Оттепель духовная жизнь страны 1953 1964

Хрущевская Оттепель

Иногда думаешь: все кончено, точка, а на самом деле — это начало. Только другой главы.

Оттепель — обозначение перемен эпохи правления Никиты Сергеевича Хрущева, затронувшие духовную и культурную жизнь Советского Союза. Сам термин связан с И.Г. Эренбургом, издавший повесть «Оттепель», которая была официально издана в журнале «Новый мир». Общий посыл данной политики: при Сталине была «зима», а при Хрущеве наступила «оттепель».

Хрущевская оттепель характеризовалась следующими изменениями в СССР:

  1. Демократизация общества.
  2. Превозношение прав человека.
  3. Десталинизация.
  4. Политика мирного сосуществования.
  5. Реабилитации.

Многие говорят, что Хрущев дал стране свежий глоток воздуха после жесткого сталинского правления. Однако, проблема заключается в том, что оттепель в СССР была крайне противоречивой и непоследовательной. Фактически за внешними элементами демократизации были запущены процессы, перевернувшие управление страной, закрепившие власть Хрущева, и заложившие фундамент для будущего развала.

Противоречивость оттепели

Хрущевская оттепель обычно описывается в учебниках весьма однобоко — позитивные изменения в стране, позволившие сформировать советскую культуру и правовое гражданское общество. На самом деле вопрос значительно сложнее, и негативного в нем не меньше чем позитивного.

Таблица: Изменения в СССР при Оттепели и их противоречивость

Изменение Противоречивый характер
Десталинизация и разоблачение культа личности Сталина. Десталинизация была очень поверхностный. Например, не подвергалась сомнению линия партии, система управления страной, прежняя политика, демократические ограничения и так далее. Шла критика исключительно одного человека.
Реабилитация жертв ГУЛАГа. Всего было реабилитировано порядка 0,5 млн человек. Как и десталинизация, реабилитация жертв гулага была поверхностной. Реабилитация лидеров оппозиционных движений, большая часть из которых была выдумана в роли оппозиции, реабилитации не подлежали.
Права союзных республик существенно расширены. Главное изменение — это создание модели, при которой руководящие должности в Республике могли занимать только выходцы из этой республики. Теоретически этот шаг вел к постепенной русификации всей страны. Реально же это привело к противостоянию на уровне Центр — Республик.
Народы, переселенные при Сталине, вернулись на историческую родину. Это были чеченцы, карачаевцы, балкарцы, ингуши и другие. Демократический шаг, который никогда не вызывает критики. Однако, при этом не были восстановлены автономии немцев Поволжья и крымских татар.
Демократизация органов управления СССР, в том числе и КПСС. Началось перемещение кадров. Реально демократизации не было. Перестановки приводили к управлению страной исключительно сторонников Хрущева. Этот процесс нужно изучать, поскольку он оказал решающее влияние на дальнейшую судьбу Советского Союза, поскольку именно в этом пункте кроется причина геронтократии. Здесь важно понимать, что сталинская вертикаль власти была заменена хрущевской горизонталью. Теперь лидеры и руководство страны навсегда удерживали свои позиции, а новым талантливым людям подняться к вершине власти было практически невозможно.
Восстановление регулярных пленумов и съездов партии. Все изменения на партийном уровне велись исключительно для создания личной власти Хрущева.
Смягчение цензуры в литературе, реабилитация живописцев 1920-х годов, реабилитация музыкантов (Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие). Были реабилитированы далеко не все. Действительной свободы слова не существовало. В любой момент могли начаться репрессии в отношении любого деятеля культуры, который так или критиковал не прежнюю советскую модель и не сталинскую систему управления, а новую власть и Хрущева лично.
Читайте также:  Список футбольных стран европы

Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.

Изменения в культуре

Оттепель во многом затронула литературу и искусство в СССР. именно в это время начали публиковаться стихи Есенина, вернулись в издательства произведения Ахматовой, Зощенко и других. Начал издаваться журнал «Новый мир», в котором публиковалось то, что еще несколько лет назад было под запретом. Внешне — наступила свобода слова. Но эта свобода была крайне избирательной. Показательным является пример Бориса Пастернака.

В 1957 году роман Пастернака «Доктор Живаго» был издан на Западе. Роман фантастический, но действительно интересный и стоящий — рекомендую к прочтению. В нем описывается гибель России и ее интеллигенции в годы Гражданской войны. В 1958 году за «Доктор Живаго» пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. В самом СССР роман был запрещен, в газетах велась травля автора, а самого Пастернака исключили из Союза писателей. В результате он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, признать недопустимость публикации подобных произведений, тем более за границей. Однако травля писателя была столь сильно, что уже в 1960 году он умер. Это один из примеров избирательного подхода хрущевской оттепели.

Тем не менее оттепель имела и ощутимые позитивные изменения для литературы — появилось множество новых поэтов: Рождественский, Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина и другие. В музыкальных произведениях Окуджавы и Высоцкого появились первые нотки свободы человека как члена общества.

Изменения в просвещении

Главные изменения Оттепели в науке и образовании — отмена «трудовых резервов». Они были созданы в период Великой Отечественной Войны, чтобы дети сразу после окончания школы могли приступить к трудовой деятельности, полезной для страны, находящейся в стадии войны. Трудовые резервы Хрущев заменил профессиональными училищами. Эти училища позволяли школьникам овладеть азами определенной профессии. Для этого:

  • Со 2 класса вводился предмет «Ручной труд».
  • С 7 класса дети обучались в мастерских.
  • С 9 класса организовывалась практика по вождению машин, сельскохозяйственной деятельности, электротехники и другим необходимым профессиям.

Наука была одной из приоритетных областей СССР в послевоенные годы. Достаточно сказать, что расходы на науку за 20 лет увеличились в 12 раз. Результаты были отличные:

  • Курчатов и Сахаров разработали атомную и водородную бомбы.
  • 4 апреля 1957 году — СССР запустил первый искусственный спутник Земли.
  • 12 апреля 1961 года — первый полет человека в космос (Гагарин)
  • 1965 год — первый выход человека в открытый космос (Леонов)

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг. История России. 11 класс.

Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг. История России. 11 класс.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг.

Пе­ри­о­дом «от­те­пе­ли» на­зы­ва­ет­ся время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва в СССР с 1953 по 1964 гг. Эти 11 лет были очень про­ти­во­ре­чи­вы­ми в сфере куль­ту­ры, науки, ис­кус­ства, об­ра­зо­ва­нии и об­ще­ствен­ной жизни.

Н.С. Хру­щев – Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС в 1953–1964 гг.

Что же спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию науки, об­ра­зо­ва­ния, ис­кус­ства, куль­ту­ры и об­ще­ствен­ной жизни и опре­де­ля­ло их в эпоху «от­те­пе­ли»?

Во-пер­вых, это раз­вен­ча­ние «куль­та лич­но­сти» И.В. Ста­ли­на. Про­цес­сы де­ста­ли­ни­за­ции и де­мо­кра­ти­за­ции, ко­то­рые шли в по­ли­ти­че­ской жизни Со­вет­ско­го Союза в пе­ри­од прав­ле­ния Хру­ще­ва, непо­сред­ствен­но за­де­ва­ли вы­ше­на­зван­ные сферы. Имен­но в 1953–1964 гг. со­вет­ские пи­са­те­ли и поэты со­зда­ли зна­чи­мые ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, ко­то­рые ока­за­ли очень се­рьез­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь об­ще­ства.

В то же время не стоит за­бы­вать о том, что кон­троль го­су­дар­ства не пре­кра­щал­ся над ду­хов­ной сфе­рой об­ще­ства: под­кон­троль­ны оста­ва­лись ли­те­ра­ту­ра, жи­во­пись, скульп­ту­ра, му­зы­ка и др. виды ис­кус­ства. С одной сто­ро­ны, го­су­дар­ство фи­нан­си­ро­ва­ло сферу куль­ту­ры, а с дру­гой сто­ро­ны, оно тре­бо­ва­ло, чтобы де­я­те­ли куль­ту­ры и ис­кус­ства от­ра­жа­ли офи­ци­аль­ную го­су­дар­ствен­ную идео­ло­гию, то есть от­ра­ба­ты­ва­ли вы­дан­ные им день­ги.

Кроме того, боль­шую роль иг­ра­ла эко­но­ми­ка. На­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс по­ло­жи­тель­но ска­зал­ся на раз­ви­тии есте­ствен­ных и точ­ных наук в тео­ре­ти­че­ском плане, равно как и на ме­ди­цине, ин­же­не­рии, стро­и­тель­стве, кос­мо­нав­ти­ке и дру­гих при­клад­ных об­ла­стях. Таким об­ра­зом, тех­ни­че­ско-при­клад­ным об­ла­стям зна­ний в эпоху «от­те­пе­ли» уде­ля­лось боль­ше вни­ма­ния, чем со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ным на­у­кам. Свое­об­раз­ным под­твер­жде­ни­ем этого слу­жит ци­та­та поэта Б.А. Слуц­ко­го: «Что-то фи­зи­ки в по­че­те, что-то ли­ри­ки в за­гоне». Боль­шие на­деж­ды были свя­за­ны с элек­трон­но-вы­чис­ли­тель­ны­ми ма­ши­на­ми (ЭВМ, бу­ду­щи­ми ком­пью­те­ра­ми).

Огром­ную роль в раз­ви­тии «от­те­пе­ли» сыг­ра­ло еще и то что «же­лез­ный за­на­вес», воз­ник­ший в эпоху Ста­ли­на, начал по­сте­пен­но осла­бе­вать во вре­ме­на прав­ле­ния Хру­ще­ва. Из дру­гих стран в СССР и на­о­бо­рот про­ни­ка­ли раз­лич­ные тео­рии, идеи, мысли.

Сто­ить пом­нить, что Со­вет­ский Союз был мно­го­на­ци­о­наль­ным го­су­дар­ством и важ­ное зна­че­ние имела де­я­тель­ность людей куль­ту­ры, науки и об­ра­зо­ва­ния всех на­ци­о­наль­но­стей.

В воз­ник­но­ве­нии «от­те­пе­ли», на­ко­нец, одной из глав­ных при­чин была лич­ность Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря СССР – Н.С. Хру­ще­ва. Он был очень ак­тив­ным, вспыль­чи­вым и эмо­ци­о­наль­ным че­ло­ве­ком. По­ми­мо этого, Ни­ки­та Сер­ге­е­вич, как на­сто­я­щий боль­ше­вик, был вос­пи­тан в тра­ди­ци­ях «ре­а­ли­стич­но­го и пра­виль­но­го» ис­кус­ства, что по­вли­я­ло на его ху­до­же­ствен­ные взгля­ды.

Кроме непо­сред­ствен­но­го главы го­су­дар­ства, важ­ную роль в эпохе «от­те­пе­ли» сыг­ра­ли при­бли­жен­ные к Н.С. Хру­ще­ву ру­ко­во­ди­те­ли стра­ны – ми­ни­стры куль­ту­ры и ис­кус­ства, науки, об­ра­зо­ва­ния и так далее. Эти люди были очень раз­ные, и мно­гие из них не хо­те­ли по­ни­мать, что твор­че­ские люди – осо­бые и к ним нужен осо­бый под­ход.

С одной сто­ро­ны, в 1953–1964 гг. в СССР шла де­ста­ли­ни­за­ция, в куль­ту­ре и ис­кус­стве по­яв­ля­лись про­из­ве­де­ния, раз­об­ла­чав­шие ста­лин­скую эпоху. С дру­гой сто­ро­ны, кри­ти­ка Ста­ли­на была очень узкой. Толь­ко после мно­же­ства уси­лий и лич­но­го вме­ша­тель­ства Н.С. Хру­ще­ва А.И. Сол­же­ни­цын смог опуб­ли­ко­вать роман «Один день Ивана Де­ни­со­ви­ча», рас­ска­зы­ва­ю­щий о ла­ге­ре ГУЛАГ. «Белые одеж­ды» В.Д. Ду­дин­це­ва (роман о борь­бе на­сто­я­щих уче­ных с псев­до­уче­ны­ми), а также дру­гие ра­бо­ты под­вер­га­лись кри­ти­ке, а ка­кие-то во­об­ще не уви­де­ли свет из­да­тель­ства.

Де­мо­кра­ти­за­ция в куль­ту­ре и ис­кус­стве про­яв­ля­лась по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­вое на­прав­ле­ние – это раз­ре­ше­ние раз­лич­ных сти­лей в ис­кус­стве. То есть ху­дож­ни­кам, по­этам, му­зы­кан­там и дру­гим людям, ра­бо­та­ю­щим в сфере ис­кус­ства, раз­ре­ши­ли со­зда­вать про­из­ве­де­ния по сво­е­му усмот­ре­нию (среди по­этов новых ве­я­ний это были, на­при­мер, Р.И. Рож­де­ствен­ский и А.А. Воз­не­сен­ский и дру­гие, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли в своих про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­тур­ные при­е­мы ран­не­го твор­че­ства В.В. Ма­я­ков­ско­го; в му­зы­каль­ной сфере это был джаз как новая му­зы­каль­ная форма). С дру­гой сто­ро­ны, ру­ко­вод­ству СССР не нра­ви­лись неко­то­рые из­ме­не­ния в сфере ис­кусств и оно на­кла­ды­ва­ло за­пре­ты на ка­кие-то его виды или огра­ни­чи­ва­ло их.

Р.И. Рож­де­ствен­ский – поэт, пе­ре­вод­чик, про­дол­жа­тель дела Ма­я­ков­ско­го

А.А. Воз­не­сен­ский – со­вет­ский поэт, ху­дож­ник, ар­хи­тек­тор

Что ка­са­ет­ся по­ли­ти­че­ской жизни, то в Со­вет­ском Союзе при Н.С. Хру­ще­ве не было мно­го­пар­тий­но­сти. Ве­ду­щей оста­ва­лась КПСС. Вы­ска­зы­вать­ся за де­мо­кра­ти­за­цию об­ще­ства и по­ли­ти­ки было можно, но до опре­де­лен­но­го пре­де­ла. Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» по­яв­ля­лись сти­хо­тво­ре­ния по­этов о по­ли­ти­ке, те­ле­ви­зи­он­ный са­ти­ри­че­ский жур­нал «Фи­тиль», в ко­то­ром кри­ти­ко­ва­лись недо­стат­ки со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Среди ху­до­же­ствен­ных филь­мов в таком на­прав­ле­нии мысли были «Кар­на­валь­ная ночь», «Добро по­жа­ло­вать, или по­сто­рон­ним вход вос­пре­щен». В этих филь­мах го­во­ри­лось о неэф­фек­тив­но­сти и глу­по­сти мест­ных чи­нов­ни­ков или ру­ко­во­ди­те­лей и об умных на­чаль­ни­ках, сто­я­щих над ними, ко­то­рые ре­ша­ли про­бле­мы. То есть су­ще­ство­вал опре­де­лен­ный порог в по­ли­ти­че­ской жизни, даль­ше ко­то­ро­го кри­ти­ко­вать было нель­зя.

Со­вет­ский ре­клам­ный пла­кат филь­ма «Кар­на­валь­ная ночь»

Со­вет­ский ре­клам­ный пла­кат филь­ма «Добро по­жа­ло­вать, или по­сто­рон­ним вход вос­пре­щен»

Кон­так­ты с За­па­дом во вре­ме­на «от­те­пе­ли» по­сте­пен­но рас­ши­ря­лись. Со­вет­ские люди ез­ди­ли за гра­ни­цу. Сна­ча­ла это были де­я­те­ли ис­кус­ства, куль­ту­ры, спортс­ме­ны (в 1956 г. со­вет­ская сбор­ная ко­ман­да от­лич­но вы­сту­пи­ла на Олим­пиа­де в г. Мель­бурн). Потом в дру­гие стра­ны на­ча­ли ез­дить и обыч­ные люди. В 1957 г. в г. Москве про­во­дил­ся VI Все­мир­ный фе­сти­валь мо­ло­де­жи и сту­ден­тов. Этот фе­сти­валь про­во­дил­ся под ан­ти­им­пе­ри­а­ли­сти­че­ски­ми ло­зун­га­ми («Долой ка­пи­та­лизм», «Долой ко­ло­ни­а­лизм» и т. д.). Участ­ни­ка­ми фе­сти­ва­ля были около 500 тыс. че­ло­век. Они об­ме­ни­ва­лись между собой раз­лич­ны­ми иде­я­ми, тео­ри­я­ми, мыс­ля­ми, кни­га­ми, от­кры­ти­я­ми, пред­ме­та­ми и т. д.

Со­вет­ская сбор­ная ко­ман­да, по­лу­чив­шая зо­ло­то на Олим­пиа­де в г. Мель­бурн в 1956 г.

VI Все­мир­ный фе­сти­валь мо­ло­де­жи и сту­ден­тов

В 1958 г. в Со­вет­ском Союзе про­во­дил­ся Меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс имени П.И. Чай­ков­ско­го. По­бе­ду в нем одер­жал ге­ни­аль­ный аме­ри­ка­нец Ван Кли­берн, пи­а­нист. В 1959 г. был про­ве­ден пер­вый Мос­ков­ский Меж­ду­на­род­ный ки­но­фе­сти­валь. Ве­ду­щие ре­жис­се­ры того вре­ме­ни меч­та­ли, чтобы их при­гла­си­ли на него. Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что в 1957 г. же­лез­ный за­на­вес в СССР зна­чи­тель­но осла­бел, но все еще су­ще­ство­вал, так как меж­ду­на­род­ные кон­так­ты со­вет­ских жи­те­лей огра­ни­чи­ва­лись, а за­ру­беж­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства под­ле­жа­ли идео­ло­ги­че­ской цен­зу­ре. Но в то же время, когда Б. Па­стер­на­ку при­су­ди­ли Но­бе­лев­скую пре­мию за ан­ти­ре­во­лю­ци­он­ный роман «Док­тор Жи­ва­го» (хотя Но­бе­лев­ский ко­ми­тет по­сту­пил хитро, объ­яс­нив при­суж­де­ние пре­мии пи­са­те­лю и поэту за раз­лич­ные за­слу­ги в ли­те­ра­ту­ре), на него на­ча­лась трав­ля в Со­вет­ском Союзе. Это объ­яс­ня­лось тем, что по своей сути ан­ти­со­вет­ский роман по­лу­чил Но­бе­лев­скую пре­мию в усло­ви­ях хо­лод­ной войны.

Меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс имени П.И. Чай­ков­ско­го, 1958 г. (за фор­те­пи­а­но по­бе­ди­тель – аме­ри­ка­нец Ван Кли­берн)

То есть, с одной сто­ро­ны, в эпоху «от­те­пе­ли» была опре­де­лен­ная сво­бо­да в куль­ту­ре, твор­че­стве ра­бот­ни­ков ис­кус­ства, а с дру­гой сто­ро­ны, вла­сти эту сво­бо­ду огра­ни­чи­ва­ли, если де­я­тель­ность ка­ких-то людей силь­но про­ти­во­ре­чи­ла го­су­дар­ствен­ной идео­ло­гии или ме­ша­ла ру­ко­вод­ству СССР.

За время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва, по срав­не­нию с эпо­хой И.В. Ста­ли­на, ре­прес­сий было зна­чи­тель­но мень­ше, но за ста­тьи по ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и про­па­ган­де, кле­ве­те на со­вет­ский строй и т. д. было преду­смот­ре­но стро­гое на­ка­за­ние. Неугод­ных го­су­дар­ству людей са­жа­ли в тюрь­мы.

В 1953–1964 гг. про­ис­хо­ди­ла не толь­ко ре­а­би­ли­та­ция про­шлой по­ли­ти­че­ской жизни, но и ре­а­би­ли­та­ция ис­кус­ства про­шло­го. На­при­мер, была вос­ста­нов­ле­на в пра­вах опера «Ве­ли­кая друж­ба» В.И. Му­ра­де­ли на­ча­ли из­да­вать­ся про­из­ве­де­ния ранее не из­вест­ных ав­то­ров. Но очень мно­гие про­из­ве­де­ния со­вет­ских и за­ру­беж­ных пи­са­те­лей оста­ва­лись под за­пре­том (на­при­мер, про­из­ве­де­ния М.А. Бул­га­ко­ва и А.А. Ах­ма­то­вой).

В.И. Му­ра­де­ли – со­вет­ский ком­по­зи­тор и ди­ри­жер

Что ка­са­ет­ся науки, то она тоже была ча­стич­но ре­а­би­ли­ти­ро­ва­на. Опре­де­лен­ные дис­кус­сии и споры раз­ре­ша­лись среди ис­то­ри­ков, био­ло­гов, вра­чей и так далее. Ге­не­ти­ке был воз­вра­щен на­уч­ный ста­тус, так как ру­ко­вод­ство стра­ны осо­зна­ло, на­сколь­ко важна эта наука для че­ло­ве­ка. В ис­то­рии и по­ли­ти­ке «культ лич­но­сти» был за­ме­нен на т. н. «культ на­род­ных масс», от ис­то­ри­ков тре­бо­ва­ли встав­лять в свои на­уч­ные ра­бо­ты идеи и рас­суж­де­ния о ре­ша­ю­щей роли на­род­ных масс в ми­ро­вой ис­то­рии. Вы­да­ю­щи­е­ся до­сти­же­ния были сде­ла­ны в об­ла­сти фи­зи­ки. Среди уче­ных-фи­зи­ков можно вы­де­лить А.М. Про­хо­ро­ва, Л.Д. Лан­дау, Н.Г. Ба­со­ва и дру­гих. Много со­вет­ских уче­ных по­лу­чи­ли Но­бе­лев­ские пре­мии в раз­ных об­ла­стях зна­ний.

А.М. Про­хо­ров – со­вет­ский физик, один из изоб­ре­та­те­лей ла­зе­ра

Л.Д. Лан­дау – со­вет­ский физик

Н.Г. Басов – со­вет­ский физик, один из изоб­ре­та­те­лей ла­зе­ра

В об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния тоже были про­ве­де­ны раз­лич­ные из­ме­не­ния. Вво­ди­лось все­об­щее один­на­дца­ти­лет­нее об­ра­зо­ва­ние и про­фес­си­о­наль­ная под­го­тов­ка школь­ни­ков к раз­лич­ным тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям (на­при­мер, ме­ха­ни­ка, то­ка­ря, фре­зе­ров­щи­ка, кра­нов­щи­ка и т. д.). Про­во­ди­лись и дру­гие ре­фор­мы в об­ра­зо­ва­нии. Бла­го­да­ря им со­вет­ское об­ра­зо­ва­ние в то время было одним из луч­ших в мире.

Хо­чет­ся от­ме­тить, что опре­де­лен­ная де­мо­кра­ти­за­ция куль­ту­ры и ис­кус­ства при­ве­ла к тому, что в ка­кой-то мо­мент их стало невоз­мож­но от­де­лить от об­ще­го со­сто­я­ния жизни об­ще­ства. В об­ще­стве со­зда­ва­лась уни­каль­ная ат­мо­сфе­ра по­пу­ляр­но­сти по­этов, пи­са­те­лей, уче­ных, об­ще­ствен­ных де­я­те­лей и т. д.

Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» в Со­вет­ском Союзе по­явил­ся такой му­зы­каль­но-ли­те­ра­тур­ный жанр, как бар­дов­ская песня. Поэты пи­са­ли сти­хо­тво­ре­ния, под­би­ра­ли му­зы­ку на ги­та­рах и сами ис­пол­ня­ли свои песни. Среди ис­пол­ни­те­лей-бар­дов были наи­бо­лее по­пу­ляр­ны В.В. Вы­соц­кий, Б.Ш. Окуд­жа­ва , А.А. Галич. Также по­пу­ляр­ной в СССР в пе­ри­од с 1953 по 1964 гг. стала на­уч­ная фан­та­сти­ка. Вы­да­ю­щим­ся де­я­те­лем этого ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния был И.А. Еф­ре­мов. Мас­со­вость бар­дов­ской песни и по­все­мест­ное об­суж­де­ние про­из­ве­де­ний по­этов, пи­са­те­лей, му­зы­кан­тов, на­уч­ных работ по­ка­зы­ва­ли, что со­вет­ские граж­дане ин­те­ре­со­ва­лись своей куль­ту­рой, ис­кус­ством и на­у­кой, были нерав­но­душ­ны ко всему этому.

В.В. Вы­соц­кий и Б.Ш. Окуд­жа­ва – со­вет­ские барды

А.А. Галич – со­вет­ский поэт, бард

К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Источник

Оцените статью