Открытые политические системы пример стран
Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований). Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые системы. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль над всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
Французский политолог Ж.Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять их основных разновидностей: 1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.
Г. Алмонд различал политические системы по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Он выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т. д.
Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т. д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа — либеральные ценности.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц
Источник
Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:
2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:
o открытые системы;
o закрытые системы.
Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании «железного занавеса» в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия «открытое» и «закрытое» общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым — тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.
3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода.
- Соответственно выделяются системы:
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические;
- социалистические.
4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.
В зависимости от типа общества развивавшие веберовский подход американский социолог У.Ростоу и французский философ Р.Арон выделили следующие типы политических систем:
а) традиционные — основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью, инерционные и застойные — монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар), Непал и др.);
б) модернизированные демократии — развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально — экономического развития;
в) тоталитарные системы — в бывших странах социалистического лагеря.
В зависимости от режима и характера развития (индийский политолог П.Шаран):
а) динамичные, т.е. осуществляющие изменения во всех областях жизни;
б) статичные — ориентированные на традиции и существующий порядок вещей (статус — кво).
5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы.
В примитивной системе преобладает «приходская культура», наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и «культурой подчинения». Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.
Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и «культура участия», и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура «подчинение-участие». В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися.
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.
Это позволило Д. Алмонду и С. Вербе выделить следующие типы политических систем:
- англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
- континентально-европейскую, которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
- доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
- тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса.
По характеру осуществляемых целей (классификация американского политолога Зб.Бжезинского):
а) инструментальные, т.е. стремящиеся к политической и экономической эффективности (либеральные демократии и реформаторские авторитарные режимы);
б) идеологические — т.е. нацеленные на претворение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, фашистской, и т.д.).
6) В зависимости от характера отношений с обществом российский политолог
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
· кочевые или завоевательные империи;
· централизованные бюрократические империи;
· современные системы (демократические, автократические, тоталитарные).
Итак, политическая система общества представляет собой подсистему совокупной общественной системы; её положение определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется политическим режимом, формой правления, типом государства и другими параметрами. Её центральным элементом является государство – органы государственной власти и государственного управления. Раскрытие его места и роли –в последующих лекциях.
Список рекомендуемой литературы:
36. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие/ Белов Г.А.. — М.: ЧеРо, 1996
37. Исмагулов 3. Политология: Учебное пособие- Алматы: Респ.изд.каб., 1993
38. Панарин А.С. Политология: Учебник/ Панарин А.С. -2.изд.,перераб.и доп.. — М.: ПБОЮЛ С.М.Грачев, 2000
39. Политология: Словарь-справочник. — Алматы: КазГУ, 1993
40. Малько А.В. Основы политологии: Краткий учебник для вузоа — М.: Норма, 2000
41. Нысанбаев А.Н. Политология : Учебник для студ. Вузов-Алматы: Ақыл кітабы, 1998
42. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие — М.: Фаир-Пресс, 2000
Источник
Типология политических систем
Многообразие политических систем, существующих в современном мире, свидетельствует о том, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание каких-либо факторов обусловливает особенности и неповторимость политической системы той или иной страны. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования.
Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (см. рис. 7.3).
Критерии типологизации | Типы |
По характеру взаимоотношений с внешней средой | закрытые |
открытые | |
По степени политических изменений | традиционные |
модернизированные | |
По политическому режиму | тоталитарные |
авторитарные | |
демократические | |
По типу политической культуры и разделению политических ролей | англо-американская |
европейско-континентальная | |
доиндустриальная и частично индустриальная | |
тоталитарная |
Рисунок 7.3 – Типология политических систем.
Одна из первых типологий основана на характере их взаимоотношений с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяют на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем. Примерами могут служить многие восточные традиционалистские общества, а также бывшие социалистические страны.
Открытые системы активно взаимодействуют с другими странами, они более подвижны и динамичны, готовы к восприятию новых институтов и более толерантны в отношении иных ценностей и идеологий. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные.
Для современных традиционных систем характерны устаревшие принципы организации общества, форм политического поведения, неразвитость гражданского общества, консерватизм в осуществлении необходимых обществу структурных изменений. Традиционные системы отличаются слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом образования власти.
Современные модернизированные системы отличаются провозглашением в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов, отношениями между элитой и массами. Близки к этой классификации системы трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Такие системы отличаются большим динамизмом, ориентацией на проведение реформ. Исходя из этого, современную Украину можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.
Одной из самых распространенных является классификация систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяют три типа политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические.
Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.
Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Демократическая политическая система предполагает главенство интересов личности, ее прав и свобод, контроль со стороны общества над властью.
Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту признанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.
Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих разным классам, этносам, группам, партиям. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает приходить к согласию, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти здесь согласие и компромисс, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.
Существуют и другие типологии политических систем, но они гораздо менее известны.
Вопросы и задания
1. В чем заключается сущность понятия “политическая система”?
2. Политическая система представляет собой одну из подсистем общества наряду с экономической и духовной. Что отличает ее от других подсистем?
3. Какой из элементов политической системы выступает основным, определяющим? Почему?
4. На основании каких критериев можно классифицировать современные политические системы?
5. Какие типы политических систем известны вам? К какому из них можно отнести политическую систему Украины?
6. Какое место в политической системе занимала церковь в разные исторические эпохи? Является ли современная церковь структурным элементом политической системы?
Литература
1. Грачев М.Н. Политическая система общества: Учебное пособие. – М., 1997.
2. Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001.
3. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.
4. Політологія: історія та методологія. / За ред. Ф. М. Кирилюка. – К., 2000.
5. Политическая система США: актуальные измерения. – М., 2000.
6. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.
7. Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.
8. Політична система сучасної України: особливості становлення, тенденції розвитку / Редкол. Ф. М. Рудич та ін. – К., 1998.
9. Симавонян В.А. Понятие и сущность политической системы общества. // Юридический вестник. – 1999. – № 2.
10. Симавонян В.А. Структура политической системы общества. // Юридический вестник. – 1999. – № 4.
Тема 8. Государство как политический институт
1. Особенности государства как политической организации.
2. Формы государственного правления.
3. Формы государственного устройства.
Ведущим институтом политической системы, сосредотачивающим максимальную политическую власть, является государство. Именно вокруг государства группируются основные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Источник