Отсталость некоторых стран как глобальная проблема

Глобальная проблема экономической отсталости

А.Булатов, д.э.н., профессор

Вероятно, это главная глобальная проблема, т.к. она, в свою очередь, порождает некоторые другие глобальные проблемы, особенно в менее развитых странах — массовой бедности, низкой социальной защиты, международной конкурентоспособности. В развитых странах проблема экономической отсталости менее актуальна, однако и здесь большинство государств стремится ликвидировать свое отставание от стран-лидеров по уровню экономического развития.

Сущность экономической отсталости

Экономическая отсталость означает, что страна находится на более низкой стадии или ступеньке внутри стадии экономического развития по сравнению с другими, более развитыми странами. Проблема экономической отсталости существует очень давно. Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и рыболовством, в Шумере и Египте уже существовало орошаемое земледелие и развитое животноводство, изготовлялись самые разнообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям Вавилон, Греция и Рим, древние Иран, Индия и Китай также демонстрировали более высокий уровень экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В Средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время группа развитых стран численностью в три с лишним десятка существенно превышает по уровню развития остальные сто шестьдесят с лишним стран мира (см. 1.3).

Разрыв в уровнях экономического развития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а, судя по всему, будет сохраняться и дальше) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будут существовать между странами мира. Тем не менее большинство стран мира стремятся сократить или ликвидировать свое отставание, осуществляя модернизацию (см. 5.2).

Читайте также:  Торговый баланс между странами

Причины экономической отсталости

Каковы причины экономической отсталости большинства стран мира? Экономическая история ответит нам, что в странах, относимых ныне к менее развитым, переход к рыночной экономике (рыночной системе, капитализму) начался позже или проходил медленнее, чем в ныне развитых странах. Институциональная теория объяснит, что это произошло из-за отсталости их институтов (прав, традиций и обычаев, механизмов). Именно они порождают отсталые экономические отношения, а те — отсталую экономику.

Экономические системы — традиционная (докапиталистическая), социалистическая, рыночная (капиталистическая) — отличаются друг от друга прежде всего такими институтами, как формы собственности и самостоятельность экономических агентов. При капитализме, в отличие от традиционной и социалистической системы, доминирует частная собственность и высока самостоятельность экономических агентов. В свою очередь, последняя высока потому, что при капитализме есть суверенитет потребителя (при котором ассортимент и объем производства в конечном счете задается потребителем, за которого конкурируют производители) и свобода предпринимательства (фирмы используют экономические ресурсы для производства и сбыта продукции преимущественно по собственному выбору).

В менее развитых странах переходу к преобладанию частной собственности мешали и продолжают мешать общинная, помещичья и государственная собственность, суверенитету потребителя препятствует слабый уровень конкуренции (ведь это борьба производителей за потребителя), свобода предпринимательства стеснена законом, традициями и обычаями. Например, в России в государственной собственности находится пятая часть основных фондов (намного больше, если учитывать частную собственность, контролируемую госкомпаниями); уровень конкуренции хоть и растет, но все еще невысок (по расчетам ВЭФ, наша страна занимает по этому показателю 113-е место в мире); свобода предпринимательства стеснена государством (120-е место по тяжести госрегулирования) и скептическим отношением значительной части общества к предпринимательству.

Ссылки бывших колоний на то, что их отсталость порождена прежде всего колониализмом, малоубедительны. Колониализм, наоборот, разрушал их отсталые докапиталистические институты (пусть часто грубым способом), внедряя более передовые-капиталистические, хотя это приводило к искажениям в виде зависимого (периферийного) развития. Эксперимент, поставленный историей в Африке (единственной независимой страной там оставалась Эфиопия) и Латинской Америке (раньше всех там добилась независимости Гаити), продемонстрировал, что отсутствие колониализма или преждевременное освобождение от него скорее затормозило экономическое развитие этих стран. В то же время эксперимент в Азии, где независимыми оставались не только и ныне отсталые Непал и Бутан, но и более развитые Япония, Таиланд и Турция может свидетельствовать против абсолютизации такого вывода.

Экономическая сфера (и ее экономические институты) соседствует с политической, социальной, культурной и психологической сферами (и их институтами) — см. 1.3. Все они взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. В результате реформа экономических институтов, если она не сопровождается прогрессом других ее институтов, не приводит к ожидаемым результатам. Кроме того, сильная взаимосвязь всех общественных институтов порождает их инерцию — даже в странах, рекордно быстро преодолевших свою экономическую отсталость (Япония и новые индустриализированные азиатские экономики), это заняло много десятилетий. Поэтому частая причина сохранения экономической отсталости на фоне попыток ее преодоления — неспособность сопровождать экономические реформы политическими, социальными, культурными и психологическими.

Последствия экономической отсталости

Показатели уровня экономического развития демонстрируют развитость или отсталость страны. Институциональная теория объясняет их глубинные причины. Но с какими последствиями отсталости сталкиваются экономические агенты при осуществлении своей деятельности в отсталых странах?

Прежде всего это дефицит капитала и знаний. Кроме стран-экспортеров топлива и экспорториентированных экономик (в основном это Китай и страны Юго-Восточной Азии), остальные менее развитые страны обычно имеют невысокую норму валового сбережения, что снижает их норму валового накопления (это отношение инвестиций в реальный капитал к ВВП), а ведь для индустриализации, как показывает экономическая история, последняя норма должна быть высока (в Китае она превышает 45%). О нехватке знаний свидетельствует невысокий уровень образования населения большинства менее развитых стран (см. табл.4.2), что препятствует налаживанию в них производства современной продукции.

Почему отсталость экономических институтов ведет к невысокому уровню накопления капитала и низкому образовательному уровню? Что касается капитала, то его преумножение лучше всего идет там, где преобладает частная собственность — ее владельцы лучше используют и накапливают свой капитал, чем государство, помещики или община. Относительно образования можно сказать, что самостоятельность экономических агентов требует от производителей высоких знаний. Как иначе производителям в условиях суверенитета потребителя активно соревноваться с другими конкурентами за покупателя, как в условиях свободы предпринимательства успешно налаживать новое производство?

Другими последствиями экономической отсталости являются низкая международная конкурентоспособность основной массы производимой в отсталых странах продукции, массовая бедность их населения, высокая рождаемость в сочетании с высокой смертностью, низкая социальная защита — отсутствие пенсий и доступного образования и медицины. Одним словом, это проблемы, которые экономические институты генерировали человечеству на протяжении тысячелетий его пребывания в рамках традиционного общества. Эти институты нуждаются в модернизации («осовременивании» в буквальном переводе с англ. и франц.).

Источник

Проблема отсталости стран третьего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:10, реферат

Краткое описание

Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем мировой экономики начала ХХI в. — преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты

Содержимое работы — 1 файл

Проблема отсталости стран третьего мира.docx

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Лицей №10 г. Перми

при Государственном университете Высшей Школе Экономики

Проблема отсталости стран третьего мира

Ученица 10 IB класса

Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем мировой экономики начала ХХI в. — преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день. В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии — 43% и в Индии — 48%.

Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового НТП обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

Третий мир — географический термин второй половины XX века , обозначавший страны, не участвующие прямо в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений . В современном употреблении мало отличается от термина « развивающиеся страны ». К развивающимся странам можно отнести страны Африки, Азии и Латинской Америки. Оперируя уровнем развития и структурой производительных сил, можно выделить шесть групп развивающихся стран.

  1. Первую из них образуют так называемые ключевые страны — Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
  2. Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
  3. К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров» или «азиатских драконов». В «первый эшелон» или «первую волну» таких стран и вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.
  4. Четвертую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
  5. В пятую, самую большую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
  6. Шестую группу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым миром»). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП 80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день!).

На жителей стран «третьего мира» приходится: 18% общемирового ВВП, 28% мирового экспорта и только 15% потребления энергии, 30% потребления зерновых, 17% совокупных общемировых расходов на образование, 6% – на здравоохранение и 5% – на научные исследования.

С одной стороны, в развивающихся странах сосредоточена большая часть населения планеты; их представители занимают большинство мест во многих международных организациях, прежде всего в ООН; на их территории сконцентрированы значительные запасы мировых природных ресурсов. С другой стороны, страны «третьего мира» производят немногим более 18% общемирового национального продукта; значительная часть их населения не имеет уровня доходов, соответствующего стандартам развитого мира.

  1. Основные проблемы развивающихся стран

Среди проблем стран третьего мира можно выделить следующие:

  1. Масштабы распространения бедности. Большинство развивающихся стран характеризуется очень низким уровнем жизни населения. При этом следует учесть, что основная масса населения этих стран имеет низкий уровень жизни не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с немногочисленными богатыми группами населения в своих странах. Иначе говоря, в бедных странах есть богатые, но нет среднего класса. В результате наблюдается система распределения доходов, когда доходы 20% высших слоев общества в 5-10 раз превышают доходы 40% низших слоев.
  2. Низкий уровень производительности труда. В странах третьего мира производительность труда крайне низкая по сравнению с промышленно развитыми странами. Причина этого может быть, в частности, в отсутствии или жестком дефиците дополнительных факторов производства (физического капитала, опыта менеджмента). Для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестиций в вещественные факторы производства и в человеческий капитал. А это требует улучшения системы общего и специального образования, преобразований форм собственности, реформа землевладения, налоговая реформа, создание и совершенствование банковской системы, формирование эффективного административного аппарата.
  3. Высокие темпы роста населения. Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами – это коэффициент рождаемости. Ни одна развитая страна не достигает уровня рождаемости 20 родившихся на 1000 чел. н аселения. В развивающихся странах уровень рождаемости варьирует от 20 человек (Аргентина, Китай, Таиланд, Чили) до 50 человек (Нигер, Замбия, Руанда, Танзания, Уганда). Конечно, коэффициент смертности в развивающихся странах выше, чем в промышленно развитых, улучшение здравоохранения в странах третьего мира делает это развитие не столь значительным. Поэтому темпы роста населения в развивающихся странах сегодня составляют в среднем 2% (2,3% без Китая), а в промышленно развитых странах – 0.5% в год. Поэтому в странах третьего мира примерно 40% населения – это дети в возрасте до 15 лет (менее 21% в развитых странах). В большинстве стран третьего мира нагрузка на экономически активную часть населения (от 15 до 64 лет) по содержанию нетрудоспособной части общества почти в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах.
  4. Высокий и растущий уровень безработицы. Сам по себе рост населения не является негативным фактором экономического развития. Но в условиях экономического застоя не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает огромную безработицу Если к видимой безработице добавить скрытую безработицу, то почти 35% рабочей силы в развивающихся странах не находит применения.
  5. Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья. Примерно 65% населения развивающихся стран живет в сельской местности, а в промышленно развитых – 27%. В сельскохозяйственном производстве занято более 60% рабочей силы в странах третьего мира и всего 7% в промышленно развитых странах, при этом вклад аграрного сектора в создание ВНП около 20% и 3% соответственно. Сосредоточение рабочей силы в аграрном секторе и первичном секторе промышленности обусловлено тем, что низкие доходы вынуждают людей заботиться в первую очередь о пропитании, одежде, жилье. Производительность сельскохозяйственного производства низка из-за избытка рабочей силы по отношению к площади природной для обработки земли, а также из-за примитивной технологии, плохой организации, нехватки материальных ресурсов и низкого качества рабочей силы.
  1. Причины возникновения проблем стран третьего мира

Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость? Причин на это несколько.

  1. Прежде всего следует иметь в виду, что это — аграрные страны. На их долю приходится свыше 90 % сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.
  2. Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.
  3. Еще одна причина отставания развивающихся стран — использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.
  1. Способы решения проблем стран третьего мира

  1. Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост , поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода , за счет которого формируется фонд потребления. В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению.
  2. Вторая большая проблема стран третьего мира – большая рождаемость. В Индии уже предприняты попытки снижения прироста населения. Всем желающим пойти на серьезные меры – стерилизацию, взамен вручается приятный подарок, автомобиль! Борьбу с перенаселением активно ведут все штаты, и теперь каждый индиец может вступить в ряды бесплодных за вознаграждение. Отказавшихся от продолжения рода, государство наградит машиной Tata Nano, самым дешевым автомобилем в мире (цена в Индии $2497). Есть и другие варианты «вознаграждений» — мотоциклы, телевизоры и блендеры.
  3. Для того чтобы решить проблему безработицы, необходимо создать службы занятости (бюро по трудоустройству), а также использовать альтернативные формы занятости и создавать новые рабочие места.

Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависимости дает общую картину развивающихся стран. Как отмечал Р. Пребиш, «на периферии одновременно присутствуют и феномен зависимости, и тенденция к воспроизводству обездоленности и конфликтности, характеризующая слаборазвитость. Если бы вдруг исчез по мановению волшебной палочки первый феномен, все равно сохранилась бы названная тенденция». Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран, как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ.

Задачи преодоления отсталости и зависимости создают общие направления экономической и социальной политики, выявляют истоки, содержание и пределы единства развивающихся стран.

Источник

Оцените статью