Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и зданиями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население —это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее поиском. В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности.
Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии — 55%. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения.
Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-квалификационная структура рабочей силы и др.
В деловом мире развитых стран в 80—90-е годы XX в. рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направлений является массовая интеллектуализация труда. Придается важное значение выравниванию общего образования трудовых ресурсов (имеется в виду повышение его в среднем до уровня младшего колледжа). В первой половине 90-х годов средний уровень расходов на образование всех ступеней в развитых странах составлял примерно 3,4-4% ВВП.
В большинстве стран постоянно растут затраты на высшее образование, что повышает качество рабочей силы. С 1992 по 2000 гг. доля ВВП, расходуемая на высшее образование, повысилась в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии -на 20, в Испании — на 40%, в Швеции — в 1,7 раза, в Финляндии — в 3,2 раза. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения.
Процесс образования и повышения квалификации работников продолжается и в процессе трудовой деятельности. В ведущих западных странах разрабатываются общенациональные системы повышения квалификации. В Японии, США и других странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связанный с «инвестициями в человека», нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы.
Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Лидирующие позиции в реализации корпоративных систем переподготовки работников занимают США. Программы повышения квалификации в конце 90-х годов имели 93% фирм.
Уровень образования населения мира характеризует накопленный образовательный, интеллектуальный творческий потенциал. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран. Качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах. В странах южнее Сахары (СЮС), Южной и Западной Азии значителен удельный вес неграмотных в трудоспособном населении. В СЮС уровень экономического развития по сравнению со среднемировым снизился за период 1950—1996 гг. почти вдвое, что не могло не сказаться и на образовательном уровне трудовых ресурсов. Это, в свою очередь сдерживает рост производительности труда и негативно сказывается на развитии экономики.
В 70-90-е годы произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней, наблюдались свертывание и реструктуризация отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре промышленности снизилась доля добывающих отраслей, стремительно развивались высокотехнологические отрасли. Это обусловило значительные сдвиги в занятости рабочей силы.
Занятость — мера вовлеченности людей в какую либо экономическую деятельность. Резко снизилась занятость в сельском хозяйстве. В 2000 г. такое снижение составляло 2,5% в Великобритании и 10% в Японии.
Заметно снизился удельный вес занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. он сократился до 26% в Канаде и до 38% в Италии.
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, наблюдается долговременная тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. В середине 90-х годов в сфере услуг было занято в Японии — 58,4%, в Германии — 63, во Франции — 69, в Италии — 62%.
Основная часть экономически активного населения в развивающихся странах сосредоточена в сельском и лесном хозяйствах. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве значительно ниже. Квалифицированная рабочая сила концентрируется в производстве электронного и электрического оборудования, автомобилей, морских судов.
Сегодня существуют различные страновые типы структуры занятости.
Информационная модель структуры занятости. Она сформировалась главным образом в англо-саксонских странах. Отличительная особенность данной модели в том, что ключевым элементом в ней является сфера услуг, где концентрируется основная масса рабочей силы. В 2000 г. в этой отрасли было занято: в Великобритании — 70%, в США и Канаде — 7,3% рабочей силы.
Производственные услуги, услуги населению и прежде всего высокотехнологические услуги могут обеспечить прирост занятости не только в настоящее время, но и в будущем.
Информационно-индустриальная модель. Она характерна для ряда стран Западной Европы (Германия, Франция и др.). Здесь растет занятость в сфере услуг. В обрабатывающей промышленности она сокращается, но уровень ее еще достаточно высок. Обработка информации интегрирована непосредственно в производственный процесс.
Новые модели занятости появляются в связи со стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Эти модели формируются как на уровне обществе в целом, так и в рамках отдельных корпораций. В 90-х годах мир был плотно опутан информационными сетями. Стал возможен доступ к мощным информационным системам через персональные компьютеры, рабочие станции. Сложилась специфическая инфраструктура в сфере телекоммуникационных систем, которая позволяет предлагать потребителям новые сетевые услуги. Появляются дополнительные рабочие места. Только вокруг Интернета к концу 90-х годов возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. В Японии в ближайшие 15 лет развитие информационного сектора приведет к созданию 2,5 млн рабочих мест, а в странах ЕС — 6 млн Информационные сети расширяют возможности дистанционной (надомной) работы, которую нередко предпочитают профессионалы новой сферы услуг. Развитие ИТТ позволяет шире использовать частичную, временную, краткосрочную формы занятости.
Происходит эволюция профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Во всех странах мира быстро растущей профессиональной категорией экономически активного населения являются работники преимущественно умственного труда (ученые, инженеры, техники, управленческие кадры и др.). К концу 90-х годов они составляли более 1/3 экономически активного населения в Великобритании, Канаде и США, а в Германии и во Франции — немногим более 1/4.
Творческий потенциал этих кадров является источником создания новых технологий, нововведений в производстве, в сфере управления и организации производства. Более 80% всех работников умственного труда в развитых странах в конце 90-х годов были сосредоточены в сфере услуг, в таких ее секторах, как наука, образование, здравоохранение, телекоммуникации, компьютерные, инжиниринговые, управленческие, кредитно-финансовые, страховые и другие профессиональные услуги. Многие виды услуг перешагнули через национальные границы и интегрируются в глобальный рынок, где концентрируется высококвалифицированная рабочая сила, обслуживающая огромные объемы экспорта услуг.
Самой многочисленной профессиональной категорий в различных странах мира являются индустриальные рабочие. Еще недавно в мире бизнеса господствовала философия, согласно которой издержки труда следует сокращать, развивая «безлюдное производство» с ничтожно малым персоналом, заменяя людей автоматикой. С 70-х годов осуществлялась ориентация на наращивание вложений в трудосберегающую технику, на минимизацию живого труда.
В 80-х годах наметилась тенденция к относительному и даже абсолютному сокращению рабочих мест в промышленности, особенно обрабатывающей, что обострило социальные проблемы. Кроме того, выяснилось, что курс на безлюдные технологии задерживает развитие человеческих ресурсов, которое необходимо для прогресса производства. Была признана целесообразность сохранения живого труда, невоспроизводимость в машиных аналогах уникальных свойств человека.
В 90-х годах общество, бизнес пришли к пониманию того, что социально-экономический прогресс обеспечивается сочетанием передовой техники и квалифицированной рабочей силы. Поэтому сегодня удельный вес индустриальных рабочих в экономически активном населении остается значительным. При этом их профессионально-квалификационная структура постоянно меняется. Одни виды труда сменяют другие, исчезают старые и появляются новые профессии. Происходит вытеснение неквалифицированного труда квалифицированным. В передовых, а также в модернизирующихся традиционных отраслях используется высококвалифицированная рабочая сила, а рабочие рутинного труда и квалифицированные рабочие устаревающих профессий вытесняются из производства.
Различия в квалификации рабочей силы влияют на размещение производства. Утратившие ключевое значение производства перемещаются из развитых стран в страны третьего мира, где высока доля неквалифицированной дешевой рабочей силы.
Важнейшая качественная характеристика трудовых ресурсов мира — их эффективное использование. Оно осложняется наличием безработицы, представляющей собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. К числу безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), относят лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы в данный момент, предпринимающих попытки найти ее и готовых к ней приступить. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Безработица мешает мировой экономике реализовать свои потенциальные возможности. Если реальный уровень безработицы превышает на 1% уровень безработицы при полной занятости, то в соответствии с законом А. Оукена реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%.
Источник
Оценка трудовые ресурсы развитых стран мира
Трудовыми ресурсами являются люди, достигшие определенного возраста и обладающие необходимым физическим развитием, умственными способностями, дающими возможность принимать участие в общественно полезном труде.
К трудоспособному возрасту относят также работающих подростков до 16 лет и работающих пенсионеров.
Не все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, принимают непосредственное участие в производственном процессе.
Та часть людей, которая в производственном процессе принимает непосредственное участие, получила название экономически активного населения.
Готовые работы на аналогичную тему
К экономически активному населению не будут относиться люди, занятые домашним хозяйством, студенты, школьники, достигшие трудоспособного возраста.
Рисунок 1. Экономически активное население. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Численность трудовых ресурсов больше численности экономически активного населения. Оба понятия широко используются в международной статистике и являются важными для развития как национальных, так и мировой экономики.
В 1990 г. трудовые ресурсы мира составляли 61% тогдашнего населения планеты или 3,2 млрд. человек, причем среди мужского населения – 62%, среди женского – 60%.
В этом же году на долю экономически активного населения приходилось 45% мирового населения или 2360 млн. человек. При этом мужчины составляли 57%, женщины – 33%.
В 2000 г. экономически активное население превысило 3 млрд. человек. Специалисты объясняют этот рост демографическим взрывом в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Надо сказать и о том, что нужно учитывать число полностью безработных в это время, которое приблизилось к 100 млн. человек. Частично безработных было 300 млн. человек.
Международная организация труда к безработным относит лиц старше 15 лет, не имевших работы в рассматриваемый период, но занимавшихся её поиском и готовых к ней приступить.
В промышленно развитых странах уровень безработицы составлял:
- 4,5% в США,
- 4,3% в Японии,
- 6,2% в Великобритании,
- 10,9% в Германии,
- 11,8% во Франции,
- 12,0% в Италии,
- 18,8% в Испании.
Трудовые ресурсы разных стран имеют различия, и зависят от воспроизводства населения и экономического развития страны. Исходя из этого, различия могут быть очень большими, и это относится, прежде всего, к абсолютным показателям занятости.
Лидерами в этом отношении были Китай – 750 млн. человек, Индия – около 400 млн. человек, Индонезия – 90 млн. человек, Бразилия – 70 млн. человек, Бангладеш – 60 млн. человек.
По абсолютным показателям занятости из развитых в экономическом плане стран в первую пятерку входили:
- США – боле 140 млн. человек,
- Япония – 85 млн. человек,
- Россия – 67 млн. человек,
- Германия – 38 млн. человек,
- Великобритания – 27 млн. человек.
Относительные показатели тоже имеют свое значение.
Среди стран выделяется общая закономерность, которая заключается в том, что доля лиц экономически активного населения в развивающихся странах меньше по сравнению с развитыми странами, что объясняется меньшей занятостью женщин особенно для арабо-мусульманских стран.
Наибольшая активность женщин в общественном производстве в развитых странах приходится на возрастную группу 20-24 года. Затем их доля постепенно начинает уменьшаться, в виду того, что у женщин появляются семейные обязанности по воспитанию детей.
Структура занятости населения мира
В отраслевой и профессиональной структуре занятости происходит снижение доли занятых в сельском, лесном хозяйстве, в рыболовстве, а доля занятых в сфере услуг быстро увеличивается.
Наиболее ярко эта тенденция проявляется в развитых странах мира.
Рисунок 2. Занятость населения по отраслям хозяйства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Доля занятых в промышленном производстве по разным странам колеблется – от 13 до 25% в развитых странах, в новых индустриальных странах доля занятых составляет 20%, в развивающихся странах она несколько ниже, а в самых бедных странах эта доля не превышает 10%.
Что касается профессиональной занятости, то в развитых странах растет доля людей, обладающих знанием современных технологий и, прежде всего, информационных, растет доля менеджеров.
Существенное отличие по странам имеет качество трудовых ресурсов и интенсивность их использования. Промышленно развитые страны, начиная с середины XX века, начали переход к постиндустриальному обществу, который сопровождался структурными изменениями в занятости и качестве трудовых ресурсов.
В производственной сфере происходило высвобождение значительного количества трудовых ресурсов, которые пополняли третичный сектор. Сегодня в развитых странах мира 2/3 экономически активного населения заняты различного рода услугами – торговлей, банковским и страховым делом, государственным управлением, и др.
Сфера услуг требует от человека высокого образовательного и профессионального уровня. Путь периферийных стран – догоняющее развитие, т.е. они, находятся на стадии перехода от аграрной стадии к индустриальной.
На стадии перехода растет доля занятых в промышленном секторе экономики. Китай, например, превратился в мастерскую мира, в Индии идет интенсивная индустриализация.
Целый ряд аграрных государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в конце XX века превратились в центры индустриального развития. Это новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Таиланд, Малайзия и др.
Надо сказать, что качество трудовых ресурсов в большинстве развивающихся стран определяется просто уровнем грамотности, а не наличием специалистов с высшим образованием.
Международная трудовая миграция
Проявлением глобализации мирового хозяйства стала международная трудовая миграция.
Причины этой миграции имеют экономический характер, неравномерное развитие экономики стран мира, разная оплата труда.
Потоки трудовых мигрантов направлены в развитые страны мира, среди них США, Канада, Австралия, страны Западной Европы и Израиль, которые являются традиционными центрами миграций.
Самое большое количество трудовых мигрантов, по данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2010 г. приняли США – 42,8 млн. человек, Россия – 12,3 млн. человек, Германия – 10,8 млн. человек, Саудовская Аравия – 7,3 млн. и Канада – 7,2 млн. человек.
Самое большое количество эмигрантов дает Китай, Индия, Филиппины, соответственно 35 млн., 20 млн., 7 млн. человек.
За счет иммиграции развитые страны решают проблемы дефицита трудовых ресурсов, а ряд отраслей промышленности Западной Европы не может функционировать без привлечения иностранцев.
Во Франции 70% иммигрантов заняты в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии в добывающей промышленности работают 50% иммигрантов, а в Швейцарии 40% занято в строительстве.
Привлекая иностранных специалистов высокой квалификации, развитые страны не только омолаживают трудовые ресурсы, но и экономят на их обучении.
В наше время привлечение иностранных работников характерно и для развивающихся стран – это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.
В Саудовской Аравии на нефтепромыслах трудится 40% иностранцев, в Кувейте – 58%, а в Объединенных Арабских Эмиратах их доля составляет 74%.
Угрозой национальной безопасности для любой страны является «утечка мозгов», от которой последние 30 лет прямые и косвенные потери развивающихся стран оценили в 30 млрд. долларов.
Россия в миграционных процессах принимает участие и как страна донор, и как страна, принимающая рабочую силу. Россия после США находится на втором месте по числу иммигрантов.
Странами поставщиками мигрантов в Россию являются Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан – это не квалифицированная рабочая сила и часто не владеющая русским языком.
Российские эмигранты – дипломированные и опытные специалисты выбывают в развитые страны мира. Количество трудовых ресурсов, таким образом, увеличивается, а вот качество трудового потенциала страны ухудшается.
Источник