Отношение ссср со странами социалистических лагерей

Содержание
  1. Внешняя политика СССР в 1950-1980г.г. Отношения со странами социалистического лагеря.
  2. 3. СССР и страны социалистического лагеря
  3. Читайте также
  4. § 12. ОБРАЗОВАНИЕ СССР И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ
  5. Создание социалистического лагеря
  6. КГБ СССР: ДВА ЛАГЕРЯ В ОДНОЙ СИСТЕМЕ
  7. Глава седьмая ПОБЕДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
  8. Книга Николая Игнатьевича Киселева-Громова «Лагеря смерти в СССР»
  9. Н.И. Киселев-Громов ЛАГЕРЯ СМЕРТИ В СССР Великая братская могила жертв коммунистического террора Книгоиздательство Н.П. Малиновского Шанхай, 1936 г.
  10. №38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны
  11. 1991 Соглашение с США об ограничении вооружений и начало распада социалистического лагеря
  12. § 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии
  13. 4. СССР и страны «третьего мира»
  14. Глава 7 Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX–XXI веков
  15. №38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны
  16. Россия и страны бывшего социалистического лагеря

Внешняя политика СССР в 1950-1980г.г. Отношения со странами социалистического лагеря.

Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой — в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

Читайте также:  Отличительные черты женщин разных стран

Для Советского Союза геополитические интересы, облеченные в идеологическую оболочку, становятся решающими в отношениях с социалистическими и развивающимися странами. Советское руководство во внешней политике ставило три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «разрядки»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. СССР был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся страны.

Отношения с социалистическими странами. Укреплению социалистического содружества СССР уделял первостепенное значение. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось более 50% общего торгового оборота. Главными предметами советского экспорта стали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Из стран-участников СЭВ ввозили машины, оборудование и транспортные средства. Происходил неэквивалентный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары, поскольку СССР взял на себя обязательство поставок сырья по ценам значительно ниже мировых. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.. Экономическая интеграция деформировала структуру экономики стран СЭВ, делала ее однобокой и препятствовала развитию в ней рыночного механизма.

Взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Почти ежегодно проводились совместные военные маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Такая политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины Брежнева». Она исходила из того, чтоединство стран социалистического лагеряявляется их общей заботой, и если возникает угроза социализму в какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.

Читайте также:  Путешествие по стране высоких гор

Так, в 1968 г. чехословацкое правительство предприняло попытку «обновления социализма» и ослабления зависимости от СССР путем демократизации общества, внедрения частного предпринимательства и сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в августе 1968 г. и подавление «контрреволюции». Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В.Ярузельский. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали все же социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией и Румынией. Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. В жесткой конфронтации Советский Союз находился с КНР. Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965 — 1966 гг. из Китая выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. Резко активизировались территориальные претензии КНР к СССР. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.

Читайте также:  Группа стран имеющая федеративный тип государственного устройства

Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Руководство страны (канцлер В.Брант) заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнеров Советского Союза.

Противоречивыми были отношения с Японией. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония по-прежнему требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе шла речь о необходимости соблюдать в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали правовой базой диссидентского движения в СССР.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, , стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия . Это вызвало ответную реакцию США. Начался новый виток гонки вооружений..Наступил конец «разрядки».

СССР ввел войска в Афганистан в декабре 1979 г. В результате государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия во главе с Н. Тараки. Он обратился к советскому руководству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Некоторые страны прервали дипломатические отношения с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.

Одним из приоритетных направлений советской внешней политики стали отношения со странами «третьего мира». Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Особую активность СССР развернул на Ближнем Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа, которые добились свержения в этой стране проамериканского режима диктатора Сомосы. В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки.

59. Особенности экономического и политического развития СССР в период «перестройки»

В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дельнейшем получит название «перестройка».

Перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны. Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. Основные капиталовложения были направлены в отечественное машиностроение.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло, так как использовались традиционные командно-административные меры.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Был принят Закон о государственном предприятии (объединении) (1987), утверждено постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов.

Но реального воплощения эти меры не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг.

В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета Министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т. п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

Основными направлениями реформ в политической сфере были:

Источник

3. СССР и страны социалистического лагеря

3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующее положение в восточно-европейских социалистических странах. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию «старшего брата».

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями:

– происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославией;

– оказывалась огромная практически безвозмездная помощь «братским» странам;

– развивались новые формы сотрудничества в экономической, военно-политической, культурной областях.

В первой половине 50-х гг. успешно развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в сфере торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества.

В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц ОВД.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (в Польше, Венгрии, ГДР), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х гг. возник серьезный политический кризис.

– В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 2,5 тыс. венгров).

– Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами.

– В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин между двумя частями города была воздвигнута Берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание Берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, не только подрывали авторитет СССР в глазах народов Восточной Европы (укрепляя при этом связи правящих режимов этих стран и советского руководства), но и отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целью противодействия этим тенденциям в 1957 и 1960 гг. в Москве были проведены Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах Совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х гг. во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После XX съезда КПСС руководители Китая и Албании обвинили советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым в попытках «ревизионизма» марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

Обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров – КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 12. ОБРАЗОВАНИЕ СССР И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ

§ 12. ОБРАЗОВАНИЕ СССР И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ Создание Советского Союза. Революция 1917 г. вызвала распад Российской империи: на её территории помимо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) возникли независимые

Создание социалистического лагеря

Создание социалистического лагеря Владимир Семенович Семенов, после войны Верховный комиссар в Германии, рассказывал мне:— Во время войны заболела Коллонтай, и Молотов предложил мне стать вместо нее послом в Швеции. Я отказался, сказав, что буду больше полезен в

КГБ СССР: ДВА ЛАГЕРЯ В ОДНОЙ СИСТЕМЕ

КГБ СССР: ДВА ЛАГЕРЯ В ОДНОЙ СИСТЕМЕ В далеком прошлом у КГБ СССР действительно заслуженная слава, тем более что большая часть ее будет замалчиваться еще долго, если не всегда: специфика работы спецслужбы в том и состоит, чтобы не только что-то совершить, но при этом и не

Глава седьмая ПОБЕДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

Глава седьмая ПОБЕДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР Построение фундамента социалистической экономики означает ликвидацию многоукладности, перестройку всего народного хозяйства на единой экономической основе — общественной собственности на

Книга Николая Игнатьевича Киселева-Громова «Лагеря смерти в СССР»

Книга Николая Игнатьевича Киселева-Громова «Лагеря смерти в СССР» Основным источником информации о советской репрессивной системе (если не считать официальных советских данных) были в 20 – 40-х гг. показания очевидцев и беженцев из СССР.В книгах иностранных специалистов,

Н.И. Киселев-Громов ЛАГЕРЯ СМЕРТИ В СССР Великая братская могила жертв коммунистического террора Книгоиздательство Н.П. Малиновского Шанхай, 1936 г.

Н.И. Киселев-Громов ЛАГЕРЯ СМЕРТИ В СССР Великая братская могила жертв коммунистического террора Книгоиздательство Н.П. Малиновского Шанхай, 1936 г. Предисловие Лагеря смерти – это Северные лагеря особого назначения Объединенного политического управления. Их

№38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны

№38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны Не позднее 18 июня 1924 г.**Сов. секретноВоенная комиссия пленума ЦК и организационная комиссия

1991 Соглашение с США об ограничении вооружений и начало распада социалистического лагеря

1991 Соглашение с США об ограничении вооружений и начало распада социалистического лагеря Активизация Горбачева как политика «нового политического мышления» приходится на вторую половину 1980-х гг., когда были подписаны договоры с США о ликвидации части ракет, а также

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии В такой напряженной обстановке партия, преодолевая сопротивление как правых, так и «левых» оппортунистов, мобилизуя активность и

4. СССР и страны «третьего мира»

4. СССР и страны «третьего мира» 4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов.• Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного

Глава 7 Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX–XXI веков

Глава 7 Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX–XXI веков «Мир наш – неуверенно, иногда скачками, порою на время отступая назад, движется не от свободы к рабству, а от рабства к свободе». Публицист Михаил Восленский Берлинская

№38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны

№38 Служебная записка зам. председателя РВС СССР М.В.Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости реорганизации СТО СССР и создания специального органа по обороне страны Не позднее 18 июня 1924 г.**Сов. секретноВоенная комиссия пленума ЦК и организационная комиссия

Россия и страны бывшего социалистического лагеря

Россия и страны бывшего социалистического лагеря Cassar Sophie: La Pologne. G?opolitique du ph?nix de l’Europe, Art?ge, Perpignan, 2010Champonnois Suzanne, Labriolle (de) Fran?ois: La Lituanie. Un mill?naire d’Histoire, L’Harmattan, Paris, 2007Champonnois Suzanne, Labriolle (de) Fran?ois: Dictionnaire historique de l’Estonie, Editions Armeline, Brest, 2005Champonnois Suzanne, Labriolle (de) Fran?ois: La Lettonie, Karthala, Paris, 1999Lorot

Источник

Оцените статью