ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.
Отраслевая структура хозяйства — это совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц с особыми сходными условиями производства в системе общественного разделения труда, играющих собственную специфическую роль в процессе воспроизводства.
В международной практике основой структуризации является:
· Международная стандартная отраслевая классификация видов экономической деятельности и
· Международная стандартная классификация занятий СНС (система национальных счетов).
Характеристика экономики с точки зрения отраслевой структуры позволяет увидеть вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи, проанализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.
Каждая укрупненная отрасль состоит из отраслей, подотраслей и видов производства. При отнесении предприятия к той или иной отрасли учитываются назначение товара, вид основного сырья, характер технологического процесса.
Таким образом, отраслевая структура представляет собой пропорции отдельных отраслей в экономике страны и характеризуется удельным весом каждой отдельной отрасли в национальном хозяйстве.
Все отрасли хозяйства подразделяются на:
· Первичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.). Первичный сектор был самым первым в истории человечества, он начинался сэкономической деятельности первобытных людей (собирательство и охота). Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство.
· Вторичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — обрабатывающая промышленность и строительство. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал в первой половине XIX века (промышленная революция) и до начала периода после Второй мировой войны. Причиной перехода от экономики первичного сектора к экономике вторичного сектора являлось улучшение техники сельского хозяйства, и других добывающих отраслей, что привело к повышению производительности труда. В связи с этим высвободились излишки рабочей силы и ресурсов, которые пошли на развитие промышленности (можно использовать такой образный пример: если раньше крестьянин своим трудом мог прокормить только себя и одного-двух человек, то в связи с ростом урожайности он мог прокормить большую группу людей, которые, таким образом, освобождались от необходимости работать в сельском хозяйстве).
· Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п. Часто из третичной сферы экономики выделяют четвертичную — информационную. Это — информационные технологии, образование, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией.
Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период — » третичных отраслей» (сфера услуг).
Сейчас преобладание первичного сектора, как правило говорит о крайне низком уровне экономического развития государства или региона. Примером этому служат многие страны Африки, где до сих пор большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Но есть и исключения. Первичный сектор (добыча нефти) является основой экономики богатых стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар). Однако, по мнению многих специалистов такое развитие не является нормальным и в итоге приносит больше вреда, чем пользы.
В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями Системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования, инвестиций. Так, счета сектора «домашние хозяйства» содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов иуровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора «домашние хозяйства» в создании и использовании валового внутреннего продукта. Особое место в системе национальных счетов занимают отраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.
Базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли.
При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья и т.п. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самогоразнообразного назначения.
Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения
Конец XX — начало XXI вв. — время заметных отраслевых сдвигов в структуре мирового хозяйства.
В промышленно развитых странах наступает этап постиндустриального развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается доля первичного и вторичного секторов.
В структуре ВВП отчетливо заметно снижение доли сельского хозяйства. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности, торговли в агропромышленный комплекс, представляющий сегодня качественно новый тип производственных отношений.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП стабилизируется и остается постоянной с конца 60 — начала 70-х гг. XXв. (до этого наблюдалось ее повышение), а доля сферы услуг постоянно возрастает. Увеличивается количество занятых в сфере образования, здравоохранения, туризма.
В сфере услуг самым динамично развивающимся сегментом является сектор кредитно-финансовых услуг, тогда как транспорт уже пережил «бум» своего развития.
Источник
Отраслевая структура мировой экономики Классификация стран по уровню развития отраслей
Отраслевая структура мировой экономики. Классификация стран по уровню развития отраслей
структура современной экономики; динамика развития структуры современной промышленности; классификация стран по уровню развития
Понятие отраслевой структуры экономики
Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.
Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период — «третичных отраслей» (сфера услуг).
Международная стандартная отраслевая классификация
В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета сектора «домашние хозяйства» содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.),
а также роли сектора «домашние хозяйства» в создании и использовании валового внутреннего продукта. Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.
Базовые отрасли современной мировой экономики
Базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется
на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства.
В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли.
При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья и т. п. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов
из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения.
Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация,
в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.
Динамика развития структуры современной промышленности на рубеже XX–XXI вв.
Промышленность — главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов
в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества
в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.
Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними. В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности.
Среди перечисленных показателей, с помощью которых определяется отраслевая структура промышленности, основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и об их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности. Определяя отраслевую структуру промышленности по показателю численности занятых, следует иметь
в виду, что в этом случае будет получена несколько иная картина, не совсем точно характеризующая действительную долю отраслей в общепромышленном производстве: удельный вес более трудоемких отраслей будет завышен, и наоборот, доля отраслей с высоким уровнем механизации и автоматизации окажется заниженной. Отраслевая структура, исчисленная
с помощью показателя стоимости основных фондов, главным образом отражает производственно-технический уровень отраслей промышленности.
В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Более совершенная отраслевая структура промышленности в известной степени характеризует эффективность промышленного производства. О прогрессивности структуры промышленности судят как по составу и удельному весу отраслей, входящих в промышленность, так и по тому, насколько совершенна внутриотраслевая структура той или иной отрасли промышленности, то есть насколько в данной отрасли представлены и развиты наиболее прогрессивные производства.
Изменения в отраслевой структуре промышленности
мирового хозяйства
Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов. К важнейшим из этих факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности, относятся:
— научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов
— уровень общественного разделения труда, развитие специализации
— рост материальных потребностей населения;
Экономические принципы, положенные в основу классификации отраслей промышленности
В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.
Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не определяет ее экономического назначения. Поэтому в системе национальных счетов широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли
по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.
Группировка по характеру воздействия на предмет труда подразделяет всю промышленность на добывающие и обрабатывающие отрасли. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (угольная, лесная и др.). К группе обрабатывающей промышленности относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов.
В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).
Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.
Современные направления
изменения отраслевой структуры экономики
Развитие новых форм общественного спроса, переход к новым видам и образцам техники и принципиально новым технологическим процессам
и т. д. привели к изменению сложившихся пропорций в экономике, которые шли по двум направлениям:
— во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики;
— во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.
Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т. д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться.
Проходящая структурная перестройка нацелена на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования стали осуществляться на микроуровне — уровне подотраслей и видов производств — главным образом
за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства.
При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.
Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т. д.).
При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.
Комплексная автоматизация производства, разработка «безлюдной» технологии — ведущие направления научно-технического прогресса. Причем главное направление их развития — это не создание отдельных машин,
а разработка и внедрение комплексов, систем машин в сельском хозяйстве, строительстве, в добыче полезных ископаемых, в складском хозяйстве и т. д.
В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей,
в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.[1]
Характеристика отраслевой структуры
развивающихся и постсоциалистических стран
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП
на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6–10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2–4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран (25–40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45–55% ВВП).
В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20–35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10–25%), причем она выше главным образом в странах–экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5–15%.
Основные сдвиги в структуре экономики развитых стран
В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60–90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г. и 3% в 1995 г.). Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличивается до достижения определенного уровня доходов на душу населения — примерно уровня высокоразвитых стран в конце 60-х гг. (13–15 тыс. долл.), а затем происходит ее стабилизация или снижение. Наиболее значительное сокращение происходило с середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. В странах, начавших индустриализацию несколько позже (Япония, Италия), доля обрабатывающих отраслей продолжала расти вплоть до начала 70-х гг., однако затем начала снижаться.
Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики. Объем операций в сфере услуг превысил в этих странах объем производства в обрабатывающей промышленности (табл. 4.1).
Понятие агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство и смежные отрасли — лесное хозяйство, охота, рыболовство — представляют собой не только древнейшее, но и наиболее распространенное занятие людей. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. человек экономически активного населения, в том числе в развитых странах — всего 22 млн. человек, в странах с переходной экономикой —
32 млн. человек (в том числе в странах-членах СНГ — 20 млн. человек и
в странах Центральной и Восточной Европы — 12 млн. человек), в Китае — 450 млн. и в развивающихся странах — около 600 млн. человек.
В наиболее развитых странах с переходной экономикой и новых индустриальных государствах преобладает товарное, преимущественно интенсивное сельское хозяйство. В остальных развивающихся странах (кроме новых индустриальных стран) сохраняется значительный удельный вес натурального хозяйства в агропромышленном секторе.
В развитых и постсоциалистических странах в последние десятилетия происходит процесс агропромышленной интеграции, которая означает организационное и коммерческое объединение предприятий сельского хозяйства и промышленности. В результате этого процесса происходит формирование агропромышленного комплекса (АПК). Этот комплекс представляет собой единую систему сельскохозяйственных и промышленных предприятий, объединенных тесными и стабильными производственными и коммерческими связями, основанными на отношениях собственности или договорах.
Агропромышленный комплекс охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:
— сфера 1 — промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства, а также осуществляющая производственно-техническое обслуживание этой отрасли;
— сфера 2 — собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство);
— сфера 3 — отрасли по транспортировке, переработке и сбыту продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
В высокоразвитых странах неуклонно растет доля сферы АПК (в США в ней формируется около 75% всей стоимости продовольственной продукции), и снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В целом в середине 90-х гг. соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляло 3:1:6. В результате сельское хозяйство США дает около 2% ВВП, в нем занято 2,5% работающих, тогда как весь АПК поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства
в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том числе в сельском хозяйстве — 15%, а доля этой отрасли в ВВП составляет 6,7% (1997 г.).
В развивающихся странах преобладает традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянской семьи. Господствует примитивное земледелие, при котором основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие.
Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высокотоварный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок.
Технологическая база сельского хозяйства
Мировой тракторный парк в середине 90-х гг. составил примерно
26–27 млн. машин. Но в развитых странах, на которые приходится 2/3 этого парка, в последнее время он практически не растет. Причина этого заключается в достижении предельного для современной техники уровня механизации сельского хозяйства и ориентации не на количество тракторов, а на качество и структуру тракторного парка.
Химизация является еще одним направлением интенсификации сельского хозяйства. Наиболее высокого уровня, измеряемого в самом общем виде потреблением удобрений на 1 га пашни и многолетних насаждений, она достигла в Германии (418 кг), Нидерландах ( 773 кг), Японии (387 кг).
В странах с большими земельными ресурсами удельное потребление удобрений значительно ниже (в Канаде — 12 кг, в Австралии — 28 кг).
На долю развитых стран приходится 85% общего потребления удобрений,
в том числе на долю США — 45%, Западной Европы — 28%, Японии — 12%. Причем в последнее время происходит стабилизация применения минеральных удобрений, а в ряде стран и абсолютное сокращение их использования (Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Наибольшим спросом ныне пользуются экологически чистые сельскохозяйственные продукты, выращенные либо при минимальном использовании минеральных удобрений, либо вообще без них.
Процесс перевода сельского хозяйства на индустриальную основу был осуществлен в США, Канаде, Великобритании еще до второй мировой войны, в большинстве других стран Западной Европы и Японии — в 50-х гг., в СССР и странах Центральной и Восточной Европы — к концу 70-х гг. Высокоразвитые страны в настоящее время находятся на новом этапе преобразования аграрного производства — на этапе «биотехнологической революции», который характеризуется широким применением биотехнологии.
Сельское хозяйство, которое еще в начале XX в. повсеместно было трудоемкой отраслью, в промышленно развитых странах в 40–60-е гг. стало капиталоемкой отраслью. В настоящее время она превращается из капиталоемкой в наукоемкую, прежде всего в развитых странах.
«Зеленая революция», начавшаяся в 60-х гг. в развивающихся странах, — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она включает три составные части: выведение новых сортов культур, прежде всего зерновых; расширение орошаемых земель; повышение уровня механизации сельского хозяйства, массированное применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений. В результате «зеленой революции» урожайность зерновых культур выросла в 2-3 раза, стали самообеспечивающимися Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Таиланд и некоторые другие страны.
Структура мирового сельскохозяйственного производства
Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства. Соотношение между этими отраслями изменяется под воздействием сдвигов в промышленно развитых странах, обусловивших преобладание животноводства над растениеводством. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75–80% валовой продукции сельского хозяйства. В США удельный вес животноводства заметно ниже — около 55%, во Франции — 53%. Исключение составляют средиземноморские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40–42% сельскохозяйственной продукции, что во многом определяется недостаточно благоприятными для животноводства природными условиями.
В развитых странах и странах с переходной экономикой распространено интенсивное молочно-мясное животноводство. Содержание скота здесь стойловое или пастбищно-стойловое. Широко используются концентрированные корма. Во многих высокоразвитых странах земледелие, специализируясь
на посевах кормовых культур, подчинено животноводству (например,
в кукурузно-соевом поясе США).
Переход на индустриальные методы, улучшение кормовой базы, успехи селекции привели к значительному увеличению продуктивности животноводства. Надой молока от одной коровы составлял в 1996 г. (тыс. кг):
в США — 6,7; Дании — 6,3; Швеции — 6,2; Японии — 5,2. В то же время
в России этот показатель в 1996–1997 гг. составлял 2,8 тыс. кг, Аргентине — 2,6; Китае — 1,6; Монголии — 0,35. Промышленно развитые страны превосходят развивающиеся по надою молока на одну корову в 6 раз, а по выходу мяса — в 1,5 раза.
Самое высокое производство молока на душу населения в середине 90-х гг. (в кг) было достигнуто в Новой Зеландии (2400), Нидерландах (900), Белоруссии (700), Франции (490), Германии (450). В России данный показатель составлял 300 кг. Наивысшее производство мяса на душу населения (в кг) отмечено в Нидерландах (200), Австралии (180), США (125), Аргентине (125), Германии (110), Франции (110). В России этот показатель в середине 90-х гг. составлял около 40 кг.
Животноводство преобладает в странах Ближнего и Среднего Востока,
а также в Аргентине и Уругвае. В этих странах оно носит в основном экстенсивный характер, преобладает пастбищное скотоводство.
Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур, производство которых во второй половине XX в. значительно выросло. Если в 1900–1949 гг. (включительно) оно увеличилось с 500 до 800 млн. т, то в 1950–1995 гг. — с 800 до 2000 млн. т. Существенную роль в этом сыграл резкий рост производства зерновых в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии.
В развитых странах производится свыше 30% валового сбора зерна
в мире. Высокоразвитые страны лидируют по двум важным показателям. Во-первых, по урожайности зерновых (ц/га), в среднем за 1990–1997 гг.: Япония — 54, США — 47, ЕС (в целом) — 46 (для сравнения в России — 14–16). Во-вторых, по сбору зерна на душу населения (кг): Канада — 2125; Австралия — 1320; США — 1250; Франция — 1050 (в России — 790).
В целом в мире 55% зерна потребляется в пищу людей и 45% идет
на корм скоту. Использование зерна в странах зависит от уровня их развития. В развитых странах в пищу идет менее 25% зерна, а остальное — на корм скоту и птице. В развивающихся странах до 90% зерна используется
на продовольственные нужды.
В структуре валового сбора зерновых господствующие позиции занимают три культуры: пшеница (28%), рис (26%) и кукуруза (25%). В пищевом рационе преобладают рис (21%) и пшеница (20%), тогда как доля кукурузы невелика (5%), так как основная часть ее используется на корм скоту.
Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией
Доля сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольственным товарам с 13%
в 1970 г. до 9% в 1996 г., по сельскохозяйственному сырью — с 7%
до 2,5%. Такое снижение объясняется, во-первых, успехами в самообеспечении продовольствием Западной и Центральной Европы, Китая и Индии,
а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей. К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к употреблению продовольственными товарами.
В мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 г. и 72,1 % в 1996 г.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5% до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9% до 6,6%.
Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн. т (10–11% валового сбора), в том числе 90–100 млн. т пшеницы, 60–70 млн. т кукурузы, 15–20 млн. т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия и Аргентина, а кукурузы — США. Крупнейшие импортеры пшеницы — Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонезия, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия.
Крупнейшим импортером зерна в 70–80-е гг. был Советский Союз (среднегодовой объем закупок в 1986–1990 гг. достигал 32,4 млн. т, или 16,9% валового сбора зерна в СССР за те же годы). Россия в 1990–1991 гг. импортировала по 20 млн. т зерна ежегодно, в 1992 г. — 27 млн. т, но в 1993 г. в связи с сокращением спроса на фуражное зерно импорт снизился до 11 млн. т, а в 1994–1997 гг. вообще сошел на нет.
Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США; баранины — Австралия и Новая Зеландия; битой птицы — США, Франция, Бразилия. На мировой рынок ежегодно поставляется свыше 5 млн. голов крупного рогатого скота, 9–10 млн. голов свиней и 15 млн. овец. Основными экспортерами живого племенного скота являются США, Канада и страны-члены ЕС.
Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. В экспорте сыра лидируют Нидерланды, Ирландия, Дания и Франция, а масла — Новая Зеландия, Нидерланды, Ирландия, Дания. Крупным импортером молочной продукции является Россия.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Основные тенденции развития ТЭК
По мере роста населения и производства увеличивается мировое потребление первичных энергоресурсов (млрд. т условного топлива): 1950 г. — 3,9; 1960 г. — 4,7; 1970 г. — 6,8; 1980 г. — 8,7; 1990 г. — 10,3; 1997 г. — 11,9. Среднегодовые темпы роста энергопотребления в мире в первой половине XX в. составляли 2–3%, а в 1950–1975 гг. — уже 5%. Прирост потребления энергоресурсов обеспечивался за счет быстрого увеличения добычи нефти и природного газа (то была эпоха «дешевой нефти», когда в период с 1952 по 1972 гг. цены на нее составляли на мировом рынке всего 14 долл. за 1 т).
Однако в 1973 г. разразился энергетический кризис, в результате которого мировая цена на нефть подскочила до 250–300 долл. за 1 т. Одной из причин кризиса явилось ухудшение горно-геологических условий добычи топлива: перемещение нефтедобычи в районы с экстремальными природными условиями (Арктика, Сахара, Сибирь), на континентальный шельф. Другой причиной стало стремление развивающихся стран-экспортеров нефти (членов ОПЕК) использовать свое положение владельцев преобладающей части мировых запасов нефти.
Ведущие страны мира, особенно развитые, были вынуждены пересмотреть концепции развития энергетики. Если до энергетического кризиса прогнозы энергопотребления в мире на 2000 г. составляли 20–25 млрд. т условного топлива, то после энергетического кризиса 70-х гг. они были скорректированы в сторону заметного уменьшения (по последнему из них — до 12,4 млрд. т условного топлива). В центре экономической стратегии
с тех пор находится энергосбережение, включающее не только сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности путем свертывания энергоемких производств.
В результате в развитых странах заметно снизился среднегодовой темп прироста потребления первичных энергоресурсов: с 1,8% в 80-е гг. до 1,45% в 1991–1997 гг.; по прогнозу на 1995–2015 гг. он не превысит 1,25%. В то же время в социалистических и постсоциалистических странах
не принимались меры радикальной экономии энергоресурсов. В развивающихся странах потребление первичных энергоресурсов в 90-х гг. росло даже быстрее, чем раньше: за 1991–1997 гг. — в среднем на 3%, в том числе в новых индустриальных странах и странах-членах ОПЕК — на 5%. Столь значительный рост энергопотребления объясняется более высокими темпами экономического роста в этих странах, а также развитием в них базовых отраслей, включая добывающие, внедрением энергоемких технологий и массовым переходом к автомобильному транспорту.
В результате энергоемкость ВВП (прирост потребления первичных энергоресурсов на каждый процент прироста ВВП) в 90-е гг. составляла:
в развитых странах — 0,6%, развивающихся (включая Китай) — 0,8%, государствах-членах СНГ, Центральной и Восточной Европы — 0,9%.
Поэтому в мировом потреблении первичных энергоресурсов доля промышленно развитых стран снизилась с 59,5% в конце 80-х гг. до 51%
в 1995 г. и по прогнозу в 2015 г. она снизится до 43%. Хотя в расчете на душу населения потребление энергоресурсов велико и продолжает расти —
с 4803 кг нефтяного эквивалента в 1980 г. до 5118 кг в 1995 г., доля развивающихся стран (включая Китай) в общем потреблении повысилась за указанный период с 21,9 до 31,4% и ожидается на уровне 40% в 2015 г.,
а доля стран с переходной экономикой (кроме Китая) сокращается и достигнет 17% в 2015 г. (по прогнозу). Экономический спад в 90-е гг. привел здесь к снижению потребления энергии на душу населения. Так, если
в 1980 г. в России показатель составлял 5499 кг, то в 1995 г. — 4079 кг.[3]
В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов.
Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире в течение 80-х и 90-х годов XX столетия остается на уровне 10–11%, а удельный вес
в потреблении ядерного топлива к началу 1996 г. составлял 7,3%.
Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают значительного увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС) — по крайней мере в ближайшие 10 лет.
Нехватка средств, обусловленная чрезвычайно малым притоком заказов после аварии на Чернобыльской АЭС, заставляет сейчас производителей атомного энергетического оборудования работать в режиме строжайшей экономии и постоянного наращивания эффективности операций. Современная ситуация сильно отличается от 70-х годов, когда мощности атомной промышленности мира были полностью загружены.
В Северной Америке и Западной Европе приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. Такое же положение сложилось со строительством новых АЭС и в России. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в странах Восточной Европы.
Только в Восточной Азии, в частности в Республике Корея, Китае и
на Тайване, ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды.
В целом зависимость энергетики ряда стран мира от атомных электростанций весьма значительна. Так, в 1995 г. доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила (в %): в Литве — 76,4, Франции — 75,3, Бельгии — 55,8, Швеции — 51,1, Словакии — 49,1, Болгарии — 45,6, Венгрии — 43,7, Словении, Швейцарии, Республике Корея, Испании — в среднем 34,0, Японии — 30,7, ФРГ – 29,3, Великобритании – 25,8, США — 22,0, России — 11,4. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте, а удельные капитальные вложения вдвое выше (в США около 1000 долл. на 1 кВт).
К концу XX в., по некоторым расчетам, доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, составит 15%, а к 2020–2030 гг. — 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.
Потребности в уране, согласно расчетам, к 2000 г. достигнут 135 тыс. т, а на весь период до 2000 г. понадобится 1,8 млн. т урана. Запасы урана разделяются на две категории в зависимости от цены на 1 кг концентрата U308 — до 66 долл. и от 66 до 110 долл. Для сравнения отметим, что средняя цена, которую потребители уплачивали в 1977 г., по данным долгосрочных контрактов, составляла 38–45 долл. за 1 кг, а максимальная цена в конце 1977 г. доходила до 95 долл. Общие запасы урана в развитых странах Запада и развивающихся странах превышают 4 млн. т; достоверные запасы первой категории — 1650 тыс. и второй — 540 тыс. т; предполагаемые запасы первой категории — 1510 тыс., а второй — 590 тыс. т. Наибольшими запасами обладают США, Канада, ЮАР, Австралия, Франция.
Но этим источники получения уранового концентрата не ограничиваются. Значительные количества урана находятся в отвалах заводов
по производству обогащенного урана.
Современная технология позволяет довести их до 0,1%, а в перспективе, возможно, снизить почти до нуля (с применением лазерной технологии). Можно считать, что до конца текущего века и первых десятилетий следующего запасов урана хватит, особенно если учесть возможность широкого использования реакторов-размножителей и применения в качестве атомного топлива плутония.
К тому времени можно надеяться на практическое использование термоядерной энергии, источники производства которой — дейтерий, тритий, содержащиеся в морской воде, — велики.[4]
Общие тенденции развития
мировой торговли топливно-сырьевыми товарами
В развитии международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами в течение послевоенного периода отчетливо наблюдается ряд важных тенденций, обусловливающих существенные изменения в товарной структуре мирового экспорта. Прежде всего отмечается преимущественный рост торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального и растительного сырья, что является следствием воздействия НТП на международную торговлю.
Преимущественное развитие экспорта готовых изделий и полуфабрикатов стало причиной резкого снижения удельного веса сырьевых товаров в мировом экспорте. Их доля за 1963–1993 гг. понизилась с 42% до 24%.
Отмечая тенденцию к сокращению в мировой торговле удельного веса сырьевых товаров, следует отметить, что речь идет не об абсолютном, а
об относительном снижении экспорта этих товаров. За период 1963–1990 гг., например, удельный вес сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте понизился почти наполовину, тогда как фактический экспорт возрос во много раз, в том числе нефти, природного газа и угля — более чем в 20 раз, продовольствия — в 10 раз.
Среди огромного разнообразия сырьевых и топливных ресурсов, обращающихся в международной торговле, ведущую роль играют топливно-энергетические товары — нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Эта группа товаров устойчиво сохраняет роль лидера среди прочих товарных групп в мировой торговле. В начале 90-х годов топливно-энергетические товары занимали второе место в международной торговле и обеспечивали более 10% мирового экспорта, опережая такие крупные товарные группы, как продовольствие, химикаты, руды, и уступая лишь группе машин и оборудования. Лидирующие позиции в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть.
Вместе с тем следует отметить, что под влиянием широкого внедрения энергосберегающих технологий в 70-х годах, осуществления структурных сдвигов в экономике, а также высокого уровня цен на нефть в течение длительного времени в промышленно развитых и развивающихся странах произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.
Прогнозы будущего развития спроса и предложения на рынке нефти и других энергоносителей исходят из предположения, что при ожидаемом среднегодовом темпе роста ВНП в 2,7% мировое потребление первичной энергии в период до 2005 г. будет увеличиваться на 1,3% в год, при этом рост потребления энергоресурсов будет более высоким в развивающихся странах.
Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% — у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США. По имеющимся прогнозам, к 2005 г. в этой зависимости указанных стран от импорта нефти существенных изменений не предвидится.
Потребление угля в прогнозном периоде будет сдерживаться по экологическим причинам.
Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Кризис, переживаемый нефтяной и газовой промышленностью, тяжело отразился на экспортных возможностях России. В результате российский экспорт нефти, составлявший в 1989 г. 115 млн. т снизился в 1994 г. до 92 млн. т.
В то же время экспорт природного газа сохранился на высоком уровне — 109 млрд. м3 в 1994 г.
Энергоносители продолжают оставаться ведущей статьей российского экспорта. В 1994 г. на их долю приходилось 46% общего объема экспорта. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений Российской Федерации от внешней торговли. Такая сильная зависимость от экспорта одной группы товаров оборачивается для страны большими потерями в случае снижения цен на эти товары на мировом рынке или сокращения добычи внутри страны.[5]
Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.
Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного,
а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.
Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии.
В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Так, общие капитальные вложения (государственные и частные) в транспорт США в 1986–1995 гг. по сравнению
с 1976–1980 гг. и 1981–1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0% и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.
За период с середины 80-х до середины 90-х годов соотношение в источниках инвестиций несколько изменилось. В США доля государственных инвестиций в транспорт снизилась соответственно в среднем с 65,25%
до 53,2%, а в ФРГ — с 54,6% до 45,0%. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70% до 90%), а частных (60–80%) — на развитие парка транспортных средств. В 70-е годы в США впервые стали выделяться средства из федерального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти же годы в США,
а позднее в ФРГ, одним из источников финансирования частных капитальных вложений стали амортизационные отчисления.
Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно.
В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).
В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие научно-технического прогресса на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог
с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь — газо — и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.
Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.
Научно-технический прогресс на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т. д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой
в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.
В странах Европейского союза предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном.
От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.[6]
Международные пассажирские сообщения
Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения (табл. 4.2.). Душевой международный пассажирооборот составляет (тыс. пассажиро-км): в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Европе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.
В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,1%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.
Изменение структуры пассажирооборота мирового транспорта, % к итогу.[7]
Источник