Отто коцебу совершил кругосветное путешествие

Кругосветки Отто Коцебу

Начало XIX столетия открывает славную эпоху в истории отечественного мореплавания. В 1803-1806 годах прошла первая кругосветная экспедиция под русским флагом, которую возглавил И. Ф. Крузенштерн. За ней последовали новые экспедиции. Ими руководили В. М. Головнин, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, и др. В этой блестящей плеяде мореплавателей-кругосветников почетное место принадлежит Отто Евстафьевичу (Августовичу) Коцебу. Этот известный русский моряк и ученый родился 19декабря 1788 года в Ревеле.

Отец будущего мореплавателя, Август Коцебу, был известным в свое время писателем-драматургом. В 1796 году Отто поступил в Петербурге в Кадетский корпус. Он не собирался быть моряком. Однако рано овдовевший Август Коцебу женился на сестре И. Крузенштерна, и это определило судьбу сына. В 1803 г. Крузенштерн взял Отто на шлюп «Надежда».

По окончании кругосветного плавания Отто Августович Коцебу был произведен в мичманы, а в 1811 году стал лейтенантом. В это время Крузенштерн разрабатывал проект научной кругосветной экспедиции задачей, которой он ставит открытие Северо-Западного прохода — морского пути вокруг северных берегов Америки. Поиски прохода со стороны Тихого океана помогли бы также ответить на вопрос: соединяется ли Азия с Америкой? В 1648 г. С. Дежнев, следуя от устья Колымы до Анадырского залива вокруг Чукотского полуострова, доказал, что Азия и Америка разделяются проливом. Однако этот пролив не был положен на карту. Также Крузенштерн собирался уточнить положение множества островов Тихого океана и, если возможно, обнаружить новые острова.

Увлеченный планами Крузенштерна, граф Н. Румянцев, занимавший должность канцлера, предложил свои деньги на постройку для экспедиции небольшого (180 т) брига. Командиром еще строившегося в Або «Рюрика» по рекомендации Крузенштерна был назначен Коцебу. Бриг вооружили 8 пушками и подняли на нем военно-морской флаг.

Читайте также:  Самые красивые места побережья черного моря

Кроме лейтенанта Коцебу, в кругосветное плавание отправились лейтенанты Г. Шишмарев и И. Захарьин, врач И. Эшшольц, художник Л. Хорис, штурманские ученики, матросы и унтер-офицеры. Позднее в Копенгагене на борт корабля поднялись естествоиспытатели М. Вормскиолд и А. Шамиссо.

Ранним утром 30 июля 1815 года бриг «Рюрик» поднял паруса и покинул Кронштадт. После краткой остановки в Копенгагене 7 сентября прибыл в Плимут. Проверив хронометры, Коцебу поспешил выйти в океан, однако штормы дважды заставляли его возвращаться. Только 6 октября бригу удалось выйти из Ла-Манша. У острова Тенерифе русские моряки пополнили запасы. Затем бриг без особых приключений пересек Атлантический океан и 12 сентября встал на якорь, у острова Санта-Катарина (Бразилия).

Подготовившись к трудному плаванию вокруг мыса Горн, путешественники 28 декабря отправились дальше на юг и спустя несколько дней попали в полосу штормов. 10 января 1816 года большая волна ударила в корму брига, сломав перила на шканцах, люки, закрывавшие пушечные порты, перебросила пушку от одного борта к другому, проломила палубу над каютой Коцебу, а самого лейтенанта сбросила со шканцев и неминуемо смыла бы за борт, если бы он не ухватился за канат.

Наконец мыс Горн остался позади, и бриг пошел к северу вдоль побережья Чили. 12 февраля 1816 г. чилийцы с удивлением увидели первый русский корабль, появившийся в заливе Консепсьон.

8 марта «Рюрик» покинул залив и спустя 20 дней подошел к острову Пасхи. Жители встретили моряков враждебно. Как выяснилось позднее, недоверчивость островитян объяснялась действиями одного американского капитана, который в 1805 году захватил и увез на своем корабле около 20 жителей острова.

От острова Пасхи бриг направился на северо-запад, и 20 апреля в районе архипелага Туамоту русские моряки увидели коралловый остров, еще не обозначенный на картах. Этот первый остров, открытый экспедицией, Коцебу назвал именем организатора плавания графа Н. Румянцева (ныне Тикси). 23 и 25 апреля были открыты еще две группы, получившие названия островов Рюрика (ныне Арутуа и Тикехау). Продвигаясь на запад, путешественники 21—22 мая 1816 г. открыли еще две группы и назвали их островами Кутузова и Суворова. Они находились в восточной цепи Маршалловых островов. На этом исследования в южной части Тихого океана пришлось прекратить, нужно было спешить на север, в Берингов пролив.

19 июня «Рюрик» вошел в Авачинскую губу. Началась подготовка к полярному плаванию. Лейтенант Захарьин заболел, и пришлось отправиться на север всего с одним офицером — лейтенантом Шишмаревым. Остался в Петропавловске и естествоиспытатель Вормскиолд, решивший заняться изучением природы Камчатки.

15 июля 1816 года «Рюрик» вышел из Петропавловска. 30 июля бриг прошел Берингов пролив между мысом принца Уэльского и островами Диомида. Коцебу решил, будто он открыл четвертый остров в этой группе и дал ему имя одного из участников первой русской кругосветки М. Ратманова. Хотя на этот раз открытие оказалось мнимым, название закрепилось за наибольшим по величине западным островом.

От мыса принца Уэльского бриг направился вдоль берега, надеясь найти проход в Атлантику. 13 июля русские моряки открыли залив и небольшой остров. Их назвали заливом Шишмарева, в честь одного из офицеров «Рюрика», и островом Сарычева, по имени знаменитого отечественного мореплавателя и гидрографа.

После залива Шишмарева берег стал заворачивать на восток, а потом резко повернул на юг. Казалось, долгожданный пролив был найден. 2 августа русские моряки уже не сомневались, что находятся в широком проходе, который ведет в неизвестное море. Продолжая движение на восток и юго-восток, путешественники несколько раз высаживались на берег Аляски и острова, и обнаружили ископаемый лед, в котором попадались кости и бивни мамонтов.

Однако с надеждами на открытие прохода через несколько дней пришлось распроститься. 7 и 8 августа моряки исследовали крайнюю восточную часть мнимого пролива и обнаружили, что берег здесь замыкается. «Рюрик» оказался не в проливе, а в огромном заливе. Его восточную часть, от которой мореплавателям пришлось повернуть обратно, Коцебу назвал губой Эшшольца, а остров, расположенный у входа в губу, островом Шамиссо. Весь же протянувшийся на 300 км залив, исследованием которого русские моряки занимались с 1 по 14 августа, все участники экспедиции решили назвать именем Коцебу. Мысу на северном берегу залива у входа в него дали имя Крузенштерна.

На обратном пути мореплаватель обследовал западный, азиатский, берег Берингова пролива и одним из первых сделал вывод о том, что «Азия в былые времена была едина с Америкой: острова Диомида есть остатки существовавшего прежде соединения».

В Беринговом проливе Коцебу обнаружил довольно сильное течение. Измерения показали, что оно в наиболее глубоком месте фарватера имеет скорость до 3 миль в час и имеет направление на северо-восток. Отто Августович счел течение доказательством, существования прохода вокруг северных берегов Америки.

21 ноября «Рюрик» прибыл к Гавайским островам. Сначала он остановился у острова Гавайи, где Коцебу встретился с королем Камеамеа, а потом пошел в Гонолулу. Коцебу ознакомился с обычаями гавайцев и произвел первую съемку гавани Гонолулу.

14 декабря 1816 года бриг направился к открытым в мае островам Кутузова и Суворова, чтобы от них продолжать исследования в районе Маршалловых островов. 4 января корабль подошел к новой группе неизвестных коралловых островов. Для более подробного их изучения, Коцебу завел бриг в лагуну. «Рюрик» медленно продвигался по лагуне от одного острова к другому и, наконец, остановился у самого большого, носившего название Отдиа.

7 февраля «Рюрик» двинулся на юг. В течение трех недель были открыты новые группы островов, получивших, в честь бывшего морского министра, название островов Чичагова. 10 февраля — острова Аракчеева, а 23 февраля — острова, которым присвоили имя маркиза де Траверсе. От этих островов «Рюрик» взял курс на север, чтобы к лету возвратиться в Берингов пролив. Ночью 12 апреля 1817 года путешественники попали в шторм. В 4 часа ночи огромная волна обрушилась на бриг, сломав бушприт и штурвал. Один из матросов повредил ногу; унтер-офицера чуть не смыло в море. Самого Коцебу волна ударила грудью о какой-то острый угол, и он потерял сознание.

24 апреля «Рюрик» вошел в гавань Уналашки. Моряки исправили повреждения, почти полностью сменили рангоут и такелаж, укрепили отставшую медную обшивку и 29 июня вошли в Берингов пролив. Подойдя к острову Св. Лаврентия, команда корабля увидела, что весь Берингов пролив еще покрыт льдом. Стало ясно, что даже если пролив, через некоторое время очистится, проникнуть далеко на север «Рюрик» в этом году не сможет. Да и сам Отто Августович еще не оправился от удара во время шторма. Коцебу долго колебался. Он хотел, «презирая опасность смерти, закончить свое предприятие». Однако, как командир корабля, он был обязан думать о сохранности корабля и команды. Поэтому начальник экспедиции принял решение прекратить попытки пробиться в Берингов пролив.

22 июля года «Рюрик» возвратился к Уналашке и 18 августа отправился в обратное плавание к берегам Европы. Отремонтировав бриг в Маниле, мореплаватели 29 января 1818 года направились на юг, чтобы Зондским проливом выйти в Индийский океан. Коцебу был предупрежден, что в этих местах много пиратов. И действительно, едва «Рюрик» пересек экватор, русские моряки заметили, что их преследует малайский пиратский корабль. Коцебу приказал приготовиться к бою. Пиратский корабль обогнал бриг, а ночью преградил ему путь. Но на «Рюрике» вовремя заметили противника. Капитан приказал повернуть к неприятелю правым бортом и дать залп из пушек. Пираты, привыкшие иметь дело с торговыми кораблями и не ожидавшие такого отпора, повернули и быстро отошли. Бриг благополучно прошел Зондский пролив, пересек Индийский океан и обошел мыс Доброй Надежды. 3 августа 1818 года «Рюрик» вошел в Неву и отдал якорь перед домом организатора экспедиции канцлера Н. Румянцева. Кругосветное плавание было завершено.

Несмотря на тот факт, что Северо-Западный проход обнаружить не удалось, плавание на «Рюрике» стало одной из наиболее важных в научном отношении экспедиций XIX века. Коцебу совершил множество важнейших географических открытий в районе Берингова пролива и в южной части Тихого океана, уточнил положение островов, открытых другими мореплавателями.

Участники экспедиции собрали большие этнографические коллекции. Имели большое значение и производившиеся во время плавания метеорологические и океанографические наблюдения.

Через три года после окончания экспедиции в Петербурге было издано двухтомное сочинение Коцебу «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив», а еще через пару лет вышел третий том, в котором были собраны статьи других участников экспедиции, а также записи научных наблюдений. Уже в 1821 г. записки Коцебу были переведены и изданы на английском, немецком и голландском языках.

По возвращении из плавания на «Рюрике» капитан-лейтенант Коцебу служил офицером для особых поручений при главном командире Ревельского порта адмирале А. Спиридове, а с 1823 по 1826 гг. совершил новый кругосветный переход на 24-пушечном шлюпе «Предприятие». В ходе этого плавания им были открыты остров Предприятие (Фангахина) в архипелаге Туамоту, остров Беллинсгаузена (Мату-Оне — в 450 км от острова Таити) и северные острова цепи Ралик — атоллы Римского-Корсакова (Ронгелап) и Эшшольца (Бикини).

Океанографические результаты экспедиции на «Предприятии» были еще более значительны, чем результаты плавания на «Рюрике». Особенно выделяются работы плававшего на шлюпе физика Э. Ленца, который использовал сконструированные им вместе с профессором Е. Парротом батометр, для взятия водных проб с различных глубин и прибор для измерения глубин.

По окончании экспедиции капитан 2-го ранга Отто Августович Коцебу вновь был прикомандирован к начальнику Ревельского порта, затем назначен командиром 23-го флотского экипажа, в 1828 году его перевели в Гвардейский флотский экипаж. В 1830-ом «по расстроенному здоровью» вышел в отставку в чине капитана I ранга. Покинувший флот мореплаватель поселился в своем имении недалеко от Ревеля, где и умер в 1846 г.

Источники:
Коцебу О. Путешествия вокруг света. М.: Дрофа, 2011. С. 1-4.
Виноградова З. Исследования О. Е. Коцебу в Тихом океане во время плавания на бриге «Рюрик» в 1815-1818 гг. // Сборник «Страны и народы Востока». Выпуск №24. М.: Наука, 1982. С. 24-37.
Шешин А. Плавания Отто Коцебу // Морской флот. 1988. №12. С.53-54.
Пасецкий В. Русские открытия и исследования в Арктике. Первая половина XIX века. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. С. 67-82.

Источник

Отто Коцебу

30 декабря 1787 года родился мореплаватель Отто Коцебу.

Личное дело

Отто Евстафьевич (Оттон Августович) Коцебу (1787 – 1846) родился в Ревеле в семье знаменитого немецкого писателя Августа фон Коцебу. Был вторым из семнадцати детей. Когда мальчику исполнилось восемь лет, отец отдал его учиться в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Когда умерла мать, овдовевший отец женился вновь – на Вильгельмине Фридерике фон Крузенштерн, сестре Ивана Крузенштерна. Знакомство с Крузенштерном позволило пятнадцатилетнему Отто Коцебу поступить волонтером на корабль «Надежда», который под командованием Крузенштерна отправился в первую русскую кругосветную экспедицию. Плавание стало для Отто Коцебу школой морского дела, и он окончательно решил служить далее в военном флоте. Вернувшись в 1806 году из плавания, Отто получил чин мичмана. Спустя два года его назначили начальником транспортного судна на Балтийском море. В 1811 году он был произведен в лейтенанты и командовал судном на Белом море.

В 1814 году Отто Коцебу принял командование над строившимся бригом «Рюрик», которому предстояло отправиться в кругосветное плавание. 11 мая 1815 года новый корабль сошел со стапелей. Завершилась подготовка к кругосветному плаванию в Кронштадте, откуда «Рюрик» отчалил 30 июля 1815 года. После захода в Копенгаген и Плимут «Рюрик» вышел в Атлантический океан и направился к проливу Дрейка. По пути для пополнения запасов провианта он заходил в гавань Санта-Крус на острове Тенериф и в бразильский порт на острове Святой Екатерины. 23 января 1816 года «Рюрик» миновал мыс Горн. В феврале около месяца он стоял у побережья Чили, пока экспедиция готовилась к переходу через Тихий океан. Во время этого плавания Коцебу посетил остров Пасхи, а затем открыл несколько новых островов. 19 июня «Рюрик» прибыл к берегам Камчатки.

Дальнейший план экспедиции состоял в том, чтобы пройти Беринговым проливом и отыскать путь в Атлантический океан вдоль северных берегов Америки. В начале июля «Рюрик» вышел из Авачинской губы и направился на север. Обойдя с запада остров Святого Лаврентия, лежащий в северной части Берингова моря, «Рюрик» подошел к мысу Принца Уэльского — крайней западной точке американского побережья. Двигаясь вдоль американского континента, Коцебу посчитал, что обнаружил проход в Северный Ледовитый океан, но оказалось, что экспедиция открыла крупный залив, названый потом именем Коцебу. Затем «Рюрик» отправился на запад, где Коцебу описал залив Лаврентия на чукотском побережье с двумя небольшими островами Хромченко и Петрова, названных так в честь штурманов «Рюрика». Затем «Рюрик» повернул на юг, с тем чтобы провести осень и зиму в более благоприятном климате и вернуться к исследованиям на следующий год.

Коцебу привел свой корабль в Сан-Франциско, затем на Гавайские острова. В декабре 1816 года плавание было продолжено среди Маршалловых островов, были открыты атолл Нового года, затем остров Румянцева. В лагуне острова Румянцева экспедиция провела месяц. Там Коцебу от местных жителей узнал о расположении близлежащих островов и в течение февраля открыл еще четыре острова: Чичагова, Аракчеева, Де-Траверсе и Крузенштерна. В конце февраля «Рюрик» вновь отправился на север. 1 апреля корабль попал в сильный шторм. В результате на «Рюрике» был сломан бушприт, а несколько членов команды были ранены, в том числе и сам Коцебу: при резком крене корабля он упал и ударился грудью об острый угол так сильно, что потерял сознание. После этого его не оставляло постоянное недомогание и он не всегда даже мог вставать с постели.

Тем не менее «Рюрик» продолжил путь на север, дойдя 28 июня до острова Святого Лаврентия. Дальнейший путь оказался закрыт льдами. В результате ухудшения здоровья Отто Коцебу было принято решение возвратиться на юг. Экспедиция вернулась в Кронштадт через Манилу, Кейптаун, остров Святой Елены, Портсмут, Копенгаген и Ревель. Отто Коцебу был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом.

В 1823 – 1826 годах Отто Коцебу, командуя шлюпом «Предприятие», совершил свое третье кругосветное плавание с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. Во время этого плавания открыл еще ряд островов в Тихом океане. По возвращении в 1826 году Отто Коцебу произведен в капитаны второго ранга. Был прикомандирован к начальнику Ревельского порта, затем назначен командиром 23-го флотского экипажа, в 1828 году его перевели в Гвардейский флотский экипаж. Командовал линейным кораблем «Император Петр I». В 1829 году стал капитаном первого ранга.

В 1830 году ушел по болезни в отставку в возрасте 42 лет. Последние годы жизни провел в имении Кыуэ под Ревелем.

Отто Коцебу умер 3 февраля 1846 года. Похоронен на кладбище при лютеранской Церкви Святого Николая в эстонском поселке Козе.

Чем знаменит

Особенностью плавания Отто Коцебу на бриге «Рюрик» было то, что оно стало первым кругосветным путешествием русских моряков, проведенным исключительно с научными целями. Предшествующие кругосветные плавания организовывались Российско-американской компанией для снабжения своих поселений продовольствием и необходимыми товарами. «Рюрик» же снаряжался на средства государственного канцлера графа Николая Румянцева, известного мецената, «покровителя наук и искусств». Программа исследований была составлена Крузенштерном. Во время плавания Коцебу открыл и исследовал многочисленные группы коралловых островов в Тихом океане, предпринял поиски островов, ранее упоминавшихся мореплавателями и нанесенных на карты, определял координаты ранее открытых островов (Пализеровы и Пенриновые острова). Экспедиция внесла существенные исправления и дополнения в карту Тихого океана. На нее были нанесены новые группы островов, носящие русские названия. В 1816 году в северной части архипелага Туамоту Коцебу открыл атоллы Румянцева (Тикеи) и Спиридова (Такапото), цепь Рюрика (Арутуа), остров Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Радак (Маршалловы острова) острова Кутузова (Утирик) и Суворова (Така). У побережья Аляски был открыт залив Коцебу и подробно описано его побережье. Во время плавания экспедиция Коцебу проводила метеорологические и океанографические наблюдения. Широко производились измерения глубин моря с помощью особо сконструированного прибора, измерялась температура воды на глубине, ее прозрачность, брались пробы грунта и морской воды.

О чем надо знать

Не меньше, чем открытия в области физической географии, были значимы и биологические открытия, совершенные во время плавания на «Рюрике». В экспедиции принимали участия натуралисты Иоганн Эшшольц и Адельберт Шамиссо. Ими были собраны богатые коллекции. Шамиссо открыл чередование поколений у сальп – семейства морских животных из подтипа оболочников. Он установил, что у этих существ есть два поколения, одно из которых размножается почкованием, а другое способно к половому размножению. До этого открытия ученые считали представителей полового и бесполого поколений сальп разными видами животных – настолько отличался их внешний облик. В результате исследований, предпринятых на тихоокеанских островах, Эшшольцем и Шамиссо была предложена теория образования коралловых атоллов, которую позднее высоко оценил Чарльз Дарвин.

Прямая речь

«В весьма молодых летах сопутствовал он мне, будучи кадетом, на корабле “Надежда”, и в сем путешествии положил весьма хорошее основание к познаниям по той службе, которой решился себя посвятить. Особенно имел я случай заметить, что он с отличным рвением занимался описью берегов, астрономическими наблюдениями и черчением карт, что для него было весьма кстати поелику он, по окончании того путешествия, не мог бы имети столь удобного случая образоваться в сей области морского служения».

Иван Крузенштерн об Отто Коцебу

«Физические наблюдения возлагаются на вас и на естествоиспытателя. В вас обоих предполагаю я страстную склонность к наукам. А потому, хотя бы наблюдения эти и не относились собственно к должности вашей, однако же я уверен, что, одушевляясь пламенным рвением ко всему полезному, вы обратите на них полное ваше внимание. Если я и почитаю невозможным, чтобы кто-либо мог сравниться с Гумбольдтом, то тем не менее пример этого достопамятного мужа служит сильным поощрением, доказывая на самом деле, сколь много совершить может один человек, который, одарен будучи счастливым сложением, вместе с тем соединяет столь благородную наклонность к добру. Мы ожидаем, что вы будете делать как можно чаще, а особенно на берегу, наблюдения над отклонением компаса и над наклонением магнитной стрелки. Сколь важны опыты над степенью теплоты морской воды в различных глубинах, в том удостовериться можно из сочинения астронома Горнера, помещенного в третьей части моего путешествия; не менее того привлекательны опыты над степенью солености воды в различных глубинах».

Из инструкции, данной И. Крузенштерном О. Коцебу перед плаванием «Рюрика»

«Моя болезнь со времени отплытия от Уналашки день ото дня усиливалась. Стужа до такой степени расстроила мою грудь, что я чувствовал в ней сильное стеснение; наконец, последовали судороги в груди, обмороки и кровохаркание. Теперь только я понял, что мое положение опаснее, чем я предполагал, и врач решительно объявил мне, что я не могу оставаться вблизи льда. Долго я боролся с самим собой: неоднократно решался, презирая опасность смерти, докончить свое предприятие: но, когда мне приходило на мысль, что, может быть, с моей жизнью сопряжено сбережение «Рюрика» и сохранение жизни моих спутников, тогда я чувствовал, что должен победить честолюбие. В этой ужасной борьбе меня поддерживала твердая уверенность, что я честно исполнил свою обязанность. Я письменно объявил экипажу, что болезнь принуждает меня возвратиться в Уналашку. Минута, в которую я подписал эту бумагу, была одной из горестнейших в моей жизни, ибо этим я отказался от своего самого пламенного желания».

Отто Коцебу об отказе от планов пройти Беринговым проливом

10 фактов об Отто Коцебу

  • В кругосветном плавании на «Надежде» вместе с Отто Коцебу участвовал его брат Мориц (Маврикий). В дальнейшем он предпочел карьеру армейского офицера, участвовал в войне 1812 года, дослужился до чина генерал-лейтенанта, затем был сенатором.
  • Во время плавания на «Рюрике» Отто Коцебу выдвинул предположение о существовании в древности сухопутного моста между Азией и Америкой, а «острова Гвоздева суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного [Дежнева] с мысом Принца Валийского».
  • За два своих кругосветных путешествия Отто Коцебу открыл 399 островов.
  • В 1788 году англичане, открывшие Пенриновы острова, приняли их за один остров. Коцебу обнаружил, что это архипелаг из пятнадцати островов.
  • 23 января 1816 года во время шторма при прохождении мыса Горн Отто Коцебу смыло за борт и он смог спастись, ухватившись за канат.
  • Одному из открытых в 1825 году островов Отто Коцебу дал название «атолл Эшшольца». Сейчас этот остров более известен под полинезийским названием – Бикини.
  • Собранные экспедициями Коцебу предметы быта жителей тихоокеанских островов хранятся в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере).
  • Натуралист Иоганн Эшшольц назвал в честь Коцебу открытую им на Филиппинских островах бабочку Pachliopta kotzebuea, из семейства парусников.
  • На побережье залива Коцебу сейчас стоит город, носящий такое же название.
  • Одна из линий породы собак аляскинский маламут носит название «коцебу».

Источник

Оцените статью