Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Комментарии Российской Газеты
В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека постановляю:
1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее — национальные цели) на период до 2030 года:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:
а) в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:
обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
б) в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:
вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;
в) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:
улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год;
улучшение качества городской среды в полтора раза;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;
г) в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
д) в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»:
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
3. Правительству Российской Федерации до 30 октября 2020 г.:
а) представить предложения по приведению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в соответствие с настоящим Указом;
б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;
в) скорректировать (разработать) при участии Государственного Совета Российской Федерации и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты, направленные на достижение национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа, и целевых показателей, установленных пунктом 2 настоящего Указа;
г) разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
4. Правительству Российской Федерации:
а) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа;
б) обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа.
5. Признать утратившими силу пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник
Устойчивое развитие: как страны борются за будущее планеты
В 2015 году была принята резолюция ООН, в которой сформулированы 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Срок выполнения назначен на 2030 год.
17 Целей устойчивого развития
На сегодняшний день ни одна страна не может похвастаться прогрессом в достижении этих целей. Всего лишь в 18 странах есть официальное упоминание ЦУР в бюджетных документах. Большинство государств предпочитает публиковать добровольные национальные отчеты об устойчивом развитии. Кстати, Россия планирует сделать свой первый отчет в следующем году.
Для оценки достижений стран был создан специальный Индекс прогресса по Целям устойчивого развития (SDG Index — Sustainable Development Goals Index). Специалисты компаний SDSN и Bertelsmann Stiftung публикуют ежегодные отчеты на основе Индекса SDG.
По итогам 2019 года лидерами в достижении ЦУР являются следующие страны:
- Дания (85,2*)
- Швеция (85,0)
- Финляндия (82,8)
- Франция (81,5)
- Австрия (81,1)
- Германия (81,1)
- Чехия (80,7)
- Норвегия (80,7)
23. Белоруссия (77,4)
35. США (74,5)
41. Украина (72,8)
55. Российская Федерация (70,9)
78. Мексика (68,5)
161. Чад (42,8)
162. Центральноафриканская Республика (39,1)
*Индекс прогресса по Целям устойчивого развития рассчитан для 162 стран мира на основе 100 показателей, связанных с выполнением 17-ти ЦУР. За 100 принимается полное достижение цели, а за 0 — отсутствие достижений. Итоговая цифра отражает средний уровень страны по всем Целям.
Карта, отображающая уровень устойчивого развития стран мира в 2019 году
Ожидаемо, что в списке лидируют европейские государства. Россия же находится на 55 месте. Интересно, что при подсчете Индекса SDG России специалисты отметили Цель №1 (Ликвидация бедности) как достигнутую, поставив ей 100 баллов. Также к этой отметке почти приближается Цель №4 (Качество образования). Самая низкую оценку специалисты поставили Цели №14 (Сохранение морских экосистем).
Индекс SDG Российской Федерации
Особую заинтересованность в устойчивом развитии проявила Япония, которая пока занимает 15-е место в списке. ЦУР здесь — это национальная идея. Премьер-министр страны создал и возглавил целую штаб-квартиру по продвижению ЦУР. В Японии есть даже специальная премия для частных компаний, способствующих прогрессу в устойчивом развитии. Олимпийские медали к Играм в Токио будут изготовлены из подержанных гаджетов также благодаря ЦУР.
Однако, далеко не все государства имеют такую инициативу. Особенно медленно продвижение идет в сфере ответственного потребления и производства, а также в борьбе с изменениями климата.
Исследование показало, что почти 100 стран из 162 находятся еще только в процессе внедрения мер, направленных на продвижение устойчивого развития. Вопрос, успеют ли страны добиться значительного прогресса в достижении ЦУР к 2030 году, остается открытым…
Источник
Отражает развитие целой страны
В 2015 году ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Программа состоит из 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия. Каждая цель содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для их достижения необходимы совместные усилия правительств, гражданского общества и бизнеса.
По определению ООН, устойчивое развитие заключается в том, чтобы развитие нынешнего поколения не шло вразрез с интересами будущих поколений.
Нищета — не только нехватка доходов и ресурсов для обеспечения средств к существованию на устойчивой основе. Она проявляется в голоде и недоедании, в ограниченном доступе к социальным услугам, в дискриминации и изоляции.
Цель — ликвидировать к 2030 году крайнюю нищету для всех людей во всем мире. Сейчас крайняя нищета определяется как проживание на сумму менее чем $ 1,25 в день.
Частный сектор может способствовать расширению экономических возможностей бедных слоев населения. Для этого нужно сфокусировать усилия на сегментах экономики, в которых задействовано наибольшее количество малоимущих: на микро- и малых предприятиях.
Крайняя степень голода и недоедание остаются препятствием на пути устойчивого развития. Голод и недоедание — причина снижения работоспособности людей, риск болезней болезней, в результате которых люди теряют способность зарабатывать больше и улучшать условия своей жизни.
Ликвидация голода может оказать благоприятное влияние на экономику, здравоохранение и образование, а также способствовать равенству и социальному развитию.
Возможные пути решения проблемы — поддержка местных фермеров или рынков, предпочтение продуктам питания, произведенным устойчивыми методами, а также участие в борьбе с продовольственными потерями.
Несмотря на достигнутые за последние годы успехи в улучшении здоровья и благосостояния людей, неравенство в сфере доступа к здравоохранению по-прежнему сохраняется.
Обеспечение здоровья для всех жителей Земли потребует значительных усилий, но выгоды перевешивают издержки. Здоровые люди — основа эффективной экономики.
Как частные лица, так и предприятия и организации могут вести просветительскую деятельность о важности хорошего здоровья и здорового образа жизни, а также о праве людей на получение качественных медицинских услуг.
Образование способствует сокращению неравенства и достижению гендерного равенства. На основе данных по 114 странам за период с 1985 по 2005 год было обнаружено, что один дополнительный год обучения соответствует сокращению коэффициента Джини на 1,4 процентных пункта.
Для решения этой проблемы частный сектор может инвестированию средств в разработку материальной и методической образовательной базы.
Женщины и девочки — половина населения планеты и, следовательно, половина ее потенциала. Но сейчас повсюду сохраняется гендерное неравенство, которое приводит к застою в социальном прогрессе.
Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в политических и экономических процессах будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу.
Инвестиции в образовательные программы для девочек и увеличение брачного возраста позволят получить доход, в пять раз превышающий объем вложенных средств. Инвестиции в программы по приобщению женщин к доходообразующей деятельности позволят получить доход, в семь раз превышающий объем вложенных средств.
От нехватки воды страдает более 40 процентов населения Земли. Это, а также плохое качество воды и неадекватные санитарные условия негативно сказываются на продовольственной безопасности. Засуха поражает некоторые из беднейших стран мира, ухудшая положение в области голода и недоедания.
Рациональное использование водных ресурсов может также способствовать улучшению управления производством продуктов питания и энергии и содействовать в обеспечении достойной работы и экономического роста.
Необходимо не только инвестировать в исследование и развитие водоснабжения, но и уделять внимание просвещению в области использования водных ресурсов и поддержки гигиены.
При сжигании углеводородного топлива происходит выброс в атмосферу парниковых газов, которые вызывают изменение климата и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При отсутствии стабильного электроснабжения страны не смогут подпитывать свою экономику.
Предприятия могут поддерживать и охранять экосистемы в целях использования и дальнейшего развития гидроэнергетики и биоэнергетики. Для сокращения уровня выбросов углерода можно также пользоваться велосипедом, общественным транспортом или ходить пешком.
Искоренение нищеты возможно лишь при наличии стабильных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Производительная занятость и «достойная работа» — важнейшие элементами для достижения справедливой глобализации и сокращения нищеты.
Для решения этой задачи бизнесу необходимо создавать равные возможности, благодаря которым люди смогут найти продуктивную работу вне зависимости от пола, уровня дохода или социально- экономического статуса.
Инвестиции в транспорт, ирригационные системы, энергоснабжение, информационные и коммуникационные технологии необходимы для обеспечения роста производительности и доходов, а также для улучшения результатов оказания медицинских и образовательных услуг. Во многих развивающихся странах все еще отсутствует базовая инфраструктура.
Рост новых видов промышленности может означать повышение уровня жизни.
Инвестиции в транспорт, ирригационные системы, энергоснабжение, информационные и коммуникационные технологии необходимы для обеспечения роста производительности и доходов, а также для улучшения результатов оказания медицинских и образовательных услуг. Во многих развивающихся странах все еще отсутствует базовая инфраструктура.
Рост новых видов промышленности может означать повышение уровня жизни.
Города — центры интеллектуальной деятельности, торговли, культуры, науки, производительного труда и социального развития.
Здесь встает вопросах об объемах энергопотребления и загрязнения окружающей среды. Также одна из проблем городов — неравенство. 828 миллионов человек живут в трущобах, которые тормозят рост ВВП и снижают среднюю продолжительность жизни.
Одна из важнейших задач — к 2030 году обеспечить всеобщий доступ к достаточному, безопасному и недорогому жилью и основным услугам и благоустроить трущобы.
Устойчивое потребление и производство предполагает переход к рациональным моделям потребления и производства. Производимое продовольствие нередко оказывается в мусорных контейнерах или портится из-за плохо организованного сбора урожая и транспортировки.
Предпринимателям необходимо не только снизить объем производства отходов и и пробовать новые решения, позволяющие перейти к моделям устойчивого потребления, но и вести просветительскую работу в этой области. Например, почему важно перерабатывать пластик и не выбрасывать еду.
Изменение климата, вызванное экономическим ростом и увеличением численности населения, оказывает воздействие на людей и на природные системы в каждой стране. Изменение климата может усугубить и существующие угрозы, такие как нехватка продовольствия и воды, что может привести к конфликту.
Предприятия решают проблему изменения климата за счет внедрения инноваций и осуществления долгосрочных вложений в обеспечение энергоэффективности и низкоуглеродного развития.
Океаны — источник таких природных ресурсов, как продукты питания, лекарства и биологическое топливо. Поддержание океанов в здоровом состоянии повышает эффективность мер по борьбе с изменением климата.
Выброс мусора в океаны воздействует на биоразнообразие. Охраняемые морские районы способствуют сокращению масштабов нищеты за счет повышения объема рыбного улова и уровня дохода.
Внесение небольших изменений в повседневную жизнь, например, использование общественного транспорта и выключение питания у электроприборов, позволяет сэкономить энергию. Необходимо сократить использование пластмассовых продуктов до минимального возможного уровня и организовать уборку береговых зон.
Леса не только обеспечивают продовольственную безопасность и убежище, но и играют ключевую роль в борьбе с изменением климата, помогают сохранить биологическое разнообразие и являются местом проживания коренных народов. Также природные зоны важны для отдыха и психического благополучия.
Цель заключается в рациональном лесопользовании, борьбе с опустыниванием и прекращении процесса утраты биоразнообразия. Лес — источник средств к существованию для 1,6 млрд людей по всему миру.
В число мер для поддержки лесов входят вторичная переработка, включение в рацион продуктов из местных устойчивых источников и сокращение потребления энергии при помощи эффективных систем отопления и охлаждения.
Цель состоит в содействии построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития. Преступления, которые ставят под угрозу саму основу существования миролюбивых обществ (убийства, торговля людьми и другие виды организованной преступности), а также дискриминационные законы или практики отрицательно сказываются на всех странах.
Предприятия могут повышать осведомленность относительно проблем насилия и важности построения справедливого общества. Необходимо пропагандировать социальную интеграцию и уважение к людям различного происхождения, этнической принадлежности, религии, пола, сексуальной ориентации и мировоззрения.
Источник