- С какими странами бывшего Союза дружит Россия, а с кем нет
- Друзья России из бывшего СССР
- Белоруссия
- Казахстан
- Армения
- Абхазия и Южная Осетия
- Киргизия и Таджикистан
- Враги России из бывшего СССР
- Украина
- Узбекистан
- Литва, Латвия, Эстония
- Грузия и Молдавия
- Основные направления дипломатии России на постсоветском пространстве
С какими странами бывшего Союза дружит Россия, а с кем нет
В состав СССР входило 15 республик. После распада Союза все они стали самостоятельными государствами, а некоторые даже разделились на части. С отдельными странами Россия смогла наладить конструктивное партнерство, с другими отношения не сложились. Есть среди бывших союзных республик и те, которые занимают пограничную позицию. Так, Туркменистан по отношению к России нейтрален: не состоит в военных и торговых блоках, поставляет нам газ только потому, что до Европы дальше.
Друзья России из бывшего СССР
Следующие страны являются дружественными к России.
Белоруссия
Имеет обширную общую границу с Россией и является самым близким соседом, что автоматически располагает к налаживанию взаимовыгодных отношений. У бывших членов Союза сохранилось множество общих интересов в сфере сельского хозяйства, производства, торговли и внешней политики. Между ними нет таможенных пунктов, а для поездки в Беларусь россиянам не нужна виза.
Казахстан
Бывшая республика посчитала, что глупо отказываться от сотрудничества с Россией ввиду наличия множества взаимовыгодных точек пересечения. Наша страна до сих пор благополучно пользуется космодромом на Байконуре и имеет на территории Казахстана 5 военных баз. Кроме того, между государствами заключены торговые соглашения.
Армения
Географические особенности этой республики сделали ее несколько изолированной от остального мира, поэтому Россия самый выгодный для нее союзник и по территориальному признаку, и по степени надежности. У Армении уже были конфликты с Азербайджаном и Турцией, а наличие партнерских связей с более сильной державой — это гарантия мира.
Абхазия и Южная Осетия
Эти страны еще недавно были частью Грузии, но вышли из ее состава при поддержке России. Поэтому неудивительно, что они сохраняют с нами дружественные отношения. РФ заботиться о поддержании мира внутри них и на границах, а также способствует развитию национальной экономики и торговли.
Киргизия и Таджикистан
Эти республики из-за скудности национальных ресурсов входили в категорию «бедных» и выживали в основном за счет российских дотаций. Естественно, что после распада Союза они не стали отказываться от продолжения партнерства. Сегодня они входят вместе с РФ в СНГ, военный блок ОДКБ и ШОС.
Враги России из бывшего СССР
Недружественны к России следующие страны.
Украина
После распада Союза эта страна не раз заявляла о своей незалежности, но ввиду зависимости от российских ресурсов и инвестиций все оставалось на уровне громких лозунгов. Ситуация изменилась после смены президента и возвышения блока националистов, что привело к усилению ненависти к России, обострению и разрыву партнерских отношений.
Узбекистан
Сначала развивал отношения с российской стороной, но параллельно сотрудничал и с НАТО. Перевес в его пользу случился в 2014 году, когда на территории страны появился региональный филиал Североатлантического альянса.
Литва, Латвия, Эстония
Страны с четким антироссийским политическим курсом. В них старательно изживают все, что напоминало бы о союзном прошлом: начиная от притеснения русского языка и людей, говорящих на нем, и заканчивая сносом российских памятников.
Грузия и Молдавия
Нельзя назвать эти страны открытыми врагами России, но отношения с ними сложились скорее плохие, чем хорошие. Антироссийский курс был задан грузинским правительством во главе с Михаилом Саакашвили, а после его ухода с поста президента государство стало активно готовиться к вступлению в ЕС. В Молдове же к власти недавно пришел альянс «За европейскую интеграцию», который вообще ратует за вступление в состав Румынии и отказ от собственной автономии.
Источник
Основные направления дипломатии России на постсоветском пространстве
С распадом Советского Союза на карте мира появилась отдельная геополитическая зона, так называемое постсоветское пространство, где Россия играет доминирующую роль, несмотря на различный путь развития постсоветских стран, их политического режима и экономик. Сегодня на фоне обострившихся отношений России и Запада становится актуальной проблема выстраивания отношений России со странами, с которыми она находится в непосредственной территориальной близости. Таким образом, для России сохранение дипломатических отношений со странами постсоветского пространства является важной геополитической задачей, поскольку это зона стратегических экономических и политических интересов. Однако не только Россия заинтересована в установлении прочных дипломатических связей, но и страны — бывшие участники СССР.
Во многом это обусловлено тем, что Россия находится в центре отношений постсоветского пространства, в то же время многие страны, в том числе и страны ЕАЭС, осуществляют торговлю и прочие экономические отношения через Россию.
Определение постсоветского пространства
С тех пор, как Союз Советских Социалистических Республик (СССР) прекратил свое существование, прошло почти 30 лет. Это событие повлекло ряд серьезных последствий в сфере геополитики, среди которых можно отметить появление на евразийском континенте нового геополитического пространства, так называемого «постсоветского». Этот термин был введен А.Празаускасом — политологом из Литвы. Сегодня это понятие постепенно становится историческим. Многие политологи отмечают нарастание различий между странами бывшего СССР, которые связаны с их самостоятельным культурным, политическим и экономическим развитием после выхода из СССР.
Специалисты говорят о том, что «расхождение стран по интеграционным приоритетам разорвало постсоветское пространство на проевропейский и евразийский сегменты». Тем не менее общее прошлое государств постсоветского пространства, которое уходит в глубину веков, к началу Российской империи, является фактором тесных связей различного характера между этими странами.
Рассмотрим, каким образом складываются современные отношения России с другими постсоветскими странами. Прежде всего определим круг стран, которые являются объектом исследования. По географическому и культурному принципам, а также в зависимости от исторически сложившихся отношений с Россией их можно разделить на следующие группы:
1. Страны Восточной Европы: Белоруссия, Украина, Молдавия;
2. Закавказье: Армения, Грузия, Азербайджан;
3. Центральная Азия. Сюда относятся Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия;
4. Прибалтика: Литва, Латвия, Эстония.
В отдельную группу также выделяют Россию как страну, имеющую доминирующую роль в пространстве.
Следует отметить, что политологи неоднозначно относятся к роли прибалтийских стран в данном регионе, в частности к тому, следует ли страны Прибалтики считать частью постсоветского пространства. Так, А.Рябов считает, что они таковыми не являются по причине изначального стремления к европейской интеграции.
Автор данной статьи разделяет мнение А.Рябова, поэтому в статье рассматриваются дипломатические отношения России со странами Закавказья, Центральной Азии и Восточной Европы, которые ранее входили в состав СССР.
Многочисленные программные документы, которые были приняты в последние десятилетия, и заявления руководителей государств отмечали необходимость интенсификации процессов евразийской интеграции на постсоветском пространстве для развития экономики стран и укрепления их внешнеполитических позиций. Принятые в рамках Евразийского экономического сообщества соглашения, формирование Таможенного союза, создание Единого экономического пространства и деятельность Евразийской экономической комиссии в качестве надгосударственного органа являются наглядными результатами имеющихся достижений в области интеграции России со странами постсоветского пространства. Однако не со всеми государствами сегодня складываются ровные дипломатические отношения, имеется ряд серьезных проблем. Ниже рассмотрим ключевые моменты в отношениях России со странами постсоветского пространства.
Дипломатические отношения России с Таджикистаном, Киргизией, Молдавией, Арменией, Туркменией
Наиболее благоприятно складываются дипломатические отношения России с такими странами постсоветского пространства, как Таджикистан, Киргизия, Молдавия, Армения. Эти страны объединяет то, что все они занимают сравнительно небольшую площадь и находятся в определенной зависимости от России. Так, без участия России стало бы невозможным перемирие в Карабахе и под угрозой была бы защищенность власти в Таджикистане от внутренних исламистских движений и внешнего вторжения (сейчас этому препятствует размещенная там российская 201-я база). Кроме того, страны экономически связаны с Россией, которая является рынком сбыта, «биржей труда» и источником дешевых энергоносителей. Таким образом, Россия играет существенную стабилизирующую роль в экономической и политической жизни вышеупомянутых государств.
Несмотря на определенные разногласия с Молдавией, причиной которых являются, во-первых, приднестровская проблема, а во-вторых, деятельность прорумынских унионистов, для этой страны также важно союзничество с Россией в экономических интересах. В этом отношении ключевая роль, как и в случае с вышеупомянутыми странами, отводится рынку труда для молдавских граждан, рынку сбыта и энергоносителям.
Россия же заинтересована в дипломатическом союзе с данными странами в первую очередь по причине военно-политического укрепления своего глобально-стратегического положения.
Туркмения и Узбекистан являются довольно закрытыми странами по отношению к внешнему миру. В отношениях с Туркменией есть ряд проблем. Первая — это нерешенный вопрос гражданства российских граждан, проживающих в Туркменистане, где принятая в 2008 году и действующая ныне Конституция запрещает гражданам страны иметь двойное гражданство. Сегодня Российская Федерация официально не ратифицировала протокол о прекращении действия соглашения 1993 года, которым страны признали за своими гражданами право получать двойное гражданство (российское и туркменское). Вторая проблема — импорт газа из Туркмении. «Газпром» прекратил его в 2016 году, однако в конце 2018 года велись переговоры о возобновлении импорта туркменского газа.
Еще один камень преткновения в отношениях России и Туркмении — это афгано-туркменская граница, которую Россия предпочла бы укрепить с помощью своих военных сил (в 2016 г. министр обороны РФ предложил Президенту Туркмении помощь в охране границы, но получил отказ). Тем не менее страны осуществляют дипломатические отношения на основании Договора о дружбе и сотрудничестве от 23 апреля 2002 года и 2 октября 2017 года. А в августе 2018 года вступил в силу подписанный годом ранее межгосударственный Договор о стратегическом партнерстве, которым страны подтвердили свой взаимный интерес в сотрудничестве в различных сферах государственной жизни и обеспечении взаимной безопасности и региональной стабильности на основе противодействия глобальным угрозам и вызовам. Немаловажно для России и Туркмении торговое взаимодействие. Россия сегодня — третий по величине импорта из Туркмении торговый партнер страны (после Китая и Турции).
Еще один фокус интересов сосредоточен вокруг каспийского вопроса. Россия и Туркмения, равно как Казахстан и Азербайджан (а также Иран), делят между собой Каспийское море. В этом вопросе был достигнут определенный консенсус в 2018 году на саммите в Актау, где президенты стран подписали конвенцию, которая зафиксировала право сторон на «добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства».
Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Более интенсивно они стали осуществляться с приходом к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева. Так, в ходе визита Президента Узбекистана в Россию в 2017 году были подписаны договоры о совместных инвестиционных проектах, стоимость которых составила около 12 млрд. долларов, а также контракт с «Газпромом» на поставку газа.
Узбекистан и Россия тесно сотрудничают сегодня в области торговли, инвестиций, трудовой миграции, образования и культуры. Следует отметить военно-техническое сотрудничество стран, которое подразумевает взаимные поставки продукции военного назначения, ремонт и обслуживание военной техники, проведение опытно-конструкторских работ.
Дипломатические отношения России с Азербайджаном и Казахстаном
Азербайджан является более крупной и независимой от России страной, которая не заинтересована в интеграционных процессах с Россией и находится в особых партнерских отношениях с Турцией. Проблемным вопросом в 1990-х — начале 2000-х годов было противостояние Азербайджана и Армении в Карабахе, где Россия поддерживала Армению. Тем не менее сегодня Россия и Азербайджан осуществляют стратегическое взаимодействие в равной степени важное для обеих стран. Оно построено на прагматичной основе и выражается в торгово-экономическом и военно-техническом сотрудничестве. Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза, однако, по мнению специалистов, не исключено его вхождение в ЕАЭС в ближайшем будущем, поскольку и союзник Азербайджана — Турция рассматривает такой вариант как альтернативу ЕС.
XXI век был ознаменован решением ряда важных вопросов для обеих стран.
В 2003 году было подписано пограничное соглашение, с 2010 года действует
Совместная азербайджано-российская комиссия по разделу водных ресурсов трансграничной реки Самур, последнее заседание которой состоялось в июне 2019 года, был найден консенсус между Москвой, Баку и Астаной по статусу Каспийского моря. Немаловажное значение для мирного сотрудничества играет урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Дипломатические отношения России с Казахстаном продиктованы в первую очередь необходимостью сохранить влияние в Центральной Азии. Казахстан, находящийся между Китаем и Россией, все же более тяготеет к интеграции с Россией, что подтверждается успешным и эффективным взаимодействием стран на протяжении более 20 лет. Министр иностранных дел Республики Казахстан К.Абдрахманов в своей статье в «Российской газете» заявил, что все вопросы между Россией и Казахстаном могут быть решены «путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов».
В основе отношений между Россией и Казахстаном лежит торгово-экономическое взаимодействие (на долю России приходится четверть товарооборота Казахстана), энерго-топливное и инвестиционное сотрудничество. Наиболее масштабными совместными проектами стран являются действующий Каспийский трубопроводный консорциум (Рис. 2) и разработка Имашевского месторождения нефти и газа.
Схема Каспийского трубопроводного консорциума
Казахстану невыгодно удаляться от России, прежде всего по причине сохранения экономических связей, которые означают более низкие тарифы на транзит грузов, авиаперевозки, импортные пошлины и т. д. Специалисты говорят о том, что «отказ от ориентации на Россию» приведет к одновременному упадку нескольких отраслей в Казахстане, две-три отрасли полностью. Кроме того, страны тесно сотрудничают в сфере культуры и образования, а также трудовой миграции. Огромное значение имеет историческая общность двух государств. Наконец, последовательные усилия направляются на дальнейшее становление и укрепление российско-казахстанских дипломатических отношений.
Белоруссия как союзник России на евразийском континенте
Белоруссия является наиболее близким союзником России на протяжении всех лет после распада СССР. В 1995 году был Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в 1997 году — Договор о Союзе Беларуси и России, а в 2000 году вступил в силу Договор о создании Союзного государства.
В экономическом плане Белоруссия наиболее сильно зависит от российских рынков сбыта по сравнению с другими странами постсоветского пространства, в то же время политика действующего Президента Белоруссии сделала невозможным ориентацию на Запад. Несмотря на это, белорусская элита дорожит независимостью страны, поэтому взаимное проникновение стран ограничено. До 2017 года точкой преткновения в отношениях России и Белоруссии был «газовый» конфликт, а именно — цены на российский газ. Однако страны нашли консенсус. В последнее время усиливается курс на интеграцию двух стран. На конец 2019 года запланировано подписание ряда договоров в рамках программы экономической и политической интеграции. По словам премьер-министра России Д.Медведева, от проведенной работы «зависит успех Союзного государства».
Зона конфликта: Грузия
Наиболее острыми вопросами дипломатических отношений России на постсоветском пространстве являются отношения с Грузией и, конечно же, Украиной. Что касается Грузии, отношения двух стран были непростыми уже в первые годы распада СССР. В начале 1990-х годов первым правительством Грузии была перекрыта железная дорога у города Самтредия, это по сути означало экономическую блокаду: пострадали производственные связи между предприятиями России и Грузии.
Грузия вступила в Содружество независимых государств намного позже других стран постсоветского пространства — в конце 1993 года. В 1990-х годах межгосударственные экономические отношения двух стран основывались преимущественно на экономической заинтересованности конкретных экономических субъектов, обе страны были больше заняты проблемами перехода своих экономических систем к рыночной модели.
В период правления Михаила Саакашвили (2004-2013 гг.) российско-грузинские отношения претерпели изменения в худшую сторону. В 2006 году Россия закрыла свой рынок для грузинских товаров, которые до этого массово импортировались, в частности для вин и минеральной воды, а также других сельскохозяйственных продуктов. Официальной причиной было заключение Роспотребсоюза о ненадлежащем качестве данной продукции, однако в действительности это был экономический вызов, брошенный Россией в ответ на прозападную ориентацию Грузии. Примеру России последовала Абхазия.
Однако кульминация в российско-грузинских отношениях наступила в 2008 году. В августе 2008 года Грузия обстреляла Южную Осетию (Рис. 3).
Обстрел Южной Осетии стал началом серьезного конфликта, Россия ввела свои войска в республику, признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. В результате в сентябре того же года дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны.
Одним из основных интересов России в Грузии являются трубопроводы, по которым транспортируются энергетические ресурсы. Нефть и газ — важный политический инструмент не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Инструмент, который используется Россией, владеющей большим запасом углеводородного топлива, в выгодном для страны геополитическом и геоэкономическом направлении. Прямым свидетельством этого является прокладка южного трубопровода в обход Грузии и северного — в обход Украины и Беларуси.
Сегодня взаимодействие России и Грузии осуществляется в рамках Женевских дискуссий, которые проходят несколько раз в год. В июне 2019 года российско-грузинские отношения пережили очередную волну обострения. Несмотря на это, экономическое взаимодействие стран продолжается, торговый оборот между странами в 2018 году был равен 1,355 млрд. долларов, что на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. В структуре импорта России из Грузии преобладают продовольственные товары (Россия является основным импортером грузинских вин), сельскохозяйственное сырье, металлургическая продукция. Россия поставляет в Грузию нефть, нефтепродукты, пшеницу и т. д. Грузия является поставщиком рабочей силы в Россию, Россия же продолжает инвестировать в грузинские активы.
Украинский конфликт
Непросто складываются дипломатические отношения России с Украиной. Последние годы продолжается противостояние Киева и Москвы. В числе острых вопросов: — обвинение России Украиной в аннексии Крыма, в военном участии в войне на Донбассе, санкции Запада. В 2018 году добавился конфликт в религиозной плоскости, связанный с «легализацией» раскола православной церкви на Украине.
После распада СССР и обретения независимости в 1991 году Украина находится между двумя центрами притяжения — Россией и Европой. Причем эта характеристика справедлива как в прямом, геополитическом смысле, так и в отношении эмоционально-культурном. Политологи говорят о том, что все три десятилетия независимости Украины, смену ее руководителей и политического курса можно сравнить с движением маятника.
Проевропейский курс дистанционирования от России сменяется противоположным ему курсом выстраивания продуктивных отношений с Москвой, который, в свою очередь, заканчивается силовым отстранением, как это было с Президентом В.Януковичем, или на грани применения силы, как в случае с Л.Кучмой. С победой на выборах 2019 года в Украине В.Зеленского можно говорить об очередном периоде оттепели в российско-украинских отношениях. Однако что-либо прогнозировать довольно сложно, поскольку многие острые вопросы остаются открытыми.
Следует отметить, что Украина стала источником проблем для России с самого начала обретения странами независимости друг от друга. Ранний этап отношений сопровождался рядом проблемных вопросов:
— судьба Черноморского флота, имеется в виду раздел кораблей и прочего имущества;
— цены на энергоносители;
— проблема транзитных цен и таможенного режима в отношении энергоносителей и прочих товаров через территорию Украины;
— внешний долг СССР и советское имущество за рубежом;
— проблема ядерного оружия, которое осталось на территории Украины.
Не все из перечисленных проблем были положительно решены в 1990-х годах. Более того, с 2013 года ситуация обострилась. Весной 2014 года Крым вошел в состав России на основании проведенных референдумов, организованных Верховной Радой Автономной Республики Крым. На референдум были вынесены два вопроса (Табл. 1).
Официальные результаты референдума 16 марта 2014 г. в Крыму
Источник