- Отношения со странами бывшего «социалистического лагеря»
- С какими странами бывшего Союза дружит Россия, а с кем нет
- Друзья России из бывшего СССР
- Белоруссия
- Казахстан
- Армения
- Абхазия и Южная Осетия
- Киргизия и Таджикистан
- Враги России из бывшего СССР
- Украина
- Узбекистан
- Литва, Латвия, Эстония
- Грузия и Молдавия
- Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского Союза
- Особенности взаимоотношений России со странами-соседями, входившими до 1991 г. в состав Советского Союза. Конфликты и противоречия между ними. Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ. Экономические трудности. Межэтническая вражда.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Отношения со странами бывшего «социалистического лагеря»
Отношения с бывшими социалистическими странами достаточно длительное время оставались «периферией» внешней политики России. В значительной степени это объяснялось тем, что эти страны ориентировали свою внешнеполитическую линию на связи с Западной Европой. Кроме того, на взаимоотношения России с Восточной Европой влияло «наследие социалистической системы». Достаточно длительное время и Россия не проявляла инициатив на этом направлении.
Наиболее активную роль Россия старалась играть на Балканах — в одном из основных конфликтных регионов мира, где она традиционно имела сильные позиции, а Сербия веками считалась ее надежным союзником. Самостоятельное балканское направление появляется в российской политике только во второй половине 1990-х годов. После 1995 — 1996 гг. Россия, используя традиционные связи с Югославией, берет на себя роль посредника между нею и Западом в урегулировании югославского конфликта с учетом сербских интересов.
В 1998 — 1999 гг. Россия предпринимает попытку повлиять на принятие решений по политическому обустройству Балкан и будущему Югославии. Примаков в марте 1998 г. совершил турне по странам бывшей СФРЮ, затем нанес еще один визит — в бомбардируемый Белград в апреле 1999 г.
В 1998 г. в Москву нанесли визиты президенты Македонии и Хорватии.
Более стабильны отношения с Болгарией. Руководители Болгарии посещали Россию: в 1996 и 1997 г. (премьер-министры) и в 1998 и 1999 г. (президент). В то же время последний визит в Болгарию Б.Н. Ельцин нанес в 1992 г.
Менее интенсивными оказались связи с Польшей и Венгрией, хотя с правления А. Квасьневского восточное направление в польской политике усилилось. Новый президент Польши дважды побывал в России — в апреле и июле 1998 г. В мае нанес визит в Варшаву премьер Михаил Касьянов. Начали разработку двусторонние польско-российские комиссии по вопросам импорта транзита газа. Начались также переговоры о взаимной защите инвестиций, должно облегчить польским фирмам вхождение на российский рынок.
В течение нескольких лет визиты президентов РФ в Варшаву откладывались — вначале президентом Ельциным, а затем Путиным. Причины такого положения — стремление Польши вступить в НАТО, а также скандалы с избиением российских туристов на Восточном вокзале, высылкой российских дипломатов, обвиненных в шпионаже, и вторжением приверженца организации «Свободный Кавказ» на территорию российского консульства в Познани.
В 1999 г. Польша вступила в НАТО. Присоединение к западному альянсу дало Варшаве положило конец неудачным попыткам России воспрепятствовать «расширению НАТО на Восток».
В январе 2001 г. впервые после восьмилетний паузы российский президент находился с официальным визитом в Польше. Путина сопровождала многочисленная делегация, в состав которой входили министр иностранных дел Игорь Иванов, секретарь кремлевского Совета Безопасности Владимир Рушайло, министры транспорта Сергей Франк, энергетики Игорь Юсуфов культуры Михаил Швыдкой. В ходе визита прошел польско-российский экономический форум с участием 500 бизнесменов из обеих стран, подписано соглашение о взаимной защите инвестиций, обсуждались соглашения в области авиации, туризма и культуры, и одно из самых важных — об импорте и транзите российских газа и нефти.
Контакты с Венгрией развиваются не столь активно, но все же заметны премьер-министры Венгрии были в России в 1995 и 1999 г., а министр Примаков ездил в Венгрию в феврале 1998 г.
Еще слабее оказалось политическое взаимодействие с Чехией и с Румынией. Однако и здесь заметны некоторые сдвиги.
В 1993 г. было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Чехией, в соответствии с которым учреждена Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Чешской Республикой и Российской Федерацией (МПК). На последнем, шестом заседании МПК, которое состоялось 13-14 ноября 2000 г. в Праге, обе стороны выразили заинтересованность в развитии торгово-экономического сотрудничества и подтвердили готовность продолжить переговоры по урегулирования российской задолженности. В то же время, доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Чешской Республики составила в 2000 г. всего 4% и, таким образом, Россия заняла среди остальных партнеров Чехии всего 9 место.
Оживление отношений между РФ и Чехией приходится на 1999-2001 г. С 15 по 17 апреля 1999 г. состоялся официальный визит премьер – министра ЧР Михаила Земана в Российскую Федерацию. Основные вопросы, которые обсуждались в ходе его официального визита, были посвящены процедуре погашения Россией долга Чехии, а также торгово-экономическому сотрудничеству между двумя государствами. Премьер-министр Чехии принимал участие в работе экономического форума в Санкт-Петербурге. Успешным примером сотрудничества с Чехией стал визит М. Касьянова в Прагу. В ходе этого визита найдено такое решение проблемы долга России Чехии, которое минимизирует валютные издержки Москвы и создает прецедент экспорта нашей электроэнергии в Европу. Ведутся переговоры о создании инфраструктуры предэкспортного финансирования взаимных торговых поставок по линии Россия-Чехия.
Что касается отношений с Румынией, то в ходе российско-румынских переговоров в Москве в ноябре 1999 г. также были намечены пути для восстановления контактов.
Было отмечено, что многие из румынских товаропроизводителей готовы вернуться на российский рынок. Кроме того, сейчас рассматривается ряд серьезных проектов в топливно-энергетическом комплексе, в которых заинтересованы обе стороны. Россия намерена содействовать укреплению роли Румынии в ООН и поддерживает ее стремление стать членом совета безопасности ООН. Премьер-министр Румынии Василиу Раду заявил, что его визит в Москву следует рассматривать как переломный этап в восстановлении отношений двух стран.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
С какими странами бывшего Союза дружит Россия, а с кем нет
В состав СССР входило 15 республик. После распада Союза все они стали самостоятельными государствами, а некоторые даже разделились на части. С отдельными странами Россия смогла наладить конструктивное партнерство, с другими отношения не сложились. Есть среди бывших союзных республик и те, которые занимают пограничную позицию. Так, Туркменистан по отношению к России нейтрален: не состоит в военных и торговых блоках, поставляет нам газ только потому, что до Европы дальше.
Друзья России из бывшего СССР
Следующие страны являются дружественными к России.
Белоруссия
Имеет обширную общую границу с Россией и является самым близким соседом, что автоматически располагает к налаживанию взаимовыгодных отношений. У бывших членов Союза сохранилось множество общих интересов в сфере сельского хозяйства, производства, торговли и внешней политики. Между ними нет таможенных пунктов, а для поездки в Беларусь россиянам не нужна виза.
Казахстан
Бывшая республика посчитала, что глупо отказываться от сотрудничества с Россией ввиду наличия множества взаимовыгодных точек пересечения. Наша страна до сих пор благополучно пользуется космодромом на Байконуре и имеет на территории Казахстана 5 военных баз. Кроме того, между государствами заключены торговые соглашения.
Армения
Географические особенности этой республики сделали ее несколько изолированной от остального мира, поэтому Россия самый выгодный для нее союзник и по территориальному признаку, и по степени надежности. У Армении уже были конфликты с Азербайджаном и Турцией, а наличие партнерских связей с более сильной державой — это гарантия мира.
Абхазия и Южная Осетия
Эти страны еще недавно были частью Грузии, но вышли из ее состава при поддержке России. Поэтому неудивительно, что они сохраняют с нами дружественные отношения. РФ заботиться о поддержании мира внутри них и на границах, а также способствует развитию национальной экономики и торговли.
Киргизия и Таджикистан
Эти республики из-за скудности национальных ресурсов входили в категорию «бедных» и выживали в основном за счет российских дотаций. Естественно, что после распада Союза они не стали отказываться от продолжения партнерства. Сегодня они входят вместе с РФ в СНГ, военный блок ОДКБ и ШОС.
Враги России из бывшего СССР
Недружественны к России следующие страны.
Украина
После распада Союза эта страна не раз заявляла о своей незалежности, но ввиду зависимости от российских ресурсов и инвестиций все оставалось на уровне громких лозунгов. Ситуация изменилась после смены президента и возвышения блока националистов, что привело к усилению ненависти к России, обострению и разрыву партнерских отношений.
Узбекистан
Сначала развивал отношения с российской стороной, но параллельно сотрудничал и с НАТО. Перевес в его пользу случился в 2014 году, когда на территории страны появился региональный филиал Североатлантического альянса.
Литва, Латвия, Эстония
Страны с четким антироссийским политическим курсом. В них старательно изживают все, что напоминало бы о союзном прошлом: начиная от притеснения русского языка и людей, говорящих на нем, и заканчивая сносом российских памятников.
Грузия и Молдавия
Нельзя назвать эти страны открытыми врагами России, но отношения с ними сложились скорее плохие, чем хорошие. Антироссийский курс был задан грузинским правительством во главе с Михаилом Саакашвили, а после его ухода с поста президента государство стало активно готовиться к вступлению в ЕС. В Молдове же к власти недавно пришел альянс «За европейскую интеграцию», который вообще ратует за вступление в состав Румынии и отказ от собственной автономии.
Источник
Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского Союза
Особенности взаимоотношений России со странами-соседями, входившими до 1991 г. в состав Советского Союза. Конфликты и противоречия между ними. Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ. Экономические трудности. Межэтническая вражда.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.10.2014 |
Размер файла | 38,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Взаимоотношения России с бывшими республиками Советского Союза»
Студент ГМУ 0331
Многие люди старшего и среднего поколений, проживающие в бывших республиках Советского Союза, а также в эмиграции, часто вспоминают советские времена, когда существовало единое государство — СССР. Это вполне объяснимо. В различных республиках жили их родные и друзья, они там бывали по работе, в гостях и на отдыхе. Другое дело — младшее поколение, те, кому сейчас до 25 лет. Они выросли после распада Советского Союза и воспринимают нынешнюю ситуацию как должную. Молодое поколение не удивляется, что на границах нужно предъявлять паспорт, а то и визы (Прибалтийские республики, Туркменистан, Грузия), менять деньги, что «новые иностранцы» должны регистрироваться в местных органах, что не все виды деятельности в «чужой» стране им разрешены и т.д., и т.п.
После распада Советского Союза в 1991 г. появились 15 суверенных государств, членов ООН. Возникли также четыре самопровозглашенных, никем не признанных государственных образования.
Примерно половина населения бывшего СССР сосредоточена в Российской Федерации. По количеству населения, экономическому потенциалу, а тем более, по площади, она во много раз превосходит все другие государства, возникшие на развалинах СССР. Лишь Украина по количеству населения, экономическому потенциалу может быть в какой-то мере сравнима с Россией. Между рядом республик бывшего СССР имеются противоречия, которые приводили к вооруженному противостоянию, напряженности, экономическим и политическим конфликтам. Рассмотрим отношения между республиками, конфликты и противоречия между ними.
Основные причины противоречий состоят в следующем.
*Территориальные проблемы из-за произвольного определения границ.
*Фактор влияния других стран.
*Борьба за лидерство в регионе.
Чем дальше мы отходим от 1991 г., времени распада Советского Союза, тем четче становятся существо и причины противоречий, тем в большей мере мы воспринимаем эти противоречия как обычное дело для отношений между странами и постепенно забываем, что совсем недавно это были «братские республики».
Определенные проблемы между народами бывшего СССР существовали во все времена — до 1917 г. и после образования СССР в 1922 г. Разве депортация народов до войны и во время войны не является попыткой решить (своеобразно, конечно) эти проблемы или, во всяком случае, загнать их в подполье?
Пока в Советском Союзе была сильна центральная власть и все стороны жизни контролировались партийными организациями и органами безопасности с их разветвленным аппаратом, пронизывающим все и вся, любые попытки противопоставить себя центру или соседям немедленно пресекались и не выходили на поверхность. О противостоянии и столкновениях речи вообще не было. Если кто-либо пытался поднять голову или если в центре казалось, что он к этому стремится, то голову ему немедленно рубили.
Рассмотрим взаимоотношения между республиками бывшего СССР.
Россия — Украина. Из республик бывшего СССР Украина — единственное государство, которое по населению и экономической мощи соизмеримо с Россией.
Для Украины характерно резкое различие регионов страны, что объясняется историческими причинами. Тяжелая промышленность, машиностроение сосредоточены в Донбассе, Харькове и Приднепровье. В областях Востока, Северо-востока и Юга велика доля русского населения, которое занято, в основном, в промышленности.
В крупных городах (Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Днепропетровск) разговорный язык русский. Здесь очень мало украинских школ. До недавнего времени обучение в вузах велось на русском языке. Официально государственным языком является украинский.
Попытки объявить русский вторым государственным языком пока не увенчались успехом. Такое желание скорее объясняется политическими, а не деловыми соображениями. Языки очень близки, и всякий человек, живущий и учившийся в Украине, прекрасно их понимает. Опыт Белоруссии показывает, что придание русскому языку статуса государственного нанесет большой ущерб развитию и возрождению украинского языка.
В Украине нет значительных источников нефти, газовые месторождения (Дашава, Шебелинка) выработаны, в основном, на союзные нужды и сейчас удовлетворяют лишь местные потребности.
Ментальность населения различных районов резко отличается. Можно утверждать, что по психологии украинскому крестьянину Харьковской области ближе жители Белгородской или Курской областей России, чем крестьяне из Львовской области.
Украина испытывает значительные экономические трудности, наблюдается демографический спад (население уменьшается из года в год).
Украина зависит от России в отношении поставки нефти и газа. Цены на газ неоднократно становились предметом споров и разногласий.
Таблица 1. Доля титульного и русского населения в странах — республиках бывшего СССР
Численность населения стран о убывающей), млн. чел.
Доля титульного населения
Доля русского населения %
Таблица 2. ВВП и уровень жизни населения стран — республик бывшего СССР
ВВП на душу населения в год, тыс. долл.
Рейтинг по уровню из 171 страны)
На Украине борются два течения: ориентация на западные страны, в первую очередь, на США, и ориентация на Россию. Если Украина вступит в НАТО, это будет большим ударом по интересам России.
Когда дело доходит до экономических интересов, такие соображения, как «братский народ», «братская республика», в расчет перестают приниматься. Всякая уступка в цене топлива при массовой поставке означает потерю миллиардов долларов.
Потенциально территориальные споры между Россией и Украиной возможны. Повод для этого легко может быть найден. Но официально территориальные претензии не предъявлялись, хотя ретивые националисты в России с осуждением писали о передаче Крыма России, обвиняли в этом Хрущева, доказывали незаконность этого акта.
Единственный нерешенный вопрос — статус Керченского пролива. В дальнейшем могут возникнуть взаимные территориальные претензии: со стороны России — Крым, со стороны Украины — вывод Российского Черноморского флота из Севастополя до 2017 г., т.е. до окончания срока аренды. У Украины есть другие поводы для территориальных претензий к России. Это, прежде всего, Кубань, населенная, в значительной мере, потомками запорожских казаков, сыгравших основную роль в ее завоевании и освоении.
До 1934 г. делопроизводство на Кубани велось на украинском языке, были украинские школы. В 1934 г. всё это было ликвидировано. Есть также районы в Воронежской области, где преобладало украинское население. Было сделано многое для его русификации.
На Украине происходит острый политический кризис. Казалось, что дело дойдет до вооруженных столкновений, но ситуация сейчас несколько разрядилась. Согласовано (Ющенко, Янукович, Мороз), что выборы в Верховную Раду состоятся 30 сентября.
Россия — Белоруссия. Еще недавно речь шла об объединении России и Белоруссии в одно государство. Страны настолько различны по численности населения и объёму производства, что трудно говорить о союзе равных. Такое объединение привело бы к окончательному упадку белорусского языка. Сейчас вопрос о немедленном объединении остро не стоит, однако полностью не снят. Единственное разногласие — цена на газ. Ранее Россия поставляла газ Белоруссии по низкой цене. Это снижало производственные расходы и делало белорусскую продукцию более конкурентоспособной. Сейчас Белоруссии приходится приспосабливаться к реальным ценам.
Россия — страны Прибалтики. Отношения России со странами Прибалтики — Литвой, Латвией и Эстонией — весьма сложные. Это объясняется многими причинами. После Первой мировой войны эти страны стали самостоятельными государствами. В 1940 г. они были присоединены к Советскому Союзу. Советские власти за год их пребывания в СССР, т.е. до начала войны, депортировали из Прибалтийских республик в восточные районы СССР десятки тысяч жителей. Это были предприниматели, политические деятели, чины полиции и др., что, конечно, вызывало недовольство. Известно, что в приобретении врагов у Советского Союза был большой опыт.
Во время Отечественной войны немало жителей прибалтийских республик служили в немецких формированиях (войска СС и др.). Воевали жители Прибалтики и в национальных и других формированиях Красной Армии. Недовольных в этих республиках предостаточно. В республики Прибалтики был значительный приток русского населения, особенно в Латвию и Эстонию. Объясняется это, в основном, потребностью в рабочей силе в связи с развитием многих отраслей промышленности. Здесь перед распадом Советского Союза русское население составляло до 50 % в Латвии и 30 % в Эстонии. В Риге латышское население уменьшилось до 36 %. В Литве русское население в 1991 г. составляло до 10 %. После обретения независимости в Латвии и в Эстонии начали ограничивать права приезжих.
Всячески затрудняли получение ими гражданства. В Литве гражданство получили все жители.
Основное противоречие этих стран с Россией: «нарушение прав русского меньшинства».
В отличие от русского населения Средней (Центральной) Азии, значительная часть которого покинула эти республики и переехала в Россию, русское население Прибалтики такого стремления не проявляет. Это неудивительно. Здесь совсем другая среда, другие условия жизни. Здесь не Азия, а Европа. Наиболее значительным в недавнее время был конфликт России с Эстонией, возникший в связи с переносом «бронзового солдата» из центра города на военное кладбище на окраине.
Здесь есть две стороны. Формально никто не может указывать суверенному государству, как ему поступать с имуществом, находящимся на его территории. С другой стороны, эстонские власти должны были предвидеть, какую реакцию это вызовет в Москве и у местного русского населения.
Нужно отметить, что у жителей Прибалтики далеко не однозначное отношение ко всему, что связано с Отечественной войной, с пребыванием в составе СССР.
Достаточно сказать, что в Вермахте и войсках СС служили 150 тыс. латышей, 90 тыс. эстонцев, 50 тыс. литовцев. А в Отечественной войне в составе Красной Армии воевали 150-200 тыс. жителей Прибалтики. Сопоставьте эти цифры.
Эстонию в конфликте с Россией в связи с переносом Памятника советским воинам поддержали Польша, Литва, Грузия, ЕС (Европейский Союз).
Россия — Украина — Молдова- Приднестровье. Этот узел противоречий возник после провозглашения т.н. Приднестровской Молдавской Республики. Эта «республика» представляет собой узкую полосу земли шириной от 15 до 40 км, протянувшуюся вдоль реки Днестр. Население -700 тыс. Национальный состав: примерно по 30 % молдаван, украинцев, русских. Приднестровье составляет 1/6 часть Молдовы. В экономическом отношении это была наиболее развитая часть Молдавской ССР.
Так называемая Приднестровская республика была провозглашена в 1991 г. В нее вошли районы бывшей Молдавской АССР, входившей в Украину, а также был «прихвачен» г. Бендеры на правом берегу Днестра, в Бесарабии. Возникновение т.н. Приднестровской республики объясняется нежеланием местной элиты подчиняться Кишиневу и опасение части населения, что, будучи частью Молдовы, они могут оказаться в составе Румынии, которая здесь пользуется определенной репутацией. Между войсками Молдовы и Приднестровья в 1992 г. происходили военные столкновения, но 14-я армия России под командованием генерала Лебедя остановила эту войну.
Мне пришлось побывать в Приднестровье в 1995 г. во время летнего отпуска. У меня было удостоверение корреспондента Ростовской областной газеты. Это дало возможность встретиться и поговорить с рядом местных деятелей, в том числе с одним из идеологов сепаратизма, ректором Тираспольского университета, профессором, доктором исторических наук Н.А. Яковлевым. Статья, опубликованная в Ростовской газете, называлась «Заповедник застоя». Действительно, после советских времен здесь ничего не изменилось. То же «снабжение» и т.д. Местное казначейство выпускало свои деньги — т.н. «суворики» (на них изображен А.В.Суворов). Их нигде, кроме Приднестровья, не принимали, не меняли и даже в руки не хотели брать.
В то время как в Молдове письменность молдавского языка перевели, вернее, вернули на латиницу, что неудивительно для языка латинского корня, в Приднестровье в молдавских школах продолжают писать по-молдавски на кириллице. Этим создаются дополнительные сложности для выпускников, продолжающих образование в Молдове.
Долгое время с перерывами идут переговоры о признании Молдовой Приднестровья в качестве автономии.
Молдова начала проводить экономическую блокаду Приднестровья. Поступающие и вывозимые оттуда товары должны быть оформлены в молдавской таможне. Не безвозмездно, конечно. Это привело к ощутимым экономическим потерям Приднестровья.
Интересно, что в результате выборов в Молдове президентом стал коммунист Воронин, который хочет объединить Приднестровье с Молдовой.
Перспектив самостоятельного существования Приднестровья нет. Рано или поздно Приднестровье снова войдет в состав Молдовы, вопрос лишь в том, на каких основах.
Россия-Грузия. После распада СССР ситуация в Грузии была очень неустойчива (Гамсахурдиа был смещен и заменен Шеварднадзе, затем сместили Шеварднадзе и пришел к власти Саакашвили). Воспользовавшись этим, местные сепаратисты Абхазии и Южной Осетии объявили самостоятельность.
В Абхазии, по переписи 1989 г., грузины составляли 49 % населения, абхазы — 18 %. Почему так получилось? Известно, что после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. часть абхазов (не менее половины) выселилась в Турцию. Освободившиеся земли были заняты переселенцами из России, армянами-беженцами из Турции, есть даже эстонские села.
Переселялись сюда и грузины из малоземельных районов. В Абхазии преобладали грузины, а абхазское население, в основном, жило лишь в некоторых районах.
Во время событий 1991-92 гг. абхазов поддержали расположенные там российские войска и отряды горских народов. Небезызвестный Басаев начинал там свою военную карьеру. В итоге грузинские войска покинули Абхазию, вместе с ними вынуждена была уйти значительная часть грузинского населения (до 300 тыс. чел.). Грузины остались лишь в Галльском районе. Примерно то же происходило в Южной Осетии. Кстати, если посмотреть на карту, видно, что Южная Осетия, расположенная за Кавказским хребтом, как бы вдается в территорию Грузии.
Мне приходилось бывать в этих краях. Отношения между осетинами и грузинами здесь оставляли желать лучшего. Люди старшего поколения еще помнили восстание в Южной Осетии во время Гражданской войны, подавленное грузинскими войсками.
Показывали разрушенные башни в горных селениях. Такие же тенденции были в Аджарии, руководимой Абашидзе. При Саакашвили, без внешней поддержки, сепаратисты успеха не имели. Абашидзе пришлось покинуть Грузию.
На границах Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии находятся миротворцы — российские войска, введенные туда с согласия сторон и ООН. Постоянно происходят столкновения, обстрелы и пр.
Грузия с помощью США укрепила свою армию. Пока на границах с сепаратистами находятся российские миротворцы, решение вопроса военным путем невозможно.
Руководство Абхазии и Южной Осетии и слышать не хочет о восстановлении суверенитета Грузии и вхождении их в Грузию на основе автономии. Руководство Абхазии препятствует возвращению грузин-беженцев, хотя прошло 8 лет со времени их изгнания. На т.н. границе Грузии с сепаратистскими образованиями беспрерывно происходят конфликты. Грузинские власти создали в частях Абхазии и Южной Осетии, которые они контролируют, т.н. «параллельные правительства» в противовес существующим правительствам этих республик. Всё это, конечно, обостряет обстановку. Происходящее отражается на взаимоотношениях Грузии и России. Формально Россия признает Абхазию и Южную Осетию частями Грузии. Это общая линия на неизменность границ, которая проводится, в частности, в Косово. С другой стороны, значительная часть жителей Абхазии и Южной Осетии получила российские паспорта. Недавно отношения России с Грузией обострились. Было прекращено авиасообщение. Из городов России высылали работавших там нелегальных иммигрантов-гастарбайтеров. Происходили «проверки» различных заведений, принадлежащих грузинам.
Всё началось из-за задержания в Грузии пяти российских офицеров, обвиненных в разведывательной деятельности. Вскоре российские власти почувствовали, что «перегнули», и дали отбой.
Не в интересах России ухудшение отношений с Грузией. России, в конечном итоге, ничего не даст поддержка сепаратистов и даже признание в качестве суверенных государств Абхазии и Южной Осетии. Возможно, при лучших отношениях с Россией Грузия не стремилась бы в НАТО.
Трудно было ожидать, что между государствами, входившими в Советский Союз, созданный «великими специалистами по национальному вопросу», могут быть противоречия, приводящие к военным конфликтам, вооруженным столкновениям, минированию границ.
Одна из основных причин этого — произвольное установление границ между республиками с игнорированием этнического фактора. Вражда, накопившаяся в течение столетий, прорвалась наружу и привела к тяжелым последствиям. Другая, не менее важная причина, — волюнтаристская попытка объединить в одну страну народы, совершенно различные по религии, языку, менталитету и прочим характерным показателям.
В результате, как говорится, «имеем то, что имеем». Всё это, к сожалению, находится в разительном контрасте с положением в странах Западной Европы. В Шенгенской зоне, в которую входит большинство стран Западной Европы, поезда и автомобили пересекают границы, не останавливаясь, багаж пассажиров не подвергается таможенному контролю и т.д. А ведь это суверенные страны. Некоторые из них еще несколько десятилетий тому назад были злейшими врагами, воевали друг с другом.
Хотелось бы надеяться, что противоречия между государствами, республиками бывшего Советского Союза, отойдут в прошлое и между ними будут мир и дружба.
советский союз территориальный межэтнический
1. http://www.arba.ru/n С. Гамова. Содружество раздирают серьезные двусторонние взаимные претензии. Независимая газета. 18.06.2007
2. http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=11С.Лузинян. Центрально-азиатский конфликтный «срез»: киргизско-узбекская и таджикско-узбекская модели отношений.
3. http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_24_5 Состояние и перспективы межгосударственных отношений в Центрально-Азиатском регионе.
4. http://www.svobodnaya-gruzia.com/supplement/?p Интервью с редактором газеты
«Свободная Грузия» Т. Ласхишвили.
5. http://www.armtown.com/news/ru/azg/20070326/200 2007 Грузия и Армения играют в братские отношения, от чего страдает народ Джавахка.
6. http://wgeo.ru/table/shtmal?id=29&page=1 ВВП на душу населения стран мира.
7. http://demoscope.ru/weekly/2006/0235/ar Этнический состав населения России изменился не сильно.
8. http://www.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/n Всеукрапнський перепис населения. 2001.
9. http://basni.narod.ru/strannik Белоруссия.
10. http://wwwkrugosvet.ru/articles/63/1006347/10063 Узбекистан. Население.
11. http://www.easttime/ru/countries.topics/1/ География Киргизстана. Население.
12. http://www.easttime/ru/countries.topics/1/ География Туркменистана. Население.
13. http://www.panasia/ru/main/azer Население Азербайджана.
14. http://www.nukri.org/index.php?name=FAO& GEORGIA ГРУЗИЯ
15. http://www.sarinfo.org/ar Союз армян России.
16. http://www.morin-tour.ru/country.pl Страна Молдова.
17. http://www.rivieraclub.ru/show.php?act=country Информация о стране. Литва.
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8 Латвия — Википедия.
%B8 Эстония — Википедия.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исторические, экономические и организационно-правовые предпосылки взаимодействия России с бывшими советскими республиками. Структура и объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного Союза. Решение проблем взаимодействия и перспективы его развития.
курсовая работа [6,1 M], добавлен 26.11.2014
Процесс развития взаимоотношений России и Европейского Союза до 2007 года. Нынешняя ситуация в отношениях Мжду РФ и странами ЕС: политико-экономическое, стратегическое партнерство, взаимодействие с международными организациями—ОБСЕ, ЕС, СЕ и др.
реферат [33,8 K], добавлен 19.11.2007
Основные отрасли экономики постсоветских государств. Особенности отношений России и стран Союза Независимых Государств. Приоритетные вопросы экономического сотрудничества России и Украины со странами Содружества. Евразийское экономическое сообщество.
курсовая работа [35,0 K], добавлен 24.10.2013
Распад Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств. Разрыв важнейших экономических связей со странами бывшего СССР. Национальные интересы России в экономической, социальной, международной и военной сферах современного мира.
доклад [14,7 K], добавлен 01.02.2015
Расширение Европейского Союза: причины, последствия. Отношения Беларуси и России в постсоветский период. Особенности внешнеторговых отношений между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в связи с его расширением. ЕС и экономические интересы России.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 23.09.2010
Последствия распада Советского Союза; демографические, социальные, культурные и психологические факторы, связывающие бывшие советские республики; геополитические потери. Проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Узбекистана.
реферат [31,9 K], добавлен 01.08.2010
Образование Североатлантического союза, его задачи и стратегия. Стремление США консолидировать усилия Запада по сдерживанию Советского Союза. Действия НАТО после распада СССР. Превращение НАТО в закрытую структуру. Политика России в отношении НАТО.
реферат [36,3 K], добавлен 13.05.2011
Источник