Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1970е – начале 1980х годов.
Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор. В 1970-е годы новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 году, было заинтересовано в разрядке напряженности между СССР и социалистическими странами. Социалистическое сотрудничество проявлялось в интеграции экономических систем. Отношения с социалистическими странами придерживались доктрины Брежнева:
— сохранить социалистический лагерь;
— ограничить суверенитет социалистических стран;
— сохранить главенствующую роль за СССР.
В 1980-х годах советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях.
Наиболее острым был конфликт с Китаем. Отношения между Китаем и СССР ухудшались из-за критики Сталина со стороны Хрущева, так как она отразилась на лидере КНР Мао Цзэдуне. Хрущев переменил курс государства от капитализма к мирному сосуществованию. Такая политика была необходима из-за угроз ядерной войны, но лидер Китая осудил такую политику. Еще одной причиной раскола являлось желание китайских сластей стать лидерами социалистических стран, и провозгласили себя единственными приверженцами марксизма. С момента установления коммунистической власти у Китая возникла идея о возращении всех земель, которые были растеряны во время войн и революции. В составе СССР оказались такие территории. Со второй половины
1966 г. китайское руководство во главе с Мао Цзедуном организовало целый ряд провокаций на транспорте и советско-китайской границе. Заявляя, что эта граница была насильственно установлена российским царским правительством, оно предъявило претензии на несколько тысяч квадратных километров советской территории. Особенно острым было положение на речной границе по Амуру и Уссури, где за сотню лет после подписания договора о границе изменился фарватер реки, некоторые острова исчезли, другие приблизились к противоположному берегу. Летом 1969 года Китай спровоцировал множество инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация конфликта немного ослабела, но в целом не изменилась. Но надежды на урегулирование отношений были связаны со сменой власти с СССР. После смены Хрущева на празднование годовщины Октябрьской революции в Москву прибыла делегация из Китая. Но выдвинутые Китаем условия отказа от принципа мирного сосуществования капитализма и социализма были неприемлемы для СССР. Советско-китайские отношения были урегулированы только к концу 80-х гг.
В отношениях с социалистическими странами-союзниками по лагерю Л.И. Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 г. Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 г. готовилась военная интервенция в Польшу.
Непростые взаимоотношений у СССР были с юго-западным соседом, социалистической Румынией. С приходом Чаушеску начинается быстрое укрепле-
ние партийно-государственной власти, совмещаются государственные и партийные посты, по стране устанавливается двойное подчинение. Был взят курс на развитие торгово-экономических отношений. В 1974 году он избран президентом страны. Чаушеску провоцировал постоянное напряжение в советско-румынских взаимоотношениях. В начале 80-х гг. стало понятно, что план реконструкции экономики провалился. Во второй половине 1970-х годов продукция румынских предприятий не была востребована. СССР отказался поставлять нефть по низким ценам, а производство на дорогих энергоносителях увеличивало ее стоимость и делало ее неконкурентоспособной.
Еще одним кризисным момент являлись отношения с Чехословакией, тогда СССР потерпел морально-политическое поражение. С приходом к власти в 1968 году Дубчека, в Чехословакии стали нарастать внутренние противоречия, связанные с экономическими трудностями, спорами вокруг критики сталинизма и демократизма, а также вопросом о федеративном устройстве государства. Дубчек стал строить новую систему социализма – социализм с человеческим лицом, что вызвало оценку со стороны советской власти как контрреволюцию. Такая попытка смягчения тоталитарного характера государства получила название «Пражская весна». В стране стали исчезать цензурные ограничения, развернулись острые дискуссии о необходимости либерализации экономических отношений. По приказу советских властей в ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию были направлены вооруженные войска. Офицеры КГБ арестовали членов Президиума ЦК КПЧ во главе с Дубчеком. Таким образом, была пресечена попытка создать «социализм с лицом человека».
Общая ситуация в мире влияла на международные отношения СССР и социалистических стран. В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР с социалистическими странами, которое заключалось в экономическом объедине-
нии, то есть расширении товарооборота, международное разделение труда, создание единого рынка социалистических стран. Был создан Международный инвестиционный банк. Также были подписаны договоры, которые понижали угрозу ядерной войны. Возводились атомные электростанции в Болгарии, строились комбинаты в Венгрии и Румынии. При помощи СССР и его союзников Вьетнам стал единой республикой.
Внешняя политика СССР в 1970е – начале 1980-х годов была противоречива, приводила как к успехам, так и к проблемам международных отношений.
Источник
Внешняя политика СССР в 1950-1980г.г. Отношения со странами социалистического лагеря.
Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой — в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.
Для Советского Союза геополитические интересы, облеченные в идеологическую оболочку, становятся решающими в отношениях с социалистическими и развивающимися странами. Советское руководство во внешней политике ставило три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «разрядки»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. СССР был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся страны.
Отношения с социалистическими странами. Укреплению социалистического содружества СССР уделял первостепенное значение. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось более 50% общего торгового оборота. Главными предметами советского экспорта стали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Из стран-участников СЭВ ввозили машины, оборудование и транспортные средства. Происходил неэквивалентный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары, поскольку СССР взял на себя обязательство поставок сырья по ценам значительно ниже мировых. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.. Экономическая интеграция деформировала структуру экономики стран СЭВ, делала ее однобокой и препятствовала развитию в ней рыночного механизма.
Взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Почти ежегодно проводились совместные военные маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Такая политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины Брежнева». Она исходила из того, чтоединство стран социалистического лагеряявляется их общей заботой, и если возникает угроза социализму в какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.
Так, в 1968 г. чехословацкое правительство предприняло попытку «обновления социализма» и ослабления зависимости от СССР путем демократизации общества, внедрения частного предпринимательства и сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в августе 1968 г. и подавление «контрреволюции». Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».
Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В.Ярузельский. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск для «наведения порядка».
Существовали все же социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией и Румынией. Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. В жесткой конфронтации Советский Союз находился с КНР. Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965 — 1966 гг. из Китая выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. Резко активизировались территориальные претензии КНР к СССР. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.
Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».
Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Руководство страны (канцлер В.Брант) заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнеров Советского Союза.
Противоречивыми были отношения с Японией. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония по-прежнему требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.
Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе шла речь о необходимости соблюдать в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали правовой базой диссидентского движения в СССР.
После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, , стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия . Это вызвало ответную реакцию США. Начался новый виток гонки вооружений..Наступил конец «разрядки».
СССР ввел войска в Афганистан в декабре 1979 г. В результате государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия во главе с Н. Тараки. Он обратился к советскому руководству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Некоторые страны прервали дипломатические отношения с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.
Одним из приоритетных направлений советской внешней политики стали отношения со странами «третьего мира». Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Особую активность СССР развернул на Ближнем Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа, которые добились свержения в этой стране проамериканского режима диктатора Сомосы. В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки.
59. Особенности экономического и политического развития СССР в период «перестройки»
В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.
Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дельнейшем получит название «перестройка».
Перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.
Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны. Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. Основные капиталовложения были направлены в отечественное машиностроение.
В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет
К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.
Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло, так как использовались традиционные командно-административные меры.
Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.
Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Был принят Закон о государственном предприятии (объединении) (1987), утверждено постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов.
Но реального воплощения эти меры не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.
Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг.
В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.
Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР.
В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета Министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т. п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).
Основными направлениями реформ в политической сфере были:
Источник