Отрасли специализации стран балтии

Презентация на тему: Основные отрасли хозяйства стран Балтии

Основные отрасли хозяйства стран Балтии Выполнила студентка 981 гр. Кайзер Я.

Хозяйство стран Балтии Промышленный комплекс ТЭК Машиностроение Химическая промышленность Леснаяпромышленность Легкая промышленность Пищевая промышленность Сельское хозяйство Растениеводство Животноводство Транспорт Внешняя торговля

Топливно-энергетический комплекс Страны недостаточно обеспечены собственным топливом Разрабатываются местные горючие сланцы Промышленное значение имеет торф

НПЗ на российском сырье в Мажейкаи (Литва)

В энергобалансе стран Балтии преобладают тепловые электростанции Крупнейшие ТЭС – Прибалтийская, Эстонская, Рижская, Каунасская, Вильнюськая, Литовская – В Литве действует Итальянская АЭС (2 реактора мощьностью 2,4 млн. кВт) На Даугаве действуют Рижская и Кегумская ГЭС, на Нимани — Каунасская ГЭС

Машиностроение развиты судостроение и судоремонт (Клайпеда, Рига, Таллинн), производство дизелей и электромоторов (Рига),вагоностроение (Рига, Таллин),производство велосипедов (Рига), выпуск пригородных электропоездов (Рига).производство бытовой техники (Рига, Таллин, Вильнюс, Шяуляй).

Химическая промышленность фармацевтическая отрасль (Рига, Таллин) производство удобрений (Маарду, Кохтла-Ярве, Йонава), химических волокон (Каунас, Даугавпилс), пластмасс (Рига, Вильнюс).

Лесной и деревообрабатывающий комплекс целлюлозно-бумажная промышленность (Таллин, Юрмала, Кяхра, Лигатне, Клайпеда, Каунас)производство промышленной древесины (заготовка в Латвии — 3,8 млн. м3), производство бумаги, фанеры и древесностружчатых плит, мебели, спортивного инвентаря, строительных деталей и спичкек

Легкая промышленность Эта отрасль страны работает на импортном сырье Развиты трикотажная и швейная отрасли промышленности Таллин — «Балтийская мануфактура»

Пищевая промышленность Преобладает рыбная и рыбоконсервная промышленность,На собственном сельскохозяйственном сырье сформировались масло- и сыропроизводящая, мясная, молочноконсервная и сахарная промышленности. Основные центрв -Клайпеда, Вентспилс, Лиепая, Таллин

Сельское хозяйство . Растениеводство овощи сахарная свеклапшеница, картофель и лен + повсеместно зерновые культуры

Животноводство Основными продуктами являются молоко, масло, сыры, мясо, яйца Сыр Эстонский

Транспорт Основной вид транспорта — железнодорожный (80% всего грузооборота), их протяженность в Естонии — 958 км, в Латвии — 2303 км, в Литве — 1998 км Общая длина автодорог -193,5 тыс. км Автопарк пассажирских машин насчитывает 1,2 млн.(на Литву приходится 52%), грузовых, — 245 тыс В странах Балтии развито круглогодичное морское направление

Внешняя торговля Экспорт Эстонии — машины и оборудование, древесина и продукция деревообрабатывающей промышленности, металлы, текстиль, сельскохозяйственная продукция, химическое сырье, транспортные средства; Экспорт Латвии — древесина и изделия из древесины, мебель, изделия из трикотажа и текстиля, оборудование, продовольствие; Экспорт Литвы — машины и оборудование, минеральное сырье, текстиль, минеральные удобрения, продовольствие. Страны Балтии импортируют (в Эстонии 7,3 млрд. дол., Латвии — 5,9 млрд., Литве — 11,02 млрд.) по большей части топливо, машины и оборудование, продукцию химической промышленности, металлопрокат, пищевые продукты.

Источник

Промышленность и сельское хозяйство стран Прибалтики

После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей про­мышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые от­расли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленно­сти, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (при­чём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром пере­дельной металлургии в Лиепае (Латвия).

К отраслям промышленной специализации современной Прибалтики можно отнести:

  • Точное машиностроение, особенно электротехническая промышлен­ность — производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Лат­вии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать;
  • Химическуюпромышленность: производство минеральных удобре­ний (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии);

Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных пло­щадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве — сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделя­ется Литва.

Источник

Экономика Прибалтики

Экономика Прибалтики — экономика трёх прибалтийских стран (Латвии, Литвы и Эстонии).

Содержание

История

В составе СССР

В 1970—1980‑е годы прибалтийские республики были лидерами среди союзных республик по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. [1]

В ноябре 1989 года Верховный совет СССР принял закон об экономической самостоятельности Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. [1]

По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году Литва занимала 39-е место в мире по ВВП на душу населения, Латвия — 40-е место, Эстония — 46-е место. [2]

К началу 1990-х годов Прибалтика имела современную обрабатывающую промышленность и энергетику, плотную сеть качественных автодорог и хорошо оборудованные морские порты. [1]

Кризис первой половины 1990-х

В начале 1990-х в теперь уже независимых странах Прибалтики были введены новые национальные валюты и начат процесс массовой приватизации. [1]

Приватизация сыграла значительную роль в формировании экономического пейзажа в прибалтийских странах. Как писал экономист Л. М. Григорьев, «по оценке многих исследователей, в странах Балтии политические основания приватизации превалировали над экономическими». В частности, на пути инвесторов из России были созданы барьеры, а в Эстонии и Латвии были введены ограничения на участие неграждан в приватизации. Кроме того, приватизация осложнялась законами о реституции. [1]

Спад в ходе трансформационного кризиса был очень глубоким: 35 % в Эстонии, 49 % в Литве и 52 % в Латвии. [1]

В 1994 году страны Прибалтики подписали с Евросоюзом договор о свободной торговле. [1]

1995—2004

В середине 1990-х годов страны Прибалтики вошли в фазу экономического подъёма. По мнению Григорьева, экономические успехи прибалтийских республик были «во многом обусловлены „советским наследством“ в виде современных инфраструктуры и промышленности, накопленного человеческого капитала, хотя значение этого „наследства“ и его влияние на последующее развитие стран Балтии оцениваются неоднозначно». [1]

К 1995 году прибалтийские республики подали заявления о вступлении в Евросоюз. По мнению Григорьева, «экономические реформы и модернизация системы государственного управления в целях гармонизации с нормами Евросоюза были важными факторами экономического развития стран Балтии в начале 2000-х годов». 1 мая 2004 года страны Прибалтики вступили в Евросоюз. [1]

По мнению Григорьева, «положительное влияние на страны Балтии оказал экономический подъём в СНГ, в первую очередь в России». В частности, значительно вырос объём транзита, а Россия стала одним из самых быстрорастущих рынков для продукции стран Прибалтики. В первой половине 2000-х годов рост экспорта являлся важным фактором роста экономики Прибалтики. [1]

2004—2007

После вступления в Евросоюз иностранные инвесторы значительно снизили размер страховой премии, как следствие ставки понизились и в страны Прибалтики устремился заёмный иностранный капитал. Одновременно изменилась структура экономического роста. Если ранее важную роль играл рост реального экспорта, то теперь — инвестиции и личное потребление. Ряд стран ЕС отрыли свои рынки труда для новых членов ЕС, в результате чего значительно упростилась процедура трудовой миграции и как следствие вырос поток эмигрантов из Прибалтики. [1]

Если в 2003 году объём совокупного внешнего долга прибалтийских стран составлял около 40-80 % от их ВВП, то к 2007 году он вырос до примерно 80-130 % ВВП. [1] Большая часть хлынувшего в Прибалтику потока заёмных денег была потрачена на недвижимость и на импорт потребительских товаров, а не вложена в экспортоориентированные производства и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. [3] На базе дешёвых кредитов в середине 2000-х годов в Прибалтике возник строительный бум. [1]

К началу 2008 года ВВП Эстонии составил 158 % от уровня 1989 года, Латвии — 115 %, Литвы — 111 %. [1]

С 2008 года

Во время кризиса 2008—2009 годов экономика Прибалтики упала более чем на 16 %, промышленное производство — более чем на 10 %. По мнению Григорьева, глубина спада, наблюдавшаяся во время кризиса в странах Прибалтики, «заставляет говорить о крахе принятой модели развития». [1]

В числе причин кризиса: [1]

  • деиндустриализация;
  • значительная политизация проводившейся приватизации;
  • чрезмерный рост кредитования на средства заграничных банков;
  • неконтролируемый приток капитала;
  • игнорирование валютных рисков;
  • дефицит платёжного баланса;
  • раздувание ценовых пузырей на рынках;
  • ориентация прибалтийских республик на ограниченный круг стран-партнёров;
  • меры правительств прибалтийских республик, которые дестабилизировали положение в некоторых базовых отраслях экономики.

К внешним факторам кризиса в Прибалтике относились: [1]

  • ухудшение условий привлечения кредитов из-за увеличения стоимости займов и низкой ликвидности в финансовой сфере;
  • снижение экспорта из-за сокращения спроса со стороны внешнеторговых партнёров;
  • значительный отток капитала.

В 2010 году рост ВВП Литвы составил 1,3 %, Эстонии — 2,4 %, ВВП Латвии упал на 1,8 %. [4]

Структура экономики

В результате трансформации 1990-х годов структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг. [1]

Доля сельского хозяйства, охоты и рыболовства в прибалтийских республиках в 1995 году составляла 5,8—11,1 % от их ВВП, в 2000 году — 4,6—6,5 %, в 2008 году — 2,9—4,4 %. Доля промышленности соответственно в 1995 году — 23,7—26,3 %, в 2000 году — 17,4—22,4 %, в 2008 году — 13,7—20,9 %. Доля строительства в 1995 году — 4,6—7,1 %, в 2000 году — 5,6—6,2 %, в 2008 году — 8,3—10,3 %. Доля транспорта и связи в 1995 году — 11,2—14,5 %, в 2000 году — 12,5—14,5 %, в 2008 году — 10,1—12,9 %. [1]

Транспорт

В 1990-е годы внутренняя торговля и транзит грузов из России обеспечили загрузку транспортной сети и занятость населения Прибалтики. В то время транспортный сектор экономики оказал значительную поддержку экономике Прибалтики. В 2000-е годы сектор транспорта стал развиваться медленнее экономики Прибалтики. [1]

В настоящее время доля сектора транспорта в экономике Прибалтики составляет около 9 %, что в 1,5 с лишним раза превышает среднюю долю транспортного сектора в мире (около 5 %). В прибалтийских республиках максимальная среди стран Евросоюза доля транспорта. Доля транзита (без учёта его влияния на другие сектора экономики) составляет около 4 % ВВП Прибалтики. Около 80 % обрабатываемых морскими портами грузов являются транзитными. [1]

По состоянию на 2008 год, в Прибалтике имелось 148 аэропортов (в том числе с твёрдым покрытием ВПП — 63), 3502 км газопроводов, 310 км нефтепроводов, 536 км нефтепродуктопроводов, 4890 км железных дорог (в том числе электрифицированных — 510 км), 207 тыс. км автомобильных дорог (в том числе с твёрдым покрытием — 154 тыс. км). [5]

Морской транспорт

По состоянию на 2008 год, в Прибалтике имелось 8 портов. [5] Все порты расположены в восточной части Балтийского моря.

В 2000 году суммарная погрузка в портах Прибалтики составляла 103 млн тонн, в 2005 году — 121 млн тонн. Политика России по снижению зависимости от транзита и конкуренция со стороны морских портов Финляндии привели к значительному снижению грузооборота портов Прибалтики. В 2006 году погрузка в портах Прибалтики снизилась до 117 млн тонн, в 2007 году — 112 млн тонн, в 2008 году — 108 млн тонн, в 2009 году — 102 млн тонн. [1]

Инвестиции

В 1991—2000 годах в страны Прибалтики поступило более $7 млрд прямых иностранных инвестиций. [1]

Доходы населения

Средний доход населения в Прибалтике значительно ниже доходов населения Западной Европы. Разрыв в доходах с Западной Европой является значительным стимулом для эмиграции из Прибалтики. [1]

За годы экономического подъёма в Прибалтике среднемесячная заработная плата выросла более чем в 2 раза. Если в 2001 году она составляла около 300 евро, то в 2008 году — около 700 евро. Одним из факторов удорожания труда в Прибалтике являлась эмиграция населения. [1]

Примечания

  1. 12345678910111213141516171819202122232425Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики, № 4, 2010
  2. Клинов В. Г.Долгосрочные перспективы роста мировой экономики
  3. Страны Балтии ждет ‘жесткая посадка’ | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
  4. CIA — The World Factbook
  5. 12Ефимова Е. Г.Докторская диссертация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Экономика Прибалтики» в других словарях:

Экономика Эстонии — Экономические показатели Центральный офис эстонского филиала банка SEB … Википедия

Экономика СССР — Экономические показатели ДнепроГЭС один из символов экономической мощи СССР, была построена в 1932 г … Википедия

Экономика Советского Союза — Экономика СССР 2 я по объёму валового производства в мире (после экономики США) система народного государственного хозяйствования на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, производившая 1/5 мировой промышленной продукции … Википедия

Экономика Союза ССР — Экономика СССР 2 я по объёму валового производства в мире (после экономики США) система народного государственного хозяйствования на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, производившая 1/5 мировой промышленной продукции … Википедия

Экономика и жизнь — Тип Еженедельная деловая газета Главный редактор Татьяна Иванова Основана 6 ноября 1918 Главный офис 125319, Москва, ул.Черняховского, 16 Тираж 220 000 … Википедия

Экономика Латвийской ССР — Экономика Латвийской ССР составная часть экономики СССР. Территория Латвийской ССР входила в Прибалтийский экономический район. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Латвия занимала 40 е место в мире.[1] Содержание 1… … Википедия

Экономика Латвии — Экономические показатели Валюта Лат Международные организации ВТО, ЕС Статистика Внешняя торговля Государственные финансы … Википедия

УКРАИНА. ЭКОНОМИКА — Экономическая история. Расцвету Киевской Руси в 9 11 вв. способствовало ее выгодное положение на перекрестке торговых путей и создание единого экономического и культурного пространства. В 12 в., после перекрытия кочевниками торгового пути по… … Энциклопедия Кольера

Прибалтика — Современная Прибалтика: Калининградская область, Литва, Латвия, Эстония Прибалтика область в Северной Европе, пр … Википедия

Прибалтийский экономический район — историч. один из 19 экономических районов СССР, состоял из трёх прибалтийских союзных республик (Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР) и Калининградской области РСФСР[1]. в экономико географическом анализе мирохозяйственного… … Википедия

Источник

Читайте также:  Мировые лидеры стран европы
Оцените статью