- Студентов-бюджетников заставят отработать на государство
- Учиться бесплатно смогут только те граждане, которые потом станут трудиться по специальности
- Кто платит, на того и работают
- Отрабатывать должны только льготники
- Отработка после колледжа и вуза: как распределиться и не пожалеть?
- Отработка после вуза
- Отработка после колледжа
- Можно ли отказаться от распределения после вуза?
- После окончания института распределение и обязательная отработка – как это было в СССР
- Вот мои аргументы:
- Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению и проследят за их карьерой
- Власти проследят за трудоустройством выпускников
- Целевое обучение: как это выглядит
- Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов
- Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов
Студентов-бюджетников заставят отработать на государство
Учиться бесплатно смогут только те граждане, которые потом станут трудиться по специальности
Фото: РИА Новости/Майя Машатина
Выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет. Соответствующие поправки в Закон об образовании (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовил и внёс на рассмотрение законопроектной комиссии «Единой России» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.
Кто платит, на того и работают
Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны. «Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру. Если же пришли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счёт», — заявил Сергей Вострецов «Парламентской газете».
По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий.
Он напомнил, что коммерческие предприятия, согласно статье 56 Закона об образовании, могут и сейчас заключать договоры с вузами на оплату обучения молодых людей, которые потом придут к ним работать.
Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным. Процедура проводилась в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.
Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жильё и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.
Специальность | Стоимость (руб.) |
Менеджмент | Бакалавр — 490 000, магистр — 212 500 |
Психология | Бакалавр — 325 000, магистр — 325 000 |
Журналистика | Бакалавр — 325 000, магистр — 325 000 |
Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что они обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку. В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства организации перед студентом, студента перед организацией, а также организации перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре.
Целевой приём в российские вузы, а это, как правило, отраслевые высшие учебные заведения, подразделяется на два вида — целевой набор по квоте министерства образования и науки (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идёт с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, здесь есть один нюанс: по договору студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно.
Отрабатывать должны только льготники
А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».
Смолин заявил «Парламентской газете», что, выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают своё призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. «Считаю, что обязать всех студентов-бюджетников работать по специальности — перебор», — добавил депутат, уточнив, что лучше бы принять закон о квотировании рабочих мест для любых молодых специалистов.
Такого же мнения придерживается и ректор Ярославского государственного университета, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Он считает, что возвращать советское распределение неправильно. «Если человек поступил учиться, то, окончив вуз, пусть решает, где он будет работать, в том числе, может быть, и не по специальности», — объяснил Русаков «Парламентской газете».
Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции.
А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова убеждена, что обязательное распределение должно быть только для льготников. «Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции, дети заранее сделали для себя выбор и должны понимать, что обязаны государству, раз идут по меньшему количеству баллов», — обосновала свою точку зрения «Парламентской газете» сенатор.
Кстати, по данным Минтруда, на осень 2017 года самыми востребованными специалистами на рынке труда стали инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры контрольно-измерительных приборов (КИП) и техники-технологи. Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников.
Специальность | Стоимость (руб.) |
Менеджмент | Бакалавр — 420 000, магистр — 340 000 |
Психология | Бакалавр — 275 000, магистр — 290 000 |
Журналистика | Бакалавр — 300 000, магистр 330 000 |
Стоимость одного года очного обучения в РАНХиГС в 2017/18 году
Источник
Отработка после колледжа и вуза: как распределиться и не пожалеть?
Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? Адукар расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.
Отработка после вуза
После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ , УГЗ МЧС РБ , Академии МВД РБ , МИ МВД РБ , целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.
Если ты окончил бакалавриат на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение магистратуры , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.
Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.
Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.
Отработка после колледжа
После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.
Можно ли отказаться от распределения после вуза?
Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.
Размер компенсации может доходить до $ 20 000. Такую сумму быстро вернуть непросто
От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно. К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся. Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.
Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения.
Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, поступай на платное : это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Источник
После окончания института распределение и обязательная отработка – как это было в СССР
Я застала то время, когда после окончания института было распределение на производство и обязательная «отработка» на этом производстве в течение 3 лет.
Мой выпуск в институте был последним, когда распределяли молодых специалистов на предприятия. Курс, шедший за моим, уже этот процесс не застал.
Считаю, что проиграли все: и студенты, и предприятия, и наше государство.
Вот мои аргументы:
Если есть специальности, на которые набирают учеников в вузы (да и в техникумы, училища), значит, есть потребность в таких специалистах в нашем государстве.
Вчерашние школьники садятся на студенческую скамью, «грызут гранит науки». Государство на их подготовку тратит деньги (я сейчас не говорю о коммерческом обучении).
И вот, студент обучился, готов применить полученные знания на практике, а его не берут никуда – нет опыта!
Вопрос: зачем тогда обучать?
Вот и идут потенциальные «двигатели прогресса» куда попало: торговать, таксовать, просто бездельничать.
Кому от этого лучше? Молодёжь – деградирует, экономика в упадке, производство – «загнивает».
Без притока молодёжи – нет развития.
В институте наши дети взрослеют, учатся самостоятельно решать «взрослые» задачи, получают специальные знания. Получив диплом, остаются сами с собой: никому они не нужны.
Если повезёт, то устроятся по специальности, а если не повезёт – диплом в «рамку и на стенку», а работать – куда возьмут.
Вопрос: зачем тогда обучать?
Безусловно, были и негативные моменты.
Не все студенты хотели куда-то ехать по распределению. Но выбор-то был! Чем выше «балл» в дипломе, тем больше предложений по работе.
Здесь я расскажу историю моего знакомого. Он учился в сельхозинституте и прекрасно знал, что после защиты диплома отправится в деревню по распределению.
Как же не хотелось возвращаться в деревню из города. И он не стал защищать дипломную работу и был отчислен со справкой, что 5 лет учился в институте.
Потом была армия, там подцепил желтуху, провалялся в госпитале, подорвал здоровье. Когда вернулся домой, пошёл работать на стройку простым рабочим.
Спустя 7 лет, когда дочка пошла в первый класс, решил, что у дочки папа должен быть с высшим образованием.
Он восстановился в институт, выполнил и успешно защитил дипломную работу, получил документ о высшем образовании. По специальности не работал ни дня, распределение к тому времени уже было отменено.
Я после института по распределению попала в научно-производственное объединение, у меня был наставник. На производстве всё было по-другому, чем в институте, но очень интересно.
Как же приятно было осознавать свои первые успехи в работе, свою первую зарплату.
А как вы считаете, нужно ли распределение и обязательная отработка на предприятиях после вуза?
Источник
Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению и проследят за их карьерой
Распределение после вуза с 2020 года – это трудоустройство выпускников по заранее заключенным договорам о целевом обучении. Заключать такой договор работодатель вправе с любым студентом, от них главное – соблюдать обязанности по дополнительному материальному стимулированию кандидата в работники, а по окончании учебы принять его в ряды сотрудников.
Власти проследят за трудоустройством выпускников
В прошлом году представители Минтруда заявили, что начнут отслеживать профессиональную судьбу выпускников по окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения. Мониторинг необходим для анализа эффективности программ обучения, и его результаты опубликуют на портале «Работа в России», чтобы каждый мог с ними ознакомиться.
Саму систему контроля планируют сформировать на основании данных о дипломе, СНИЛС, страховых взносах и электронной трудовой книжке. С одной стороны, это поможет абитуриентам выбрать специальность, с другой – позволит властям делать программы обучения более качественными, считают в министерстве.
Целевое обучение: как это выглядит
Прием абитуриентов на 2019-2020 учебный год в вузы и профучилища стал первым, когда начали заключать договоры о целевом обучении по новым условиям. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 N 337-ФЗ, первокурсники и их старшие коллеги, при желании (никого не заставляют), смогут заключать договоры о трудоустройстве по окончании учебы с:
- федеральными государственными органами;
- органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- юридическими лицами;
- индивидуальными предпринимателями.
Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать молодого человека развиваться. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы лежат на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет поработает на заказчика.
Законодательство, регулирующее распределение после вуза с 2020 года, предусматривает гарантии для обеих сторон договора. Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему выплатят компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство. Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Нарушителю обязательств придется выплатить еще штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.
По закону, квоты приема на целевое обучение и специальности, для которых оно доступно, утверждаются Правительством. По Распоряжению кабмина от 11 февраля 2019 года №186-р в перечень вошло около 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение. Это значит, что организациям, работающим в этих сферах, разрешено заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.
Власти уверены, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. Чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.
Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2019 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.
О результатах такой работы, говорить пока рано. Но у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» бюджетные деньги, потраченные на обучение молодых людей.
Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов. Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет. Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.
Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег. Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС за образование платят от 250 до 540 тысяч рублей в год. Ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ, и все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.
Но многие студенты идут учиться в вуз, только чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.
С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников следует заставлять отрабатывать. Такую обязанность хорошо ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом. Работа по распределению станет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.
Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов
Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения. Что придумают современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать. Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.
Так, по словам ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране не налажена работа в этом направлении.
— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский. — Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры. Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня. Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.
Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию следует рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.
— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации. Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их легко по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями нет вакантных мест. А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то найдутся «свои» на замещение этого места.
У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности. «Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников. — И если такой закон примут, выпускник попадет в коррупционный капкан, и его отправят в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее стал бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников. А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».
Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не понимает, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.
— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В этом случае система распределения противоречит и ограничивает право выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета. Государственные вузы созданы, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое хотят наложить на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?
Предложенный метод не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не находит общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву. Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А насколько такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины, чтобы его уволили. И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал работать педагогом.
Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Берите самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса начнут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.
— Следует еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии. По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.
Полностью поддерживаю. Этот закон также поможет противодействию коррупции. Я закончил ЖД ВУЗ, диплом с отличием. Найти работу в Петрозаводском отделении не могу, зато у кого есть знакомства даже без ЖД образования смогли найти работу в Петрозаводске на ЖД.
Смешно, но даже без высшего ЖД образования выпускники ЖД колледжей назначались и.о. внеклассных станций и у них в подчинении было несколько людей с высшим ЖД образованием.
Источник