Отношение россии странами балтики

Отношение россии странами балтики

В системе отношений России со странами Балтии наиболее конструктивными являются ее отношения с Литвой — наиболее экономически и культурно развитой страной этого региона. По иронии судьбы, именно с Литвы начался развал СССР в 1990 г. Литва в 1991 г. получила признание СССР и установила с ним дипломатическое отношения.

В дальнейшем Россия успешно решала с Литвой проблемы двусторонних отношений. Литва согласилась предоставить всем постоянно проживающим на ее территории свое гражданство, решить на конструктивной основе проблему российских военных пенсионеров, а Россия без проволочек вывела с территории Литвы все свои войска. Важной предпосылкой налаживания хороших отношений между странами было отсутствие в Литве идеологии радикального национализма, что объяснялось как высоким уровнем жизни в Литве в советский период, так и относительной немногочисленностью русскоязычной диаспоры. В 1990-е гг. нерешенной осталась лишь проблема российского доступа по Литовской территории в Калининградскую область.

Наиболее важными межгосударственными соглашениями являются: Договор об основах межгосударственных отношений между РСФСР и Литовской Республикой (1991), Договор о российско-литовской государственной границе (1991), Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (1997).

В политической области стороны поддерживали постоянные контакты на уровне глав государств, глав правительств, высокопоставленных военных и пр. Сторонам при посредничестве ЕС в 2003 г. удалось решить вопрос об упрощенном режиме пересечения литовской территории гражданами России в рамках т. н. транспортной визы.

Читайте также:  Список стран по уровню восприятия коррупции

В 2004 г. Литва вступила в НАТО и стала членом Европейского союза. Москва восприняла этот шаг как попытку Литвы отдалиться от России. В 2005 г. произошел неприятный инцидент с падением на территорию Литвы российского самолета Су-27. Стороны заговорили об охлаждении взаимных отношений.

В 2006 г. главной проблемой в отношениях стал энергетический вопрос. Россия прекратила поставки нефти в эту страну по нефтепроводу «Дружба» в связи с его ремонтом, поэтому Литва стала импортировать нефть по морю, что для нее было намного дороже. Это вызвало раздражение литовских политиков и переориентацию Литвы с России на западные страны в строительстве объектов атомной отрасли. Литва также активно поддержала идею прокладки нефтепровода Одесса- Броды-Плоцк-Гданьск, т. е. прямого нефтетранспортного коридора из Каспийского региона в Центральную Европу в обход России.

Оценивая в 2008 г. состояние российско-литовских отношений, экс-президент Литвы А. Бразаускас отметил: «На мой взгляд, всегда очень глупо звучат высказывания о том, что Литва якобы не любит Россию или, наоборот, что Россия плохо относится к Литве. Это голословные утверждения, в которых не учитывается целый комплекс признаков, указывающих на наше взаимодействие. Пять миллиардов евро в ежегодном торговом обороте с Россией для такой небольшой страны, как Литва, — это немало. В Калининградской области сегодня функционирует около шестисот литовских предприятий. И все эти цифры свидетельствуют о конструктивном развитии отношений между двумя нашими странами» .

Президент Литвы В. Адамкус об отношениях с Россией: «Мы хотим хороших, корректных отношений со своими восточными соседями. Но то, что энергетические вопросы создают в них напряжение, не является тайной. Я об этом говорю публично и думаю, что это никоим обра-

Читайте также:  Составьте кластер по странам европы

зом не должно повредить отношениям Литвы и России» . Свою оценку двусторонним отношениям дал и председатель Комитета по иностранным делам сейма Литвы Ю. Каросас: «Наши отношения с Россией, по сравнению с другими балтийскими странами, до сих пор были самыми лучшими»

Источник

Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики

Дата публикации: 04.02.2020 2020-02-04

Статья просмотрена: 1176 раз

Библиографическое описание:

Барциц, С. А. Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики / С. А. Барциц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67118/ (дата обращения: 27.04.2021).

Актуальность статьи заключается в том, что проблема отношений России с бывшими республиками СССР после его распада в 1991 году приобретает исключительную актуальность. В фокус данной проблемы встает вопрос о взаимоотношениях России и стран Прибалтики. Несмотря на зависимость экономических связей от России, в государствах Прибалтики в настоящее время антироссийская риторика набирает свои обороты.

Ключевые слова: Россия, Латвия, Литва, Эстония, НАТО, мягкая сила, экономические связи.

В 1990-е годы регион Балтийского моря превратился в один из самых развивающихся регионов мира. Цифры Международного валютного фонда (МВФ) свидетельствуют о том, что уровень экономического роста в этих странах действительно очень высок. Во всех трех прибалтийских странах уровень жизни после 1995 года значительно увеличился. И в Эстонии, и в Литве ВВП на душу населения превышает греческий и португальский показатели. А в 1995 году он составлял около 50 % уровня ВВП в этих южно-европейских странах [1].

Эстония по ряду важных параметров приблизилась к странам Севера Европы. Они — мировые лидеры в области дигитализации, достигли североевропейского уровня во всем: начиная с безопасности дорожного движения и заканчивая свободой прессы.

Российские интересы в странах Прибалтики являются долгосрочным приоритетом внешней политики страны. Антироссийский дискурс политических элит стран Балтии, движимый их собственным желанием сохранить политическую монополию, затрудняет процесс развития сотрудничества. В современных реалиях следует признать, что прежняя модель сотрудничества со странами Прибалтики является неэффективной.

Особенность сотрудничества между прибалтийскими государствами и Россией состоит в том, что данные государства имеют с РФ общие границы; на их территориях проживает значительное количество русскоязычного населения; экономика стран Балтии была в значительной мере ориентирована на Россию, энергетическая и сырьевая зависимость от РФ заставляла правительства этих государств искать пути выхода из этой ситуации и тому подобное.

В целом же основанием для беспокойства по поводу российской «гибридной экспансии» в отношении Прибалтики является значительный процент русского населения, несмотря на его сокращение в странах указанного региона, он представлен большим национальным меньшинством, что может быть потенциально использовано как дополнительный геополитический рычаг. Так, в Эстонии и Латвии его доля составляет в среднем около 30 %. Также 1/4 территории Латвии занимает район Латгалия (восточный, прилегающий к РФ край Латвии), где второй по численности этнической группой являются русские, доля которых составляет 39 % от всей численности населения региона. В связи с этим, потенциально с усилением «сепаратистских» настроений может возникнуть дискуссия о предоставлении автономии этому региону. Всего в Латвии проживает 27 % этнических русских, в Эстонии — 24,5, в Литве — 6 %.

Таким образом, особенно мощным инструментом влияния России в данном регионе следует уделить гражданской политике в отношении своих «соотечественников» или этнических русских, проживающих в Прибалтике. Россия предлагает автоматическое гражданство лицам российского происхождения независимо от их места жительства и иного статуса гражданства. Главное, что Москва предлагает им это защиту.

Что касается мягкой силы, то русская культура хорошо известна и популярна среди населения Прибалтики в целом. Российские культурные мероприятия в основном аполитичны, хотя они часто получают финансирование и поддержку как от российского правительства, так и от местных деловых кругов. России следует продолжать расширять свое культурное присутствие в странах Прибалтики данными мероприятиями высокого культурного уровня.

Мощным средством влияния России на прибалтийские страны остаются энергоресурсы. Россия рассматривает свою роль поставщика энергоресурсов в Европу не только как экономическую, но и как политическую. В то же время Россия нуждается в иностранных инвестициях для модернизации своей трубопроводной системы и добычи ресурсов, она не желает подписывать европейскую энергетическую хартию, которая требует усиления конкуренции, либерализации и организационной прозрачности. Российский «Газпром» владеет многочисленными долями во многих европейских поставщиках газа, в том числе в Eesti Gaas, Latvija Gaze и Lietuvos Dujos.

Слишком высокую зависимость от поставок российской нефти имеет Литва. В 2006 году «Газпром» сделал заявление о повышении цены на газ для Литвы преимущественно в знак того, что Вильнюс призвал создать энергетическую коалицию стран, которая выступила против строительства «Северного потока». Россия постоянно конфликтует с Литвой по поводу компании «Lietuvos Dujos» (в которой 37,1 % акций принадлежало «Газпрому», выкупленных им в 2004 году), занимающейся поставками российского газа в балтийскую страну. «Газпром» и дальше прибегал к ценовому давлению на Литву и уже с лета 2013 года цена на российский газ для Литвы была поднята [2].

Не будет преувеличением отметить, что для обеих сторон интересы безопасности превалировали над всем остальным, включая торговлю и экономику. Большое внимание в взаимоотношениях России и стран Прибалтики стоит уделить событию, когда в 2004 году Латвия, Литва и Эстония присоединились к НАТО. Непосредственная близость военных баз НАТО к российским границам никак не способствовала укреплению духа добрососедства, а наоборот, усилила напряженность между странами.

Следует признать, что Прибалтика для России в геостратегическом смысле является практически недостижимой, поскольку эти страны уже долгое время интегрированы в евроатлантические структуры. Все же Москве следует искать ключи к геополитическому влиянию на прибалтийские страны через энергетическое давление и использование достаточно многочисленного российского нацменьшинства.

С момента вступления стран Балтии в НАТО, стало ясно, что прямая угроза расширения НАТО на Восток была переоценена [3]. В фокус данной темы встает вопрос российско-литовских отношений, так как вступление Литвы в НАТО наложило на Россию определенные обязательства, главным образом связанные с вопросом железнодорожного военного транзита.

Калининградский оборонный округ стал окружен государствами-членами НАТО, что сделало его менее безопасным. Но постоянное размещение в Калининграде противокорабельных ракет «Искандер» и «Оникс» с ядерными боеголовками, общее увеличение российских военных учений в Европе и модернизация ее вооруженных сил и флота в свою очередь также усиливают тревогу НАТО.

Чтобы нейтрализовать негативные последствия вступления Литвы в НАТО, а также снизить зависимость от Литвы как транзитного маршрута, необходимо уделять больше внимания альтернативам Калининградской области, как в оборонной сфере, так и в других областях. В частности, необходимо более интенсивно развивать морской и воздушный транзит, а также местные источники энергоснабжения в регионе, например Балтийскую атомную электростанцию, развитие которой будет способствовать развитию промышленности и других отраслей экономики. Эти шаги позволили бы России меньше зависеть от политики прибалтийских государств, особенно от политики Литвы. Но военный транзит через Литву по железной дороге по-прежнему важен для России, поскольку он более стабилен, чем воздушные и морские пути, поскольку он не зависит от погодных условий, а также является менее дорогим вариантом. В таком случае, России следует развивать конструктивный диалог о транзитных военных путях с Литвой, и даже выдвигать некоторые определенные условия, ведь Литва также имеет свои экономические интересы, связанные с железнодорожным транзитом, где Россия играет немалую роль.

Российские усилия по предотвращению любыми средствами членства Прибалтики в НАТО не увенчались успехом (в 1997 году РФ предложила гарантии безопасности Прибалтике). Поэтому членство этих стран в НАТО должно восприниматься как принятие данной ситуации при разработке будущих моделей сотрудничества. В частности, это сотрудничество должно развиваться по тем направлениям, где стороны уже достигли прогресса и где есть явный взаимный интерес.

Таким образом, очень сложно прогнозировать дальнейшее развитие отношений между Россией и странами Прибалтики, в качестве добрососедских отношений, так как на сегодняшний день эти страны в своих действиях ориентированы на сотрудничество с США. Но России следует понимать, что страны Прибалтики имеют повышенный интерес улучшить свое экономическое положение за счет сотрудничества с Москвой. Ведь введенные в 2014 году санкции против России негативным образом повлияли на внутриэкономическую ситуацию стран Прибалтики, а именно привели к снижению товарооборота между странами. Имея такие точки соприкосновения есть возможность наладить отношения, хотя бы минимизировать образ России в странах Прибалтики как “врага” и выстроить конструктивный диалог по различным сферам деятельности.

Источник

Итог 2020 года: России проще не обращать на Балтию много внимания

Эстония, Латвия и Литва сохраняют политическое противостояние с Россией. Но 2020 год показал, что в российско-балтийских отношениях есть как слабые, так и сильные стороны.

Российско-прибалтийские отношения никогда не отличались высоким уровнем взаимопонимания. Но 2020 год, возможно, стал решающим для России, поскольку он обозначил многие сильные и слабые стороны ее внешнеполитического курса на прибалтийском направлении.

РИА Новости Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019

Фактор коронавируса

Бесспорно, 2020 год прошел под знаком пандемии коронавируса COVID-19. В марте в течение двух недель случилось, казалось бы, невозможное: большинство государств мира в одночасье закрыли границы и ограничили контакты между людьми. Особенно болезненно это восприняли в Европе, привыкшей к свободе передвижений.

Коронавирус посеял страх и суматоху, обострив существующие между членами ЕС противоречия. Чтобы обеспечить безопасность своих граждан, европейские лидеры в одностороннем порядке фактически закрыли внутренние границы Евросоюза, создав немало проблем, связанных с логистикой и снабжением товарами первой необходимости.

Пресс-служба МИД Венгрии Российская вакцина от коронавируса «Спутник V» доставлена в Венгрию для клинических исследований

Вмиг были перенесены на неопределенный срок все международные встречи и саммиты. Когда стало ясно, что пандемия – это прочно и надолго, большинство консультаций и совещаний переместились в интернет.

В мае появилась новость, что на год переносится запланированный на июнь 2020 года VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, который должен был пройти в эстонском городе Тарту, и на который был приглашен президент РФ Владимир Путин. Несмотря на то, что Кремль так и не подтвердил, собирается ли российский лидер участвовать в мероприятии, МИД России полгода готовился к возможному визиту Владимира Путина в Эстонию.

Посол РФ в Эстонии Александр Петров констатировал в июне прошлого года: «Волей-неволей приходится говорить о последних месяцах, когда рушатся планы задуманного до эпидемии».

Пандемия коронавируса фактически заморозила контакты России и стран Балтии не только на правительственном, но и на парламентском уровне. Например, в начале апреля депутаты профильных комитетов Рийгикогу и Госдумы планировали провести встречу, посвященную проблемам двусторонних отношений России и Эстонии, однако и ее пришлось отложить на неопределенный срок.

Войны памяти

В 2020 году мир отмечал 75-летие окончания Второй мировой войны. В то время, как в России вспоминали о победе советского народа в тяжелейшей войне и освобождении Европы от нацизма, в странах Балтии активизировали дискурс о якобы вине Москвы в развязывании Второй мировой войны и о советской «оккупации» Эстонии, Латвии и Литвы в 1940 году.

Фотохост-агентство Военнослужащие парадных расчетов перед началом военного парада в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 24 июня 2020

Несмотря на то, что в войнах памяти победителя нет, Россия смогла шагнуть далеко вперед в отстаивании своего видения истории.

Так, в сентябре прошлого года фонд «Историческая память» опубликовал сборник документов «Резиденты сообщают… Сборник документов о политической обстановке в Латвии, Литве и Эстонии, август 1939 г. – август 1940 г.». Целью исследователей стало опровержение версии о том, что заключение пакта Молотова – Риббентропа» послужило причиной «аннексии» Советским Союзом прибалтийских государств в 1940 году. Российские историки ввели в научный оборот новые документы, хранившиеся в том числе в национальных архивах Эстонии, Латвии и Литвы. Тем самым концепция о «советской оккупации», лежащая в основе политических режимов балтийских стран, уже фактически потеряла научное обоснование.

Как отметил руководитель фонда «Историческая память» Александр Дюков, переписывание истории – задача историков, и в этом нет ничего плохого. Действительно, пока что аргументы России выглядят убедительнее, чем те, которые приводят в странах Балтии. В свою очередь Прибалтика на открывшиеся исторические факты пока никак не отреагировала – историки и СМИ стран Балтии на эту тему молчат. И Россия может совершенно обоснованно заявлять, что Эстония, Латвия и Литва сами виноваты в утрате независимости в 1940 году.

Об этом, в частности, написал президент России Владимир Путин в своей статье, посвященной роли СССР в победе над нацистской Германией. Впервые она была опубликована в американском журнале The National Interest.

© Sputnik / Михаил Климентьев Ежегодная пресс-конференция президента РФ В. Путина

В ней российский лидер отметил: «Осенью 1939 года, решая свои военно‑стратегические, оборонительные задачи, Советский Союз начал процесс инкорпорации Латвии, Литвы и Эстонии. Их вступление в СССР было реализовано на договорной основе, при согласии избранных властей. Это соответствовало нормам международного и государственного права того времени».

Кроме того, попытка стран Балтии, Польши и Украины приравнять нацизм к коммунизму не нашла поддержки у ведущей страны ЕС – Германии. Так, в опубликованной статье главы МИД ФРГ Хайко Мааса четко говорится, что в развязывании Второй мировой войны виновата только Германия – Советский Союз здесь ни при чем.

«Кто сеет сомнения в этом и приписывает другим народам преступную роль, тот совершает несправедливость по отношению к жертвам. Тот превращает историю в свой инструмент и раскалывает Европу», – подчеркнул немецкий политик.

Эстония в попытке продвинуть балтийский нарратив о причинах и итогах Второй мировой войны в мае организовала в Совбезе ООН видеоконференцию, посвященную 75-летию окончания войны. В обсуждении приняли участие 80 стран, большая часть которых была представлена министрами иностранных дел. Глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу обвинил тогда Россию в «попытках манипулирования историческими событиями и оправдания пакта Молотова – Риббентропа». Однако нельзя утверждать, что подобный жест Эстонии произвел большой эффект.

РИА Новости Глава МИД Германии Хайко Маас

Белорусский транзит

Политический кризис в Белоруссии, разразившийся в августе из-за победы на президентских выборах действующего лидера республики Александра Лукашенко, оказался серьезным испытанием для российско-европейских отношений.

Согласно данным ЦИК Белоруссии, Лукашенко набрал 80,1% голосов, а его главная соперница Светлана Тихановская в восемь раз меньше – 10,1%.

Reuters / SVIATLANA TSIKHANOUSKAYA HEADQUA Светлана Тихановская и президент Франции Эммануэль Макрон

Сотни тысяч протестующих вышли на улицы белорусских городов с требованием отставки Лукашенко. Евросоюз с подачи стран Балтии и Польши поддержал митингующих, обвинив президента Белоруссии в фальсификации результатов выборов и введя против ряда белорусских политиков и чиновников санкции. Симпатии Запада оказались на стороне Тихановской.

Россия, несмотря на все сложности отношений с президентом Лукашенко, все же поддержала своего давнего партнера. И пока страны Балтии разыгрывали карту белорусской оппозиции, Россия и Белоруссия решали вопросы экономического порядка.

Одним из главных достижений российской дипломатии стало согласие Лукашенко начать интенсивную переориентацию транзита белорусских грузов из портов Прибалтики на российские.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подчеркнул, что все условия для принятия белорусских грузов уже есть, и работа по этому вопросу идет полным ходом. Когда Белоруссия полностью переориентирует грузопоток, Латвия и Литва лишатся одного из крупнейших источников доходов в свои бюджеты, и все их прибыли перейдут к России.

Борьба с российскими СМИ

Если на экономическом и историческом поприще в балтийском регионе в течение 2020 года дела у России шли довольно неплохо, то в информационном пространстве прибалты одолели русских со счетом 3:0.

В самом начале 2020 года правоохранительные органы Эстонии добились остановки работы местного бюро Sputnik, принудив под угрозой уголовного преследования его сотрудников разорвать трудовые отношения с МИА «Россия сегодня».

А уже летом Латвия и Литва запретили у себя вещание как минимум семи телеканалов Russia Today (RT). В декабре Служба государственной безопасности Латвии задержала семерых авторов, сотрудничающих со Sputnik и Baltnews. Вскоре их отпустили под подписку о невыезде и неразглашении. В России акцию латвийских силовиков назвали произволом и преследованием по политическим убеждениям. Собственно, как и в случае с эстонскими сотрудниками Sputnik.

Свои действия правоохранительные органы Эстонии, Латвии и Литвы обосновали решением ЕС о введении в марте 2014 года персональных санкций против генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. По прибалтийской версии, если Киселев руководит агентствами, значит они являются его активами и, следовательно, они тоже подпадают под санкции.

© Sputnik / Владимир Трефилов Генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев

В России с подобной интерпретацией европейского права категорически не согласны, но дальше публичных осуждений и обращений в международные организации дело не пошло. В обществе звучали призывы лишать, в качестве ответной меры, аккредитации в РФ западные СМИ, но соответствующий правовой механизм в России пока не выработали.

На рубеже 2020–2021

Ушедший год оказался по-настоящему сложным для отношений России со странами Балтии.

Например, по сравнению с 2019 годом, когда президент Эстонии Керсти Кальюлайд впервые за много лет побывала в Москве и даже инициировала встречу с Владимиром Путиным, в 2020 году интенсивность контактов двух стран в несколько раз уменьшилась, а враждебная риторика со стороны Эстонии, наоборот, активизировалась и расширилась.

Конечно, пандемия коронавируса внесла свою лепту: на целый год оказались заморожены физические связи между странами – как у их жителей, так и на уровне политиков и чиновников. Однако следует признать, что Россия уже несколько лет подряд демонстрирует «усталость» от Прибалтики, политики которой готовы жертвовать многими экономическими выгодами ради поддержания курса конфронтации с восточным соседом – проще не тратить на Эстонию, Латвию и Литву слишком много внимания.

Балтийские государства рассматриваются, скорее, как негативные раздражители в российско-европейских отношениях, поэтому Москва предпочитает снизить экономическое и политическое влияние Прибалтики в Восточной Европе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Источник

Оцените статью