Овощные культуры страны лидеры

Мировой рынок овощей и бахчевых культур

Объем мирового производства овощей и бахчевых культур оценивается отраслевыми экспертами в 1150 млн. тонн. Отрасль показывает динамичный рост: с 1993 года объем производства вырос более чем в 2 раза. При этом посевные площади увеличились с 34,2 млн. га до 58,2 млн. га, а рост урожайности составил 25% (в среднем с 15 до 20 тонн с гектара). Большая часть посадок овощей в мире – в открытом грунте. Под теплицы отдано не более четверти от всех площадей.

Всего в мире в промышленных масштабах культивируется 30-35 видов овощных культур, но в каждом из регионов, в зависимости от агроклиматических условий, структура производства меняется. Так, в России выращивается всего 10-15 основных видов овощей, в том числе: картофель, капуста, томат, огурец, лук, чеснок, морковь, свекла, бобы, зеленные культуры. Из бахчевых наиболее распространены – арбузы и дыни.

Всего в мире в промышленных масштабах культивируется 30-35 видов овощных культур, но в каждом из регионов, в зависимости от агроклиматических условий, структура производства меняется. Так, в России выращивается всего 10-15 основных видов овощей, в том числе: картофель, капуста, томат, огурец, лук, чеснок, морковь, свекла, бобы, зеленные культуры. Из бахчевых наиболее распространены – арбузы и дыни. Крупнейший производитель овощей в мире – Китай.

Мировой рынок овощей включает 2главных сегмента: свежие овощи и консервированные овощи. В группу консервированных овощей включаются замороженные овощи, овощные пресервы и сушеные овощи. Суммарный объем мировой торговли овощами (исключая бобовые) составляет $47,5 млрд. (44 млн. тонн.). В сравнении с общим мировым объемом производства размер международного рынка овощей незначителен.

Читайте также:  Страны западного региона зарубежной европы

В сегменте свежих овощей основной объем торговли приходится на томаты и лук. Ведущими мировыми поставщиками свежих томатов являются Голландия и Мексика – доля каждой из этих стран на мировом рынке составляет 22%.

Крупнейший импортер томатов – США, закупившие в 2015 году почти 1,6 млн. тонн на общую сумму более $ 2 млрд. Россия – на третьем месте в мире по объемам импорта: 665 тыс. тоннили $680 млн., что соответствует 8% от всего мирового рынка томатов.

В сегменте лука и чеснока ведущий поставщик – Китай: 40% рынка, $2,4 млрд., 2,7 млн. тонн. На втором месте – Голландия, поставляющая лука на $675 млн., что соответствует 11% мирового рынка. Крупными покупателями являются США ($640 млн.), Великобритания ($289 млн.), а также страны Юго-Восточной Азии – Вьетнам, Индонезия, Малайзия. Суммарный объем закупок по этим 3 странам составляет $1,1 млрд.

Россия также является крупным покупателем лука и чеснока ($191 млн. 320 тыс. тонн в 2015 году). Важно, что климатические условия нашей страны прекрасно подходят для выращивания этой группы овощных культур, что создает отличные возможности для импортозамещения. Мировыми лидерами по поставке капусты, цветной капусты, кольраби и других родственных культур являются США, Китай и Испания. На каждую из 3 стран-лидеров приходится порядка 17% — 18% мирового рынка, а суммарный объем поставок составляет $1,43 млрд. или 1,5 млн. тонн. Крупнейшие покупатели капусты – Канада ($417 млн.), США ($381 млн.) и Великобритания ($289 млн.) На эти 3 страны в сумме приходится почти 40% мирового рынка. Россия по объемам закупок – на 9 месте ($79 млн.) В основном в нашу страну поставляется белокочанная и краснокочанная капуста из Китая и Ирана. Ведущие продавцы зеленого салата – Испания и США (совместно – более 50% рынка), моркови –Китай и Голландия (почти 40% рынка), oгурцов – Испания и Голландия (более 40% рынка). Лидирующие позиции по объемам закупок этих культур занимают –Канада и Германия (зеленый салат, морковь), а также США и Германия (огурцы). Россия в 2015 году приобрела на мировом рынке 226 тыс. тонн моркови на $117 млн (4 место в мире) и 146 тыс. тонн огурцов на $160 млн. (также 4 место в мире по объемам закупок). В сегменте замороженных овощей ведущими экспортерами являются Бельгия ($1,2 млрд, 1,3 млн. тонн, 20% мирового экспорта) и Китай ($957 млн, 870 тыс. тонн, 16,5% экспорта). Основной объем поставок идет в США и Японию (16% и 14% мирового рынка, соответственно). Россия закупила в 2015 году 108 тыс. тонн замороженных овощей на общую сумму $71 млн. В сегменте сушеных овощей абсолютным лидером по объемам экспорта — $2,8 млрд, 341 тыс. тонн, 65% рынка – является Китай. Объем поставок ближайшего конкурента – США — меньше в 13 раз. Ведущие покупатели сушеной овощной продукции – Вьетнам и Япония суммарно формируют треть мирового импорта в этой товарной группе. Овощные пресервы – относительно некрупный сегмент ($ 617 млн. в целом по миру в 2015 году). Ведущие поставщики – Китай и Индия. Крупнейшие потребители – Италия и Япония. Россия закупает овощных пресервов на $14 млн.

В целом в 2015 году Россия импортировала овощей на общую сумму более $1,6 млрд. При этом за последний год объем импорта снизился почти на 40%, что является самым низким уровнем за последние 5 лет.

В структуре импорта преобладают свежие овощи – томаты, лук и чеснок, огурцы. Суммарно на долю свежих овощей приходится более 90% всего импорта. На сегодняшний день Россия успешно развивает импорто- замещение овощной продукции. Агроклиматические условия в нашей стране, особенно в таких регионах, как Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край, позволяют успешно выращивать все наиболее востребованные овощные культуры. Главным направлением развития отрасли в ближайшие годы будет оставаться импортозамещение. Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных ФАО ООН, РОССТАТ и базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).»

Источник

Всемирная карта овощных культур. Глобальные тенденции отрасли

Спрос на овощи растет во всем мире. Не только из-за роста населения, но также и потому, что потребители все чаще осознают ценность еды на своих столах. Известное нидерландское финансовое учреждение Rabobank опубликовало всемирную карту овощеводства и описало глобальные тенденции разивтия этого сегмента сельского хозяйства

Всемирная карта овощей 2018 года показывает основные потоки торговли овощами. Вокруг нее расположена инфографика с основными достижениями отрасли, которые позволяют наглядно увидеть тенденции овощного рынка мира.

Трансформация упаковки

По оценкам, 70% всей продукции по-прежнему продается в первозданном цельном виде, однако спрос на предварительно вымытые, нарезанные и упакованные овощи в последние годы вырос во всем мире. Эта тенденция связана со спросом на полуфабрикаты и ростом количества небольших домашних хозяйств, это привело к росту спроса на мелкую фасовку.

Больше предварительно упакованных овощей означает больше упаковочного материала и, следовательно, отходов. «Компании, обрабатывающие овощи, работают очень эффективно. Они используют как можно меньше воды и выбрасывают гораздо меньше продуктов, чем граждане во время приготовления пищи дома. Поскольку небольшой размер пакета лучше ориентирован на потребности потребителей, мы с меньшей вероятностью выбросим продукты питания дома», — говорит Синди ван Рейсвик, аналитик по фруктам и овощам в Rabobank.

Кто до сих пор ест консервированные овощи?

Спрос на консервированные овощи снизился, хотя консервирование — хороший способ сохранить продукты и уменьшить количество отходов. Ван Рейсвик: «Во многих странах консервированные овощи воспринимаются как старомодные и содержащие «нездоровые» ингредиенты, такие как сахар и соль. В последние годы в секторе появились некоторые инновации, такие как миксы овощей, добавление соусов и минимизация использования соли и сахара. Гибкая упаковка более привлекательна и удобна в использовании и по чуть-чуть вытесняет банки».

Органические овощи: больше, чем просто роскошь

Популярность органических овощей набирает обороты во всем мире. По словам Ван Рейсвика, потребители имеют разные, часто личные причины, по которым они выбирают органические вещества: «Люди хотят получать здоровые, местные, некрупные, лежкие и ароматные продукты. Независимо от того, действительно ли предлагают органические овощи эти преимущества потребителям, еще предстоит доказать. Однако эти продукты –хорошее решение для потребителей, которые хотят делать осознанный выбор».

Органически выращенные овощи обычно дороже, поэтому их потребление частично связано с доходом. Доступность — еще один ключевой фактор. Производители, которые хотят перейти на органическое культивирование, должны понимать, что находятся в переходном периоде (в течение которого они имеют более высокие издержки, но еще не более высокие доходы). Между тем риски в органическом производстве выше, чем при традиционном земледелии.

Ван Рейсвик: «Тем не менее, экологически чистые овощи — это не роскошь для западного мира. Доля рынка в таких странах, как Китай, растет из-за наличия на нем различных пугающих составляющих. Это привело к тому, что потребители задумались о чрезмерном использовании защиты растений».

Парниковый эффект

Карта показывает, что во всем мире овощи выращиваются в теплицах и на вертикальных фермах. Это в ответ на спрос на неизменно высокое качество продукции без загрязнения круглый год, выращенное с использованием минимальных ресурсов.

«Биологическая защита сельскохозяйственных культур в теплицах достигла значительных успехов во всем мире. Управляемая среда, такая как теплица, позволяет минимизировать ошибки и успешно бороться с вредителями. В открытом поле это невозможно. Выращивание растений на субстратах помогает предотвратить заболевания и означает, что использование воды и удобрений можно контролировать. Это делает такой способ культивирования устойчивым, тем более, что можете получить гораздо большие урожаи за литр воды по сравнению с сельским хозяйством в открытом грунте».

«Неудивительно, что все больше и больше овощей выращивают в теплицах по всему миру. Однако основным препятствием является высокие инвестиции, необходимые для их строительства. Некоторые правительства поддерживают развитие устойчивого местного продовольственного снабжения и предлагают кредиты и субсидии для теплиц. Но банки, которые работают в этом сегменте, играют решающую роль в переходе к тепличному хозяйству».

Тенденция будущего — овощные блюда

Ван Рейсвик полагает, что в ближайшие несколько десятилетий значительно большая часть наших блюд станет растительной, оттеснив на второй план зерновые и животные белки. «Я вижу пусть медленный, но устойчивый тренд. Звучит много разговоров об альтернативах, таких как искусственное мясо или насекомые, но переход на овощи более логичен».

Источник

Овощеводство за рубежом

За рубежом овощеводство отличается в отдельных странах ассортиментом культур и методами их выращивания. Среди зарубежных социалистических государств особенно высок удельный вес овощеводства в растениеводстве и экономике Болгарии, где выращивают овощи в большом количестве на экспорт; 1-е место по посевным площадям и валовому сбору занимают томат, затем сладкий перец, овощной горох, лук, салат, цветная и белокочанная капуста, морковь и др.

Болгария экспортирует 19 видов свежих овощей и 24 вида овощных консервов в 26 стран. По масштабам гетерозисного семеноводства овощных культур она занимает 1-е место в мире. Быстро развивается овощеводство в Венгрии и Румынии, которые экспортируют значительную часть продукции. Выращивают главным образом томат, а также капусту, репчатый лук и перец.

В ГДР основные овощные культуры — овощной горох, морковь, сельдерей, капуста, огурец, томат, кочанный салат, кольраби. В Польше важное значение имеют капуста, лук, морковь, свёкла, томат, огурец.

Значительные площади под овощными культурами на Кубе, где возделывают томат, лук, огурец, бобы, баклажаны, капусту, салат, чеснок, морковь.

В Югославии на 1-м месте по объёму производства среди овощных культур стоит капуста, на 2-м — фасоль; возделывают также лук репчатый, порей-лук, чеснок, томат, перец, морковь и др.

В КНР овощеводство — одна из древнейших отраслей земледелия. Там выращивают около 80 видов овощных культур, больше всего на Юге и Юго-Западе страны.

Овощеводство отличается интенсивностью использования земельных площадей (получают по 3 — 9 урожаев в год на Юге и 1 — 3 урожая — в северных районах), преобладанием ручного труда. Основные культуры: китайская капуста, китайская редька, батун-лук, горчица (листовая и корнеплодная), чеснок, огурец, фасоль и др.

Среди капиталистических европейских стран наибольшую площадь под овощными культурами имеет Италия. Страна развитого овощеводства — Нидерланды. Получение дешёвой продукции достигается путём специализации хозяйств на ограниченном количестве культур, наличием большого количества теплиц и получением в них нескольких урожаев в год. Ассортимент возделываемых культур: томат, огурец, салат, цветная и брюссельская капуста, шпинат, порей-лук, морковь, сельдерей, петрушка, скорцонера, овощные горох и фасоль.

Нидерланды занимают 1-е место в мире по площади теплиц на душу населения (4,24 м). Свыше 30 различных видов овощей выращивают в ФРГ. В Великобритании наибольший удельный вес имеют овощные бобовые культуры и капуста (главным образом цветная и брюссельская), салат, кресс-салат и лук.

Овощеводство — крупная отрасль сельского хозяйства производства в США. Свыше 50% урожая овощей идёт на различные виды переработки. Богат ассортимент выращиваемых культур. Основные культуры: сахарная кукуруза, томат, овощные горох и фасоль, салат, спаржа. Существует строгая специализация в производстве овощей. Развито семеноводство овощных культур, получение и использование гетерозисных семян.

Важное значение овощеводства имеет в Мексике, где овощи (главным образом томат) выращивают на экспорт. В Японии овощеводство характеризуется высоким уровнем механизации, использованием высокопродуктивных гетерозисных гибридов, химических стимуляторов роста растений. Главные овощные культуры по объёму производства — китайская и белокочанная капуста, репчатый лук, огурец, томат, редька-дайкон. Развито и тепличное овощеводство. Применяются тоннели с плёночным покрытием.

Овощеводством так же занимаются в ряде стран Африки (АРЕ, Алжир, Тунис, Марокко).

Источник

Оцените статью