Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира тэк практическая работа

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»
методическая разработка по географии (10 класс)

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику В.П.Максаковский «География». В заданиях предусмотрено сочетание проблемного и поискового методов. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения.

Скачать:

Вложение Размер
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира». 17.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Азия и Тихоокеанский регион

Латинская Америка и Карибский регион

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод — ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум в 10 классе с использованием электронных таблиц Excel.

Практическая работа по ресурсообеспеченности для 10 класса.

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира » .

Данная практическая работа является програмной во многих УМК. Содержит цифровой материал и задания для учащихся.

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира». Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообе.

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира».

использование данной практической работы позволяет ученикам лучше понимать особенности половой и возрастной структуры населения в странах, отличающихся социально-экономическими особенностями.

Источник

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК)

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).

З — запасы; Д — добыча; Р — ресурсообеспеченность.

1. Рассчитать Р стран мира, разделив количество ЗАПАСОВ на количество ДОБЫЧИ.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.

Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

Экономико-географическое положение страны. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.

2 вариант — Россия

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико — географического положения страны.

Экономико — географическое положение страны. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    Минеральные ресурсы Лесные ресурсы Водные ресурсы Земельные ресурсы.

Дай характеристику отраслей специализации страны. Сделай анализ политической ситуации в данной стране. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

Форма административно — территориального правления

Практическая работа №5.

Тема :Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.

Экономико- географическое положение страны. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.

1 вариант — Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы. Объяснить причины различия занятости населения. Сделать общий вывод.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира ( в виде таблицы)

Численность населения и районы с большей плотностью.

Численность населения и районы с большей плотностью.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Возрастной и половой состав населения.

Возрастной и половой состав населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

1 вариант — Канада и Алжир

2 вариант — Германия и ОАЭ.

Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов.

Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков. Объяснить причины миграционных потоков.

2 вариант — Северная Америка

3 вариант — Азиатское пространство.

Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.

Проведи анализ условиям ( климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».

Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

Основные отрасли экономики

Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт). Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.

1 вариант — страны доиндустриальной экономики

2 вариант — страны индустриальной экономики

3 вариант — страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема :Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»

На контурной карте обозначить 10 стран — лидеров по добыче угля. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».

На контурной карте обозначить 10 стран — лидеров по добыче железной руды. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды. Обозначить 10 стран — лидеров по производству стали. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы). Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

Источник

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»

Данный материал будет интересен учителям географии при изучении темы: «Мировые природные ресурсы».

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»»

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира» 10 класс Учитель географии ГБОУ СОШ пос. Просвет Жесткова Л.А. 2018 г.

Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

1. По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления и сколько ресурса приходится на душу населения)

3. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

4. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Ресурсообеспеченностьсоотношение между величиной природных ресурсов и их использованием.

Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.

  • Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

  • З – запасы,
  • Н – численность населения;

Определить ресурсообеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов:

Источник

Читайте также:  Рост населения стран европы
Оцените статью