ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 3. Рассказы и очерки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Владимир Галактионович Короленко
Собрание сочинений в десяти томах
Том 3. Рассказы и очерки
Несколько дней стояло ненастье. Еще в ночь на девятнадцатое июня выпал обильный дождь, а утром облака висели по небу серыми клочьями. Но к полудню свежим ветром их сбило в сплошную тучу и понесло на север. Небо расчищалось, синело, солнечные лучи играли в лужах, на освеженной зелени висели капли, срывались и сверкали в воздухе.
— Порадела владычица, — вёдро у бога выпросила, — говорили богомольцы, кучками расположившиеся на улицах и на площади у собора, откуда в двенадцать часов должна была выйти икона.
— Пожалела православных. Гляди, и народу поприбавится… О-ох-хо-хо… На дождик-то мы не больно усердны…
Было еще рано. Пройдя бойкими улицами, миновав затем овраги, я углубился в кривые, грязные переулки на окраине города и подошел к окну, на котором к стеклу было приклеено изображение сапога. Хозяин, Андрей Иванович, выражавший вчера желание идти за иконой вместе со мною, сидел один за своим верстаком и угрюмо стучал по сапогу.
— Андрей Иванович! — окликнул я в окно. — Что же вы не собираетесь? Пора!
Он встрепенулся, но тотчас же скрыл движение радости, отложил сапог, открыл раму и потянулся в окно своим сухопарым туловищем. Внимательно вглядевшись в клочки чистого неба и в облака, уносимые ветром, как будто его решение зависит всецело от этого осмотра, а не от Матрены Степановны, которая начинает сильно ворчать в соседней комнате, — он решительным движением стаскивает со лба ремень, придерживающий волосы, и говорит:
Затем я присутствую при супружеском диалоге, для меня до известной степени одностороннем, так как ясно слышны мне только ответы Андрея Ивановича, а голос Матрены Степановны доносится лишь в виде бурного рокотания.
— Черт его бей! — говорит, во-первых, мой приятель, торопливо укладывая свои инструменты. Потом, надевая чистую рубашку, прибавляет: — Подождет! Что, мне из-за него и богу не молиться!
— Нашла тоже благодетеля… Вон пару шью, — полтины за работу не очистится.
— Жила он, да! А ты как думала? Жила, сквалыга, скнипа.
Голос Матрены Степановны подымается при этих кощунствах супруга против «давальцев» на самые высокие ноты, но Андрей Иванович упорствует.
— И никогда не приравняю, — говорит он уже другим тоном, — тоном защиты, затягивая в то же время пояс. — Нашла к кому приравнять: по крайней мере, как бы то ни было, все-таки образованный человек, книги сочиняет… не им, живодерам, чета!
Так как в этой речи моего друга, хотя и снабженной столь многочисленными оговорками («по крайней мере», «как бы то ни было» и «все-таки»), дело, очевидно, идет обо мне, то, из понятного чувства скромности, я несколько удаляюсь от окна. Звуки супружеской перепалки усиливаются, но все же через минуту Андрей Иванович выбегает из калитки. Он несколько красен, несколько взволнован, но во всей его фигуре видно оживление и торжество. К сожалению, я должен сказать, что минуты подобного торжества в супружеской жизни Андрея Ивановича далеко не часты… Как бы то ни было, мы быстро шагаем по городским улицам. Андрей Иванович впереди, и мне видно, как у него нервно подергивается спина, как будто на ней есть глаза, в эти глаза видят оставленный назади дом, и у дверей фигуру Матрены Степановны, и как она стоит, упершись руками в бока и посылая нам вдогонку не христианские пожелания…
Между тем по улицам двигались уже кучи разряженных обывателей и обывательниц. Деревенский люд, богомольцы в «поклонники», собравшиеся к проводам иконы из окрестностей, а иные из отдаленных сел и городов: из Балахны, Городца, Василя, — сидели на панелях, под стенами домов, разложив вокруг узлы, кошели и котомки. Многие тянулись уже к монастырю, где перед выходом из города служат молебен. Лавки на попутных улицах закрывались, торговля прекращалась, колокола гудели вдали, и звон разливался над городом, как море, захватывая одну за другой церкви, все ближе и ближе.
Когда мы вышли на улицу, ведущую к девичьему монастырю, пестрые передовые толпы уже заливали ее почти сплошными массами. Кое-где, ближе к концу города, у ворот и калиток стояли ведра или небольшие ушаты с квасом. Богомольцы подходили к ним, снимали шапки, крестились а испивали.
— Спаси вас господи, царица небесная, радетели…
У монастырских ворот конные и пешие городовые сдерживают напор толпы. Они сортируют публику, пропуская одних, «которые почище», а «чернядь» отгоняя прочь. Нас пропустили, хотя с некоторым колебанием.
Против входа, на дворе, темным пятном среди пестро наряженных горожан выделяется отряд монастырских клирошанок. Впереди игуменья, среди рясофорных стариц, радушно раскланивается с именитыми горожанами. В задних рядах молодые послушницы, в конических шлыках, потупляют глаза перед любопытными взорами мирской толпы. По временам из-под шлыка сверкнет молодой взгляд, заиграет лукавая улыбка. И потом голова наклоняется, потупляются глаза и черная тень надвигается на лицо, оставляя на виду только губы и подбородок… Становится как-то жутко. Чуется невольно в этой тени и трепетание молодой жизни, и, быть может, порыв, и, быть может, протест, и, быть может, глухая борьба…
Впрочем, стоит перевести взгляд на первые ряды, и тревожные фантазии рассеются: здесь, в тихой обители, годам к шестидесяти приходит, вместе с телесною полнотою, душевный мир и то незлобивое спокойствие, с каким в ту самую минуту почтенная предводительница клира приветствовала старого, но очень любезного полицейского генерала.
Андрей Иванович дернул меня за рукав.
— Идем! Что нам здесь смотреть. Чернохвостые! — добавил он, кидая сердитый взгляд исподлобья.
Однако уходить уже было поздно. У входа образовалась давка, так как икона приближалась к монастырю. Черницы с трудом проталкиваются за ворота, и через минуту над гулом идущей суетливо толпы слышен хор женских голосов, поющих тропарь:
«Днесь светле красуется Нижний-Новгород, яко зарю солнечную восприимше…»
Через несколько минут процессия появляется в воротах. Наклоняясь над густой толпой, проносятся хоругви, парча волнуется и сверкает, тонкое резное серебро дрожит в синем воздухе. Кресты, сияния, фонари, затем золоченая риза иконы с темными ликами богородицы и младенца — все это будто плывет над обнаженными головами народа. Еще минута — и железные ворота, точно по волшебству, разрезают живой поток, смыкаются и сдерживают толпу. Несколько пеших городовых, навалившись изо всех сил, подпирают ворота своими дюжими фигурами; сквозь решетки видно пять конных молодцов, тесно сомкнувшихся стремя у стремени. Лошади подтягивают морды, играют и топчутся на месте, отжимая толпу. Толпа ропщет, кто-то кричит, кто-то ругается, два клира наполняют воздух пением, вверху гудят колокола и шумят деревья… Икона вносится в церковь.
Через полчаса, после молебна, икону проносят из монастыря к лагерю. Войска отгородили широкий квадрат у подножия церкви. Музыка играет «Коль славен…», раздается команда «на молитву», в ясном воздухе гудит и дребезжит бас диакона, чуть-чуть слышится пение хора, относимое ветром. После молебна икону, поставленную в киот, на длинных дрогах подымают на плечи; трогаются вперед хоругви.
— Барин, вы, видно, до Оранок? — спрашивает, трогая меня за рукав, какая-то старушка.
Источник
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ПУНКТУАЦИЯ. Задания№16-21.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Пунктуация. Задания №16-№21.
Задание№16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На этой дорожке можно встретить не только ёжика но и полевую мышь.
2) Впервые я встретил этого человека у друзей и с тех пор старался избегать его.
3) В ходе испытаний была доказана эффективность препарата и не пострадало ни одно живое существо.
4) Он отложил книгу и очки в сторону и широко зевнул.
5) В море резвились и дети и взрослые и дельфины и медузы.
1) Выпускники и родители построились на школьном дворе и приготовились слушать речь директора школы.
2) Прозвенел колокольчик и многие девочки заплакали.
3) В моём аттестате были выставлены хорошие оценки и от этого становилось радостно на душе.
4) В кабинете биологии стены ярко раскрашены и установлен аквариум с рыбками и лягушками.
5) Успехами Кати гордились и учителя и одноклассники и родители.
1) В тёмной воде озера плавали маленькие рыбки и по мшистым камням ползали маленькие улитки.
2) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.
3) В ночи раздавались непонятные стуки и утром мы увидели на железной крыше ворон.
4) Пёс то бегал за голубями то гонялся за уносимым ветром бумажным пакетом то нюхал что-то в жёлтой пожухлой траве.
5) Он вошел и повесил свои пальто и шарф на гвоздь у двери.
1) Требовалось не только покрасить стены но и побелить потолок.
2) Подводы были тяжело нагружены мешками с мукой и крупой и передвигались медленно.
3) За рекой косили и слышалось пение птиц.
4) Миша коллекционировал и календарики и марки.
5) Во многом его отношение к книгам определили и огромная библиотека отца и домашнее чтение вслух и личный пример родителей.
1) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
2) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
3) В казарме было душно и крайне тяжело дышалось.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
Задание№17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Облако (1) похожее на волшебного единорога (2) уходило далеко за горизонт (3) постепенно расплываясь (4) и (5) становясь всё более розовым и воздушным.
Подойдя к самому краю посёлка (1) можно было увидеть опушку леса и тропинку (2) уводящую в самую его чащу. Ребята любили по ней уходить и блуждать (3) надеясь не встретиться с медведем (4) водившимся в этих краях.
Внезапно вспышка (1) ослепившей нас (2) молнии распорола тучи, и (3) осветившись ею (4) небо словно раскололось. Удар грома (5) достигший лесной опушки (6) потряс землю.
Девушка (1) глубоко задумавшись (2) вышла из библиотеки и (3) не глядя по сторонам (4) пошла по (5) мощённой булыжником (6) дорожке сада.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Задание№18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Мне (1) стало быть (2) нужно встать очень рано, чтобы поспеть на утренний поезд. Разбуди меня (3) пожалуйста (4) на рассвете (5) дорогая (6) мама!» – попросил Арчибальд.
До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.
Милый мой (3) ты у меня в груди.
Обещает встречу впереди.
До свиданья (4) друг мой (5) без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить (6) конечно (7) не новей. (С. Есенин)
Приветствую тебя (1) опустошённый дом (2)
Завядшие дубы, лежащие кругом,
И море синее, и вас (3) крутые скалы (4)
И пышный (5) прежде (6) сад – глухой и одичалый!
Усталым путникам в палящий летний день
Ещё даешь ты (7) дом (8) свежительную тень,
Ещё стоят твои поруганные стены,
Но сколько горестной я вижу перемены! (А. К. Толстой)
можешь быть (2) изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
Не надо этого (3)
дай простимся сейчас.
тяжкая гиря ведь –
куда ни бежала б. (В. Маяковский)
Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей, И легкокрылые забавы (5) Столь быстро улетевших дней! Прости (6) Тригорское (7) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(8) Я к вашим возвращусь полям… (А.С. Пушкин)
Задание№19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец (1) в кабинете (2) которого всегда стояла тишина (3) оглушительно громко чихнул (4) чем сильно напугал дремавшего на пороге пса.
Университет (1) на филологический факультет (2) которого (3) девушка мечтала поступить (4) находился в большом городе (5) и ей было немного страшно покидать родной посёлок.
Этот роман (1) рецензию (2) на который (3) я прочитал в вечерней газете (4) оказался не таким уж скверным (5) как его представили критики.
Друг мой (1) на квартире (2) которого (3) мы обычно останавливались по приезде в город (4) в этот раз отсутствовал.
Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) что сломана калитка (3) и (4) что вообще немало дел (5) которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.
Задание№20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Было довольно темно (1) и (2) чтобы спуститься по длинной и довольно крутой лестнице (3) которая вела в гостиную (4) ему пришлось прежде зажечь свечу и дрожащей рукой вставить её в подсвечник (5) потому что иного источника света он не обнаружил.
Большинство ребят из класса поступили в университеты родного города (1) и (2) хотя это случалось довольно редко (3) но бывшие одноклассники устраивали встречи (4) на которых вспоминали школьные годы (5) и делились своими переживаниями по поводу успешной сдачи сессии.
Произведение вышло из-под пера писателя (1) и (2) если удастся найти хорошего корректора (3) и (4) отправить рукопись в типографию к началу осени (5) то уже зимой выйдет новый роман (6) который удивит многих смелостью мысли.
Отделение почты было закрыто до завтра (1) и (2) хотя Савелий понимал (3) что попал в нерабочие часы (4) всё равно продолжал недоумённо крутить ручку двери и ждать (5) когда она откроется (6) и он сможет отправить важные бумаги.
Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но (З) когда увидел он (4) что и там его подкарауливают (5) убежал и оттуда.
1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1)Звёздный городок (г. Щелково-14, пос. Звёздный) – закрытый военный городок, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы в Щёлковском районе Московской области. (2)В Звёздном городке находится музей Космонавтики Ю. А. Гагарина, который был основан 1 января 1967 году по инициативе самого Юрия Алексеевича. (3)Музей – одно из крупнейших в стране хранилище документов и материалов по истории пилотируемой космонавтики. (4) Дом космонавтов Звёздного городка – пожалуй, самый уникальный музей на планете. (5)Он состоит их четырех залов, в одном из которых рассказывается о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. (6)Экспозиция музея отражает историю развития пилотируемых космических аппаратов и раскрывает историю жизни и работы первого в мире героя космоса. (7)По традиции, те, кто приезжает на экскурсию в Звёздный городок, возлагают цветы к памятнику первому космонавту – Юрию Алексеевичу Гагарину. (8) Как известно, Юрий Алексеевич дарил своей супруге Валентине Ивановне полевые цветы – ромашки…
2. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Каменная россыпь находится близ поселка Геофизиков в Богучанском районе Красноярского края. (2) О ней существует легенда: когда русские пришли на сибирскую землю, обосновали урочище, носившее название Букачан, что по-эвенкийски – «бугор, остров». (3)Здесь находилось их ритуальное место, и скалы, стоящие в современной россыпи, были священными. (4)Русские, поселившиеся на их священных местах, построили деревянную церковь, однако эвенки решили изгнать русских и разрушить храм. (5)Русские, зная об этом, собрались в храме и стали молиться о спасении. (6)Эвенкийские племена в назначенный час собрались на священной скале. (7)И в полночь разыгралась буря, с неба полились потоки воды, и под ударами стихии скала рухнула и погребла под обломками эвенков. (8)В дар за спасение русские поставили богу чаны, наполненные вином. (9)Отсюда произошло название Богучаны, а место обрушившейся скалы называют Каменная россыпь.
3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Нижний Новгород был основан в 1221 году Владимирским князем Георгием Всеволодовичем. (2)Первым укреплением города был «детинец» – деревянная крепость, окруженная земляным валом. (3)Она уступала размерами современному каменному Кремлю – главной достопримечательности Нижнего Новгорода. (4) Объект был построен в XVI столетии, и его изначальная цель состояла в защите города от татарского войска. (5)Кремлевская стена достаточно длинна, протяжённостью два километра, и насчитывает на сегодняшний день 12 башен. (6)Совершите путешествие к Кремлю, и вы сможете посмотреть на Вечный Огонь, побывать в филармонии и художественном музее, в ресторанах и на аллее любви. (7)Для того чтобы подняться на холм, на котором возведена достопримечательность, можно купить билет на фуникулёр. (8)С вершины вам откроются великолепные панорамы города, и это поистине завораживающее зрелище, особенно летом, когда всё просто утопает в зелени.
4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)К 850-летию Тулы быт открыт музей, посвящённый самой известной достопримечательности города, – «Тульскому прянику». (2) В писцовой книге, датированной 1685 годом, встречается первое упоминание о прянике, изготовленном тульскими мастерами, среди которых – Константин Щукин. (3)Слава о его искусстве разнеслась далеко за пределы Тулы, дошла даже до Парижа. (4)В залах музея можно увидеть пряничные доски прошлого времени, фотографии, личные вещи пряничников, документы – самые разнообразные предметы. (5)Но, конечно, самый большой интерес вызывают главные экспонаты – пряники. (6)Раньше их было принято готовить в честь какого-либо события. (7)Например, посетители могут увидеть пряник, подаренный личному составу крейсера «Варяг», а также изготовленный к знаменательному событию – коронации царя Николая II.
5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Самара ⸺ один из красивейших поволжских городов ⸺ сохранила очарование старокупеческого города. (2) Официальная дата основания города ⸺ 1586 год, когда на берегу реки Самары под руководством Григория Засекина была выстроена крепость Самара. (3) Одним из наиболее известных городских руководителей был Пётр Владимирович Алабин ⸺ русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самары. (4) Ведущая роль в устройстве жизни, бытового уклада и культуры города принадлежала купечеству. (5) В Самаре ⸺ многоконфессиональном городе ⸺ расположено множество православных церквей, старообрядческие церкви, католические, протестантские и армянские храмы, мечети, еврейская хоральная синагога. (6) Вознесенский собор ⸺ по данным историков ⸺ одно из самых старых культовых сооружений Самары. (7) Большой интерес представляют музеи Самары, а в экспозиции Самарского художественного музея ⸺ работы Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ярошенко, Маковского, К. Головкина, которые поступили из коллекций богатых самарских купцов.
Источник