Окончание «холодной войны» привело к смене парадигм в международных отношениях. Биполярная система внешней политики ушла в прошлое. На смену ей пришла многополярность. Российской Федерации пришлось определяться с новыми целями. В приоритете:
Интеграция в Европу.
Участие в строительстве многополярного мира.
Выстраивание взаимовыгодных связей с другими странами.
Сохранение лидерских позиций на международной арене.
Отношения РФ и стран СНГ
Все государства придерживались равноправных отношений. При этом согласовывали между собой политические, экономические, военные вопросы.
В 1993 году был утвержден Устав СНГ.
В 1994 году Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия заключили договор о коллективной безопасности.
В 1995 году Россия, Белоруссия и Киргизия заключили таможенный союз. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.
В период 1993-1996 гг. РФ участвовала в миротворческих акциях на территории СНГ. Российские войска были в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане.
Во второй половине 90-х гг. СНГ постепенно превратилось в содружество «разных дистанций». Внутри объединения сформировались отдельные союзы нескольких государств:
Союз России и Республики Беларусь (2 апреля 1997).
Договор о формировании Союзного государства между Россией и Белоруссией (декабрь 1999).
ЕврАзЭС (осень 2000): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Благодаря Евразийскому экономическому сообществу граждане этих стран могли свободно передвигаться, учиться, работать в союзных государствах.
Соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Белоруссией (февраль 2009).
Соглашение между РФ, Белоруссией и Казахстаном о начале работы Таможенного союза (2009).
Организовывались частые встречи глав стран СНГ для обсуждения общих вопросов, поиска путей для взаимовыгодного сотрудничества.
Российская Федерация активно налаживала двусторонние контакты:
С Молдавией подписан договор о дружбе и сотрудничестве.
В апреле 2010 года подписано соглашение с Украиной. Согласно ему Черноморский флот в Крыму мог пребывать до 2042 года.
Но не все так было гладко. Между бывшими советскими республиками сохранялись и спорные вопросы:
Россия предъявляла претензии Украине из-за задержек оплаты поставок газа.
В марте 2006 года разразилась «винная война». Россия запретила поставки вина из Молдавии и Грузии.
В августе 2008 года обострились отношения между РФ и Грузией. Националистическое правительство Грузии ввело войска на территорию Южной Осетии. 26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
Отношения РФ и Европы, НАТО
В июне 1994 года по инициативе НАТО Россия приняла участие в программе «Партнерство во имя мира».
В 1994 году Россия и Европейский Союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Удалось урегулировать в правовом поле вопросы инвестирования, передвижения капитала, ведения предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.
8 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы.
27 мая 1997 года РФ и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.
В сентябре 2005 года РФ присоединилась к Международной конвенции по противостоянию актам ядерного терроризма.
Россия наладила активную торговлю со странами ЕС. В Евросоюз экспортируется около 50% российских товаров. Европейские страны стали крупнейшими прямыми инвесторами, вливающими средства в экономику РФ.
В 2006 году Россия председательствовала в «Большой восьмерке».
В августе 2012 года завершился процесс вступления РФ во Всемирную торговую организацию.
Отношения РФ и США
1 февраля 1992 года была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».
Страны договорились о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений:
В январе 1993 года – СНВ-2.
В мае 2002 года заключен договор о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов).
В апреле 2010 года подписан договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ.
США и РФ активно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, поспособствовала сближению России и Америки. Страны оказывали военно-техническую помощь антиталибским силам в Афганистане. Придерживались одинаковой позиции в решении проблем Ближнего Востока.
Главное противоречие между РФ и США – отношение к Ирану. Россия помогает руководству страны в разработке ядерной программы. США выступает против этого. К проблемным вопросам стоит отнести энергобезопасность, отношение к ситуации в Палестине и Грузии.
Россия и США активно сотрудничают в сфере высоких технологий, информатики, инноваций. Стороны создали Инновационный совет по высоким технологиям. Также работает Межправительственный комитет по науке и технике. Российские компании участвуют в американских инновационных форумах.
Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки
С 1996 года Российская Федерация акцентировала внимание на выстраивании отношений с Ираном, Индией, Китаем, Египтом. Среди союзников России оказались Куба, Северная Корея, Вьетнам.
С Китаем РФ заключила договор о партнерстве. Страны создали зоны свободной торговли, договорились о безвизовом обмене в пограничной полосе. В китайских провинциях Россия построила АЭС. Китай закупал российский газ.
Правительство РФ активизировало отношения с Японией. В 1997-1998 гг. прошел ряд встреч глав государств «без галстуков».
В октябре 2003 года Россия вступила в форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».
В ноябре 2004 года Президент России отправился с официальным визитом в Бразилию. Это была первая в истории двусторонняя встреча.
В декабре 2005 года Россия участвовала в саммите АСЕАН в Малайзии. РФ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии разработали комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.
Правительство РФ активизировало диалог в рамках шанхайской организации сотрудничества.
В сентябре 2006 года президент РФ В. Путин совершил первый в истории официальный визит в Южную Африку, где подписал ряд экономических соглашений.
В июле 2012 года Россия, объединившись с Китаем, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Он грозил санкциями.
Новый курс во внешней политике
В феврале 2013 года вышла новая «Концепция внешней политики РФ». В приоритете правительства страны – сближение со странами СНГ.
Руководство России решило использовать систему применения «мягкой силы». Для решения внешнеполитических задач применялся комплексный инструментарий. Акцент делался на методы и технологии альтернативные классической дипломатии.
Источник
Министерство экономического развития Российской Федерации
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ
—>
Направления
Макроэкономика
Стратегическое планирование
ФЦП, ФАИП и ВЦП
Развитие конкуренции
Малый и средний бизнес
Внешнеэкономическая деятельность
Противодействие коррупции
НИР/НИОКР
Государственные гарантии
Недвижимость
Административная реформа
Электронное правительство
Корпоративное управление
Финансовые рынки
Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
Общественный совет
Инновации
Природопользование
Естественные монополии
Приватизация федерального имущества
Социально ориентированные некоммерческие организации
Эффективное управление государственным имуществом
Экономика социальной сферы
Развитие экономики регионов
Институты развития
Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Государственно-частное партнерство
Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
Стратегическое и территориальное планирование
Перспективное пространственное планирование
Антикризисные мероприятия регионов
Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами Азии и Африки
Экономическое сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки
Экономическое сотрудничество с государствами Азии, Африки и Латинской Америки – одно из приоритетных направлений внешней политики России. Взаимодействие с этими странами осуществляется в рамках развития двусторонних экономических связей, а также участия в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Эта деятельность нацелена на обеспечение гармоничной интеграции экономики России в мировые хозяйственные связи, создание условий для поддержки и диверсификации экспорта и развития инвестиционной деятельности, содействие модернизации и укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. В ее основе – ключевые отраслевые и географические приоритеты, зафиксированные в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года.
Главный инструмент развития и координации двусторонних экономических отношений – межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время действуют 62 МПК.
Участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе связано в первую очередь с работой в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Форум рассматривает оптимальные модели развития экономик АТЭС, вопросы совершенствования экономического законодательства, проведения структурных реформ, поддержки среднего и малого предпринимательства, развития государственно-частного партнёрства и др.
Важным направлением работы является развертывание практического взаимодействия в рамках экономического сотрудничества по линии Диалогового партнерства Россия – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и межгосударственного объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – БРИКС.
Источник
М. А. Мунтян внешняя политика российской федерации в контексте нового миропорядка программа
Участие России в создании системы региональной безопасности в зоне Персидского залива. Влияние проблемы Kрыма на военно-стратегический баланс в Средиземноморье. Россия и ближневосточные конфликта, анализ степени ее вовлеченности как показатель присутствия в регионе. Постепенный рост участия России в ближневосточном урегулировании. Российско-израильские отношения. Угроза распространения исламского фундаментализма и международные отношения. Исламские террористические организации и война в Чечне. Россия и война США против Ирака. Ее позиция при обсуждении иракской проблемы ООН.
Роль государственного и частного секторов в налаживании двустороннего экономического сотрудничества России с ближневосточными государствами на примерах Турции, Омана, ОАЭ. Проблема арабского долга России. Россия на ближневосточном рынке оружия. Возможности взаимодействия на мировом рынке нефти и газа. «Русские челноки» и туристы — новое явление в отношениях России со странами региона. Необходимость создания российско-ближневосточной торговой палаты как координирующего и контролирующего органа экономических обменов.
Тема 12. Внешняя политика России в отношении стран Африки, Азии и Латинской Америки. Вопросы формирования внешнеполитической концепции отношений России с развивающимися государствами в новых условиях. Место и роль региона во внешней политике России. Процесс определения национальных интересов России в зоне слаборазвитости, их совпадения и различия с интересами других стран СНГ. Эволюция соотношения в развитии связей и контактов Российской Федерации со странами Запада и Востока. Неоднозначность точек зрения в России на развитие отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Содержание и основные аспекты отношений России с развивающимися странами. Преемственность и изменения в российской политике, учет прежней и создание новой международно-правовой базы развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Падение уровня отношений с развивающимися государствами. Основные приоритеты в налаживании сотрудничества в нынешних условиях: сохранение и укрепление связей с государствами по всему периметру границ, близкими соседями и традиционными партнерами по всему комплексу взаимовыгодных отношений. Активизация связей и контактов с «новыми индустриальными странами». Неравномерность в восстановлении и развитии отношений с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
Традиции и новые моменты во внешней политике России в отношениях с развивающимися государствами. Различия в приоритетах в становлении внешнеэкономических связей со странами зоны слаборазвитости и их причины. Принципы, формы и методы этих связей. Сложности и трудности нынешнего этапа внешнеэкономического сотрудничества с развивающимися странами, вопросы конкуренции и соперничества в этой сфере между членами СНГ. Позиция РФ вопросах задолженности развивающихся государств бывшему СССР. Место многосторонних связей и контактов (зона Черноморского бассейна, организация экономического сотрудничества государств Каспийского моря).
Политические и военные аспекты международной деятельности России в отношениях с неприсоединившимися странами. Отношения с Индией, Ираном, Египтом, некоторыми государствами зоны Персидского залива, Латинской Америки и Африки. Особенности связей и контактов с Ливией, Сирией, Ираком и Афганистаном. Проблемы политического доверия и сложности в отношениях России со странами региона. Военное сотрудничество и торговля оружием России с развивающимися странами. Вопросы обеспечения безопасности и разрешения конфликтов в зоне слаборазвитости. Перспективы возможного взаимодействия России, других членов СНГ и соседних государств в укреплении стабильности в сопредельных регионах. Эволюция позиции России в вопросах урегулирования региональных конфликтов в развивающихся странах и возможные последствия «тактики пассивного реагирования».
Влияние внутренней социально-экономической и политической ситуации в России на развитие сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Анализ и оценка процессов, происходящих в указанных регионах и их учет во внешнеполитических подходах России. Возможности и резервы ее сотрудничества с развивающимися государствами по глобальным проблемам современности. Дальнейшие перспективы эволюции отношений России с развивающимися странами.
Тема 13. Роль и деятельность России в ООН. Сохранение Россией места постоянного члена Совета Безопасности ООН и принятие ею на себя «ответственности» за все права и обязанности Советского Союза по Уставу ООН, включая финансовые обязательства. Место и роль ООН во внешнеполитической концепции России. Предложения России на сессиях Генеральной ассамблеи и в Совете Безопасности ООН. Развитие демократия и миротворчество как основные новые сферы деятельности ООН в условиях необходимости соблюдения основополагающих принципов Устава ООН.
Значение развития российско-американского сотрудничества и взаимодействия для повышения эффективности ООН. Возрастающая необходимость координации действий постоянных членов Совета Безопасности. Россия и операции ООН по поддержанию мира. Конкретный вклад России в проведение ключевых операций ООН по поддержанию мира. Финансовые обязательства России по этим операциям. Участие России в санкциях Совета Безопасности ООН.
Политика России в «ближнем зарубежье». Миссия России и ООН в грузино-абхазском, карабахском, приднестровском конфликтах. Участие ООН в прекращении гражданской войны в Таджикистане и российская внешняя политика. Вопрос о придании статуса ООН миротворчеству России в странах «ближнего зарубежья». Отстаивание Россией в ООН прав русскоязычного населения в Прибалтике и других регионах. Россия и участие ООН в мероприятиях, направленных на достижение национального примирения, обеспечение демократической консолидации и прав человека в различных странах. Россия и обсуждение в ООН проблем разоружения.
Россия и «международная стратегия развития» в конце ХХ – начале XXI веков. ООН, модернизация постсоветских государств и проблемы включения их экономики в мировое хозяйство. Участие в реформах в России ВБ, МВФ и других специализированных учреждений ООН. Россия и программы ООН по разрешению проблем экологии, демографии, беженцев, борьбе с терроризмом, преступностью и наркоманией и др.
Позиция России в вопросах повышения эффективности ООН и ее реорганизации, увеличения числа членов Совета Безопасности ООН. Вопросы практической деятельности российских дипломатов в ООН, отстаивания в этой организации национальных интересов России.
Т ема 14. Участие России в деятельности «большой восьмерка». Этапы возникновения и развития неформальной межгосударственной структуры — регулярных ежегодных встреч руководителей США, Германии, Японии, Франции, Канады, Англии, Италии. Значение договоренностей «большой семерки» для развития международных отношений и мировой политики. Отношение «большой семерки» к политическим и социально-экономическим преобразованиям в России, к важнейшим политическим событиям и политическим кризисам в стране, к ее взаимоотношениям со странами СНГ. Общие цели и различия в подходах руководителей семи ведущих индустриальных держав к внутренней ситуации и экономическим реформам в России.
«Западная помощь» российскому государству, ее цели, масштабы, реальное содержание и итоги. «Семерка» и вопросы выплаты российских долгов, получения западных кредитов, займов, промышленных инвестиций, стабилизации рубля и его конвертируемости, конверсии ВПК, приватизации и структурной перестройки российской экономики. Позиции западных стран по вопросам военной доктрины и военной политики России. Западные оценки реформирования российских Вооруженных сил и их участия в региональных конфликтах как на российской территории, так и в бывших союзных республиках. Выполнение российско-американских соглашений по вопросам сокращения стратегических ядерных вооружений. Превращение Украины и Казахстана в безъядерные государства как приоритетные задачи «большой семерки».
Позиции руководителей «большой семерки» по вопросам участия России в политическом урегулировании межгосударственных и межнациональных конфликтов в Европе, Азии и Африке, в миротворческих силах ООН. Международные проблемы, касающиеся России (разоружение, территориальные и др.) на встречах руководителей ведущих индустриальных держав. «Большая семерка» и актуальные вопросы обеспечения европейской и мировой безопасности, стабильности и сотрудничества с участием России. Процесс превращения «семерки» в «восьмерку». Общее и национально-особенное в их позициях.
Страны “восьмерки” и глобальные проблемы современности. Появление новых и обострение старых глобальных противоречий и проблем. Столкновение тенденций к росту единства, взаимозависимости и сотрудничества на мировой арене, с одной стороны, и к усилению обособленности, конкуренции и конфликтности, с другой. Рост разрыва между «богатыми» и «бедными» государствами, национально-религиозного экстремизма, загрязнения и уничтожения окружающей среды и другие негативные последствия современной цивилизации на саммитах “восьмерки”. Позиции России по проблемам роста народонаселения мира и нехватки продовольствия, прав человека и национальных меньшинств, иммиграции и др. Участие России в процессах разоружения, борьбе с международным терроризмом и наркомафией.
2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
Основные этапы становления и развития внешней политики РФ.
Российско-украинские отношения и проблемы региональной консолидации в СНГ.
Российская внешняя политика и проблема международного режима Каспийского моря.
“Цветные революции” в странах СНГ, их характер и позиция России.
Проблема обеспечения европейской безопасности и внешняя политика России.
Существует ли для России “китайская угроза”?
Участие России в урегулировании ближневосточного конфликта.
Мотивация российской политики по отношению к Ираку.
Россия и ядерная программа Ирана: анализ позиции.
Концепция внешней политики Российской Федерации и проблемы ее реализации.
Россия и борьба за демократизацию международных отношений.
Россия и ее участие в миротворческих операциях ООН.
Россия и проекты реформирования руководящих органов ООН.
Внешняя политика Россия в контексте современного миропорядка.
Россия как член “большой восьмерки”: международные инициативы.
Вклад России в борьбу с международным терроризмом.
Россия и “восьмерка”: основные моменты участия в деятельности этого международного института.
Концептуальные основы внешней политики России.
Новые моменты в дипломатии В.В.Путина. Стратегическое партнерство как характеристика отношений РФ с основными субъектами современных международных отношений.
Проблема цивилизационной идентичности России в современном мире.
Мировые глобализационные процессы и их отражение во внешней политике России.
Единое экономическое пространство: новый шаг к интеграции на постсоветском пространстве или новый миф.
Внешнеполитические перспективы России в начале ХХI века с точки зрения прорыва в “авангард прогресса”.
Россия и страны Балтии. Основные проблемы и направления взаимоотношений.
Экономическое сотрудничество РФ со странами Европы и национальная безопасность.
Внешняя политика и военная безопасность Российской Федерации.
”Цветные революции” на постсоветском пространстве в контексте политической безопасности и стабильности Российской Федерации.
Фактор Чечни в международной политике Российской Федерации.
Вызовы ХХI века и их осознание российской политической элитой.
Экономическая составляющая российской внешней политики.
Американская агрессия в Ираке. Реакция мировой общественности и России.
Геополитические и геостратегические последствия распада СССР.
Глобализация и новые трактовки понятия “государственного суверенитета”.
3. Перечень контрольных вопросов к экзамену по всему курсу
Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в СНГ.
Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой США на постсоветском пространстве.
Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и США.
Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
Основные итоги и перспективы отношений РФ с латиноамериканскими и карибскими государствами.
Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ЕС совместных вооруженных формирований.
Отношения России и Североатлантического Блока.
Отношения России и ЕС.
Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в АТР.
Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове.
Состояние и перспективы российско-японских отношений.
Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
Характер и состояние отношений России с Индией.
Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
Отношения России с Израилем.
Отношения России и Сирии.
Позиция России в связи с победой ХАМАС на парламентских выборах в Палестинской автономии.
Оценка действий России во время иракского кризиса.
Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
Основные инициативы РФ в ООН последних лет.
Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака.
Роль и место современной России в мировом сообществе.
Внешнеполитические ресурсы современной России.
Периодизация внешней политики современной России.
Основные внешнеполитические документы.
Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность РФ.
СНГ как внешнеполитический приоритет и сфера национально-государственных интересов РФ.
Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
Россия и расширение НАТО на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-НАТО.
Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
Россия и ВТО. Цели, сроки и условия вступления.
Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
Участие России в борьбе с международным терроризмом.
Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования
Россия и Балто-Черноморский коридор. ГУУАМ и основные направления его деятельности.
Российско-украинские отношения. Украина как основной инструмент внешней политики США на постсоветском пространстве.
Мусульманский компонент российской внешней политики.
Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
Безопасность и этническая миграция в Россию.
Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМА И ВИДАМ РАБОТ