- GECONT.RU
- география, экономика, достопримечательности
- Все статьи: Статьи по экономике:
- Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии
- Статистические показатели Ливии (по состоянию на 2012 год)
- История экономики Ливии
- Промышленность Ливии
- Сельское хозяйство Ливии
- Транспорт Ливии
- Валюта и банковская система Ливии
- Экономика Ливии
- Бюджетная роспись
- Консолидированный бюджет, как подготовить отчет
- Бюджетный дефицит
- Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
- Ресурсы и власть
- производство
- Финансы и торговля
- Труд, работа
- Транспорт и связь
GECONT.RU
география, экономика, достопримечательности
Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии
Ливия — индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.
Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт — автомобильный, морской, трубопроводный.
По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП — $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира — $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт — продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия — 22,3%; Германия — 12,0%; Великобритания — 8,9%; Франция — 6,8%; Тунис — 5%). Экспорт — нефть и нефтепродукты (Италия — 41,3%; Германия — 16,6%, Испания — 10%; Турция — 6%; Франция — 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.
В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП — около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.
Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.
Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 1760.0 |
Население, млн. человек | 5.6 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 85.1 |
Инфляция, % | 3.6 |
Уровень безработицы, % | 0.0 |
Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.
История экономики Ливии
До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.
Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.
В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.
В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.
Промышленность Ливии
Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую — от зарубежной рабочей силы.
Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству — монопольному владельцу недр — ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.
В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти — 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти — 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки — 348 тыс. баррелей в сутки.
Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.
Сельское хозяйство Ливии
Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
Транспорт Ливии
Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 — с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.
Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные — (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность — более 180 млн т. в год.
Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: «Великая рукотворная река» — система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.
Валюта и банковская система Ливии
Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.
Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.
Источник
Экономика Ливии
Бюджетная роспись
Консолидированный бюджет, как подготовить отчет
Бюджетный дефицит
Доход на душу населения в Ливии является одним из самых высоких в Африке. Нефтяные доходы остаются основным источником дохода Ливии. В начале XXI века нефть и природный газ вместе составляли почти три четверти национального дохода и почти всю экспортную выручку страны, хотя в них занято менее одной десятой рабочей силы . При Муаммаре Каддафи (1969–2011 гг.) Правительство осуществляло жесткий контроль над экономикой; нефтяная промышленность была национализирована в 1970-х годах, а государственные профсоюзы и промышленные организации управляли большинством других отраслей промышленности и коммунальных услуг. Снизить сильную зависимость страны от нефти, экономическую политикуподчеркнул сельскохозяйственные и промышленные разработки. Однако снижение доходов от нефти в 1980-х годах привело к частым изменениям и задержкам в планируемых разработках. Внутренние реформы, направленные на либерализацию экономической политики и поощрение частного предпринимательства, начатые в конце 1980-х годов, продолжались и в XXI веке.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
Сельское хозяйство ограничено окружающей средой и нехваткой рабочей силы. Только около 1 процента от общей площади земель обрабатывается , в основном на равнинах Аль-Джифара и Барсе , и около одной десятой этой площади орошается. Еще одна десятая часть земли находится на пастбище. Развитие сельского хозяйства путем мелиорации и ирригации является приоритетом правительства. Крупнейшие проекты находятся в оазисе Аль- Куфра, Тавургах и Сарир, на равнине Аль-Джифара и в горах Ахнар . Проект « Великая рукотворная река », начатый в конце 20-го века, является наиболее амбициозным предприятием. Трубопроводы будут нести воду из скважин на юге Сахара в Триполи , Сирт, Бенгази , Тобрук и оазис Аль-Куфра.
Зерновые являются основными культурами по всей стране. Пшеница (выращиваемая преимущественно на восточных и западных плоскогорьях) является самой крупной зерновой культурой, хотя ячмень, который хорошо адаптируется к различным климатическим условиям и почвам, также является основным зерновым и остается основным продуктом питания. Кроме того, сорго выращивается в Феццане . Оливковые плантации были введены итальянцами на равнине Аль-Джифара и на плато Нафусах , а на востоке есть небольшие оливковые рощи. Сады миндаля, цитрусовых, абрикосов и инжира растут на небольших и крупных фермах и на небольших многолюдных участках в оазисах. Финики являются основной культурой южных оазисов. Также выращивают виноград, бобы и арахис (арахис). Табак выращивается в Триполитании .
Животноводство важно в Киренаике , где разводят стада на пастбищах. Животноводство включает овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей, мулов и ослов. Животных разводят за их молоко , мясо и шкуры или за их услуги как средство передвижения. Крупный рогатый скот часто служит тягловыми животными. Небольшое количество молока производится в коммерческих целях, а коммерческие птицефабрики развиваются вокруг крупных городов.
Менее 1 процента земли покрыто лесом. До 1950-х годов единственная лесная территория Ливии лежала в горах Ахьяр. С тех пор правительство запустило масштабную программу лесопосадок. Например, в период с 1957 по 1964 год в Триполитании было посажено 27 миллионов акаций, эвкалиптов, кипарисов, кедров и сосен.
В Ливии мало спроса на рыбу, и большая часть рыбной ловли ведется у побережья Триполитании ливийскими, тунисскими, греческими и мальтийскими рыбаками. Улов включает в себя тунца, сардины и кефаль. Губка кровати также важны. Губки собирают в основном греки, получившие лицензию от правительства Ливии.
Ресурсы и власть
Нефть была впервые обнаружена в Ливии в 1956 году вблизи алжирской границы и является самым важным минеральным ресурсом Ливии. Последующие находки были в основном сосредоточены в наземных запасах, расположенных в бассейне реки Сирт. Главные нефтяные месторождения там включают месторождения Бахи, Дахры и Самана на западе бассейна; поля Dafʿ-Wā (ah (Defa-Waha) и Nasser, в северном центре; а также поля Амала, Интинара и Сарыра, расположенные к востоку. Дополнительные депозиты были расположены в других частях страны, в том числе вблизи Гадамес на западной границе, Мурзук на юго-западе и оазис Аль-Куфра на юго-востоке. Разведка новых месторождений была сосредоточена в Триполитании и на шельфе, где большое месторождение было открыто к северо-западу от Триполи в 1988 году. Доказанные запасы нефти в Ливии составляют значительную часть общих запасов Африки и около 3 процентов мировых запасов. Ливийская сырая нефть с низким содержанием серы и, следовательно, вызывает меньшую коррозию и меньшее загрязнение, чем большинство сырой нефти, что сделало ее популярной в странах, которые ввели строгие стандарты выбросов. Месторождения связаны с природным газом.
Первый трубопровод был проложен от месторождения Зелтен (позднее Насер) до Марса-эль-Брега в 1961 году. С тех пор были построены дополнительные линии от Дахры до Эс-Сидера и до Рас-Лануфа; другие трубопроводы соединяют месторождение Тобрук с Марса-эль-Харига и месторождение Интигар с Зуэйтиной. Нефтеперерабатывающие заводы расположены в Завия, Мисурата , Рас-Лануф и Тобрук. Газопровод проходит параллельно нефтепроводу Насер. Завод по сжижению газа на Марса-эль-Брега является одним из крупнейших в мире.
Продажи ливийской нефти в Европу были увеличены в результате закрытия Суэцкого канала в период с 1967 по 1975 годы. Однако в 1980-х производство и доходы сократились из-за увеличения поставок нефти на мировой рынок. Нефтяная промышленность пережила возрождение в первом десятилетии XXI века, когда Каддафи начал предпринимать шаги по либерализации ливийской экономики и уменьшению международной изоляции страны. Однако после восстания, в результате которого Каддафи был отстранен от власти в 2011 году, политическая нестабильность и столкновения между группировками вызвали значительные колебания в добыче нефти.
Другие минеральные ресурсы ограничены. Существуют важные залежи натрия (гидратированного карбоната натрия) в Феццане и калийных отложений в пустыне Аль-Шамрайя, около Марады. Месторождения железной руды в Шаниче, хотя и с низким содержанием железа, обеспечивают металлургический комплекс в Мисурате. Морская соль добывается в Триполитании, где также имеются небольшие залежи гипса , марганца и лигнита. Сера была найдена в пустыне Аль-Шамрая, и здесь есть отдельные месторождения мела, известняка и мрамора, которые добывают для растущей строительной промышленности.
Производство электроэнергии для общественного потребления является государственной монополией. Есть также частные заводы, такие как установка мощностью 25 000 киловатт, построенная нефтяной компанией в Marsa el Brega. Общая установленная мощность всех тепловых электростанций, работающих на нефти, выросла более чем в семь раз в 1970-х годах. В начале 21-го века предпринимались усилия по переводу ливийских тепловых электростанций с нефти на природный газ, чтобы максимизировать объем нефти, доступной для экспорта.
производство
Промышленное развитие ограничено, хотя оно расширилось во время эмбарго ООН (ООН) на страну в 1990-х годах. Большинство заводов расположены в Триполи и Бенгази и управляются арабами. Промышленная рабочая сила мала, на многих фабриках работает менее 100 человек. Большинство фабрик производят переработанную пищу, цемент и текстиль. Есть также нефтяные отрасли, которые производят стальные бочки, резервуары и трубопроводную арматуру; Нефтехимические заводы расположены рядом с НПЗ.
A Libyan woman participates in a street festival held to celebrate their traditional clothing, in Tripoli, Libya, March 13, 2018. Picture taken March 13, 2018. REUTERS/Hani Amara
Финансы и торговля
Финансовые услуги возглавляет Центральный банк Ливии, который контролирует банковскую систему, регулирует кредитную и процентную политику и выпускает национальную валюту — ливийский динар. Ливийский арабский иностранный банк осуществил некоторые инвестиции, прежде всего в Италии .
С 1963 года в Ливии обычно наблюдается благоприятный торговый баланс . Почти весь его экспорт представлен сырой нефтью , но также экспортируется сельскохозяйственная продукция, шкуры и шкуры. Импорт состоит из оборудования для нефтяной и строительной промышленности, сельскохозяйственной техники , товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции. Крупнейшими партнерами страны по импорту являются Италия, Китай, Турция , а также соседние страны Египет и Тунис . Экспорт почти всей нефти, как правило, идет в Италию, Германию, Испанию , Францию и США .
Большая часть ливийской рабочей силы занята в сфере услуг. Туризм в стране промышленность , в основном слаборазвитая в период Ливии под санкцией ООН, претерпела значительное расширение. В целях содействия росту туризма государственные финансы все больше выделялись на строительство гостиниц и туристических комплексов, а также на развитие прибрежных районов.
Труд, работа
Независимые профсоюзы были запрещены в Ливии в эпоху Каддафи. Вместо этого ливийские рабочие были организованы в единую контролируемую правительством ассоциацию страны — Национальную федерацию профсоюзов, за исключением иностранных рабочих, которым не разрешалось участвовать. Фракционный хаос после свержения Каддафи в значительной степени предотвратил появление эффективного организованного рабочего движения.
Большая часть рабочей силы Ливии занята в сфере услуг, при этом меньшая доля работающего населения занята в различных других секторах, включая производство и сельское хозяйство. Ливийцы все чаще не могут рассчитывать на работу в государстве, где многие когда-то искали работу. Уровень безработицы, как правило, высокий, особенно среди молодежи страны. В начале XXI века женщины активно участвовали в рабочей силе, хотя дискриминация на рабочем месте сохранялась.
Большое количество иностранных рабочих-мигрантов — в основном из стран Африки к югу от Сахары — участвуют в экономике Ливии, особенно в сельском хозяйстве и промышленности. В конце 20-го и начале 21-го веков Ливия периодически добивалась репатриации значительной части своего нелицензированного мигрантского населения, ссылаясь на свою роль в высоком уровне безработицы среди ливийской молодежи; однако заявления, призывающие к высылке сообщества мигрантов , в целом не были полностью выполнены .
Транспорт и связь
Главная дорога — 1100-мильное (1170 км) национальное прибрежное шоссе между границами Туниса и Египта. Дорога Сабхи пролегает от прибрежной автомагистрали в Аль-Каддадийя на юге и юго-западе до Гаты, недалеко от алжирской границы. Другие национальные дороги бегут от Триполи в Гату и Сабху и из Адждабии в Аль- Куфру . Более половины дорог страны вымощены. Две железные дороги, которые обслуживали Триполи и Бенгази, были закрыты в конце 1960-х годов.
Триполи является основным портом, а Триполи и Бенгази вместе занимаются большей частью морской торговли страны. Триполи обрабатывает большую часть импорта, особенно связанного с нефтяной промышленностью и быстро растущей торговлей потребительскими товарами. Есть также важный порт, расположенный в Тобруке .
Нефть поставляется из Es Sider, Marsa el Brega , Tobruk и Zueitina. Мисурата , Зувара и Аль-Хумс были разработаны в качестве рыболовных портов. Торговый флот Ливии скромен, и большая часть нефти поставляется на иностранных судах.
В стране есть несколько международных аэропортов, расположенных в Триполи, Банине (за пределами Бенгази), Сабхе и Мисурате. К внутренним аэродромам относятся аэродромы в Марса-эль-Брега, Тобруке, Аль-Баяне , Гадамесе и Гате. Ливийские арабские авиалинии и иностранные авиакомпании выполняют внутренние рейсы и обслуживают страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также некоторые страны Европы. Есть также внутренние рейсы, выполняемые нефтяными компаниями.
В начале XXI века ливийские телекоммуникационные услуги продолжали охватывать довольно небольшую долю населения этой страны. Количество телефонных линий увеличилось в конце 1990-х годов. Система мобильной телефонной связи была создана в середине 1990-х годов, и доступ к Интернету увеличился в первые годы XXI века.
Источник