Отношения стран латинской америки между собой

Отношения стран латинской америки между собой

Американский континент приято подразделять на Северную и Южную Америку. Наряду с этими географическими понятиями употребляется словосочетание Латинская Америка.

Латинская Америка – историческое название стран Южной и Центральной Америки, говорящих на испанском и португальском языках, произошедших от латинского. Разделительной линией служит государственная граница между США и Мексикой. Все территории расположенные южнее относятся к Латиноамериканскому региону.

Итогом войн за независимость начала $XIX$ века стало образование двадцати суверенных государств. Из них преобладающее большинство (18) являются испаноговорящими странами, Бразилия приняла государственным языком португальский, а Гаити – французский язык. Самыми крупными (занимают две трети территории) и высокоразвитыми считаются Бразилия, Мексика и Аргентина.

Готовые работы на аналогичную тему

США и страны Латинской Америки находятся на разных ступенях общественного развития. Североамериканский сосед превратился в первое государство мира, а латиноамериканские государства сильно отставали в своём развитии. На рубеже $XIX-XX$ веков два направления мирового развития нашли отражение в Латинской Америке: этап становления капиталистических отношений и монополистическая ступень капитализма.

Латинская Америка и страны Европы

Причиной отсталости латиноамериканских стран явилась их зависимость от экономически отсталых, по сравнению с другими европейскими, стран Испании и Португалии. Правящие латифундисты придерживались феодальных порядков, господствующих в Средние века в этих странах.

Несмотря на провозглашение независимости в 20-е годы Аргентине, Мексике, Чили, Венесуэле, Колумбии и Уругваю пришлось почти полвека бороться с Испанией за сохранение своей независимости. Одновременно шла ломка устоев феодальной монархии. В последние десятилетия XX века в странах Латинской Америки начинается промышленный переворот. Англия, Германия и Франция, воспользовавшись их отсталостью, пытались навязать кабальные договора. Став политически независимыми, страны оказались в экономической зависимости от Англии, затем США и Германии. Большую долю в строительство банков, железных дорог и морских портов вложила Великобритания. Её капиталы были вложены в мясную промышленности и в выращивание тропических фруктов. Лишь в конце $XIX$ века сюда проникает американский капитал.

Читайте также:  Все парламентские республики список стран

Латинская Америка и США

Значительное место в становлении независимых государств в Латинской Америке занимала позиция США. Президент Джеймс Монро выдвинул теорию «Америка для американцев» в 1823 году. Таким образом, он потребовал от европейских государств не вмешиваться в американские дела. Основой для такого заявления послужил отказ США от вмешательства в европейские дела. Доктрина Монро превратилась в оправдание американской экспансии в Латинскую Америку.

Независимые латиноамериканские страны избрали республиканскую форму правления. Монархией оставалась до 1889 года Бразилия. К власти пришли латифундисты, тормозившие развитие экономики. Страны превращались в сырьевые придатки промышленных государств – США, Англии, а после её ослабления Германии. Они превратили Латинскую Америку в рынки сбыта своих товаров. Постепенно США вытесняли европейских предпринимателей, рассматривая своих южных соседей естественным приложением к американскому рынку.

Укреплению позиции Соединённых Штатов способствовала победа над Испанией в 1898 году, после чего испанские колонии Куба и Пуэрто-Рико добились независимости. Строительство Панамского канала окончательно закрепило первенство США в Латинской Америке.

Источник

Страны Латинской Америки в современных международных отношениях

Во внешнеполитической деятельности большой группы стран Латинской Америки в 80-х гг. произошли позитивные перемены. Этому способ­ствовал ряд факторов: революционная борьба народов Центр. Аме­рики, крах военно-диктаторских режимов в Юж. Америке и развитие процессов демократизации, дальнейшее расширение связей стран ре­гиона с миром социализма, развивающимися государствами Азии и Африки, Движением неприсоединения и др. Мировой экономический кризис нач. 80-х гг. вызвал резкое обострение противоречий лат.-амер. стран с США и др. империалистическими державами. Новые масшта­бы приобрела борьба трудящихся в защиту своих жизненных ин­тересов и против угрозы мировой термоядерной катастрофы. Свиде­тельством подъема антивоенного движения в Латинской Америке явились Континентальная конференция движений за мир (июль 1984 г .), марш за мир в Центр. Америке (декабрь 1985 —январь 1986 г .), Континентальная конференция стран Латинской Америки и Кариб. бассей­на за разоружение и развитие ради мира (октябрь 1988 г .), а также учреждение в столице Перу г. Лиме регионального центра ООН за мир, разоружение и развитие в Латинской Америке (октябрь 1987 г .). Расширилось число государств региона, выступающих с независимых позиций на международной арене, значительно возросли их дипл. активность в решении глобальных и региональных международных проблем, вклад в перестройку международных отношений.

Важную роль играет Республика Куба, первая социалистическая страна в Зап. полушарии. В сер. 80-х гг. она поддерживала дипл. отношения со 120 государствами мира. С 1972 г . Куба — полноправ­ный член СЭВ. Активная антиимпериалистическая позиция выдвину­ла Кубу в число лидеров Движения неприсоединения. Ее столица была избрана местом проведения в 3979 г . VI Конференции глав го­сударств и правительств неприсоединившихся стран. Глава кубин. государства Ф. Кастро в 1979—83 гг. выполнял обязанности пред­седателя Движения неприсоединения. Кубин. дипломатия добивает­ся укрепления единства действий лат.-амер. стран. В 1989 г . Куба была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Большое и многоплановое воздействие на систему международ­ных отношений оказала никараг. революция. Ее победе 19.VH 1979 г . способствовало широкое движение международной солидар­ности с борьбой никараг. народа за свержение кровавой диктатуры Сомосы. В результате потерпели провал попытки США использо­вать ОАГ (неоднократно с момента создания в 1948 г . служившей инструментом подавления освободительных движений в Латинской Америке), чтобы навязать народу Никарагуа «сомосизм без Сомосы». На 17-м консультативном совещании министров иностр. дел государств — членов ОАГ в Вашингтоне в 1979 г . предложение США о направле­нии в Никарагуа «межамериканских сил мира» было отвергнуто. Большинство лат.-амер. стран проголосовало за резолюцию, фактиче­ски осуждавшую диктатуру Сомосы и подтверждавшую право никараг. народа на самоопределение.

Международная солидарность с никараг. революцией обеспечила быстроту дипл. признания правительства Национального возрожде­ния. 21 .VII 1979 г . Президиум Верховного Совета СССР поздравил никараг. народ с победой и выразил готовность развивать разносто­ронние связи на благо обеих стран. Принятие Никарагуа в августе 1979 г . в ряды Движения неприсоединения на VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран означало при­знание ее правительства почти 100 государствами. В заключитель­ной декларации подчеркивалось историческое значение никараг. ре­волюции для народов Америки и др. стран мира. Революционная Никарагуа завоевала высокий международный авторитет: она изби­ралась членом Совета Безопасности ООН, членом Координационного бюро Движения неприсоединения. В 1988 г . Никарагуа поддержи­вала дипл. отношения со 114 государствами.

Важнейшее проявление позитивных сдвигов во внешней политике лат.-амер. стран — их активные выступления в 80-е гг. в ООН и вне рамок этой организации против гонки вооружений, за предотвраще­ние мировой термоядерной катастрофы. В мае 1984 г . президенты Аргентины и Мексики совместно с главами государств и правительств Греции, Индии, Танзании и Швеции образовали т. н. «группу шести за ядерное разоружение» («Делийская шестерка»).

В 1985—89 гг. состоялся ряд встреч лидеров «Делийской ше­стерки». В принятых заявлениях они изложили свои предложения о мерах по предотвращению гонки вооружений в космосе и прекра­щению ее на земле, обращались по этим вопросам с совместными пожеланиями к Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву и президенту США Р. Рейгану. В мае 1989 г . при вручении декла­рации руководителей «Делийской шестерки» М. С. Горбачев заявил, что он высоко оценивает очередную инициативу «группы шести» — и основной дух этого документа, и многие его положения, — подчерк­нув, что деятельность группы пользуется признанным авторитетом у мировой общественности и в международном сообществе государств.

Действия Аргентины и Мексики в «группе шести» получили под­держку во многих офиц. заявлениях правительств Боливии, Брази­лии, Венесуэлы, Колумбии, Никарагуа, Перу, Уругвая и др. лат.- амер. стран. Президент Перу А. Гарсия выдвинул в 1985 г . пред­ложение о заключении регионального соглашения о сокращении во­енных расходов. Бразилия выступила в ООН с инициативой об объявлении Юж. Атлантики зоной мира и сотрудничества. Ее ак­тивно поддержали СССР, социалистические и неприсоединившиеся страны. Резолюция по этому вопросу была принята в 1986 г . на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 108 голосами при 8 воз­державшихся и одном (США) «против». Она призывает страны Юж. Атлантики сохранять мир и безопасность в этом регионе, раз­вивать региональное сотрудничество, а др. государства — уважать статус зоны, постепенно ликвидировать здесь свое военное присут­ствие, не размещать в границах зоны ядерное и др. виды оружия массового уничтожения. Правительства многих лат.-амер. стран приветствовали заключение Договора между СССР и США о лик­видации ракет средней и меньшей дальности в Европе (декабрь 1987 г .).

В 1989 г . отмечалось 20-летие вступления в силу Договора Тлателолько (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, заключен в феврале 1967 г .). Согласно этому договору ста­тус безъядерной зоны в Латинской Америке обеспечивается запрещением присутствия в регионе ядерного оружия в любой форме. Однако Договор Тлателолько допускает возможность проведения т. н. «мир­ных» ядерных взрывов и содержит недостаточно разработанные по­ложения относительно «транзита» ядерного оружия через террито­рию зоны. В связи с юбилеем договора миролюбивые силы обрати­лись с призывом ко всем лат.-амер. государствам стать его пол­ноправными участниками и совместными усилиями укреплять статус первой в мире безъядерной зоны, поддерживать деятельность создан­ной на основе договора Организации за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ), содействующей использованию ядерной энергии исключительно в мирных целях.

Укреплению внешнеполитических позиций лат.-амер. стран спо­собствовал курс на диверсификацию торгово-экономических и дипл. связей. В сер. 80-х гг. внешнеполитическими партнерами Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы были более 100 государств; расши­рились внешние связи Колумбии, Перу, Уругвая, Эквадора и др. го­сударств региона, прежде всего за счет установления отношений с социалистическими странами и молодыми афро-азиатскими государ­ствами.

Значительно возросло число лат.-амер. стран, участвующих в Движении неприсоединения, и в связи с этим проблемы региона за­няли большое место в его деятельности. В 1986 г . на VIII конферен­ции в Хараре (Зимбабве) были представлены 27 стран региона (17 полноправных членов, 9 наблюдателей и 1 страна в качестве гостя). В марте 1987 г . в Джорджтауне (Гайана) состоялось внеочеред­ное заседание Координационного бюро Движения неприсоединения на уровне министров иностр. дел. Оно полностью было посвящено положению в Латинской Америке и Карибском бассейне. Его участники высказались в поддержку требований лат.-амер. стран об урегу­лировании проблемы внешнего долга, установлении мира в Центр. Америке, прекращении давления США на правительство Панамы и провозглашении Кариб. бассейна зоной мира. Страны региона внесли свой вклад в успех IX конференции неприсоединившихся государств в Белграде в сентябре 1989 г .

В нач. 80-х гг. международная обстановка в регионе, как и во всем мире, обострилась. Республиканская администрация пришла к власти в Соединенных Штатах в 1981 г . под лозунгами наращива­ния военной мощи США и решительного противоборства с СССР и силами нац. освобождения в развивающемся мире на основе доктри­ны «неоглобализма» и теории «конфликтов малой интенсивности». Эти общие установки, которыми амер. администрация в той или иной мере руководствовалась в 80-е гг., оказали влияние и на лат.-амер. курс Вашингтона.

США оказали поддержку Великобритании в ходе англо-аргент. конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле — июне 1982 г ., когда правительство М. Тэтчер осуществило крупно­масштабную военную операцию с целью увековечить колониальный статус этой территории. Затратив на военную операцию 1 млрд ф. ст., Великобритания одержала верх благодаря широкой дипл., экономи­ческой и военной помощи США, которые презрели свои обязательства перед Аргентиной и др. странами региона, вытекающими из устава ОАГ и положений Межамериканского договора о взаимной помощи ( 1947 г .). В связи с этим на чрезвычайном консультативном сове­щании министров иностр. дел стран ОАГ в мае 1982 г . голосами лат.-амер. государств (17 — «за», США, Чили, Колумбия, Тринидад и Тобаго воздержались) была принята резолюция, осуждавшая аг­рессию Великобритании и действия США — их военные поставки Лондону и санкции против Аргентины. Это на длительное время подорвало престиж США и осложнило их отношения с юж. соседями. Обострился кризис межамер. системы. Реформа устава ОАГ в 1985 г . (Картахенский протокол) привела к оживлению ее деятельности в интересах лат.-амер. стран.

Мальвинский кризис остался неурегулированным. Гражданское правительство Аргентины, сменившее военную диктатуру, добивается восстановления своих суверенных прав мирным путем в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, которая неоднократно после 1982 г . рассматривала этот вопрос. (В октябре 1989 г . восста­новлены консульские отношения между Великобританией и Арген­тиной, приняты решения о нормализации отношений в торг.-экономической области; в феврале 1990 г . достигнута договоренность о восстановлении дипл. отношений.)

Обострилась обстановка в Карибском бассейне, объявленном ад­министрацией Рейгана сферой «жизненных интересов» США. Здесь ежегодно проводятся военные маневры Пентагона с привлечением некоторых стран Латинской Америки и НАТО, модернизируются военные ба­зы США в Пуэрто-Рико и др. странах региона.

Экономическим компонентом «карибской стратегии» Рейгана стала программа экономической помощи реакционным режимам Карибского бассейна, своего рода «мини-план Маршалла», провозгла­шенный президентом США. в 1982 г . При содействии США и Велико­британии был создан военно-политический блок пяти государств Вест-Индии. Правительства Антигуа и Барбуды, Барбадоса, Доми­ники, Сент-Винсента и Гренадин и Сент-Люсии в 1982 г . заключили соглашение о создании Региональных сил безопасности и обороны вост.-кариб. стран.

В октябре 1983 г . США совершили вооруженную интервенцию против маленького миролюбивого государства в Кариб. море—Гре­нады. Ее народ в 1979 г . сверг режим проамер. ставленника Э. Гейри и взял судьбу страны в свои руки. Для пропагандистского при­крытия этой акции была инспирирована просьба о срочном вмеша­тельстве США в события на Гренаде, адресованная Вашингтону группой вост.-кариб. стран, которые выделили для участия в ней сим­волический контингент «многонациональных сил». Тем не менее в ООН 108 государств проголосовали за резолюцию, квалифицировав­шую вторжение США на Гренаду как грубое нарушение междуна­родного права и посягательство на независимость этой страны.

Опасная конфликтная ситуация сложилась в 80-х гг. в Центр. Америке. Администрация Рейгана в 1981 г . провозгласила Сальва­дор, где после очередного гос. переворота в 1979 г . народ поднялся на вооруженную борьбу против олигархии, «полем сражения с меж­дународным коммунизмом», «пробным камнем» отношений между Востоком и Западом. Для поддержки правящего режима Белый дом в десятки раз увеличил экономическую и военную помощь Сальва­дору (в 1988 г . на эти цели было ассигновано соответственно 185 млн и 85 млн дол.), направил в эту страну амер. военных советни­ков. Опираясь на поддержку США, местная реакция безуспешно пы­тается подавить революционную освободительную борьбу патрио­тических сил Сальвадора, что привело к углублению вооруженного конфликта и многочисленным жертвам среди гражданского насе­ления.

Др. опасный очаг напряженности был создан эскалацией под­рывных действий Вашингтона против Никарагуа. В 1981 г . админи­страция Рейгана заморозила экономическую помощь Никарагуа, а ЦРУ приступило к сколачиванию отрядов контрас из бывших сомосовских гвардейцев. На территории Гондураса была создана сеть специальных лагерей для их подготовки; в 1982 г . начались воору­женные вылазки контрас в сев.-вост. районы Никарагуа. Масштабы необъявленной войны против Никарагуа значительно расширились в 1983 г . Чтобы вынудить Никарагуа вести борьбу на два фронта, в дополнение к осн. базе контрас в Гондурасе был создан очаг контрреволюционеров в Коста-Рике. В 1984 г . ЦРУ осуществило минирование никараг. портов, что было осуждено общественностью всего мира как противоправная пиратская акция. Администрация Рейгана в 1985 г . ввела новые экономические санкции и торговое эмбарго в отношении Никарагуа, обвинив ее в экспорте революции в регионе. Конгресс США в 1986 г . ассигновал 100 млн дол. на по­мощь никараг. контрас.

Об осуждении международным сообществом антиникарагуанской политики Вашингтона свидетельствовали результаты рассмотре­ния обстановки в этой части мира в Совете Безопасности и на сес­сиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1982—89 гг. Международный суд ООН в Гааге в июле 1986 г . признал США виновными в осу­ществлении противозаконных акций, подрывающих суверенитет Ни­карагуа. С героической борьбой никарагуанского народа и патриотов центр.- амер. стран солидарны народы Советского Союза, Кубы и др. социа­листических государств. На стороне их справедливого дела Движе­ние неприсоединения, Социнтерн, общественность и правительства многих развивающихся стран.

Правительство Никарагуа активно действовало на международ­ной арене, неоднократно предлагало Вашингтону путем прямых дву­сторонних переговоров нормализовать отношения между двумя странами. Героизм и стойкость никараг. народа, отразившего воору­женные нападения врагов революции, хотя страна понесла при этом немалые людские и материальные потери, послужили важным фак­тором изменения обстановки в регионе в пользу мирного урегули­рования центр.-амер. конфликта.

Большую активность в разработке условий такого урегулиро­вания проявили Контадорская группа, созданная в 1983 г . Венесу­элой, Колумбией, Мексикой и Панамой, и Группа лат.-амер. под­держки Контадоры (основана в 1985 г .), объединившая Аргентину, Бразилию, Перу и Уругвай, которые стали выразителями позиций об­щественности и правительств лат.-амер. стран. В августе 1987 г . в Эскипуласе (Гватемала) главы пяти центр.-амер. государств — Гва­темалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора — под­писали документ о путях урегулирования конфликта в Центр. Аме­рике и установлении там прочного мира на основе прекращения огня, нац. примирения, прекращения вмешательства внерегиональных дер­жав, демократизации и сотрудничества для развития. Дальнейшие события показали, однако, что достижение этих целей не единовре­менный акт, а длительный и сложный процесс. Новые договоренно­сти, достигнутые в ходе четырех встреч президентов центр.-амер. го­сударств в 1988—89 гг., предусматривают расформирование контрас, определенные обязательства Никарагуа по дальнейшей демократиза­ции общественной жизни в стране, прекращение кровопролития в

Сальвадоре политическими средствами, а также различные формы международного контроля (со стороны ООН, ОАГ и др.) за про­цессом урегулирования конфликта. Нормализация ситуации в этом регионе во многом будет зависеть от позиции соседних с Никарагуа стран, а также США, где наряду с признанием складывающихся реа­лий сохраняются проявления силового подхода. Вооруженная интер­венция, предпринятая США против Республики Панама в декабре 1989 г ., явилась актом международного произвола в отношении на­рода маленькой страны, обострившим напряженность в Центр. Аме­рике. Лат.-амер. и международная общественность осудила эту ак­цию.

80-е гг. отмечены подлинным взрывом дипл. активности лат.- амер. стран: непрерывно одна за другой следуют двусторонние и многосторонние встречи и переговоры на высшем уровне, поездки президентов крупнейших государств по странам региона, обмены визитами министров иностр. дел, конференции и совещания мини­стров финансов, экспертов и т. д.

Глав. внимание на этих переговорах наряду с центр.-амер. кон­фликтом уделяется проблеме внешнего долга, дискриминационной практике развитых капиталистических держав в области торговли, падению цен на экспортируемые сырьевые товары Латинской Америки на мировом рынке, попыткам применения администрацией США экономических и др. санкций в отношении должников, нарушающих предписания МВФ, вопросам борьбы с наркобизнесом. Все эти во­просы давно вышли за рамки экономических отношений и стали объектом политической борьбы, В этих условиях государства региона все чаще используют методы коллективной дипломатии для защиты своих интересов. Участники «латиноамериканского диалога» пришли к выводу, что огромный внешний долг Латинской Америки и всех развивающихся стран не может быть выплачен, и проблема эта носит прежде всего политический характер, т. к. затрагивает условия жизни миллионов людей и возможности развития десятков стран. 11 круп­нейших стран — должников Латинской Америки в целях координации своей политики образовали в июне 1984 г . «Картахенскую группу», провели в 1985—89 гг. несколько совместных совещаний. Лат.-амер. страны смогли добиться некоторого облегчения своего положения в ходе двусторонних переговоров с кредиторами о реорганизации долга на условиях продления сроков погашения, списания части долгов и снижения процентных ставок.

Проблеме борьбы с наркобизнесом была посвящена состояв­шаяся в феврале 1990 г . встреча президентов Боливии, Колумбии, Перу и США в г. Картахене (Колумбия), завершившаяся принятием программы согласованных действий.

Государства — члены Контадорской группы и Группы поддерж­ки учредили постоянный механизм политических консультаций -на правительственном уровне, включая глав государств, получивший на­звание Группы Рио (или «латиноамериканской восьмерки»). В доку­ментах, принятых на совещаниях президентов этих стран в г. Ака­пулько (Мексика, октябрь 1987 г .), г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай, октябрь 1988 г .) и г. Ика (Перу, октябрь 1989 г .), изложена их сов­местная позиция по актуальным международным вопросам и опреде­лены долгосрочные цели регионального сотрудничества — создание Общего рынка и Сообщества лат.-амер, наций, включающих и социа­листическую Кубу. Участники Группы Рио выступают за упрочение мира и безопасности в регионе, консолидацию демократических режи­мов, обеспечение их стабильного и самостоятельного экономического развития, объединение усилий в обострившейся борьбе с наркобизне­сом, равноправный диалог с США, утверждение культурных ценно­стей и обмен опытом в области образования.

Источник

Оцените статью