Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Взгляд на отношения Латинской Америки и США
Двойственность отношений США и Латинской Америки
Многие СМИ подвергали критике президента Барака Обаму за то, что он не уделил достаточного внимания Латинской Америке в выступлении от 12 февраля. Это не было необходимо и не стало следствием забывчивости. Глава фракции республиканцев, сенатор кубинского происхождения Марио Рубио (Mario Rubio) ответил ему по-английски и по-испански. Латинская Америка (в лице ее самых реакционных представителей) была напротив президента. Времена изменились, и вместе с ними изменились и действующие лица на мировой арене. C 1898 по 1989 год отношения между США и Латинской Америкой были двойственными и неопределенными. Если Латинская Америка определяла свою самобытность, сравнивая себя с США, то последние дополняли свою самобытность отличием от соседей. Это был своего рода коммерческий образ, возвращавший белым американцам-протестантам ощущение собственного совершенства. И оба пространства разделяли четкие границы. XX век начался на американском континенте в 1898 году, когда США вмешались в войну за независимость на Кубе, чтобы покончить с европейским присутствием и «обустроить» континент после укрепления собственных внутренних границ. Тогда в испаноязычных странах Латинской Америки возникли сильные антиимпериалистические настроения, но преимущественно в интеллектуальных и зажиточных слоях общества.
В ходе Мексиканской революции 1910 года стало очевидно, что народовластие и контроль над природными богатствами неизбежно предполагали ограничение власти США. В США подобные антиимпериалистические настроения были восприняты как проявление варварства. Существует некая преемственность между внутренним расизмом и «цивилизаторской миссией» США в мире: при помощи своего экспансионизма они распространяют за пределы своих границ расовое насилие, преподнося его в красивой и эстетично оформленной упаковке, чтобы не повредить стабильности модели. Так, американское господство в Латинской Америке способствовало их собственному культурному развитию. Кризис 1930 года и всплеск национально-освободительных движений в Латинской Америке изменили отношения между двумя частями континента. Первоочередная необходимость противостоять угрозам за пределами континента вынудила США признать эти движения. Между тем возникновение диктаторских режимов в Европе в период между двумя мировыми войнами и перипетии холодной войны позволили латиноамериканским повстанцам обрести уверенность в своих силах до такой степени, чтобы пойти на переговоры с Вашингтоном, в результате чего конфронтация ослабла. Однако, начиная с середины 50-х годов, в результате обострения холодной войны США усилили давление на левые движения, что привело к возникновению новых антиимпериалистических сил, выступавших уже под революционными лозунгами. Эти группы воспринимали США как врага, в то время как Вашингтон рассматривал их как угрозу своей национальной безопасности. Взаимное отрицание привело к возникновению атмосферы континентальной войны. Рональд Рейган (1981-89) вошел в историю как реставратор консервативного устройства мира. С помощью точных надрезов он изменил всю мировую систему и, в первую очередь, круг обсуждаемых вопросов.
В Латинской Америке конец эпохи национально-освободительных движений и революционных утопий и усиление имперской идеологии привели к общему ослаблению и дезориентации народных масс. Национальные государства перестали быть главной темой социальных требований. Американизация латиноамериканского общества привела к росту разрозненных групп, организовавшихся по ненациональному признаку. Ослабление антиимпериалистического движения сопровождалось стремительной «латиноамериканизацией» США. Их тесная связь с культурами, расположенными к югу от границы, и неудержимый рост испаноязычного меньшинства привнесли в США проблемы, свойственные латиноамериканскому культурному пространству. Начиная с 1999 года в Южной Америке стали возникать новые прогрессивные правительства, которые стали проводить курс на расширение прав народа и борьбу с бедностью в условиях экономического роста. Все это перемешало карты игроков.
Растущее единство Латинской Америки, переориентация внешнеполитической активности на другие районы мира, мировой кризис, начавшийся в 2007 году, и появление новых центров силы в мире ослабили господство США на континенте, предоставив латиноамериканским руководителям возможность для ведения переговоров. Тем не менее, общественные силы, которые на предыдущем этапе заменяли отсутствие государства, не исчезли, а усложнили региональный расклад сил, борясь с США за любую толику власти. Через диаспоры мигрантов они ведут борьбу за права человека внутри США, одновременно выступая против дислокации их баз и воинских контингентов в странах Латинской Америки. США неоднократно пытались взять континент под свой контроль во имя свободы и национальной безопасности. Но это только лишний раз свидетельствовало о том, Латинская Америка является внешним пространством по отношению к США. Сейчас взаимные отношения между США и Латинской Америкой изменились: США расширили свои границы на весь континент, а латиноамериканская культура пропитала собой все американское общество. В течение всего XX века Латинская Америка колебалась между подчинением и ненавистью к США. Стремление к разграничению отошло на второй план. Смещение границ дает возможность заявить о Латинской Америке как об одной из мировых культур, при условии, что она не будет замыкаться в себе и покажет миру все великолепие своей культуры. США также должны пересмотреть определение своей самобытности после открытия южных границ. Осознать «новые границы» необходимо, чтобы правильно анализировать отношения между США и Латинской Америкой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Отношения между США и странами Латинской Америки
Сейчас очень многое изменилось в отношениях Соединенных Штатов и стран Латинской Америки. Благодаря «левому повороту» почти всех стран региона, США уже не могут навязать свою волю латиноамериканским государствам. Сейчас Латинская Америка взяла курс на создание многополярного мира, она уже не зависит полностью от США в экономическом плане, её торговыми партнерами становятся страны оппоненты США — Россия, Иран, КНР. Хотя США ещё будет оказывать сильное влияние на страны Центральной Америки.
В странах Латинской Америки, начиная от Мексики и заканчивая Патагонией, почти заново формируется независимость. Страны ЛА начали осознавать, что США не единственный центр силы в регионе. Лидеры латиноамериканских стран начали осознавать, что англосаксонская политика США, по выкачиванию ресурсов из своих «партнеров», должна быть прекращена. И даже социокультурный код стран Латинской Америки полностью отличается от США. Либеральные ценности США, с их индивидуализмом и империализмом не как не сочетаются с нынешним взлетом социалистических настроений в большинстве стран Латинской Америки. К этому можно добавить, что США никогда не пыталось наладить конструктивный диалог с латиноамериканскими странами, все политические и экономические связи поддерживались по средству монолога, когда американское правительство, может и не напрямую, но диктовало свои условия всем странам региона.
На протяжении 20 века страны Латинской Америки были фактически вынуждены следовать политике Соединённых Штатов, предоставлять им сырье и дешевую рабочую силу. Всё это происходило из-за лидеров латиноамериканских стран того времени – либо они были неолибералистами, которых привело к власти правительство США, либо тоталитарными лидерами, которые искали способы удержать власть, а это опять же было возможно только при поддержке США, естественно негласной. В пример можно привести правительство Венесуэлы в 70-е и 80-е года, когда неолиберальное правительство, поддерживало только средний класс и верхушку общества, при этом нижние слои общества остались почти без социальной поддержки, а экономика, процветавшая от резкого повышения цен на нефть, медленно начала рушится вследствие огромных растрат правительства и только начало Боливарианской революции и приход к власти Уго Чавеса с его реформами и становлением социальной и партисипативной демократии исправило положение. Сейчас такие реформы проводят, и другие лидеры Латинской Америки: Дилма Руссефф, президент Бразилии, Кристина Фернандез, президент Аргентины, Мишель Бачелет, президент Чили, известный последователь Чавеса – Эво Моралес, президент Боливии. Эти люди – лидеры новой Латинской Америки, независимого и сильного региона.
США не выгодно развитие латиноамериканского региона вне влияния самой Америки. И правительство использует многочисленные рычаги влияния: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Межамериканский банк развития, чтобы приостановить экономическое развитие Латинской Америки. И хотя латиноамериканские страны имеют уже тесные экономические отношения и с Китаем, и с Россией и еще множеством стран мира, США остаются их главными экспортерами и импортерами. Но всё вскоре изменится, эксперты предполагают, что уже к 2015 году товарооборот между Латинской Америкой и КНР достигнет уровня американского и, следовательно, не ровен час преодолеет его. И стоит ещё раз отметить, что для латиноамериканских стран любые рынки, кроме американского, очень привлекательны т.к. и европейцы, и китайцы, и русские уважают своих торговых партнеров. Американцы в своей внешней политике следуют правилу, высказанному Генри Киссинджером: «Империи, не заинтересованы в балансе сил. Им нет необходимости действовать в рамках международной системы» т.е. главное для США — выгода.
США сейчас теряют торгового партнера в лице Латинской Америки и давно уже потеряли в политическом плане. Власти Латинской Америки понимают, что Соединенные Штаты будут пытаться разбалансировать экономику региона, чтобы она стала более податливой американским властям. Но страны Латинской Америки уже могут многое противопоставить, благодаря таким межправительственным организациям по интеграции всех стран латиноамериканского региона как: ALBA, СELAC, UNASUR. Но не стоит забывать, что в головах у американского правительства всё еще сохранились принципы доктрины Монро, о невмешательстве других стран в дела Северной и Южной Америки. Поэтому США будет всячески демонстрировать свою силу и будут против формирования крупных торговых связей с другими регионами планеты. Такие форумы как БРИКС вскоре могут перерасти в межправительственные организации и будут охватывать все больше стран, стремящихся стать важными игроками на мировой арене. И не исключено, что не только Бразилия станет представлять Латинскую Америку в этой организации.
Отношения США и Латинской Америки в новом тысячелетии начали изменяться, и далеко не в пользу Америки. Учитывая, ход всей внешней политики США, и её провальный характер на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, Латинская Америка постарается находить все больше торговых и политических партнеров по ту сторону Атлантики, но при этом лидеры латиноамериканских государств не будут полностью разрывать свои отношения с Америкой и уже вскоре, возможно, сами будут держать Америку на коротком поводке.
Источник
Приоритеты новой старой политики США в Латинской Америке
Байден намерен восстановить лидирующую роль Вашингтона в Западном полушарии
Об авторе: Петр Павлович Яковлев – главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук.
Джозеф Байден поблагодарил мексиканскую диаспору в штате Невада за поддержку на президентских выборах. Фото Reuters
Одним из внешнеполитических последствий победы Джозефа Байдена на президентских выборах в США станет корректировка курса (по форме и содержанию) в отношении латиноамериканских стран.
Миллионы выходцев из Латинской Америки внесли ощутимый вклад в успех кандидата Демократической партии. И Байден не может не учитывать это обстоятельство. В еще большей степени на политику 46-го хозяина Белого дома повлияют неутешительные итоги латиноамериканского курса Дональда Трампа, который в свойственной ему безапелляционной манере сумел в межамериканских отношениях ухудшить почти все, что можно было ухудшить. Не случайно влиятельный орган латиноамериканских деловых кругов журнал America Economia накануне выборов писал: «Для США, Латинской Америки и всего мира будет лучше, если Трамп потерпит поражение (желательно с разгромным счетом) и покинет Белый дом. Тем самым будет положен конец самому хаотичному и злополучному президентскому правлению в американской истории».
Принято считать, что Трамп до предела снизил интерес Вашингтона к Латинской Америке, вытеснил регион на периферию американских политических и экономических приоритетов. Это так и не так. С одной стороны, президент-республиканец «не баловал» латиноамериканцев своим вниманием, за последние семь десятилетий он стал единственным лидером США, ни разу (!) не посетившим регион со специальным визитом. Исключение составило участие Трампа в совещании «двадцатки» в Буэнос-Айресе в конце 2018 года, к межамериканским делам не имевшем касательства. Проигнорировал он и VIII саммит Америк в Перу (апрель 2018 года), хотя участие в этих встречах, периодически собирающих глав государств и правительств всех 35 независимых стран Западного полушария, считается в Вашингтоне «хорошим дипломатическим тоном».
Вместе с тем Трамп продемонстрировал завидную активность, настаивая на возведении стены на границе с Мексикой, ужесточая политику в отношении мигрантов и добиваясь пересмотра (в свою пользу) условий интеграционного соглашения с этой страной и Канадой – NAFTA. Буквально с первых дней его пребывания в Белом доме в фокусе внимания Трампа находилась Венесуэла, ставшая объектом политико-экономического давления в традициях политики «большой дубинки». Под дамокловым мечом протекционистских мер и угроз введения торговых санкций оказались Аргентина и Бразилия. Почти полному пересмотру подвергся проложенный Бараком Обамой курс на нормализацию отношений с Кубой, а недружественные акции в адрес правительства Даниэля Ортеги в Никарагуа замкнули кризисную дугу в Карибском бассейне, максимально накалили геополитическую атмосферу в этом районе мира.
Стремление доминировать, навязывать свою волю, не принимать в расчет интересы партнеров, создавать конфликтные ситуации и множить настроения непредсказуемости и неуверенности – все эти черты латиноамериканской политики Трампа стали тем наследием, от которого Байден должен будет избавляться в русле объявленного им возвращения к «нормальному внешнеполитическому курсу».
О чем же может идти речь применительно к Латинской Америке? Какие элементы латиноамериканской политики Вашингтона будут пересмотрены новой администрацией, а какие сохранятся?
Прежде чем ответить на эти вопросы, подчеркнем, что Байден располагает максимальным из всех американских президентов за всю историю США опытом работы на латиноамериканском направлении. Возможно, свою роль сыграла принадлежность Байдена к католической церкви, Латинская Америка – самый католический регион мира. (Вспомним другого президента-католика Джона Кеннеди и его «Союз ради прогресса».) Как бы то ни было, интерес к Латинской Америке, зародившийся еще в его бытность сенатором и председателем комитета по международным отношениям, в полной мере реализовался, когда Байден стал в 2009 году вице-президентом и восемь лет фактически руководил реализацией в регионе внешнеполитической стратегии Обамы.
Сторонники Байдена обычно записывают в его внешнеполитический актив видную роль в разработке и осуществлении так называемого плана Колумбия (2000−2015) – масштабной программы американской финансовой и военной помощи колумбийским властям для борьбы с местными наркокартелями и левыми вооруженными группировками. Характерно, что одним из последствий реализации плана явилось проведение в Колумбии неолиберальных рыночных реформ, что позволило подписать американо-колумбийский договор о свободной торговле и в целом укрепить экономические связи между двумя странами. В итоге Богота стала одним из наиболее близких партнеров Вашингтона к югу от Рио-Гранде.
Основываясь на латиноамериканском опыте Байдена, его «команда» сформулировала некоторые приоритеты будущего курса, в том числе:
-→подключение латиноамериканских государств к осуществлению программы опережающего развития «чистой энергетики» (возобновляемых источников энергии), которая должна включить в себя все страны Западного полушария: от Канады до Чили;
-→пересмотр (в сторону либерализации) жесткой иммиграционной политики, проводимой администрацией Трампа и вызывающей острое недовольство южных соседей;
-→поощрение притока частных инвестиций в Латиноамериканский регион, выделение дополнительных ресурсов в размере 4 млрд долл. для экономической помощи странам так называемого Северного треугольника Центральной Америки – Гватемалы, Гондураса, Сальвадора (оттуда в США направляются основные караваны эмигрантов);
-→ужесточение санкций в отношении руководящих деятелей венесуэльского режима, скрывающих, по мнению американских спецслужб, свои активы в странах Латинской Америки, Европы и в США;
-→использование факта проведения в 2021 году IX саммита Америк в США для укрепления межамериканских связей, реанимации подорванных Трампом многосторонних механизмов взаимодействия и на этой основе восстановление лидирующей роли Вашингтона в Западном полушарии.
Указанные подходы вполне можно воспринять в качестве «доктрины Байдена», которая будет определять стратегию действий Вашингтона на латиноамериканском векторе. Ее внимательный анализ подводит к мысли, что победа Байдена коренным образом не изменит места Латинской Америки на шкале международных приоритетов США, но в ряде областей можно ожидать заметных подвижек.
Как отмечалось на сайте президентской формулы Байден-Харрис под названием Build Back Better, главное внимание новая администрация уделит четырем проблемам: борьбе с пандемией COVID-19, восстановлению экономики, достижению расового равенства и вопросам, связанным с изменением глобального климата. К этому перечню следует добавить геополитическое соперничество с Китаем. Исходя из такой иерархии интересов, логично ожидать активизации латиноамериканской политики Вашингтона на трех магистральных направлениях: интенсификация межамериканских торгово-экономических связей, вовлечение стран региона в международные усилия по защите окружающей среды, создание заслонов для экспансии Пекина в Латинской Америке.
Невооруженным глазом видно, что в каждом случае существуют свои подводные камни, способные помешать реализации намеченных планов. Например, значительный рост экономических обменов сомнителен по двум главным причинам. Во-первых, за прошедшие два десятилетия ведущие латиноамериканские страны совершили поворот в сторону динамичных азиатских рынков и нереалистично ожидать отхода от этой линии. Во-вторых, в регионе окрепли позиции собственных транснациональных компаний, включившихся в глобальную конкурентную борьбу, в том числе с корпорациями США. Что касается защиты окружающей среды, то, как показала болезненная реакция президента Жаира Болсонару на международную критику положения дел в Амазонии, педалирование этого вопроса легко может вызвать серьезные трения с Бразилией. Бесперспективными представляются и попытки радикально ограничить продвижение в регион китайского бизнеса. Называя вещи своими именами, Вашингтон упустил момент, когда это еще можно было сделать. Теперь поезд ушел.
Противоречиво будут складываться отношения с Мексикой – ключевой для США страной в регионе. Здесь просматриваются как возможности сближения, так и точки расхождений. Потенциал сотрудничества виден в более конструктивном подходе демократов к проблеме незаконной миграции, их отказе от строительства новых пограничных стен. Что касается разногласий, то они лежат в чувствительной сфере двусторонних торгово-экономических связей, где конкурентные преимущества Мексики (существенно более низкая заработная плата, оставляющая множество лазеек налоговая система, невыполнение обязательств по защите окружающей среды и т.д.) вызывают недовольство американского бизнеса и влиятельных профсоюзов. Конфликтная ситуация складывается и в важнейшей энергетической области: мексиканские власти усиливают позиции государственных предприятий, теснят частные американские компании, делают ставку на расширение добычи ископаемых углеводородных энергоносителей, тогда как администрация Байдена будет поддерживать свои корпорации и отдавать предпочтение альтернативным видам энергии, распространяя эту практику на латиноамериканские страны.
Таким образом, концепция Байдена может быть реализована лишь частично и по большей части создаст лишь оптический эффект перемен. Вряд ли 46-му президенту США удастся слепить качественно новую межамериканскую реальность.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник