны либо деньги, либо чудо-учителя, либо врожденные способности у самого школьника (одаренность). Кстати, согласно последним исследованиям SuperJob, 43% родителей старшеклассников рассказали, что их ребенок берет уроки у частников. И чем старше школьник, тем больше денег его родители тратят на репетиторов.
Понимая все это, организаторы ЕГЭ в большей степени занимались и занимаются обеспечением процедуры прозрачности экзамена. Только так можно заставить население поверить в честность и справедливость экзамена. И как раз только это от них, собственно, и зависит.
А вот то, что происходит в кулуарах собраний и кабинетов, – это лоббирование интересов различных политических группировок. Кстати, нынешняя пандемическая ситуация как нельзя лучше сыграла на пользу некоторым из них.
На днях в Общественном совете при Минпросвещения РФ тоже предложили заняться реорганизацией ЕГЭ. Член Общественного совета при ведомстве Александр Привалов представил доклад на эту тему. И в нем, он, в частности, отметил, что в прошлом году не поступавшие в вузы выпускники школ не сдавали ЕГЭ. «К общему удивлению, ничего страшного при этом не произошло», – приводит слова Привалова ТАСС. Учащиеся смогли получить аттестаты, а вузы набрать первокурсников. Далее член совета подчеркнул, что школа все же не может остаться без выпускных испытаний – «если с ЕГЭ снимут эту функцию, то ее необходимо децентрализовать». И выпускные экзамены стоило бы проводить в форме традиционных устных экзаменов, заявил докладчик.
Однако сегодня самым важным фактором становится успешность выпускника на рынке труда. В чем смысл учебы в вузе, если устроиться на работу после его окончания становится все проблематичнее? Родители давно поняли, что сегодня выбирать детям надо либо престижные вузы, либо средние специальные учебные заведения, либо одногодичные курсы подготовки. Правда, и в этой ситуации тоже винят ЕГЭ.
Так, вице-губернатор правительства Санкт-Петербурга Ирина Потехина заявила, что доля петербургских детей, поступающих в ведущие вузы, неуклонно снижается. Основная причина этого – ЕГЭ, который дает равный доступ к образованию по всей стране. Тем самым ужесточая конкуренцию за престижные места в университетах. «Замечательно, что светлые головы со всей страны поступят в петербургские вузы и останутся жить в городе. Но это означает, что за самые высокооплачиваемые места будет драка», – заявила Потехина.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник
Правительство вынуждено искать замену ЕГЭ
Система образования показала неготовность к вызовам времени, необходимость ее изменения очевидна уже всем, считает эксперт отрасли Александр Адамский.
Власти намерены искать компромисс между «Единым госэкзаменом и другими возможностями реализации ученика». Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова на слушаниях в Совете Федерации, посвященных стратегическим направлениям развития системы образования в стране. Голикова подчеркнула, что, подстраиваясь под тесты, школьники не развиваются так, как могли бы, если бы не были заточены на необходимость сдавать ЕГЭ.
Значит ли это, что в правительстве все же готовятся отменить единый госэкзамен или чиновники просто ищут ему альтернативу — в дополнение? И какие еще изменения грядут в образовании? Об этом «Росбалт» поговорил с кандидатом педагогических наук, доцентом Московского городского педагогического университета и научным руководителем Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским.
— Некоторое время назад обсуждалась идея вообще отменить госэкзамен. Теперь чиновники говорят об изменениях в ЕГЭ. Уже понятно, какие шаги они намерены предпринять?
— Об отмене ЕГЭ речи не идет. Другое дело, что еще год назад, когда только началась пандемия, поднималась тема информатизации ЕГЭ, чтобы дети не натурально сдавали экзамен, а на компьютере. Так называемый дистантный ЕГЭ. С нашей точки зрения, это было бы правильно. Но это означало бы полную перестройку всей инфраструктуры. К тому же, некоторые компании потеряли бы свой доход. Я имею в виду Ростелеком, который обеспечивает видеоконтроль на экзаменах. И тут оба ведомства — и Минпросвещения, и Рособрнадзор — отреагировали резко.
И все же чиновникам придется предпринимать какие-то действия, чтобы компенсировать неготовность системы образования к тем вызовам, с которыми она столкнулась. На руководителей отрасли уже сыплются шишки. Вспомните выступление Кравцова на правительственном часе, заседание комиссии по стандартам, обсуждение стратегии развития образования в правительстве. Все понимают, что какие-то действия назрели. С нашей точки зрения, нужно менять всю «экономику» образования, но на это мало кто решится. Поэтому в правительстве обсуждают традиционные направления изменений, периферийные вещи. Отмены ЕГЭ не будет, это очевидно. Но, возможно, единый госэкзамен попробуют разнообразить. Я думаю, речь идет прежде всего о том, чтобы ЕГЭ сдавали только те, кто планирует поступать в вуз. Это назревшая история.
— В прошлом году на фоне пандемии такую схему уже опробовали. Ее результаты уже можно проанализировать. Думаете, правительство будет двигаться в этом направлении?
— Практика показала: от ЕГЭ отказывается незначительное количество выпускников, что логично. В 10 класс идут в основном те, кто планирует поступать в высшую школу. Какими будут дальнейшие шаги правительства, пока не ясно.
Что касается содержания ЕГЭ, единого мнения на этот счет нет. Если вы устраиваете экзамен для всех, он должен быть максимально простым. Значит, должны быть и другие способы оценить индивидуальные достижения учащихся. Натуральный экзамен не позволяет этого сделать. Только цифровая система, которая требует накопления большого массива данных за несколько лет обучения.
— Говоря о цифровой базе, вы имеете в виду так называемые портфолио учащихся, о которых речь шла еще несколько лет назад?
— Мне ближе определение Собянина — цифровая биография учащегося. Но здесь есть ряд очень сложных вопросов, не решенных до сих пор. Прежде всего, это вопросы правового характера. Например, какое действие ребенка в рамках получения образования может иметь статус цифрового следа, а какое — не обязательно. Дергал девочку за косичку — мы это записываем или нет?
Главное, что важно понимать: сегодня качество образования — это не набор сведений в памяти ребенка, а способность применить полученные знания в ситуации неопределенности, способность быть адекватным тому, что будет, а не тому, что было. Это как раз то, на чем сейчас концентрируется инициатива ФГОС 4:0 — новый набор представлений о современном качестве образования.
— Как это может выглядеть на практике? Как этому научить и как оценивать?
— Это самый главный вопрос. Здесь нужно принять две аксиомы. Первая: способами проверки объема памяти нельзя оценить набор компетенций ребенка. Прежние способы не работают, нужны новые. Вторая, которая вытекает из первой: нам нужны событийные форматы оценки. То есть, нужно выстраивать открытую ситуацию, в которой ребенок должен решить какую-то не математическую, а жизненную задачу, применяя накопленные знания. Найти выход из ситуации, предложить решение задачи. Это сложная история. Она требует проработок.
— Об этом говорят давно. Но дело в том, что чиновникам от образования очень хочется все измерить. Как измерять способность действовать в ситуации неопределенности, не очень понятно. Со старой линейкой к этому не подойдешь. Есть ли у нас новая?
— Вы абсолютно правы. Чиновникам хочется все измерить. У них нет других инструментов, чтобы оценить качество образования. Но наступает пора, когда современные вызовы требуют других инструментов: качественного анализа, индивидуального анализа. Как говорил Эйнштейн: если бы рыбу оценивали по способности взбираться на дерево, то все рыбы выглядели бы идиотами.
— Тогда мы встаем перед выбором: либо системе придется вообще отказаться от привычных количественных показателей, и тогда именно учитель будет отвечать за понимание прогресса учащихся перед всей системой, либо придумать новые.
— Есть третий путь: создать усредненные инструменты измерения для всех, но предусмотреть возможность для каждого определять свой набор достижений, проявлений, реализации в том направлении, где он наиболее успешен. Условно: читать, считать, писать должны уметь все. Но не объявляйте это полным набором оценки результатов. Делегируйте учителям (это риск, но, например, Финляндия пошла на это) оценку качества образования, делегируйте ее искусственному интеллекту, некоммерческим, а, может, и коммерческим организациям. Пусть у детей и родителей будет возможность оценить индивидуальные, персональные достижения и способности, которыми человек может себе и на жизнь зарабатывать, и социализироваться, и успеха достичь.
— Если вернуться к ЕГЭ, я так понимаю, Голикова в Совете Федерации говорила как раз о создании некой альтернативы ЕГЭ. Первым шагом стали сочинения. Сейчас, видимо, правительство хочет пойти дальше в этом направлении, и проверять как-то еще, на что способны школьники помимо тестирования?
— Один мой приятель сказал, что разговор больших начальников об образовании смахивает на беседу таксистов о школе. Они мыслят в пределах своих представлений. Для них все новое: это помесь существующего с очень старым. На мой взгляд, нужно все-таки провести ряд экспертных и научных дискуссий, которые не укладываются в общепринятые представления о результатах образования, об инструментах их оценки. Это должна быть не политическая дискуссия. В рамках политических дискуссий все заведомо упрощается на потребу массовому восприятию.
— То, о чем вы говорили в отношении школы, справедливо и для высшего образования. Я имею в виду способность применять накопленные знания, быть адаптивным, действовать в ситуации неопределенности. В этом смысле многие сегодня делают ставку на программы свободных наук и искусств или Liberal Arts and Science. Об этом недавно высказались ректор РАНХиГС Владимир Мау и председатель Счетной палаты, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУАлексей Кудрин. Вы тоже считаете, что за такими программами — будущее?
— Мне близок этот подход. Я считаю, что он способствует формированию способности делать сознательный выбор. В чем важность Liberal Arts and Science? Ребенок может в 17 лет еще не понять, кем он хочет быть. Но из-за того, что родители боятся взять паузу и потерять время, выбора у него нет — приходится поступать куда-нибудь. Liberal Arts and Science дает возможность в течение нескольких лет расширять свой образовательный горизонт, погружаться в мир знаний, но не торопиться с окончательным выбором профессии. Тем более, что профессии уже к выпуску часто устаревают.
Однако в образовании есть один большой соблазн: новым более современным способом заменять все остальные. Свободные науки и искусства — замечательная вещь в дополнение к тем другим направлениям, которые есть. Они не могут заменить классические факультеты и направления. Для разных детей нужны разные возможности. Я — горячий сторонник многообразия.
Я с удовольствием взялся бы за организацию Liberal Arts and Science в моем родном Московском городском педагогическом университете. Но это требует перекройки образовательной программы, учебного плана, другой квалификации преподавателей. Это же не программа по физике для классического университета, это погружение в физическую картину мира наряду с философской, гуманитарной, психологической, правовой, с возможностью перехода через три года на программу подготовки по конкретной специальности. Это серьезный вызов, который требует серьезной квалификации преподавателей. По щелчку такое не сделаешь.
Есть и еще одна сложность: как объяснить значение таких программ родителям. Ребенок поступает в университет. Кем он будет после выпуска? Инженером, музыкантом, психологом — здесь все понятно. Но вот он поступает на факультет свободных искусств и наук. Кем он будет? Он будет человеком, который сознательно выберет себе профессию. Такое многим понять сложно.
— Если не понятно, как измерить результаты и оценить достижения, если дело не в наборе знаний, то многим родителям будет не очень понятно, чему вообще учат хоть в школе, хоть в вузе. Видимо, такой перекройке образования должна предшествовать большая работа в первую очередь — с обществом. Но для этого важно самим четко понимать: а к чему мы, собственно, движемся? Куда идем?
— Мы движемся к разнонаправленным тенденциям в образовании, к тому, что одной генеральной линии в образовательной политике больше уже никогда не будет. В силу открытости информации уже никакого одного направления, которое было бы утверждено съездом ЦК КПСС, указом президента, постановлением правительства не будет. Все это закончилось. На повестке дня некоторая верификация направлений, среди которых родители и дети смогут выбрать то, что им более выгодно, нравится, подходит. И задача чиновников в этом смысле — проверить, что не навредит.
Источник