Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны
план-конспект занятия по истории (11 класс)
Лекция по международным отношениям между СССР и странами Запада после Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnye_otnosheniya_sssr_so_stranami_zapada.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны.
С окончанием второй мировой войны СССР, внесший основной вклад в разгром фашизма, превратился в одну из ведущих держав, вырос его международный авторитет. Дипломатические отношения были установлены с 50 странами мира.
Однако, после второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны народной демократии, другую — капиталистические государства (США, Англия, Франция и др.). Противостояние этих двух систем привело к “холодной войне”.
Идеология и практика сталинизма наложила негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Они базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом, обострении идеологической борьбы по мере строительства социализма.
США, занявшие позицию лидера в результате изменения баланса сил, взяли на себя роль доминирующей силы в послевоенном мире.
В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная система, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США. Нередко истоки этого явления усматривают только в несовместимости идеологий двух “сверхдержав”, однако в основе их конфликта лежали и глубокие геополитические причины, столкновение интересов, прежде всего на европейском континенте.
После войны в странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагались координация действия компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.
Термин “холодная война” был пущен в оборот в 1947 г. Под ним подразумевалось состояние экономической, политической, идеологической конфронтации.
Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.
Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политическую организацию Северо-Атлантического договора (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. возникают еще два блока (СЕАТО и СЕНТО). В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.
В свою очередь Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора. Для координации взаимопомощи стран народной демократии во главе с СССР в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Одной из важнейших проблем, возникших в международных отношениях в результате второй мировой войны, явился “германский вопрос”. На Постдамской конференции (1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации Германии. В Германии был установлен временный режим трехсторонней оккупации.
В 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). После этого в восточной части Германии было образовано другое немецкое государство — Германская Демократическая Республика (ГДР).
Наибольшей остроты противостояние союзников достигло на рубеже 40 — 50-х гг. в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку
объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в военных операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х гг. были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
После второй мировой войны определились два лидера на международной арене – СССР и США. Взаимоотношения между ними во многом определяли внешнеполитическую ситуацию в послевоенные годы в Европе и мире.
Авторитет Советского Союза определялся той ролью, которую он сыграл в разгроме фашизма. Расширились связи СССР с другими государствами. До войны он имел дипломатические отношения с 26 государствами, к ее концу – с 52. Присутствие советских войск в Восточной Европе способствовало приходу к власти коммунистических режимов в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Югославии, Албании. Коммунизм победил также в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Под его властью находилось более четверти территории (треть населения) земного шара.
Разногласия советского режима со странами Запада, политика «железного занавеса» привели в 1946 г. к «холодной войне» – острой военно-политической конфронтации, при которой велась идеологическая и пропагандистская подрывная деятельность между государствами или группами государств. Взаимоотношения СССР с западными странами были свернуты. Начало «холодной войне» было положено, по мнению многих историков, в 1946 г. выступлением бывшего премьер-министра Англии У. Черчилля в американском городе Фултон, в котором он призвал Запад сплотиться «против восточного коммунизма». Шагом к дальнейшему обострению противостояния между Востоком и Западом стала доктрина американского президента Г. Трумэна, обосновывавшая право США вмешиваться в любые международные дела, где возникает угроза их интересам. Эти претензии были подкреплены существенным фактором – ядерной бомбой.
В Европе центром противостояния была германская проблема. США, Англия и Франция (оккупировавшие западную часть Германии) и СССР (оккупировавший ее восточную часть) своей реальной политикой вели дело к расколу Германии на два государства. США, Англия и Франция объединили свои зоны оккупации. 18 июня 1948 г. там была проведена денежная реформа (втайне от СССР). В результате нее старые обесцененные деньги хлынули в советскую зону. Советская администрация вынуждена была принять срочные меры для защиты экономики Восточной Германии. СССР изолировал Западный Берлин. Возник «Берлинский кризис». Это ускорило образование двух немецких государств: Федеративной Республики Германии (ФРГ) – на западе и Германской Демократической республики (ГДР) – на востоке. Испытание атомной бомбы в 1949 г. в Советском Союзе подтолкнуло западные страны к подписанию Североатлантического договора и созданию Организации Североатлантического договора (НАТО). На Дальнем Востоке СССР поддержал агрессию Северной Кореи (КНДР) против Южной (1950–1953). Однако вмешательство ООН и США не позволило нарушить статус-кво на Корейском полуострове. Советское руководство возобновило деятельность Коминтерна (распущен в 1943) в форме Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро, 1947) для активизации и координации коммунистического движения во всем мире.
Советское руководство, несмотря на голод в собственной стране, оказывало экономическую помощь странам восточного блока, включая поставки продовольствия. Для экономического сотрудничества между восточноевропейскими социалистическими странами был создан в
1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1948 г. по инициативе И. В. Сталина прерваны отношения СССР с Югославией, руководство которой во главе с И. Б. Тито не хотело слепо идти в русле советской политики.
В послевоенный период советская внешняя политика была направлена на поддержку прокоммунистических сил в странах, освобождающихся от колониализма. Так, СССР активно поддерживал борьбу вьетнамского народа против французских колонизаторов.
В конце 1950-х гг. внешняя политика СССР сопровождалась мошной идеологической кампанией борьбы за мир. Советский Союз был инициатором предложения о запрещении атомного оружия, сокращении вооруженных сил, участвовал в организации движения борцов за мир. В 1951 г. был принят Закон о защите мира, объявляющий пропаганду войны тягчайшим преступлением.
Источник
«Холодная война-2»: 40 западных стран-паразитов идут против России единым фронтом
Куда заведет дипломатическое противостояние Москвы и Запада?
Отношения между Россией и Западом продолжают обостряться: взаимные резкие заявления, обвинения, массовые высылки дипломатов. Эксперты все чаще говорят о «дипломатической войне».
В причинах происходящего попытался разобраться китайский эксперт Чжан Хун (научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук), в своей статье для одного из китайских изданий.
«Ухудшение американо-российских отношений является основным фактором эскалации дипломатической борьбы между Россией и Западом», – говорится в публикации.
По мнению автора, эскалация помешает улучшению российско-американских отношений, повлияет на региональную безопасность
Главный н. с. Института экономики РАН Борис Шмелев считает, что обострение российско-американских отношений является составной частью холодной войны, которая установилась между Россией и коллективным Западом.
– Отношения между Россией и США, политика Вашингтона в отношении Москвы непосредственным образом влияет на взаимоотношения России и Запада, на политику других стран, прежде всего европейских, в отношении нашей страны. Скандал между Чехией и Россией является проявлением общей конфронтационной политики, которую проводит Запад на российском направлении.
Было бы неверно не учитывать роль американской политики в отношении Москвы, но конфликт между Россией и Западом имеет более глубокие корни и существенные причины.
У Запада существует общая стратегическая культура, и было бы неверно говорить, что европейские страны проводят антироссийскую политику только под влиянием Вашингтона, просто их интересы совпадают, США и его союзники действуют в унисон. Политика европейских стран обусловлена их собственными представлениями об устройстве мира, европейской безопасности, понимания места и роли России как в мире, так и в Европе.
«СП»: – В чем все-таки основная причина конфликта?
– Она связана с тем, что Россия встала на пусть утверждения себя в качестве самостоятельного центра мировой политики, она не хочет быть младшим партнёром Запада, играть по тем правилам, которые прописывает ей Запад. Тем самым она встала на путь конкуренции, борьбы за свое видение международных отношений и своей роли в них.
Важным здесь стало выступление Владимира Путина на совещании российских послов в 2006 году, где он заявил, что Россия окрепла, может взять на себя ответственность за мировое развитие и играть свою роль в международных отношениях. С этого момента начинается процесс самоутверждения России и, соответственно, нарастают противоречия между Россией и Западом, поскольку интересы не совпадают.
Проблема Москвы не в том, что она проявила готовность играть в свою геополитическую игру, а в ее экономической слабости. Геополитика требует больших расходов, сил, концентрации, воли. Только тогда можно в это играть. Поэтому есть немного стран, готовых к подобному сценарию. США, Китай, пытается ЕС. И Россия. Но Россия – самое слабое звено, отсюда и проблемы.
Поскольку причины конфронтации глубокие, то и ее преодоление в обозримом будущем невозможно. Возможно лишь какое-то улучшение на определенных направлениях. В целом, отношения будут строиться на принципах баланса силы, и это надолго.
«СП»: – Как-то ситуацию можно изменить?
– Надо изменить главное – внутреннюю политику. Сосредоточиться на экономике, чтобы выйти из экономического кризиса, в котором Россия находится восемь последних лет.
В этих условиях для России важно сотрудничество с Китаем. В политической области оно успешно, мы фактически подходим к формату военно-политического союза, хотя Сергей Лавров и заявляет, что это не так. Сама логика внешней политики и России, и Китая подводит нас к этому.
У России одна проблема – наша экономическая слабость.
«СП»: – За последние дни огромное количество дипломатов выслано. К чему это может привести, куда завести? К разрыву дипотношений с некоторыми странами?
– Это ужесточение политической борьбы, дипломатическое наступление на Россию. Свидетельство обострения отношений. Чем всё закончится, сказать трудно. Если на стене висит ружье, то оно выстрелит. Говорится уже, что Россия живет в предвоенное время. И ружье может выстрелить в прямом смысле.
Предложение Джо Байдена встретиться с Путиным может быть отражением понимания определенной частью американского истеблишмента, администрации президента, что ситуация зашла в тупик и это может плохо кончиться для всех. Картина во много напоминает отношения между СССР и США конца 40-х – начала 50-х годов, когда реально обсуждалась возможность ядерной войны между нашими странами. К этому готовились и Сталин, и американцы. Мы сейчас находимся на таком примерно уровне. Тогда удалось это преодолеть, но потом всё вернулось на круги своя.
Спусковым крючком может стать ситуация на Украине, где нагнетается антироссийская истерия. Как себя поведет Киев – неясно. В прямом столкновении с Россией у Киева нет шансов, но где гарантия, что он не получит прямую поддержку Запада? Могут быть провокации в отношении Калининграда.
Директор Центра Европейской информации Николай Топорнин отмечает, что для западного сообщества отношения между Россией и США ключевые.
– Это лакмусовая бумажка, и то, что они в последнее время практически опустились на дно, создает тренд, которому следуют и другие страны-союзники США по НАТО или страны Евросоюза. То есть речь идет о западном сообществе, куда входит примерно 35−40 государств.
Речь не только об ухудшении отношений. К России накопилась масса претензий, и у всех они разные. Например, американцы в основном предъявляют претензии по всевозможным кибератакам, киберугрозам, вмешательству в выборы и т. п. А у европейцев связаны с урегулированием ситуации на Донбассе, напряженностью на российско-украинской границе. Причины ухудшения отношений разные, но везде виновной стороной видят именно Россию. Все складывается в общий клубок и приводит, например, к высылке российских дипломатов из Праги. Это беспрецедентный шаг в дипломатических отношениях с европейскими государствами.
«СП»: – А со стороны России?
– У России позиция такова, что мы хотим построить конструктивный диалог на деполитизированной основе. А это как раз не устраивает ни европейцев, ни американцев, которые говорят, что отношения с Россией не могут строиться на деполитизированной основе, так как Россия – это государство, которое занимает значимое место в системе международных координат. Такие вопросы как соблюдение и защита прав человека, соблюдение стандартов демократии не могут оставаться в стороне.
Второй момент заключается в том, что у нас преувеличивается значимость России для США и стран ЕС. США практически прекратили торгово-экономическое сотрудничество с Россией. И что? Какие потери они несут? Никакие. Сейчас они объявили, что с 14 июня запрещается американским банкам и корпорациям участвовать в приобретении госдолга РФ, в первую очередь, ОФЗ (облигации федерального займа).
«СП»: – К чему это может привести?
– Это значимое явление, наши власти должны быть готовы: иностранные инвесторы, прежде всего, американские, потихоньку будут уходить с нашего фондового рынка. Это значит, что они будут менять свои рублевые облигации на доллары и выводить доллары из страны. Надо быть готовым к тому, что в июне может быт усилено давление на курс российского рубля.
С Европой у нас единственный проект, который мы пытаемся реализовать, это «Северный поток-2». Как видим, получается не очень. Оставшиеся 5% «трубы» уже два года не могут проложить, потому что американцы наложили санкции, и компании, участвующие в нем, несут убытки на американском рынке, потому и не хотят связываться.
России надо как-то выходить из этой ситуации. Очевидно, нужна какая-то перезагрузка, потому что мы сейчас откровенно вернулись в холодную войну.
Нужны конструктивные предложения, а самое главное – возвращать утерянный имидж России как надежного, стабильного внешнеполитического и внешнеэкономического партнера.
Источник