Отношения со странами западной европы 1945 1953

Внешняя политика СССР (1945-1953 гг.)


Завершение «сталинского» периода во внешней политике СССР (1945-1953 гг.).

Победоносное окончание Великой Отечественной войны и полный разгром нацистской Германии сделали СССР во главе с И.В. Сталиным одним из самых авторитетных игроков на мировой политической арене, и стали факторами значительного усиления международного интереса к социалистическим идеям и росту соответствующих умонастроений в европейских странах. Сложнейшая кровопролитная борьба с фашизмом завершилась, и перед Советским государством встали новые внешнеполитические задачи.

Атомное вооружение.

В июле 1945 года в США впервые испытали новейшее атомное оружие, а уже 6 и 9 августа по Японии были нанесены атомные удары. Трагическая судьба Хиросимы и Нагасаки привела советское руководство к выводу о необходимости во что бы то ни стало ликвидировать угрожающую монополию США в столь опасной сфере «немирного» атома: в августе 1945 года для координирования работ по исследованию атомной энергии был учрежден Специальный комитет, главой которого был назначен глава внутриполитического ведомства Лаврентий Берия. В дело были пущены еще довоенные наработки большого числа блестящих советских физиков во главе с И.В. Курчатовым, и в 1949 году было объявлено, что СССР теперь тоже обладает атомным оружием.

Читайте также:  Архитектура стиля модерн европейских странах

Началась гонка вооружений, страны мира стояли на пороге «холодной войны». Началом последней принято считать знаменитую Фултонскую речь, произнесенную бывшим премьером Великобритании Уинстоном Черчиллем в марте 1946 года и положившую начало расколу мира на два непримиримо враждующих лагеря: советский (Советский союз с сочувствующими ему социалистическими странами) и американский (Соединенные Штаты с союзниками).

Германский вопрос и европейская политика СССР.

Одной из главных проблем внешней политики СССР 1945-1953 гг. по-прежнему было будущее германского государства. В 1945 году по итогам Ялтинской и Потсдамской конференций территория Германии и ее столица Берлин были поделены на четыре зоны оккупации, подконтрольные соответственно СССР, США, Великобритании и Франции. В каждой из четырех зон активно проводилась политика «политического оздоровления» — государства-победители успешно очищали Германию от пережитков гитлеровского режима. Однако глубинные идеологические противоречия между социализмом в лице СССР и «империализмом» в лице США и сочувствующих им Великобритании и Франции не позволили пустить дальнейшее урегулирование германского вопроса в мирное русло. В своей подконтрольной зоне СССР сразу начал проводить политику, направленную на распространение и укоренение социалистической идеологии. США, в свою очередь, в 1947 году выступили со своей внешнеполитической программой, известной как «доктрина президента Г.Трумэна», предусматривавшей оказание военной помощи со стороны США европейским странам, которым грозит установление коммунистического режима. В 1949 году, после слияния трех зон, подконтрольных западным странам, в одну большую западную зону, Германия окончательно раскололась на два государства – ФРГ (Западная Германия) и ГДР (Восточная Германия), подконтрольную СССР.
В апреле 1948 года Конгресс США принял в работу знаменитый план Маршалла, представлявший собой комплекс мер по послевоенному восстановлению Европы. К участию в его реализации были привлечены почти два десятка европейских стран, среди которых были Великобритания, Франция, Италия и Австрия. Помимо финансовой помощи план предусматривал взаимный обмен знаниями и опытом, совместное использование национальных достижений с целью модернизации науки и технологии производства. Задуманный в экономических целях, союз США и западноевропейских стран, вскоре приобрел не просто политический, но и военный характер: в апреле 1949 года в целях борьбы против распространения советского влияния страны, объединенные планом Маршалла, при участии Канады, заключили Североатлантический договор, ставший началом существования блока НАТО. От вступления в коалицию, приняв сторону СССР, отказались многие восточноевропейские страны: Румыния, Болгария, Польша, Чехословакия, Югославия и др.

Читайте также:  Основные страны экспорта транспорта

Все материальные и экономические ресурсы СССР в послевоенное время были пущены на развитие военно-промышленной мощи страны и на поддержание социалистических режимов в мире. Несмотря на это в социалистическом лагере назревали свои противоречия. В 1948 году было прекращено международное сотрудничество между Советским государством и Югославией. Руководство последней, по мнению СССР, проводило предательскую, враждебную социализму политику. Югославский лидер Иосип Броз Тито стремился к политической и экономической независимости от СССР, Сталин же, напротив, желая взять под жесткий контроль восточноевропейские страны, проводил политику искоренения всяческого инакомыслия. Таким образом, к 1949 году действие всех союзнических договоров, заключенных ранее между СССР и Югославией, прекратилось.

Курс на Азию.

Другим значимым аспектом внешней политики СССР 1945-1953 гг. было Дальневосточное направление. Летом 1949 года в Китае завершилось длительное противостояние Чан Кайши и Мао Цзэдуна. Победивший Мао объявил, что новорожденная Китайская Народная Республика присоединяется к СССР в войне против империалистического лагеря. В декабре 1949 года Мао приехал в Москву, где после длительных переговоров 14 февраля 1950 года СССР и КНР заключили союзнический договор. Для Сталина наличие Китая в числе союзников означало появление нового мощнейшего рычага внешнеполитического давления на США и их стран-партнеров. КНР же, получив от СССР экономическую помощь и гарантии военной поддержки, начала интенсивно развиваться, взяв за основу советскую модель развития.

Наиболее значительным событием начального периода «холодной войны», а также первым локальным конфликтом послевоенного времени, стала разразившаяся в 1950 году Корейская война. В 1948 году, после появления на карте мира двух новых независимых государств – Северной и Южной Кореи — лидер Северной Кореи коммунист Ким Ир Сен предпринял завоевательный поход на юг. Сталин намеревался избежать прямого участия СССР в разрешении корейского вопроса, однако междоусобное противостояние Севера и Юга Кореи вскоре переросло в крупный международный конфликт: под эгидой ООН в нее вступили государства-члены НАТО во главе с США. Возникшая близ границ угроза вскоре вынудила СССР и Китай приступить к военным действиям. Переговоры о прекращении конфликта, начавшиеся уже в 1951 году, завершились только летом 1953 года, уже без участия Сталина, ушедшего из жизни 5 марта 1953 года.
Так закончился «сталинский» этап внешней политики СССР.

Читайте также:  Страны купившие вакцину у россии от коронавируса

Источник

СССР и страны Восточной Европы, их взаимоотношения (1945 – 1953 гг.)

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

СССР и формирование биполярного мира (1948-1953 гг.)

БИПОЛЯРНЫЙ МИР — термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает реальное противостояние в мире. Мир после Великой французской революции характеризовался противоречиями между нациями-государствами, и на основании этого определяется как многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим стало противостояние между двумя социальными системами—капитаяизмом и социализмом, мир этого периода называется соответственно биполярным. После 2-й мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических—СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями в войне, выступали центрами экспансии своих идеологий и обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более “рыхлое” биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое противостояние США—СССР.

Советский Союз показал свою мощь, одержав победу над фашистами. Поэтому, после подписания акта капитуляции Германией, лидеры ведущих мировых держав установили сферы влияния на бывших оккупированных фашистами территориях. На территориях, контролируемых СССР, образовались социалистические государства, вошедшие в Организацию Варшавского Договора. На территориях, отошедших к странам Запада и США, капиталистические государства с блоком НАТО. Берлин был разделён стеной на Западный и Восточный. Возникновение биполярного мира, в дальнейшем, привело к гонке вооружений между СССР и США и Карибскому кризису, в результате которого, чуть было не началась ядерная война.

Индустриальный рост и укрепление экономического потенциала страны в 1950-е гг.

После смерти И. В. Сталина руководители страны и коммунистической партии взяли курс на развитие социально ориентированных отраслей экономики — строительства, сельского хозяйства, легкой промышленности и производства товаров повседневного спроса. Однако к 1955 году курс на преимущественное развитие производства предметов потребления был отвергнут в пользу опережающего развития тяжелой промышленности[18]. На XX съезде КПСС в 1956 году была принята программа формирования единого народнохозяйственного комплекса СССР. Реализация программы должна была обеспечить непрерывный технический прогресс, быстрый рост производительности труда, развитие стратегически важных отраслей промышленности и, как следствие, повышение уровня жизни советского народа, что должно была вывести СССР на первое место в мире и продемонстрировать преимущество социалистической экономики над капиталистической. В 1957—65 годы по инициативе Н. С. Хрущёва была предпринята попытка децентрализации системы управления промышленностью, суть которой заключалась в отказе от отраслевого принципа управления промышленностью и строительством посредством министерств в пользу территориального, посредством совнархозов. Столкнувшись с неспособностью разрешить конфликт между складывавшейся десятилетиями системой вертикальных отраслевых экономических и производственных связей и попыткой территориального управления производством в рамках экономических административных районов, на которые в ходе реформы была поделена территория СССР, реформа 1957 года зашла в тупик, и в 1965 году восстановлена традиционная для советской экономики централизованная отраслевая система управления.

Развитие сельского хозяйства СССР в 1950-е гг.

В конце войны и особенно после неё началось ускоренное восстановление сельского хозяйства. К 1950 объём сельскохозяйственной продукции в основном достиг довоенного уровня, однако продовольственная проблема в стране не была решена полностью. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1953) наметил меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства: укрепление его материально-технической базы, усиление материальной заинтересованности колхозов и колхозников в развитии общественного производства и др. Февральско-мартовский пленум ЦК КПСС (1954) принял решение об освоении целинных и залежных земель (См. Целинные и залежные земли), что позволило в короткие сроки существенно увеличить производство зерна и продукции животноводства; валовая продукция сельского хозяйства за 1954—58 возросла на 51%, но сельское хозяйство ещё не удовлетворяло полностью запросы населения и промышленности. Существенную роль в подъёме экономики отрасли сыграли решения Февральского (1958) пленума ЦК КПСС о реорганизации МТС и продаже их техники колхозам, меры по укрупнению колхозного производства с целью более эффективного использования каждым хозяйством технических и трудовых ресурсов, по совершенствованию форм и методов руководства сельское хозяйством и др.

Нарастание экономических трудностей и социальной напряженности в стране в начале 1960-х гг

Первая половина 1960-х гг. в СССР, в т.ч. и в БССР, была отмечена ухудшением эконо- мической ситуации. Снизились среднего- довые показатели прироста продукции и производительности труда в промышлен- ности. С целью преодоления отрицатель- ных явлений в экономике в 1965 г. по инициативе Председателя Совета Минис- тров СССР А.Н.Косыгина была начата эко- номическая реформа. А.Н.Косыгин Причиныпроведения экономическойреформы 1965г. • Низкий технический уровень развития промышленности • Низкое качество выпускае- мой продукции, которая не соответствовала мировым стандартам • Большие затраты на единицу выпускаемой продукции • Замедленные темпы роста производительности труда. Согласно реформе предусматривалось усовершенствовать систему планирова- ния в промышленности. Вместо 100 обязательных плановых показателей, опре- деляемых государством, оставалось только 8, а остальные планировали сами предприятия. Прежний основной показатель работы предприятия – объём вало- вой (всей выпущенной) продукции – уступил место объёму реализованной (про- данной) продукции.

Источник

Внешняя политика СССР 1945-1953 гг.

Расширение территории, разногласия со странами Запада и формирование внешнего политического курса СССР после Второй Мировой Войны. Мирные договора и предпосылки начала «Холодной войны». «Германский вопрос» 1940-х годов и СССР как участник основания ООН.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2019
Размер файла 24,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внешняя политика СССР 1945-1953 гг.

1. Внешнеполитический курс СССР после Второй мировой войны: территориальный аспект, мирные договора и начало «холодной войны»

2. СССР и «германский вопрос» 1940-х годов

3. СССР как участник основания ООН

Список использованной литературы

Вторая мировая война обусловила серьезные преобразования геополитического, экономического, общественного, идеологического и иного характера человеческого бытия, особенно в СССР, и в частности в Беларуси как его части на тот момент. Это связано не только с тем высокой ценой, которую заплатил наш народ ради общей победы, что позволило БССР стать членом-основателем ООН, но и с территориальным расширением — изменениями государственной границы СССР и становлением его внешнеполитической деятельности. Победоносное завершение Великой Отечественной войны создало предпосылки для существенных перемен в жизни советского общества, породило большие надежды на будущее.

Германия, Италия и Япония потерпели сокрушительное поражение. Их территории оккупировали союзники. На передовые позиции в мире вышли две ведущие державы антигитлеровской коалиции — СССР и США. Став обладателями атомной бомбы (США — с 1945 г. СССР — с 1949 г.), они превратились в сверхдержавы, которые определяли характер политических решений в мировом масштабе. Обладателями ядерного оружия стали и три другие государства из числа победителей — Великобритания Франция и Китай. Однако их позиции в мире строились на сугубо политической платформе. Вокруг двух сверхдержав объединялись их союзники. Вскоре они стали входить в противоборствующие военно-политические блоки. Так создалось господства двух блоков в виде конфронтации, которая получила название «холодная война». Это была военно-политическая конфронтация государств и групп государств, которая сопровождалась гонкой вооружений, экономическими мерами давления в виде блокады, эмбарго и тому подобное.

Наиболее интересным этапом является первый, а именно 1945-1953 гг., в ходе которого был обустроен новый порядок, а СССР играл ведущую роль в этих процессах

1. Внешнеполитический курс СССР после Второй мировой войны: территориальный аспект, мирные договора и начало «холодной войны»

Прежде всего стоить, сказать, что территория СССР после Второй мировой войны несколько расширилась.

На западе в СССР вошла часть немецкой Восточной Пруссии (г.. Кенигсберг с прилегающей территорией, ныне Калининград и Калининградская обл.), Финское м. Петсамо (Печенга).В июне 1945 p. Чехословакия отказалась от Закарпатской Украины, где была создана Закарпатская область. 16 августа 1945 p. установлено советско-польскую границу, шедшую вдоль Буга и восточнее реки Сян, по так называемой «линией Керзона», оставляя Польше часть украинских земель.

Сталин также закрепил в составе СССР территории, присоединенные 1939-1940 pp .: республики Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), Северной Буковины и Бессарабии (от Румынии) Восточная Галиция и Западная Волынь (от Польши), часть Финляндии в районе Ленинграда. Кроме того зоны влияния СССР стала Восточная Европа — Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Албания и Югославия (так называемый «социалистический лагерь»).На востоке присоединено Туву (Тувинская Народная Республика, самостоятельная до 1944 p.), Южный Сахалин и четыре острова Курильской гряды (от Японии)[2, с.300-301; 4, с.312].

Фактически, когда война еще продолжалась, проектирование новой системы послевоенного мира очерчивался с более значимым местом для СССР. Главная советская газета «Правда» 28 января 1944 напечатала короткое информационное сообщение об очередном пленуме ЦК ВКП (б), рассмотрел предложения Совнаркома СССР по расширению прав союзных республик в области обороны и внешних отношений и одобрил их для вынесения на следующую сессию Верховного Совета Союза ССР [7, с.13].

Поражение Германии и ее союзников, весомая роль СССР в ходе Второй мировой войны коренным образом изменили расстановку сил в мире. СССР покончил с международной изоляцией, характерной для довоенного времени, и принимал активное участие в урегулировании международных отношений. При активной поддержке СССР в семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли демократические силы, существенно возросло влияние местных коммунистов. В течение 1946-1948 гг. в Албании, Болгарии, Румынии, Польши, Чехословакии, Венгрии и Югославии за вмешательство советских функционеров и военных было установлено тоталитарные коммунистические режимы под названием «народной демократии». Новая политическая система рассматривалась как форма диктатуры пролетариата. Для координации деятельности режимов «народной демократии» в 1947 г. Было создано надгосударственную организацию Коминформбюро[1, с.510-511].

После окончания Второй мировой войны оказались разногласия между СССР, с одной стороны, и США, Великобританией и Францией — с другой, по вопросу о послевоенном устройстве мира. Эти различия особенно обострились в процессе подготовки договоров с бывшими союзниками Германии — Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. В соответствии с решениями Потсдамской конференции подготовка договоров должна осуществляться в рамках Совета министров иностранных дел пяти великих держав — США, Великобритании, Франции, СССР и Китая. Сессии Совета министров иностранных дел проходили в обстановке острых споров. Великобритания, Франция, США не признавали, например, новых правительств Болгарии и Румынии, требовали проведения свободных демократических выборов, сохранение многопартийной парламентской системы во всех странах Центральной и Восточной Европы[7, с.40-41].

Согласования текстов мирных договоров продолжалось на Парижской мирной конференции в июле-октябре 1946 г. Окончательно они были доработаны на третьей сессии Совета министров иностранных дел. В результате взаимных уступок работу над договорами было завершено и 10 февраля 1947 г. они были подписаны. С некоторыми изменениями восстанавливались права, довоенные границы европейских государств. Италия полностью отказалась от территориальных владений в Африке. Бывшие союзники Германии обязывались обеспечить демократические свободы, ликвидировать фашистские организации, привлечь к суду военных преступников и т. В сентябре 1951 г. в Сан Франциско состоялась конференция для подписания подготовленного американской дипломатией сепаратного мирного договора с Японией. На конференции присутствовали представители 48 государств, большинство из которых не участвовали в войны против Японии[3,с.303].

Векторы внешней политики СССР начали изменятся в связи с возрастанием международного напряжения. Мысль о необходимости борьбы против международного коммунизма была обнародована в речи бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, с которой он выступил 5 марта 1946 в Вестминстерском колледже г. Фултона в штате Миссури (США) в присутствии президента США Г. Трумэна. Утверждая, что СССР заслонил Восточную Европу от всего мира «железным занавесом», У. Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», обладавшей бы ядерным оружием и могла бы рассчитывать на военное превосходство над Советским Союзом. Эта речь считается началом «холодной войны»[7, с.78].

Ситуация требовала еще больше реагирования от СССР, когда 12 марта 1947 г. была сформулирована в США доктрина президента Трумэна: в дальнейшем США согласны поддерживать все страны, правительства которых готовы противостоять «советской угрозе». Запад, озабоченный советизацией Восточной Европы, начинает общий поход против коммунизма. Его главным инструментом становится «план Маршалла» (государственного секретаря США Дж. Маршалла).

«Холодная война» стала новым выявлением основной тенденции мирового развития в XX в. — борьбы между демократией и тоталитаризмом. Она воплощалась в активном участии в региональных конфликтах; установлении экономических блокад, ограничений; гонке ракетно-ядерных и космических вооружений; борьбе разведывательных служб; идеологических диверсиях; глобальном военном противостоянии; стратегии взаимного ядерного устрашения и тому подобное[1, с.302].

В 1947 г., в связи с выдвижением США «плана Маршалла» по оказанию помощи европейским странам, которые понесли значительные убытки в ходе войны, отношения СССР с государствами Западной Европы существенно ухудшились.

Было создано Североатлантический альянс (НАТО). В него вошли США, Канада и страны Западной Европы. Цель НАТО заключалась в координации действий военных стран-участниц в случае войны с СССР. В первые годы своего существования Альянс проводил агрессивную внешнюю политику. Страны-участницы НАТО пытались использовать общие ресурсы для подавления национально-освободительных движений в своих колониях в Африке и Азии, распространить влияние на нейтральные государства — Грецию, Турцию и др. В ответ 14 мая 1955 СССР стал инициатором создания Организации Варшавского договора (ОВД). До последнего вошли все страны «народной демократии», кроме Югославии. Несколько ранее, в 1949 г. Такжебыло создано экономический международную организацию — Совет экономической взаимопомощи (советская альтернатива «плана Маршалла»).

Не менее важным в Европе для СССР был «германский вопрос» во внешней политике.

Вторая мировая война поставила перед СССР, США и Великобританией исключительные по размерам и значению задачи послевоенного устройства мира. Широкомасштабная агрессия, совершенная нацистской Германией, побудила правящие круги государств антигитлеровской коалиции к поискам такой модели международных отношений, в которой Германия не смогла бы осуществить новой агрессии. В то же время, такая цель осложнялись тем, что в ходе планирования послевоенного будущего Германии, в лагере союзников, еще в период Второй мировой войны появились серьезные разногласия, способствовало появлению так называемой «немецкой проблемы»

Урегулирование германского вопроса в послевоенный период стало своеобразным показателем взаимоотношений между западными государствами (США, Великобританией, Францией) и СССР.

Следует отметить, что германский вопрос в течение Второй мировой войны, претерпело значительную эволюцию, которая была вызвана изменением геополитических интересов основных участников антигитлеровской коалиции по мере изменения расстановки сил на военных фронтах. Именно поэтому, важным является определение основных этапов развития германского вопроса в течение 1941 — 1945 гг. и освещение стратегических задач в планах и намерениях СССР, США и Великобритании[5, с.14-15].

Для разработки задач послевоенного устройства было созвано совещание руководителей СССР, США и Великобритании в Потсдаме, близ Берлина, которая продолжалась с 17 июля по 2 августа 1945 года. Центральное место в работе Потсдамской конференции занимал германский вопрос. В политическом и экономическом планах по Германии, подтвержденных конференцией, отмечалось, что должно быть обеспечено:

* полное разоружение и демилитаризация Германии, ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военных нужд;

* уничтожение национал-социалистической партии, ее филиалов и подконтрольных организаций. Запрет любой нацистской и милитаристской пропаганды;

* окончательная реконструкция немецкой политической жизни на демократических началах[5, с.60-61]

Успехи Советских вооруженных сил, рост влияния и международного авторитета Советского Союза побудили политические круги США и Великобритании к пересмотру некоторых своих взглядов на проблему послевоенного урегулирования мира. В официальных Лондоне и Вашингтоне при рассмотрении германского вопроса снова возвращались к планам использования Германии в качестве противовеса Советскому Союзу и все больше склонялись к проведению традиционной политики паритета сил в Европе, в которой Германии отводилось ведущее место.

Анализ отношений между Советским Союзом и Западом в послевоенные годы, позволяет выделить составляющие сначала политического, а затем и военного противостояния, стало по более поздним и благоприятным определением своеобразной войной, а именно — холодной. И если исходить из периодизации этой войны, то следует однозначно выделить его первый этап 1945-1949 гг., причем кризис вокруг Западного Берлина 1948-1949 гг. [3, с.320]. Стала ее ощутимой границей, своеобразным водоразделом. Иными словами, именно эти события, их ход стали поворотным пунктом — чертой невозврата к сотрудничеству, которое вырисовывается из решений Ялтинской (Крымской) и Потсдамской (Берлинской) международных конференций государств-союзников по антигитлеровской коалиции (1945 г.). Именно первая Берлинский кризис и пути ее решения показали, что победили отличные политические приоритеты сторон, произошел окончательный отход государств победительниц Германии от принципа сотрудничества и достижения задекларированного совместного управления общегерманского процессами. Тем самым соответствующие конкретные решения Потсдамской конференции по сохранению единого немецкого государства не были реализованы

Первой серьезной схваткой в Европе стала «Берлинский кризис». Она возникла в 1948 г.,после введения в западной части Германии новой денежной единицы. Советская сторона расценила эту акцию как действие, направленное на раскол страны.

Воспользовавшись тем, что в соглашении о статусе оккупированного Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортной связью западных секторов города, Советский Союз 24 июня 1948 г. перекрыл транспортные артерии Западного Берлина и Западной Германии. Фактически была установлена ??блокада Западного Берлина, которая продолжалась 324 дня — с 24 июня 1948 г. до 12 мая 1949 г., Когда на конференции в Нью-Йорке бывшие союзники договорились о компромиссные условия ее отмены[6, с.89].

Но Берлинский кризис 1948-1949 гг. имел довольно ощутимые международные последствия, которые проявились в самых разных сферах — от политических, идеологических, социально-экономических — до военно-стратегических. В настоящее время значение понятий Запад и Восток изменилось. К Западу относили союзников СЕЛА, к Востоку — СССР и страны Центральной, Восточной и Южной Европы, где находились советские войска, и которые контролировались советским правительством. Холодная война вышла за рамки одной лишь международной политики. Она сказалась на экономическом развитии противостоящих государств, влияние на внутриполитические процессы, происходившие в них, способствовала изменениям в общественном сознании.

В 1944 США, Великобритания, СССР и Китай на конференции в Думбартон-Оксе (США) сформулировали основные принципы деятельности новой международной Организации Объединенных Наций (ООН), основной целью которой стали поддержания и укрепления мира и безопасности, развития пение » рабочих между государствами. Был подготовлен проект Устава ООН. Украинская ССР и Белорусская ССР входили в состав ООН как государства «основатели (учредители). В соответствии с решениями Ялтинской конференции 25 апреля 1945 в Сан-Франциско открылась Учредительная конференция ООН. Приглашение принять участие в конференции получили 42 государства. На повестке дня был только один пункт — принятие Устава ООН. ООН была основана на принципах равенства всех ее членов, мирного решения спорных вопросов[7, с.90-96].

Высшими органами ООН определены Генеральную Ассамблею, которая собиралась на свои сессии раз в год, и Совет Безопасности, в которой тогда входили 11 представителей государств, из которых пять были постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай), а другие избирались Генеральной Ассамблеей сроком на два года.

Значительная роль в деятельности ООН принадлежала Совету Безопасности и Генеральному секретарю ООН. В международных отношениях ООН стала важным гарантом утверждения мира и гуманных отношений между народами. Впоследствии ее структура усложнилась. Кроме Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности, были созданы Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. ООН сделала много полезного в деле решения международных проблем, предотвращения военных конфликтов в «горячих» точках планеты. Так, благодаря ООН удалось добиться прекращения вооруженной борьбы в Намибии, Камбодже, Анголе, Никарагуа. Важную роль сыграла резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в прекращении англо-франко-израильской агрессии против Египта. ООН настойчиво боролась за установление мира в Эфиопии. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая развила и конкретизировала Устав ООН[2, с.308].

В статьях Декларации перечислены основные права и свободы человека, которые подлежат общем соблюдению: элементарные, политические, социально «экономические и др. Декларация рекомендации, не имеет юридической силы. Но, как показывает многолетний опыт, ее положения имеют огромное морально-политическую силу.

Внешнеполитическая деятельность БССР проводилась в русле международной политики СССР, скоординированной с политикой стран членов Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Беларусь является одной из учредительниц Организации Объединенных Наций (ООН). Важно сказать, что вместе с другими государствами Беларусь выступила в качестве страны — учредителя Организации Объединенных Наций[2; 4]

германский вопрос холодная война

Итак, завершение Второй мировой войны знаменовало целый ряд новых измерений международных отношений в мире и, особенно, в Европе. Победа в этой войне союзников в корне изменила геополитическую структуру мира. Европа, не справившись своими силами с гитлеровской Германией, была вынуждена уступить место в царской ложе мировой политики двум крупнейшим государствам — США и Советскому Союзу. Последние стали довольно мощными новыми центрами влияния.

Мерами, которые в определенной степени призваны были уравновесить, а отчасти и закрепить новый расклад сил, стали: во-первых, создание ООН и ее Совета Безопасности с участием в качестве постоянных членов не только двух ведущих государств, но и Франции, Великобритании и Китая; а, во-вторых, разделение на оккупационные зоны не только побежденной Германии, но и Берлина.

Именно в 1945-1953 годах постепенно главным вектором внешней политики СССР стала быть направление противостояния с США, «холодная война», начавшееся в 1946 г. с речи Черчилля. «Холодная война» предопределяла все следующие события, например «Берлинский кризис» 1948 г. Мир снова был разделен на группы и блоки государств, одной из которых опекал СССР.

СССР стал основателем ООН, имея там три голоса (БССР, УССР). То есть можем говорить, что вклад СССР в создания нового миропорядка был колоссальным, отчасти этот порядок существует и сегодня.

Список использованной литературы

1.Зуев М. Н. История России : учебное пособие для 2-е изд., пер. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2013. 655 с.

2.История Беларуси: пособие / Н. С. Сташкевич, Г. Я. Голенченко, И. И. Богданович. — Минск: Аверсэв, 2013. — 396 с

3.История России (XX — начало XXI века). — М.: Юрайт, 2013. — 336 c.

4.Новик, Е. К. История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г. : учеб.пособие / Е. К. Новик, И. Л. Качалов, Н. Е. Новик ; под ред. Е. К. Новика. — 4-е изд., испр. и доп. — Минск : Выш. шк., 2013. — 558 с.

5.Рыкун Г.Н. Восточноевропейское направление внешней политики Советского Союза в контексте решения «Германского вопроса» (1941-1961). — Пятигорск, 2005. — 133 с.

6.Семенникова, Л.И. История России. Учебник. В 2 частях. Часть 2. ХХ — начало XXI века / Л.И. Семенникова. — Москва: Огни, 2016. — 120 c.

7.Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение / отв. ред. Л. Нежинский. — М. : Международные отношения, 1995. — 512 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Коренные изменения в мире и международных отношениях как следствие Второй мировой войны. Усиление военного и политического влияния Советского Союза. Начало «холодной войны», «железный занавес», перестройка. Взаимоотношения со странами «третьего мира».

дипломная работа [67,8 K], добавлен 20.10.2010

Международная обстановка накануне второй мировой войны. Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой войне. Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими капиталистическими странами.

курсовая работа [620,3 K], добавлен 05.05.2004

Международное положение и внешняя политика Советского Союза после Великой Отечественной и Второй мировой войн. Холодная война, доктрина Трумена. Внутренняя политика СССР. Атомное оружие, сельское хозяйство. Общественно-политическая и культурная жизнь.

реферат [54,7 K], добавлен 28.04.2014

События послевоенной внешней политики Советского Союза. Начало «холодной войны» между СССР и США и причины ее возникновения. Создание блока социалистических стран с целью окружения территории СССР дружественными странами. Создание систем союзов в Европе.

презентация [2,9 M], добавлен 01.09.2011

Политическая ситуация в СССР после победы в Отечественной войне, этапы расширения зоны влияния в Европе и в Азии. Революция в Венгрии после развенчания культа личности Сталина. Внешняя политика Советского Союза в годы «застоя». СССР в афганской войне.

реферат [51,8 K], добавлен 22.11.2009

Источник

Оцените статью