- Налоги и налогообложение
- Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах
- Налоги и Право
- повышение юридических знаний
- Ответственность за нарушение налогового законодательства в разных странах
- Ответственность на налоговые правонарушения (на примере отдельных стран)
- курсач 2003.doc
- Глава 1. Налоговое правонарушение
- 1.1.Понятие, объект и субъекты налогового правонарушения.
- 1.2. Группы налоговых правонарушений
- 1.3. Ответственность за налоговые правонарушения.
Налоги и налогообложение
Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах
Наряду с превентивными мерами для борьбы с налоговыми правонарушениями используется и наказание.
Законодательство зарубежных стран за нарушение налоговых норм предусматривает гражданские, административные, а в некоторых случаях и уголовные санкции. Выбор между ними регулируется довольно сложными правилами и процедурами.
Наказания за налоговые правонарушения в целях удобства изложения условно разделим на две категории — наказания прямого и косвенного воздействия. К первой группе санкций относятся штрафы, конфискация объектов обложения, которые пытались скрыть, лишение свободы и т.д. Причем некоторые из этих санкций могут выступать одновременно в качестве наказания как за совершенное преступление, так и за различные правонарушения неуголовного характера. Очевидно различие штрафа, взыскиваемого за недоплату налогов, и штрафа карающего представление ложных сведений, связанное с обманными действиями и сокрытием объекта налогообложения. В последнем случае штраф выступает как уголовная санкция.
Во Франции налоговые санкции могут применяться только по требованию налоговых властей: никто, кроме налоговой администрации. по французскому законодательству, не может преследовать в уголовном и административном порядке за совершение правонарушений налогового характера.
Спецификой налоговых преступлений объясняется тот факт, что в США проведение уголовных расследований по этому виду правонарушений осуществляется специальными агентами Службы внутренних государственных доходов, которая входит составной частью в структуру Министерства финансов и чьи отделения расположены по всей стране. Этой же причиной законодатель руководствовался, когда увеличивал срок давности для налоговых преступлений.
Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам налоговых санкций, можно выделить два основных подхода.
Первый подход — «американский» — характеризуется прежде всего ужесточением санкций. Так, согласно Кодексу внутренних государственных доходов (ст. 7203, раздел 26 Свода законов США) опоздание с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как уголовное преступление (мисдиминор). В этом случае Служба внутренних государственных доходов должна доказать на суде, что обвиняемый был обязан представить налоговую декларацию, не представил ее своевременно и сделал это умышленно. В случае признания вины подсудимого суд может лишить его свободы на срок до одного года или наложить штраф.
Попытка уклониться от уплаты налога путем представления ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением и относится к категории фелоний. Если поддерживающим обвинение удается доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и что эти действия предпринимались им умышленно либо что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на шесть лет.
Используемая в США практика «сделок о признании вины» нередко приводит к тому, что налоговые санкции используются для наказания за неналоговые преступления. Всякая деятельность, связанная с извлечением преступных доходов (нарко- и порнобизнес, подпольные тотализаторы, незаконная торговля оружием и т.п.), влечет за собой сокрытие этих доходов от налогообложения. Доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов оказывается лете, чем обвинить в совершении иных преступлений, поскольку в первом случае преобладают документальные доказательства, а во втором все доказательства нередко строятся на признании, которое в любой момент может быть дезавуировано. Хрестоматийным примером является судебный процесс в 1930-е гг. над главой чикагских гангстеров Аль Капоне. Тогда он был посажен в тюрьму на 111 лет с уплатой штрафа в 70 тыс. долл. за нарушение налогового законодательства.
Второй подход — «европейский» (так условно может быть названа вторая тенденция зарубежного законодательства в вопросе установления налоговых санкций) — отличается более гуманным обхождением с нарушителями налоговых норм. В последнее время для европейского законодательства стала характерной декриминализация ряда санкций за налоговые правонарушения, т.е. выделение их из сферы уголовного права.
При этом уголовные санкции часто заменяются системой платежей (доплат к налогам), взыскиваемых не судами, а иными государственными органами. Так, согласно законодательству Турции в случае выявления продажи товаров по намеренно заниженным ценам поставщик облагается антидемпинговым налогом и дополнительным компенсационным сбором. В этом случае антидемпинговая пошлина обеспечивает возмещение ущерба, а дополнительный компенсационный сбор носит характер штрафных санкций.
Ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов нередко сопровождается амнистией лиц, сознавшихся в совершении подобных правонарушений (Израиль, 1954, Франция. 1952, когда амнистировались владельцы капиталов, скрытых за рубежом, в случае возвращения этих капиталов на родину). Однако практика показывает, что этот способ борьбы с налоговыми деликтами недостаточно эффективен.
Во многих странах за налоговой администрацией закрепляется право преимущественной покупки товара в случае, если в декларации указана явно заниженная его цена. Другая ситуация складывается тогда когда суд устанавливает размер возмещения за ущерб, причиненный имуществу налогоплательщика. За основу расчета судья может взять налоговую декларацию, и если налогоплательщик занизил в ней стоимость своего имущества то и получаемая им в порядке возмещения за причиненный ущерб сумма будет меньше реальной стоимости имущества.
Потерей части причитающегося возмещения может обернуться заниженная стоимость имущества в налоговой декларации, поскольку в случае отчуждения частной собственности в публичных интересах суд или специальная оценочная комиссия будут исходить из цифр, фигурирующих в налоговой декларации.
Источник
Налоги и Право
повышение юридических знаний
Ответственность за нарушение налогового законодательства в разных странах
Ответственность за нарушение налогового законодательства в разных странах отличается. Рассмотрим примеры ответственности в разных странах.
Страна | Уголовная ответственность и штрафные санкции |
Россия | Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Неуплата или неполная налога: — по неосторожности до 20% от неуплаченной суммы; — умышленно – 40%. |
США | Попытка уклониться или избавиться от уплаты налога»: «тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного данным Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелонии и должен быть наказан штрафом в размере 100 тыс. долларов или лишением свободы на срок до пяти лет либо обоим наказаниям вместе с уплатой понесенных обвиняемым судебных издержек». Для корпорации, признанной виновной в нарушении налогового законодательства, сумма штрафа увеличивается до 500 тыс. долларов. Совершает тяжкое преступление тот, кто намеренно составляет или заполняет фальшивую декларацию или иной содержащий ложную информацию документ, удостоверяемый под страхом ответственности за лжесвидетельство, либо подделывает подпись, запись в книге и прочее с целью сокрытия имущества, утаивает или искажает сведения о доходах. Виновный наказывается штрафом в размере до 100 тыс. долларов и (или) лишением свободы на срок до трех лет; в отношении корпорации штраф увеличивается до 500 тыс. долларов. В отдельную группу выделены уголовные преступления, относящиеся к покупке, продаже, обмену, использованию марок, купонов, билетов и прочих знаков уплаты, предназначенных для сбора, уплаты налогов (§ 7208 — 7209). Любой подлог, связанный с такими знаками уплаты, является фелонией и наказывается штрафом в размере 10 тыс. долларов и (или) лишением свободы сроком до пяти лет. |
Германия | Неограниченная налоговая ответственность установлена для лиц, постоянно проживающих в Германии. В случае незаконного использования налоговых льгот, которое привело к значительному сокращению налогооблагаемой базы, предусматривается более строгое наказание в виде лишения свободы. Минимальный размер санкции за уклонение от уплаты налога составляет лишение свободы на срок 6 месяцев. Самостоятельным видом налоговых преступлений считается подделка знаков уплаты пошлины. Признаки этого преступления содержатся не в налоговом, а в уголовном законе, который предусматривает наказание в форме штрафа или лишения свободы на срок до 5 лет (§ 148 УК ФРГ). |
Великобритания | Максимальные тюремные сроки заключения — до 14 лет Ставки штрафов рассчитываются в зависимости от неточности: — до 30% от потенциально потерянного дохода в случае небрежности; — до 70% в случае преднамеренной неточности; — до 100%, если неточность была допущена преднамеренно и налогоплательщик пытался это скрыть. |
Ирландия | Умышленная неуплата налога наказывается 100% штрафом от суммы неуплаченного налога Неуплата налога по неосторожности наказывается штрафом в размере 20%, но не менее 3000 фунтов. Источник Ответственность на налоговые правонарушения (на примере отдельных стран)Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:21, курсовая работа Краткое описаниеОбъектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения. Содержание работыВведение. 3 Содержимое работы — 1 файлкурсач 2003.docФедеральное агентство по образованию РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Курсовая работа на тему: «Ответственность на налоговые правонарушения (на примере отдельных стран)». студентка группы 7046 Введение. Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще, ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения. Курсовая работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем — это ответственность на налоговые правонарушения (на примере отдельных стран). Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития общества, существование рыночных отношений, интеграция стран требует изменения не только в Российском, но в международных налоговых законодательствах. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения. Предметом исследования – налоговые правонарушения, обладающие специфическими чертами и возможностями в условиях современной юридической действительности Цель и задачи. Целью и задачей курсовой работы является раскрыть виды правонарушений и меры по наказанию в области налогообложения, а также сравнить с опытом зарубежных стран в решении этого вопроса. Глава 1. Налоговое правонарушение1.1.Понятие, объект и субъекты налогового правонарушения.В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. 2 Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. 3 К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых — все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. Объект. Каждое деяние, за которое установлена юридическая ответственность, причиняет вред определенным общественным отношениям. Эти охраняемые законом общественные отношения и являются объектом посягательства, иными словами — объектом правонарушения. Общим объектом нарушений налогового законодательства является налоговая система страны. Именно ей наносят ущерб любые нарушения норм налогового законодательства. Анализ налоговых отношений позволяет выделить ряд групп отношений, наиболее тесно связанных между собой по содержанию. Такие группы охраняемых законом однородных, взаимосвязанных налоговых отношений рассматриваются в качестве родового (специального) объекта правонарушения. Налоговые правонарушения нельзя сводить только к нарушению, допускаемому налогоплательщиками, — уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид нарушений налогового законодательства. Внутри родовых объектов правонарушений выделяются непосредственные объекты, против которых прямо и непосредственно направлены деяния правонарушителей. Непосредственный объект правонарушения позволяет судить о характере и общественной опасности поступка. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обуславливает выбор взысканий. При анализе конкретных нарушений налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение для квалификации деяния. Правонарушения, имеющие одинаковые признаки, квалифицируются различно в зависимости от объекта правонарушения. Например, непредставление налоговой декларации в одном случае может быть связано с неуплатой или несвоевременной уплатой налога, а в другом — с полной уплатой в авансовой форме. В разных составах может быть один объект правонарушения. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения. Например, обязанности по уплате налогов выступают объектом посягательств разных правонарушений. Для их разграничения необходимо установить, какие конкретные деяния привели к нарушению обязанностей по уплате налогов. 4 Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию. Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. В зарубежных странах, так же как и в России, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с восемнадцати- или шестнадцатилетнего возраста. Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства, прежде всего, выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица. 5 1.2. Группы налоговых правонарушенийПо своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы: 1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ) 2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ) 6 3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ) 4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ) В зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений: а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным осуществлением налоговых изъятий и непосредственно влекущие финансовые потери государства; б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения. 7 По непосредственному объекту состава налоговых правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на: — материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога; — процессуальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях. 8 Определяя систему нарушений законодательства о налогах и сборах в зависимости от направленности деяний можно выделить: — правонарушения против системы налогов; — правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков; — правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности; — правонарушения против контрольных функций налоговых органов. — правонарушения против системы налогов; — правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков; — правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; — правонарушения против исполнения доходной части бюджетов; — правонарушения против контрольных функций налоговых органов; — правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности; — правонарушения против обязанности по уплате налогов. 9 1.3. Ответственность за налоговые правонарушения.Во всех государствах предусматривается обязанность граждан уплачивать налоги. Это естественно, поскольку налоги составляют основную часть государственного бюджета. Во многих странах прямые налоги, непосредственно уплачиваемые физическими и юридическими лицами, приносят более половины государственных доходов. При этом также естественно и то, что граждане не любят платить налоги, считая, что государство далеко не всегда эффективно использует получаемые финансовые средства для осуществления своих социально-экономических программ. Есть и другие причины, по которым граждане не любят платить налоги, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Государство, в свою очередь, понимает, что лишь убеждением уплаты налогов добиться невозможно, поэтому устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушение в выполнении налоговой обязанности. 10 К налоговым преступлениям законодательство зарубежных стран относит нарушения по уплате различных налогов, а также таможенные правонарушения прямо или опосредованно связанные с уплатой таможенных пошлин. В ряде стран к числу налоговых преступлений относят не только действия лиц, уклоняющихся от уплаты, но и злоупотребления должностных лиц и работников налоговых служб. 11 В зарубежных странах предусмотрено два основных вида ответственности за налоговые правонарушения: административная и уголовная. Однако в каждом государстве решение вопроса ответственности имеет свои особенности, определяемые законодательством и доктриной. Прежде всего, следует определиться с критерием разграничения административной и уголовной ответственности. Дело в том, что принятый в отечественной науке и понятый российскому юристу критерий степени общественной опасности противоправного деяния в западноевропейской правовой доктрине не признается как отличительный признак разграничения видов правовой ответственности. В странах Европы и США таким критерием является воля законодателя: Источник |