- Методы оценки экономической безопасности страны
- Инвестиционный климат: методика оценки (стр. 3 )
- 1.6. Взаимосвязь основных элементов инвестиционного климата
- 2. Методики оценки инвестиционного климата страны
- 2.1. Сущность странового инвестиционного рейтинга
- 2.2. Методика расчета инвестиционного рейтинга журнала Euromoney
Методы оценки экономической безопасности страны
Для оценки (измерения) экономической безопасности государства в настоящее время предложены следующие основные подходы и методы:
— наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями, в качестве которых принимаются значения не ниже среднемировых;
— оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамики их изменения;
— методы экспертной оценки, которые служат для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов. Они используют логические правила выбора решений, которые формируют эксперты на основе собственных представлений и знаний о какой-либо области проблем. К ним, в частности, относится бальная оценка уровня кризиса и ранжирования территорий по степени угроз экономической безопасности на основе анализа результатов распознания фактических индикаторов экономической безопасности с помощью последовательных решающих правил, полученных после обучения на предложенных обучающих наборах индикаторов экономической безопасности;
— метод анализа и обработки сценариев;
— методы распознавания образов;
— методы теории нечетких систем;
— методы многомерного статистического анализа.
Методы экспертной оценки. Противоположной концепции риска является концепция надежности. Оценка надежности так же носит экспертный, вероятностный, характер. Рассмотрим некоторые методики по оценке странового риска и надежности. При оценке экономической безопасности любого государства в основном экспертными методами оцениваются:
а) интегральный показатель надежности государства;
б) страновые риски.
Оценка интегрального показателя надежности государства. Данную оценку раз в полгода проводит английский журнал «Euromoney». Публикуемые им результаты представляют собой таблицу с ранжированным перечнем стран (1-169), построенным в порядке убывания величины интегрального показателя надежности (ИПН). Этот показатель измеряется в интервале от 0 до 100 и является фактической суммой оценок, полученных экспертно или расчетно-аналитическим путем по 9-ти частным показателям. Они характеризуют тот или иной аспект политической или экономической ситуации в каждой из стран мира. Каждый из показателей имеет самостоятельную ценность.
Оценка странового риска. Страновые риски связаны с наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран, импортеров или экспортеров, факторов, обусловливающих внутриэкономический и внешнеэкономический риск. Такие оценки проводятся как зарубежными фирмами, так и отечественными. Две наиболее популярные методики: методика отечественной фирмы «Юниверс» (http://www.infeconomy.ru) и методика германской фирмы BERI (Институт информации риска в бизнесе).
Метод анализа и обработки сценариев. Суть этого метода заключается в организации взаимодействия высококвалифицированных специалистов-экспертов различных направлений при постановке и решении сложных трудно формализуемых социально- политических и общественно-экономических проблем с использованием современных средств математического моделирования. Роль математического моделирования при реализации разных сценариев может быть весьма различной и определяется самим сценарием, его характером.
Методы оптимизации. Используются, как правило, при аналитическом описании исследуемых процессов для синтеза какого-либо одного выбранного критерия экономической безопасности. Этот вариант значительно ограничивает область применения критериев, поскольку реальные процессы развития государств характеризуются многими показателями, часть которых, к тому же, не поддается количественному описанию в простой аналитической форме.
Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 5973 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Инвестиционный климат: методика оценки (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Инфраструктурный риск. Шансы на то, что Россия станет полноправным участником мирового инвестиционного процесса, существуют. Однако это возможно лишь в том случае, если меры по активизации инвестиционного процесса будут подкреплены мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия (табл. 4).
Оросительные каналы, проезжие дороги
Железные дороги, мировое судоходство
Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио
Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники
Анализируя данные таблицы можно сказать, что, несмотря на очевидные успехи в освоении космического пространства, в России не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, которая фактически адекватна пока лишь третьему технологическому укладу (низкая степень телефонизации, равно как и качество связи). Если же говорить об инфраструктуре пятого технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. По уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры пятого уклада) Россия находится на 42-м месте в мире. Между тем, особенность пятого технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, России необходимо около 60 млрд дол. Изыскание таких средств очень проблематично, скорее всего, они могут найтись у частных как отечественных, так и иностранных инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства — создать для инвестиций в данный сектор режим наибольшего благоприятствования.
Политический риск. Российское общество все еще окончательно не определилось с системой ценностей и желательным типом государственного устройства, демократические традиции пока недостаточно устоялись, поэтому с увеличением жизненных трудностей население все чаще проявляет стремление к диктатуре. Слабость институтов гражданского общества допускает возможность развития событий по любому сценарию. Социальная напряженность пока еще остается довольно далекой от состояния взрыва (по опросам социологов лишь около 10% россиян заявляют о готовности присоединиться к решительным акциям протеста [56.C.9]). Однако низкий уровень жизни большинства населения, социальная несправедливость постепенно уменьшают запас терпения, что уже выражается усилением влияния радикальных общественно-политических организаций, последствия действия которых трудно прогнозируемы.
Правовой риск. Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капиталовложений. Правовая основа иностранной инвестиционной деятельности в РФ нуждается в серьезном улучшении. Сильным негативным фактором является декларативность нормативных положений, регулирующих иностранные инвестиции.
Ситуация усугубляется сложностью и запутанностью законодательства. Сейчас насчитывается более 4500 действующих документов, затрагивающих вопросы налогообложения, а число нормативных документов по налогам превысило 1200 [56.C.11]. Анализ инвестиционного законодательства России, проведенный на основе материалов «Собрания законодательства РФ» за 1996-98 гг. и значительного числа нормативных документов и инструкций ЦБ и ряда министерств и ведомств журналом «Внешняя торговля» показывает, что к настоящему времени действует около 100 нормативных актов, в той или иной мере ограничивающих деятельность зарубежных инвесторов [9.C.37].
Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений — одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается также не только в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), но и в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты — не прямого действия). Это приводит, во-первых, к неопределенности: что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых, — к необходимости большого количества согласований и разрешений.
Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании «Кока-кола» понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно сооружение завода, а 30 — всевозможные согласования (Московские новости, 1996, 14–21 янв.). Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине, фирме «Марс» потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики (Коммерсант–Weekly, 1995, 24 окт.). И таких примеров огромное множество.
Особо хочется отметить проблему налогообложения в России, поскольку первое, с чем сталкиваются предприятия с иностранными инвестициями после регистрации, — это налогообложение. Исследования показывают, что действительная величина российского налога, которым облагаются иностранные предприятия, рассчитанная по принятым в международной практике правилам, достаточно велика. Например, в России 35–процентная ставка налога на прибыль номинально на 15% ниже, чем в Германии. Однако нередко иностранные инвесторы выплачивать по этому налогу суммы, превосходящие величину получаемой прибыли [29.C.28].
Немаловажен и вопрос о налоговых льготах. С принятием Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в 1991 г. [1] предприятия с иностранными инвестициями получили ряд льгот, главной из которых, на наш взгляд, являлись «налоговые каникулы», т. е. освобождение от налога на прибыль в течение 2–х лет (в соответствии с Указом Президента РФ № 000 от 22.12.93 г.). Однако принятый вскоре федеральный Закон «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» отменил эту важнейшую льготу.
Серьезным недостатком считается отсутствие принятой в международной практике юридической нормы о неизменности первоначально определенных условий хозяйствования в течение всего периода окупаемости инвестиций. Например, американская Occidental Company приостановила инвестиции в СП «Парманефть» (республика Коми) после того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС на ввезенное оборудование начиная с 1993 г. (Эксперт, 1995, 11 июн.).
В большинстве случаев препятствием на пути иностранных инвестиций является не только неразвитое, во многом противоречивое и неполное законодательство, но и вся действующая в России судебная система. Наиболее одиозной и пугающей характеристикой российского судопроизводства является его зависимость от личности судьи, а не от нормы.
Часто по делам, возникающим из одинаковой конфликтной ситуации, арбитражными судами принимаются различные решения. При этом ссылка на существующее в практике судебное решение невозможна — каждый суд ищет свой вариант разрешения спора, и нередко он существенно отличается от родственного с точностью до наоборот. В результате этого, за защитой своих интересов инвесторам приходится обращаться в суд высшей инстанции, что ведет к значительному затягиванию процесса разрешения споров.
Российская правовая доктрина, полностью воспринятая от советской системы, не признает институт прецедента — хотя бы в качестве аргумента в судебных прениях спорящих сторон. Однако, если для отечественных «пользователей» правовой системы это, мягко говоря, несовершенство стало привычным, то для иностранных инвесторов оно служит дополнительным мотивом в отказе от вложений в российскую экономику.
Риски финансовой сферы. В валютно-финансовой сфере регулирование иностранных инвестиций происходит на основе устаревшего Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.) и целого ряда тянущихся за ним подзаконных актов, что лишает правовую базу прозрачности и служит источником многочисленных проявлений бюрократической самостоятельности. Принятие новой редакции закона, намечавшееся в 1997 г., не состоялось.
Между тем ждут своего решения такие важные для инвестиционной деятельности вопросы, как установление единообразия в определении категорий, к которым относится привлекаемый в РФ иностранный капитал: в валютном законодательстве его относят к движению капитала, а в инвестиционном законодательстве — к иностранным инвестициям. В этой сфере действуют ограничения для зарубежных инвесторов, обоснованность которых представляется сомнительной. Так, современным законодательством РФ не установлено прямых запретов на проведение валютных операций зарубежными инвесторами, но закон оговаривает право совершать любые валютные операции за исключением тех, ссылка на особый порядок осуществления которых предусмотрена в законе. Это касается операций с природными драгоценными камнями и драгоценными металлами, а также операций с российской валютой, которые регламентируются многочисленными инструкциями Банка России. Данное ведомство ограничивает иностранных инвесторов в их оперативной деятельности, в частности установив для них особый, более сложный режим работы с рублевыми и валютными счетами, а также дополнительные нормы и правила при осуществлении операций с валютными ценностями и национальной валютой России.
Немало ограничений для иностранных инвесторов имеется и в области банковской деятельности. Ряд нормативных актов, прежде всего закон еще советских времен «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями 1996 г., устанавливает дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. В частности, иностранный инвестор обязан представлять в административные органы значительно больше разнообразных документов, необходимых для регистрации и получения лицензии, чем его коллега из России. Более того, иностранному учредителю банка или его филиала в России устанавливается квота участия в российской банковской системе. При этом Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при превышении установленной квоты.
Дополнительные ограничения государства действуют в случаях определения для зарубежного инвестора обязательных нормативов, порядка предоставления отчетности, утверждения руководства и перечня осуществляемых банковских операций, минимального размера уставного фонда вновь регистрируемых кредитных организаций.
Вместе с тем отдельные виды ограничений для зарубежных инвесторов представляются оправданными. Смысл ограничений состоит в том, чтобы держать под национальным контролем важнейшие системы жизнеобеспечения страны, а также избежать чрезмерной зависимости от импорта продукции. Актуальность данной проблемы стала особенно очевидной в ходе августовского – сентябрьского кризиса 1998 г., одним из острых аспектов которого стала чрезмерная зависимость России от ввоза продовольствия и ряда других товаров широкого потребления.
В целом, по нашему мнению, именно перечисленные выше риски проявляются на уровне государства, и именно они требуют первостепенного решения, т. е. именно их следует в первую очередь снижать. Ниже по рангу, но отнюдь не по значению в классификации инвестиционного климата идет характеристика возможностей инвестирования в различные субъекты Федерации.
1.6. Взаимосвязь основных элементов инвестиционного климата
Таким образом, инвестиционный климат формируется под влиянием инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. Взаимосвязь и соподчиненность, изложенных выше понятий, можно выразить в виде схемы (Рис. 3)
Рис. 3. Взаимосвязь основных элементов инвестиционного процесса
Уровень инвестиционных рисков накладывает ограничения на инвестиционный потенциал, иными словами инвестиционные риски, на наш взгляд, — рамки, в пределах которых инвестор может использовать инвестиционный потенциал. По определению понятно, что чем ниже уровень инвестиционных рисков, тем полнее может использоваться инвестиционный потенциал, полное его задействование теоретически возможно при полном отсутствии инвестиционных рисков. Инвестиционный климат формирует у инвестора собственную оценку объекта инвестирования — инвестиционную привлекательность, которая реализуется в практических действиях, отражающихся в категории инвестиционная активность. Сама активность также оказывает влияние на инвестиционный климат: чем она выше, тем благоприятнее инвестору кажется инвестиционный климат.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиям, поэтому очень актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
В мировой практике наиболее распространены три варианта подобною мониторинга. Первый отслеживает состояние инвестиционного климата страны без выделения отдельных хозяйственных систем (экономических зон, регионов, отраслей). На таком мониторинге специализируется большинство зарубежных консалтинговых фирм. Второй вариант (двухуровневый) предусматривает осуществление мониторинга как для страны в целом, так и для отдельных регионов. Третий — предполагает проведение мониторинга по регионам и отраслям, а также по крупнейшим предприятиям, банкам и т. п. (многоуровневый мониторинг).
2. Методики оценки инвестиционного климата страны
2.1. Сущность странового инвестиционного рейтинга
Для привлечения инвестиций особую ценность имеет анализ путей улучшения инвестиционного климата страны и регионов. Объективная оценка инвестиционного климата перед принятием решений о перспективах инвестирования в экономику тех или иных стран стала возможным далеко не сразу. Это стало возможным постепенно по мере совершенствования методологической разработки инвестиционных рейтингов для различных стран и регионов. Инвестиционный рейтинг — это инструмент анализа, позволяющий выявить неблагополучные составляющие инвестиционного климата и разработать меры, направленные на улучшение этих составляющих, а значит на «потепление» всего климата [66.C.13].
История сравнительных оценок инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Одним из первых в этой области было исследование, осуществленной сотрудниками Гарвардской школы бизнеса. В основу сопоставления была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала [41.C.69].
Данный набор показателей был недостаточно детальным для адекватного отображения всего комплекса условий, принимаемыми во внимание инвесторами. Поэтому в дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционного климата различных стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей (объем ВНП, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры и др.).
Появление в конце 80–х гг. группы стран с переходной экономикой и специфическими условиями инвестирования потребовало особых методических подходов. В начале 90–х гг. применительно к этим странам рядом экспертных групп (консультационная фирма PlanEcon, журналы Fortune и Multinational Business) независимо друг от друга были подготовлены упрощенные методики сравнительной оценки инвестиционного климата. Они учитывали не только условия, но и результаты инвестирования, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, количество трудовых ресурсов [45.C.13].
В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционных климатов стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами. К числу наиболее известных западных систем оценок инвестиционного климата относятся рейтинги Euromoney, Business Environment Risk Index (BERI), The Economist и Institutional Investor. В качестве составляющих данных рейтингов постепенно стали рассматриваться не только оценки отдельных элементов инвестиционных потенциалов, но и оценки инвестиционных рисков.
2.2. Методика расчета инвестиционного рейтинга журнала Euromoney
Наиболее известной и часто цитируемой оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которого дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Рейтинг Euromoney базируется на исследовании таких групп индикаторов [58.C.18]:
2) кредитных — 20%;
3) политико-экономических, включающих в себя политический риск, экономическое положение и прогноз экономического развития, — 40%.
Публикуемые журналом Euromoney результаты представляют собой таблицу с ранжированным перечнем стран от 1 до 169 места, построенным в порядке убывания величины интегрального показателя надежности. Этот показатель измеряется в интервале от 0 до 100 и является фактической суммой оценок, полученных экспертно — или расчетно-аналитическим путем по 9-ти частым показателям. Они характеризуют тот или иной аспект политической или экономической ситуации в каждой из стран мира. При расчете значения того или иного показателя первоначально отбираются две страны с самым высоким и самым низким (нулевым) уровнем показателя. Затем определяются значения этого показателя для остальных стран, которые пропорционально распределяются в указанном интервале.
Каждый из показателей имеет самостоятельную ценность, при этом их можно разделить на две составляющие: показатель эффективности экономики и другие показатели надежности. Другое показатели, включенные в интегральный показатель надежности, отражают уровень политического риска, состояние долга, доступность банковского кредитования, краткосрочного финансирования, долгосрочного ссудного капитала, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств, кредитоспособность, склонность к невыполнению обязательств по выплате долга или его отсрочке.
В качестве экспертов журнал Euromoney привлекает специалистов-политологов из научно-консультативных фирм Willis Faber & Dumas, Political Risk Services, Dun & Bradstreet. В работе участвуют экономисты из международных организаций, банковских учреждений Швейцарии, Великобритании, Дании, Германии. Используется информация Мирового банка, компаний Morgan Grenfell Trade Finance Limited, Moody`s и Standard & Poor`s.
К показателями, которые учитываются при составлении рейтинга Eurumoney, относятся следующие:
1. Эффективность экономики — рассчитывается исходя из прогнозируемого состояния хозяйства каждой страны. При этом учитывается динамика валового национального продукта в процентах. Экономическая эффективность оценивается по шкале от 0 до 25 баллов, при чем 25 баллов — максимально возможный уровень эффективности экономики, а 0 баллов означает ее полную неэффективность.
2. Политический риск — для его оценки опрашиваются специалисты, представители страховых компаний и банков. Они определяют место каждой страны на заданной шкале, исходя из ее платежеспособности (или неплатежеспособности) под влиянием сложившейся в стране политической ситуации. Политический риск оценивается по шкале от 0 до 25 баллов (25 баллов — полное отсутствие политического риска, 0 баллов — максимальный уровень риска).
3. Комплексный показатель задолженности — рассчитывается по данным Мирового банка. В нем учтены размеры задолженности, качества ее обслуживания, объем экспорта и баланс внешнеторгового оборота, ВНП. Показатель задолженности измеряется от 0 до 10 баллов.
4. Отсрочка долга или невыполнение обязательств по выплате долга или его отсрочка — также оценивается по шкале от 0 до 10 баллов.
5. Кредитоспособность — этот показатель также оценивается от 0 до 10 баллов.
6. Показатели, отражающие доступ страны к международным финансовым ресурсам (вес каждого из них до 10 баллов):
а) доступность банковского кредита;
б) доступность краткосрочного финансирования;
г) вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Следует отметить, что такой показатель, например, как доступность долгосрочного ссудного капитала, измеряется следующим образом:
10 баллов — никаких проблем;
8 баллов — в 95% случаев проблем нет;
6 баллов — обычно проблем не бывает;
4 балла — возможны проблемы в зависимости от условий;
2 балла — доступ к ссудному капиталу ограничен значительными проблемами и возможен лишь в некоторых случаях;
0 баллов — долгосрочный ссудный капитал недоступен.
Пример результата расчетов по данной методике можно представить в виде таблицы (табл. 5).
Таблица 5
Составляющие интегрального показателя надежности (ИПН)
для различных стран (по методике журнала Euromoney)*
Источник