Отношения со странами дальнего зарубежья сша
Отношения со странами дальнего зарубежья
Большое внимание российское руководство уделяло налаживанию и укреплению отношений со странами дальнего зарубежья. С наступлением нового тысячелетия в отношениях с ними многое изменилось в лучшую сторону, существенно укрепились международные позиции страны. Вместе с тем появились новые проблемы, противоречия и вызовы, настоятельно требовавшие новых подходов.
Внешняя политика была подчинена решению задач создания максимально благоприятных внешних условия развития страны, включая обеспечение ее надежной безопасности, содействие усилению международной безопасности и равноправного сотрудничества с другими странами. Осуществление такой политики представлялось возможным при соблюдении двух принципиально важных положений. Первое заключается в том, что реализовать свои национальные интересы, в том числе долгосрочные, в современном мире можно только в том случае, если будет проводиться внешнеполитический курс предсказуемый и адекватный своему реальному весу. Иными словами, Россия вынуждена соизмерять свои цели и обязательства в соответствии с имеющимися возможностями и возникшими новыми геополитическими реальностями. Второе состоит в том, что прагматический, экономически эффективный, подчиненный интересам национальной безопасности внешнеполитический курс можно будет проводить только тогда, когда будут учтены широкие интересы мирового сообщества, в том числе через активное и устойчивое сотрудничество как на двусторонней, так и многосторонней основе. Отсюда – активное включение России в решение важнейших международных вопросов, в формирование международного порядка, максимально благоприятного для национальных интересов, и ее усилия по интеграции страны в систему мирохозяйственных связей.
Среди основных направлений российской внешней политики со странами дальнего зарубежья, учитывающих в той или иной мере указанные обстоятельства и свидетельствующих об отказе России от сверхдержавного поведения на мировой арене, наибольшую значимость для страны приобрели следующие: отношения с США; борьба с терроризмом; иракский вопрос; проблема международной ядерной безопасности; европейское направление внешней политики; отношения Россия-НАТО; азиатско-тихоокеанское направление; китайский вектор внешней политики; сотрудничество с Японией и Южной Кореей. Рассмотрим эти направления в контексте практических шагов, предпринятых российским руководством в 2000-2004 гг.
Источник
Отношения со странами дальнего зарубежья сша
Отношения с США
Для успеха начатых в России преобразований, улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности большое значение имеют отношения с США – крупнейшей державой мира, стремящейся сформировать международный порядок, который в наибольшей степени отвечал бы ее национальным интересам. Россия и США заинтересованы в нахождении ответов на новые вызовы и риски, такие, как международный терроризм, контроль над вооружениями, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование наиболее опасных региональных конфликтов. На этом пути встречаются трудности и разногласия, порой серьезные и принципиальные. Так, международный порядок, который выстраивает Вашингтон, представляет собой воплощение лидерства США, что сохраняет, а порой даже усиливает, геополитические разногласия и различие подходов к урегулированию узловых международных проблем, провоцирует в международной системе дополнительные противоречия и расхождения, в том числе, по таким важным вопросам, как отношение к ООН, разоружение, региональная безопасность и ряд других. Вот почему российско-американские отношения представляет собой сложное переплетение не только сотрудничества и взаимодействия, но и противоборства, разногласия и непонимания. При этом камнем преткновения во взаимоотношениях между США и Россией являются не только американские претензии на гегемонию в мире, но и происходившие в России процессы, прежде всего, неадекватность, по мнению Запада, действий российских войск в Чечне задачам борьбы с терроризмом, нарушение здесь прав человека и др.
Администрация Дж. Буша с момента его прихода к власти в январе 2001 г. изначально ужесточила подход к России. Западные СМИ в то время прозрачно намекали на «авторитарные замашки» Президента РФ, на якобы пренебрежение В. Путина к своим политическим соперникам, антидемократичность избирательных кампаний в России и т.п. В свою очередь Россия считала, что реализация имперской политики США не соответствует национальным интересам нашей страны. Она критически отнеслась к политике США и НАТО на Балканах, где разгорелся этнический конфликт между албанцами и сербами. События в Косово и разный подход к разрешению конфликта, а также подписание российско-китайского договора ухудшили и без того прохладные отношения между странами. В противовес Вашингтону, Москва выступила за строительство многополярного мира, о чем свидетельствует и принятая в 2000 г. внешнеполитическая доктрина, где подчеркивалось, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира.
Осложнению отношений способствовали и т.н. «шпионские скандалы» как в США, так и в России. В обеих странах были задержаны граждане, которые подозревались в работе на иностранные разведки. В начале 2001 г. по просьбе швейцарского правосудия в США задержали секретаря Союзного государства России и Белоруссии П. Бородина, которому предъявили обвинения, неадекватные с точки зрения российского правосудия. Секретарю Союзного государства пришлось некоторое время провести в тюрьме.
13 февраля 2001 г. был опубликован доклад ЦРУ, где утверждалось, что от России исходит ядерная угроза безопасности США. В результате в США начался новый виток антироссийской кампании, заговорили о выходе страны из Договора 1972 г. о противоракетной обороне. Однако этот опасный поворот к новой «холодной войне» общими усилиями удалось преодолеть, в результате чего развитие российско-американских отношений пошло по иному, более благоприятному для России руслу. Во многом этому способствовали два обстоятельства: личная встреча В. Путина с новым президентом США Дж. Бушем и сентябрьские события 2001 г. в США.
Первая личная встреча В. Путина и Дж. Буша состоялась 16 июня 2001 г. в Сараево. Ее итогом стало лучшее понимание США международных позиций России, в том числе по чеченской проблеме. США дали понять, что они не рассматривают Россию в качестве страны, откуда исходит главная угроза миру и безопасности США. Выяснилось, что можно договориться и по проблеме выхода США из договора ПРО, несмотря на различный подход. Вместе с тем, встреча показала, что в отношениях между странами остаются открытыми немало вопросов. Отчетливо прослеживались различия в подходах к актуальным проблемам мировой политики.
Активный диалог с США по широкому кругу проблем стал определяющим для изменения отношений к России со стороны как этой страны, так и многих других государств, ориентировавшихся на крупнейшую державу мира. Совместные практические действия американской и российской дипломатии способствовали выводу России из некоторой международной изоляции. Более активно стал развиваться переговорный процесс по основным политическим, военным и экономическим вопросам. Продвигались и стали приобретать более конкретный характер переговоры о вступлении России в ВТО. Россия стала полноправным членом «восьмерки» ведущих государств мира. 26-27 июня 2002 г. она приняла участие в саммите ведущих государств мира, проходившем в формате «большой восьмерки», а не по формуле «семь плюс один». Было принято решение о проведении заседания «большой восьмерки» 2006 г. в России, которая будет председательствовать на этом саммите, и к этому она уже готовится.
В июне 2002 г. США признали Россию страной с рыночной экономикой, в ноябре того же года и страны Евросоюза признали российскую экономику рыночной. 11 ноября 2002 г. международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в Париже (FATF) исключила Россию из «черного списка» стран, которые не сотрудничают активно в деле противодействия отмыванию «грязных денег». Все это и другие новые аспекты в отношении к России способствовали укреплению ее престижа на мировой арене, изменению отношений мирового бизнеса к стране.
Одна из важнейших предпосылок в целом успешного развития отношений со странами Запада заключалась в том, что США в своей внешнеполитической доктрине декларировали отказ от конфронтации с Россией. Одновременно президент США обратился к конгрессу с просьбой отменить ограничения на продажу современных технологий введенные против СССР еще в 70-80-е годы. Однако ограничения продолжали действовать. США стремились закрепить за собой роль мирового лидера. Вместе с тем важнейшее условие в продвижении к этой цели они видели в том, чтобы Россия, сохраняющая достаточный для обеспечения безопасности внутриполитический и военный потенциал, не выступала их оппонентом. В России они хотели видеть долгосрочного партнера. Россия, в свою очередь, была заинтересована в сохранении неконфронтационных отношений с США.
В этом отношении прорывным оказался российско-американский саммит в мае 2002 г.
В. Путиным и Дж. Бушем по итогам встречи была подписана Декларация о стратегическом партнерстве РФ и США. В Декларации была подчеркнута необходимость сохранения неконфронтационных, партнерских отношений между обеими странами. Предусматривалось проведение заседания Консультативной группы на уровне министров иностранных дел и обороны по актуальным международным проблемам.
20 сентября 2002 г. в США состоялось первое такое заседание. Возникновение транснациональной угрозы терроризма, нашедшей наиболее отчетливое выражение в трагических событиях 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке, способствовало сближению России с США в рамках антитеррористической коалиции.
Источник
Отношения со странами дальнего зарубежья сша
Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).
В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.
Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.
С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:
- С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
- С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
- С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
- С Египтом – стратегическое партнерство.
- Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
- С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
- С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.
Источник
Россия и дальнее зарубежье
Отношения с так называемым «дальним зарубежьем», т. е. со странами, не входившими прежде в состав СССР, по инерции от советских времен считались приоритетными для российской внешней политики. Но это не соответствует кардинальному изменению геополитической ситуации, в которой оказалась Россия после распада Советского Союза, и потому возникает необходимость более сбалансированной по направлениям внешней политики. Суть российской внешней политики в отношении стран дальнего зарубежья на протяжении последних 5 лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов.
Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание «холодной войны». Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы «перестройки»: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление» — 1987 г.), ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение 3 лет), отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.), прекращение контроля над восточно-европейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989-1990 гг.), непротиводействие объединению Германии (октябрь 1990 г.), заключение совет-
ско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) несмотря на пропорциональность сокращений, более выгодных американской стороне (июль 1991 г.), односторонний роспуск Организации Варшавского договора и прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.), означавший потерю военно-политических союзников, наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода советских войск с территории бывших союзников (с 1991 г.) свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР. Президент США Дж. Буш в декабре 1991 г. поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Россия и США 1 февраля 1992 г. официально подписали декларацию о прекращений «холодной войны».
Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Но российские лидеры так и не признали, что Россия, оставаясь ядерным государством, перестала быть великой державой (по сравнению с СССР территория России меньше на четверть, население меньше наполовину, валовой внутренний продукт составлял 60% от общесоюзного, но в связи с экономическим кризисом за эти годы уменьшился почти вдвое, значительно снизились ударная мощь и оперативно-стратегические, возможности вооруженных сил) и в течение
нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных
отношений с ведущими странами мира.
Отношения с дальним зарубежьем развивались по двум
основным направлениям: в военно-политической и экономической сферах. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. В ответ она получила международную поддержку, важную для
становления России как самостоятельного государства. Россия
стремилась утвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене и ей было предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Россия заняла место СССР во всех международных организациях.
Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось на территории еще трех государств — Украины, Белоруссии и Казахстана). США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трех славянских республик (России, Украины и Белоруссии), а затем на Алма-атинской встрече руководителей постсоветских государств 21 декабря 1991 г. было предусмотрено, что ядерные силы (и ракетные войска стратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будут разделяться и будут находиться под контролем и охраной командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Управление ядерным оружием предоставлялось Президенту России и Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ. 25 декабря М. Горбачев передал Главнокомандующему Е. Шапошникову так называемую «ядерную кнопку». Правом принимать решение о применении ядерного оружия наделялся Президент РФ — по согласованию с главами других государств, на территории которых это оружие располагалось, и после консультаций со всеми остальными государствами Содружества.
Предусматривалось, что все ядерное оружие будет перебазировано на территорию России и здесь будет происходить демонтаж той его части, которая подлежала сокращению по ОСНВ-1. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о своем статусе неядерных держав, но Украина не спешила передавать России ядерные боеголовки. Она не подписала соответствующие многосторонние и двусторонние соглашения, а в июле 1993 г. объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, расположенных на ее территории.
Намеки Украины о желании стать членом «ядерного клуба» вызвали озабоченность США, которые всегда были принципиальным противником увеличения числа ядерных государств. Президент США Б. Клинтон включился в разрешение проблемы и выступил в качестве международного гаранта выторгованных Украиной условий. Притязания Украины были переведены в экономическую плоскость: в начале 1994 г. в ходе визита
Б. Клинтона в Киев и Москву было подписано трехстороннее российско-американско-украинское соглашение, по которому все ядерные боеголовки транспортировались в Россию для демонтажа, а Россия обязалась поставлять Украине обогащенный уран для ее АЭС (ранее Украина предполагала самостоятельно демонтировать ядерные заряды для использования их в качестве топлива, что в условиях отсутствия квалифицированных специалистов вызывало обоснованные опасения).
В начале 1992 г. российской стороной была проявлена мак-
симальная открытость в отношениях с США: приступивший к
внутренней реорганизации КГБ (разделявшийся на ФСБ — Фе-
деральную службу безопасности — контрразведку и Управ-
ление внешней разведки) в одностороннем порядке передал
американским спецслужбам 70 схем закладки подслушивающих
устройств в строившемся здании американского посольства.
Конгресс США снял свое «вето» в отношении использования
Россией нового здания ее посольства в Вашингтоне. Проявляя
дружественную инициативу, Президент Б. Ельцин официально
заявил, что ядерные ракеты России отныне не будут нацелены
на территорию США. *
В январе 1993 г. Президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 73 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно проработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США.
В целом российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своих решениях и на международной арене безоговорочно поддерживала действия США. Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов и международные экономические санкции против Ирака, введенные после подавления весной 1991 г. многонациональными силами иракской агрессии против Кувейта. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был одним из
главных покупателей советского оружия и крупнейшим должником). Россия присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии, введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США.
Что касается отношений с другими крупными государствами, то с ФРГ они были в этот период демонстративно дружескими: продолжался вывод войск из Восточной Германии, и ФРГ выделяла значительные денежные суммы на их социальное обустройство в новых местах дислокации. Отношения с Францией несколько затормозились: у обоих государств не было точек экономического и политического соприкосновения, к тому же президент Ф. Миттеран до самого последнего момента поддерживал М. Горбачева.
Сложными были отношения с Японией: в 1991 г. во время визита М. Горбачева советская делегация официально признала существование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех Южно-Курильских островов. Впоследствии Президент Б. Ельцин и министр иностранных дел А. Козырев, стремясь оживить экономические связи, сделали ряд двусмысленных заявлений о необходимости подписания мирного договора с Японией по итогам Второй мировой войны и решения для этого территориальных споров. Даже предположение о возможности передачи Японии островов вызвало крайне негативную общественную реакцию в России — Президент подтвердил незыблемость российских границ. Визит Б. Ельцина в Японию не состоялся, отношения с ней, развитие которых японская сторона обусловливает обязательным решением территориального вопроса, оказались замороженными.
С начала 1994 г. МИД России вместо основополагающей идеи об общности интересов с США стал выдвигать новый внешнеполитический тезис — о необходимости соблюдения собственных национальных интересов России. С одной стороны, это было вызвано некоторым изменением расстановки политических сил внутри страны: поражением демократов на выборах в Думу в. декабре 1993 г. и получившими широкий
общественный резонанс обвинениями со стороны оппозиции в проамериканском курсе. С другой стороны, к этому вынуждало изменение геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе: в 1994 г. (окончательно — в августе) завершался вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии, и некоторые из них сразу заявили о своем желании быть принятыми в военно-политический блок западных стран — Организацию Североатлантического договора (НАТО). Свое намерение бывшие союзники СССР по Варшавскому договору зачастую мотивировали, ссылаясь на события октября 1993 г., которые возродили в Европе опасения по поводу непредсказуемости российской политики.
К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международных делах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. В ответ на выраженную Россией озабоченность планами расширения НАТО было заявлено, что готовность НАТО к расширению на Восток не означает практических мероприятий в этом направлении, Североатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и не направлен против каких-либо стран, что НАТО предлагает бывшим социалистическим странам и странам бывшего Советского Союза, включая Россию, принять совместную программу «Партнерство во имя мира», которая установила бы формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского договора и НАТО. Это был временный компромисс США и России, который мог лишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пакт бывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии и, не исключено, некоторых государств СНГ.
Ощутимые изменения во внешней политике России — рост ее инициативности и самостоятельности — стали наблюдаться только с 1996 г., когда министром иностранных дел был назначен Е. Примаков, бывший прежде руководителем Управления внешней разведки. О себе Е. Примаков говорил, что он не является «антизападником», а лишь защищает интересы государства, национальные интересы России. Уже в феврале 1996 г. Россия отказалась от санкций в отношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами. В октябре Совет Безопасности ООН единогласно отменил экономические
санкции против Югославии, действовавшие с 1992 г. Продолжая линию на. восстановление традиционного влияния России на Балканах, МИД в январе 1997 г. попытался выступить в качестве посредника между президентом Сербии и оппозицией, оспаривавшей результаты выборов и проводившей непрерывные двухмесячные демонстрации.
В сентябре 1996 г. Россия осудила бомбардировку военных объектов на территории Ирака американскими крылатыми ракетами. С 1997 г. Россия старается вернуть свои позиции в ближневосточном урегулировании: в феврале на встрече Е. Примакова и лидера Палестины Я. Арафата было обещано оказывать арабам не только политическую, но и возможную экономическую помощь. В марте визит тогдашнего премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху хотя и носил подчеркнуто экономический характер, сопровождался надеждой на то, что Россия подключит к ближневосточному урегулированию традиционно дружественную ей Сирию.
С 1995 г. Россия начала восстанавливать утерянные позиции на международном рынке вооружений: по данным «Росвооружения», государственного монополиста в экспорте оружия, объемы его продаж в 1995 г. составили 3 млрд долларов, а в 1996 г.— 3,5 млрд (у США объем продаж за 1996 г. упал на 2 млрд долларов). Пользуются спросом наиболее современные системы оружия: самолеты МиГ-29 и С-27, вертолет К-50 («Черная акула»), зенитные ракетные установки С-800, танки Т-80, системы залпового огня, боевые машины пехоты и др. При этом российское оружие покупают не только давние партнеры (Индия, арабские страны), но и новые — Китай и даже Южная Корея (в счет погашения советского долга), традиционно бывшая импортером американского оружия.
Во второй половине 90-х гг. внешняя политика России все более была направлена на упрочение международной безопасности и равноправное сотрудничество со всеми странами. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что явилось международным признанием построения в ней в основном демократического общества. В апреле 1996 г. руководители стран «семерки» (США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившись в Москве, достигли соглашения о необходимости полного прекращения ядерных испытаний в целях упрочения ядерной безопасности и
нерасширения группы ядерных государств. В сентябре 1996 г. в Нью-Йорке был подписан официальный Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах (на тот момент официально разрешенными оставались лишь подземные испытания, но «Китай проводил также и атмосферные), к которому присоеди нились 158 государств (кроме Индии).
Открытость России в ее отношениях с дальним зарубежьем ярко проявилась в росте числа российских граждан, свободно выезжавших из страны в туристические и деловые поездки, совершавших «челночные» туры, переезжавших на временное или постоянное место жительства. Формальные трудности могли возникнуть теперь, как правило, не с выездом из России, а с получением въездной визы в зарубежную страну.
Изменились акценты во внешнеэкономических связях с Западом: упор был сделан не на получение эпизодической «помощи», разовых льготных кредитов, а на пробуждение долговременного меркантильного интереса западных предпринимателей к российской экономике. Привлечение частных иностранных инвестиций стало приоритетной для правительства внешнеэкономической задачей: на международном экономическим форуме в Давосе (Швейцария, февраль 1997 г.) А. Чубайс агитировал европейскую финансовую элиту на участие в российской экономике. Во время визита в США (февраль 1997 г.) В. Черномырдин на встрече с президентом Всемирного банка и ужине с американскими бизнесменами-лидерами еврейской общины убеждал в выгодности и надежности помещения капитала в России. При правительстве России действует специальный Консультативный совет по иностранным инвестициям, главная задача которого содействовать притоку капиталов.
Продолжается экономическое сотрудничество с США. Россия, как и многие развивающиеся страны, получает безвозмездную помощь, выделяемую по решению американского Конгресса. Эта помощь составляет несколько десятков миллионов долларов в год, выделяется целевым назначением (на совершенствование налоговой системы, материально-техническое оснащение органов правопорядка и т. д.) и имеет условием продолжение рыночных реформ и демократизации России.
Успешно зарекомендовала себя межправительственная комиссия России и США по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. На встрече вице-президента США А. Гора и
премьер-министра России В. Черномырдина в феврале 1997 г. в Вашингтоне одним из актуальных оказался вопрос о выполнении Россией своих обязательств по созданию совместной орбитальной космической станции «Альфа».
Таким образом, в экономической сфере Россия выступает за нормальные взаимовыгодные партнерские отношения с дальним зарубежьем. Но в силу объективных причин за Россией постепенно закрепляется роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов в международном разделении труда, конкуренты стремятся не допустить ее выхода на мировые рынки высокотехнологичной продукции. Основная внешнеэкономическая задача правительства России — добиться финансирования российской экономики и ее выхода из кризиса за счет внешних, иностранных источников — по-прежнему далека от разрешения.
Главной внешнеполитической проблемой для России с конца 1996 г. стало расширение НАТО на восток. Именно в ходе дипломатической борьбы вокруг этой проблемы России наглядно была продемонстрирована ее слабость дано понять, что рассчитывать на равноправное партнерство с Западом она не может. С расширением НАТО внешнеполитический этап подчеркнуто дружественных отношений с США может закончиться.
В 1995 г. в НАТО заговорили о необходимости начать практические мероприятия по подготовке к приему новых членов — бывших социалистических государств Восточной и Центральной Европы. Россия выдвинула предложение вместо расширения Североатлантического блока повысить уровень полномочий Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в обеспечении военной безопасности и политической стабильности на континенте. СБСЕ, впервые созванное в 1975 г. в Хельсинки для политического закрепления военной «разрядки» в отношениях между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, в 1990 г. на Парижской конференции было преобразовано в постоянно действующую организацию со своим механизмом периодических встреч на «высшем уровне» и регулярных консультаций. «Подтекст» российского предложения заключался в том, что каждое государство — член СБСЕ имеет право «вето» на принятие решений. Инициатива России не встретила позитивного отклика.
С января 1997 г. начались широкая антинатовская кампания в российских средствах массовой информации и усиленная
дипломатическая игра в попытке повлиять на позицию США и НАТО. Некоторые российские лидеры утверждали, что расширение НАТО станет угрозой демократии в России, так как усилит влияние коммунистов (В. Черномырдин), что Россия изменит свое отношение к кредиторам — МВФ, Парижскому и Лондонскому клубам (А. Чубайс). В течение 2 месяцев перед встречей Президентов России
и США шел интенсивный дипломатический торг — Россия не имела возможности воспрепятствовать расширению НАТО, но хотела добиться максимума уступок: получить гарантии безопасности западных рубежей, а также политические выгоды, в частности, доступ во влиятельные международные организации. Российские интересы представлял министр иностранных дел Е. Примаков, который провел целый ряд встреч и переговоров, в первую очередь с госсекретарем США М. Олбрайт и генеральным секретарем НАТО X. Солана, а также с министрами иностранных дел Франции и ФРГ, министром обороны США.
Первоначально Россия хотела получить право «вето» во всех вопросах деятельности НАТО, однако в этом ей было твердо отказано, но обещано предоставить голос в обсуждении политических, отчасти и военных вопросов, возможно, в рамках специального консультативного совета «Россия — НАТО». Затем российская дипломатия сосредоточила усилия на том, чтобы добиться принятия обязательного для всех стран НАТО документа, в котором были бы зафиксированы гарантии ее безопасности. В частности, Россия требовала нераспространения ядерного оружия на территорию вновь принимаемых стран, неувеличения уровня обычных вооружений НАТО и права
России в одностороннем порядке пересмотреть договор 1990 г. об обычных вооружениях в Европе, неиспользования натов-:кими военными инфраструктуры, оставшейся от Варшавского договора, запрета многосторонним военным формированиям НАТО передвигаться через национальные границы и т. д. США предложили расширить сферу доверия и сотрудничества НАТО и России: обещали приглашать российские вооруженные силы на все натовские учения в Европе, давать спутниковую информацию об изгибах линии обороны НАТО, предлагали создать совместную бригаду для реагирования на кризисные ситуации на континенте и т. д.
В результате трудных переговоров США в принципе согласились подписать, юридически обязывающий документ, содержащий согласованные с Россией уступки по обеспечению ее безопасности и обязательный для соблюдения всеми членами НАТО. Но Франция и ФРГ заявили, что никакого обязывающего договора между Россией и НАТО быть не может, отношения между ними должны регулироваться лишь хартией, т. е. декларативным изложением взаимных дружественных намерений. Таким образом, вопрос о том, какой характер будет носить совместный документ России и НАТО: обязывающий или декларативный, зависит от содержания этого документа, весомости уступок, на которые НАТО захочет пойти.
Встреча Президента России Б. Ельцина и Президента США Б. Клинтона состоялась в Хельсинки 20-21 марта 1997 г. Одновременно, 20 марта в Тульской области прошли самые крупные с 1991 г. тактические учения российских Вооруженных Сил (с участием штурмовой авиации и десантников). По главному вопросу — о расширении НАТО — встреча не дала конкретного результата. Как сказал на пресс-конференции Президент России Б. Ельцин: «Обе стороны защищали свои национальные интересы, и обе стороны не отступили от них».
Внешняя политика России
На современном этапе
В конце 90-х гг. Россия испытала серию чувствительных внешнеполитических поражений, нанесших урон позициям страны, осложнивших ее внешнеполитическое положение.
Вопреки сопротивлению России Произошло расширение НАТО. На борьбу вокруг расширения НАТО были потрачены огромные ресурсы. На 2 года расширение стало доминирующей темой европейской и российской политики. России был нанесен дополнительный ущерб тем, что на иные вопросы внешней политики у Москвы просто не оставалось временных и дипломатических ресурсов. Возможности России влиять на политику блока через механизм, предусмотренный Основополагающим актом, оказались малоэффективными.
НАТО в рамках принятой доктрины «гуманитарной интервенции» вышло за пределы действия Североатлантического до-
говора и совершило нападение на Югославию. Новая доктрина, весьма вероятно, станет дестабилизирующим фактором международных отношений (будет провоцировать интенсификацию гонки вооружений во многих регионах).
Несмотря на противодействие России, США пошли по пути односторонних действий и нанесли удар по Ираку. Оказались заметно ослаблены такие международные инструменты по поддержанию мира, как СБ ООН и ОБСЕ, где Россия имеет полновесный голос. Значительно понизился, особенно в 1999 г., международный престиж России и ухудшился ее имидж, что было связано с кризисными явлениями в экономике страны, с признаками дальнейшего разложения государственной власти. В этой ситуации правящие круги, пресса западных стран предприняли усилия, чтобы максимально отгородиться от правящего в Москве режима. Была развязана кампания о всеобщей коррумпированности в России, подпитывавшаяся волной взаимных разоблачений из России.
Сегодня создается не однополярный и не классический многополярный мир, а многоуровневая высокоподвижная международная и межгосударственная система, где проблемы, особенно экономические, выдвигаются на первый план, все больше требуют многосторонних решений, новых международных институтов. Выигрыш в этой системе определяется в первую очередь способностью быстро адаптироваться к ее требованиям и изменениям и интегрироваться в нее, обладанием передовыми интеллектуальными, информационными и коммуникационными возможностями. США и многие американские корпорации пока выигрывают в этой системе прежде всего благодаря именно этой способности к адаптации.
Летом 2000 г. в России принята новая Концепция внешней политики, где высшим приоритетом внешнеполитического курса объявляется защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
— обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, одного из влиятельных центров
современного мира и необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, равноправных и партнерских отношениях между государствами;
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
последовательное осуществление внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития.
Долгое время внешняя политика России была излишне традиционалистской, не успевала за новыми вызовами и не обеспечивала в должной мере использование открывающихся возможностей. В конце 90-х гг. Россия испытала несколько внешнеполитических поражений, нанесших урон позициям страны, осложнивших ее международное положение. Тем не менее внешние условия развития России остаются в целом благоприятными. России пока никто не может и не хочет угрожать внешней агрессией или явным военно-политическим давлением. У нее нет крупных союзников, но нет и врагов. С крупнейшими государствами поддерживаются нормальные отношения. России нет нужды изматывать себя милитаризацией.
У России сохраняются достаточно существенные внешнеполитические ресурсы. Россия сохраняет свою значимость для остального мира как фактор международного развития по целому ряду параметров — геополитических (как региональный центр влияния в Евразии), военно-стратегических (как ядерная держава) как постоянный член Совета Безопасности ООН. Сюда стоит добавить запасы природных ресурсов, размеры территории, имеющие политическое и психологическое значение, участие в «восьмерке», других международных и региональных организациях, память о том, что Россия уже
почти три столетия играет роль великой державы, что обеспечивает сохранение позиций даже при резком ослаблении страны.
В 2000-2006 гг. внешняя политика России подверглась определенным изменениям, она стала более осмысленной и активной.
В первую очередь эти перемены были обусловлены сменой лидеров и определенной эволюцией режима. Став президентом, В. Путин сразу дал понять, что ключ к процветанию страны нужно искать внутри государства. При этом он считал, что внутренние проблемы нельзя решить без укрепления авторитета России на мировой арене. Внешняя политика строилась под знаком беспрецедентной активности отечественной дипломатии. Главным итогом этих усилий стала формулировка внешнеполитического курса, имеющего поддержку со стороны большей части российского общества и получившего признание в мире. Главным ориентиром современной внешней политики, основными признаками которой стали последовательность, реализм, открытость Россия выбрала национальные интересы. Вместе с тем далеко не все проблемы удавалось решить.
Уже на протяжении своего первого президентского срока В. Путин сумел резко активизировать внешнеполитический курс и изменить его приоритеты. Президент заявил, что необходимо стремиться к более рациональной структуре внешнеторгового оборота, уменьшать вывоз сырья и увеличивать экспорт нефтепродуктов, товаров нефтехимии, электроэнергии, продуктов других отраслей промышленности, занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭК на международной арене и обеспечить дипломатическую поддержку в ликвидации неплатежей иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Важным фактором движения экономики вперед выступали иностранные инвестиции.
Одним из главных направлений внешней политики по-прежнему остается постсоветское пространство — страны СНГ. Это отмечено в новой Концепции внешней политики и важно, во-первых, потому, что страны Содружества окружают Россию и являются ближайшими соседями. Во-вторых, еще не утрачена та историческая близость, которая связывала эти государства с Россией на протяжении долгого времени. В-третьих, былая историческая близость породила многие
проблемы, которые страны СНГ смогут решить только в содружестве с Россией.
Особое значение в новых условиях, особенно после трагических событий в США в сентябре 2001 г, приобрели взаимоотношения России с США и Западной Европой. Неоднократные переговоры с Президентом США Дж. Бушем еще раз подтвердили, что в основе двусторонних отношений двух государств лежит ясное понимание особой ответственности России и США за обеспечение международной безопасности и укрепление международной стабильности. Благодаря сближению США и России удалось создать обстановку доверия и стратегической стабильности в мире. Это имело практический результат в деле борьбы с терроризмом.
Россия осуществляет достаточно активную внешнюю политику и на европейском направлении, хотя с переменным успехом. Серьезных продвижек здесь пока не достигнуто. Во многом это связано с тем, что Европа зачастую настороженно и не всегда дружелюбно относится к России. Особенно острой темой остается НАТО. С одной стороны, нашу страну призывают не придавать большого значения планам расширения НАТО на Восток — это, якобы, процесс мирный и не направленный против нее, с другой — когда Россия заявляет о своем желании участвовать в этом мирном процессе, ей в этом неизменно отказывают. В начале XXI в. активизировался азиатский вектор внешней политики. Визиты В. Путина в Китай, Японию, обе Кореи, Индию показывают, что некоторое охлаждение в отношениях с Западом Россия стремится компенсировать на Востоке. Переориентация в сторону Азии — несубъективный поворот приоритетов российской внешней политики. На азиатском и азиатско-тихоокеанском векторах геополитического пространства российских интересов — выходы на мировой рынок, к мировым торговым путям.
Прошедший 2006 г. подтвердил успехи внешней политики ^России — установление тесных, а подчас и стратегических отношений со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, стремление иметь тесные связи с европейскими странами, взаимовыгодные партнерские отношения с США. Несмотря на наличие ряда проблем и трудностей, главное в том, что взят курс, который сочетает твердое отстаивание российских национальных интересов со стремлением избежать
конфронтации с другими странами. Укреплялись добрососедские отношения с Китаем. В марте 2006 г. состоялся визит В. Путина в КНР. Россия и Китай довольно часто выступают с консолидированных позиций в ООН по основным международным вопросам и конфликтам. Российской дипломатии удалось сблизить позиции с Японией. Произошли позитивные сдвиги на латиноамериканском направлении. В 2006 г. премьер М. Фрадков побывал в Аргентине, Бразилии и на Кубе. Достаточно активной была политика России на африканском направлении. В 2006 г. В.’ Путин посетил ЮАР. В ходе визита был подписан Договор о дружбе и партнерстве. Министр иностранных дел С. Лавров посетил Анголу и Эфиопию.
Подводя внешнеполитические итоги 2006 г., С. Лавров к числу важнейших задач российской дипломатии на 2007 г. отнес стремление добиться позитивного перелома в развитии международной ситуации. «Мы будем твердо выступать против реидеологизации, ремилитаризации современных международных отношений, — заявил он. — Если этого не удастся сделать, причем достаточно быстро, мы рискуем попасть во власть конфронтационной инерции, и от этого все только проиграют».
Выступая в начале 2007 г. на пресс-конференции в Кремле, В. Путин много внимания уделил вопросам внешней политики. Комментируя предстоящую поездку по странам Персидского залива, он заявил, что наш интерес к этому региону высок и настало время активизации отношений со странами залива. В феврале 2007 г. Президент РФ побывал с визитом в Саудовской Аравии, Катаре и Иордании. Накануне визита он дал интервью катарскому телеканалу и предложил провести в Москве международную конференцию по Ближнему Востоку, который по-прежнему остается одним из самых неспокойных мест в мире. В 2006 г. остроту ситуации придали приход к власти в Палестине радикальной группировки ХАМАС, экономическая изоляция автономии, противостояние ХАМАС и ФАТХ, граничащее с гражданской войной, война Израиля с «Хизбаллой», радикальные заявления Президента Ирана.
Выступая на международной конференции по проблемам безопасности в Германии в феврале 2007 г., Президент РФ В. Путин показал новое интеллектуально-волевое лицо Рос-
сии, ее глобальную ответственность за построение в XXI в. миропорядка на базе справедливости и права как общепризнанных демократических стандартов мироустройства. Был раскрыт тезис о неделимости и универсальности безопасности, ее эффективном обеспечении лишь при условии многополярного мира. Обращение В. Путина можно считать началом перестройки в международных отношениях, развитие реального диалога и равноправия, преодоления последствий однополярного мира, достижения консенсуса по общепризнанным правилам поведения государств независимо от географических, социальных, культурных и иных различий. Речь идет о начале глубокой дискуссии по вопросам оптимизации организации, структуры и функционирования современного миропорядка.
IX в. | Образование Древнерусского государства |
862 г. | Упоминание в летописи о призвании Рюрика на Русь |
882 г. | Князь Олег объединил Новгород и Киев |
912-945 гг. | Княжение Игоря |
965-972 гг. | Княжение Святослава |
980-1015 гг. | Княжение Владимира |
988 г. | Крещение Руси |
1019-1054 гг. | Княжение Ярослава Мудрого |
1113-1125 гг. | Княжение Владимира Мономаха |
1147 г. | Первое упоминание Москвы в летописях |
1176-1212 гг. | Княжение Всеволода Большое Гнездо |
1223 г. | Битва на Калке |
1237 г. | Начало вторжения татаро-монголов на Русь |
1238 г. | Битва на реке Сити |
1242 г. | Ледовое побоище |
1243 г. | Образование государства Золотая Орда |
1276-1303 гг. | Княжение Даниила Александровича. Образование Московского княжества |
1325-1340 гг. | Княжение Ивана Даниловича Калиты |
1359-1389 гг. | Княжение Дмитрия Ивановича Донского |
1380 г. | Куликовская битва |
1462-1505 гг. | Княжение Ивана III |
1478 г. | Присоединение Новгорода к Московскому государству |
1480 г. | Стояние на Угре. Свержение ордынского ига |
1497 г. | Судебник Ивана III |
1505-1533 гг. | Княжение Василия III |
1533-1584 гг. | Правление Ивана IV Грозного |
1550 г. | Судебник Ивана IV |
1558-1583 гг. | Ливонская война |
1565-1572 гг. | Опричнина |
1584-1598 гг. | Царствование Федора Иоанновича |
1589 г. | Установление патриаршества в России |
1598-1605 гг. | Царствование Бориса Годунова |
1605-1606 гг. | Царствование Лжедмитрия I |
1606-1610 гг. | Царствование Василия Шуйского |
1612 г. | Освобождение Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского |
1613-1645 гг. | Царствование Михаила Федоровича Романова |
1645-1676 гг. | Царствование Алексея Михайловича |
1654 г. | Церковные реформы Никона |
1670-1671 гг. | Восстание под предводительством С. Разина |
1682-1725 гг. | Царствование Петра I |
1700-1721 гг. | Северная война |
1703 г. | Основание Петербурга |
1709 г. | Полтавская битва |
1730-1740 гг. | Царствование Анны Ивановны |
1741-1761 гг. | Царствование Елизаветы Петровны |
1762-1796 гг. | Царствование Екатерины II |
1768-1774 гг. | Русско-турецкая война |
1773-1775 гг. | Восстание под предводительством Е. Пугачева |
1772, 1793, 1795 г. | Три раздела Польши |
1783 г. | Присоединение Крыма к России |
1787-1791 гг. | Русско-турецкая война |
1796-1801 гг. | Царствование Павла I |
1801-1825 гг. | Царствование Александра I |
1802 г. | Учреждение министерств |
1804-1813 гг. | Русско-иранская война |
Ноябрь 1805 г. | Сражение при Аустерлице |
1806-1812 гг. | Русско-турецкая война |
1810 г. | Создание Государственного совета |
1812 г. | Отечественная война |
1813-1814 гг. | Заграничный поход русской армии |
1813 г. | «Битва народов» под Лейпцигом |
1814-1815 гг. | Венский конгресс |
1820 г. | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями |
14 декабря 1825 г. | Выступление декабристов в Петербурге |
1825-1855 гг. | Царствование Николая I |
1826-1828 гг. | Русско-иранская война |
1828-1829 гг. | Русско-турецкая война |
1829-1864 г. | Кавказская война |
1837-1841 гг. | Реформа управления государственными крестьянами |
1853-1856 гг. | Крымская война |
1855-1881 гг. | Царствование Александра II |
1856 г. | Парижский мирный конгресс |
19 февраля 1861 г. | Отмена крепостного права |
1864 г. | Проведение земской, судебной и школьной реформ |
1864-1885 гг. | Завоевание Россией Средней Азии |
1870 г. | Реформа городского управления |
1871 г. | Лондонская конференция. Отмена ограничительных статей Парижского договора |
1874 г. | Проведение военной реформы |
1875 г. | Подписание трактата между Россией и Японией о разделе владений на Курилах и Сахалине |
1877-1878 гг. | Русско-турецкая война |
1878 г. | Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией |
1878 г. | Берлинский конгресс |
1879-1882 гг. | Создание Тройственного союза |
1881-1894 гг. | Царствование Александра III |
1894-1917 гг. | Царствование Николая II |
1897 г. | Проведение первой всеобщей переписи населения |
1898 г. | I съезд РСДРП в Минске |
1898 г. | Открытие в Москве Художественного театра |
1902 г. | Создание партии эсеров |
1903 г. | II съезд РСДРП |
1904-1905 гг. | Русско-японская война |
Декабрь 1904 г. | Сдача крепости Порт-Артур |
1905-1907 гг. | Первая российская революция |
Май 1905 г. | Поражение российского флота при Цусиме |
Июнь 1905 г. | Восстание на броненосце «Потемкин» |
Август 1905 г. | Подписание Портсмутского мирного договора России с Японией |
Октябрь 1905 г. | Всероссийская политическая стачка |
Октябрь 1905 г. | Создание партии конституционных демократов |
17 октября 1905 г. | Подписание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» |
Ноябрь 1905 г. | Указ об отмене выкупных платежей |
Ноябрь 1905 г. | Создание партии «Союз 17 октября» |
1905 г. | Вооруженное восстание в Москве |
Апрель 1906 г. | Издание «Основных государственных законов Российской империи» |
Апрель—июнь 1906 г. | I Государственная Дума |
Ноябрь 1906 г. | Указ о выходе крестьян из общины. Начало аграрной реформы |
Февраль—июнь 1907 г. | II Государственная Дума |
1907-1912 гг. | III Государственная Дума |
1912-1917 гг. | IV Государственная Дума |
19 июля 1914 г. — 3 марта 1918 г. | Участие России в Первой мировой войне |
Май 1916 г. | «Брусиловский прорыв» русской армии на Юго-Западном фронте |
27 февраля 1917 г. | Образование Временного комитета Государственной думы. Создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов |
2 марта 1917 г. | Отречение Николая II. Создание Временного правительства |
1 сентября 1917 г. | Провозглашение России республикой |
25 октября 1917 г. | Свержение Временного правительства |
Январь 1918 г. | Разгон Учредительного Собрания |
3 марта 1918 г. | Подписание Брестского мира с Германией |
Июль 1918 г. | Принятие Конституции РСФСР |
1918-1921 гг. | Гражданская война |
1921 г. | Восстание в Кронштадте |
Март 1921 г. | Принятие X съездом РКП(б) решения о переходе к новой экономической политике |
Декабрь 1922 г. | Образование СССР |
Январь 1924 г. | Принятие Конституции СССР |
1928-1932 гг. | Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР |
1930 г. | Начало сплошной коллективизации сельского хозяйства |
1933-1937 гг. | Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР |
1934 г. | Вступление Советского Союза в Лигу Наций |
Декабрь 1936 г. | Принятие второй Конституции СССР |
23 августа 1939 г. | Заключение пакта о ненападении между СССР и Германией |
1 сентября 1939 г. | Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны |
17 сентября 1939 г. | Ввод советских войск в восточные районы Польши (Западную Украину и Западную Белоруссию) |
28 сентября 1939 г. | Подписание советско-германского договора «О дружбе и границах» |
Ноябрь 1939 г. — март 1940 г. | Советско-финская война |
Июнь—июль 1940 г. | Ввод советских войск в Бессарабию, Латвию, Литву, Эстонию |
1941-1945 гг. | Великая Отечественная война |
Октябрь-декабрь 1941 г. | Битва за Москву |
Февраль 1943 г. | Ликвидация окруженной группировки немцев под Сталинградом |
5 июля—23 августа 1943 г. | Курская битва |
6 июня 1944 г. | Открытие Второго фронта |
8 мая 1945 г. | Подписание Акта о капитуляции Германии |
1946-1950 гг. | 4-я пятилетка |
5-14 октября 1952 г. | XIX съезд КПСС |
5 марта 1953 г. | Смерть И.В. Сталина |
26 июня 1953 г. | Арест Л.П. Берии |
1955 г. | Создание Организации Варшавского договора |
14-25 февраля 1956 г. | XX съезд КПСС |
4 октября 1957 г. | Запуск первого в мире искусственного спутника Земли |
Октябрь 1960 г. | XXII съезд КПСС • |
12 апреля 1961 г. | Полет в космос Ю.А. Гагарина |
Октябрь 1962 г. | Карибский кризис |
1964 г., Октябрьский пленум ЦК КПСС | Отставка Н.С. Хрущева |
1977 г. | Принятие новой Конституции СССР |
24 декабря 1979 г. | Ввод советских войск в Афганистан |
Ноябрь 1982 г. | Смерть Л.И. Брежнева |
10 марта 1985 г. | Избрание ІуІ.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС |
26 апреля 1986 г. | Авария на Чернобыльской АЭС |
Февраль 1988 г. | Начало конфликта в Нагорном Карабахе |
Май—июнь 1989 г. | I съезд народных депутатов СССР |
12 июня 1991 г. | Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР |
19-21 августа 1991 г. | Попытка путча ГКЧП |
8 декабря 1991 г. | Подписание Беловежских соглашений |
Январь 1992 г. | Начало экономических реформ в России |
3-4 октября 1993 г. | Вооруженные столкновения в Москве |
12 декабря 1993 г. | Референдум по Конституции РФ, выборы в Государственную думу |
11 декабря 1994 г. | Начало военной операции Федеральных войск в Чечне |
17 декабря 1995 г. | Выборы в Госдуму |
31 августа 1996 г. | Подписание Хасавюртовских соглашений |
19 декабря 1999 г. | Выборы в Госдуму III созыва |
31 декабря 1999 г. | Отставка Б.Н. Ельцина |
26 марта 2000 г. | Избрание В.В. Путина Президентом РФ |
14 марта 2004 г. | Избрание В.В. Путина Президентом РФ на второй срок |
Декабрь 2007 г. | Выборы в Госдуму |
Март 2008 г. | Президентские выборы |
7 мая 2008 г. | Инаугурация Д.А. Медведева |
Тематика рефератов
По Отечественной истории
· Образование Древнерусского государства.
· Норманнская теория образования Древнерусского государства и ее критика.
· Политическая раздробленность Руси.
· Нашествие татаро-монголов на Русь.
· Русь и Золотая Орда.
· Объединение русских земель вокруг Москвы.
· Культура Руси Х1V-ХV вв.
· Реформы Ивана IV.
· Культура России XVII в.
· Реформы Петра I.
· Социально-экономическое развитие России в XVIII в.
· Эпоха дворцовых переворотов.
· «Просвещенный абсолютизм» и реформы Екатерины И.
· Крестьянская война Е. Пугачева.
· Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
· Культура России XVIII в.
· Отечественная война 1812 г.
· Общественная мысль в 30-50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.
· Внутренняя политика России во второй четверти XIX в.
· Восточный вопрос во внешней политике России 30-50-х гг. XIX в. Крымская война.
· Культура России первой половины XIX в.
· Отмена крепостного права: причины, содержание, значение.
· Реформы 60-70-х гг. XIX в.
· Особенности модернизации пореформенной России.
· Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
· Культура России второй половины XIX в.
· Революция 1905-1907 гг. в России. Начало российского парламентаризма.
· Аграрная реформа П.А. Столыпина.
· Культура России начала XX в.
· Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.
· Февральская революция в России.
· Октябрьская революция в России.
· Революционные преобразования большевиков после прихода к власти.
· Политика «военного коммунизма».
· Формирование однопартийного политического режима.
· Новая экономическая политика.
· Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
· Ускоренная модернизация в СССР и ее социальные последствия.
· Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии 30-х гг.
· И.В. Сталин: политический портрет.
· Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг.
· Культура СССР в 20-30-е гг.
· Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
· Внешняя политика Советского Союза в послевоенный период. «Холодная война».
· Н.С. Хрущев: политический портрет.
· Реформы второй половины 50-х — начала 60-х гг.
· Нарастание кризисных явлений в обществе в 70-е — начале 80-х гг.
· Л.И. Брежнев: политический портрет.
· Внешняя политика Советского Союза в 60-е — первой половине 80-х гг.
· М.С. Горбачев и политика перестройки.
· Августовские события 1991 г. и развал «СССР.
· Становление новой российской государственности.
· Социально-экономическая модернизация России в 90-е гг. XX в.
· Внешняя политика современной России.
Литература
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. М., 1989. Верш Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992.
Геллер М., НекричА. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 г. до наших дней. М., 1995.
История России. С древнейших времен до конца XX века под ред. А.Н. Сахарова и др. М., 1996.
История России: учебное пособие / под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.
История России (ГХ-ХХ вв.): учебное пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. М., 1999.
История России в вопросах и ответах: учебное пособие / сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 1997, 1999,2001.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989.
Каргалов В.В., Савельев Ю. С, Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 1998.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987.
Миронов Г.Е. История государства Российского: хрестоматия. М., 1996.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1997.
Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
Орлов А. С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М., 2000.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов н/Д, 1999.
Политическая история: Россия—СССР—Российская Федерация. М., 1996.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца
XVII века. М., 1998. 4
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: учебное пособие для вузов. М., 1999.
Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941-1991: учебное пособие для вузов. М., 1999.
Стариков Н.В. История России: справочник. Ростов н/Д, 2000.
Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.
Щетинов Ю.А. История России. XX век: учебное пособие. М., 1999.
Яковец В. История цивилизаций. М., 1997.
Раздел I. Древняя Русь в IХ-ХIII вв.
Глава 1. Древняя Русь в IХ-ХI вв.. ………………………………..12
Этногенез восточных славян. ………………………………..12
Расселение и территориально-племенные
объединения восточных славян…………………………………….. 13
Хозяйственная деятельность восточных
Древнерусская народность…………………………………………. 15
Образование Древнерусского государства………………………. 15
Принятие христианства. ………………………………..24
Православие и государство в Древней Руси………………………. 27
Политический строй Древней Руси. ………………………………..28
Древнерусское общество. ………………………………..34
Культура Древней Руси. ………………………………..36
Геополитическое положение Древнерусского
государства и его внешняя политика………………………………. 43
Глава 2. Древняя Русь в ХII-ХIII вв…………………………………. 48
Политическая дезинтеграция Древнерусского
Русские земли в период политической
Культура русских земель. ………………………………..60
Геополитическая ситуация и внешняя политика
Древней Руси в период политической
раздробленности. ………………………………. 65
Раздел II. Россия в Х1У-ХУ1 вв.
Глава 3. Россия в ХIV-ХV вв. ……………………………. 76
Объединение русских земель вокруг Москвы…………………….. 76
Образование Московского государства…………………………… 83
Культура в период образования Московского
Великое княжение Литовское и Русское…………………………. 104
Глава 4. Россия в XVI веке. ………………………………. 113
Особенности российской государственности ………………. 113
Эволюция государственного строя…………………………….. 115
Национально-государственная идея…………………………. 119
Самодержавие и реформы. …………………………………124
Культура Московского царства…………………………………. 131
Геополитические интересы и внешняя
политика России. ………………………………….150
Раздел III. Россия в XVII в.
Глава 5. Россия в первой половине XVII в……………………………. 156
Кризис российской государственности
в конце XVI — начале XVII в. …………………………….…..156
«Смутное время» и начало правления
династии Романовых. ………………………………. 158
Возрождение российской государственности ……………….. 165
Окончательное закрепощение крестьян………………………. 172
Внешняя политика. ………………………………. 181
Глава 6. Россия во второй половине XVII в……………………………… 185
«Новый период» русской истории……………………………. 185
Укрепление самодержавия……………………………………… 192
Церковь и государство. ………………….……………. 195
и внешняя политика. …………………………………..209
Кризис российской государственности
в конце XVII в. ……………………………..……216
Раздел IV. Императорская Россия
Глава 7. Основные тенденции развития всемирной
истории в XVIII-XIX вв. ……………………………….…224
Переход к индустриальному обществу…………………..……. 224
Век Просвещения. ………………………………. 229
Великая французская революция ……………………………231
Переустройство Европы. …………………………………. 233
Промышленный переворот. …………………………………..236
Общественные и освободительные
Создание новых государств………………………………… 238
Восток в ХVIII-ХIX вв……………………………………….. .241
Глава 8. Россия в первой половине XVIII в…………………………… 246
Россия к началу XVIII в…………………………………………… 246
Внутриполитическое развитие России
в первой четверти XVIII в………………………………………… 247
Реформы органов власти и управления…………………………. 249
Реформа сословного устройства………………………………….. 251
Реформы в экономике……………………………………………. 252
Реформы в области культуры и быта…………………………….. .253
Внешняя политика: цели, направления,
Россия во второй четверти XVIII в.:
эпоха дворцовых переворотов……………………………………. 258
Глава 9. Россия во второй половине XVIII в…………………………. 264
Екатерина II: выбор альтернативы
Основные направления и итоги внутренней
политики Екатерины II……………………………………………. 268
Внешняя политика России во второй
Результаты развития России к концу XVIII в………………… . 276
Глава 10. Российское общество в первой
Россия к началу XIX в…………………….……………………… 277
Внутриполитическое развитие России…………………………… 279
Развитие экономической, социальной
и духовной сфер российского общества ………………………….282
Внешняя политика: цели, направления,
Итоги развития России в первой
Глава 11. Реформы 60-70-х гг. и пореформенная
Александр II. Эпоха «великих реформ» ………………………….301
Источник