Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в России
Аннотация. В статье подробно рассмотрю проблемы, связанные с коррупционной деятельностью государственных служащих. За основу возьму исследования зарубежных борцов с коррупционными процессами с целью формирования в России практичного решения коррупционной деятельности. В данной статье сделаю различные предположения решения данной проблемы при помощи антикоррупционного законодательства и др.
На данный момент существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законодательством. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Уделяется большое внимание вопросу предотвращения коррупции, из-за масштабных негативных факторов. Все понимают, что избежать таких процессов возможно только при осуществлении твердых политических намерений и антикоррупционных глобальных мероприятий.
По словам большого количества специалистов, анализирование зарубежной практики антикоррупционных программ поможет России сформировать целые комплексы по борьбе с коррупционными процессами [1]. Следует выделить страны, в которые достигли успехов в реализации антикоррупционных программ: Финляндия, Швеция, Дания, Австралия, Канада, Нидерланды, Сингапур, Швейцария, Люксембург, Великобритания, Германия, Израиль, Франция, США [2]. Эти странны очень различаются по характеру программ противодействия коррупции: от имеющегося законодательства, до моральных устоев работников и их контроля.
Одной из первых, по реализации антикоррупционной деятельности начало правительство Сингапура, и довольно в короткие сроки добилось успеха в этом. Их стратегия была направленна на определенные цели: жесткая регламентация полномочий чиновников, методы упрощения бюрократической системы, оздоровление морально-психологического положения и этического порядка. Сформировались новые антикоррупционные акты, с учетом того, что власть пользуется высоким авторитетом, начали активно функционировать различные Бюро по борьбе с коррупционными процессами. Широко применяема стала система штрафов, лишения свободы, конфискаций, увольнений и др. Так же в зону риска попали не только сами взяточники, но и их семьи и родственники (ставилось под сомнение их светлое и успешное будущее).
Не могла оставить без внимания и политику государства Израиля в антикоррупционной составляющей. В Израиле с коррупцией борются самыми жестокими методами. Причем, невзирая на должности и заслуги взяточников. Есть две основные статьи, по которым судят коррупционеров. Первая — это взятка. А вторая — это нарушение общественного доверия. Когда невозможно доказать, что человек брал взятку, не поймали его на том, что он брал деньги, но можно доказать, что он своими действиями нанес ущерб государству ради выгоды. Или даже без выгоды, но нарушил то доверие, которым мы облекаем власть имущих — то такой человек идет под суд.
Совершенно противоположной антикоррупционной политикой обладают Нидерланды. Правительство государства решило сделать опор на создание уважительных взаимоотношений с чиновниками. Суть их программы: регулирование деятельности людей, которые находятся на постах и подвергаются коррупционному риску; антикоррупционная культура; создание той обстановки, при которой человеку просто не выгодно совершать коррупционные сделки и т.д.
Борьба с коррупцией в США составляет некое сочетание и пресечения коррупционной деятельности (уголовная ответственность, уголовно-правовая ответственность) и просто преодоления коррупционных процессов (мирным способом). В США был принят Кодекс этики правительственной службы в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно: ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам; исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения; работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей; находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач; никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей; не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности; не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей; никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды; вскрывать случаи коррупции при их обнаружении; соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия [3].
В Канаде коррупционные правонарушения имеют характер самых тяжелых преступлений против общества (иногда приравниваются к измене). Ответственность в Канаде несет не только получатель взятки, но и взяткодатель. Так как подобные правонарушения приравниваются к государственной измене, то и наказание весьма серьезное, оно включает: тюремный срок до 14 лет и лишение депутатской деятельности без возможности восстановления и работы в подобных сферах.
Опыт Китая в борьбе с коррупцией так же интересен. Хотя не назвать эту страну успешной в сфере антикоррупционной деятельности, но здесь преобладает другая опора: многовековые культурные традиции народа. Партийные организации и государственное управление отвечают за антикоррупционную деятельность [4]. Народные суды занимаются исключительно коррупционными делами [5]. Согласно действующим нормам, оговариваемым в УК, в отношении пойманных на коррупции чиновников и партийных функционеров практически любого уровня приговоры жесткие — либо огромные тюремные сроки или же смертная казнь. Со временем изменилась технология самой казни — вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертные инъекции. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора означает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение — с учетом примерного поведения и искреннего раскаяния осужденного. И всегда это сопровождается конфискацией имущества [6].
По словам исследователей, схожий характер с коррупцией России имеет Франция. Встречаются такие прецеденты в сферах: расходования денежных средств государственного бюджета, муниципальная государственная служба, взаимоотношения между предпринимателями и органами власти. Функции борьбы с расточительством и казнокрадством чиновников во Франции традиционно занимались Госсовет, Счётная палата и Генеральная инспекция финансов. Однако для полноценной борьбы со взяточничеством необходимо было либо изменить функции этих структур, либо создавать новые. В результате, начиная с 90-х годов, были созданы четыре государственных организации, ответственных за противодействие коррупционной деятельности: центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция [7].
Подводя итог сделаю выводы: все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих. Исследование зарубежного опыта борьбы с коррупцией показывает, что очень важен хорошо отлаженный механизм правового обеспечения, информационно-разъяснительного обеспечения, и организации кадров в политике противостояния коррупции. На основе опыта стран с успешной антикоррупционной политикой можно выявить список наиболее важных мер пресечения коррупции:
• Создание отлаженной системы государственных органов; организация профессионального правительственного общества, способного принимать антикоррупционные решения;
• Создание твердой правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;
• Внедрение кодексов этики и нравственных устоев;
• Отслеживание профессионализма служащих;
• Исключение возможности преследования частных интересов;
• Повышение уровня прозрачности управленческих процессов; усиление контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти [8].
• Организация материального стимула, зарплата должна обесценивать доходы от взяток;
Зарубежный опыт может быть адаптирован и применен в реализации Российской антикоррупционной компании. Это затрагивает такие сферы как: развитие правовых и законодательных противодействий коррупции; устранение коррупциогенных факторов; соблюдения требованийи к служащим; разработка системы мониторинга коррупционных правонарушений в целях принятия мер;
Источник
Казнить нельзя помиловать. Как наказывают за коррупцию в разных странах мира.
Согласно последним данным неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International, самыми коррумпированными странами являются Сомали и Сирия. Все это конечно обусловлено тем, что эти государства охвачены гражданскими войнами.
Обратим внимание на картинку.
Не думайте, что если видите Россию на 135 месте, то у нас все хорошо. Рейтинг начинается с государств, в которых наблюдается наименьшее восприятие коррупции. Это, чтоб вы знали, как мы выглядим в глазах мировой общественности.
В этой статье я хочу рассказать о том, какие последствия и наказания предусмотрены за коррупцию во многих странах мира. А начнем мы с более гуманного.
Согласно законодательству Германии, наказание за дачу взятки должностному лицу наказывается сроком от 3 месяцев до 5 лет. В менее тяжких случаях сроком до 2 лет или денежный штраф. В тяжких случаях – лишение свободы на срок не менее 2 лет.
В Великобритании согласно закону, лицо признанное виновным за коррупционное преступление наказывается сроком от 3-х до 7 лет. Пи этом он обязан оплатить стоимость полученной взятки.
Во Франции согласно законодательству за взяточничество для руководителей и служащих коммерческих организации предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 7 лет. А для должностных лиц до 10 лет лишения свободы.
Почему эти сроки я называю гуманными? Потому что в странах Азии и на ближнем востоке со взяточничеством не церемонятся.
В Тайланде согласно поправкам в законе о коррупции от 13 июля 2015 года. За взятку в особо крупном размере предусмотрена смертная казнь либо пожизненное заключение. При чем не только для своих граждан, но и для иностранцев, признанных виновными в совершение преступления.
ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
В ОАЭ закон о коррупции сопоставим с воровством. Здесь за взяточничество преступника лишают руки.
В Китае за последние 10 лет было публично расстреляно порядка 10 тысяч человек и чуть больше осуждены сроком от 10 до 20 лет. В «поднебесной», как и в Тайланде за взятку в особо крупном размере предусмотрена смертная казнь в виде расстрела.
Ну и наконец Россия.
В нашей стране за взятку в особо крупном размере наказывают денежным штрафом от 80- до 100-кратного размера взятки либо лишение свободы сроком от 8 до 15 лет. Ну это по законодательству. На практике же все иначе.
Источник
Наказание за взяточничество в разных странах мира. Справка
Российские компании заняли наихудшую позицию в мировом «индексе взяткодателей» (Bribe Payers Index), опубликованном во вторник международной организацией Transparency International.
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией
Во всем мире коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, за которое предусмотрено уголовное или административное наказание. Дела о коррумпированности государственных деятелей подвергаются общественной огласке.
США
Самой решительной политикой в борьбе с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. На международном уровне признается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широкое понятие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.
Законодательство США предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. То и другое наказание могут быть совмещены по решению суда. За стимулирование совершения законных действий должностным лицом, т.е. за дачу и получение «чаевых», законодательство США предусматривает штраф, размер которого определяет суд, или лишение свободы до 2 лет, или совмещение того и другого.
Отдельная норма законов США предусматривает уголовную ответственность руководителей банков за предоставление ссуды или денежного подарка инспектору или помощнику инспектора, который проверяет банк или имеет право проверять его. Данная норма является профилактикой взятки. При привлечении к ответственности не нужно доказывать, что инспектор произвел какие-либо действия в пользу банка. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штраф на сумму ссуды или подарка. Такое же наказание и дисквалификация ожидают инспектора, принявшего ссуду или подарок от банка, который он инспектирует или может инспектировать.
Специальная норма касается активного и пассивного подкупа работников федеральной банковской системы, нацеленного на получение кредита. Статья предусматривает штраф до 1 млн долларов или в тройном размере от ценности вещи, данной, предложенной, обещанной, выпрашиваемой, потребованной, принятой или которую согласился принять подкупаемый. Предусматривается также лишение свободы до 30 лет или совмещение того и другого наказания. Если ценность взятки не превышала 1 тысячу долларов, то лишение свободы не может быть более одного года.
Уголовно наказуемым является и требование или получение денег или имущественных ценностей с целью способствовать устройству на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год, или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением того и другого вида наказания. Исключение делается для специальных агентств по найму, получающих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.
Канада
Государственный служащий, занимающий должность в суде или в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.
В странах Европы мера наказания варьируется от штрафа до лишения свободы.
Франция
Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий, и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков (не зависимо от их стоимости) под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2‑х до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.
Германия
В Германии должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. В качестве квалифицированного состава этого преступления предусмотрено такое же деяние, если оно совершено судьей или третейским судьей при отправлении правосудия. Оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.
Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг – преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет. В менее тяжких случаях – лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. Значительно строже наказываются те же действия, совершенные судьей или третейским судьей, ‑ они влекут за собой лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет и лишь в менее тяжких случаях ‑ лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Великобритания
В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 года и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно оно лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.
Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.
Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника.
Италия
Согласно Уголовному Кодексу Италии, вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо либо исполняющий обязанности должностного лица, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет. Ответственность за получение взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение.
УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.
Финляндия
В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы. При этом лицо освобождается от занимаемой должности, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств.
Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском уголовном кодексе в начале 1980‑х годов. Расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций.
Казнь за взяточничество полагается и на Кубе.
Источник