Отношение руси со странами востока кратко

Русь и кочевые племена Степи — основные вехи отношений

Древняя Русь, исторически расположенная между Европой и Азией, испокон веков имела сложные отношения со степными народами и странами Востока. Любые перемещения степных жителей в западном направлении приводили к тому, что Древнерусское государство оказывалось под угрозой — кочевники постоянно разоряли пограничные княжества, уводили в плен местных жителей. А в особенно неудачные для Руси годы им удавалось продвинуться далеко на Запад — случались ситуации, когда враг буквально стучался в ворота Москвы, Киева и других городов.

Какие степные племена представляли для славян особенную опасность?

На протяжении столетий враг, угрожающий Руси с Востока, менялся.

На X век приходится первое упоминание о печенегах — в 915 году они сталкиваются с войском легендарного князя Игоря.

  • Это столкновение оканчивается удачно для славян — Игорь одерживает победу, заключает с противником мир и даже прибегает к его военной помощи чуть позже.
  • Однако сыну Игоря, Святославу, везет намного меньше — в 972 году прославленный воин погибает от печенежской засады на Днепре.
  • Сын Святослава, Владимир, ведет с печенегами непрерывные войны. В итоге в начале XI века князь идет на то, чтобы отдать в «заложники» кочевникам одного из своих сыновей и тем самым гарантировать мир. На какое-то время это помогает, хотя теперь печенеги выступают союзниками удельных князей в междоусобной борьбе.
  • Окончательная победа над кочевниками принадлежит Ярославу. В 1034 году ему удается нанести врагу такое тяжелое поражение близ Киева, что Русь навсегда забывает о печенежской угрозе.
Читайте также:  Какие страны добились наибольших успехов

Однако проблема Степи никуда не исчезла. Очень скоро на смену печенегам пришли племена половцев. При Владимире Мономахе половецкие набеги несколько раз заканчивались тем, что враги доходили до самого Киева. В этот период идет активное укрепление русских городов и особенно границ — строятся новые города с усиленными дружинами, возводятся засеки. Кроме того, Мономах применяет совершенно новую стратегию борьбы с кочевниками — он не только отражает их набеги, но и сам многократно вторгается на степные территории.

Ордынская угроза

И конечно, самым известным и печальным столкновением Руси со странами Востока является монгольское иго — несколько столетий, проведенных под властью Золотой Орды. В 1247 году Русь впервые была покорена войсками хана Батыя, и лишь в 1480 году стране удалось полностью и окончательно сбросить с себя зависимость от воли монгольских правителей и военачальников.

Источник

Отношения Руси с восточными странами

«Восток» – столь же неопределенное и относительное понятие, что и «Запад». Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.

Этнографически, большинство восточных народов, живших по соседству с Русью, были тюркскими. На Кавказе, как мы знаем, осетины представляли собой иранский элемент. С иранцами в Персии у русских были некоторые взаимоотношения, по крайней мере, время от времени. Знание русских об арабском мире ограничивалось, главным образом, христианскими элементами в нем, как, допустим, в Сирии. С народами Дальнего Востока – монголами, манчжурами и китайцами – они были знакомы постольку, поскольку эти народы вмешивались в туркестанские дела. В том же Туркестане русские могли встречаться с индийцами, по крайней мере, изредка.

С религиозной и культурной точки зрения следует проводить различие между областями язычества и ислама. Кочевые тюркские племена на юге Руси – печенеги, половцы и другие – были язычниками. В Казахстане и северном Туркестане большинство тюрков первоначально было языческим, но когда они стали расширять область своих набегов на юг, то вошли в контакт с мусульманами, и были быстро обращены в ислам. Поволжские булгары представляли собой самый северный аванпост ислама в этот период. Несмотря на тот факт, что они были отделены от основного ядра исламского мира языческими тюркскими племенами, им удавалось сохранять тесную связь как в сфере торговли, так и религии, с мусульманами Хорезма и южного Туркестана. [616]

Следует заметить, что в политическом отношении иранский элемент в Центральной Азии находился в состоянии упадка с конца десятого века. Иранское государство под властью династии Саманидов, которое процветало в конце девятого и десятом веках, было низвержено тюрками около 1000 г. [617]

Одни из прежних вассалов Саманидов теперь создали новое государство в Афганистане и Иране. Их династия известна как Газневиды. Газневиды контролировали также северо‑западную часть Индии. Однако их государство просуществовало недолго будучи разрушено новой тюркской ордой сельджуков (1040 г.). [618] Последние под властью султана Альп‑Арслана (1063 – 1072 гг.) вскоре вторглись в Закавказье (см. 6, выше), а затем перешли в наступление на запад против Византийской империи. В двенадцатом веке они уже контролировали большую часть Анатолии и распространились также на юг, опустошив Сирию и Ирак. Однако они признавали над собой духовную власть Багдадского халифата. В Египте к тому времени образовался отдельный Каирский халифат, в котором правящая династия была известна как Фатимиды. В конце двенадцатого века Сирия и Египет были политически объединены Саладином, известным своими успехами в противостоянии крестоносцам. [619] В целом можно сказать, что исламская зона к востоку и юго‑востоку от Руси в киевский период образовывала предел для степени знакомства Руси с Востоком. Однако вне этого предела мощные народы тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения находились в постоянном движении, сражаясь друг с другом. Динамика истории Дальнего Востока приводила к тому, что некоторые дальневосточные племена время от времени попадали в среднеазиатское и русское поле зрения. Так, около 1137 г. часть народа китанов, вытесненная из северного Китая чжурчженями, вторглась в Туркестан и установила там свою власть, которая длилась около полувека, пока не выросла мощь Хорезмской империи. [620] Именно от названия «Китан» (известных также как кара‑китай) происходит русское название Китая. Следующим дальневосточным прорывом на запад был монгольский.

Представляется, что, видимо, более выгодными для русских были взаимоотношения с исламскими народами, нежели с языческими тюрками. Тюркские племена в южнорусских степях были типично кочевыми, и хотя отношения с ними сильно обогатили русский фольклор и народное искусство, от них нельзя было ожидать серьезного вклада в русскую науку и образование. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого‑либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. У них были только некоторые интеллектуальные связи с христианами Сирии и Египта. Говорилось, что одним из русских священников в ранний киевский период был сириец. [621] Известно также, что сирийские врачи практиковали на Руси в киевский период. И, конечно, через посредство Византии, русские были знакомы с сирийской религиозной литературой и сирийским монашеством.

Можно добавить, что наряду с греко‑православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви – монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. [622] С другой стороны, некоторые несторианцы, так же как и некоторые монофизиты, интересовались Русью, по крайней мере, если судить по сирийской хронике Аб‑уль‑Фараджа, прозванного Бар Хебреусом, в которой содержится определенное количество сведений о русских делах. [623] Она написана в тринадцатом веке, но частично основывается на труде Михаила, якобитского патриарха Антиохии, жившего в двенадцатом веке, [624] а также и на других сирийских материалах.

Коммерческие отношения между Русью и Востоком были оживленными и выгодными как для тех, так и для других. Мы знаем, что в конце девятого и десятом веках русские купцы посещали Персию и даже Багдад. [625] Нет прямых свидетельств, указывающих на то, что они продолжали путешествовать туда в одиннадцатом и двенадцатом веках, но они, вероятно, посещали Хорезм в этот более поздний период. Название хорезмской столицы Гургандж (или Ургандж) известно было русским летописцам, которые называли ее Орнач. [626] Здесь русские, должно быть, встречали путешественников и купцов почти из каждой восточной страны, включая Индию. К сожалению, не сохранилось записей о путешествиях русских в Хорезм в этот период. Говоря об Индии, русские в киевский период имели довольно расплывчатые представления об индуизме. «Брахманы – благочестивые люди» упоминаются в «Повести временных лет». [627] Что касается Египта, Соловьев утверждает, что русские купцы посещали Александрию, но убедительность источника такого свидетельства, которым он пользовался, проблематична. [628]

Хотя частные контакты через торговлю между русскими и поволжскими булгарами и жителями Хорезма были, по всей видимости, оживленными, разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этот период, практически, неизвестны случаи обращения в ислам со стороны русских, за исключением тех русских рабов, которые переправлялись на кораблях итальянскими и восточными купцами в различные восточные страны. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми. [629] Среди князей, которые заключали подобные альянсы, были такие выдающиеся правители как Святополк II и Владимир II Киевские, Олег Черниговский, Юрий I Суздальский и Киевский, Ярослав Суздальский и Мстислав Храбрый.

Хотя, как мы только что видели, религиозная замкнутость исключала возможность прямого интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, в области искусства положение было иным. В русском декоративном искусстве ясно прослеживается влияние восточных образцов (таких, например, как арабески), но, конечно, некоторые из таких образцов могли попасть на Русь не прямо, а через посредство контактов либо с Византией, либо с Закавказьем. Однако что касается фольклора, нам следует признать непосредственное влияние восточного фольклора на русский. Относительно влияния иранской эпической поэзии на русскую, то главным его проводником, очевидно, был осетинский фольклор. Тюркские образцы также ясно выявляются в русском фольклоре, как в былинах, так и в волшебных сказках. Уже отмечалось (см. Гл. IX, 4) поразительное сходство в строе гаммы русской народной песни с песнями некоторых тюркских племен. Поскольку многие из этих племен были под контролем половцев, или же находились в тесном контакте с ними, роль последних в развитии русской фольклорной музыки, вероятно, была чрезвычайно важной.

Говоря суммарно, русский народ на протяжении всего киевского периода находился в тесных и многообразных контактах со своими соседями – как восточными, так и западными. Нет сомнения в том, что эти контакты были очень выгодны для русской цивилизации, однако в основном они демонстрировали возрастание творческих сил самого русского народа.

Источник

Международные связи древней Руси

Содержание:

Международные отношения Киевской Руси в IX – XII веках

К концу IХ века Русь представляла феодальное государство со столицей в Киеве. Для укрепления международного авторитета киевские князья начинают использовать не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.

Киевская Русь и Византия

Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Эта могущественная держава оказала большое влияние на политику, экономику и культуру Киевской Руси. Первый мирный договор о торговле был заключен в 911 году князем Олегом. В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью.

После официального объявления киевским князем Владимиром христианства государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю. Мирные отношения сказались положительно на торговле между двумя странами. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха.

Киевская Русь и страны Европы

Отношения с западными соседями активизировались после принятия на Руси христианства. Европейские государи начали относиться к киевским князьям с большим уважением. Одним из способов для укрепления международных связей стали династические браки. Так дочери Ярослава Мудрого стали женами европейских королей: Елизавета — короля Норвегии, Анастасия — Венгрии, Анна — Франции. Сын Ярослава, Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав — на немецкой принцессе Оде Трирской. Дочь Всеволода Ярославича Евпраксия стала супругой Генриха IV и была заметной фигурой при дворе германского императора. Эта практика продолжалась и при Владимире Мономахе. Количество заключенных политических браков подтверждают влиятельное положение киевских князей, с которыми соглашались породниться европейские правители.

Из ближних соседей наиболее тесные и дружественные отношения у Руси сложились с Болгарией. Еще до принятия христианства русские торговые караваны проходили по болгарской территории. А после крещения Руси из Болгарии ко двору киевского князя отправлялись православные монахи.

С другой славянской страной – Польшей, отношения были более сложные. Большую роль в этом снова сыграла религия – Польша выбрала католицизм. Регулярные военные конфликты с Польшей в Х-ХI веках, тем не менее, не прервали торговых отношений. Особенно бурно шло общение купцов на южных окраинах Руси.

Торговые связи с европейскими купцами давали возможность привозить в Киев украшения из золота и серебра, предметы церковной утвари, коней, ткани, драгоценные камни. Киевские купцы торговали кожами, оружием, скотом, мехом, льняными тканями. Высоко ценились русские кольчуги.

Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XII веков

Хазарский каганат располагался на юго-восточных границах Киевской Руси. К IX веку кочевая держава контролировала территории Нижней Волги и Нижнего Дона, степи между Азовским и Каспийским морями, Северное Причерноморье. Завоевательные походы на Киевскую Русь с конца IX по начало Х века были успешны. Захваченные территории должны были платить дань каганату деньгами, пушниной, людьми.

К началу Х века внутренние конфликты ослабили хазар. В это же время возросло могущество Руси. Но только в 965 г. войска киевского князя Святослава Игоревича сумели разбить хазарские войска, захватить и разграбить столицу Хазарии – Итиль, разрушить главные сторожевые крепости. С этого момента Хазарский каганат перестал быть опасным соседом, а в скорее прекратил свое существование. На территориях Приазовья, в бассейнах Волги и Дона в конце Х века появляются новые славянские поселения, закладывается русское Тмутараканское княжество. Киевская Русь получает выход к Черному и Азовскому морям.

Киевская Русь и кочевники в IX – начале XII вв.

В X – XI веках вокруг территории только что сформировавшегося и еще неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Немало горя русскому народу принесли племена печенегов и половцев.

Древнерусское государство в борьбе с печенегами

Печенеги жили по берегам нижнего Днепра. Их молниеносные набеги на русскую землю заканчивались разорением поселений и массовыми убийствами жителей. Для защиты от внезапных нападений князь Олег начал строить цепь оборонительных сооружений для защиты Киева: сторожевые вышки, заградительные валы, города-крепости.

Тем не менее, в 969 году печенеги сумели осадили Киев. Князя Святослава в столице не было и руководила обороной княгиня Ольга. Ей удалось удержать город до прихода княжеской дружины. Святослав одержал победу над войском печенегов и освободил город от осады. Спустя три года Святослав погиб в бою против печенегов. Его сын, князь Владимир организовал против печенежских племен несколько крупных походов. А для охраны границ по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулл, заложил пограничные города.

Прекратить печенежские набеги полностью удалось только Ярославу Мудрому. В 1036 он разбил отряды печенегов под Киевом. В честь этой победы повелел возвести в Киеве Софийский Собор. К XIV веку печенеги прекратили существование как единый народ.

Киевская Русь в борьбе с половецкими племенами

После избавления от печенегов в середине XI века Киевская Русь столкнулась с новым противником – половцами. Эти тюркоязычные племена заняли Северный Кавказ, часть Крыма и степи на южных границах Руси. Первое русско-половецкое сражение произошло в 1055 году. В конце XI века половцам удалось продвинуться вглубь страны. Начавшиеся в это время княжеские раздоры позволили кочевникам вплотную подойти к Киеву. Перед лицом большой опасности князья сумели договориться и организовали общий поход против половцев под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Объединенной русской дружине удалось освободить захваченные русские города и в 1111 году взять главное поселение одного из половецких племен – Шурукань. После этого поражения набеги половцев на Русь стали случаться реже, но происходили столкновения вплоть до конца XII века.

Войны с кочевниками подтачивали могущество Киевской Руси. Но при этом, присутствие этого врага сдерживала внутренние конфликты между княжествами, поддерживало единство государства.

Киевская Русь в начале своего государственного становления стала привлекательным политическим союзником, выгодным торговым партнером, серьезным военным противником.

Источник

Оцените статью