Внешняя политика СССР в середине 50-х и в середине 60-х гг.20 века
1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков , а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму . В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку «холодной войны», в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах «третьего мира». Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом . В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или «ракетный кризис» 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны.
2. СССР и страны социалистического лагеря
Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим — образованием Организации Варшавского Договора (ОВД ), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.
3. Отношения с развивающимися странами
Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% — Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих «добровольцев»), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших «союзнические» режимы в странах «третьего мира». В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).
Источник
Отношения ссср с развивающимися странами
По мере того, как утихала прямая конфронтация между СССР и США, нарастала скрытая борьба между ними в странах “треть его мира”. В 50 е годы многие азиатские колониальные страны получили независимость, в начале 60 х годов этот процесс стал происходить в африканских странах. Как СССР, так и США пыта лись иметь в правительствах этих стран “своих людей”, направ лять их внешне и внутриполитические курсы. При этом обоим сторонам оказывалась как экономическая, так и военная помощь.
Во второй половине 50 х годов в “третьем мире” были две главные “горячие точки”: Юго Восточная Азия и Ближний Восток.
Практически во всех странах этих регионов шла вооруженная борьба, возглавляемая коммунистами, против правительств. Осо бенно интенсивно она велась а Южном Вьетнаме, Лаосе, Таилан де, Малайзии, а также в Бирме. Коммунистов активно поддержи вали СССр и Китай. Первоначально они действовали вместе, за тем противоборствуя друг с другом. На рубеже 50 60 х годов создалась ситуация, когда комму нистические движения в ряде стран были близки к захвату влас ти. Лишь массированная помощь со стороны США, Англии и других стран позволили правящим режимам стабилизировать положение. СССР стремился наладить дипломатические отношения с некото рыми развивающимися странами, с тем чтобы “оторвать” их от “империалистического лагеря”. Наиболее прочные связи устано вились у Советского Союза с Индией и Индонезией. Довольно ус пешно развивались отношения с Бирмой, Камбоджей, Непалом.
Установление прочных дипломатических и экономических от ношений с развивающимися странами использовалось Советским Союзом зачастую с тем, чтобы ослабить в них влияние бывших колониальных держав и создать тем самым благоприятную обста новку для прихода к власти прокоммунистических правительств.
Именно в это время в советском политическом словаре стало по являться словосочетание “развивающиеся страны социалистичес кой ориентации”. Во второй половине 50 х начале 60 х годов к этим странам СССР относил Индию и Индонезию.
Если поддержка Индийской Республике со стороны Советского Союза выражалась в экономической и военной помощи (СССР пос тепенно становиться основным поставщиком военной техники), то отношения с Индонезией приобретали элементы политического сотрудничества. Наиболее успешным оно было во второй половине 50 х годов, когда СССР и Китай действовали совместно. Одним из проявлений подобного подхода была программа социалисти ческих преобразований в Индонезии и активнейшая поддержка ее правительством повстанческих движений в соседних государствах (прежде всего в Малайзии), которые ориентировались на запад ные страны. Если в Индии умеренный и прагматический курс при носил плоды (в частности, СССР занял позицию нейтралитета во время индокитайского вооруженного конфликта в Гималаях в 1962 г. ), то более открытый индонезийский эксперимент завершился неудачей, когда в результате военного государственного пере ворота в Индонезии в 1965 г. было смещено правительство Су карно.
Военная и дипломатическая помощь СССР была определяющим фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г.
Результатом этих соглашений было появление социалистической Демократической Республики Вьетнам.
Не менее сложные процессы происходили и на Ближнем Восто ке. В конце 40 х начале 50 х годов большинство арабских стран освободились от колониальной зависимости; в некоторых из них, как, например, в Египте в 1952 г. , к власти пришли военные с националистическими программами. С 1948 г. в регио не существовало государство Израиль, созданное согласно реше ниям ООН, за которые голосовали США и СССР. Откровенно проа мериканский курс израильского правительства и антизападная политика ряда арабских стран были одной из основ конфликта.
Другой не менее важной причиной был еврейский и арабский на ционализм, который толкал соседние народы к непреодолимой вражде.
СССР поддерживал арабские страны как в политическом, эко номическом, так и в военном плане, особенно крупную помощь получила Объединенная Арабская Республика (строительство Асу анской плотины). Открыто помощь СССР Египту была оказана в 1956 г. во время агрессии против Египта Англии, Франции и Из раиля (причина и повод национализация Египтом Суэцкого ка нала). СССР не только полностью вооружил и обучил египетскую армию, но и в самый критический момент сделал заявление о го товности послать в Египет добровольцев, что поставило бы Со ветский Союз в прямую конфронтацию со странами агрессорами. В связи с тем, что США проявили колебания, не желая усиливать противоборство с СССР в данный конкретный момент, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска.
Война 1956 г. значительно укрепила позиции СССР на Ближ нем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в стра нах “третьего мира” стало возрастать.
Войной, также повысившей авторитет СССР в арабском мире, была война за независимость алжирского народа. С 1954 г. по 1962 г. СССР был, по существу, единственным действенным союз ником алжирского народа. После получения Алжиром независимос ти (французские войска были выведены, несмотря на военную по беду) СССР стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики.
1960 год был годом обретения независимости семнадцатью африканскими странами, но СССР оказался практически не гото вым к активным действиям на Африканском континенте. Влияние Советского Союза ограничивалось политическими декларациями и признанием новых независимых государств.
Источник
Отношения СССР с развивающимися странами.
По мере того, как утихала прямая конфронтация между СССР и США, нарастала скрытая борьба между ними в странах «треть его мира». В 50-е годы многие азиатские колониальные страны получили независимость, в начале 60-х годов этот процесс стал происходить в африканских странах. Как СССР, так и США пытались иметь в правительствах этих стран «своих людей», направлять их внешне- и внутриполитические курсы. При этом обоим сторонам оказывалась как экономическая, так и военная помощь. http://sportcity74.ru/ какой выбрать Трехколесный велосипед. выкройки в натуральную величину детских платьев скачать бесплатно в Москве
Во второй половине 50-х годов в «третьем мире» были две главные «горячие точки»: Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.
Практически во всех странах этих регионов шла вооруженная борьба, возглавляемая коммунистами, против правительств. Особенно интенсивно она велась на Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, а также в Бирме. Коммунистов активно поддерживали СССр и Китай. Первоначально они действовали вместе, за тем противоборствуя друг с другом.
На рубеже 50-60-х годов создалась ситуация, когда коммунистические движения в ряде стран были близки к захвату власти. Лишь массированная помощь со стороны США, Англии и других стран позволили правящим режимам стабилизировать положение.
СССР стремился наладить дипломатические отношения с некоторыми развивающимися странами, с тем чтобы «оторвать» их от «империалистического лагеря». Наиболее прочные связи установились у Советского Союза с Индией и Индонезией. Довольно успешно развивались отношения с Бирмой, Камбоджей, Непалом.
Установление прочных дипломатических и экономических от ношений с развивающимися странами использовалось Советским Союзом зачастую с тем, чтобы ослабить в них влияние бывших колониальных держав и создать тем самым благоприятную обстановку для прихода к власти прокоммунистических правительств.
Именно в это время в советском политическом словаре стало по являться словосочетание «развивающиеся страны социалистической ориентации». Во второй половине 50-х-начале 60-х годов к этим странам СССР относил Индию и Индонезию.
Если поддержка Индийской Республике со стороны Советского Союза выражалась в экономической и военной помощи (СССР постепенно становиться основным поставщиком военной техники) , то отношения с Индонезией приобретали элементы политического сотрудничества. Наиболее успешным оно было во второй половине 50-х годов, когда СССР и Китай действовали совместно. Одним из проявлений подобного подхода была программа социалистических преобразований в Индонезии и активнейшая поддержка ее правительством повстанческих движений в соседних государствах (прежде всего в Малайзии) , которые ориентировались на западные страны. Если в Индии умеренный и прагматический курс при носил плоды (в частности, СССР занял позицию нейтралитета во время индокитайского вооруженного конфликта в Гималаях в 1962 г.) , то более открытый индонезийский эксперимент завершился неудачей, когда в результате военного государственного пере ворота в Индонезии в 1965 г. было смещено правительство Сукарно.
Военная и дипломатическая помощь СССР была определяющим фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г.
Результатом этих соглашений было появление социалистической Демократической Республики Вьетнам.
Не менее сложные процессы происходили и на Ближнем Востоке. В конце 40-х начале 50-х годов большинство арабских стран освободились от колониальной зависимости; в некоторых из них, как, например, в Египте в 1952 г., к власти пришли военные с националистическими программами. С 1948 г. в регионе существовало государство Израиль, созданное согласно решениям ООН, за которые голосовали США и СССР. Откровенно проамериканский курс израильского правительства и антизападная политика ряда арабских стран были одной из основ конфликта.
Другой не менее важной причиной был еврейский и арабский национализм, который толкал соседние народы к непреодолимой вражде.
СССР поддерживал арабские страны как в политическом, экономическом, так и в военном плане, особенно крупную помощь получила Объединенная Арабская Республика (строительство Асуанской плотины) . Открыто помощь СССР Египту была оказана в 1956 г. во время агрессии против Египта Англии, Франции и Израиля (причина и повод национализация Египтом Суэцкого канала) . СССР не только полностью вооружил и обучил египетскую армию, но и в самый критический момент сделал заявление о готовности послать в Египет добровольцев, что поставило бы Советский Союз в прямую конфронтацию со странами-агрессорами. В связи с тем, что США проявили колебания, не желая усиливать противоборство с СССР в данный конкретный момент, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска.
Два центра цивилизации. Пути развития Полиса
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования .
Предпосылки революции.
Начало XX в. было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества. Так страна подошла к революции. В условиях назревающей .
1902 год.
8-го и 9-го июня большой университетский город Казань представлял из себя картину ужасного пожарища. Почти двое суток город стоял в дыму и пламени, словно в день осады его Иоанном Грозным. Нынче погибла почти вся татарская часть этого русско-татарского города. В дни, предшествовавшие катастрофе, в Казани стояла тропическая жара, доходи .
Источник