Отношения россии с сопредельными странами

Внешняя политика современной России

Окончание «холодной войны» привело к смене парадигм в международных отношениях. Биполярная система внешней политики ушла в прошлое. На смену ей пришла многополярность. Российской Федерации пришлось определяться с новыми целями. В приоритете:

  • Интеграция в Европу.
  • Участие в строительстве многополярного мира.
  • Выстраивание взаимовыгодных связей с другими странами.
  • Сохранение лидерских позиций на международной арене.

Отношения РФ и стран СНГ

Все государства придерживались равноправных отношений. При этом согласовывали между собой политические, экономические, военные вопросы.

В 1993 году был утвержден Устав СНГ.

В 1994 году Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия заключили договор о коллективной безопасности.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Киргизия заключили таможенный союз. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.

В период 1993-1996 гг. РФ участвовала в миротворческих акциях на территории СНГ. Российские войска были в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане.

Во второй половине 90-х гг. СНГ постепенно превратилось в содружество «разных дистанций». Внутри объединения сформировались отдельные союзы нескольких государств:

  • ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова.
  • Союз России и Республики Беларусь (2 апреля 1997).
  • Договор о формировании Союзного государства между Россией и Белоруссией (декабрь 1999).
  • ЕврАзЭС (осень 2000): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Благодаря Евразийскому экономическому сообществу граждане этих стран могли свободно передвигаться, учиться, работать в союзных государствах.
  • Соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Белоруссией (февраль 2009).
  • Соглашение между РФ, Белоруссией и Казахстаном о начале работы Таможенного союза (2009).
Читайте также:  Внп стран западной европы

Организовывались частые встречи глав стран СНГ для обсуждения общих вопросов, поиска путей для взаимовыгодного сотрудничества.

Российская Федерация активно налаживала двусторонние контакты:

  • С Молдавией подписан договор о дружбе и сотрудничестве.
  • В апреле 2010 года подписано соглашение с Украиной. Согласно ему Черноморский флот в Крыму мог пребывать до 2042 года.

Но не все так было гладко. Между бывшими советскими республиками сохранялись и спорные вопросы:

  • Россия предъявляла претензии Украине из-за задержек оплаты поставок газа.
  • В марте 2006 года разразилась «винная война». Россия запретила поставки вина из Молдавии и Грузии.
  • В августе 2008 года обострились отношения между РФ и Грузией. Националистическое правительство Грузии ввело войска на территорию Южной Осетии. 26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Отношения РФ и Европы, НАТО

В июне 1994 года по инициативе НАТО Россия приняла участие в программе «Партнерство во имя мира».

В 1994 году Россия и Европейский Союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Удалось урегулировать в правовом поле вопросы инвестирования, передвижения капитала, ведения предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

8 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы.

27 мая 1997 года РФ и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

В сентябре 2005 года РФ присоединилась к Международной конвенции по противостоянию актам ядерного терроризма.

Россия наладила активную торговлю со странами ЕС. В Евросоюз экспортируется около 50% российских товаров. Европейские страны стали крупнейшими прямыми инвесторами, вливающими средства в экономику РФ.

В 2006 году Россия председательствовала в «Большой восьмерке».

В августе 2012 года завершился процесс вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

Отношения РФ и США

1 февраля 1992 года была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».

Страны договорились о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений:

  • В январе 1993 года – СНВ-2.
  • В мае 2002 года заключен договор о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов).
  • В апреле 2010 года подписан договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ.

США и РФ активно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, поспособствовала сближению России и Америки. Страны оказывали военно-техническую помощь антиталибским силам в Афганистане. Придерживались одинаковой позиции в решении проблем Ближнего Востока.

Главное противоречие между РФ и США – отношение к Ирану. Россия помогает руководству страны в разработке ядерной программы. США выступает против этого. К проблемным вопросам стоит отнести энергобезопасность, отношение к ситуации в Палестине и Грузии.

Россия и США активно сотрудничают в сфере высоких технологий, информатики, инноваций. Стороны создали Инновационный совет по высоким технологиям. Также работает Межправительственный комитет по науке и технике. Российские компании участвуют в американских инновационных форумах.

Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки

С 1996 года Российская Федерация акцентировала внимание на выстраивании отношений с Ираном, Индией, Китаем, Египтом. Среди союзников России оказались Куба, Северная Корея, Вьетнам.

С Китаем РФ заключила договор о партнерстве. Страны создали зоны свободной торговли, договорились о безвизовом обмене в пограничной полосе. В китайских провинциях Россия построила АЭС. Китай закупал российский газ.

Правительство РФ активизировало отношения с Японией. В 1997-1998 гг. прошел ряд встреч глав государств «без галстуков».

В октябре 2003 года Россия вступила в форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».

В ноябре 2004 года Президент России отправился с официальным визитом в Бразилию. Это была первая в истории двусторонняя встреча.

В декабре 2005 года Россия участвовала в саммите АСЕАН в Малайзии. РФ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии разработали комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.

Правительство РФ активизировало диалог в рамках шанхайской организации сотрудничества.

В сентябре 2006 года президент РФ В. Путин совершил первый в истории официальный визит в Южную Африку, где подписал ряд экономических соглашений.

В июле 2012 года Россия, объединившись с Китаем, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Он грозил санкциями.

Новый курс во внешней политике

В феврале 2013 года вышла новая «Концепция внешней политики РФ». В приоритете правительства страны – сближение со странами СНГ.

Руководство России решило использовать систему применения «мягкой силы». Для решения внешнеполитических задач применялся комплексный инструментарий. Акцент делался на методы и технологии альтернативные классической дипломатии.

Источник

Соседние страны России: полный список, особенности и интересные факты

Российская Федерация является самым большим по территории государством на планете, а это значит, что и ее государственная граница может считаться одной из самых протяженных. Соседние с Россией страны занимают важное место в экономике страны, так как приграничное экономическое сотрудничество всегда имеет важное значение для развития государств и культурного обмена, способствующего мирному сосуществованию стран и народов. Россия граничит с восемнадцатью другими государствами, а протяженность границ, как сухопутных, так и морских, составляет 60932 километра.

Соседние страны России

Соседями России являются следующие страны:

  • Норвегия;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Польша;
  • Беларусь;
  • Украина;
  • Абхазия (частично признанное самопровозглашенное государство);
  • Грузия;
  • Южная Осетия (международное сообщество признает ее частью Грузинской Республики);
  • Азербайджан;
  • Казахстан;
  • Китай;
  • КНДР (Северная Корея);
  • Япония;
  • США.

Со всеми своими соседями, за исключением Грузии, Россия имеет дипломатические отношения. Положение России относительно соседних стран является противоречивым, так как, несмотря на чрезвычайно жесткие климатические условия, в которых находится страна, занимающая крайний север и северо-восток Евразии, такое положение дает и ряд преимуществ. Например, протяженные морские границы позволяют контролировать значительную акваторию в Северном Ледовитом океане, шельф которого богат ископаемыми углеводородами, а воды полны дорогих пород рыбы.

Экономическое сотрудничество

Уровень развития соседних стран России является крайне неоднородным, а экономическое сотрудничество с каждой из них строится по своим правилам и имеет различный уровень проработанности и глубины.

Наиболее развитой экономикой, с которой у России есть общие границы, является, безусловно, американская. Однако уровень торгового оборота между двумя странами не соответствует общему экономическому развитию обеих стран. Так, для США основным партнером по международной торговле является Китай, а для России — Европейский Союз.

Наиболее важными составляющими российско-американских отношений для России являются технологическое и финансовое сотрудничество. Многие американские компании принимали участие в разработке таких сложных в технологическом отношении месторождений нефти и газа, как «Сахалин-1», а также помогали строить трубопровод вдоль Каспийского моря.

Кроме того, в российской экономике имеют значительное присутствие американские финансовые корпорации, инвестиционные банки и телекоммуникационные компании. Однако наметившийся разлад в дипломатических отношениях двух стран не позволяет делать позитивных прогнозов на развитие экономического сотрудничества.

Отношения России с Евросоюзом

Наиболее высокий уровень развития соседних с Россией стран наблюдается в Европейском Союзе. Россия имеет общие границы с пятью государствами ЕС: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей. Между Россией и всеми этими странами действует визовый режим, но, несмотря на это, товарооборот с ЕС достигает тринадцати миллиардов долларов, несмотря на действующие с 2014 года взаимные экономические санкции, нанесшие значительный урон по торговому российско-европейскому партнерству. Но не только пищевой промышленности коснулись санкции. Пострадали также и высокотехнологичные наукоемкие отрасли, такие как нефтедобыча на океаническом шельфе и нефтепереработка высокой степени.

Однако приграничное сотрудничество с Финляндией все еще находится на высоком уровне, хотя соседняя страна и существенно сократила количество выдаваемых виз. Россияне все еще довольно часто посещают Финляндию с короткими визитами, целью которых является шопинг или посещение культурных мероприятий, таких как выставки, концерты и музыкальные фестивали.

Страны бывшего СССР

Особое место в истории Росси занимают соседние страны, которые когда-то были республиками СССР. Большинство из этих стран входят в СНГ, а уровень развития соседних стран России из числа бывших союзных республик чаще всего близок к российскому и сегодня.

На территории СНГ существуют несколько организаций, которые призваны расширить горизонты экономического и гуманитарного сотрудничества между странами. Однако с некоторыми государствами сложились особые отношения, и, к сожалению, далеко не всегда дружественные.

На двух концах политического спектра относительно России находятся Украина и Беларусь, с которыми сложились очень разные форматы отношений. Например, с Беларусью существует договор о Союзном Государстве, а таможенный и пограничный контроль между двумя государствами не осуществляется.

В тоже время с Украиной отношения к 2017 году сложились самые напряженные. После проведения в Крыму референдума и присоединения его к России, Украина заявила свой протест, и в результате последовательной эскалации сложилась ситуация, когда прямое транспортное сообщение между двумя близкими в экономическом и культурном отношении странами было прекращено.

Отношения России и Грузии

Такие соседние страны России, как Грузия, занимают в российской истории совершенно особое место. Ведь по итогам восемнадцатого века Грузинское государство добровольно вошло в состав Российской империи.

С тех пор истории двух стран связаны неразрывно вплоть до сегодняшнего дня, хотя в 2008 году между двумя государствами были прекращены дипломатические отношения. Стоит отметить, что отношение России к соседним странам довольно часто проявляется в виде имперского ресентимента, и Российско-Грузинская война является яркой иллюстрацией этого.

Однако экономические интересы для Грузии оказались важнее, и в результате этого осознания грузинское правительство отменило визовый режим с Россией для привлечения туристов, среди которых большой популярностью пользуется черноморское побережье Аджарии, горы Кахетии и источники Боржоми, а также горнолыжные курорты Казбеги.

Уверенный взгляд в будущее

В современном мире стабильное развитие, как экономическое, так и культурное, невозможно без дружественного окружения и взаимовыгодного сотрудничества между различными странами.

Несмотря на то что уровень экономического развития соседних стран России значительно отличается, а такие страны, как КНДР, находятся в международной изоляции, правительство страны вынуждено учитывать интересы всех своих соседей и строить с ними, по мере возможности, гармоничные отношения, основанные на принципах уважения суверенитета и границ.

Источник

Россия в глобальной политике

Профессор Института международных исследований Университета Фудань, эксперт China Forum.

В отличие от других государств в отношении России и её соседей используют понятие «ближнее зарубежье», которое охватывает страны бывшего СССР. Ближнее зарубежье – исключительно российская концепция, наследие, доставшееся Москве после распада Советского Союза. И хочет она того или нет, Россия не может не принимать своё имперское наследие.

Широко известно, что Россия имеет влияние на страны ближнего зарубежья, но на роль этого региона во внешней политике России обычно обращают мало внимания. На самом деле влияние ближнего зарубежья на российскую дипломатию очень существенно. Этот регион в определённой степени формирует структуру российской дипломатии, определяет её цели, влияет на дипломатическую мысль и является точкой противостояния России и США/Запада.

Оно может быть как стратегической отправной точкой для российской внешней политики, так и сдерживающим фактором для России на стратегическом уровне.

Ближнее зарубежье и российская дипломатия

Ближнее зарубежье – ключевой фактор в формировании структуры российской дипломатии. В её иерархии ближнее зарубежье находится в первом ряду, что отражает его формирующую роль. В последние годы оно остаётся центром внимания и приоритетным направлением деятельности российской дипломатии, о чём чётко свидетельствует ежегодный обзор деятельности МИД России. Вообще, каждая страна уделяет большое внимание своему приграничью и сопредельным странам и у многих государств есть свои концепции взаимодействия с соседями, но отношения России с ближним зарубежьем имеют явные отличия. Все страны придают значимость отношениям с сопредельными государствами, но для Москвы эти отношения имеют не только первостепенную важность, но и свои особенности.

Это особенный для России регион, и, хотя российские официальные лица часто говорят, что Москва не желает создания сфер влияния, любое появление других великих держав в этом регионе вызывает в России сложную реакцию.

Москва также проводит в ближнем зарубежье политику, отличную от её подхода к отношениям с другими странами.

У российской дипломатии также есть долгосрочная задача восстановления и поддержания особых политических, военных, экономических и культурных связей с ближним зарубежьем. С 1990-х годов и до сегодняшнего дня это всегда было неизменной целью Москвы, определяющей как её отношения в двустороннем формате, так и региональную политику в целом. Различные форматы двусторонних и многосторонних взаимоотношений крутились вокруг этих целей. Россия неустанно продвигает региональную интеграцию в ближнем зарубежье, включая создание Содружества Независимых Государств, Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, позднее – Евразийского экономического союза, Союзного государства с Белоруссией и Организации Договора о коллективной безопасности. И хотя этот путь был трудным и извилистым, но Москва никогда не сдавалась. В некотором смысле это также следствие представления России о ближнем зарубежье как об особом регионе.

Ближнее зарубежье создало и создаёт для России немалое количество острых и сложных проблем. Можно сказать, что с момента обретения Россией независимости большинство самых серьёзных вызовов, с которыми она сталкивалась и продолжает сталкиваться, исходили из этого региона. Они включают в себя как проблемы, вытекающие из отношений России с ближним зарубежьем, так и проблемы, возникающие из взаимоотношений между странами ближнего зарубежья, а также внутренние проблемы каждой отдельной страны. Проблемы Приднестровья, отношений между странами Балтии и Россией, конфликта в Нагорном Карабахе, противостояния России и Грузии в Южной Осетии и Абхазии, проблема Крыма, кризис на Восточной Украине и другие подобные вопросы являются давними и трудноразрешимыми. Кроме того, время от времени происходят чрезвычайные ситуации, такие как перманентная нестабильность политической системы в Киргизии, серьёзный этнический конфликт внутри этой страны в 2010 году, беспорядки в узбекском городе Андижане в 2005 году и в казахстанском городе Жанаозене в 2011 году, военный конфликт в Южной Осетии с Грузией в 2008 году, «цветные революции» в Грузии и Украине, внутриполитические беспорядки в Белоруссии в 2020 году и так далее – все эти обострения представляют собой огромный и сложный источник трудностей и кризисов, что занимает огромное количество ресурсов и энергии российской дипломатии и в определённой степени связывает ей руки.

В эпоху после холодной войны в ближнем зарубежье появилось множество новых очагов конфликтов и противоречий между Россией и Западом. После принятия в состав НАТО стран Восточной Европы и Балтии расширение Североатлантического альянса на восток и интеграционные программы Европейского союза начали затрагивать рубежи России. И если расширение НАТО в Восточную Европу и Балтийское море Россия вынесла уже с трудом, то вхождение организации в ближнее зарубежье является совершенно неприемлемым. Дислокация военных баз США в Киргизии и Узбекистане вызывала полуоткрытые трения между Россией и США в течение тринадцати лет. В последние годы конфликты между Россией и Западом в ближнем зарубежье продолжаются. Наиболее серьёзными из них являются российско-грузинская война 2008 года, украинский кризис, разразившийся в 2014 году, последующий вопрос Крыма и вооружённый конфликт на востоке Украины. В ходе этих событий Россия и Запад пережили интенсификацию конфликтов, что привело к повторному сгущению атмосферы холодной войны. Запад наложил крупномасштабные санкции на Россию, и их отношения впали в глубокий кризис.

Тлеющие вызовы в ближнем зарубежье

Россия добилась значительных достижений в ближнем зарубежье, отношения Москвы с большинством постсоветских стран сохраняются и развиваются. Авторитет и влияние России в Центральной Азии растут. Это особенно отражается в улучшении отношений с Узбекистаном. ОДКБ сохраняет стабильность, ЕАЭС растёт и идёт к реализации поставленной на 2025 год цели создания общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Россия успешно выступила посредником в нагорно-карабахском конфликте между Азербайджаном и Арменией, помогла Белоруссии стабилизировать режим. Однако возможные будущие вызовы для России в ближнем зарубежье огромны, и они могут становиться всё более серьёзными.

Проблемы горячих точек в ближнем зарубежье не могут быть решены в краткосрочной перспективе. Особенно проблема Нагорного Карабаха, вопросы Абхазии и Южной Осетии, дипломатические конфликты вокруг Крыма и конфликт на востоке Украины. Эти конфликтные вопросы в ближнем зарубежье, вызванные ими разделение и конфронтация станут источниками больших региональных потрясений. Кроме того, некоторые страны ближнего зарубежья имеют серьёзные внутренние проблемы, испытывают политическую нестабильность, экономическую отсталость и острые социальные проблемы, которые способны привести к политической и социальной нестабильности.

Присутствие НАТО в ближнем зарубежье, скорее всего, будет расти и дальше, прежде всего в Балтийском, Чёрном морях и на Кавказе. Это превратит ближнее зарубежье в поле битвы новой холодной войны между Россией и Западом.

Положение Москвы с точки зрения безопасности ухудшится, усилится чувство незащищённости России, что может привести к новым противоречиям и конфликтам.

Если считать Россию точкой отсчёта процессов в этом регионе, то тенденции в ближнем зарубежье таковы, что рост центробежных сил опережает рост центростремительных сил.

Грузия и Украина уже выбрали Запад в соперничестве между Россией и Западом. В других соседних странах европейское и американское направление становится всё более заметным в их многогранной дипломатии. Молдавия стремится развиваться на запад, а Азербайджан всё больше привлекает Турция. Армения – традиционный союзник России, но её нынешний режим также демонстрирует признаки смещения в сторону Европы. И чем глубже интеграционные процессы ближнего зарубежья, тем сложнее будет окружающая их обстановка. С момента его появления в 1997 году российско-белорусское Союзное государство так и не достигло целей создания интегрированного союза. С ростом оппозиционных сил в Белоруссии перспективы Союза становится всё туманнее. В ближнем зарубежье, не считая Центральной Азии, у Евразийского экономического союза не так много возможностей для дальнейшего расширения, а развитие более высокой всеобъемлющей интеграции в стиле ЕС не стоит на повестке дня. В связи с этим существует потенциальный разрыв между подходами России и стран ближнего зарубежья. Региональные партнёры Москвы более осторожны в отношении передачи суверенитета и независимости и держатся на расстоянии от политической интеграции. Когда интеграция Евразийского экономического союза дойдёт до этого момента, разрыв в понимании интеграции между Россией и её ближайшими и зарубежными партнёрами станет очевидным.

Возможные варианты для России

Самым большим успехом Москвы в ближнем зарубежье стало бы превращение региона в её реальный стратегический ресурс, а самым большим провалом – превращение его в стратегическое бремя для России. В такой сложной обстановке внутри и за пределами региона российскому руководству, очевидно, будет чрезвычайно трудно справиться с этой задачей и достичь своей задачи-максимум. В ближнем зарубежье Кремлю сложно набрать очки, но легко их потерять. Поскольку Россия традиционно имела наибольшее влияние в этом регионе, можно сказать, что она является «консерватором» в ближнем зарубежье. Следовательно, любой успех российской дипломатии заключается только в восстановлении или поддержании первоначального влияния, а любая неудача означает потерю исходного влияния. России важно избегать превращения ближнего зарубежья в стратегически сдерживающий фактор, ограничивающий дипломатическую деятельность Москвы на международной арене, и не допускать, чтобы Запад использовал ближнее зарубежье как малозатратный способ для давления на Россию.

Исторически влияние России в ближнем зарубежье было обусловлено не только её сильной военной мощью, но также её относительно высоким уровнем развития, привлекательностью её культуры и образа жизни. Это также может быть основой для сохранения и развития Россией своего влияния в ближнем зарубежье. Страны ближнего зарубежья в значительной степени схожи с Россией по политическому, экономическому, социальному укладу и структуре. Государственные преобразования и развитие России оказывают видимое влияние на ближнее зарубежье. После распада Советского Союза многие республики сознательно или бессознательно заимствовали у России образ и структуру государственного управления. Вопрос заключается в том, сможет ли Россия восстановить и сохранить это влияние в будущем. Ключ к этому кроется в том, сможет ли бывшая метрополия развивать своё общество в прогрессивном направлении, обеспечивать полноту жизненных сил в экономике и будут ли её социальная культура и образ жизни заставлять людей стремиться к России.

Экономические связи очень важны, но экономические связи не являются абсолютной гарантией стратегического партнёрства. Это в полной мере заметно на примерах Грузии и Украины. Хотя Россия является их крупнейшим торговым партнёром, это не помешало им повернуться к Западу и вступить в конфликт с Москвой. За это они даже были готовы заплатить экономическую цену. С другой стороны, даже если некоторые близкие зарубежные страны разорвут свои политические отношения с Кремлём, Россия по-прежнему останется их крупнейшим или основным торговым партнёром, как, например, произошло с Украиной. Можно видеть, что, хотя политические отношения и экономические отношения тесно взаимосвязаны, они не всегда синхронизированы и политические отношения часто имеют большее значение для межгосударственных отношений. Это означает, что касательно внешней политики нельзя предполагать, что экономические связи автоматически сблизят соседние страны с Россией. Поэтому надёжную гарантию может дать только координация экономических и политических взаимоотношений.

Отношения между жителями России и бывших союзных республик также являются незаменимым и важным фактором. Это основа общественного мнения для развития добрососедских отношений. Большое количество примеров показывает, что, когда возникают конфликты между Россией и Западом в ближнем зарубежье, верх обычно одерживает та сторона, которая пользуется симпатией и поддержкой местных народных масс. Внешнее воздействие также обычно опирается на внутренние обстоятельства. Даже для официальных межгосударственных отношений важной основой является общественное мнение. В особенности в эпоху Интернета общественное мнение может быстро и широко распространяться в различных формах, и его влияние на внешнюю политику и отношения с государством беспрецедентно. Таким образом, способность поддерживать дружбу народов и благосклонность людей в ближних зарубежных странах к России остаётся важным фактором того, сможет ли Россия сохранить своё влияние в будущем.

Следует отметить, что разностороннее развитие ближнего зарубежья – закономерный тренд, требующий объективного понимания. Страны ближнего зарубежья имеют разумные и рациональные потребности в диверсифицированном развитии, а политические, экономические, культурные, религиозные и географические условия также способствуют их развитию в различных направлениях, включая Европу, Малую Азию, АТР и Индийский океан. Мир и регионы меняются. В ближнем зарубежье подрастает молодое поколение элит, их «постсоветское» сознание ослабевает, а национальное и независимое сознание становится сильнее, культурно-цивилизационная самоидентичность крепнет, так что степень открытости ближнего зарубежья окружающему миру неизбежно растёт. Восстановить их ориентацию только на один центр yже невозможно.

Предлагаемое Россией Большое евразийское партнёрство отражает эту идею. В этом смысле особенно важны российско-европейские отношения. Европа также является важным соседом или близким партнёром многих постсоветских стран. Она имеет естественную экономическую и политическую привлекательность и географические преимущества для соседних стран ближнего зарубежья. Для Москвы было бы предпочтительней, если бы Европа смогла интегрироваться в Большое евразийское партнёрство или в другое подобное трансъевразийское сотрудничество. Это будет формировать масштабную рамку, которая охватит Европу, Россию и страны Азии – в том числе, конечно, и ближнее зарубежье. Таким образом, сотрудничество более высокого уровня смогло бы в определённой степени облегчить или решить проблемы России в ближнем зарубежье. Но, к сожалению, нынешнее положение российско-европейских отношений не даёт большой надежды на такой вариант развития региона.

Касательно России и её роли в регионе понятно, что она и страны ближнего зарубежья нуждаются друг в друге. Однако Россия – великая держава с большой экономикой и возможностями, и у стран ближнего зарубежья заинтересованности в ней больше. И по историческими причинам, и по реальным условиям Россия незаменима для стран ближнего зарубежья и в политической, и в экономической, и в гуманитарной сфере, и в области безопасности. Страны ближнего зарубежья не могут не иметь дел с Россией и не могут не обращать особого внимания на Россию и тем более игнорировать её существование.

Источник

Оцените статью