Отправная точка путешествия афанасия никитина

Афанасий Никитин

Краткая биография

Российский купец и путешественник Афанасий Никитин в XV в. жил в Твери. О нем известно только то, что он сам рассказал в своих знаменитых дневниках, которые вел во время путешествия в Азию: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья ( перс . – море) Хвалисская, второе море – Индийское, дарья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская». Сейчас эти моря называются соответственно Каспийское, Аравийское и Черное.

Читая рассказ Афанасия, становится понятно, что он был тверским купцом среднего достатка, торговал, видимо, в основном в приволжских городах и на Кавказе. А в Индию попал волею случая, «от многия беды» после того, как его корабль разграбили татары.

Путешествовал Никитин с 1468 по 1475 г. Его путевой дневник носит неофициальный характер, он написан живым языком человека, попавшего на чужбину, и сильно отличается от церковной и светской литературы того времени. В нем без труда угадываются черты характера автора. Афанасий Никитин был бесстрашным, искренним и непосредственным человеком, глубоко верил в Бога, тосковал по родине и молился о том, чтобы живым и невредимым вернуться на Русь. Умер он в 1475 г., на обратном пути, недалеко от Смоленска.

«Хождение за три моря»

В 1468 г. Афанасий Никитин отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.

Читайте также:  Пещерные города бахчисарая экскурсии

Через некоторое время людей отпустили, но в другой помощи отказали. Разбойники считали: «то, что пришло с моря, – собственность владельца побережья». Теперь возвращение на Русь означало для Никитина долговую яму, и он принял решение следовать дальше на восток: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать». Проведя в Иране более двух лет, Никитин двинулся дальше на юг, ему стало известно, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.

«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою». Из книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добирался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.

Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.

Афанасий – купец, во всех городах, где он бывает, он внимательно изучает рынки и приходит к выводу, что «для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска… на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».

Никитин путешествует по индийским городам. Его поражает это страна, обычаи ее жителей, и он живо рассказывает о них в своих записках: «простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку…

В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». От наблюдательного русского путешественника не ускользают детали жизни индийцев: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая».

Афанасий постоянно ощущает себя иностранцем на чужбине, убежденный православный христианин, он общается с представителями разных вероисповеданий: мусульманами и индуистами, но остается верен своей религии, старается определить по звездам время православных праздников и постов. На «пятую Пасху» Афанасий решает, что пора возвращаться на Русь. В записках он пишет: «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской». Он тоскует по родине, и, проведя столько лет на чужбине, познакомившись с разными народами и государствами, приходит к выводу:

«А Русь … на этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!»

В январе 1473 г. Никитин отплыл из Дабула на судне, которое после почти трехмесячного плавания, делая остановки в Эфиопии и на Аравийском полуострове, прибыло в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 г. достиг Трабзона. В Феодосии Афанасий зимовал, возможно, в это время он редактировал свои путевые записи, а весной двинулся на север. К несчастью, не доехав до Смоленска, Афанасий заболел и умер. Его дневник «Хождение за три моря» привезли в Москву купцы.

В XVI–XVII вв. эти путевые записки русского путешественника неоднократно переписывали, всего известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. обнаружил Н. М. Карамзин и высоко оценил его. Афанасий Никитин стал первым европейцем, просто и правдиво описавшим средневековую Индию. Его «Хождение за три моря» содержит ценные географические, исторические и этнографические сведения о природе, хозяйстве, населении и обычаях Индии и других азиатских стран. Это – один из ярких образцов жанра путевых очерков и, бесспорно, один из наиболее замечательных памятников русской литературы XV века.

Источник

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин тверской купец, основоположник блоггерства о путешествиях в русском сегменте мира. Тематика, на которой специализировался Афанасий, предлагала посещение таких экзотических стран как Персия, Турция и Индия, где он оказался за 30 лет до знаменитого португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Свои программные туры Афанасий Никитин публиковал в формате путевых заметок, которые были объединены в единое собрание под названием «Хождение за три моря». Всего блоггер Афанасий путешествовал с 1468 года по 1474 года. Новаторским ходом, обеспечившим интерес целевой аудитории к программе, было объединение духовных туров с целью паломничества, с коммерческими турами, предполагающими получение прибыли. Кстати, такой формат теперь очень популярен и востребован. Политической или дипломатического содержания экспедиция не несла.

Афанасий Никитин маршрут

Маршрут начался в Твери. На двух судах по Волге спустились они через Нижний Новгород до Астрахани. Астрахань была центром Астраханского ханства, которое образовалось после распада Золотой Орды. Это уже была приграничная территория крупных держав. Около города Тарки одно судно потерпело крушение. Дальше через Персидские земли по городам Дербент, Баку, Кашан, Йезд, Ормуз направился к Индии. Где-то после Дербента маршрут становится сухопутным, а после Ормуза пересаживаются на попутные суда. Всего в Дербенте наш путешественник был три раза.

Такое долгое и сложное путешествие невозможно осуществить без влиятельной поддержки в каждой стране. Видимо у Афанасия были хорошие друзья в каждой стране.

В Индии, уже одиночная экспедиция прошла по городам Диу, Бидар, Парват, Дабул. От Дабула на судах-попутках по турецким городам до города Тавриз. Затем Трапезунд и через Черное море в Киев, который был центром Киевского удельного княжества. Затем Смоленск, часть Великого княжества Литовского и только потом долгожданная Тверь.

Всего за 7 лет Афанасий Никитин преодолел около 17000 километров по суше, рекам и морям. Кстати, морей действительно было три: Каспийское, Индийское и Чёрное море.

Результаты экспедиции

С точки зрения коммерции в записках нашли описание только одной завершенной сделки – перепродажи жеребца, но и она была убыточной. А остальные варианты прогорали из-за потери товаров, судов и несовершенства органов самоуправления на пути следования, что позволяло аборигенам промышлять разбоем. Эти приключения начались еще под Астраханью.

Потеряв товар, часть экспедиции сразу направились по домам. Те, за кем были материальные обязательства не могли вернуться, разбрелись и осели в прикаспийских городах: Баку, Шемаха, Астрахань. Сложнее было Афанасию и он решил кататься дальше. В Ормузе он купил того самого жеребца в надежде продать в Индии и разбогатеть, но не вышло. Дальше коммерции почти не было. Только сложный путь домой в одиночестве.

Для легкого погружения в тему можете посмотреть двухсерийный советско-индийский фильм 1958 года «Хождение за три моря». Приятная картина для совместного семейного просмотра.

Кулаев Владимир, стихи.

Город на Волге с названием Тверь,
Кафа в Крыму — побратимы теперь!
С Волги начался Никитина путь,
Первопроходца ты, Русь, не забудь!
Тверь, Кострома, а за ними Дербент,
Дальше, казалось купцу, хода нет.
Море Хвалынское он пересёк,
Что впереди, всем купцам невдомёк.
Бед было много на этом пути,
Цели намечены, надо идти.
Индию первым увидел купец,
Эх, торговать бы, сказал молодец!
Много чудес повидал в тех краях,
Странно одеты султан и монах.
Где бы мы ни были, тянет домой,
В Кафу вернулся купец чуть живой.
Было два моря, один океан,
Индия, Африка, также Иран.
Знаем, закончился путь тот в Крыму,
Слава Никитину, слава ему!

Источник

ГеоБар — Географический справочник

География нашей планеты

Путешествие Афанасия Никитина

Путешествие Афанасия Никитина прославило город Тверь на многие столетия вперед. О его жизни известно мало достоверных фактов потому, что запись его биографии начали вести только после начала больших путешествий. Но то, что он за четверть века до Васко да Гамы побывал в Индии – абсолютная правда. Подтверждением этому является написанный Никитиным труд, названный «Хождением за три моря».

Афанасий Никитин

Детские и юношеские годы

Отца Афанасия звали Никита, поэтому он получил соответствующее отчество, которое позже превратилось в его фамилию. Дата рождения купца неизвестна, произошло это в начале XV в. в г. Тверь. Про родителей известно, что они были крестьянского происхождения. Подлинных фактов, свидетельствующих об учебе Афанасия, историки не нашли.

В молодом возрасте Никитин побывал в своих первых плаваниях как купец. Посещал Византию и Литву. Уже тогда торговые дела шли хорошо и купец не бедствовал.

Путешествие Афанасия Никитина

Целью Афанасия Никитина был поиск новых рынков сбыта товаров, а не открытия новых земель. Он решил налаживать торговлю на южных границах России. Ни о каких географических открытиях купец не думал, индийским путешествием Афанасий Никитин обязан случаю. Обо всех событиях, произошедших с ним, историки узнали по труду самого мореплавателя.

Испросив позволения у тверского наместника, Михаил Борисович одобрил отправку в Астрахань в 1468 году. В составе каравана торговых кораблей они отплыли по Волге из Твери. Маршрут проходил через города Калязин и Углич, далее Кострома и Плес. В Нижнем Новгороде он должен был присоединиться к каравану Василия Панина, чтобы дальнейший путь был безопасным, но они разминулись. Пришлось продолжать путь с послом Ширванского государства.

До Астрахани купцы добрались благополучно, но потом на них напали татарские разбойники. Весь товар был разграблен, один корабль затонул. Часть команды убили, другая часть – попала в плен. На уцелевших кораблях Афанасий Никитин решил плыть в Дербент, так как вернуться на родину не позволяли финансы и взятые в плен люди.

В Дербенте с помощью русского посла удалось освободить людей из плена, но на обратную дорогу денег не получили. На уцелевшем корабле Никитин решил продолжить плыть в южном направлении в Персию. Далее направился в оживленный торговый город – Ормуз. Город-порт находился на пересечении многих торговых путей из Индии, Китая, Малой Азии и Персии. На Русь из Ормуза привозили жемчуг. На чужой земле прожил он 2 года. За это время узнал, что в Индии очень ценят породистых скакунов. Афанасий принял решение попробовать продать коней в Индии и купить там для Руси товаров. К тому моменту уже на картах Индия была нанесена, но европейцы там не бывали.

Маршрут Афанасия Никитина

Уже тогда Никитин ведет свои записи и подробно описывает жизненный уклад на Востоке, природу тех краев.

В индийский Чаул Афанасий Никитин прибыл в 1471 г. Он поразился быту индийского населения. Многие носили золотые украшения, но при этом ходили практическими голыми. Никитин считал, что можно было продать украшения и приобрести одежду. Затем он перемещается в Джуннар, где правитель отнял у него коня и пытался насильно обратить его в мусульманина.

Возвращение на русскую землю

Путешествие Афанасия Никитина по Индии заняло 3 года, но не принесло финансового успеха. Афанасий рассчитывал, что сможет найти подходящий для Руси товар, но кроме краски и перца ничего не нашел. Не оценил с торговой точки зрения Афанасий Никитин открытия новых земель. Возвращался домой только с огромным багажом впечатлений от Индии.

В обратную дорогу отправился в январе 1473 г. Три месяца заняла дорога из Дабула в Ормуз. При этом Афанасий останавливался в Эфиопии и на Аравийском полуострове. Оттуда через Иранское и Армянское нагорья добрался до турецкого Трабзона.

В этом городе его еще раз оставили без ценных вещей и товаров, так как приняли за русского шпиона. При себе у него остались только его записи. Чтобы продолжать путь на родину, Никитин решил перезимовать в Кафе и заодно поправить финансовое положение.

Зиму 1474 г. провел в городе Кафе. Весной решил плыть вверх по Днепру. Афанасий Никитин скончался осенью 1474 г. в районе Смоленска. Тогда эта территория принадлежала Великому княжеству Литовскому. Купцы, находившиеся с ним в плавании, передали записки Никитина московскому князю Ивану III в 1475 г.

Текст «Хождения …» написан простым и понятным языком. Это первое описание Индии, ее жителей и обычаев. В книге автор описал как «за белым человеком» всегда ходила толпа людей потому, что для них тоже он был чем-то диковинным.

Через 5 лет записки Афанасия Никитина вошли в летопись Российского государства. Несколько раз текст подвергался переработке. Помимо ценных географических сведений рукопись Никитина по праву считается памятником литературы XV века.

Именем Афанасия Никитина названа подводная гора Индийского океана, а также большое количество объектов в городах России.

Источник

Оцените статью