Отличительные черты хозяйственного механизма развитых стран

Отличительные черты хозяйственного механизма развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК. Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества.

Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Развивающиеся страны: Им присущи такие черты, как многоукладная экономика с различными формами собственности, влияние традиционных институтов в обществе, высокие темпы роста населения, специализация в международном разделении труда преимущественно на производстве сырья, сильная зависимость от притока иностранного капитала. Хозяйственные структуры большинства развивающихся стран не унифицированы, производительные силы разнородны, что сдерживает повышение темпов роста. Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника. Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством.

Читайте также:  День учителя праздник страны

Страны с переходной экономикой . Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы, создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация товарного дефицита и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи – это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.

Общими чертами экономического развития стран с переход ной экономикой являются:

— отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития;

— повышение степени открытости экономики (либерализация);

— приватизация государственной собственности;

— использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.;

— сокращение объемов национального производства;

— переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

Источник

Хозяйственный механизм развитых стран

В мировой экономике народнохозяйственные системы развитых стран функционируют как глубоко интегрированный, относительно обособленный и целостный комплекс, возможность чего обусловлена однопорядковым уровнем развития, сходством принципов организации, основных элементов и структуры хозяйственных механизмов этих стран. Хозяйственный механизм включает в себя систему экономических взаимодействий и надстроечных форм, наиболее тесно связанных с воспроизводственным процессом. В системе экономических взаимодействий во всех развитых странах выделяются три основных блока отношений и соответствующих им форм регулирования. Первый блок – это стихийный рыночный механизм, который формировался в течение многих предшествующих веков и в наиболее полной степени реализовал свой потенциал к середине XIX в., в условиях свободно- конкурентного рыночно-капиталистического хозяйства. Свойственные этой хозяйственной системе механизмы экономического регулирования основаны на свободном изменении рыночных цен в условиях колебания спроса и предложения и на конкуренции производителей, стремящихся увеличить свои доходы, главным образом, за счёт снижения издержек. Данным механизмам регулирования и в настоящее время починена подавляющая часть хозяйствующих субъектов в развитых странах, особенно предприятия малого бизнеса, доля которых в общем числе предприятий остаётся преобладающей.

Второй блок – это экономические отношения, возникающие в условиях монополизации хозяйства. Монопольные фирмы, а чаще – различные их объединения или участники олигополистических структур, начиная с рубежа XIX-ХХ вв., ставят под свой контроль рыночные взаимодействия; основным методом регулирования хозяйственных процессов становится экономическая политика крупнейших фирм, устанавливающих цены, формирующих спрос и определяющих динамику предложения. В то же время, формируется разветвлённая система взаимодействия малого и крупного бизнеса, возникают различные формы их кооперации и координации хозяйственной деятельности. Часто крупнейшие фирмы взаимодействуют с десятками тысяч малых и средних контрагентов, предоставляя им заказы на производство деталей и различного рода полуфабрикатов и включая их, тем самым, в орбиту своего экономического влияния, даже если юридически эти контрагенты остаются полностью самостоятельными.

Третий блок системы экономических взаимодействий и регулирования в развитых странах– это государственное воздействие на хозяйственные процессы, которое получило развитие ещё в первой половине ХХ в., но особенно усилилось после II мировой войны. Основным инструментом хозяйственного регулирования при этом становится государственная экономическая политика, осуществляемая в координации с политикой крупных фирм и приобретающая форму государственно-монополистического хозяйственного механизма. Одним из основных обобщающих показателей расширения экономических функций государства является динамика доли государственных расходов в общей величине валового продукта, которая по совокупности развитых стран составляла в 1870 г.- 9%, в 1920 г.- 17%, в 1940 г. – 20%, в 1980 г. – 45%, в 2000 г.- примерно 50%, а в настоящее время превышает половину валового продукта.

Роль государства в хозяйственном механизме отражается также в показателях доли государственного сектора в производстве валового продукта (у большинства развитых стран – в интервале 7-10%). Как правило, в рамках этого сектора функционируют предприятия отраслей инфраструктуры – энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства, а также предприятия новейших отраслей на стадии становления, пока они нерентабельны и не привлекательны для частного бизнеса. Взаимодействие хозяйственных механизмов развитых стран обеспечивается посредством общих принципов организации налоговых систем; в большинстве стран этой группы доля налогов в валовом продукте составляет от 35 до 50%. В США, Японии, Канаде и Австралии этот показатель тяготеет к нижней границе данного интервала; у западноевропейских стран – к верхней. В странах Западной Европы проводится политика «социального государства» и «социально-ориентированного рынка» — здесь в расходах центральных (федеральных) бюджетов на социальные нужды приходится 60-80%. В США больший упор делается на индивидуализм, частную инициативу и предприимчивость – здесь удельный вес социальных расходов – порядка 55% расходной части федерального бюджета. Ещё ниже эта цифра в Японии – примерно 45%; решение значительной части социальных вопросов в этой стране по традиции возлагается на фирмы (в соответствии с практикой «пожизненного найма» и установкой «фирма – одна семья»). Отмеченные особенности отражают важные элементы специфики так называемых «моделей», различных вариантов организации и функционирования хозяйственного механизма в рамках «триады» ведущих развитых стран.

Важное место в системе современного хозяйственного механизма занимает также бюджетная и денежно-кредитная политика государства, ставшая ключевым элементом антикризисного регулирования экономики. В первые послевоенные десятилетия наблюдалась асинхронность кризисов в ряде ведущих стран, объяснявшаяся различиями в их экономическом развитии после II мировой войны. К 60-м гг. произошло выравнивание объёмов и темпов воспроизводства и наметилась тенденция к синхронизации

Цикличности; к настоящему времени в большинстве развитых стран утвердился тип воспроизводства с умеренными и достаточно близкими темпами роста. В то же время, стало проявляться влияние различного рода структурных кризисов – в 70-е гг. в наибольшей степени сказывалось воздействие энергетического и сырьевого кризиса; в 80-е – экологического; в 90-е – глобальных финансовых проблем, также требующих совершенствования механизмов государственного регулирования экономики.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

13. Отличительные черты хозяйственного механизма развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой

В мировой экономике обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Основанием для включения страны в ту или иную группу является характер ее эко­номики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономи­ческого развития. Наибольший вес в мировой экономике имеют разви­тые страны, на которые приходится более половины мирового ВВП.

Развитые (передовые, индустриальные) страны отличают высокий уровень экономического развития, зрелая многоотраслевая экономика, в которой значительное место занимают наукоемкие производства и раз­витая сфера услуг. Эти страны выделяются высоким качеством техноло­гии, продукции, жизни населения. Будучи сосредоточением ТНК, они фор­мируют международное разделение труда, определяют «правила игры» на мировом рынке.

Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Среди развитых стран выделяется подгруппа наиболее развитых госу­дарств — «Большая семерка» — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Также к развитым странам относятся: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Израиль.

Для большинства развивающихся стран характерны: быстрый естественный рост населения, низкий уровень жизни и здоровья большей части населения, низкий уровень образования и квалификации кадров, незначительные минеральные и сельскохозяйственные ресурсы, преобладают традиции, сдерживающие технический прогресс, незначительность собственных изобретений, инноваций; низкий уровень производства, отсталая структура экономики, преобладание добывающей промышленности и старых, традиционных отраслей обрабатывающей про­мышленности, тяжелейшие условия жизни населения. Эти страны чрезвычайно зависят от конъюнктуры цен на сырье­вых рынках. Перед ними остро стоит проблема урегулирования внешнего долга, проблемы демографического, экологического, продовольственного характера. Развивающиеся государства занимают зависимое положение в сис­теме международного разделения труда.

В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150). В группу развивающихся стран входят Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Египет, КНДР, Монголия, Лаос и Кампу­чия, а также Куба. В конце сто­летия эту группу пополнили страны — экспортеры нефти.

Общим для развивающихся стран остается их отставание от мировых лидеров по комплексу социально-экономических показателей. Развивающиеся страны следуют по траектории так называемого догоняющего развития. Оно никоим образом не гарантирует сближения с ушедшими вперед лидерами. Догоняющим такое развитие считается из-за своей общей направленности и возможности в той или иной мере наверстать упущенное.

Огромное влияние на положение развивающихся стран оказывают масштабы и формы их участия в международном разде­лении труда. Это связано с передислокацией сюда из развитых государств трудо-, материало- и энергоемких, а также опасных для окружающей среды производств. Происходит «сброс» части производств, уже прошедших пик своего жизненного цикла, ведущих индустриальных государств в менее развитые страны.

Сейчас среди развивающихся стран выделяются несколько групп. На первый план вышли новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, для которых характерно создание ряда отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемких; в результате они существенно расширили поставки промышленной продукции на внеш­ний рынок.

В настоящее время насчитывается около 25 НИС. Это Сингапур, Тайвань, Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика. Некоторые исследователи относят к НИС Китай и Индию. В настоящее время разрыв между развитыми и развивающимися странами приобретает техно­логический характер.

Страны с переходной экономикой, в которых также происходит пере­ход от командно-административной к рыночной экономике. В некоторых из них причудливо переплетаются черты развитой и раз­вивающейся экономики. Конечная же цель перехода к рынку – создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей устойчивый рост уровня жизни населения. К таким странам относятся: Россия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария и другие страны бывшего Советского Союза. Переход стран с переходной экономикой, особенно наиболее отсталых из них, к полноценному рынку может занять длительное время.

Источник

Хозяйственный механизм развитых стран

Для всех PC характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.

зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50—60-м гг. XiX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производстпо и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни развитую систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса и предложения на него.

Уровень корпоративного регулирования сформировался в последние 20—25 лет перед Первой мировой войной. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор производства и сбыта, на который они не могут влиять и к когоррму они должны приспосабливаться.

Уровень государственного регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма «великого» кризиса 1929— 1933 гг, и особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен обеспечивать бодее или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных государственных расходов по отношению к ВВП. Так, если это соотношение в среднем по рассматриваемой группе стран составляло в 1870 г. 9%, 1913 г. — 10, 1920 г. — 17, то в 1937 г. — 22, 1980 г. 44 и в 1995 г. — 48%.

Источник

Оцените статью