Оценка инновационный потенциал страны

Оценка инновационный потенциал страны

Согласно проведенным исследованиям экономическое развитие России невозможно без осуществления коренных структурных изменений в производстве и обновление его технологий, с использованием современных достижений в научно-техническом прогрессе. Именно применение новых достижений в науке и технике позволяет обеспечивать высокую прибыль предприятиям и стимулирует экономический рост страны. Определить возможности инновационного и экономического развития России можно с помощью оценки инновационного потенциала. Об инновационном потенциале страны можно судить по уровню развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, учебных заведений, технических новшеств.

Несмотря на то, что в настоящее время научно-исследовательским работам в России уделяется большое внимание, инновационный потенциал нашей страны находится на среднем уровне, по сравнению с развитыми странами. Для оценки инновационного развития используют различные индексы и показатели, характеризующие прежде всего инновационный потенциал, инновационную активность и инновационные результаты. Все эти показатели затрагивают широкий объем статистической информации. Благодаря этим индексам в стране обнаруживаются слабые места, исправление которых является необходимым условием для успешной инновационной деятельности. В России при оценки инновационного потенциала в регионах часто используют индекс инновационности, который состоит из оценки научных знаний, применение и реализацию новых знаний, возможность создания ноу-хау. Индексы для измерения инновационного развития страны показывают ее готовность к созданию и освоению новшеств. Для того чтобы получить полную и достоверную информацию об инновационном потенциале страны необходимо использовать несколько индексов, характеризующих количественные и качественные показатели.

Читайте также:  Поддержание позитивного имиджа страны

По мнению Всемирного экономического форума Российская Федерация занимает лишь 66 место по мировой конкурентоспособности. Такой небольшой показатель является следствием низкой инновационной активности. Финансирование в инновационной области заключаются в том, что предпочтения отдаются работам с глобальной конкурентоспособностью. Но, к сожалению, российские научные школы весьма далеки от такого состояния. Одной из причин их низкой конкурентоспособности является устаревшая конкурсная основа выделения финансирования.

В настоящее время происходит старение кадров. Отсутствие молодых кадров тормозит развитие инновационного потенциала. Необходимо отметить небольшой социальный статус научной деятельности, информационное отставание населения, недостаточное финансирование науки. В России практически отсутствует качественный научно-технический прогноз, который является составной частью модернизации. Основная ее задача — изменение и усовершенствование экономики, ее инновационного развития.

Сегодня на специалистов инженерно-технического профиля отсутствует необходимый государственный заказ. Кроме того не скоординирована работа и сотрудничество по подготовке кадров между государством и вузами. Порой научная работа не имеет целевых ориентиров, а призвана раздобыть необходимую информацию. Проблема информационной деятельности будет сдерживать инновационный потенциал страны.

Одной из проблем инновационного развития России является неравномерное распределение государством денежных ресурсов. Так при строительстве нового наукограда все ресурсы направляются в Сколково, будущей российской «Силиконовой Долины», в то время как наукограды Дубна, Королев, Троицк, Пущино несут скудное финансовое существование, практически разорены, включая и их инфраструктуру.

Важным условием для развития страны является обеспечения программ инноваций и модернизации, которые могут обеспечить спрос на высокий уровень квалификации и кадры, которые подготавливаются в государственной системе образования.

Инновационный потенциал страны зависит от таких факторов как дороговизна рабочей силы, величина российского рынка, исходный технологический задел — основа технологического и инновационного развития.

К сожалению, в настоящее время Россия в различных рейтингах по инновационному развитию занимает невысокие позиции, поэтому перспективными задачами для нашей страны на мировой арене признается достижение лидерства в инновационной области. Для достижения высоких результатов в инновационной сфере нужно применять системное управление, повышение стоимости труда и его качества, проектирования институтов. Именно инновационный потенциал определяет будущее развитие экономики регионов и всей России.

Источник

Новости

Глобальный инновационный индекс – 2020

2 сентября 2020 года представлен очередной доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий результаты сопоставительного анализа инновационных систем 131 страны и их рейтинг по уровню инновационного развития. Лидерами, как в прошлом году, стали Швейцария, Швеция и США. Россия заняла 47-е место, потеряв одну позицию по сравнению с 2019 годом.

Лидеры рейтинга

Рейтинг текущего года снова возглавила Швейцария. Вместе с ней в первую десятку вошли Швеция, США, Великобритания, Нидерланды, Дания, Финляндия, Сингапур, Германия и Республика Корея (рис. 1). Наблюдается устойчивое укрепление позиций в ГИИ отдельных стран Азии. В 2020 году в топ-10 впервые вошла Республика Корея, а Индия, Китай, Филиппины и Вьетнам на протяжении последних лет стабильно демонстрировали наиболее быстрое про-движение в рейтинге. В ГИИ-2020 все они вошли в группу 50-ти ведущих стран.

Россия в Глобальном инновационном индексе — 2020

В ГИИ-2020 Россия заняла 47-е место, опустившись на один пункт по сравнению с прошлым годом (табл. 1).

Позиция России по субиндексу ресурсы инноваций традиционно оказалась значительно выше, чем по субиндексу результаты инноваций (42-е место против 58-го). При этом если в первом случае наблюдается незначительное ухудшение ситуации (-1 строка) по сравнению с прошлым годом, то во втором — симметричная коррекция позиций (+1). С учетом увеличения количества стран в рейтинге можно заключить, что положение нашей страны фактически не изменилось.

Преимущества и недостатки инновационной системы России

Согласно ГИИ-2020, к сильным сторонам российской инновационной системы (рис. 2) относятся:

  • Человеческий капитал и наука (30-е место в рейтинге): высшее образование (17), включая численность выпускников естественнонаучных и инженерных специальностей (15), охват высшим образованием (17) и позиции университетов в рейтинге QS (21); а также соотношение численности учеников и учителей в среднем образовании (19).
  • Уровень развития рынка (55): в целом блок торговля, конкуренция и масштабы рынка (18), но в первую очередь масштабы внутреннего рынка (6).
  • Уровень развития бизнеса (42): численность занятых в наукоемких отраслях (18); численность занятых женщин с научными степенями (10); платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (17).
  • Развитие технологий и экономики знаний (50): число патентов на изобретение (17) и полезную модель (5).

К слабым сторонам, оказывающим негативное влияние на эффективность инновационной деятельности в России, можно отнести следующие:

  • Институты (74): качество регулирования (105); верховенство права (114).
  • Инфраструктура (60): в целом блок экологическая устойчивость (101), в первую очередь, энергоэффективность (115) и сертификация ИСО 14001 (106).
  • Уровень развития рынка (55): отставание по всему направлению инвестиции (106), в том числе по доступности микрофинансирования (77).
  • Уровень развития бизнеса (42): число компаний, имеющих образовательные программы (91); развитие кластеров (95).
  • Развитие технологий и экономики знаний (50): число полученных сертификатов качества ИСО 9001 (105).
  • Результаты креативной деятельности (60): художественные фильмы (81), печатные и другие средства массовой информации (76).

Комментирует Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, член Международного консультативного совета Глобального инновационного индекса:

Россия уступает многим странам по показателям инновационного развития. В 2013–2016 гг. России удалось значительно улучшить свои позиции в рейтинге, переместившись с 62-го на 43-е место. Данный период фактически совпал со временем реализации активной государственной инновационной политики. В последние же годы наблюдается тренд на стагнацию инновационной деятельности, что находит отражение в отсутствии сколь-либо значимых изменений показателей нашей страны в ГИИ-2020.

По оценкам составителей рейтинга, результативность инноваций в России ниже ожидаемого уровня при текущих значениях показателей ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации. Отставание от стран-лидеров традиционно определяет низкая эффективность институтов, формирующих условия для предпринимательской и творческой деятельности.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и ожидаемого сокращения источников финансирования, дальнейшая государственная поддержка исследований и разработок, инновационной деятельности (особенно в секторе малых предприятий и стартапов) должна стать приоритетом для ведущих стран.

Источник: Cornell University, INSEAD, and WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva.

Материал подготовлен в рамках проекта «Анализ объемов и структуры государственных расходов на науку в России и оценка возможности международных сопоставлений со странами Организации экономического сотрудничества и развития» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Леонид Гохберг, Михаил Гершман, Виталий Рудь, Екатерина Стрельцова

Источник

Оценка инновационный потенциал страны

Самарский государственный колледж, Россия

Оценка инновационного потенциала

«Если вы занимаетесь наукой, вам требуется понять мир. Если же вы занимаетесь бизнесом, вам нужно, чтобы мир не понимали другие»

Нассим Николас Талеб

Аннотация. В статье обоснована потребность в оценке инновационного потенциала и эффективности его использования, раскрыты методические подходы к оценке и использованию инновационного потенциала страны.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал.

Целью статьи выбрано раскрытие теоретических основ и методических подходов к оценке и эффективному использованию инновационного потенциала страны.

Ключевую роль в повышении инновационной активности стран играет отбор и реализация соответствующей государственной политики, для чего нужна информация, в том числе и относительно инновационных потенциалов отраслей и уровня использования данных потенциалов. Мониторинг и оценка уровня инновационного потенциала страны является актуальной задачей, так как их применение даёт возможность принимать стратегические решения относительно инновационного развития страны.

Инновационный потенциал государства по мнению экспертов В.Г. Колосова, Г.С. Гамидова , Н.О. Османова включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в сфере наукоёмких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых государственных услуг [9]. Это — мера готовности страны выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность страны включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды государственных продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования внешних и внутренних рынков сбыта товаров, конкурентной среды среди государств, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в системе государственного управления приводят к инновациям.

Исследователи инновационного потенциала страны обосновывают его структуру на основе функционального принципа. Однако, при выделении показателей оценки инновационного потенциала государства не учитывается специфика отдельных отраслей промышленности. На наш взгляд, инновационный потенциал отрасли должен оцениваться с учетом особенностей внешней среды. Следует учитывать внешние экономические факторы, которые влияют на инновационный потенциал страны, такие, как государственная инновационная политика, политика кредитных организаций, конкурентные стратегии потребителей, поставщиков, финансовых посредников и т.д.

В наши дни существует статистическая проблема измерения инноваций, соответственно, для ее решения необходимо поставить задачу выявления эффективного способа измерений и оценки инноваций. Результаты измерений должны способствовать формированию инновационной политики в промышленности на федеральном и региональном уровнях, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, существует скрытая проблема (вопрос) в измерении инноваций (инновационного потенциала) в нашей стране: отражает ли реальное состояние инновационного потенциала государства официальная статистическая информация в России?

Для более эффективного нашего исследования целесообразно:

— Разработать рекомендации по сбору информации и толкованию данных по инновациям;

— Сформировать систему стандартных показателей для проведения анализа и сопоставлений на региональном (национальном) уровнях.

Выберем направление и глубину исследований:

— Государство. Возможно агрегирование информации по видам экономической деятельности, по отраслям и территориям, а также распределение по численности занятых в стране, по формам собственности;

— Инновации. Возможно агрегирование информации: по типам инноваций (продуктовые; процессные; организационные; маркетинговые); по уровням (новое для мирового и новое для отечественного рынков; новое для компании); по видам инновационной деятельности (НИР; покупка оборудования, проведение маркетинга и т.д.); по источникам финансирования инновационной деятельности; по формам инновационной деятельности (завершенная; продолжающаяся; прекращенная) и т.д.;

— Вклад инноваций в территориальное развитие: экономические аспекты; социальные аспекты.

Таким образом, разработанная система показателей, позволит распознавать диспропорции в технологическом и инновационном развитии страны, выявить необходимые динамические способности территориально-отраслевых комплексов, которые позволят сформировать конкурентные преимущества. Что в свою очередь приведет к ускорению процесса реиндустриализации и переходу на новый уровень инновационного и технологического развития.

Потребителями статистической информации по инновационному развитию промышленности в нашей стране являются:

— представители федеральных и региональных органов власти;

Ограничителями построения системы измерения показателей оценки инновационного потенциала страны выступают:

-нечеткость определений, что приводит к неясности и перекосам в понимании содержания отдельных понятий;

-возможность применения показателей для включения в международные инновационные рейтинги;

-обесценивание индикаторов, разрушение их взаимосвязей, наблюдаемые во временном аспекте в связи с изменением политических взглядов на экономические процессы.

Под инновацией (англ. » innovation » — нововведение, новшество, новаторство) можно понимать применение новшеств в качестве новых технологий, видов продукции и услуг, в виде новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» зачастую отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством целесообразно понимать новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. «Нововведение» в буквальном смысле слова предполагает процесс применения новшества. С момента внедрения в производство, принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией).

Таким образом, приходим к выводу, что инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Считаем, что инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. А за счет заимствования технологий выпадает сам процесс создания инноваций

С точки зрения закона, инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [7].

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала. В экономической литературе понятие инновационного потенциала трактуется по-разному, например как:

— совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

— способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей (индивида, рынка и т. п.);

— структура, объединяющая три составляющие потенциала: ресурсную, внутреннюю и результативную, которые существуют во взаимодействии, предполагают и обусловливают друг друга;

— возможность создания новшеств, осуществления инноваций, готовность воспринять нововведения для последующего эффективного применения на уровне, соответствующем мировому [9].

Инновационные товары, работы, услуги – товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяется два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию.

1. Инновации создаются в процессе технологических усовершенствований, технологические изменения не всегда могут соответствовать принципу «прогрессивности» развития.

2. Предприятие само не может адекватно оценивать уровень инновационности того или иного продукта (работы, услуги). Для каждого вида продукции и технологий существуют собственные критерии инновационности .

Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [7].

Классификация инновационных товаров, работ, услуг по степени новизны осуществляется также с рыночных позиций. По типу новизны для рынка выделяются инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка, а также инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка.

Организационные инновации – реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Направлены на повышение эффективности деятельности организации за счет снижения административных и трансакционных издержек, совершенствования организации рабочих мест (рабочего времени) и тем самым роста производительности труда, получения доступа к отсутствующим на рынке активам (ресурсам). Организационные инновации связаны с реструктуризацией, модернизацией, реформированием, реорганизацией, реконструкцией производства. Они, соответственно, включают затраты на осуществление данных мероприятий, осуществляемых в рамках корпоративных программ развития компаний. Установление внешних связей – часто относят к маркетингу, что может приводить к двойному счету.

Маркетинговые инновации – внедрение новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Совокупный уровень инновационной активности определяется как отношение числа организаций, осуществлявших инновации хотя бы одного типа: технологические, организационные, маркетинговые, к общему числу обследуемых за определенный период времени организаций.

Любое промышленное предприятие можно отнести к потенциально инновационно активному. При оценке инновационного потенциала, следует принимать во внимание, что инновационная активность оценивается наличием завершенных инноваций в течение последних трех лет. Однако данные о затратах на технологические инновации представляются за отчетный год в нашей стране вне зависимости от стадии, в которой находится инновационный процесс. Из этого следует, что компании, на которых инновации находятся в стадии реализации, не относятся к инновационно активным.

Таким образом, мы оцениваем взаимосвязь между понятиями инновационный потенциал и инновационная активность, как достаточно сильную.

Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим стране оценить возможности ее инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, вследствие чего необходима его комплексная оценка. При этом инновационный потенциал страны состоит из системы потенциалов: 1) производственно-технологического; 2) кадрового; 3) информационного; 4) финансового; 5) научно-технического; 6) организационного; 7) управленческого; 8) инновационной культуры; 9) потребительского сегмента.

Ускорение темпов социально-экономического развития нашей страны во многом определяется эффективностью использования экономического потенциала регионов. Регион – это часть территории страны, на которой действует образованный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.

Традиционно сложившиеся негибкие методы управления регионом привели к экономическому спаду, снижению эффективности производства и жизненного уровня населения и значительной дифференциации регионов страны. В этих условиях актуализировалась проблема оценки эффективности использования, в частности, инновационного, а в целом экономического потенциалов региона и управления ими.

Вместе с тем актуальной является проблема экономической оценки инновационного потенциала региона как единого целого. Анализ литературных источников обнаружил недостаточность изученности категории «экономический потенциал региона», его измерения и оценки. В

значительной степени это касается и его стоимостной оценки. Проведенные исследования основываются на различных концепциях территориального устройства, размещения производительных сил и использования отдельных элементов экономического потенциала региона. Из вышесказанного следует необходимость теоретического обоснования комплексной оценки использования, в частности, инновационного и в целом экономического потенциалов региона, и средств повышения эффективности функционирования региональной экономики.

Региональная экономическая политика – составляющая государственной экономической политики, совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития. Главная цель государственного регулирования развития регионов – обеспечение наиболее полного использования их ресурсного потенциала посредством наилучшего соединения интересов государства и каждого из регионов.

Управление комплексным развитием региона должно основываться, прежде всего, на зависимости экономических возможностей региона от эффективности функционирования производства и благополучия каждого хозяйствующего объекта территории от результатов его деятельности. То есть целями региональной экономической политики является сбалансированное пропорциональное развитие регионов и повышение благосостояния населения.

Социально-экономическое развитие регионов в значительной степени зависит от величины и эффективности использования имеющегося на данной территории инновационного и экономического потенциалов. Именно поэтому одним из наиболее актуальных векторов анализа является разработка научно-методических подходов к оценке инновационного потенциала региона и эффективности его использования.

Термин «потенциал» латинского происхождения – от potentia , что означает сила или мощь. Экономический потенциал состоит из двух компонентов:

– объективный – совокупность различных ресурсов, задействованных и незадействованных по каким-то причинам в производстве, имеющих возможность принимать в нем участие;

– субъективный – возможности работников, коллективов использовать ресурсы для того, чтобы создать максимально возможный объем материальных благ и услуг, а также возможности аппарата управления предприятия, организации, отрасли, хозяйственной системы в целом по наилучшему применению наличествующих ресурсов.

Таким образом, экономический потенциал можно определить как возможность общества оптимально использовать в ходе производственных отношений имеющиеся в его распоряжении ресурсы для того, чтобы максимально удовлетворить потребности членов общества. Экономический потенциал является сложной системой, формирующейся изначально на уровне предприятий, домохозяйств, затем поднимающейся выше и формирующей уже экономический потенциал отрасли, региона и всего общества.

Целесообразно выделить такие отдельные составляющие экономического потенциала, как трудовой, производственный, ресурсный, инновационный потенциал.

Трудовой потенциал представляет собой объем, структуру и качество рабочей силы, может быть охарактеризован уровнем квалификации и образования работников. Управление трудовым потенциалом осуществляется в основном с помощью экономических методов (программ занятости населения), учитывается демография региона. Управление трудовым потенциалом связано с демографическим ростом, определением половозрастной структуры, определением национальной структуры занятости.

Производственный потенциал региона имеет конкретную стоимостную оценку и функционирует в различных формах производственного капитала, который может быть основным и оборотным, фондами обращения, оборотными средствами. Важнейшим считается показатель основных фондов предприятий, характеризующих потенциальные возможности региона. Характеристика производственного потенциала региона должна проводиться через его отраслевую структуру и по формам собственности основных фондов региона. При управлении производственным потенциалом особая роль отводится экономическим методам (программы социально-экономического развития региона).

Количественные характеристики производственного потенциала региона дополняются качественными характеристиками (степень износа основных фондов – основная из них).

Рассмотрение регионального производственного потенциала не должно ограничиваться только лишь анализом его состояния в статике. Оно должно дополняться рассмотрением динамических изменений за определенный промежуток времени. В связи с этим интерес вызывают динамические изменения структуры отрасли промышленного производства в течение последнего временного периода.

Ресурсный потенциал производства, пути его технологического приложения имеют очень тесную привязку к территории. В связи с этим, даже при наличии жесткой централизации управления производственный результат в значительной степени будет обусловлен географическими, этническими, культурными, религиозными и другими факторами местного значения.

Инвестиционный потенциал является важной составляющей экономического потенциала региона. Именно инвестиционный потенциал региона наиболее полно и системно позволяет отразить реалии, перспективы и возможности количественного и качественного роста инвестирования в регионе, а также определить круг необходимых и целесообразных для каждой территории мероприятий, инструментов и механизмов инвестиционного развития. Эффективный и последовательный процесс формирования и наращивания инвестиционного потенциала региона является залогом того, что инвестиционная активность в нем активизируется, станет прогнозируемой и адекватной возможностям и потребностям региона.

Инвестиционный потенциал реализуется за счет экономического потенциала при соответствующих условиях. То есть наличие экономического потенциала в стране привлекает инвесторов, но уровень инвестиционного потенциала характеризуется показателями скорости и легкости реализации потребностей инвестора, то есть если экономический потенциал – это экономические возможности государства, которые могут быть использованы для обеспечения всех его материальных и иных потребностей, то инвестиционный потенциал – это возможность использования экономического потенциала страны (региона, предприятия) для реализации целей, обеспечения потребностей и ожиданий инвестора [10, с. 4].

На макроуровне управление инвестиционным потенциалом рассматривается как комплексная характеристика совокупной способности экономики региона или государства к осуществлению инвестиционной деятельности во всех сферах, охватывающая не только имеющийся инвестиционный капитал, но и совокупность объективных предпосылок для инвестирования. То есть инвестиционный потенциал региона – это совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических характеристик региона, которые очень значимы для привлечения инвестиций в основной капитал с целью развития региона и страны в целом.

Одним из советских экономистов, которые занимались проблемой сущности и структуры экономического потенциала, был Б.М. Мочалов. При оценке стоимости экономического потенциала он предлагал рассматривать его как сумму стоимости затрат прошлого труда в виде основных производственных фондов и материальных затрат, которые входят в состав валового общественного продукта, а также затрат труда на создание национального дохода плюс оценка природных ресурсов [11, с. 178].

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к оценке экономического потенциала, тем не менее классические подходы остаются актуальными. Среди них ресурсный подход к определению экономического потенциала как экономической оценки отдельных видов ресурсов: земли, воды, леса, полезных ископаемых. В экономике исследуются различные методологические подходы к оценке природных ресурсов. В зависимости от задачи оценки их классифицируют по следующим группам: затратный подход, результативный подход, затратно -ресурсный подход, рентный подход, воспроизводственный подход, монопольно-ведомственный подход [12, с. 69]. При рассмотрении структуры экономического потенциала выделяют в его составе активную и пассивную части в зависимости от степени вовлеченности в хозяйственный оборот.

А.Ф. Балацкий предлагает оценивать экономический потенциал территории как определение его размера в стоимостном выражении активной части. Так, предложенные им четыре показателя позволяют выявить и оценить резервы экономической системы территории, а также оценить экономическую эффективность затрат в воспроизведении экономического потенциала и его элементов [13, с. 367]:

– оценка степени привлечения экономических ресурсов в хозяйственный оборот через уравнивание оценок активной части и общего размера экономического потенциала;

– оценка степени использования активной части экономического потенциала путем сопоставления показателей реализации экономического потенциала с экономической оценкой активной части;

– оценка степени использования полного экономического потенциала территории через сопоставление показателей реализации экономического потенциала с его экономической оценкой;

– оценка эффективности вложенных средств на формирование и развитие экономического потенциала территории через сравнение экономической оценки с общим объемом экономических ресурсов, которые имеют количественное измерение.

Исследованием методик оценки экономического потенциала региона занимался А.Н. Тищенко. Он разработал методику интегральной оценки эффективности использования экономического потенциала региона с учетом влияния составляющих его элементов, основанную на использовании методов таксономического анализа и модели эластичности. В основу этого метода положены расчеты влияния различных признаков инвестиционного,

инновационного, природно-ресурсного и трудового потенциалов на интегральную оценку эффективности использования экономического потенциала региона. После изучения этого метода можно сказать, что он достаточно сложный и требует специальных знаний в математике. Но результаты его применения достаточно убедительны [14].

Специфические особенности государственного программирования состоят в том, что вмешательство государства в экономику не ликвидирует, а лишь корректирует этот процесс.

Программирование является элементом современной рыночной организации экономики, поскольку государство не управляет агентами рынка, а лишь направляет их деятельность.

Основой программирования является структурное регулирование. Программирование как форма воздействия на экономику является системным и комплексным. Классификация государственных программ развития происходит по следующим критериям оценки:

– по срокам выполнения: долго- (10-15-20 лет), средне- (4-5 лет); краткосрочные (1 год);

– по направлениям применения государственных интересов;

– по уровню масштаба затронутых проблем.

Суть регионального программирования заключается в анализе состояния экономики региона, выявлении проблем, которые не могут решить рыночные механизмы, разработке и реализации отдельных экономических программ.

Экономическое прогнозирование основывается на изучении общих закономерностей развития экономических явлений и процессов, выявлении альтернативных способов решения экономических проблем, предопределении вероятных альтернативных вариантов развития

для экономики региона с учетом внутренних и внешних условий как экономических, так и политических, психологических, ментальных и др.

Одним из популярных инструментов региональной экономической политики является создание свободных экономических зон. Целью их создания является привлечение иностранных инвестиций, освоение и внедрение в производство прогрессивных технологий, увеличение производства товаров на экспорт и для нужд внутреннего рынка, развитие рыночной инфраструктуры, обмен передовым управленческим опытом.

Сегодня российским регионам в основном присуща ориентация на традиционные ресурсы и факторы конкурентных преимуществ. Ресурсы, связанные с инновационной и институциональной составляющими экономического роста, задействованы в значительно меньшей степени:

– во-первых, одним из фактических конкурентных преимуществ, которые эксплуатируются в регионах, остается низкая цена рабочей силы, что, в свою очередь, тормозит инновационные процессы из-за отсутствия заинтересованности в замещении человеческого труда техникой. Дополнительными факторами относительно низкого уровня заработной платы и некачественных условий труда является низкий уровень организации

рынка труда и слабая самоорганизация наемных работников с целью отстаивания собственных интересов;

– во-вторых, в большинстве регионов природные ресурсы используются экстенсивным путем. Традиционная специализация индустриальных лидеров базируется, в первую очередь, на эксплуатации природных ресурсов, которыми они обеспечены в наибольшей степени по сравнению с другими регионами. Однако такая ориентация имеет достаточно ограниченные перспективы, учитывая ряд факторов, таких как постепенное исчерпание природных ресурсов, нарушение экологического баланса в регионах, загрязнение окружающей среды, ухудшает демографическую ситуацию в этих регионах и в стране в целом, уязвимость ресурсо — и энергоемких отраслей к росту мировых цен на энергоносители.

Ориентация социально-экономической стратегии страны на формирование инновационного типа экономического роста требует существенной активизации использования в регионах ресурсов, которые имеют не только физическую, но и информационную, институциональную и экологическую природу. Именно они в большинстве регионов сегодня недоиспользуются или не используются совсем.

Возможность капитализации тех ресурсов, которые до недавнего времени не рассматривались, как имеющие экономический характер, а теперь могут принимать непосредственное участие в процессе создания экономических благ, доказывает, что целесообразно при формировании стратегических программ социально-экономического развития регионов акценты перенести на учет долгосрочных тенденций, наблюдаемых в структуре спроса и использования ресурсов и заключающихся в постепенном уменьшении значимости физического и усилении информационного капитала. Это, в частности, предусматривает следующее:

– уход от индустриальной модели экономического развития, развитие так называемого информационного общества, которое сопровождается изменением структуры спроса в пользу информационноемких ресурсов;

– капитализацию природных, экологических, ландшафтных, историко-культурных и других достижений регионов через развитие туристической отрасли;

– усовершенствование механизма региональной бюджетной политики, которая в текущем моменте является крайне неэффективной. С этой целью региональные бюджеты нужно формировать на основании введения длительных фиксированных нормативов отчислений в государственный бюджет с учетом особенностей социально-экономического развития каждого региона. В частности, налоговая нагрузка на регионы в большинстве своем

не учитывает уровень их экономического развития.

В то же время остаются нерешенными такие важные для регионов вопросы современности, как развитие предпринимательства, социальная защита населения, формирование товарного и финансового рынков, рынка труда, других институтов рыночной инфраструктуры и тому подобное.

Разное историческое наследие российских регионов, региональная институциональная неоднородность, что является основой ментально-ценностных различий населения и соответственно социально-политических межрегиональных противоречий, могут стать факторами конкурентных преимуществ национальной экономики в процессе продвижения к информационному обществу.

Рассмотрим показатели измерения инновационной деятельности, применяемые в международной практике, основанные на практике экспертных оценок (в таблице 1).

Таблица 1. Показатели измерения инновационной деятельности, применяемые в международной практике [4]

Показатели оценки промышленных компаний

Международный инновационный индекс (англ. TheInternationalInnovationIndex ) – до 2012 г.

Бостонская консалтинговая группа (БКГ), Национальная ассоциация производителей (НАП), Институт Производства (ИП)

патенты, производительность труда, общая прибыль акционеров и т.д.

Европейская шкала инноваций (EIS)

Комиссия европейских сообществ (КЕС)

влияние основных движущих сил инновационной деятельности, внешних по отношению к фирме;

результаты деятельности фирм как инноваторов

кадровые и финансовые ресурсы на осуществление инновационной деятельности, инвестиции фирм в научные исследования и разработки, сотрудничество в инновационной сфере с другими фирмами и государством, позиции бизнеса в области прав на интеллектуальную собственность,

экономический успех инноваций в сфере занятости, экспорта и продаж, количественные характеристики позиций национальных инноваций на рынках страны и мира

Методология оценки знаний Всемирного банка (КАМ)

•индекс знаний (индексы образования, инноваций и информационных технологий и коммуникаций);

•индекс экономики знаний (индексы институционального режима, образования, инноваций и информационных технологий и коммуникаций)

Система Всемирного экономического форума (ВЭФ) – Индекс научно-технического потенциала

•уровень макроэкономического развития (индекс стабильности);

• уровень развития общественных институтов (состояние законодательства, индекс коррупции);

• технологический индекс (инновационное развитие, качество передачи знаний)

число патентов на 1 млн. населения; позиция страны по уровню технологического развития, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм и т.д.

Глобальный инновационный индекс ( GlobalInnovationIndex (GII))

Методика международной бизнес-школы INSEAD, Франция.

Разработан Бостонской консалтинговой группой (БКГ), Национальной ассоциацией производителей (НАП) и Институтом Производства (ИП), независимым научно-исследовательским центром, аффилированным с НАП

•факторы, которые способствуют инновациям;

•факторы, демонстрирующие результаты от внедрения инноваций.

инновационные затраты, инновационная эффективность, патентная активность и т.д.

В рыночных условиях развитие национального хозяйства нашей страны связано с переходом на инновационный путь. Одним из важнейших способов решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций и производства с целью формирования эффективной национальной инновационной системы (НИС). НИС должна способствовать реализации высоко-инновационных проектов, производству высоко-технологичной продукции, диверсификации экономики нашей страны, повышению ее конкурентоспособности и преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Ключевое значение при формировании и развитии национальной инновационной системы имеет «точка отсчета» – сопоставление инновационных потенциалов РФ и других стран мира.

Оценка инновационного потенциала России затрудняется ещё и тем, что поскольку инновационная деятельность сложно прогнозируема, в результате нельзя чётко определить, какие последствия и с какими экономическими эффектами стоит ожидать. Опыт развитых стран (США, Канада, Франция, Италия, Япония) говорит о том, что, когда направление ресурсов происходит в основном на самые неэффективные компании (организации), на те, которым в первую очередь нужна поддержка, то нецелесообразно ожидать от таких действий великих результатов, – возможен и негативный результат [3].

Сейчас в мире и в России наблюдается движение к новому технологическому развитию. Трансформируются факторы, определяющие технологический уклад, их организация и значимость [1,с.45]. Наиболее значимым фактором, который определяет социально-экономическое развитие экономики, становится уровень развития различных технологий. Проявление и развитие инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала позволит компаниям и организациям создавать высокотехнологичную продукцию, гораздо лучше конкурировать на мировых рынках, способствовать трансформации экономики сырьевого типа в инновационную экономику. Развитие инновационного потенциала открывает для компаний новые возможности для бизнеса, которые за счёт свободной миграции рабочей силы, информационных и финансовых потоков, капиталов, связаны с доступностью всех видов ресурсов.

В ситуации нарастания мировой конкуренции, появляется объективная необходимость оперативнее и адекватнее реагировать на происходящие изменения, обеспечивающие переход на более высокий уровень развития. В итоге самим компаниям приходится наращивать их динамические способности и повышать инновационный потенциал. Развитие динамических способностей предполагает использование инновационного потенциала компании к созданию, интеграции и трансформации наиболее важных компетенций компании для максимально быстрого реагирования на изменения внешних условий конкурентной среды. В нынешних условиях мировой конкуренции недостаточно просто создавать качественный продукт, нужно формировать конкурентные преимущества, развивать маркетинг и инновации, особенные для каждой компании отрасли, региона или страны. Динамические способности приобретают ключевое значение в процессе формирования конкурентных преимуществ компаний, регионов и национальной экономики, поскольку ориентированы на формирование и развитие конкурентоспособности с учетом будущих изменений в конкурентной среде.

Для исследования уровня и потенциала технологического развития в региональном масштабе, в целях формирования и развития необходимых динамических способностей, которые позволят сформировать необходимые конкурентные преимущества для перехода на новый уровень развития целесообразно провести оценку текущего инновационного и технологического положения регионов РФ. Для оценки научно-технологического и инновационного потенциала в зарубежной и отечественной практике применяются следующие методы. Инновационный индекс [2], разработанный The Boston Consulting Group который включает две группы показателей: инновационные затраты и инновационную эффективность. При оценке инновационных затрат оценивается: фискальная политика, включающая в себя уровень налогообложения, финансирования государством и налоговые льготы на НИОКР; политика в области образования, инновационной инфраструктуры. Эффективность инноваций оценивается по количеству патентов, деловой активности, экспорт высокотехнологичных товаров, производительность труда, а также влияние инноваций, рост занятости, инвестиции, экономический рост. Данная методика в большей степени рассчитана для сопоставления уровня развития различных стран, что не дает возможности провести оценку инновационного потенциала компаний и отраслей. Кроме того, данная модель разработана развитыми странами, и ориентирована на высокий уровень инновационного развития, без учета факторов и параметров характерных для стран с развивающимися экономиками.

Достаточно эффективна методика [3], используемая правительством Японии и базирующаяся на анализе показателей, отражающих уровень применения инновационного потенциала и ресурсных возможностей. Как правило, по данной методике целесообразно оценивать количество патентов, зарегистрированных как внутри страны, так и за ее рубежами, объем экспорта технологий, наукоемкой продукции и реализуемых за рубеж технологий, а так же масштаб национальных расходов на научные исследования и число занятых в научно-технической сфере. После проведения математических изысканий, результаты отражаются в виде восьмилучевых звёзд. Образованный таким способом восьмиугольник показывает интегральную характеристику инновационного потенциала, при этом можно оценить, как мощность инновационного потенциала (под ней образуется площадь фигуры), так и вклад некоторых составляющих (площади фигур для различных государств). Что дозволяет идентифицировать ориентацию национального инновационного потенциала и вклад определённых составляющих в итоговый показатель. Сильной стороной данной методики выступает достаточная простота расчетов, доступность источников нахождения исходных данных, наглядность полученных результатов. И всё-таки применение указанной методики на территориальном уровне затруднено ввиду отсутствия исходных данных для подсчёта интегрального показателя. Оценить инновационный потенциал и технологического развитие региона, страны так же можно на основе Индекса Европейского инновационного табло или European Innovative Scoreboard [3, с.149]. Данный индекс формируется на основе блоков, схематично представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Методика European Innovative Scoreboard

В вышеуказанной схеме под возможностями подразумевается все, что составляет базу инновационного процесса, без которой инновации не реализуются. Для реализации инновационного процесса нужны инвестиции, интеллектуальная база, взаимовыгодные деловые отношения с инновационными партнерами. Фокусирование усилий и ресурсов выдаст результат в лице экономического эффекта. Недостаток представленной методики скрывается в невозможности оценить некоторые показатели инновационной деятельности, особенно такие, как объемы инновационной продукции, количество внедренных инноваций, масштаб присутствия инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции и так далее.

Всемирный банк в свою очередь предлагает самостоятельную методику расчета инновационного потенциала, в базисе которой находится расчёт индекса экономики знаний [4, с. 59]. Для расчета данного индекса достаточно вычислить среднее арифметическое 3-х составляющих: инновационной системы, информационной инфраструктуры, образования и человеческого потенциала, именно затем, чтобы потом вычислить общий индекс знаний для каждого объекта в группе. Инновационную систему отражают следующие индикаторы: количество компаний, выполняющих исследования и разработки, количество инновационно -активных компаний, внутренние издержки на разработки и изыскания, количество патентов и другие показатели, характеризующие состояние инновационного потенциала.

Образовательный и человеческий потенциал отражают количественные и качественные показатели образовательных учреждений на всех уровнях, численность студентов высших образовательных учреждений, количество населения с высшим образованием (в процентном соотношении от общего числа населения), инвестиции в сферу образования. Информационную же инфраструктуру оценивают исключительно по количественным показателям информационно-технологического сектора, например, таких как количество персональных компьютеров, издержки на приобретение программных средств и т.п. В результате составляется рейтинг, в итоговом значении которого объект с максимальным индексом занимает ключевое положение. Простота применения и наглядность результатов определяют популярность вышеуказанного метода, однако, нет особой возможности оценить инновационный потенциал и эффективность технологического развития территорий. Далее проведём сравнительный анализ (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ подходов к оценке инновационного потенциала

Критерии, элементы оценки

Наличие обобщающего показателя

Оценка степени и

величины инновационной активности

экономики в целом

1. Широта охвата пред-

деятельностью в отрасли,

2. Диапазон распределения

видов и предметов среди

3. Степень ресурсного

ной деятельности предприятий, которые берут участие в разработке и внедрении инноваций.

Показатели инновационной активности

предприятий оценивается отрасль, регион, экономика страны в целом согласно критериев:

1) а) удельный вес активности предприятий;

б) средняя величина удельных расходов на научно- иследовательские работы в общем объеме произведенной

2.) а) среднее количество новых видов

продукции, что припадает на одно инновационное активное предприятие

б) среднее количество новых технологий, что припадает на одно ИАП.

3) а) уровень финансового обеспечения

б) уровень обеспечения трудовыми ресурсами.

Оценивается предприятие, отрасль,

экономика страны в целом.

Величина удельных финансовых расходов на единицу произведенной продукции; показатель эффективности инноваций за счет увеличения производительности труда

Обобщающий показатель инновационной активности

Инновационный потенциал промышленности регионов

Реализованный и не реализованный потенциалы

Реализованная часть инновационного

потенциала определяется относительно

не сложно, если за его основание взять

себестоимость инновационных расходов в промышленности региона.

Более сложным является определение

нереализованной части инновационного потенциала: необходимо использовать фактические и граничные показатели, которые характеризуют кадровый

потенциал, материально-техническую базу, уровень финансирования научно-

исследовательских работ в промышленности региона

Инновационный потенциал региона рассматривается как составная экономической оценки трансформацион-ного потенциала предприятия.

Оценка эффектив — ного исследования научно-технического по- тенциала , исследовательских работ

Составные оценки: Уровень использования трудовых ресурсов; уро- вень использования основных средств; Уровень использования оборотных средств.

Расчетный метод оценки 3-х уровней использования научно-технического потенциала

Расчетное значение составных научно- технического по- тенциала .

для хозяйства стра —

Параметры инновационности хозяйства страны, региона: наукоемкость производства, качество, конкурентоспособность продукции, экспортоспособность продукции, производства

Инновационный потенциал определяется комплексная характеристика спо —

собности хозяйства страны или региона

к инновационной деятельности на основе показателей которые входят в параметры инновационности хозяйства

Возможно, расчет- ное значение показателей которые входят в параметры.

Не менее эффективна так же методика рейтингования территорий по уровню их инновационного развития, разработанная Гусевым А.Б., которая объединяет в себе 2 группы факторов [5]. Факторы инновационной восприимчивости территорий и факторы их инновационной активности. Сильная сторона данной методики содержится в наглядном отображении эффективности и практичности инновационной деятельности. В настоящее время разработано достаточное количество методов оценки инновационного потенциала территорий с разных позиций в согласии и корреляции с заданными целями.

Трансформация природы инновационного развития находит свое применение в том, что в настоящий день ключевым фактором является размещение высокотехнологичных видов деятельности соответственно наличию на территории определённых условий и возможностей. Когда можно предположить, что базой инновационного развития регионов является деятельность высокотехнологичных производств на ее территории, то в виде наиболее перспективного направления инновационного развития целесообразно рассматривать процессы кластеризации. Развитие компаний высокотехнологичных отраслей на территории региона позволит обеспечить синергетический эффект за счет взаимодействия участников кластера. Таким образом, решаются проблемы ресурсного обеспечения, инвестирования и более эффективного применения инновационного потенциала компаний, входящих в кластер и обеспечивается достижение эффектов мультипликации.

Анализ большинства рассмотренных методов оценки инновационного и научно-технологического потенциала позволил сформировать систему показателей для оценки инновационного потенциала деятельности государства в целях выявления сильных сторон и технологических возможностей (таблица 3).

Таблица 3. Система показателей оценки деятельности страны

Удельный вес населения с высшим образованием, занятого в экономике страны.

Удельный вес населения, охваченного всеми формами обучения в стране.

Численность исследователей, имеющих ученую степень на 1 тысячу человек населения

Занятость в секторе обрабатывающих производств

Удельный вес среднесписочного количества работников, участвующих в сферу научно-исследовательских работ и опытно- конструкторских работ.

Группа показателей 1. Эффективность применения задействованных основных производственных средств

степень износа основных фондов

Группа показателей 2. Компании, реализующие технологические инновации в секторах промышленности

удельный вес промышленных компаний, реализующих технологические инновации в отрасли;

удельный вес промышленных компаний, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения;

удельный вес промышленных компаний, осуществляющих технологические инновации своими силами;

Группа показателей 3.Расходы на технологические инновации

Удельный вес издержек промышленных компаний отрасли на технологические инновации;

Удельный вес расходов на инновации в объеме отгруженных товаров инновационно -активных промышленных компаний, реализующих технологические инновации;

Удельный вес иностранных инвестиций, приходящиеся на технологические инновации в отрасли.

Количество выданных правообладателям патентов

Расходы на информационно-коммуникационные технологии

Одно дело – оценивать инновационный потенциал (например, с помощью вышеуказанных показателей), другое дело – его реализовывать. Слабость инновационного потенциала Российской Федерации экспертами В.Г. Колосовым, Г.С. Гамидовым , Н.О. Османовым объясняется неэффективностью управления институтами развития, высоким уровнем коррупции при расходовании средств, выделенных под реализацию инновационного потенциала [9]. Проблемным для развития инновационного потенциала в РФ выступает отсутствие чётко сформулированных правительством критериев успеха тех или иных затратных институтов развития. А без этого оценка и государственное финансирование развития инновационного потенциала происходит неэффективно с позиции их освоения.

Сама суть оценки инновационного потенциала предполагает в дальнейшем реализацию возможности инновационного прорыва. А для инновационного прорыва нашей страны нужно обладать не только соответствующими институтами, кадровыми и трудовыми ресурсами, но и соответствующей научно-технической базой. И это необходимо, но всё же не является достаточным. Важным, если не ключевым моментом является необходимость заинтересовать население в развитии инновационного потенциала, вовлечь его не только в сам процесс адекватной оценки инновационного потенциала страны, но и в процесс реализации данного потенциала. Российские граждане не являются достаточно информированными и поэтому далеко не позитивно воспринимают инновационным проекты нашей страны (на чем основана оценка, есть какие-нибудь результаты поросов на этот счет?), часто оценивая их как неэффективную и даже криминальную растрату бюджетных средств. Именно поэтому, если не создать вокруг государственного инновационного проекта (по развитию инновационного потенциала страны) оптимистичной позитивной атмосферы, то особо надеяться на его успешную реализацию не приходится.

В процессе оценки инновационного потенциала нашей страны, обнаруживается, что сдерживающим фактором инновационного развития Российской Федерации является плохо развитая прогностическая сфера, которая позволяла бы прояснить и определить тенденции глобальной и государственной модернизации, хотя бы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Поэтому курс оценки и развития инновационного потенциала России по факту выступает более догоняющим и менее творческим, что означает его неспособность обеспечивать российскую конкурентоспособность в указанном направлении. Как пример, приведём прогноз исследователей из США в сфере инноваций. Согласно их мнению, вплоть до 2050 года, половина рабочих мест в их стране будет приходиться на новые профессии, не имеющие сейчас даже названия[1]. Что по факту потребует трансформации к новым требованиям не только страны, но и её населения.

Ещё одним препятствием для реализации курса оценки и развития инновационного потенциала России выступает несовершенство российского законодательства и недостаточная эффективность системы судов, что вызывает сомнение в интеллектуальной собственности) в России. Приведём цитату Алексашенко С.В. (российского общественного и государственного деятеля, заместителя министра финансов и первого заместителя председателя правления Центрального банка России в 1995-1998 годах): «Многие не понимают, что вся экономика базируется на контракте… И если кто-то из нас контракт не исполнил, мы что делаем? Идём в суд. И суд защищает права пострадавшей стороны. Таким образом, вся экономика, само её существование опирается на закон и суд» [8].

Основы политики России в сфере развития науки и технологий определяют эффективность оценки инновационного потенциала страны, ключевые направления развития экономики Российской Федерации, направленные на проявление и воплощение инновационного потенциала. Развитие инновационного потенциала проясняет необходимость создания эффективных и целесообразных экономических, управленческих, организационных и правовых условий, вовлекающих в экономический оборот фактов научно-технических действий, монетизированных знаний и технологий, реализации и развитию на их базе производства эффективной наукоемкой продукции и услуг при стимулировании инвестиционной активности в инновационных сферах экономики.

В наши дни в мире все больше действий совершается в направлении развития «инновационной экономики» и применения инновационного потенциала. Зачастую экономисты современности полагают, что главные перспективы развития связаны с эффективным планированием развития «инновационной экономики», после этапа объективной оценки инновационного потенциала страны. Термин «инновационная экономика» используется в зарубежных и российских научных исследованиях и применяется для выявления типа экономики, где факты научной деятельности определяют главную роль, а производство наукоемкой продукции, выступает основным источником роста. Субъектами инноваций становятся лица, наделённые интеллектом и реализующие способности к труду, занятые в процессе производства товаров (выполнения работ и оказания услуг). В определённую очередь оценка инновационного потенциала направлена на формирование условий для развития инвестиционных процессов в стране.

Динамизм интеграции Российской Федерации в международный инновационный процесс напрямую зависит от основных ориентиров инновационного развития страны, предусматривающего продвижение нашей страны в ряды развитых мировых технологических стран. Для преодоления негативных проявлений и результатов мирового экономического кризиса, государству необходимо планомерно проводить курс на структурную перестройку экономики страны, на увеличение объёмов инвестиций в человеческий капитал. Особенности инновационных процессов взаимосвязаны с интеграционными процессами в Российской Федерации. Целесообразно проводить политику интеграции «территориальных кластеров». Инвестиционная привлекательность страны прямым образом воздействует на процессы интеграции. Остаётся слабым местом отсутствие разработанной в нашей стране системной концепции развития территорий с высоко оценённым инновационным потенциалом. Слабо проработаны вопросы территориального развития инвестиционных потенциалов и возможности регионов к трансформации в инновационном пути развития.

Для успеха курса оценки и развития инновационного потенциала Российской Федерации потребуется, с одной стороны, убедить граждан нашей страны в безальтернативности и статусности проводимых инновационных проектов, с другой стороны – создать условия для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и заполучить современные технологии. Про это говорил бывший первый зам. главы Администрации Президента России Сурков В.Ю. ещё в 2009 году, возглавляя специальную рабочую группу РФ по модернизации.

В западных развитых странах, например, в США и странах Европы наблюдается стихийный спрос на инновации, так как, оценивая инновационный потенциал своей страны иногда почти на уровне религиозной веры, граждане ожидают возможность повышения своего благосостояния и уровня жизни. Однако, как показывают факты, само гражданское общество исключительно редко является инициатором реформ оценки и развития инновационного потенциала.

В России правительство отложило реализацию курса оценки и развития инновационного потенциала страны сначала из-за высоких цен на энергоносители (которые создали у государственных органов власти и у населения нашей страны иллюзию благополучия Российской Федерации), затем из-за мирового экономического кризиса, который вызвал потерю темпа инновационного развития нашей страны. Правительство РФ предпочло политику экономии средств и не спешит к возврату к периодам активных инвестиций в оценку и развитие инновационного потенциала страны.

В наши дни основополагающее направление развития современного государства базируется на трансформации от старого сырьевого и индустриального типа экономики к так называемому типу «новой экономики», который развивается на интеллектуальных технологиях, наукоемких и информационных ресурсах. В целях развития конкурентоспособности экономики нашей страны необходима трансформация к производственно-инвестиционной концепции, для чего необходимо отказаться от всё ещё главенствующей торгово-посреднической концепции. Весь фокус экономики и все имеющиеся ресурсы нужно сгенерировать на развитии как оценки и использования инновационного потенциала, таки максимизации присутствия нашей страны в мировых инновационных центрах в качестве производителя наукоемких товаров ивысоких технологий. [6]

Анализ стратегий экономического роста в инновационно продвинутых государствах даёт возможность осознать известные типы систем инновационного развития относительно к практике нашей страны. Например, широко известная по опыту Японии в послевоенное время система «оценки и применения» опыта инновационного потенциала развитых страх и «перенесения» инноваций в экономику государства сейчас не подходит для России. Именно потому, что применение концепции этой системы с точки зрения эффективности не является целесообразным в связи с существующим недюжинным инновационным потенциалом в Российской Федерации. Неотвеченный вопрос состоит в том, почему этот потенциал неэффективно используется, именно поэтому необходимо сначала создать такие механизмы регулирования инновационной деятельности в стране, которые выправили бы сложившуюся ситуацию. Благодаря той же причине, неэффективно для нашей страны полностью копировать систему «заимствования», применение которой сработало лишь в государствах, использующих свою собственную дешевую рабочую силу (например, в Юго-Восточной Азии), налаживающих выпуск товаров, производившихся ранее в развитых государствах, с последующим развитием собственного инновационно -технического, сервисного обслуживания производства. Именно поэтому найдутся аргументы утверждать, что для Российской Федерации больше приемлема система «наращивания», согласно опыту США и Англии. Её суть состоит в применении собственного инновационного потенциала вместе с заграничными инвестициями и технологиями. Эффективность этой системы вызвана тем, что по оценкам экспертов, мощный инновационный потенциал в Российской Федерации позволит создать благоприятный инвестиционный климат в нашей стране, либерализовать внешнеэкономические связи, развить сотрудничество России и множества других государств и т.д.

Широкое использование результатов оценки инновационного потенциала экономики представляет собой более эффективный уровень развития государства в целом и территорий в частности. Широкие круги нашего общества приходят к выводу, что становится крайне необходимым процесс активизации инновационной деятельности в стране, поскольку совокупность региональных инновационных систем, образующая государственную инновационную систему, создание которой уже является ключевым направлением экономической политики Российской Федерации в целом.

Созданию территориальных инновационных систем мешают некоторые факторы, такие как: неэффективность правовой основы регулирования инновационной деятельности, слабость объёмов финансирования инноваций, неразвитость процессов коммерциализации технологий, низкоэффективность базы инновационной инфраструктуры для обеспечения потребностей территорий и государства в целом, и зачастую отсутствие ясности без наличия эффективной территориальной инновационной стратегии. Сильная нехватка инвестиционных средств в инновационных секторах экономики и недостаточность бюджетных ресурсов для финансирования территориальных инновационных программ служат одной из ключевых проблем в самом процессе эффективной оценки как инновационного потенциала, так и инновационной деятельности. С точки зрения целесообразности, ответом на данный неотвеченный вопрос будет с одной стороны – гос. поддержка ключевых территориальных инновационных проектов, а с другой стороны – активизация рынка финансовых внебюджетных средств, в особенности ресурсов финансово-кредитной, пенсионной и страховой систем государства, в том числе ресурсов крупных венчурных фондов и ключевых корпораций.

Итак, программа оценки инновационного потенциала в регионе и стране в целом должна быть направлена на решение следующих первоочередных задач:

1) трансформация правой базы территории в сфере инновационной деятельности;

2) стратегическое планирование направлений развития инновационного потенциала страны и её территорий;

3) создание основных принципов финансирования инновационной деятельности из бюджетных средств всех уровней бюджетной системы страны;

4) создание условий подсистему привлечения частного капитала в инновационный сектор экономики страны с гибкой системой страхования средств негосударственных инвестиций;

5)создание недостающей и модификация действующей инновационной сферы;

6) формирование инфраструктуры коммерциализации технологий;

7) содействие тесному взаимодействию 3 сфер: научной, института власти и малого-среднего-крупного бизнеса.

Для развития конкурентных преимуществ, потребуются определенные технологические возможности, необходимый человеческий капитал, определенный уровень инновационного развития, а также специализация отраслей территории, определяющая наличие ресурсов. Поэтому разработанная система показателей состоит из 4 блоков, которые показывают эффективность инновационной деятельности региона, в котором действует ТОК, как с позиции целесообразности процесса, так и с позиции эффективности результата. Основываясь на первичной статистической информации, можно произвести оценку уровня технологического, кадрового и инновационного потенциала страны, определить доминирующие отрасли на базе коэффициента локализации, а также определить эффективность инновационной деятельности. В последующем с помощью факторного анализа можно определить наиболее весомые показатели, позволяющие оценить их как критерии пространственных полюсов инновационного развития.

1. Федотова А.Ю. Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции//Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 23. № 4-2 (23). С. 45-53.

2. The innovation Imperativein Manufacturing.– [ Электронный ресурс ]– Режим доступа : http://www.themanufacturinginstitute.org/

3. Anderson, A.M. Science and technology in Japan / A.M. Anderson. – Harlow: Longman, 1984. – С . 63-85.

4. Ситенко Д.А. Макроэкономические показатели оценки инновационной деятельности: Европейский опыт // Вестник военного университета. 2010 №3(23) с.149-154

5. Ферова И.С. Составляющие индекса «экономики знаний» / И.С. Ферова , Ю.И. Старцева , Е.В. Инюхина // Эко. – 2006. – № 12. – C. 59-66.

6. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.urban-planet.org/article_13.html

7. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 №254-ФЗ // СПС « КонсультантПлюс », 2017.

8. https://sergeyalexashenko.whotrades.com/blog — блог Алексашенко С.В. (российского общественного и государственного деятеля, заместителя министра финансов и первого заместителя председателя правления Центрального банка России в 1995-1998 годах)

9. Османов Н.О., Гамидов Г.С, Колосов В.Г., Основы инноватики и инновационной деятельности [Текст] / Н.О. Османов, Г.С. Гамидов , В.Г. Колосов. – СПб.: Политехника, 2011. – 323 с.

10. Третьякова Л.А. Концептуальные основы устойчивого регионального развития в условиях глобализации / Л.А. Третьякова // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 18. С. 2-10.

11. Экономический потенциал развитого социализма: монография / под ред. Б.М. Мочалова. М.: Экономика, 1982. 280 с.

12. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / В.В. Курнышев , В.Г. Глушкова. М.: КНОРУС, 2016. 280 с.

13. Экономический потенциал административных и производственных систем: монография / под общ. ред. А.Ф. Балацкого . Сумы: Университетская книга, 2006. 973 с.

14. Тищенко А.Н. Оценка эффективности использования экономического потенциала региона / А.Н. Тищенко, Е.В. Давыскиба // Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. сборник. 2004. № 56. С. 3-13.

Источник

Оцените статью