Отечественных товаров за пределы страны
Глава 7.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ.
► Что такое международная торговля?
► Международное разделение труда.
► Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО).
► Валютные курсы.
► Позиции России в международной торговле.
§ 17. Международная торговля*
Международная торговля – это та часть произведённых странами товаров и услуг, которая является предметом торговли на мировых рынках. Она также включает различные сегменты движения капитала, рабочей силы, интеллектуальной собственности.
Внешняя торговля страны – это деятельность государства, государственных и частных предприятий по поставкам в зарубежные страны отечественных товаров и услуг для продажи, а также деятельность по поставкам в страну зарубежных товаров и услуг для продажи на внутреннем рынке с целью получения прибыли.
Почему товары вывозят за пределы национальных границ? Экономическая теория всегда рассматривала внешнюю торговлю как фактор, препятствующий объективной тенденции снижения нормы прибыли в деятельности частных фирм. Эта тенденция была выявлена ещё в XIX в. и сохранила своё значение в XXI в. В современных условиях главным фактором международной торговли являются также мотивы выгоды с прибыли, предельное усиление взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик, которые достаточно крепко связаны в глобальном мировом хозяйстве. Даже самые могущественные национальные экономики мира (США, Япония, Китай) объективно не могут развиваться успешно, если не будут осуществлять внешнеторговые операции, обмениваться встречными потоками товаров и услуг. Страны производят также товары, которые им выгодно производить с учётом их факторов производства, и поставляют их на мировой рынок по ценам, которые приносят прибыль. Закупают на внешних рынках такие товары, которые не производят у себя или производят в недостаточном количестве, а также если их производство невыгодно.
Экспорт – это вывоз товаров за пределы территории страны-производителя для продажи на разных условиях в соответствии с заключёнными договорными обязательствами сторон с целью получения прибыли. Импорт – соответственно ввоз товаров из-за границы для использования на своём предприятии, продажи на рынке или иному партнёру, для получения прибыли.
Внешнеторговый оборот представляет собой сумму (по стоимости) экспорта и импорта страны. В международной практике внешнеторговый оборот всех стран мира рассчитывается как сумма экспорта этих стран. Стоимостные показатели рассчитываются в национальных денежных единицах: рублях, евро, иенах, швейцарских франках, которые пересчитываются в доллары США для сопоставления.
Сальдо внешней торговли показывает разницу между экспортом и импортом страны,т.е. состояние её торгового баланса. Сальдо международной (глобальной) торговли – это разница между мировым экспортом и мировым импортом.
На рисунке 6 показано распределение мировой торговли между основными странами мира и группами стран. Из 200 стран мира на долю ЕС (27 стран), США, Китая, Японии и Канады приходится 56% всей мировой торговли, на все остальные – 44%.
Рис. 6. Доля основных стран в международной торговле за 2007 г.
Источник. Eurostat Pocketbooks, External and intra European Union Trade. Data. – EC, 2009. – P. 11..
Анализ динамики мировой торговли ЕС, США, Китая, Японии и Канады за последние годы (до наступления мирового кризиса) показывает смену лидеров в этой области. Произошло стремительное укрепление международных торговых позиций Китая, который занял второе место после США и третье, если рассматривать ЕС в целом (табл. 6).
ГЛАВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОй ТОРГОВЛЕ (2002–2009), млрд евро
Годы | ЕС | США | Китай | Япония | Канада |
Экспорт | |||||
2002 | 891,9 | 733,1 | 344,3 | 440,7 | 267,1 |
2003 | 869,2 | 639,7 | 387,4 | 417,3 | 240,7 |
2004 | 953,0 | 657,5 | 477,0 | 454,8 | 255,0 |
2005 | 1052,7 | 726,9 | 612,5 | 478,2 | 289,7 |
2006 | 1159,3 | 825,9 | 771,7 | 515,1 | 309,0 |
2007 | 1241,4 | 848,3 | 888,6 | 521,2 | 306,4 |
2008 | 1309,8 | 866,7 | 935,9 | 500,4 | 309,4 |
2009 | 1094,4 | 744,5 | 885,7 | 390,2 | 225,4 |
Импорт | |||||
2002 | 937,0 | 1271,5 | 312,2 | 357,0 | 235,2 |
2003 | 935,3 | 1153,7 | 364,9 | 339,0 | 212,5 |
2004 | 1027,5 | 1226,2 | 451,2 | 366,0 | 220,1 |
2005 | 1179,6 | 1392,4 | 530,5 | 414,7 | 252,7 |
2006 | 1351,7 | 1528,4 | 630,3 | 461,2 | 278,7 |
2007 | 1433,8 | 1471,8 | 697,5 | 454,0 | 277,3 |
2008 | 1564,9 | 1447,0 | 669,3 | 503,6 | 302,5 |
2009 | 1199,2 | 1128,6 | 682,1 | 382,5 | 250,7 |
Баланс | |||||
2002 | –45,1 | –538,4 | 32,2 | 83,7 | 31,9 |
2003 | –66,0 | –514,0 | 22,5 | 78,3 | 28,2 |
2004 | –74,6 | –568,7 | 25,8 | 88,8 | 34,9 |
2005 | –126,9 | –665,5 | 82,0 | 63,6 | 37,0 |
2006 | –192,5 | –702,4 | 141,4 | 53,9 | 30,4 |
2007 | –192,4 | –623,6 | 191,0 | 67,2 | 29,1 |
2008 | –255,1 | –580,2 | 254,6 | –3,1 | 6,9 |
2009 | –104,8 | –384,1 | 223,6 | 7,7 | –25 |
Источник. Официальные данные Госкомстата РФ; 2010+ – предварительные данные.
Анализ динамики мировой торговли ЕС, США, Китая, Японии и Канады за последние годы (до наступления мирового кризиса) показывает смену лидеров в этой области. Произошло стремительное укрепление международных торговых позиций Китая, который занял второе место после США и третье, если рассматривать ЕС в целом (табл. 6).
Данные таблицы показывают, что между 2002 и 2009гг., во-первых, возросли объёмы внешней торговли всех стран, приведённых таблице, а особенно в Китае, – она увеличилась за рассматриваемый период с 344,3 млрд евро в 2002 г. до 953,3 млрд евро в 2008 г., т. е. в 2,5 раза за 5 лет, однако в 2009 г. уменьшилась до 885,7 млрд евро.
Объём мировой торговли, без учёта внутренней торговли ЕС, в 2007 г. составил 13 трлн евро (16 трлн долл.). Лидер мировой торговли – Европейский союз, объём торговли которого на 2007г. составлял 18% от мирового товарооборота, США – 16, Китай – 11, Япония – 7 и Канада – 4%. Все показатели уменьшились в 2009 г.
Чем объясняется вовлечение практически всех стран в международную торговлю? Во-первых, международным разделением труда (МРТ); во-вторых, ростом степени открытости рынков; в-третьих, укреплением финансово-хозяйственных связей стран.
Международное разделение труда – это сосредоточение производимых видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным в связи с географическим положением, климатом и наличием природных ресурсов, а также ресурсов труда и капитала. Такое разделение производства, благодаря последующему обмену товарами, оказывается выгодным для участвующих в нём стран и способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, повышению занятости.
Международное разделение труда (МРТ) как явление, свойственное капиталистической экономике, первоначально было исследовано Адамом Смитом. Он обосновал теорию абсолютных преимуществ, в соответствии с которой утверждается, что страна обладает абсолютными преимуществами в производстве какого-либо товара, если на единицу продукции она может производить его больше, чем другие страны. Поэтому страны должны экспортировать такие товары, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, и соответственно импортировать такие товары, в производстве которых у них этих преимуществ не имеется,т.е. им это невыгодно и не даёт прибыли. В результате выгоду получают обе стороны – экспортёр и импортёр товаров. Источниками абсолютных преимуществ могут быть специфические климатические условия, природные ресурсы, концентрация высоких технологий, высококвалифицированная рабочая сила и др.
А что делать стране, у которой нет абсолютных преимуществ? На этот вопрос ответил Давид Рикардо, выдвинув теорию сравнительных преимуществ, которая базируется на трудовой теории стоимости. Рикардо наглядно (на примере торговли вином и сукном между Англией и Португалией) показал, что любая страна, специализируясь на производстве того или иного товара, в состоянии постепенно доводить это производство до предельного совершенства, снижая расходы на издержки. В результате этот товар реализует сравнительные преимущества.
По теории интернациональной стоимости Карла Маркса через сравнительный анализ по отдельным странам определяются международные стандарты затрат труда и разница между национальной и интернациональной стоимостями. Эта разница и показывает, привлекательна ли данная страна как объект торговли или нет. В развитых странах на производство товаров затрачивается труда меньше, чем в отсталых. Таким образом, менее развитым странам выгоднее импортировать товары, чем затрачивать на их производство больше труда. Соответственно международная торговля выгодна всем странам – и бедным, и богатым. Даже если национальная стоимость в какой-либо стране превышает интернациональную, ей тем не менее выгодна внешняя торговля. Организация производства товаров, аналогичных импортируемым, в этой стране может стоить дороже.
Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин утверждали, что сравнительные преимущества полностью зависят от издержек, которые определяются соотношением цен на факторы производства, технологией, состоянием спроса и предложения. В зависимости от наличия факторов производства (труда, земли, капитала, технологий, достижений науки) характер экспорта может быть природо-, трудо-, капитало- и наукоёмким.
Экономисты пришли к выводу, что страна с изобилием капитала экспортирует капиталоёмкие товары, а страна, располагающая многочисленной рабочей силой, – трудоёмкие. Эти рассуждения не противоречат теории трудовой стоимости.
Международная специализация стран всё больше определяется объёмом и качеством научно-исследовательских работ, результатами их внедрения в производство.
Доля наукоёмких товаров в производстве готовых изделий в современном мире, однако, составляет всего лишь 15%, но имеет выраженную тенденцию к непрерывному возрастанию, в том числе за счёт таких стран, как Китай, Индия, Бразилия, страны АСЕАН.
Источник
Вещи из России: Наши вещи, пользующиеся спросом у иностранцев
Как известно, несмотря на железный занавес, некоторые товары СССР пользовались популярностью за границей. В наше время таких товаров довольно много. Об этом можно судить по тому, что иностранцы покупают и везут из России домой множество вещей: разных товаров, подарков, сувениров, даже продуктов.
Эти сведения пригодятся и тем, кто собирается за рубеж и стоит перед проблемой, что повезти своим заграничным друзьям в качестве сувениров из России.
Давно замечено, что чем более «русским» будет товар, тем более он интересен иностранцам. Всё, что им кажется лучшими представлениями о России: матрёшки, балалайки, шапки-ушанки, платки, веники для бани, водка, сладости для них наиболее ценно.
Из непродовольственных товаров популярны за рубежом:
Пользуются спросом у иностранцев для подарков самые разные предметы наших народных промыслов: шкатулки, посуда, фарфор.
Павловопосадские платки по праву считаются одними из символов русских промыслов. Павловопосадский платок или шарф всегда будет в моде и как женский головной убор, и как шейный аксессуар. Они являются неизменной классикой и всегда элегантно вписываются в модные тренды. Его яркие и нестандартные расцветки не могут оставить равнодушной ни одну женщину.
Для немцев лучшим русским сувениром являются валенки. В плохо отапливаемых немецких квартирах они — кусочек райского тепла и комфорта.
У иностранцев пользуются спросом и другие наши вещи, сохраняющие тепло: пуховые платки, шапки-ушанки, варежки.
Оренбургские платки сегодня пользуются большой популярностью, как в России, так и за рубежом, и являются прекрасным и оригинальным подарком. Они будут служить не просто красивым, но и практичным подарком. Эти платки согреют в любую погоду и будут уместны в любом гардеробе, недаром Оренбургские пуховые платки так популярны в коллекциях одежды заграничных модельеров.
Ну, матрёшки наши уже даже не одно столетие являются символами России и первым русским сувениром, также как и наши самовары.
Когда иностранец прилетает домой, ему очень важно привезти с собой матрёшку или самовар и сказать «Я был в России!»,
Современное искусство иностранные граждане тоже не обходят стороной. Они покупают наши различные альбомы по искусству, открытки, магниты, плакаты. Иностранцам даже нравятся советские плакаты, изображения супрематистов, архитектура конструктивистов.
Очень ценится ещё одна сторона нашей культуры — русский авангард. Живопись, модернистская архитектура, как новое дыхание в искусстве и воплощение мечты. Ведь здесь мы действительно были первооткрывателями, и это интересно людям по всему миру.
Часто приобретаются гражданами других стран украшения из янтаря и российские часы с гербом.
Наши продукты тоже популярны во многих странах:
Китайские туристы, например, очень много покупают шоколадок, конфет, водки, меда, а также молочных продуктов. Это потому что они считают российские продукты экологически чистыми. На самом деле, как они признаются, они не очень любят шоколад и конфеты, и не привыкают к русской водке. Им просто надо привезти из России недорогие сувениры для друзей.
Наша водка также расходится по всему миру. Этот товар популярен и пользуется спросом ещё с советских времён.
Популярны и такие наши продукты, как кедровые орешки, варенье из лесных ягод, сушёные лесные грибы, чёрные семечки.
Пользуются спросом и наши сладости, по большей части это конфеты, особенно шоколад и кондитерские изделия под маркой «Аленка», вареная сгущенка, варенье, блины, клюква в сахаре, пряники, зефир.
Белёвская пастила — чисто русский продукт с удовольствием покупается иностранцами.
Во многих странах мира можно встретить «русские магазины», где можно купить товары из России. Например, гречку или солёные огурцы и квашеную капусту, или наше подсолнечное масло.
Так что наши отечественные товары пользуются спросом за пределами страны.
Источник