4.1 ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ
Вторая половина 50-х — первая половина 60-х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений, тог да же велись двусторонние переговоры с Англией, Францией. В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с Югославией.
Одной из основных целей советской дипломатии 40-60-х годов была стабилизация ситуации в Европе. Нужно было решать немецкую проблему. Отсутствие юридического признания ГДР имело для СССР и его союзников серьезные последствия, так как можно было постоянно оспаривать законность самого существования второго немецкого государства.
Чтобы сломить сопротивление своих западных партнеров, Н.С. Хрущев использовал единственное орудие давления, которое война оставила Советскому Союзу в Германии, — Берлин.
Бывшая немецкая столица была для СССР двойной проблемой. Раздел города, то есть присутствие в столице неподконтрольного ГДР западного сектора, являлся фактором постоянной нестабильности для восточногерманского государства. Существовала открытая дверь, через которую происходила утечка людей и средств в Западную Германию, где благодаря производственному подъему существовала более развитая экономика и лучшие условия жизни.
Особенно усилился этот процесс в июле 1961-го, когда из Восточного в Западный Берлин ежедневно бежало до тысячи человек. Кроме того, свободный проход через Западный Берлин в ГДР был лазейкой для разведок капиталистических стран, чем они и пользовались, проникая в расположение советских войск для сбора разведданных.
В конце 1958 г. Хрущев предложил сделать Западный Берлин «свободным городом» с гарантией его независимости, означающей конец его оккупации победителями Второй Мировой войны. Если страны НАТО, добавил Хрущев, не согласятся на заключение мирного договора с обеими Германиями, СССР заключит его только с ГДР. Она получит контроль над путями сообщения с Западным Берлином, и американцы, англичане и французы, чтобы попасть в город, будут вынуждены обращаться к восточно-немецким властям, неизбежно признавая их существование. Но признания ГДР не состоялось. В период с 1958 по 1961 гг. Берлин оставался самой горячей точкой мира.
13 августа 1961 г. Хрущев решился на постройку знаменитой стены вокруг Западного Берлина. Эта часть города была изолирована от остальной территории ГДР настоящим барьером из бетонных плит, возведенным за одну ночь и тщательно охраняемым. Огромная масса людей утром 14 августа попытались уехать домой к месту жительства, работы и т.д. Десятки тысяч людей скопились у Бранденбургских ворот и в других местах по обе стороны вновь созданной границы, но все их попытки перебраться через нее решительно пресекались полицией ГДР. По громкоговорителям был объявлен приказ «Немедленно разойтись», но люди продолжали стоять. И тогда мощные водометы буквально в течение получаса рассеяли огромную толпу. Таким образом Восточногерманское правительство закрыло границы между Восточным и Западным Берлином, что дало возможность остановить отток людей и средств в другую Германию, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития своей республики.
На 28 октября 1961 г. американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений, разделивших Берлин. Военная разведка Советского Союза заблаговременно получила информацию о точном времени и месте начала операции.
К КПП у Бранденбургских ворот двинулась колонна американской военной техники. Впереди шли три джипа, за ними — бульдозеры. Замыкали колонну 10 танков. С советской стороны в этом месте были размещены до батальона пехоты и до полка танков. После того, как джипы беспрепятственно проехали КПП, из близлежащих улиц стали выходить советские танки. Бульдозеры были заблокированы на западной территории. Советские и американские танки всю ночь стояли с наведенными друг на друга орудиями. Кроме того, западноберлинский аэродром Тепмельгоф был полностью блокирован советскими истребителями, которые никому не позволяли взлетать и садиться, поэтому на поддержку извне американским войскам в Западном Берлине рассчитывать не приходилось.
На американское командование сильное впечатление произвела дисциплина советских танкистов: за всё это время ни один из них так и не вылез из своей машины. Под утро по команде из Москвы советские войска ушли назад в прилегающие улицы. Все американские танки и бульдозеры также отступили.
Этим противостоянием закончился Берлинский кризис. Запад признал де-факто границы ГДР.
1 января 1959 г. на Кубе после долгой гражданской войны коммунистические партизаны во главе с Фиделем Кастро свергли правительство президента Батисты. США весьма встревожились перспективой получить у себя под боком коммунистическое государство. В начале 1960 года администрация Эйзенхауэра поручила ЦРУ создать, вооружить и тайно подготовить в Центральной Америке бригаду из 1400 кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу и свержения режима Кастро. Администрация Кеннеди, получив в наследство этот план, продолжила подготовку к вторжению. Бригада высадилась в заливе Кочинос, на юго-западном побережье Кубы, 17 апреля 1961г., но была разгромлена в тот же день: агентам Кубинской разведки удалось проникнуть в ряды бригады, таким образом план операции был заранее известен правительству Кубы, что дало возможность стянуть в район высадки значительное количество войск. Кубинский народ, вопреки прогнозам ЦРУ, мятежников не поддержал; «путь спасения» в случае провала операции обернулся в 80 миль по непролазным болотам, где были добиты остатки высадившихся боевиков. «Рука Вашингтона»
была тотчас опознана, вызвав во всем мире волну негодования. Это событие подтолкнуло Кастро к более тесному сближению с Москвой, и летом-осенью 1962 года на Кубе были размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы.
Это решение, принятое на заседании Совета Обороны СССР в мае 1962г., отвечало интересам обеих сторон — Куба получала надежное прикрытие («ядерный зонтик») от любой агрессии со стороны США, а Советское военное руководство сокращало подлетное время своих ракет до американской территории. Как свидетельствуют современники, Хрущева крайне раздражал и пугал тот факт, что американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могут достигнуть жизненно важных центров Советского Союза всего за 10 минут, в то время как советским ракетам нужно 25 минут, чтобы достичь территории Соединенных Штатов.
Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега.
В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Установки, обнаруженные американцами на Кубе, он назвал советским исследовательским оборудованием.
Источник
Отношения с развитыми капиталистическими странами ссср 50 60 годов
Проводя последовательную линию на мирное сосуществование с капиталистическими странами, Советское правительство предприняло, особенно с середины 50-х годов, ряд важных мер по нормализации и улучшению отношений с ними.
В условиях, когда в Европе окончательно оформились два самостоятельных немецких государства, Советское правительство видело свою задачу в том, чтобы установить и поддерживать нормальные дипломатические, экономические и иные отношения с ФРГ наряду с развитием дружбы с ГДР. По приглашению Советского правительства в сентябре 1955 г. в Москву прибыла правительственная делегация ФРГ. В ходе переговоров, происходивших в сложных условиях, было достигнуто соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Однако сделанное в 1957 г. Советским Союзом предложение ФРГ обсудить возможности значительного увеличения товарооборота, заключения торгового договора и конвенции о культурном и научно-техническом сотрудничестве натолкнулось на негативную позицию правительства ФРГ. Советский Союз был вынужден неоднократно обращаться с предупреждениями в адрес правящих кругов ФРГ, все более круто поворачивавших на путь милитаризма и реваншизма.
Положительные сдвиги произошли в этот период в советско-японских отношениях. В октябре 1954 г. Советский Союз и КНР опубликовали совместную декларацию об отношениях с Японией, в которой заявлялось, что СССР и КНР с пониманием и поддержкой отнесутся к установлению политических и экономических отношений с Японией. В декабре 1954 г. Советское правительство вновь подтвердило свою готовность предпринять практические шаги к нормализации отношений с Японией. 13 июня 1955 г. начались переговоры о восстановлении советско-японских отношений. Переговоры шли со значительными затруднениями и несколько раз прерывались, так как реакционные круги Японии пытались использовать переговоры для предъявления Советскому Союзу нереальных требований, в том числе территориальных.
В октябре 1956 г. была подписана советско-японская декларация, предусматривавшая прекращение состояния войны между СССР и Японией и восстановление дипломатических отношений. Советский Союз отказался от всех репарационных претензий к Японии. Одновременно был подписан протокол о развитии советско-японской торговли. В декабре 1957 г. был заключен торговый договор между СССР и Японией сроком на пять лет.
Большое внимание Советское правительство уделяло улучшению отношений с ведущими капиталистическими странами, что имело важное значение для дела мира. Еще в январе 1956 г. Советское правительство предложило США заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Однако президент Эйзенхауэр отклонил это предложение под тем предлогом, что СССР и США уже связаны уставом ООН.
Правительство США продолжало строить свои отношения с Советским Союзом с позиции «политики силы». Но жизнь заставляла правящие круги США, особенно их здравомыслящую часть, признавать нереальность этой политики и настоятельную необходимость переговоров и соглашений с СССР. По инициативе СССР было проведено обсуждение по дипломатическим каналам вопросов о сотрудничестве двух стран в области культуры, обмена делегациями ученых, работников промышленности, сельского хозяйства, деятелей культуры и т. д. Соглашение по этому вопросу было подписано в январе 1958 г. и явилось вкладом в уменьшение напряженности в советско-американских отношениях.
Инициатива Советского Союза по улучшению отношений с Англией и Францией привела к переговорам с этими странами на высшем уровне. Советская правительственная делегация посетила в апреле 1956 г. Англию. Во время переговоров было достигнуто соглашение о дальнейшем развитии связей между обеими странами. В совместном заявлении содержалось признание принципа мирного сосуществования. Тем самым впервые в официальном документе, определявшем отношения между СССР и одной из основных капиталистических стран, принцип мирного сосуществования был признан как основа для отношений между государствами различных общественных систем.
Советско-французские переговоры на уровне правительственных делегаций состоялись в Москве в мае 1956 г. В совместном заявлении об итогах переговоров говорилось, что обе стороны выражают свое убеждение в том, что основной базой для мирного сосуществования и дружественного сотрудничества между государствами являются взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, т. е. также содержалось фактическое признание принципа мирного сосуществования. В июле 1958 г. СССР передал правительству США и правительствам европейских государств — членов НАТО предложение о заключении договора о дружбе и сотрудничестве. С согласия остальных участников Варшавского Договора Советский Союз предложил заключить пакт о ненападении между государствами — членами НАТО и государствами — членами Варшавского Договора. Однако предложения СССР наталкивались на негативную позицию США и их союзников.
Большая забота проявлялась о нормализации и развитии хороших отношений с соседними государствами. Стремясь к улучшению советско-турецких отношений, находившихся в неудовлетворительном состоянии, Советское правительство в своем заявлении от 30 мая 1953 г. предложило правительству Турции нормализовать советско-турецкие отношения. Но встречных шагов со стороны турецких правящих кругов тогда не последовало. В июле 1957 г. советский посол в Анкаре по поручению Советского правительства сделал официальное предложение турецкому правительству об установлении личных контактов между государственными деятелями обеих стран для обмена мнениями о состоянии советско-турецких отношений. Но и это предложение не нашло в то время отклика с турецкой стороны.
В декабре 1954 г. было подписано советско-иранское соглашение об урегулировании пограничных и финансовых вопросов, которое способствовало заметному улучшению отношений между СССР и Ираном. В 1956 г. Советский Союз передал Ирану свою долю в смешанном советско-иранском нефтяном обществе, созданном в 1925 г. Было заключено соглашение об использовании пограничных участков рек Араке и Атрек и о совместном использовании для орошения водных ресурсов пограничных участков р. Герируд (Теджен). В 1957 г. были закончены все работы по демаркации и редемаркации советско-иранской границы. В том же году были заключены долгосрочные торговые соглашения и важное для Ирана соглашение о транзите через территорию СССР. В 1955 г. существенный вклад был внесен в улучшение отношений СССР с Финляндией. В сентябре Советский Союз посетил президент Финляндии Паасикиви. В результате переговоров были достигнуты важные соглашения. Советский Союз и Финляндия договорились о продлении на 20 лет срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, заключенного в 1948 г. Советский Союз отказался от своих прав на аренду финской территории Порккала-Удд, предоставленную ему на 50 лет по мирному договору с Финляндией от 10 февраля 1947 г., и решил ликвидировать свою военно-морскую базу в Порккала-Удд и вывести оттуда свои войска. По важнейшим вопросам международных отношений обе стороны выступали с аналогичных позиций. Советский Союз и Финляндия все более объединяли свои усилия в защите мира й безопасности народов. Вопросы развития советско-норвежских отношений обсуждались на переговорах с премьер-министром Норвегии во время его пребывания в СССР в ноябре 1955 г.
Советское правительство придавало большое значение установлению личных контактов глав правительств и стало широко развивать их. В эти же годы получил распространение метод непосредственных контактов между парламентами путем обмена парламентскими делегациями. Предложение об этом было выдвинуто в декларации Верховного Совета СССР, принятой на февральской сессии 1955 г. Оно нашло широкую поддержку со стороны многих стран: с 1954 по 1957 г. СССР посетили 30 парламентских делегаций.
В борьбе за ослабление международной напряженности и укрепление дела мира Советский Союз всегда придавал важное значение расширению экономических связей между странами, развитию международной торговли. По инициативе Советского правительства в апреле 1952 г. в Москве состоялось Международное экономическое совещание представителей деловых кругов, экономистов, профсоюзных и кооперативных деятелей 49 стран, посвященное обсуждению возможностей и средств восстановления и развития нормальных экономических отношений между странами независимо от их социально-экономического и политического строя. Советский Союз заявил о своей готовности значительно расширить свою торговлю со всеми странами. На совещании был образован комитет содействия развитию международной торговли, в который вошли представители ряда стран — участниц совещания. В 1954 и 1955 гг. советские представители участвовали в совещаниях экспертов по торговле между Восточной и Западной Европой и внесли предложения, направленные на расширение торговли.
Советский Союз выступил инициатором перестройки международных экономических отношений на демократической основе. В начале 1954 г. на 10-й сессии экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) советский представитель заявил о готовности СССР развивать торговлю со странами Азии на основе справедливых цен, равноправия и взаимной выгоды, рассмотреть вопрос о заключении со странами Азии и Дальнего Востока долгосрочных контрактов на закупку их товаров в обмен на советские товары и с произведением расчетов в национальных валютах этих стран. СССР изъявил готовность поставлять советское промышленное оборудование с рассрочкой платежей. На 17-й сессии Экономического и социального совета ООН в 1954 г. по предложению делегации СССР был включен в повестку дня вопрос «Об устранении затруднений в международной торговле и о средствах развития международных экономических связей».
В апреле 1956 г. Советское правительство на 11-й сессии европейской экономической комиссии ООН внесло предложение о заключении «Общеевропейского соглашения об экономическом сотрудничестве». В заявлении МИД СССР от 17 марта 1957 г. Советское правительство выдвигало конкретные вопросы межгосударственного сотрудничества: строительство крупных гидроэлектростанций, развитие топливной базы Европы и др.
Неуклонно расширялась внешняя торговля СССР: в 1959 г. Советский Союз торговал более чем с 70 государствами (в 1946 г,—с 40 государствами). Товарооборот Советского Союза с капиталистическими странами поднялся с 2,5 млрд, в 1950 г. до 9 млрд. руб. в 1958 г. Он мог бы вырасти еще больше, но этому препятствовали проводимая капиталистическими странами по настоянию США политика торговой дискриминации, искусственные ограничения торговли с социалистическими странами под видом отказа поставлять «стратегические товары». Особенно страдала советско-американская торговля. В 1946 г. оборот советско-американской торговли составлял 304 млн. руб., а в 1960 г.— 76 млн. руб.
В 50-х годах неуклонно росли научные и культурные связи между СССР и многими странами. В 1954 г. СССР посетило более 10 тыс. иностранцев из 90 стран. В последующие годы число зарубежных делегаций и иностранных туристов, побывавших в СССР, значительно возросло. В 1956 г. только по линии Министерства культуры Советский Союз посетили 2265 представителей культуры и искусства из 34 государств. Более 5 тыс. представителей советской культуры и искусства выезжали в 58 стран. Обмен делегациями происходил по линии профсоюзных, научных, спортивных и других организаций. Советские ученые и специалисты принимали участие в ассамблее Всемирной федерации ученых, в международных конгрессах биологов, физиологов, архитекторов, врачей, астрономов, ботаников, востоковедов,, историков и др. В 1955 г. СССР и США обменялись сельскохозяйственными делегациями. Возникли и развивались новые, мало практиковавшиеся в прошлом формы культурного общения: обмен студентами, взаимные посещепия преподавателей вузов, совместная разработка научных проблем советскими и зарубежными учеными. До 1956 г. в вузах СССР учились в основном студенты из социалистических стран. В 1956 г. был заключен ряд соглашений о расширении обмена студентами и с капиталистическими странами.
СССР активно участвовал в международных выставках и ярмарках в Милане, Измире, Дамаске, Джакарте, Лондоне, Лионе, Лейпциге, Вене, Копенгагене, Салониках и т. д.
Источник