Отличалась ли положение прибалтийских крестьян положение крепостных крестьян основной части страны

Национальная политика Александра I.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопросы для работы с текстом параграфа Национальная политика Александра I.

1. Используя текст параграфа, докажите, что Великое княжество Финляндское имело особые условия управления и самостоятельность в рамках Российской империи.

В Великом княжестве Финляндском существовал свой сейм, без согласия которого не принимался ни один закон, соответственно, там было особое законодательство. Делопроизводство продолжало вестись на шведском языке. На все посты, включая генерал-губернатора, обычно назначались местные уроженцы или прибалтийские немцы.

2. Сравните национальную ситуацию в Финляндии и на Кавказе. Какое главное различие вы можете назвать?

Великое княжество Финляндское было населено в основном двумя народами – финнами и шведами, при этом национальная культура финнов, включая их литературный язык, в этот период только складывалась. Вся знать была шведской. Безусловно господствовавшей религией оставался протестантизм Потому можно сказать, что это был кусочек Швеции под властью Санкт-Петербурга.

На Кавказе этно-религиозная ситуация была гораздо сложнее. Там проживало множество больших и малых народностей со своими языками и национальными традициями. Что было гораздо важнее в условиях того времени – там сосуществовали разные религии. Нужно также отметить, что у многих из этих народов были свои вполне сложившиеся прослойки аристократии и собственные государственные традиции, память о жизни во время независимости.

3. Кого в XIX в. называли инородцами?

Исходя из этимологии слова, так должны были называть представителей всех народов Российской империи, кроме русского. Но на деле разделение обычно проходило по религиозному принципу и инородцами звали всех неправославных. Это не удивительно: на протяжении столетий культивировалась идеология об уникальности России именно благодаря тому, что это единственное не павшее под ударами врагов православное царство.

Читайте также:  Золотом листопад осыпает всю страну кто это поет

Но также термин «инородцы» существовал в официальных законах Российской империи и обозначал народы, к которым применялись иные по сравнению с основным населением юридические нормы. К примеру, немцы латыши и эстонцы инородцами в официальных документах не именовались, хотя не были русскими и исповедовали протестантизм, а не православие.

4. Какие особенности управления Сибирью существовали в первой четверти XIX в.? Чем они были обусловлены?

В Сибири население делилось на две категории – оседлое и кочевое. Официально оно делилось на русских и инородцев, но оседлые инородцы приравнивались к государственным крестьянам, потому особый правовой статус имели только кочевники.

Им были оставлены их традиционные формы правления – власть находилась в руках у местных «князей». Но их стимулировали к оседлому образу жизни, и приравнивали к государственным крестьянам, как только это получалось.

5. Расскажите об особенностях положения Прибалтики в составе Российской империи.

В Прибалтике крестьяне были на особом положении (подробнее о котором в ответе на следующий вопрос), потому в отношнии крестьян существовало отдельное законодательство.

Кроме того, в Прибалтике было необычно большое для империи число безземельных или малоземельных дворян – это положение сложилось ещё до присоединения этих земель к России. Таким дворянам не оставалось ничего другого кроме службы и жизни на жалование. Во многом этим объяснялось обилие немцев среди чиновников империи.

6. Отличалось ли положение прибалтийских крестьян от положения крепостных крестьян основной части страны?

В 1804-1816/9 годах крепостное право в прибалтийских губерниях было сильно модифицировано. Крестьяне там оказывались прикреплены не к помещику, а к земле. Они были собственниками своих наделов, могли передавать их по наследству и не могли быть проданы без них. Однако часть крестьян (батраки) земли не имели.

На протяжении 1816-1819 годов крепостное право в этих губерниях было полностью отменено, но крестьян отпустили без земли – она вся осталась в руках помещиков, а крестьяне вынуждены были свои участки арендовать.

Однако они могли свободно уходить в города или к другим хозяевам. Такое положение было благоприятнее для развития промышленности, чем крепостное право на основной территории империи.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в., которые упоминаются в параграфе. Подготовьте сообщение об одном из народов Российской империи.

В параграфе упомянуты: поляки, евреи, финны, шведы, богары, греки, гагаузы, сербы, немцы, украинцы, эстонцы, латыши, армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, мансы, ненцы, энцы, селькупы, тунгусы (эвенки), чукчи, юкагиры, якуты, койбалы, качинцы, белтиры, сагайцы, кызыльцы, хакасцы, буряты, татары, алтайцы, шорцы, коряки

Крестьяне в Польше мечтали о независимости Речи Посполитой, с радостью вступали в армию Наполеона, надеясь, что он вернёт эту самую независимость, не они в Российской империи до конца её существования считались патологическими смутьянами.

Всё это описание шляхты (которую после присоединения к России отождествили с дворянством). Она имела своё особое самосознание и культуру, которая в то время и была характеристикой нации.

Примерно в XV веке сложилась легенда, согласно которой дикое, но доблестное племя сарматов завоевало не умевшие сражаться, инертные народы на землях, которые позже объединились в Речь Посполитую. Сарматы стали там правящим сословием – шляхтой, а местные покорённые жители – простым народом. Во многом этих обосновывалось крепостное право – по праву завоевания победители обратили в рабство побеждённых.

Несмотря на то, что шляхтичи в России были признаны дворянами, это сословие было гораздо более многочисленным. В среднем по стране они составляли 8-10% населения, а на Подляшье (в районе современного Белостока) – 25%.

Благодаря этому сарматы действительно представляли из себя целый народ, потому что делились на многочисленные имущественные слои – от магнатов, чьи земли превышали владения иных европейских монархов, до застянковой шляхты, чьи владения порой не достигали размера наделов иных русских крестьян.

Каждый мужчина-сармат должен был быть, прежде всего, воином, а также галантным кавалером. Он обязан был постоянно оставаться готовым к войне (а в XVII-XVIII веках значительная часть жизни многих шляхтичей действительно проходила в войнах внешних или междоусобных) и смерть в битве считалась самой почётной.

Достойным занятием вне войн считались охота, а также национальный танец полонез. Сарматка призвана была оставаться хранительницей дома, которая поддерживает его, пока хозяин воюет вдалеке, а в случае чего может организовать челядь, чтобы дать отпор недругам.

Шляхтич обладал гонором. Это понятие было чем-то похоже на европейскую дворянскую честь, но не тождественно ей. Чтобы сохранить гонор также требовалось избегать недостойных поступков, не спускать оскорблений, но, например, не было разработанных правил поединков, вроде европейского дуэльного кодекса. Человеком без гонора считался также человек занимавшийся недостойным трудом. К таковому относились, прежде всего, сельское хозяйство и ремесло.

В самом национальном характере сарматизма заложен республиканизм. Все шляхтичи были формально равны между собой – и богатейший магнат, и бедный застянковый шляхтич считались панами-братьями. В Речи Посполитой не существовало феодальных титулов (вроде князей, графов).

Собственную страну шляхта считала лучшей в мире и уникальной, отличной как от деспотичного востока, так и от абсолютисткой Европы. Потому она так сокрушалась о потере Речью Посполитой независимости и столь отчаянно пыталась её вернуть.

Национальный костюм сарматизма отчасти напоминал русский допетровский. Он состоял из сапог, шаровар (широких в бёдрах штанов), подпоясанного кунтуша (длинного кафтана) и шапки с меховыми отворотами.

Особым предметом гордости являлся пояс. Он был широким, богато украшенным, и длинным – обматывался вокруг тела несколько раз. Одними из самых ценными были пояса, сделанные на Слуцкой мануфактуре – они и сегодня остаются гордостью тех музеев, которым посчастливилось ими обладать. Костюм дополнялся саблей.

2. Сравните положение Финляндии и Польши в составе Российской империи, найдите общее и отличия.
Великое княжество Финляндское Царство Польское
Существовало особое законодательство Существовала собственная конституция и особое законодательство
Существовал свой парламент Существовал свой парламент
Государственные должности занимали местные уроженцы или близкие по культуре прибалтийские немцы Государственные должности занимали в основном местные уроженцы, но порой и русские (например, главнокомандующим, а потом и наместником был брат императора Константин)
Не существовало традиций собственной государственности (в Швеции Финляндия была
глухой провинцией)
Воспоминания о временах независимости были очень стойкими, как и стремление эти времена вернуть
3. Подготовьте тезисы к дискуссии на тему «Положительные и отрицательные стороны присоединения кавказских земель к Российской империи».
  • расширение территории империи и получение ею новых природных богатств (например, виноградников);
  • Россия получала буферную зону и плацдарм для дальнейших походов против Персии и Османской империей.
  • эти земли оставались довольно дикими, их освоение было сложным и требовало больших затрат со стороны государства;
  • присоединение вызвало протест многих из кавказских народов, что вылилось в долгую войну.
4. Используй материалы Интернета, сделайте презентацию о культуре и традициях одного из народов Кавказа, упомянутых в параграфе.

Презентацию можно скачать ►здесь

Национальная политика Александра I.

◄6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815—1825 гг.

§ 7. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.►

Источник

1816-1819. Отмена крепостной зависимости в прибалтийских губерниях

В 1816-1819 гг. произошла отмена крепостной зависимости в прибалтийских губерниях. Это событие стало результатом длительного и болезненного процесса реформирования, на который был вынужден пойти российский император.

Особенности крепостничества в Прибалтике

В прибалтийских губерниях барщина была двух видов – ординарная и экстраординарная. В первом случае на крестьян возлагалась обязанность отрабатывать на земельных участках помещика некоторое количество дней в году, используя собственные орудия труда. Экстраординарная барщина имела большее распространение, поскольку крестьяне обязывались отрабатывать на помещика при проведении сезонных работ сельскохозяйственного типа. Здесь присутствовала вспомогательная барщина и всеобщий сгон.

При сгоне к работам могли привлекаться все трудоспособные крестьяне, хотя помещик обязывался обеспечивать их питанием в течение всего времени проведения работ. Этот вариант был крайне вреден для самих крестьян, которым часто не хватало времени на обработку собственных земель.

В первые десятилетия XIX в. в Прибалтике активно применяется батрачество. Батраки стали отдельным слоем крестьянского населения, не имеющим земельных наделов. Они стали возникать после того, как помещики активно захватывали крестьянские наделы. Поэтому батракам приходилось работать на зажиточных крестьян.

Реформаторство Александра I

Император был воспитан в духе Просвещения, поэтому в первые годы царствования склонялся к идеям либерализма. Именно в это время в 1803 г. крестьяне получили возможность выкупа у помещиков с земельным наделом. Появилось у них право вести торговлю при согласии помещика брать векселя. Помещики утратили право отправлять на каторгу за мелкие проступки и продавать крестьянское население на открытых торгах. Однако стремлению императора внедрять преобразования в российскую жизнь активно противились дворяне, что, в конечном счете, и предопределило судьбу реформ.

Опасения российского правительства относительно возможности повторения французских и польских революционных волнений были серьезными. Поэтому оно решило вплотную заняться проблемами Прибалтики. В этом случае не удивительны уступки Дворянского собрания в Лифляндии, закрепившего право крестьян пользоваться своим движимым имуществом. Однако дворянское сословие не слишком охотно шло на уступки, что вызывало недовольство масс.

1802 год ознаменовался массовыми крестьянскими бунтами, охватившими области в г. Валмиер. Позже волнения перекинулись на другие земли. Они приняли масштабы восстания. Подавить его удалось не сразу. При этом требовались важные решения для стабилизации ситуации. Поэтому в 1804 г. издается положение «О лифляндских крестьянах». В нем были такие пункты:

  • прикрепление крестьянского населения производилось к помещику, а не к земле;
  • крестьяне с землей получали право собственности на нее и возможность наследования;
  • области получали действующие волостные суды, контролирующие барщину и выплату оброка;
  • величина барщины увеличивалась.

Однако такие решения не привели к согласию – помещики говорили об ущемлении их прав, а батракам реальной выгоды не было. В 1805 г. вспыхнули новые бунты. Сгладить ситуацию попытались дополнительными статьями 1809 г. Помещикам обеспечивалось право самостоятельно регулировать величину барщины, изымать земли крестьян и выселять их при плохом уходе за землей. Батраки же получили ограничение времени работы 12-тью часами в сутки с установлением оплаты и запретом на работу ночью без острой надобности.

Эстляндское дворянство выдвинуло свои предложения. Они касались дарования крестьянам свободы с закреплением всей земли за дворянами. Помещики наделялись функцией полицейского надзора. В 1816 г. император утвердил данный проект, а в 1817 г. он начал реализовываться в Эстляндии. В следующем году его внедрили в Лифляндии.

Указанные реформы вели к отмене крепостного права в прибалтийских губерниях. Но этот процесс шел с огромными сложностями. Чтобы исключить массовый переход крестьян, для них ввели ограничения по передвижению. Право свободного перемещения им было даровано в 1832 г.

Результаты реформ не отличались однозначностью. Хотя крестьяне получили формальную свободу, освобождались они исключительно на условиях, выгодных самим помещикам. Последние сохраняли землю, сдавая ее в последующем крестьянам в аренду. Это исключило получение крестьянами реальной свободы, поскольку они продолжали зависеть от землевладельцев.

Источник

Оцените статью