Отношения россии со странами азии африки латинской америки кратко

Внешняя политика современной России

Окончание «холодной войны» привело к смене парадигм в международных отношениях. Биполярная система внешней политики ушла в прошлое. На смену ей пришла многополярность. Российской Федерации пришлось определяться с новыми целями. В приоритете:

  • Интеграция в Европу.
  • Участие в строительстве многополярного мира.
  • Выстраивание взаимовыгодных связей с другими странами.
  • Сохранение лидерских позиций на международной арене.

Отношения РФ и стран СНГ

Все государства придерживались равноправных отношений. При этом согласовывали между собой политические, экономические, военные вопросы.

В 1993 году был утвержден Устав СНГ.

В 1994 году Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия заключили договор о коллективной безопасности.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Киргизия заключили таможенный союз. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.

В период 1993-1996 гг. РФ участвовала в миротворческих акциях на территории СНГ. Российские войска были в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане.

Во второй половине 90-х гг. СНГ постепенно превратилось в содружество «разных дистанций». Внутри объединения сформировались отдельные союзы нескольких государств:

  • ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова.
  • Союз России и Республики Беларусь (2 апреля 1997).
  • Договор о формировании Союзного государства между Россией и Белоруссией (декабрь 1999).
  • ЕврАзЭС (осень 2000): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Благодаря Евразийскому экономическому сообществу граждане этих стран могли свободно передвигаться, учиться, работать в союзных государствах.
  • Соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Белоруссией (февраль 2009).
  • Соглашение между РФ, Белоруссией и Казахстаном о начале работы Таможенного союза (2009).
Читайте также:  Репродуктивное здоровье населения страны это

Организовывались частые встречи глав стран СНГ для обсуждения общих вопросов, поиска путей для взаимовыгодного сотрудничества.

Российская Федерация активно налаживала двусторонние контакты:

  • С Молдавией подписан договор о дружбе и сотрудничестве.
  • В апреле 2010 года подписано соглашение с Украиной. Согласно ему Черноморский флот в Крыму мог пребывать до 2042 года.

Но не все так было гладко. Между бывшими советскими республиками сохранялись и спорные вопросы:

  • Россия предъявляла претензии Украине из-за задержек оплаты поставок газа.
  • В марте 2006 года разразилась «винная война». Россия запретила поставки вина из Молдавии и Грузии.
  • В августе 2008 года обострились отношения между РФ и Грузией. Националистическое правительство Грузии ввело войска на территорию Южной Осетии. 26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Отношения РФ и Европы, НАТО

В июне 1994 года по инициативе НАТО Россия приняла участие в программе «Партнерство во имя мира».

В 1994 году Россия и Европейский Союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Удалось урегулировать в правовом поле вопросы инвестирования, передвижения капитала, ведения предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

8 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы.

27 мая 1997 года РФ и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

В сентябре 2005 года РФ присоединилась к Международной конвенции по противостоянию актам ядерного терроризма.

Россия наладила активную торговлю со странами ЕС. В Евросоюз экспортируется около 50% российских товаров. Европейские страны стали крупнейшими прямыми инвесторами, вливающими средства в экономику РФ.

В 2006 году Россия председательствовала в «Большой восьмерке».

В августе 2012 года завершился процесс вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

Отношения РФ и США

1 февраля 1992 года была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».

Страны договорились о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений:

  • В январе 1993 года – СНВ-2.
  • В мае 2002 года заключен договор о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов).
  • В апреле 2010 года подписан договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ.

США и РФ активно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, поспособствовала сближению России и Америки. Страны оказывали военно-техническую помощь антиталибским силам в Афганистане. Придерживались одинаковой позиции в решении проблем Ближнего Востока.

Главное противоречие между РФ и США – отношение к Ирану. Россия помогает руководству страны в разработке ядерной программы. США выступает против этого. К проблемным вопросам стоит отнести энергобезопасность, отношение к ситуации в Палестине и Грузии.

Россия и США активно сотрудничают в сфере высоких технологий, информатики, инноваций. Стороны создали Инновационный совет по высоким технологиям. Также работает Межправительственный комитет по науке и технике. Российские компании участвуют в американских инновационных форумах.

Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки

С 1996 года Российская Федерация акцентировала внимание на выстраивании отношений с Ираном, Индией, Китаем, Египтом. Среди союзников России оказались Куба, Северная Корея, Вьетнам.

С Китаем РФ заключила договор о партнерстве. Страны создали зоны свободной торговли, договорились о безвизовом обмене в пограничной полосе. В китайских провинциях Россия построила АЭС. Китай закупал российский газ.

Правительство РФ активизировало отношения с Японией. В 1997-1998 гг. прошел ряд встреч глав государств «без галстуков».

В октябре 2003 года Россия вступила в форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».

В ноябре 2004 года Президент России отправился с официальным визитом в Бразилию. Это была первая в истории двусторонняя встреча.

В декабре 2005 года Россия участвовала в саммите АСЕАН в Малайзии. РФ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии разработали комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.

Правительство РФ активизировало диалог в рамках шанхайской организации сотрудничества.

В сентябре 2006 года президент РФ В. Путин совершил первый в истории официальный визит в Южную Африку, где подписал ряд экономических соглашений.

В июле 2012 года Россия, объединившись с Китаем, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Он грозил санкциями.

Новый курс во внешней политике

В феврале 2013 года вышла новая «Концепция внешней политики РФ». В приоритете правительства страны – сближение со странами СНГ.

Руководство России решило использовать систему применения «мягкой силы». Для решения внешнеполитических задач применялся комплексный инструментарий. Акцент делался на методы и технологии альтернативные классической дипломатии.

Источник

Министерство экономического развития
Российской Федерации

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ

—>

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами Азии и Африки

Экономическое сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки

Экономическое сотрудничество с государствами Азии, Африки и Латинской Америки – одно из приоритетных направлений внешней политики России. Взаимодействие с этими странами осуществляется в рамках развития двусторонних экономических связей, а также участия в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Эта деятельность нацелена на обеспечение гармоничной интеграции экономики России в мировые хозяйственные связи, создание условий для поддержки и диверсификации экспорта и развития инвестиционной деятельности, содействие модернизации и укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. В ее основе – ключевые отраслевые и географические приоритеты, зафиксированные в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года.

Главный инструмент развития и координации двусторонних экономических отношений – межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время действуют 62 МПК.

Участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе связано в первую очередь с работой в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Форум рассматривает оптимальные модели развития экономик АТЭС, вопросы совершенствования экономического законодательства, проведения структурных реформ, поддержки среднего и малого предпринимательства, развития государственно-частного партнёрства и др.

Важным направлением работы является развертывание практического взаимодействия в рамках экономического сотрудничества по линии Диалогового партнерства Россия – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и межгосударственного объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – БРИКС.

Источник

М. А. Мунтян внешняя политика российской федерации в контексте нового миропорядка программа

Участие России в создании системы региональной безопасности в зоне Персидского залива. Влияние проблемы Kрыма на военно-стратегический баланс в Средиземноморье. Россия и ближневосточные конфликта, анализ степени ее вовлеченности как показатель присутствия в регионе. Постепенный рост участия России в ближневосточном урегулировании. Российско-израильские отношения. Угроза распространения исламского фундаментализма и международные отношения. Исламские террористические организации и война в Чечне. Россия и война США против Ирака. Ее позиция при обсуждении иракской проблемы ООН.

Роль государственного и частного секторов в налаживании двустороннего экономического сотрудничества России с ближневосточными государствами на примерах Турции, Омана, ОАЭ. Проблема арабского долга России. Россия на ближневосточном рынке оружия. Возможности взаимо­действия на мировом рынке нефти и газа. «Русские челноки» и туристы — новое явление в отношениях России со странами региона. Необходимость создания российско-ближневосточной торговой палаты как координирующего и контролирующего органа экономических обменов.

Тема 12. Внешняя политика России в отношении стран Африки, Азии и Латинской Америки. Вопросы формирования внешнеполитической концепции отношений России с развивающимися государствами в новых условиях. Место и роль региона во внешней политике России. Процесс определения национальных интересов России в зоне слаборазвитости, их совпадения и различия с интересами других стран СНГ. Эволюция соотношения в развитии связей и контактов Российской Федерации со странами Запада и Востока. Неоднозначность точек зрения в России на развитие отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Содержание и основные аспекты отношений России с развивающимися странами. Преемственность и изменения в российской политике, учет прежней и создание новой международно-правовой базы развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Падение уровня отношений с развивающимися государствами. Основные приоритеты в налаживании сотрудничества в нынешних условиях: сохранение и укрепление связей с государствами по всему периметру границ, близкими соседями и традиционными партнерами по всему комплексу взаимовыгодных отношений. Активизация связей и контактов с «новыми индустриальными странами». Неравномерность в восстановлении и развитии отношений с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Традиции и новые моменты во внешней политике России в отношениях с развивающимися государствами. Различия в приоритетах в становлении внешнеэкономических связей со странами зоны слаборазвитости и их причины. Принципы, формы и методы этих связей. Слож­ности и трудности нынешнего этапа внешнеэкономического сотрудничества с развивающимися странами, вопросы конкуренции и соперничества в этой сфере между членами СНГ. Позиция РФ вопросах задолженности развивающихся государств бывшему СССР. Место многосторонних связей и контактов (зона Черноморского бассейна, организация экономического сотрудничества государств Каспийского моря).

Политические и военные аспекты международной деятельности России в отношениях с неприсоединившимися странами. Отношения с Индией, Ираном, Египтом, некоторыми государствами зоны Персидского залива, Латинской Америки и Африки. Особенности связей и контактов с Ливией, Сирией, Ираком и Афганистаном. Проблемы политического доверия и сложности в отношениях России со странами региона. Военное сотрудничество и торговля оружием России с развивающимися странами. Вопросы обеспечения безопасности и разрешения конфликтов в зоне слаборазвитости. Перспективы возможного взаимодействия России, других членов СНГ и соседних государств в укреплении стабильности в сопредельных регионах. Эволюция позиции России в вопросах урегулирования региональных конфликтов в развивающихся странах и возможные последствия «тактики пассивного реагирования».

Влияние внутренней социально-экономической и политической ситуации в России на развитие сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Анализ и оценка процессов, происходящих в указанных регионах и их учет во внешнеполитических подходах России. Возможности и резервы ее сотрудничества с развивающимися государствами по глобальным проблемам современности. Дальнейшие перспективы эволюции отношений России с развивающимися странами.

Тема 13. Роль и деятельность России в ООН. Сохранение Россией места постоянного члена Совета Безопасности ООН и принятие ею на себя «ответственности» за все права и обязанности Советского Союза по Уставу ООН, включая финансовые обязательства. Место и роль ООН во внешнеполитической концепции России. Предложения России на сессиях Генеральной ассамблеи и в Совете Безопасности ООН. Развитие демократия и миротворчество как основные новые сферы деятельности ООН в условиях необходимости соблюдения основополагающих принципов Устава ООН.

Значение развития российско-американского сотрудничества и взаимодействия для повышения эффективности ООН. Возрастающая необходимость координации действий постоянных членов Совета Безопасности. Россия и операции ООН по поддержанию мира. Конкретный вклад России в проведение ключевых операций ООН по поддержанию мира. Финансовые обязательства России по этим операциям. Участие России в санкциях Совета Безопасности ООН.

Политика России в «ближнем зарубежье». Миссия России и ООН в грузино-абхазском, карабахском, приднестровском конфликтах. Участие ООН в прекращении гражданской войны в Таджикистане и российская внешняя политика. Вопрос о придании статуса ООН миротворчеству России в странах «ближнего зарубежья». Отстаивание Россией в ООН прав русскоязычного населения в Прибалтике и других регионах. Россия и участие ООН в мероприятиях, направленных на достижение национального примирения, обеспечение демократической консолидации и прав человека в различных странах. Россия и обсуждение в ООН проблем разоружения.

Россия и «международная стратегия развития» в конце ХХ – начале XXI веков. ООН, модернизация постсоветских государств и проблемы включения их экономики в мировое хозяйство. Участие в реформах в России ВБ, МВФ и других специализированных учреждений ООН. Россия и программы ООН по разрешению проблем экологии, демографии, беженцев, борьбе с терроризмом, преступностью и наркоманией и др.

Позиция России в вопросах повышения эффективности ООН и ее реорганизации, увеличения числа членов Совета Безопасности ООН. Вопросы практической деятельности российских дипломатов в ООН, отстаивания в этой организации национальных интересов России.

Т ема 14. Участие России в деятельности «большой восьмерка». Этапы возникновения и развития неформальной межгосударственной структуры — регулярных ежегодных встреч руководителей США, Германии, Японии, Франции, Канады, Англии, Италии. Значение договоренностей «большой семерки» для развития международных отношений и мировой политики. Отношение «большой семерки» к политическим и социально-эконо­мическим преобразованиям в России, к важнейшим политическим событиям и политическим кризисам в стране, к ее взаимоотношениям со странами СНГ. Общие цели и различия в подходах руководителей семи ведущих индустриальных держав к внутренней ситуации и экономическим реформам в России.

«Западная помощь» российскому государству, ее цели, масштабы, реальное содержание и итоги. «Семерка» и вопросы выплаты российских долгов, получения западных кредитов, займов, промышленных инвестиций, стабилизации рубля и его конвертируемости, конверсии ВПК, приватизации и структурной перестройки российской экономики. Позиции западных стран по вопросам военной доктрины и военной политики России. Западные оценки реформирования российских Вооруженных сил и их участия в региональных конфликтах как на российской территории, так и в бывших союзных республиках. Выполнение российско-американских соглашений по вопросам сокращения стратегических ядерных вооружений. Превращение Украины и Казахстана в безъядерные государства как приоритетные задачи «большой семерки».

Позиции руководителей «большой семерки» по вопросам участия России в политическом урегулировании межгосударственных и межнациональных конфликтов в Европе, Азии и Африке, в миротворческих силах ООН. Международные проблемы, касающиеся России (разоружение, территориальные и др.) на встречах руководителей ведущих индустриальных держав. «Большая семерка» и актуальные вопросы обеспечения европейской и мировой безопасности, стабильности и сотрудничества с участием России. Процесс превращения «семерки» в «восьмерку». Общее и национально-особенное в их позициях.

Страны “восьмерки” и глобальные проблемы современности. Появление новых и обострение старых глобальных противоречий и проблем. Столкновение тенденций к росту единства, взаимозависимости и сотрудничества на мировой арене, с одной стороны, и к усилению обособленности, конкуренции и конфликтности, с другой. Рост разрыва между «богатыми» и «бедными» государствами, национально-религиозного экстремизма, загрязнения и уничтожения окружающей среды и другие негативные последствия современной цивилизации на саммитах “восьмерки”. Позиции России по проблемам роста народонаселения мира и нехватки продовольствия, прав человека и нацио­нальных меньшинств, иммиграции и др. Участие России в процессах разоружения, борьбе с международным терроризмом и наркомафией.

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Основные этапы становления и развития внешней политики РФ.

Российско-украинские отношения и проблемы региональной консолидации в СНГ.

Российская внешняя политика и проблема международного режима Каспийского моря.

“Цветные революции” в странах СНГ, их характер и позиция России.

Проблема обеспечения европейской безопасности и внешняя политика России.

Существует ли для России “китайская угроза”?

Участие России в урегулировании ближневосточного конфликта.

Мотивация российской политики по отношению к Ираку.

Россия и ядерная программа Ирана: анализ позиции.

Концепция внешней политики Российской Федерации и проблемы ее реализации.

Россия и борьба за демократизацию международных отношений.

Россия и ее участие в миротворческих операциях ООН.

Россия и проекты реформирования руководящих органов ООН.

Внешняя политика Россия в контексте современного миропорядка.

Россия как член “большой восьмерки”: международные инициативы.

Вклад России в борьбу с международным терроризмом.

Россия и “восьмерка”: основные моменты участия в деятельности этого международного института.

Концептуальные основы внешней политики России.

Новые моменты в дипломатии В.В.Путина. Стратегическое партнерство как характеристика отношений РФ с основными субъектами современных международных отношений.

Проблема цивилизационной идентичности России в современном мире.

Мировые глобализационные процессы и их отражение во внешней политике России.

Единое экономическое пространство: новый шаг к интеграции на постсоветском пространстве или новый миф.

Внешнеполитические перспективы России в начале ХХI века с точки зрения прорыва в “авангард прогресса”.

Россия и страны Балтии. Основные проблемы и направления взаимоотношений.

Экономическое сотрудничество РФ со странами Европы и национальная безопасность.

Внешняя политика и военная безопасность Российской Федерации.

”Цветные революции” на постсоветском пространстве в контексте политической безопасности и стабильности Российской Федерации.

Фактор Чечни в международной политике Российской Федерации.

Вызовы ХХI века и их осознание российской политической элитой.

Экономическая составляющая российской внешней политики.

Американская агрессия в Ираке. Реакция мировой общественности и России.

Геополитические и геостратегические последствия распада СССР.

Глобализация и новые трактовки понятия “государственного суверенитета”.

3. Перечень контрольных вопросов к экзамену по всему курсу

Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.

Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в СНГ.

Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.

Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.

Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой США на постсоветском пространстве.

Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и США.

Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.

Основные итоги и перспективы отношений РФ с латиноамериканскими и карибскими государствами.

Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.

Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.

Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ЕС совместных вооруженных формирований.

Отношения России и Североатлантического Блока.

Отношения России и ЕС.

Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.

Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в АТР.

Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове.

Состояние и перспективы российско-японских отношений.

Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.

Характер и состояние отношений России с Индией.

Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.

Отношения России с Израилем.

Отношения России и Сирии.

Позиция России в связи с победой ХАМАС на парламентских выборах в Палестинской автономии.

Оценка действий России во время иракского кризиса.

Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.

Основные инициативы РФ в ООН последних лет.

Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака.

Роль и место современной России в мировом сообществе.

Внешнеполитические ресурсы современной России.

Периодизация внешней политики современной России.

Основные внешнеполитические документы.

Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность РФ.

СНГ как внешнеполитический приоритет и сфера национально-государственных интересов РФ.

Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.

Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.

Россия и расширение НАТО на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-НАТО.

Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.

Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.

Россия и ВТО. Цели, сроки и условия вступления.

Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.

Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.

Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.

Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.

Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.

Участие России в борьбе с международным терроризмом.

Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.

Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования

Россия и Балто-Черноморский коридор. ГУУАМ и основные направления его деятельности.

Российско-украинские отношения. Украина как основной инструмент внешней политики США на постсоветском пространстве.

Мусульманский компонент российской внешней политики.

Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.

Безопасность и этническая миграция в Россию.

Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМА И ВИДАМ РАБОТ

Источник

Оцените статью